Амуниция для лошади: список необходимых аксессуаров

В этой статье будет рассказано об украшения конской упряжи, или как называют её в простонародье любители приборного поиска «конина». Рассмотрим популярные виды конины и приведём признаки, по которым можно примерно датировать найденную находку. В конце статьи интересные фото поделок того что можно сделать с найденной кониной. Надеюсь, эта статья поможет в том, чтобы в дальнейшем не было казусов как на фото ниже.

Украшать конскую упряжь начали с момента её появления. Скорее всего, сначала, это имело функциональное применение для затяжки ремней и разделения ремней в упряжи. В дальнейшем переросло в украшательство. Да ещё вдобавок злые духи не дремлют, лошадь нужно как-то защищать, вот и обвешивали лошадь яркими сверкающими бляхами и звонкими колокольчиками. Выполнялись из латуни, меди и бронзы, некоторые могли быть позолочены.

Виды сбруи

Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Выездные.
  3. Транспортные.

Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:

  1. Одиночные.
  2. Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
  3. Многолошадные. Также применяются в упряжках.

Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:

  • Одноконная русская. Ее нередко называют европейской упряжью.
  • Постромочно-дышловая. В такой упряжи можно использовать как одного коня, так и двух.
  • Постромочная. Она очень проста в использовании, но считается недостаточно хорошей, так как не бережет конское здоровье. Для безопасности движения при использовании такой упряжи рекомендуется оборудовать повозку тормозом.
  • Тачаночная. Это очень сложная система запряжки лошадей. В свое время она была очень популярна, но сегодня не используется совсем.
  • Совмещенная упряжка. Эта конструкция сбруи пришла к нам из Европы. Ее можно использовать как с постромками, так и с оглоблями.

Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.

Русская одноконная или дуговая

Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.

В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.

Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:

  • Дуга. О ней было рассказано выше.
  • Хомут. Один из главных элементов одноконной сбруи. Он обеспечивает передачу тягового усилия от лошади повозке. Хомуты бывают разных размеров. Длину этого элемента измеряют от внутренней подушки сверху до клещей. Ширина измеряется между отверстиями для гужей. Хомут состоит из таких элементов, как: клещи, подушки, гужи, хомутина, покрышка, супонь, горт и подкладка. Хомут обязательно подгоняется по размерам под конкретную лошадь. После подгонки он должен плотно прилегать к верхней части холки животного, опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам. По бокам тела коня хомут должен опираться на мускулы лопаток.
  • Шлея. Этот элемент охватывает корпус лошади. В его задачу входит поддержка хомута во время торможения.
  • Седелка. Она располагается немного ниже холки. На нее возлагается задач амортизации ударных нагрузок на спину животного во время движения. Седелка подгоняется под размер холки коня.
  • Черессдельник. Это элемент сбруи находит рядом с седелкой и удерживает конструкцию из хомута, дуги и оглобель. Кроме того, он равномерно распределяет вес по всей конструкции.
  • Подбрюшник. Позволяет избежать резких рывков хомута и оглобель, когда лошадь пущена рысью или в галоп.
  • Уздечка. Как правило, используется трензельная модель.
  • Вожжи. Это удлиненный вариант уздечки. Используется для управления лошадью из повозки. Вожжи пристегиваются к трензелям. Раньше этот элемент изготавливался из кожи. Сейчас его делают из плотного брезента.

Постромочная или бездуговая сбруя

Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.

Конструкция такой конской упряжи состоит из:

  • Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
  • Самих постромок.
  • Седелки.
  • Подпруги.
  • Чересседельника.
  • Горты, заменяющие гужи
  • Уздечки.
  • Вожжей.

Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.

В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.

При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.

Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.

Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.

Из чего состоит сбруя

Главным элементом упряжи лошадей при верховой езде является седло. Также в состав сбруи могут входить следующие принадлежности:

  1. Хомут. Это наиболее важный предмет в системе. Используется для равномерного распределения тяжести повозки на плечи и шею животного. Размер и форма элемента подбираются индивидуально. Располагается на шее около холки и проходит через основание шеи.
  2. Дуга необходима для крепежа гужей к оглоблям.
  3. Узда размещается на голове коня и позволяет управлять животным. Существуют варианты уздечки с одним или несколькими удилами. Вариант без удил называется недоуздком. Используется в случае передвижения коня без упряжи.
  4. Седелка является конструктивной частью. Это кожаная амортизирующая подушка. Позволяет уменьшить нагрузку на плечи скакуна. Проходит под чересседельным ремнем. Необходима для поддержки оглобли.
  5. Шлея. Состоит из продольных и поперечных, а также откосных ремней. Используется для предотвращения сползания хомута.
  6. Вожжи для лошади представляют собой длинные ремни, обладающие высокой прочностью. Края вожжей крепятся к удилам. Этот элемент позволяет дистанционно управлять животным.
  7. Чересседельник. Имеет вид ремня, крепящегося на оглобле через седелку.
  8. Подпруга необходима для крепкой фиксации седла. Это широкий ремень высокой прочности.
  9. Гужи держат ободовый ремень, соединяя хомут с оглоблей.
  10. Подбрюшник предотвращает травмы лошади, амортизирует резкие колебания хомута и оглобли.
  11. Шпрунт — это скользящий повод, не позволяющий животному высоко задирать голову.
  12. Мартингал является частью сбруи, удерживающей нужное положение головы коня.
  13. Попона представляет собой специальное покрывало, задачей которого является защита животного от непогоды и насекомых.

Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

Виды конского снаряжения

Названные выше элементы могут дополняться или убираться. Все зависит от того, какой вид сбруи нужно надеть на лошадь. В целом упряжка делится на 3 больших группы в зависимости от того, какие функции конь будет выполнять. Это могут быть транспортный, выездной или сельскохозяйственный виды сбруи, которые, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

  1. Одноконная, которая надевается на коня с помощью дуги или без нее. Применяется только для одной лошади. Дуговая упряжь будет состоять из дуги, хомута, гужьи и других элементов сбруи, а бездуговая будет отличаться отсутствием дуги.
  2. Постромочно-дышловая часть упряжи нужна для регуляции движений коня и управления телегой. Основой акцент сделан на дышло, которое находится сбоку, шлея крепит его к голове лошади, а пристяжной ремень помогает соединить дышло с хомутом.
  3. Постромочная применяется редко из-за того, что неудобная для лошадок разных видов. Вся сила тяги ложится на постромки и хомут, и управлять вожжами становится неудобно.
  4. Комбинированная нужна в тех случаях, когда в упряжку нужно поставить от 6 до 8 коней. Выбирают такой вид сбруи исходя из роста и силы лошадей. Самых сильных ставят вперед, а остальные — сзади колоны. Наездник должен не просто уметь управлять повозкой, а быть умелым всадником, поскольку неправильно натянутые вожжи или команды могут понести такой экипаж в неизвестном направлении.

Тачаночная запряжка сейчас не применяется. Состояла из дышла и постромок, которые надевались на 4 коней. Компанию тачаночной упряжке составлял некогда цуг, который предназначался для того, чтобы упряжные лошади могли передвигаться гуськом. Надевали цуг на шесть коней, и тогда они очень медленно могли везти повозку и наездника.

Любая часть сбруи должна точно сидеть на лошади, чтобы не травмировать животное.

Как выбрать качественную амуницию для лошади

Сбруя постоянно находится в контакте с кожей животного, поэтому очень важно, чтобы она создавала минимум дискомфорта для него. Обычно её изготавливают из кожи (бычьей или телячьей), что позволяется быть ей прочной и эластичной.

Начнём выбор амуниции с уздечки. Для рысаков, да и прочих пород её чаще всего изготавливают из сыромятной кожи, что позволяет ей хорошо тянуться, но не рваться. Уздечки имеют линейку размеров. По конструкции они бывают «дутые» (на налобнике и на наносном ремне нашита дополнительная полоска кожи или резинка, обшитые кожей другого цвета, чтобы было красиво) и «круглые» (сделаны из двойной прошитой кожи). На этот момент обращать особого внимания не нужно, он носит скорее декоративный характер. Главное, чтобы кожа была качественная, имела «клеймо» производителя, этикетку, ровные швы, а все элементы были пришиты равномерно.

Это же нужно учитывать и при выборе других составляющих упряжи, таких как повод и подпруга. Выбирая повод, нужно помнить, что они бывают из кожи, резины и тесьмы. Первые долговечны, только если верх не глянцевый, вторые же сложно выбрать качественные, так как под резиновым верхом часто отсутствует цельная кожаная вставка. Если повезёт выбрать оригинал, то будут весьма удобны. Тесьмяные, особенно импортные, удобны в уходе и служат дольше двух предыдущих вариантов.

Важно! Ширину повода каждый наездник подбирает под себя самостоятельно, но шире 2 см брать нецелесообразно, так как держать их не удобно, да и прочности материала достаточно, чтобы более узкая полоса повода не разорвалась.

Подпруги могут быть изготовлены из натуральной и искусственной кожи, синтетических материалов: главное, чтобы этот элемент амуниции был прочным, но в то же время эластичным. Это нужно для того, чтобы он хорошо фиксировал седло на спине лошади и в то же время не мешал бокам коня вздыматься и опускаться при дыхании.

Тип седла зависит от того, какие цели вы ставите перед собой. Универсальное или многофункциональное лучше не брать, так как для каждого вида езды должно быть своё седло. К примеру, если планируется длительная езда верхом, то лучше всего подойдёт седло «вестерн» (ковбойское), имеющее дополнительные смягчающие вставки. В английском же седле лошадь может находиться не дольше 2–3 часов. Также седло должно быть индивидуальным под каждого коня, так как строение спины у животных разнится.

При выборе тензелей и стремян отдавайте предпочтение металлу, так как это более долговечный материал по сравнению с пластиком и резиной. Стремена подбираются индивидуально под каждого наездника. Ширину стремени выбирайте на 20–25 мм больше ширины вашей обуви, так как нога должна свободно входить в петлю и выходить из неё. Хорошо, если стремена имеют резиновую вставку, которая не позволит соскользнуть ноге.

Виды сбруи

Упряжь делится на различные типы по количеству запрягаемых лошадей (от 1 до

  • одноконная;
  • тачаночная;
  • постромочно-дышловая;
  • постромочная;
  • комбинированная;
  • цуг.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных видов запряжки лошадей. Узнайте, как сплести недоуздок для лошади своими руками.

Одноконная

Данный вид сбруи делится на бездуговую и дуговую. В бездуговой нет хомута, вместо него используется шлея, передающая коню нагрузку от повозки. В состав этой разновидности амуниции входят оглобли и ремни: уздечка, вожжи, горты. Иначе такая система называется оглобельно-постромочная, при этом, зачастую, оглобли тут применяются более короткие и прикрепляются к седёлке, находящейся на спине лошади.


Дуговая упряжь является классической европейской, выверенной веками — хомут, дуга, гужевые ремни, оглобли, седёлки, вожжи, уздечка. В данном случае оглобли крепятся к дуге.

Тачаночная

Устаревший вид сбруи, который применялся при запряжке лошадей для передвижения телеги (тачанки). В этом варианте упряжи система состояла из постромок, которые надевались на 4 животных, и общего дышла. Ошибочным будет мнение, что такой тип запряжки позволял развивать большую скорость. Относительно большой её можно было считать в начале прошлого века, да и то, всё зависело от загрузки транспортируемой телеги.

Эта запряжка является вариантом постромочно-дышловой, когда к 2 животным, пристёгнутым к дышлу, постромками прикрепляются еще 2 коня по бокам.

Знаете ли вы? Секрет скорости (до 60 км/ч) «русской тройки» заключается в помощи 2 пристяжных лошадей коренной. Коренник скакал рысью, а пристяжные— аллюром с выгнутой в сторону головой, поэтому все участники экипажа меньше уставали.

Постромочно-дышловая

В таком варианте дышло жёстко крепится к оглоблям, что является универсальным вариантом для запрягания как 1, так и 2 лошадей. При помощи шлеи дышло фиксируется возле головы лошади, а пристёгнутый ремень крепит его к хомуту. При таком виде крепления все движения коня строго согласуются с последующими перемещениями телеги.

Такой вид упряжи при использовании двухколёсной повозки может травмировать питомца, так как нагрузка дышла на хомут оказывается слишком большой. Снизить давление можно при использовании седёлки с затяжкой ремней при помощи чересседельника.

Постромочная

Из названия понятно, что оглобли в такой упряжи отсутствуют, а управление животным производится при помощи ременной тяги. Такой вид управления очень неудобен и требует большой физической силы, так как удержать повозку и управлять ею даже на небольшой скорости очень сложно — норов коня и инерция могут привести к нежелательным последствиям.

Читайте подробнее о таких важных частях амуниции как стремена и вальтрап.

Также без поддержки управления оглоблей повозка постоянно стремится наехать на лошадь и путается у нее под ногами с угрозой травмировать. При такой способе запряжки повозка должна иметь средство торможения, что не всегда возможно реализовать.

Комбинированная

Этот вид упряжи используется в тех случаях, когда необходимо запрячь много лошадей — 6–8. При расстановке животных используется тактика, при которой более крупные и сильные особи ставятся вперёд, а лошади поменьше располагаются за ними. Комбинированная сбруя предполагает использование системы из дышла, постромок, оглобель.

Отдельно стоит сказать об особенностях управления таким экипажем. Подбирать для него коней необходимо очень тщательно. Сильные и спокойные животные во главе «колонны» будут надёжно удерживать повозку, даже если более слабые, идущие сзади, начнут сбивать шаг.

В комбинированной запряжке участвуют 3 типа лошадей:

  • коренные — держащие направление и устойчивость экипажа;
  • пристяжные — пристёгиваются постромками в пару или тройку к коренным и отвечают за правильное движение во время поворота;
  • выносные — главная рабочая сила, ставятся впереди коренных и тянут всю систему в заданном направлении.

Знаете ли вы? На Руси упряжь расписывалась как языческими, так и христианскими символами — от росписей, защищающих от злых сил и диких зверей, до знаков, означающих различных святых.

Цуг

Упряжка цугом в наше время не применяется ввиду своей архаичности. Исключения представляют исторические шоу, прогулочные кареты, съёмки эпизодов для фильмов. Система составлялась из 6–8 лошадей, которые запрягались друг за другом поодиночке или попарно. Такой способ был изобретён в Германии и близок к постромочно-дышловому: коренные особи запрягаются 1–2 парами, а все остальные пристёгиваются выносными.


Из-за особенностей запряжки цугом вереница лошадей очень медленно передвигала повозку. Поэтому со временем от цуга отказались в пользу более скоростных упряжек.

Что такое сбруя

Конская амуниция представляет собой набор различных предметов, который необходим при управлении лошадьми. Используется для седлания и запряжки коней. Все приспособления, входящие в состав сбруи, надеваются на корпус лошади. Владельцы животных считают сбрую важным атрибутом верховой езды. Составляющие такого снаряжения тщательно подбирают, учитывая телосложение коня и его габариты.

Правильный подбор и подгонка конской амуниции обеспечит равномерное распределение давления при передаче тяглового усилия коня на повозку. Элементы сбруи надо подбирать с учетом условий использования лошади. Современное определение того, что такое сбруя для лошади, включает в себя всевозможные виды амуниции.

Виды сбруи

Известные виды конских упряжек подразделяются на 3 типа:

  • выездные;
  • транспортные;
  • для работ в сельских хозяйствах.

Они состоят из нескольких подвидов.

Одноконная

Конструкция для одной особи бывает бездуговой и дуговой, ею оснащают одно животное. Дуговой вариант состоит из дуг, хомута, гужей и проч.

При бездуговом способе вся масса саней или повозки приходится на шлею. Одноконные конструкции оборудованы гортами и ярмом со специальными гужевыми мочками.

Постромочно-дышловая

Данный вид конской экипировки применяется на одном или паре коней. Главное ее предназначение – контроль передвижения повозки/саней и плавный вход в поворот.

Основной элемент снаряжения – расположенное сбоку дышло. Если запряжена пара жеребцов, дышло фиксируют посередине. Дышло располагают на голове с помощью специальной шлеи либо соединяют с хомутом.

Постромочная

Постромочная конструкция достаточно проста в исполнении, но неудобна при использовании на практике. Во время движения лошади со снаряжением иногда не удается сдерживать сани или повозку.

Тяга приходится на постромки и ярмо. Опытные заводчики рекомендуют оснащать постромочную упряжь тормозами – это поможет избежать травм скотинки.

Тачаночная

Сегодня тачаночный тип упряжи не применяется на практике.

Он был актуален в период до 1900-х гг. Снаряжение состоит из постромок и дышла, в него впрягают до 4 кобылок. Сегодня встретить такое почти нереально.

Комбинированная

Данное устройство предназначено для объединения большого количества скакунов — 6-8 особей. Идеально подобрать их можно при знании тягловой силы и роста животного.

Возглавляют колонну всегда наиболее выносливые и крепкие кони, которым и задают направление. Для езды повозки в нужную сторону наездник должен умело руководить лошадьми.

ЦУГ является немецким изобретением и применяется на 6 животных одновременно. Наравне с тачаночной упряжью ЦУГ в нынешнее время почти не используется на практике.

Запрягают животных в такую конструкцию по парам либо гуськом.

Чистка и хранение

  1. Тканевые изделия периодически стирают и просушивают.
  2. После каждого снятия элементы протираются от загрязнений.
  3. После езды в погоду с осадками сбруя вытирается насухо.
  4. Элементы из металла следует мыть и тщательно натирать, чтобы они блестели.
  5. Труднодоступные участки седла обрабатываются вспененной губкой, а основную поверхность чистят крем-мылом, после чего вытирают. Перед сушкой седло следует разобрать.
  6. От частого воздействия воды кожаные элементы становятся жесткими, на них формируются заломы. Влажную чистку достаточно делать 1 раз в неделю.
  7. Уздечки очищаются регулярно. Допускается мыть ремни в емкости с мыльным раствором, после чего насухо вытирать.
  8. Подпруги, бинты и ногавки вычищают щеткой после высыхания.
  9. После снятия седла вальтрап необходимо просушить. Для этого его переворачивают.

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Изготовление своими руками

Если интересует, как сделать телегу собственноручно, необходимо сначала ознакомиться с инструкцией, подготовить соответствующие инструменты и материалы, выполнить схемы и чертежи. Только после этого можно делать телегу для лошади своими руками. Алгоритм действий заключается в следующем:

  1. Сначала необходимо выполнить ходовую часть всей конструкции. Ходовая часть представляет собой сварную раму сплошного типа и оси для колес. Сварку можно осуществить самостоятельно, но если нет необходимого опыта и навыков, то лучше всего доверить эту работу специалисту. Оси и раму можно сделать из профиля: тогда они будут сплошными. Еще 1 вариант — трубы с толстыми стенами.
  2. Теперь необходимо выполнить ось стационарного типа, которая будет располагаться сзади. Затем сделать ту, что будет спереди. Она должна поворачиваться на штыре (2 шайбы должны быть зафиксированными).
  3. Перед тем как закончить ось, которая будет располагаться спереди, необходимо определиться с типом телеги. Если она будет дышловой, то придется дополнительно сделать специальный фиксатор под дышло. Оглобли необходимо приварить к передней оси, и тоже понадобится специальный фиксатор. Другими словами, оглобли не будут сниматься, но они должны располагаться подвижно, чтобы за счет держателя могли направляться в стороны, вверх, вниз. Кстати, их можно зафиксировать на кронштейне. Для усиления применяются тяжи — это катанки. Их диаметр должен быть примерно 1 см. Катанку полагается фиксировать к передней оси и оглобле.
  4. Завершить ходовую часть нужно установкой колес. При необходимости ставят еще и тормоза.
  5. Теперь требуется сделать кузов на свой вкус. Можно просто нарезать доски и выполнить платформу, которая будет закреплена на раме. Этот вариант можно и модифицировать.
  6. Оглобли можно сделать из металлических труб. Также подойдут и деревянные брусья.
  7. В кузове можно сделать сиденье.

Телеги для лошади являются самым старым транспортным средством. Постепенно их совершенствовали и модифицировали, так что появлялись новые конструкции (например, кареты). Процесс упряжки тоже постепенно усложнялся.

История появления сбруи

Согласно историческим данным, люди начали использовать конскую сбрую примерно во 2-м тысячелетии до нашей этой. По крайне мере об этом свидетельствуют элементы упряжи, найденные в древних захоронениях. Впрочем, многие исследователи склонны предполагать, что древние люди стали использовать упряжь еще раньше.

В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца

Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов. Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.

Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.

К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.

Старинные конские украшения — частая находка кладоискателя

Те, кто совсем недавно начал заниматься приборным поиском, очень часто сталкиваются с такой проблемой, как определение и правильная оценка находок. В каждой латунной пластинке или кусочке медной посуды видится сокровище небывалой цены, но в реальности все гораздо проще.

В полях и деревнях за многие десятилетия в землю попало бесчисленное множество всяких предметов, от потерянных монет до ржавых гвоздей. Многие старинные вещи были изготовлены из цветных металлов — латунь, медь, бронза. Все они издают на металлоискателе очень чистый и приятный сигнал, зачастую схожий с монетным, по этой причине мы и выкапываем за сезон огромное массу всевозможных железяк. Большая часть из них не представляет собой какой-либо интерес, ввиду отсутствия хоть какой-то ценности, зато они порой бывают очень интересными.

Именно к этой категории находок можно отнести элементы украшения упряжи лошадей. Их попадается великое множество самых разнообразных форм и видов, которые копатели называют одним словом — конина.

Количество элементов упряжи может достигать не один десяток разновидностей. На некоторых форумах даже можно встретить специальные разделы посвященные этой теме. Там определяют действительно ли сей предмет являлся когда-то украшением коня и в какой части упряжи он находился.

Рассмотрим наиболее часто попадающиеся во время поиска с МД конские украшения.

Чересседельники

Довольно частая находка в полях. Представляет собой скобу с основанием.

1

Само изделие крепится на седелке, через его кольца пропускаются ремни удерживающие оглобли, которые и называются чересседельниками. Отсюда и пошло название данной части упряжи. Хотя по правильному все же их стоит называть колодки или скобы седельные. Нужно отметить, что они не одинаковы по своему виду и имеют ряд разновидностей.


2

Бляшки

Круглые фигурные пластины. Крепились на сбрую для красоты, а также служили разделителями ремней.


3

Бляшки больших размеров, как правило, бронзовые, средние по диаметру выполнялись из латуни, реже меди.


4

Кольца


4

Служили для соединения и разделения ремней, а также крепления некоторых других элементов амуниции коня.

Украшения


5

Без них не обходилась любая упряжь коня, будь-то рабочая лошадь крестьянина, кавалериста или помещика. Отличия заключались лишь в изысканности исполнения и красоте форм. Хотя нужно сказать, что статные скакуны из богатых семей дворянских сословий нередко щеголяли посеребренными или даже позолоченными элементами сбруи.

Из простых украшений чаще всего попадаются планки, кнопки (кружки), пуколя, угольники, розетки, пуговки-горошки.

Из красивых можно отметить репеёчки, налобники, висюльки плоские и овальные, каракули.

Колокольчики

Самыми конечно привлекательными считаются колокольчики. Главный (большой) подвешивался в центре на дуге — это так называемый поддужный колокольчик, рядом с ним иногда располагались ряд поменьше — подпевалы, а еще дальше по дуге находились бубенцы.

Найти целым и невредимым любой из них большая удача, обычно их хрупкие стенки не выдерживают последствий многолетней обработки земли.


Вот такие они — неизменные атрибуты конской упряжи

Кроме этих предметов время от времени попадаются еще разделители (накрыжники), пряжки, щелкуны, банты дышловые и еще ряд вещей имеющих самое непосредственное отношение к упряжи. По возможности их фотографии в будущем также будут размещены.

Большая часть элементов украшений упряжи ценности ни какой не имеет, за исключением бубенцов и поддужных колокольчиков. Остальные представляют определенный интерес только для ценителей. Да, не удивляйтесь есть копатели которые собирают наиболее красивые и хорошо сохранившееся такие находки. Почистив, они создают из них очень красивые панно.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.

У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.

Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.

Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.

На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.

Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.

Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.

Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.

Амуниция для всадника

Экипировка для всадников бывает нескольких вариантов: любительская, классическая, спортивная.

Знаете ли вы? В XVIII столетии в Британии стала популярной охота на лис. Во время погони за добычей было не удобно держаться в старом седле, предназначенном для тяжёлых рыцарей, поэтому англичане занялись вплотную облегчением этого элемента экипировки и смогли создать экземпляр весом в 500 г. Так появилось классическое английское седло.
Для любительских занятий верховой езды можно облачиться в:

  • джинсы;
  • рубашку;
  • жилетку;
  • удобную обувь без застёжек и прочих украшений, с небольшим квадратным каблуком;
  • каску.

Элементы классической экипировки таковы:

  • бриджи (лосины);
  • сапоги для верховой езды либо ботинки и карги;
  • рубашка с охотничьим галстуком;
  • пиджак-редингтон;
  • каска;
  • перчатки;
  • хлыст.

Спортивная экипировка:

  • бриджи;
  • рубашка;
  • галстук;
  • перчатки (белые);
  • каска (чёрная);
  • сапоги (чёрные);
  • пиджак-редингтон (красный, синий, чёрный, зелёный), на выездке заменяется на фрак.

Амуниция для лошади очень важна как для неё самой, так и для человека. От правильности её подбора будет зависеть здоровье животного, а также безопасность — его и наездника. Соответственно, хоть некоторые её элементы можно изготовить самостоятельно, лучше приобрести их готовыми в специальных магазинах, особенно, если вы никогда не сталкивались с изготовлением упряжи.

Строение хомута

В стандартный вариант входят:

  • подкладка;
  • клещи;
  • хомутина.

Оглоблям в упряжке нужны еще гужи, телеге с постромками – гужевые мочки. Размер хомута зависит от клещей, в точности повторяющих форму шеи коня. Эти параметры надо контролировать постоянно: если лошадь истощена или наоборот, набирает вес, сбрую надо менять.

Строение хомута

Длину хомута определяют как расстояние между самой верхней и крайней нижней точками. Короткая модель может давить на шею и препятствовать нормальному дыханию, длинная – болтается слишком низко и затрудняет передвижение.

Материалом для клещей может служить клен или береза. Волокна должны располагаться по их длине . Сегодня в продаже бывают фанерные клещи. Такой бюджетный вариант не любит сырость, поэтому его надо защищать от влаги.

Клещи

Внизу клещей соединение разбирается, это позволяет без проблем надеть хомут и подкорректировать на шее размер. Дерево, из которого сделан хомут, врезается в кожу, давит на мышцы, поэтому для них используют хомутину в виде кожаного чехла, набитого соломой или войлоком.

В кожаный чехол толщиною 1-2 мм наполнитель набивают плотно. Хомутину и клещи соединяют гвоздями так, чтобы подкладка выступала на 5 см. Гужи прикрепляют с внешней стороны между нижней границей клещей и 1/3 их длины. В этих ремнях из свиной или телячьей кожи шириной 9-12 см потом закрепляют оглобли. Из современных материалов используют резину, искусственные аналоги. Кроме крепежных функций, гужи еще играют роль амортизатора.

На фото клещи оббиты хомутиной из войлока

Седелка – это дополняющий элемент, передающий нагрузку сдавливающего хомута с шеи на спину. Для стандартного корпуса обычно используется горбатая седелка. При особых конфигурациях тела подходят стоячие и плоские разновидности.

Основные виды упряжи

Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).

Конно-спортивная упряжка

Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.

  1. Одноконно-дуговая — в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
  2. Оглобельно-постромочная — в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
  3. Постромочно-дышловая — основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
  4. Постромочная — максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
  5. Тачаночная — устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади — с помощью постромок.
  6. Комбинированного типа — применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
  7. Цуговая — используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.

Комбинированная упряжка из шести лошадей

Мы, жители городов, все больше отдаляемся от живой природы, все меньше общаемся не только с дикими, но и домашними животными, в том числе и с лошадьми. Однако, если в городском хозяйстве роль лошади сведена до минимума, то в селах значение лошади в последние годы даже возрастает. Лошадь легко приспосабливается к работе в различных условиях, что позволяет ей быть «универсальным двигателем», причем в некоторых случаях даже более экономичным, чем механический двигатель.

Основными характеристиками рабочих качеств лошадей являются: тяговое усилие, скорость движения, продолжительность работы. Наилучшими для работы в селе являются лошади, имеющие живой вес 400…600 кг и обладающие хорошей скоростью движения на шагу. Такие качества имеют лошади рысистых, упряжных, верховоупряжных пород, а также некрупные тяжеловозы.

Летом по грунтовой дороге лошадь весом 400…500 кг, запряженная в повозку, перевозит до 500 кг груза, а зимой на санях по накатанной дороге – до 700 кг.

Рис. 1. Сбруя русской дуговой упряжки: 1 – чересседельник; 2 – оглобля; 3 – супонь; 4 – уздечка; 5 – дуга; 6 – хомут; 7 – седелка; 8 – шлея; 9 – вожжи

Важнейшим элементом оснащения лошади является упряжь (сбруя), которая должна выдерживать максимальное усилие лошади и быть точно подогнанной к лошади, чтобы не причинять ей при движении повреждений. Существует несколько видов сбруй: для одноконной, пароконной, троечной и многоконной запряжек (упряжек). Среди упряжек обычно различают: дуговую, бездуговую и дышловую. На рис. 1 показана схема дуговой запряжки. Основными элементами сбруи для подобной запряжки являются:

уздечка, служащая для управления лошадью;

седелка, назначение которой смягчить и правильно распределить давление чересседельника на часть мышц холки и спины лошади;

чересседельник, который, проходя через седелку, поддерживает оглобли и дугу, переносит на спину лошади часть тягового усилия;

шлея, охватывающая корпус лошади, удерживает хомут на плечах при осаживании и спуске, передавая давление воза на круп лошади;

хомут, необходимый для передачи усилий от упряжи на плече лошади;

вожжи, с помощью которых управляют лошадью.

Рис. 2. Карета с дышловой запряжкой

Использование дуги и оглобель позволяет симметрично расположить лошадей в запряжках и равномерно распределить среди них силу тяги. Применение дышловой запряжки (рис. 2), распространенной в Европе, не позволяло достичь больших скоростей движения, русские же экипажи, запряженные тройкой, были самым быстроходным средством передвижения и пользовались мировой славой. Эта система и по сей день известна под названием «Русская тройка».

Рис. 3. Седло строевое

Для верховой езды на лошадей надевают седла. Распространены три типа верховых седел: строевые, казачьи и спортивные. Строевое седло (рис. 3) удобно для лошади и всадника при поездках на дальние расстояния. При поездках по сильно пересеченной местности хорошо казачье седло, которое дополнительно оснащено подперстьем и подхвостником, что удерживает седло от сползания на крутых подъемах и спусках. Спортивное седло – самое легкое.

Рис. 4. Конный ход

В хозяйствах для перевозки людей и грузов применяют повозки. Базовым элементом всех повозок служит конный ход. На рис. 4 показан конный ход, который подходит для перевозки бревен, труб и различных длинномерных предметов. Груз укладывается на подушки хода между ручицами, масса конного хода 170…190 кг. Для перевозки объемных грузов, таких как сено, солома, конный ход разводят и на него устанавливают решетчатые стенки – дробины (рис. 5).


Рис. 5. Телега – дробины

Конечно, самой универсальной и распространенной повозкой является телега – одноконный полок (рис. 6). Вес повозки 250…270 кг, ширина колеи около 1 м, грузоподъемность 750 кг. Колеса телеги стандартные – диаметр передних 720 мм, задних – 900 мм.


Рис. 6. Одноконный полок

Безрессорная повозка (рис. 7), имеющая съемный ящичный кузов, применяется для перевозки сыпучих грузов, часто такую повозку называют бестаркой.

Рис. 7. Повозка

В четырехколесный экипаж – тарантас (рис. 8.) впрягается одна или две лошади.

Рис. 8. Тарантас

На рис. 9 показан легкий экипаж на двух колесах – двуколка. Грузоподъемность ее до 200 кг, кузов подвешен на рессорах.

Рис. 9. Двуколка

Еще и сейчас в селах встречаются повозки (конные заправщики) для транспортировки горюче-смазочных материалов к технике, работающей на полях (рис. 10). На повозку устанавливают 200-литровую бочку, оснащенную ручным насосом и шлангами. Под сиденьем, в ящике, устанавливают канистры со смазочными материалами.


Рис. 10. Конный заправщик ГСМ

В Петербургском Эрмитаже экспонируется коляска Петра I (рис. 11). Коляска по своим техническим данным и художественному оформлению характерна для своего времени. Подвеска кузова в коляске осуществлена с помощью широких, толстых ремней, которые заменяли рессоры.


Рис. 11. Коляска Петра I (1704 г.)

В России, где зимний период продолжается до 6 месяцев, особое место занимают сани. Для чего только не использовались сани-розвальни (рис. 12). На них возили и грузы, и невест в церковь, и хозяина в последний путь. Грядки розвальней оплетали веревкой или обшивали тесом. Сани изготавливали с подрезом (окованными полозьями) и без подрезов. Грузоподъемность таких саней до 1000 кг, масса окованных саней 140…150 кг, ширина колеи 520…720 мм.


Рис. 12. Сани розвальни

Легкие сани с фасонным кузовом (рис. 13) служили для перевозки 2…3 седоков как одноконной упряжкой, так и троечной. По хорошо накатанной дороге такие сани, запряженные тройкой лошадей, развивали скорость до 40 км/ч.


Рис. 13. Сани легкие с фасонным кузовом

Еще один зимний экипаж – сани императрицы Елизаветы Петровны – представлен в экспозиции Эрмитажа (рис. 14). Изготовлены сани из ценных пород дерева, отделаны дорогими тканями, позолотой, резьбой, росписью.


Рис. 14. Парадные сани Елизаветы Петровны (1760 г.)

Горожанину сейчас трудно увидеть лошадь, запряженную в сани или телегу, а когда посчастливится встретить эту извечную помощницу человека, люди невольно останавливаются, чтобы поглядеть на чудо, подаренное нам природой.

Защитное снаряжение

Чтобы животное ощущало себя комфортно в любое время года и не подвергалась переохлаждениям, была разработана специальная амуниция. Помимо защиты от погодных условий, она используется с целью предотвращения травм и растяжений.

Попона

Универсальное изобретение, которое дает животному ощущение теплоты и сухости. Активно применяется во время транспортировки лошадей, в конюшне спасает от резкого перепада температур. В основном она производится из согревающей шерстяной ткани. На теле скакуна она фиксируется при помощи застежек.

По своей сути попона представляет собой специальное защитное покрывало, которое используется для обогрева. Поскольку постоянные уходовые процедуры и регулярное мытье снижают у лошади слой защитного жира, она нуждается в дополнительной защите. Любая разновидность попоны производится с учетом особенностей климата и физиологических характеристик скакуна. Разнообразие этих покрывал сравнимо с количеством платьев в шкафу у модницы. Рекомендуется приобрести несколько видов попон на все случаю жизни. Акцент стоит сделать на трех базовых разновидностях: зимний вариант, део-модификация для абсорбции пота и «домашняя» версия для конюшни.

Левадная. Эта разновидность используется в ситуациях, когда необходимо обеспечить лошади сухой режим. Производится из уплотненного синтетического материала, который предотвращает проникновение воздуха и сырости. С другой стороны, эта ткань, благодаря специально разработанной структуре, дает возможность влаге, образовывающейся на поверхности тела животного, выходить наружу, не создавая условий для перегрева.

Левадная попона обеспечивает лошади сухость

Ночная. Изготавливается из надежных, прочных тканей со специфической подкладкой. В последнее время популярность набирают материалы, которые не требуют частой стирки. В осенний период она препятствуют образованию подшерстка, который обычно вырастает у животного на зиму. Это очень существенный момент, поскольку чересчур густая шерсть делает уход за животным достаточно проблематичным.

Ночная попона препятствуют образованию зимнего подшерстка

Новозеландская левадная. Относится к отряду тяжеловесных накидок. Производится на основе брезента, а свое название получила благодаря стране, в которой была разработана. Поскольку она довольно тяжелая, для ее фиксации используются специальные ремни.

Ваг и Гладиатор. Сделаны на основе синтетики. Популярны благодаря специфическому покрою: помимо туловища они защищают и шею лошади.

Попона Ваг и Гладиатор защищает шею лошади

Конюшенная. Разработана для животных, находящихся в денниках. Основная их функция состоит в защите шерсти лошадей от пыли и грязи.

Конюшенная попона защищает лошадь от пыли

Мелтон. Уютная «пелерина», сделанная из шерсти. Отлично аккумулирует тепло, но благодаря этому свойству имеет довольно тяжелый вес, да и очищать ее достаточно проблематично.

Шерстяная попона аккумулирует тепло

Кроме этих разновидностей бывают водонепроницаемые, специальные попоны от мух, встречаются даже защитные чехлы с отверстиями для глаз и ушей.

Бинты

Для защиты лошадиных конечностей применяют хлопчатобумажные бинты, предохраняющие их от растяжений. В холодное время года они хороши в качестве утепляющего средства.

Во время тренировок применяются трикотажные или креповые бинты, шириной около 8 см. Наматывать их необходимо очень бережно на специальные подкладки

Чтобы обеспечить свободный кровоток, очень важно не пережимать конечности. Также следует не допускать промежутков, в которые может попадать грязь

Бинты предотвращают лошадиные конечности от растяжений

Вальтрап

Второе его название – потник, представляет собой подстилку под седло, защищающее спину лошади от наминов.

Вальтрап (потник) защищает спину лошади от наминов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]