Появление первых доспехов произошло задолго до появления военного дела, войны как таковых, а следовательно солдат и армии. Люди каменного века впервые научились изготавливать простые доспехи из шкур животных. Доспехи часто ассоциируются с чем-то металлическим, но кожа и ткань являлись гораздо более распространенным материалом для их изготовления. Шкуры стали прототипом первых кожаных и тканевых доспехов. Кожа защищала первых людей во время охоты. Конечно подобная броня не могла спасти от серьезных ран, ведь для придания прочности кожу надо было обрабатывать, а такие технологии появятся лишь тысячелетия спустя. Да и боевые доспехи были ни к чему, орудия тогда были крайне простыми, а стычки с себе подобными – редкими.
Античные доспехи
Период первых цивилизаций ознаменовал начало эпохи войн между государствами и появление армии как организации. Люди научились обрабатывать ткань, метал, кожу, поэтому в эту эпоху появились возможности для создания брони, которая давала настоящую защиту. Кожаные доспехи, а так же тканевые стали первыми на пути к рыцарю в латах. Метал научились обрабатывать очень давно, но по настоящему крепкие доспехи появились лишь в позднем средневековье, поэтому ткань и кожа долгое время оставались на первом плане.
Египетские доспехи
Древний Египет не сильно отличался по климату от нынешнего Египта, что накладывало отпечаток на то, какую броню использовали египтяне. Из-за невыносимой жары и относительной дороговизны изготовления даже матерчатых доспехов, простые солдаты почти никогда не носили доспехов. Они использовали щит и носили традиционные египетские парики, которые были выполнены из твердой кожи и часто имели деревянную основу. Это было некое подобие шлема, который мог смягчить удар популярного в то время оружия – булавы или палицы. Бронзовые топоры были достаточно редким оружием, а уж про мечи и говорить не стоит. Такое было по карману только особам, приближенным к Фараону. То же можно сказать и про доспехи, даже из ткани и кожи. За многие годы раскопок почти не было найдено ни одного металлического панциря, что говорит о дороговизне его производства и, возможно, малой эффективности. Визитной карточкой египетской армии, да и многих армий того периода, были конечно же колесницы, поэтому все знатные, хорошо обученные войны сражались верхом на колеснице. В основном выступали они в роли мобильной кавалерии и стреляли из лука. Подобного рода действия требовали немалого умения, в связи с чем воины на колесницах обязательно носили тканевый или кожаный доспех, потому что потеря такого умелого солдата стоила недешево. Не говоря уже о том, что зачастую это были знатные люди.
Миф 6. Рыцари носили доспехи не снимая
Вы помните, чтобы Пёс хоть раз снял свой доспех? Кадр из сериала «Игра престолов»
Существует мнение, что надевать рыцарские доспехи очень тяжело и долго. Процесс якобы занимает несколько часов, и воину помогает несколько оруженосцев. После того как они закончат, рыцарь будет в буквальном смысле закован в латы и не сможет избавиться от них самостоятельно.
А значит, всё время в походе благородный шевалье попросту не будет снимать броню недели, а то и месяцы. Из‑за этого от него, естественно, будет дико вонять, а большую и малую нужду придётся справлять прямо в доспех.
В той же «Игре престолов» Пёс и Бриенна Тарт таскают на себе свои кирасы и кольчуги в любой сцене, не переодеваясь никогда.
Однако это вымысел. Реальные боевые латы при помощи оруженосца можно надеть за 5–7 минут. Не верите — посмотрите на это видео.
В одиночку управитесь за полчаса, потому что придётся со шнурками повозиться. Однако существовали и доспехи с минимумом завязок.
У рыцарей и их солдат не было ни необходимости, ни возможности ходить в броне 24/7 — это же всё-таки не скафандр космодесанта со встроенной системой жизнеобеспечения. Если вы посмотрите на средневековые
, то увидите, что на них воины носят обычное платье, когда не сражаются.
Доспехи оперативно надевали 1. Medieval Warfare: A History / OUP Oxford 2. P. Contamine. War in the Middle Ages непосредственно перед сражением или парадом и снимали, когда они были не нужны. На марше рыцари носили стёганые гамбезоны, которые служили и одеждой, и поддоспешником. Они и сами по себе неплохо защищали от оружия, особенно от режущих ударов. В гамбезоне рассекать куда удобнее, чем всё время таскать на себе 25 килограммов громыхающего железа.
Доспехи Греции
Древняя Греция по праву может считаться некой родиной доспехов, в том смысле, в котором мы их знаем. Гоплиты – греческая тяжелая пехота. Легкая пехота именовалась – пельтасты. Их названия происходят от типов щитов, которые они использовали: гоплон и пельта соответственно. Воин в доспехах в те времена была не менее страшен, чем рыцари, закованные в полный доспех, мчащиеся на коне. Лучшие армии греческих полисов состояли из обеспеченных граждан, ведь для того, чтобы стать членом фаланги (строй тяжеловооружённых пехотинцев) нужно было купить себе снаряжение, а это стоило больших денег. Основным средством защиты конечно же был большой круглый щит – гоплон, который весил около 8кг и защищал тело от шеи до колен. Благодаря такому строю, гоплит по-большому счету и не нуждался в защите тела, потому что фаланга предполагала, что тело будет всегда находится за щитом. Не смотря на то, что в эти времена обработка бронзы достигла очень высокого уровня, доспехи из бронзы были не так популярны как тканевые.
Линноторакс – боевые доспехи из нескольких слоев плотной ткани, чаще всего использовались гоплитами, а также легкой пехотой и кавалерией. Доспех не стеснял движения, и был приятным облегчением для и без того закованного в бронзу солдата. Бронзовая версия доспеха называлась гиппоторакс, и часто мы можем видеть ее в анатомическом исполнении. Так же, как наручи и поножи, выполненные как будто плотно облегают мышцы солдата. Чешуя так и не закрепилась в Греции, как основной вид брони, чего нельзя было сказать об их восточных соседях.
Помимо щита, знаменитым атрибутом греческого гоплита являлся шлем. Коринфский шлем можно считать наиболее узнаваемым. Это полностью закрытый шлем с прорезами для глаз и рта, имеющий Т-образную форму. Шлем часто украшался конским волосом, украшения напоминало ирокез. В истории греческого шлема было два изначальных прототипа. Иллирийский шлем имел открытое лицо и не имел защиты для носа, также он имел вырезы для ушей. Шлем не давал такую защиту как коринфский, но в нем было гораздо удобнее, не говоря о лучшем обзоре. В последствии коринфский шлем эволюционирует в подобие иллирийского, но большую часть своей истории будет оставаться закрытым со всех сторон.
Миф 8. Вот этот крутой шлем просто незаменим в бою
Немецкий штеххелм, около 1500 года. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons
Взгляните на эту картинку. Это штеххелм (stechhelm), или «жабья голова». Очень мощная защита для лица и шеи. Шлем прочно крепится к кирасе и полностью закрывает физиономию владельца, делая её практически неуязвимой даже для прямого попадания пикой на скаку.
В различных произведениях «тёмного» фэнтези именно такую штуковину на голове таскают реально плохие ребята, метящие на пост какого‑нибудь Властелина зла. Этот головной убор добавляет владельцу имиджа, знаете ли.
Выглядит «жабья голова» очень зловеще и грозно. Вот только в сражениях она не использовалась.
Это турнирный шлем, который надевали S. V. Grancsay. A Jousting Harness / Philadelphia Museum of Fine Art Bulletin исключительно для конной сшибки. Конструкция штеххелма обеспечивает безопасность, но позволяет смотреть лишь вперёд и только наклонив голову. Допустимо, когда рыцарь скачет по ристалищу — дорожке для турниров с пиками, разделённой вдоль барьером, чтобы всадники не врезались друг в друга.
Но в реальном бою «жабья голова» помешает владельцу смотреть, что там творится по бокам от него, и сделает его практически беспомощным. Это спортивный инвентарь, а не боевое снаряжение.
Римские доспехи
Римская армия является неким продолжением и развитием идей фаланги. В это время наступает железный век. Боевые доспехи из бронзы и ткани сменяются железными, римские легионы адаптируются под материалы современности. Использование меча в бронзовый век было малоэффективным, так как нужно было подходить вплотную к противнику и ломать строй. Даже отличные мечи бронзового века были очень короткими и малопрочными. Копье было оружием гоплита и многих армий этого времени. В железный же век, меч становится все более прочным и длинным, появляется необходимость в доспехе, который мог эффективно останавливать рубящие удары. Так тяжелый доспех гоплита сменяется кольчугой – lorica hamata. Кольчуга не слишком эффективна против копья, но может остановить рубящий удар меча или топора. Легионы часто сражались с племенами, не имевшими строя как такового, многие варвары с севера были вооружены топорами, что делало кольчугу отличной защитой.
С эволюцией кузнечного дела идет и эволюция брони. Lorica segmentata – пластинчатые доспехи, Римских воинов можно было отличить среди многих именно по этой броне. Эти боевые доспехи пришли на смену кольчуге, которая со временем стала неэффективной против германских длинных мечей, которые стали просты и дешевы в изготовлении, что сделало их обычным явлением в армиях племен. Пластины, скрепленные попарно на груди, и пестичные наплечники давали большую защиту, чем кольчуга. Последней «обновкой» римской армии, уже после рождества Христова, стала lorica sqamata. Чешуйчатые или ламеллярные доспехи часто использовались вспомогательными войсками. Металлические пластины скрепляли внахлест кожаными шнурами или металлическими прутьями, делая доспех похожим на чешую.
Миф 3. Кольчуга ни от чего не защищала
Битва при Арсуфе. Гравюра Густава Доре. Изображение: Public Domain
Предыдущий миф идёт рука об руку со следующим — якобы сама по себе кольчуга ни от чего толком защитить не могла. Поэтому средневековые рыцари от неё быстро отказались, перейдя на полный латный доспех.
В фильмах воины в одних только кольчугах — это, как правило, массовка и простолюдины, которые только и способны, что умирать под дождём стрел. Считается, что рубашка из железных колец — штука очень дешёвая и простая, и если на что и годится, то только в комплекте с латами.
В действительности же кольчуга обеспечивала надёжную защиту и от колющего, и от рубящего оружия, и от стрел. Например, в битве при Арсуфе в 1191 году лучники Саладина обстреляли крестоносцев Ричарда I Львиное Сердце.
И что вы думаете — рыцари совершенно не обращали внимания на луки противников.
Мусульманский хронист Баха ад‑Дин ибн Шаддад с ужасом описывал C. W. C. Oman. A History of the Art of War in the Middle Ages , как крестоносцы, в кольчугах которых торчали по десятку стрел, продолжали сражаться невредимые. В тот день Ричард одержал решительную победу.
Латный доспех со временем заменил кольчугу не потому, что последняя была уязвима. Просто ковать кирасы оказалось быстрее, чем вручную вытягивать проволоку, нарезать её и изготовить кольца, а потом ещё и сплетать их в полотно.
Доспехи гладиаторов
Доспехи в римскою эпоху носили не только солдаты, но и гладиаторы – воины-рабы, сражающиеся на аренах для развлечения публики. Подтвержденным фактом является участие женщин в боях, но они мало изучены, поэтому мужские доспехи более известны. Доспехи гладиатора были необычны и порой не слишком эффективны, что логично, ведь бои гладиаторов проводятся для публики, внешний вид и зрелищность были на первом месте. Гладиаторы часто использовали шлемы, закрытые полностью, иногда с украшениями и даже с зазубренным или заточенным гребнем для сражения против гладиатора с сетью. Торс чаще всего был открыт, но использование нагрудных пластин и кирас не было явлением необычным. Очень часто можно было увидеть пластичные или кольчужные рукава с наплечником или без, они прикрывали руку без щита или же руку без оружия. Поножи часто выглядели как греческие, иногда изготавливались из плотной ткани. Один из видов гладиаторов, коих было больше дюжины, имел пластичный доспех, покрывающий все тело, и закрытый шлем.
Миф 5. У хорошего доспеха должны быть большие наплечники
Кадр из фильма «Варкрафт»
Фанаты вселенной Warcraft хорошо знакомы с этим штампом. В современном фэнтези наплечники, как правило, изображаются совсем уж непропорционально огромными. И совершенно непонятно, как владельцы их носят, будь они хоть трижды мускулистыми орками.
Размеры реальных «нарамников», как ещё называют этот элемент доспеха, были куда скромнее.
Они совершенно не сковывали движений и позволяли E. Oakeshott. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution неплохо фехтовать, при этом защищая плечи, шею и в некоторых случаях грудь.
В реальной истории любили S. Turnbull. The Samurai Sourcebook огромные наплечники только самураи — у японцев, как всегда, своя атмосфера. Вот только они делали свои содэ из гибко соединённых шёлковыми шнурами пластин. При стрельбе из лука или фехтовании они съезжали назад так, чтобы не мешать, и прикрывали руки, только когда те были опущены.
Доспехи раннего средневековья
Падение римской империи и переселение народов знаменуют начало раннего средневековья – отправную точку эволюции европейского доспеха. В это время популярность набирают легкие доспехи. В частности дешевый в производстве и удобный в использование стеганый доспех. Его вес составлял по разным оценкам от 2 до 8 кг, самый тяжелый был среди русских пеньковых доспехов, закрывавший ноги в том числе. Хорошая защита достигалась сшиванием до тридцати слоев ткани. Такой доспех мог легко защитить от стрел и рубящего оружия. Этот вид брони использовали в Европе без малого тысячу с лишним лет, как и на Руси, что неудивительно, ведь отличный доспех из ткани мог сравниться по степени защиты с кольчугой. Доспехи из римской эры, а конкретно ламеллярный доспех, также был популярен в это время. Он был прост в изготовлении и давал должный уровень защиты.
Более продвинутая версия тканевых доспехов имела металлические пластины разной величины вшитые в доспех или поверх него. Такая броня встречается в основном у более зажиточных солдат.
Шлемы в эту эпоху в основном были похожи на металлические шапки, иногда с подобием защиты для носа или лица, но в большинстве своем защищали лишь голову. В постримскую эпоху начинается достаточно быстрый переход на кольчугу. Германские и славянские племена начинают носить кольчугу поверх одежды или стеганых доспехов. В ту эпоху оружие и военная стратегия предполагали ближний бой, редко в организованном строю, поэтому подобная защита была крайне надежна, ведь слабое место кольчуги – это как раз противостояние копью. Шлемы начинают «расти», закрывая лицо все больше. Кольчугу начинают надевать и на голову, иногда даже без шлема. Длина кольчуги на теле также увеличивается. Теперь боевой доспех выглядит как кольчужное пальто. Броня кавалериста часто включала кольчужную защиту для ног.
Впоследствии на протяжении почти 600 лет доспехи не меняются, увеличивается лишь длина кольчуги, которая в 13 веке становится чуть ли не второй кожей и закрывает все тело. Однако качество кольчуги в этот период, пусть и превосходило раннюю кольчугу, все равно отставало от качества оружия. Кольчуга была крайне уязвима для копий, стрел с особым наконечником, ударов булавы и подобного оружия, и даже тяжелые мечи могли принести фатальное увечье воину. А что уж говорить про арбалетные болты, которые пробивали кольчугу как бумагу, и были крайне распространены в европейских армиях. В связи с этим был лишь вопрос времени – когда появится броня, способная решить эти проблемы. С конца 13-го века в Европе получают распространение латные доспехи – венец кузнечного дела средневековья, самые прочные доспехи в мире. Броню делали из стальных листов, и они покрывали сначала тело, а через короткое время руки и ноги, а после – полностью заковывали воина в сталь. Оставались открытыми лишь несколько точек для того, чтобы можно было вообще двигаться, но и они впоследствии стали закрываться. Это был золотой век тяжелой кавалерии, от вида которой у пехоты начиналась паника. Легендарные доспехи рыцарей, сделанные качественно, были практически непробиваемы для оружия ополченцев. Бывало, что рыцаря, сбитого с коня во время атаки, просто не могли добить. Само собой такой комплект доспехов мог стоить дороже, чем небольшая деревня с поместьем, и был доступен лишь аристократии и рыцарскому сословию.
Холодное оружие
Как правило, когда речь заходит о рыцарях, люди представляют конного человека в броне с копьем либо мечом. Однако в бою рыцари применяли гораздо больше видов оружия чем можно подумать — в зависимости от конного или пешего боя, от того облачен противник в доспехи или нет, оружие так же было разным. Одной из обязанностей оруженосца в бою являлась подача рыцарю запасного оружия, в зависимости от сменившегося типа сражения или взамен утраченного. С учетом того, что рыцаря в поход сопровождали до трех оруженосцев, можно только представить какой арсенал мог быть в запасе у подобного воина.
Каролингский меч или «меч викингов»
Меч каролинг приобрел широкую популярность в раннем средневековье и предположительно является развитием античной спаты (Спарты?). Из-за особенностей рукояти предназначались в основном для пешего боя и был плохо приспособлен для боя с противниками имеющими доспехи либо кольчугу.
Общая длина «Каролинга» составляла около 1м, из которых обоюдоострый клинок занимал 70-90 см, вес клинка — примерно 1,5кг.
Особую нишу занимали Мечи Ульфберта – высококачественные мечи IX-XI столетий. Сталь клинков отличалась высоким содержанием углерода и твердостью грани лезвия. Еще одной отличительной чертой было клеймо изготовителя меча — VLFBERHT, от которого они и взяли свое название.
Романский меч
Романский меч – оружие периода Высокого и начала позднего Средневековья, являлся развитием каролингского меча. В Европе использовался исключительно дворянским сословием, так как ношение оружия простолюдинами уже было запрещено. В отличии от «Каролингов», переработанный эфес и центр тяжести смещенный ближе к рукояти давали возможность более продуктивно использовать это средневековое оружие в конном бою, а также у романского меча существенно выше точность удара.
В эту эпоху меч играл уже скорее вспомогательную роль, так как предназначался для нанесения рубящих ударов, а противники уже довольно часто были облачены кольчужную броню, что резко понижало эффективность подобного оружия.
Романские мечи можно разделить на две группы:
- Одноручные – длина клинка 70-90 см, вес 1-1,3 кг.
- Полутораручные – длина клинка 90-110 см, вес 1,5-2,3 кг.
Одноручные мечи использовались рыцарями в паре со щитом, полутораручные давали возможность брать оружие двумя руками для усиления удара.
Готические мечи
Наиболее распространенным, в качестве рыцарского оружия, готический меч стал в позднем Средневековье с переходом доспехов от кольчужных к латным. Если до этого отдавалось предпочтение рубящим ударам, то на смену им пришли колющие удары, позволяющие поражать противника в сочленения брони. Его отличительной особенностью стало удлиненное колющее острие клинка.
Готические мечи также разделялись на две группы:
- Одноручные – длина клинка 70-90 см
- Полутора- и двуручные – длина клинка 90-110 см
Эсток
Еще одним оружием, предназначенным для пробития уязвимых мест в доспехах, стал эсток – узкий длинный меч с четырехгранным клинком. Обычно использовался в конном бою, в случае потери или поломки пики.
Двуручные мечи
С совершенствованием доспехов у рыцарей появилась возможность уйти от необходимости применения щита в сражении и пополнить свой арсенал двуручными мечами. Преимуществами такого оружия были сила рубящего удара и, разумеется, длина. Основное распространение двуручные мечи получили с XIV века.
Длинна такого меча могла достигать 1,8 метра при весе более 3 кг. Хотя основная масса такого оружия не обладала столь устрашающими характеристиками и в среднем длина была около 1,5 м при весе 2-3 кг.
Фальшион
Одной из разновидностей меча являлся фальшион. Его отличительной чертой была одностороння заточка лезвия, а также удобство при нанесении рубящих ударов. Наиболее широкое распространение получил в период Высокого Средневековья.
Копье
Копье, как разновидность средневекового оружия, применялась в основной массе для первичного удара при столкновении с противником. В сражении на копьях преимущество в первую очередь было за длинной это вида оружия, поэтому длина их со временем увеличивалась и достигала 4,4 м при весе 4кг и более.
Так как скорость сближения конных воинов была довольно большой и при столкновении отдача от удара копья могла травмировать рыцаря, копья делались из ломкого дерева, что предохраняло воина от перелома руки. Ввиду своей громоздкости даже не сломанное при первом столкновении копье рыцарями обычно отбрасывалось и бой продолжался более удобным для ближнего боя оружием.
С XIV века копья стали делать в виде полой трубы, что облегчало их вес и упрощало слом при столкновении, а также приобрели конический щиток для защиты руки.
Боевой топор
В первую очередь боевой топор был прост и дешев в изготовлении, что дало ему широкое распространение по всему миру. Хотя в отличии от меча, боевые топоры не так часто ассоциируют с тяжеловооруженной конницей, однако это было довольно часто применяемое вспомогательное оружие.
Основное преимущество топора — большая сила рубящего удара, прекрасно справлявшегося с кольчугами, однако с развитием латных доспехов, топоры потеряли свою актуальность, уступив свое место более действенному оружию.
Одним из поздних усовершенствований боевого топора являлось добавление острого шипа на обухе, что позволяло пробивать шлемы и пластинчатую броню.
Булава
Как рыцарское оружие, булава наибольшее распространение получила в позднем Средневековье. Булава представляла собой металлическое навершие насаженное на деревянную рукоять 50-80 см длиной.
Развитием простой булавы в XIII веке стал моргенштерн – металлический шар, снабженный шипами. Мог быть как насаженным на деревянную ручку или использовался как кистень (шар, соединенный с рукоятью цепью).
Молот
В позднем Средневековье, с распространением доспехов, возникла необходимость в рыцарском оружии, способном эффективно противодействовать тяжелобронированному воину. Одним из таких решений стал боевой молот, представлявший собой металлическое навершие на деревянной рукояти (в отдельных случаях молот мог быть цельнометаллическим). Существовало множество различных вариаций данного рыцарского средневекового оружия, самой распространенной из которых было навершие в виде молотка с одной стороны и клюва с другой. Клюв представлял собой вытянутый шип, способный пробивать доспех.
Молот стал довольно универсальным оружием способным наносить дробящие и пробивающие удары. Нередко для повышения боевых возможностей на молот добавлялся острый шип, для возможности колющих ударов.
Полэкс
В позднем Средневековье был изобретен полэкс – универсальное древковое оружие. В зависимости от конструкции он сочетал в себе элементы боевого молота или топора, либо совмещал их. Полэкс предназначался в основной массе для пешего боя.
Длина древка составляла от 150 до 210 см и оканчивалась навершием с острым шипом. Также на навершии размещались молот и топор, или изогнутый клюв. Вдоль древка часто располагались металлические пластины, защищающие древко от перерубания. Главным отличием от алебарды было то, что «головка» полэкса была не цельнометаллической, а скреплялась на болтах или штифтах.
Помимо боевых действий полэкс часто применялся в турнирных схватках.
Кинжал
Несмотря на достаточно грозное вооружение, рассмотренное выше, практически каждый рыцарь имел в своем арсенале кинжал. В случае ближнего боя короткий клинок гораздо быстрее вынуть из ножен, чем громоздкое оружие.
В средние века кинжал представлял собой клинок длинной 20-40 см, и так же, как и мечи, за время своего существования претерпел некоторые изменения.
Первые кинжалы походили на уменьшенную копию меча – обоюдоострые, с достаточно тонким лезвием.
Однако со временем появилась необходимость придать им прочность и пробивную силу, достаточные для нанесения раны сквозь доспех. Так появились трехгранные кинжалы, предназначенные для колющих ударов.
Закат доспехов
Тяжёлые европейские средневековые доспехи становятся пережитком истории с повсеместным внедрением огнестрельного оружия и артиллерии. Первые образцы огнестрела были крайне ненадежны, эффективность была десятки метров, перезаряжать их нужно было до второго пришествия, поэтому тяжелые доспехи не сразу ушли со сцены театра войны. Однако уже в эпоху ренессанса латные доспехи можно было увидеть разве что на церемониях и коронациях. На смену латному доспеху приходит кираса. Нагрудные доспехи нового дизайна позволяли пулям и длинным пикам рикошетить от брони, для этого на кирасе создавалось так называемое ребро, фактически доспех как бы вытягивался вперед и создавал угол, который и должен был способствовать шансу рикошета. С появлением более современных видов ружей в конце 17 века, кираса окончательно потеряла смысл.
Также 18ый век был ознаменован переходом к регулярным армиям, которые были на содержании у государств. Так как доспехи по разумной цене были не адекватны, то от них отказались вовсе. Однако необходимость в тяжелой кавалерии никуда не ушла, и кирасы хорошего качества все же давали приемлемую защиту. Теперь боевые доспехи на поле боя носят лишь кавалеристы – кирасиры, тяжелая кавалерия нового поколения. Их броня позволяла чувствовать себя спокойно на дистанции в 100 метров от вражеского войска, чего нельзя было сказать о простых пехотинцах, которые начинали «сыпаться» уже на расстоянии 150-160 метров. Дальнейшие изменения в вооружении и военной доктрине окончательно вывели доспехи из строя. Воины нового времени уже шли без использования доспехов.
Железная одежда римских солдат
Благодаря своей правильной организации, военной выучке и прекрасному снаряжению римская армия создавала в глазах противника впечатление непреодолимой мощи. Все солдаты на поле боя носили щит, шлем и доспех, защищавшие от любого метательного, колющего или рубящего оружия противника. Доспехи внушали солдатам ощущение собственной неуязвимости на поле боя и тем самым побуждали их к более смелым и активным действиям. Наиболее известной разновидностью доспехов являлась лорика сегментата. Попробуем разобраться, как выглядел этот пластинчатый доспех, основываясь на изображениях Колонны Траяна и археологических находках.
Терминология
Широко известный сегодня термин лорика (lorica) происходит из латыни и в самом общем смысле обозначает защитный доспех — безотносительно его устройства или способа ношения. Римский антиквар и грамматик Марк Терренций Варрон, объясняя происхождение и значение этого термина, выводит слово lorica из lorum — «ремень». К этому выводу он приходит,
«поскольку её делали для защиты груди из кожаных ремней. После того, как в обиход был введён галльский панцирь, так же стала называться рубаха из железных колец
».
Бронзовая статуэтка римского солдата II века, облачённого в лорику сегментату. Британский музей, Лондон.
Как видно из этого объяснения, под лорикой Варрон прежде всего понимает кольчугу. В этом отношении ему вторит ещё один грамматик — Исидор Севильский:
«Доспех
(
lorica
)
так назван, поскольку не имеет ремня (lorum) и состоит лишь из сцепленных одно с другим железных колец
».
Из других источников известны описания лорики из пригнанных друг к другу пластин (lamina) или чешуй (squama), которые носили как сами римляне или их союзники, так и их противники. Тацит противопоставляет тяжёлые пластинчатые доспехи сарматов, «которые у них носят все вожди и знать», лёгким, не сковывающим движение кольчугам (lorica) римлян. Наконец, упоминания о статуях императоров, облачённых в доспехи (statua loricata), судя по виду этих статуй, подразумевают в данном случае цельнометаллические доспехи.
Поскольку римские источники редко различали конкретные разновидности доспеха, современная оружиеведческая терминология имеет несколько искусственный характер и преимущественно восходит к университетской латыни XVII–XVIII веков. По способу бронирования и форме элементов брони различают кольчуги (lorica hamata), чешуйчатые панцири (lorica squamata), ламеллярные доспехи (lorica lamellata), а также пластинчатые сегментированные доспехи (lorica segmentata), о которых и пойдёт далее речь.
Как и другие вышеперечисленные названия, термин lorica segmentata является современным неологизмом — в античных источниках он не встречается. О том, как называли этот доспех сами римляне и называли ли как-либо вообще, мы не имеем ни малейшего представления. Тем не менее сегодня термин lorica segmentata имеет определённую традицию использования, он принят не только в академической среде, но и среди многочисленных реконструкторов, воспроизводящих облик римской армии императорского времени. Поэтому, несмотря на всю его условность, мы также будем пользоваться этим термином в дальнейшем за неимением лучшего.
Римские легионеры на Колонне Траяна
На протяжении последних 300 лет лорика являлась наиболее узнаваемым доспехом римской армии. Своей славой она обязана прежде всего изображениям на Колонне Траяна, воздвигнутой в 112 году в Риме в ознаменование победы над Дакией. Рельефный фриз Колонны воспроизводит историю Дакийской войны и включает почти 2000 человеческих фигур, изображающих римских солдат, их союзников, а также моряков, обозных слуг и варваров. Римские легионеры (622 фигуры) изображены единообразно облачёнными в лорики, в то время как солдаты вспомогательных когорт (461 фигура) и всадники (82 фигуры) обычно носят кольчугу или чешуйчатый доспех.
Это неравномерное распределение вооружения породило в литературе множество разнообразных спекуляций, которые проникли в живопись и кинематограф. Здесь, в свою очередь, возникли новые мифы, которые продолжают оказывать обратное влияние на массовую культуру. К примеру, создатели эпического «Гладиатора» (1999), несмотря на весьма условный реализм показанного на экране оружия и доспехов, постарались всё же сохранить это различие между легионерами и ауксилариями: первые все как один изображены носящими лорики, а вторые показаны носящими кольчуги.
Фрагмент рельефа Колонны Траяна, изображающий римских легионеров в тяжёлом вооружении.
Исследователи, специально изучавшие этот вопрос, неизменно подчёркивают, что изображения на рельефах Колонны являются произведением искусства, содержание которого в первую очередь определяли каноны жанра. Та степень единообразия военного снаряжения, которую мы видим на этом памятнике, является художественной условностью. В действительности снаряжение солдат римской армии в это время отличалось большим разнообразием. Например, на рельефах современного Колонне памятника — монументального Трофея Траяна из Адамклисси — римские легионеры в большинстве своём носят кольчугу и чешуйчатый доспех, а не лорику. Ту же вариативность военного снаряжения мы видим на рельефах Колонны Антонина, воздвигнутой в Риме между 176 и 192 годами в честь побед, одержанных императором Марком Аврелием в ходе Маркоманнской войны 166–180 годов. Наконец, остатки пластин и элементов крепления лорики в немалом числе обнаруживаются при раскопках укреплений, занятых солдатами вспомогательных отрядов. Эти находки свидетельствуют о том, что служившие в римской армии ауксилиарии носили лорику точно так же, как легионеры носили кольчугу и чешуйчатые доспехи.
Фрагмент пьедестала Колонны Антонина Пия в Риме, изображающий сцену императорского апофеоза. Преторианцы облачены в пластинчатые панцири, по своему виду весьма схожие с тем, в который облачена фигурка солдата из Британского музея. В отличие от археологических находок, в которых нагрудная секция представлена цельной пластиной, здесь она состоит из нескольких частей.
Первые реконструкции
В конце XV века появились первые рисунки отдельных сцен рельефного фриза Колонны Траяна, а в 1576 году Франческо Вильямена опубликовал набор из 130 гравюр, воспроизводивших его целиком. Эти гравюры положили начало дальнейшим изображениям римских воинов на книжных иллюстрациях или художественных полотнах XVII–XIX веков, которые представляли сцены из Священного писания или сюжеты из входившей в моду античной истории. Создававшие их художники обычно имели весьма смутное представление об устройстве доспеха и заботились скорее о воспроизводстве его внешней формы. Большинство изображений того времени представляют римский доспех как нечто, состоявшее из нескольких рядов горизонтальных пластин, которые опоясывали тело воина, и вертикальных пластин, проходивших над плечами.
Вопрос о том, как в действительности был устроен доспех и как друг с другом соединялись пластины, впервые возник у музейщиков, которые в последней четверти XIX века стали украшать экспозиции манекенами воинов в натуральный рост. Чтобы надеть на манекен «римский доспех», его сперва приходилось изготовить, а это ставило перед специалистами чисто технические вопросы о его устройстве.
Картина Эдварда Пойнтера «Верный до смерти» (1865) даёт хорошее представление о том, как римский доспех представляли художники середины XIX века. commons.wikimedia.org
Одну из первых попыток такого рода реконструкции предпринял отставной лейтенант армии Вюртемберга Карл Гимбель. Он долгие годы посвятил изготовлению манекенов, облачённых в доспехи воинов, начиная с эпохи античности и до позднего средневековья. По итогам своих трудов он в 1902 году опубликовал целый альбом фотографий, почётное место в котором занимал римский легионер в пластинчатом панцире. Главным источником для Гимбеля, как и для его предшественников, являлись изображения с Колонны Траяна, которые он дополнил рядом известных к тому времени археологических находок. Автор реконструкции полагал, что металлические пластины нашивались на кожаную основу, имевшую форму жилета. Доспех состоял из двух боковых секций, соединявшихся сзади при помощи шарниров. Воин надевал его, просунув руки в боковые вырезы, а затем застёгивал доспех спереди ремнями и пряжками. В свете более поздних открытий это предположение оказалось не таким уж далёким от истины, однако Гимбелю явно не хватало археологического материала, чтобы понять, как в действительности была устроена система крепления отдельных частей доспеха.
Реконструкция римского легионера Карла Гимбеля. zen.yandex.ru
Лорика из Корбриджа
Важнейшим ключом к достоверной реконструкции римского доспеха стала находка, сделанная Чарльзом Дэниелсом в Корбридже. Когда-то здесь находился римский форт Корстопитум, в котором в качестве гарнизона размещалась ala Gallorum Petriana. Около 105 года жившие в северной части острова варварские племена напали на римские пограничные укрепления. Лагерь при этом получил серьёзные повреждения и впоследствии был перестроен. Часть мусора строители утилизировали на дне колодца, находившегося на территории римской принципии. Во время раскопок в 1964 году здесь были обнаружены шесть комплектов пластин, относящихся к боковым секциям панциря, две нагрудные секции, наплечники, а также несколько разрозненных фрагментов и мелких деталей. Хотя железо превратилось в ржавчину, все пластины остались на своих местах, что позволяло легко воссоздать первоначальный порядок их набора. С внутренней стороны пластин сохранились отчётливо видимые следы кожаных ремней, использовавшихся как элементы крепления. Бронзовые крючки и петли также сохранились на своих местах. Интересно, что все найденные части принадлежали разным доспехам. По-видимому, они хранились все вместе где-то на складе в ожидании ремонта, однако по неизвестной причине оказались не в ремонтной мастерской, а на дне колодца, где их и обнаружили археологи.
Клад из Корбриджа включал фрагменты римских доспехов, оружия и других предметов, брошенных в колодец в начале II века н.э. Реконструкция Питера Коннолли.
Х. Рассел Робинсон, хранитель оружейной коллекции Лондонского Тауэра, основываясь на этой находке, выполнил реконструкцию римского доспеха из Корбриджа. Согласно его предположению, доспех состоял из шести частей: пары боковых секций, пары секций для верхней части груди и спины, а также пары наплечников, жёстко соединявшихся с предыдущей секцией. Всего в состав доспеха входило 40 железных полос и пластин, соединявшихся в 12 секций при помощи ремней, приклёпанных к внутренней их части. Отдельные секции, в свою очередь, крепились друг к другу посредством бронзовых крючков и петель, а также ремней и пряжек, часть которых находилась с внутренней стороны, а часть с наружной. Такая структура позволяла легко разбирать доспех и складывать его для транспортировки и хранения. Последующая сборка и одевание также не составляли особой трудности. Очевидно, солдат надевал панцирь собранным на спине, а спереди застёгивал самостоятельно. Пластинчатое покрытие плотно прилегало к телу. Вместе с тем оно отличалось гибкостью и совершенно не сковывало движения. Такой панцирь обеспечивал своему владельцу надёжную защиту от любых видов колющего, рубящего и метательного оружия.
Римская лорика сегментата из Корбриджа. Реконструкция Питера Коннолли. Источник: Коннолли, П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Перевод С. Лопухова, А. Хромова. — М., 2001. — С. 230
Лорика из Ньюстеда
Реконструкция Рассела Робинсона позволила учёным не только впервые наглядно представить, как на самом деле выглядела римская лорика сегментата, но и сделать выводы относительно устройства доспеха более позднего времени, который был найден в Ньюстеде между 1905 и 1910 годами. В сравнении с панцирем из Корбриджа этот доспех обладает минимальным декором и состоит из меньшего числа пластин, жёстко соединённых друг с другом заклёпками. Многочисленные уязвимые бронзовые элементы крепления здесь были сведены к необходимому минимуму.
Нагрудная секция соединялась с боковыми при помощи трёх крючьев: одного в передней и двух в наспинной части доспеха. Правая половина панциря соединялась с левой не посредством ременных завязок, а при помощи более простой и надёжной системы бронзовых петель, входивших в прямоугольный паз на противоположной пластине, которая закреплялась на месте при помощи вставлявшегося в петлю Т-образного шпинделя. В ту же конструктивную схему вписываются находки крупных фрагментов доспеха в Карлайле и Кэрлеоне (Великобритания), Цугмантеле (Германия), Карнунте (Австрия) и Леоне (Испания), относящиеся ко II–III векам.
Римская лорика из Ньюстеда. Рисунок Питера Коннолли. Источник: Bishop, M.C. Lorica Segmentata Volume I: A Handbook of Articulated Roman Plate Armour. — London, 2002. — Р. 55
Находки в Калькризе
Долгое время считалось, что лорика сегментата появилась в римской армии около середины I века н.э., однако настоящий сюрприз археологам преподнесли раскопки у горы Калькризе близ Оснабрюка в Германии. Это место сегодня идентифицируется в качестве поля знаменитого сражения в Тевтобургском лесу, в котором германцы-херуски под предводительством Арминия уничтожили три римских легиона армии Квинтилия Вара. В самом начале раскопок в 1994 году здесь была найдена полностью сохранившаяся нагрудная пластина с элементами крепления, а также ряд фрагментов пластин, относящихся к плечевой секции панциря. Кроме того, были обнаружены бронзовые обоймы ремней, пряжки и другие элементы крепления, развеявшие последние сомнения относительно того, что использование лорики сегментаты в римской армии относится к гораздо более раннему времени, чем это считалось прежде. Уверенность окрепла ещё больше после того, как фрагменты элементов крепления лорики были обнаружены среди датируемых более ранним временем находок в лагерях Дангштеттен и Виндиш в альпийском регионе.
Римская лорика из Калькризе. zen.yandex.ru
Осенью 2022 года раскопки у Калькризе ознаменовались новой сенсационной находкой: немецким археологам удалось обнаружить полный доспех относительно хорошей сохранности. При попадании в землю отдельные пластины панциря сложились, как меха в гармошке, и пластины спеклись друг с другом более чем на 2000 лет. К настоящему моменту грудная секция и плечи частично расчищены и восстановлены, а боковые части всё ещё находятся в общем блоке. На сделанных исследователями снимках просматриваются железные пластины панциря, отчётливо видны бронзовые петли, пряжки и другие элементы крепления. В небольшом объёме сохранились даже органические материалы — например, остатки кожи.
Новая находка позволяет по-новому взглянуть на эволюцию формы доспеха. Оказалось, что в сравнении с более поздними находками и изображениями легионеров на Колонне Траяна наплечники раннего панциря не имели развитых «рукавов» для защиты верхней части предплечий — эта деталь конструкции появилась много позже.
Реконструкция римской лорики из Калькризе.
Происхождение и хронология использования
Хронология использования лорики сегментаты теряется в дымке неопределённости. Находки в Дангштеттене датируются временем между 15 и 9 годами до н.э., что означает возможность ещё более раннего времени появления, чем принято считать сегодня. В этом плане заслуживает внимания гипотеза, которая акцентирует внимание на более высоких в сравнении с кольчугой защитных способностях пластинчатой брони обеспечивать защиту от стрел восточных лучников и привязывает появление и распространение лорики с направленными против парфян военно-политическими инициативами Августа в 20 году до н.э. Возможно, образцом для этого доспеха послужила броня гладиаторов-крупеллариев, о которой Тацит пишет, что она
«малопригодна для нападения, но зато неуязвима для наносимых врагом ударов».
Римская лорика сегментата из музея Корбриджа. twitter.com
Правда, характер заимствования и направленность влияния кажутся неочевидными — в равной степени армейский доспех мог послужить образцом для создания гладиаторской брони. Кроме того, лёгкая и гибкая, совершенно не сковывающая движений лорика слишком сильно контрастирует с тяжестью крупеллариев, которые, по словам Тацита,
«валились на землю под бременем своих доспехов и уже не делали попыток подняться».
Хотя изображённые на Колонне Траяна легионеры единообразно облачены в пластинчатые панцири, сегодня очевидно, что в действительности вооружение римских воинов было гораздо более разнородным. Создавая такую картину, художник, должно быть, стремился представить зрителям римскую армию в более выгодном виде в сравнении с тем, какой, возможно, она имела на самом деле. Уместной кажется гипотеза, что лорика сегментата в представлении римлян являлась более ценным доспехом в сравнении с кольчугой — доспехом, который носила лишь какая-то часть римских воинов. Возможно, это были опытные старослужащие солдаты, стоявшие в первых рядах строя, поскольку такой доспех гораздо лучше, чем кольчуга, защищал от пущенных противником метательных снарядов. На эту возможность как будто намекает Вегеций, упоминающий о «тяжёлом панцире» (gravis lorica), а также прямо пишет Маврикий, согласно рекомендациям которого воины, сражающиеся в первых рядах строя, должны носить вооружение более тяжёлое и полное в сравнении со стоящими позади.
Памятник из Альба-Юлия на территории современной Румынии изображает римского солдата, облачённого в панцирь. Датировка изображения затруднена из-зи отсутствия контекста находки, но большинство исследователей сходится на второй половине II или даже начале III века н.э. roma-victrix.com
Многочисленные изобразительные источники и находки фрагментов доспеха свидетельствуют о широком его бытовании в I–III веках. Одним из последних изображений лорики является рельеф на триумфальной арке Септимия Севера, воздвигнутой в Риме в 205 году в ознаменование побед, одержанных императором над парфянами в ходе кампаний 195 и 197–198 годов. Возможно, к ещё более позднему времени относится изображение облачённого в пластинчатый доспех воина из дакийской Альба Юлии.
О времени исчезновения лорики из арсеналов войск мы можем только догадываться. Похоже, оно связано с военно-политическим кризисом второй половины III века, когда римская армия понесла огромные потери в людях, оружии и имуществе. При этом, как показывают находки из Испании, в отдельных медвежьих углах лорика оставалась на вооружении ещё в конце III и даже в начале IV века.
Алексей Козленко
/
Кровь провинций
По каким принципам комплектовалась римская армия эпохи империи и кто служил в её рядах
- армия
- античность
- Древний Рим
Александр Сергиеня
/
Словом и копьём
Как воевала римская армия эпохи принципата: полевые сражения
- армия
- до XX века
- Древний Рим
Александр Сергиеня
/
«Военная машина»: организация древнеримской армии
Как была устроена самая могущественная армия древности
- армия
- тактика
- Древний Рим
Литература:
- Коннолли, П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Перевод С. Лопухова, А. Хромова. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
- Robinson, H.R. The Armour of Imperial Rome. — London: Purnell Book Services, 1975.
- Bishop M.C., Coulston J.C.N. Roman Military Equipment from the Punic Wars to the Fall of Rome. — Oxford: Oxbow Books, 2006.
- Bishop, M.C. Lorica Segmentata Volume I: A Handbook of Articulated Roman Plate Armour. — London: Armatura Press, 2002.
- D’Amato R., Sumner G. Arms And Armour of the Imperial Roman Soldier. From Marius to Commodus. — Barnsley: Frontline Books. 2009.
- Junkelmann, M. Die Legionen des Augustus: der römische Soldat im archäologischen Experiment / M. Junkelmann. — Mainz: von Zabern, 2003.
Доспехи на Руси
До прихода монголов, русские доспехи эволюционировали примерно по такой же схеме, что и в Европе. Кольчужные доспехи оставались основной защитой русского война, вплоть до появления стрелкового оружия. Как и в Китае, эпоха рыцарей и тяжелой бронированной конницы так и не наступила. Русский воин всегда должен был оставаться подвижным и «легким». В этой связи средние доспехи выглядели более разумным выбор в борьбе с кочевыми армиями, опирающимися на мобильность и конных лучников, поэтому русские доспехи так и не перешли в латы. Доспехи конника могли быть более тяжелыми, но все же оставались в средней категории. Так, помимо стандартных кольчуг, боевые доспехи на Руси принимали форму чешуи, кольчуги с металлическими пластинами, а также зерцальных доспехов. Такие доспехи надевались поверх кольчуги и представляли собой металлическую пластину – зерцало, создавая некое подобие кирасы.
Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи
Далее происходит эволюция – начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей – ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В Средние века подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток – вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.
Японские доспехи
Японский воин в доспехах, именуемый самураем, известен всем. Его оружие и броня всегда были очень выдающимися в «толпе» средневековых лат и кольчуг. Как и в других регионах самураи не пользовались латами. Классическая броня самурая была в основном ламеллярной, но также использовались нагрудные пластины и кирасы. Различные части доспеха могли быть выполнены в «кольчужных тонах». Японская кольчуга отличалась от Европейской не только видом, но и более мелки плетением. Классические японские доспехи состояли из:
- шлема, закрывавшего полостью голову и часто лицо, обычно оно закрывалось устрашающей маской, шлем часто имел рога;
- ламеллярного доспеха, иногда укрепленного пластиной, наподобие зерцала или с кирасой сверху;
- поножи и наручи, металлические или ламеллярные, под ними могли быть кольчужные рукавицы и обувь;
- доспехи на плече, изготавливались из разных материалов, но их интересной особенностью было удобство в ношении для лучников. В Европе лучник никогда не носил наплечники, потому что они сильно мешали стрельбе, а то время как в Японии наплечник как бы сползал назад при натягивании тетивы и возвращался когда самурай сделал выстрел.
Такой доспех так же, как и в случае с рыцарями, был показателем статуса и богатства. Рядовые солдаты использовали более простые доспехи, иногда кольчужные или смесь.
Миф 2. Под латы следует надеть и кольчугу
Немецкая кольчуга XV века. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons
Это одно из самых распространённых заблуждений. Якобы полностью экипированные рыцари надевали сначала гамбезон‑поддоспешник, потом кольчугу (железная рубашка из множества скреплённых колец), и только поверх этого всего — латы.
Звучит очень внушительно, вот только носить и кольчугу, и доспех одновременно никакой рыцарь не станет, потому что это очень неудобно. Кольчужным полотном E. Oakeshott. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution и в самом деле укрепляли уязвимые места в сочленениях. Также юбкой из него прикрывали пах и поясницу.
Но цельную железную рубаху под доспехами не носили. Ни в каких исторических источниках подобный «броневой пирог» не упоминается — это выдумка современных ролевиков и авторов фэнтези.
Современные доспехи
Первая и вторая мировая война показали новый порядок в ведении войны. Доспехи стали пережитком прошлого, кавалерия также была малоэффективной, поэтому почти не использовалась. В эту эпоху из брони остался только шлем – каска. Каски защищали голову не столько от пуль, сколько от кусков породы и камней, падающих после попадания снаряда в землю рядом. Попытки сделать первые бронежилеты были уже в Первой мировой. Громоздкие пластины метала давали защиту, но сковывали движение солдата, поэтому были хороши разве что в городском бою. Немногим лучше бронежилеты выглядели и во вторую мировую, поэтому такой вид защиты не стал повсеместным. Началом эпохи бронежилетов стала война в Корее. Жилет защищал от осколков мин, гранат, бомб и пуль. В период с 1950-1990 бронежилеты становятся частью экипировки армий во всем мире. В 1990 же начинается новый этап развития современного доспеха, образ защитника Родины уже нельзя представить без него. Cнаряжение становится больше, закрывая все больше частей тела. Бронежилет превращается в комплекс индивидуальной защиты и может быть подогнан под задачу солдата или определенные условия. Возможно эволюция современного доспеха пойдет в схожем русле, увеличивая степень защиты солдат, пока они полностью не будут закованы в подобие рыцарских лат.
Доспехи эволюционировали вместе с оружием. Как только появлялась защита, тут же появлялось оружие, способное преодолеть ее. И пусть в этой гонке оружие часто является более совершенно, создатели доспехов не отстают, а иногда и выходят вперед, пусть и не надолго.
Кольчуга
Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество – доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.