Для чего лошади нужна сбруя и из чего она состоит


Конская упряжь несет на себе нагрузку экипажа, поэтому её правильный выбор и подгонка очень важны для сохранения здоровья и работоспособности лошади. Упряжь состоит из кожаных ремней, спроектированных так, чтобы обеспечивать равномерное распределение нагрузки. Упряжью называют крепёжно-тяговую систему для экипажа, а экипировку для верховых лошадей обычно называют сбруёй. Ремни сбруи гужевой лошади должны быть прочными и мягкими.

Раньше на сбрую коня не жалели денег. Как правило, изготовление сбруи велось по индивидуальным заказам, поэтому проводилась идеальная подгонка ремней под конкретное животное. Сейчас можно купить уже готовую упряжь, но чаще всего получается так, что не все детали подходят лошади. Люди, работающие с лошадьми, предпочитают покупать все детали в разных местах. Комплект состоит из списка стандартных элементов, которые указаны ниже. К телу лошади должны прилегать только кожаные части.

Основной комплект упряжи для экипажа и верховой езды

Что такое сбруя для лошади

Для комфортной езды и удобного управления придуманы особые приспособления для коней. Часть из них помогает лошади лучше справляться с нагрузкой. Комплекс таких приспособлений называют сбруей или амуницией. Предназначена эта экипировка для верховой езды или работы коня в упряжке.

Сбруя известна минимум со II века до нашей эры. По ее качеству и оформлению узнавали статус хозяина животного. Хотя, как правило, амуниция требовалась только для удобства в работе. Примерно в середине XVI века красивая конская упряжь стала модным атрибутом.

Амуниция должна подходить конкретной лошади. Раньше экипировку часто изготавливали на заказ. Сегодня в магазинах — выбор на любой вкус.

Из чего состоит упряжь для лошадей

Для перевозок грузов, людей в телегах используют упряжку. Комплект сбруи не всегда одинаков. Какие-то части берут постоянно, другие — только в определенных случаях. Состав сбруи зависит от целей и способа запряжки.

Конская амуниция включает такие приспособления:

  1. Узда. Состоит из нескольких элементов — ремней, как правило, кожаных. Один проходит ниже подбородка. Оголовье составляют затылочный ремень и проходящий перед ушами. В сбрую, как отдельный элемент или часть узды, входят удила. Это стержень (грызло) с кольцами по бокам. Его вставляют в края рта — туда, где нет зубов. Удила давят на язык, губы, челюсть и служат для управления. Трензель чаще делают из металлов.
  2. Хомут. Соединяет коня и телегу, передает силу и амортизирует. Состоит из двух соединенных сверху половинок — клещей, чаще деревянных. Низ завязывают супонью. Под хомутом есть особая подкладка. Весит все 6–9 кг.
  3. Шлея — комплект ремней, фиксирующий хомут при резких движениях, например, при остановке. Круговой ремень надевают на корпус лошади. Он соединен с клещами. Наспинный ремень крепят вдоль туловища, боковые — расположены в районе оглобель. Поперечные и откосные страхуют основные ремни корпуса.
  4. Оглобли. Это направляющие — две тонкие палки или трубки по бокам. Они соединяют повозку и хомут, передают силу. Одна оглобля называется дышлом, ее помещают между конями.
  5. Дуга. Соединяет оглобли и хомут. Смягчает езду, не дает клещам чересчур давить на шею животного.
  6. Гужи — ременные петли. Находятся около дуги и тоже объединяют оглобли и хомут.
  7. Седелка. Этот элемент конской упряжи фиксирует оглобли, дугу. Снимает часть нагрузки с шеи, передает на спину.
  8. Подпруга — кожаный или синтетический ремень с креплениями. Крепит седелку. Современные модели подходят под определенную лошадь, оснащаются подкладкой.
  9. Чересседельник, который тоже передает силу коня, разгружает шею и плечи. Фиксирует оглобли, хомут. После седелки соединяют концы с оглоблями.
  10. Подбрюшник — еще один ремень. Нужен для защиты от ударов хомутом, дугой. Находится на животе, немного ниже подпруги. Его соединяют с чересседельником с помощью кольца. Крепят на оглоблях.
  11. Нагрудник. Это альтернатива хомута. Ремень из двухслойной кожи с кольцами. По обе стороны находятся постромки. Размер нагрудника регулируют пряжками.
  12. Постромки. Это особые ремни или веревки. Передают силу от хомута. Соединяют постромки с передком телеги (вагой). Делают это при помощи вальков — брусков, длиной примерно 8 см. Каждый оснащен двумя крючками. На них надевают постромки (петли). Сам валек крепят к ваге при помощи специальной обоймы.
  13. Нашильник. Очередной ремень, проходящий к дышлу от нагрудника. Удерживает при движении под гору.
  14. Вожжи — особые тонкие ремни, как правило, из кожи. Небольшие и легкие ремешки крепят за кольца на удилах и гуже. Для управления главное — уздечка и вожжи, которые дополняют кнутом и голосом. Вожжами подбадривают лошадь: слегка ударяют по крупу. Не нужно путать их с поводьями для верховой езды.

Отрывок, характеризующий Сбруя

– Завтра эскадрон наш назначен в резервы; позвольте вас просить прикомандировать меня к 1 му эскадрону. – Как фамилия? – Граф Ростов. – А, хорошо. Оставайся при мне ординарцем. – Ильи Андреича сын? – сказал Долгоруков. Но Ростов не отвечал ему. – Так я буду надеяться, ваше сиятельство. – Я прикажу. «Завтра, очень может быть, пошлют с каким нибудь приказанием к государю, – подумал он. – Слава Богу». Крики и огни в неприятельской армии происходили оттого, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками: vive l’empereur! бежали за ним. Приказ Наполеона был следующий: «Солдаты! Русская армия выходит против вас, чтобы отмстить за австрийскую, ульмскую армию. Это те же баталионы, которые вы разбили при Голлабрунне и которые вы с тех пор преследовали постоянно до этого места. Позиции, которые мы занимаем, – могущественны, и пока они будут итти, чтоб обойти меня справа, они выставят мне фланг! Солдаты! Я сам буду руководить вашими баталионами. Я буду держаться далеко от огня, если вы, с вашей обычной храбростью, внесете в ряды неприятельские беспорядок и смятение; но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля, потому что не может быть колебания в победе, особенно в тот день, в который идет речь о чести французской пехоты, которая так необходима для чести своей нации. Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня. Наполеон». В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали. Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.

Виды сбруи

Выделяют разные типы конской амуниции, предназначенные для разного количества лошадей. Выбор зависит от целей:

  • Транспортная сбруя — нужна, когда в упряжке несколько животных.
  • Сельскохозяйственная — предназначена для одного или двух коней.
  • Выездная — нужна для развлечений, гуляний. Такая упряжь для лошади рассчитана на разное число скакунов.

Одноконная

Сбруя для единственного животного в упряжке имеет стандартный набор: уздечка, вожжи, хомут для лошади и прочее. В одноконной амуниции иногда встречаются варианты без дуги. В этом случае главный элемент, на котором держится повозка, — шлея. Она принимает на себя основную тяжесть.

Запряжка, которая здесь используется, — оглобельно-дуговая. Этот тип еще называют русским. В Европе он почти не используется.

В одноконной русской запряжке применяют и постромки. В этом случае нередко берут короткие оглобли. Крепятся они не к хомуту, а к седелке.

Тачаночная

Сегодня редко встречаются четверки лошадей. В начале прошлого века они были популярны. Для военных нужд использовали тачанки — повозки с рессорами и станковым пулеметом. Тачаночная амуниция рассчитывалась не всегда на четырех коней. Иногда в упряжке их было два или три.

В состав сбруи входили постромки и дышло. Пару лошадей крепили по обе стороны от одиночной оглобли. Оставшихся боковых животных пристегивали за постромки, крепившиеся к вагам. У тачанок была высокая скорость передвижения.

На памятнике в Ростовской области в честь 1-й конной армии не видно вожжи и спицы у колес. Здесь нет ошибки скульпторов — на скорости эти детали не были заметны. Тачаночная сбруя была удобна и прекрасно подходила для войны.


Постромочно-дышловая

Этот тип содержит те же элементы, что и тачаночный. Постромочно-дышловая упряжка нужна при использовании телеги. Коней, как правило, — двое. Такая экипировка удобна:

  • обеспечивает относительную безопасность, например, на крутых спусках;
  • работоспособность лошадей растет.

Надевать сбрую нужно правильно. Если сильно натянуть крепления, конструкцию перекосит. Иногда кони получают травмы из-за того, что дышло давит на хомут. Важно подтянуть ремни, в том числе — чересседельник.

Постромочная

Существует вид сбруи без дуги и оглобель. Его применяют в постромочной упряжке. Упряжь отличается простотой и часто используется, в том числе и в сельском хозяйстве. Лошадиную силу здесь передают постромки и хомут.

Такая сбруя не всегда удобна в использовании, а иногда даже опасна. Во время движения по прямой повозка может не удержаться на спусках. Животные получают травмы, хозяевам это тоже обещает проблемы. Специалисты рекомендуют модернизировать экипировку — обзавестись тормозами.

Из плюсов такой амуниции — малый вес, что облегчает работу лошади.

Постромочную упряжь используют для телег, в том числе — экипажей. Фермеры с помощью такой сбруи запрягают коней в плуг, борону. В сельском хозяйстве лошадь делает большое усилие, поэтому риск наката, травмы меньше.

Комбинированная

Выделяют упряжь для европейского способа запряжки. Ее называют комбинированной. В состав амуниции входят оглобли и дышло с постромками. Тщательно подбирают снаряжение для каждого из животных, а их здесь — 6–8. Кони должны быть подходящего роста, примерно одинаковой силы

Особенно важно экипировать коренников — высоких и самых крепких животных в упряжке. Вместе с ними работают пристяжные, которых присоединяют постромками. Эти лошади отвечают за повороты. Направление определяют выносные кони. Их тоже пристегивают постромками.

Цуг

Встречается сбруя и для других редких способов запряжки. К ним относят, например, цуг, изобретенный в Германии. Таким способом запрягали, как правило, лошадей одной и той же масти. Сегодня цуг почти нигде не встречается. Его можно увидеть на съемках фильмов, прогулках или исторических шоу.

Цуг напоминает постромочно-дышловой способ запряжки. Лошади идут одна за другой (гуськом) или парами. От цуга отказались, в основном, потому, что кони двигаются медленно.

Комплект сбруи предназначен для 6 или 8 животных, 4 из которых — выносные. При запряжке используют дышло. К нему пристегивают пару коренников.

Варианты конфигурации упряжки

  • Постромочно-дышловая упряжь используется для одного и двух коней. Основная её задача обеспечивать подконтрольное движение повозки на поворотах и спусках. Удерживающую функцию выполняет дышло. Очень часто при тяге сельхозмашин животные получают специфические повреждения сбруей по причине нажатия дышла на хомут. Для предотвращения этого надо надеть на коня седелку, подтянув постромки с помощью чресседельника. Тогда работоспособность коней внушительно увеличится;
  • Постромочная упряжь — самый простой по конструкции вариант, но неудобный, так как при спусках повозка не тормозится и налетает на лошадь. Не имеет дышла, оглобель и других удерживающих механизмов. Использовать такую упряжку можно только для тех повозок и агрегатов, которые снабжены тормозами, иначе можно навредить лошади;
  • Тачанки активно эксплуатировали до 20 века. Они запрягались четвёркой коней. Упряжь состояла из дышла, скомбинированного с постромками. При этом, две лошади в центре запрягались в дышло, а две пристяжные — за постромки, которые крепились к вагам;
  • Комбинированная упряжка рассчитана на большое количество лошадей. По этому принципу запрягается тройка. Коренник запрягается в элементы, сдерживающие экипаж, а пристяжные — только в постромки для обеспечения тяговой силы. Задача пристяжных — обеспечивать повороты повозки. Таким способом можно запрягать и 6 – 8 лошадей.

Классическая многоконная упряжь для тройки

Выбор упряжки

Предпочтения в конской амуниции в разных странах отличаются. В России больше распространена оглобельно-дуговая запряжка.

Сбрую подбирают в зависимости от числа животных. Бывают, например, такие варианты:

  1. Тандем — две лошади одна за другой.
  2. Три коня — запряжка гуськом, русская тройка.
  3. Четыре — тачаночный тип или парами.

Больше шести лошадей используют только для внешнего эффекта.

Иногда покупают готовый комплект сбруи для упряжек. Однако профессионалы рекомендуют тщательно подбирать каждую часть экипировки отдельно.

Чем прочнее и легче конная упряжь, тем лучше. Современную амуницию постоянно совершенствуют. Нередко она выполнена из новых, нетрадиционных материалов. Такие изделия проще использовать, надевать и мыть.

К каждой из частей есть стандартные требования:

  1. Форма и размер седелки. Для высокой холки подходит стоячая, для низкой — лежачая. Это важно для работы и здоровья лошади.
  2. Нельзя ошибаться с размером, типом удил, иначе животное будет постоянно страдать. Приспособление делают из разных металлов. Берут как можно более мягкие. Сегодня есть даже пластиковые и резиновые модели для чувствительных зубов.

Элементы сбруи верховой лошади

Конная армия раньше сильно повлияла на формирование сбруи, поэтому здесь будут рассмотрены не только элементы современной экипировки лошадей, но и предметы исторической упряжи для военных коней:

  • Узда с удилами — главный элемент управления лошадью. В составе конструкции несколько ремней: суголовный, налобный, щёчный, подбородный, намордный. К ним крепятся удила с двумя кольцами, грызла и поводья с темляком. Распространённые виды удил: трензель, мундштук, пелям;
  • Трензель — состоит из грызла и двух колец. За кольца трензель крепится к щечным ремешкам уздечки;
  • Мундштук — удила со специфическими боковыми “щечками”, которые оказывают усиленное действие на рот животного. Мундштуки усилены цепочкой, пристёгивающейся за крючочки так, чтобы охватывать нижнюю челюсть коня. Используется при манежной езде для тонкого управления конём;
  • Пелям — это тот же мундштук, но снабжённый подвижным грызлом. Действует на рот коня слабее, чем мундштук, но сильнее, чем трензель;
  • Для крестьян, путешественников и конного полка было очень важно здоровье и работоспособность коней, поэтому на ночь их прикрывали попоной. Зимние попоны изготовляются из флиса, шерсти с синтепоновой подкладкой. Летние попоны делают из хлопка, сетки (против мух);
  • Вальтрап (покрывало под седло) — исторический элемент конных полков. Назначение — защита спины коней от повреждения седлом. Кроме того, в России он был украшением конского убора. Офицеры щеголяли упряжью друг перед другом, кроме того, цвет вальтрапа отличался в зависимости от цвета обмундирования;
  • Подпруга — широкий ремень из мягкой, но прочной кожи, предназначенный для удержания седла. Охватывает туловище лошади снизу и с боков, затем пристегивается к седлу. Самые лучшие подпруги — из натуральной кожи;
  • Ногавки — это защитное снаряжение, предназначенное для оберегания ног лошади от растяжений и ударов;
  • Недоуздок — это уздечка без удил для содержания коня на привязи;
  • Стремя — петли для ног всадника, прикрепленные к седлу.

Основные детали седла и их названия

Как сделать хомут для лошади своими руками

Приобретать конскую сбрую бывает дорого или неудобно. Имеющиеся варианты не всегда подходят. Какие-то части амуниции можно сделать своими руками, например, хомут.

Для его изготовления проходят несколько шагов:

  1. Узнают размеры шеи лошади. Длина — от гребня у начала холки до лопаток, плеча. Метр прикладывают к основанию шеи. Прибавляют к цифрам еще 4–6 мм. Ширину меряют у основания, желательно циркулем Вилькенса.
  2. Для клещей подходит многослойная фанера, изделие из которой получается меньше, легче и не так быстро трескается. Берут три листа фанеры по 5 мм и склеивают ПВА. Сушат.
  3. Наносят на фанеру чертеж.
  4. Вырезают детали, например, электролобзиком.
  5. Делают хомутину — подкладку, расположенную между клещами и телом лошади. Обтяжку выполняют из мягкой кожи от 1 мм толщиной. Она плотно сидит на жгуте, набивке — обрывке льна, сене, соломе. «Внутренности» хомутины для плотности обматывают лентой. Сшивают обтяжку.
  6. Хомутину фиксируют на клещах. Используют сшивку. Концы хомутины прибивают гвоздями (25 см) через 3 см.
  7. Изготавливают особую подушку из цельного куска фетра или похожего материала. Складывают в несколько слоев. Края загибают, накладывают жгуты из войлока. На два валика подушки нужна кожаная настрочка. По их центру выполняют клапаны. Делают из кожи величиной 10 на 6 см. Дальше подушку простегивают. Шов — примерно 1 см.
  8. Присоединяют подушку к клещам. Пришивают минимум в трех местах. На холке немного приподнимают и выравнивают.
  9. Изготавливают покрышку хомута из кожи или заменителя. Будет 3–4 части. Центральная — 30–40 см, нахлест — минимум 1,5. Делают вырезы под гужи.
  10. Покрышку туго надевают на клещи и прибивают.
  11. Гужи выполняют из коровьей кожи толщиной минимум 0,5 см. Иногда берут капрон толщиной от 4 см.
  12. Продевают гужи в дырки покрышки. Прибивают.
  13. Меряют хомут. Он должен плотно прилегать. Маленький — бракуют, большой — сужают: нашивают войлок внутри.

Русская конская сбруя и ее виды

СБРУЯ — набор предметов и приспособлений для запряжки и седлания лошади. Она делится на упряжную и верховую сбрую. В верховую сбрую входили следующие предметы: уздечка, седло со стременами, потник, чепрак, подпруга, нагрудный и подхвостный ремни, тренчики. Упряжная сбруя включала в себя хомут, дугу, узду, недоуздок, вожжи, шлею, седёлку, подпругу, чересседельник, потник, чепрак.

Кроме того, в нее входили еще предметы, использовавшиеся в пароконных или троечных запряжках для запрягания пристяжных лошадей: хомутик, шорка, постромки. Состав предметов сбруйного набора мало менялся на протяжении всей истории русского народа. Особенно это относится к набору предметов для седлания коня. В XII—XVII вв. он был такой же, как в крестьянском хозяйстве XIX в. Об этом говорят археологические находки, а также изображения коней под седлом на средневековых иконах и рисунках.

Вопрос о том, когда же полностью был укомплектован весь набор упряжной сбруи, известный нам по материалам XVIII— XIX вв., окончательно еще не решен. До сих пор остается неясным время появления дуги и седелки. Одни исследователи считают, что дуга появилась в конце XV — начале XVI в. Другие полагают, что дуга была известна еще в начале XII в. Однако при археологических раскопках в Великом Новгороде целые дуги находят только в слоях XIV в.

Что касается седелки, то сроки ее появления назвать так же сложно. На рисунках русских конских запряжек с дугой, сделанных в первой половине XVI в. С.Герберштейном, она не обозначена. Скорее всего для Средневековья был характерен иной способ управления лошадью, запряженной в повозку: возница сидел верхом на лошади, а не на облучке, как это было принято в XVIII—XIX вв. В конце XVIXVII вв. седелка, вероятно, уже включалась в упряжь. Свидетельством чему являются седелки XVII в., хранящиеся в Оружейной палате Кремля.

Русские крестьяне придавали очень большое значение «конскому наряду», особенно при поездках в праздничные дни, в город на ярмарку или во время проведения свадебного ритуала. Сбрую нарядно украшали, ею гордились. Праздничная сбруя, заботливо хранимая хозяевами, передавалась из поколения в поколение как вечная семейная ценность. У русских крестьян существовал даже обычай ежегодно в первый день после Сретения (3/16 февраля) приводить в порядок рабочую и праздничную сбрую. Назывался этот день в народном календаре Починок.

Он начинался с осмотра мужчинами лошадей в конюшне и задабривания духа двора — дворового, после чего вся семья садилась за стол и ела саламат — кушанье из муки. «Приехала саламата на двор, расчинай починки» — говорит русская пословица. Такое отношение к дорогой, красивой праздничной сбруе уходит в глубь веков, в Средневековую Русь. В русских средневековых городах хождение пешком для важного человека — царя, боярина, богатого купца — считалось делом предосудительным и даже неприличным. Он должен был при каждом выходе из дома пользоваться верховой лошадью или запряжкой лошадей, даже в том случае, если расстояние было совсем незначительным.

Так, например, английский путешественник А.Дженкинсон в XVI в.писал: «Если русский имеет хоть какие-нибудь средства, он никогда не выходит из дому пешком, но зимой выезжает на санях, а летом верхом, в санях он сидит на ковре или шкуре белого медведя. Сани везет богато убранная лошадь со множеством лисьих и волчьих хвостов вокруг шеи; ею правит мальчик, сидящий на лошади, слуги стоят на запятках» {Английские путешественники.1938, 80). Каждый выезд полагалось обставлять как очень торжественное действие, демонстрировавшее богатство человека, его достоинство и то высокое положение, которое он занимал на иерархической лестнице.

При такой установке любой состоятельный и знатный человек старался перещеголять другого своим выездом. Верховая упряжь была очень пышной. Луки седел обкладывали серебряными и золотыми пластинами со штампованным узором, с чернью, эмалью, украшали финифтью, седельную подушку, тебеньки изготавливали из дорогого сафьяна с тиснением, бархатный или атласный чепрак расшивали золотыми, шелковыми нитками, усаживали жемчугом. Особенно нарядными были седельные покрывала, накидывавшиеся поверх седел при праздничных выездах богатых людей.

Уздечки набирали по узкому ремню или тесьме золотыми или серебряными пластинками, покрывали эмалью, жемчугом, янтарем, кораллами и драгоценными камнями. Переносье коня украшали решмами — золотыми или серебряными пластинками с чеканными узорами, покрытыми изумрудами, яхонтами, алмазами. Особенно красивыми делали поводные цепи, т.е. цепи, шедшие от удил вдоль поводьев до передней седельной луки, и гремячие цепи, спускавшиеся от передней луки на бока коня. Поводные цепи изготавливали из серебряных с позолотой мелких пластинок, на которых гравировался или чеканился орнамент, а гремячие — из довольно крупных бубенцов с серебряными шариками внутри.

При выезде верхом очень любили подвешивать под морду коня кисти (наузы), спускавшиеся до уровня его груди. Они состояли из золотых пластинок с драгоценными камнями и шелковой или золотной бахромы. Наузы украшали лошадь и служили амулетами. Лошадям, участвовавшим в парадном выезде, часто надевали наколенники — широкие серебряные с позолотой обручи на мягкой подкладке. Их закрепляли на ногах лошади чуть выше путового сустава. Иностранные путешественники оставили яркие воспоминания о торжественных выездах русских царей и бояр, о богатстве и красоте конской упряжи.

Польский резидент Свидерский, по словам одного из русских писцов, с восхищением отзывался о выезде на Троицу в 1675 г. русского царя Алексея Михайловича: «А как вели Великого государя лошадей и перед ними несли по- кровцы и полский резидент, видев, зело тому удивляясь, говорил: таких-де лошадей у окрестных государей хотя сыскать и возможно, а конского такого наряду и украшения столь драгоценного, чает он, что ни у которых государей не обретается» {Памятники 1853, V, 230). Секретарь же римского посольства Адольф Лизек описывал выезд царя Алексея Михайловича в Свято-Троицкий Сергиев монастырь так: «Следующий поезд привел нас в изумление. Впереди ехал конюший, за ним вели 62 превосходных коня, на которых вся сбруя и попоны горели в золоте и серебре» (Лизек 1837,37).

Упряжная сбруя для торжественных выездов была не менее пышной, чем верховая. Клещи хомутов орнаментировали золоченой резьбой, украшали лисьими и собольими хвостами, седелки, называвшиеся тогда шорными кровлями, обтягивали золотыми тканями, бархатом, декорировали эмалевыми пластинками с драгоценными камнями. Шлеи изготавливали из кожи или золотой тесьмы, покрывали золотыми или серебряными пластинками также с драгоценными камнями.

Сбруя верховая

Набор предметов для седлания лошади. В верховую сбрую входили: уздечка, седло со стременами, потник, чепрак, подпруга, нагрудный и подхвостный ремни, тренчики. Верховая сбруя встречалась в крестьянских хозяйствах реже, чем упряжная. На большей части территории России крестьяне отдавали предпочтение запряжке лошадей перед верховой ездой. Русские крестьяне на праздничные гулянья, в гости, в город на ярмарку обычно ездили в санях, телегах, дрожках, тарантасах.

Кони под седлом участвовали лишь в составе свадебного поезда, при поездке жениха за невестой для венчания: на них ехали дружка и поддружья — главные распорядители свадьбы со стороны жениха. Кроме того, в некоторых деревнях на масленице устраивали скачки верховых лошадей, во время которых молодые мужчины и парни показывали свою удаль и молодечество. Исключением были только казаки, для которых лошадь составляла необходимую часть военного снаряжения, и русские Алтая и Сибири, где верховая езда нашла широкое распространение из-за отсутствия хороших дорог, зачастую непроходимых для упряжных лошадей лесов и горных склонов. Для казаков езда верхом была столь же типична, как для остальных русских поездка в телеге или в санях, а хороший конь — главная радость и гордость мужчины. В старинной песне уральских казаков отец наказывает сыну:

А добрый конь — все наше счастье, Он честь и слава казака. Он нужен в счастье и напасти, И за врагом и на врага. Конь боевой всего дороже… И ты, сын мой, им дорожи; И лучше сам ты ешь поплоше, Коня ты в теле содержи.

Казаки старались приобрести богато украшенную сбрую для седлания коня, так как все увеселения парней и взрослых мужчин в казачьих станицах включали в себя демонстрацию себя на коне и коня в дорогой сбруе. В престольные, заветные и станичные праздники, на масленицу, Егорьев день (23 апреля/6 мая) устраивали скачки на конях, джигитовку, катание по станице верхом. Все с интересом следили за молодыми казаками, одобрительно оценивая их умение красиво сидеть в нарядном седле, управлять конем.

Русские Алтая и Сибири также стремились приобрести в дом верховую сбрую. Она была необходима для поездок в соседнее село, для перевозки грузов верхами. Кроме того, во многих селах было принято в праздничные дни кататься верхом на лошади. Так, например, у русских Забайкалья были распространены праздничные катания девушек на верховых лошадях. В южных, гористых районах Притоболья жених и невеста ехали верхом на конях даже под венец. Верховую сбрую украшали так же, как и упряжную (см. Сбруя упряжная). Седло делали из дорогой кожи, а его луки декорировали широкими металлическими накладками. Красивыми старались сделать стремена, уздечку, чепрак.

Сбруя упряжная или упряжь

Набор предметов и приспособлений для запряжки лошадей в повозку. В ее состав входили следующие предметы: хомут, дуга, узда, недоуздок, вожжи, шлея, седёлка, подпруга, чересседельник, потник, чепрак. Кроме того, в нее входили предметы, использовавшиеся в пароконных или троечных запряжках для запрягания пристяжных лошадей: хомутик, шорка, постромки. Упряжная сбруя имелась в каждом крестьянском хозяйстве в праздничном и будничном варианте. Будничная упряжная сбруя обходилась крестьянину недорого, так как ее изготавливали обычно из достаточно дешевых материалов, таких как пеньковая тесьма, веревки, грубая кожа и т.п.

Многие предметы, входившие в нее, можно было изготовить и самому: вожжи, недоуздок, шлею, подпругу, чересседельник, постромки. Они ткались или плелись женщинами, мастерились хозяином дома. Рабочая сбруя была добротной, крепкой, но необязательно красивой. Красота, наряду с добротностью, считалась необходимым признаком праздничной упряжи. Красивая праздничная сбруя, надетая на выездных жеребцов, являлась знаком не только богатства крестьянской семьи, но и знаком достоинства, самоуважения, трудолюбия. Праздничная сбруя делалась обычно из крепких сыромятных ремней, красивой, высокого качества кожи, хороших пород дерева и имела большое количество украшений.

Крестьянин в первую очередь мечтал купить для праздничного выезда с семьей нарядную дугу, т.к. в упряжной сбруе она была особенно заметна. На редкость нарядными были дуги в северных губерниях Европейской России, а также в Костромской и Нижегородской. Их украшали резьбой и росписью. Расписные дуги, как правило, имели растительный узор: по золотисто-желтому фону рисовали гирлянды красных с белым цветов, напоминавших розы или шиповник, зеленые листья, желтые ягодки. В некоторых местностях роспись принято было наносить по золотому фону яркой красной или синей краской. Ее мотивами были цветы, травы, виноградные гроздья.

На конусах дуг зачастую изображались ставшие на задние лапы львы, барсы. На дугах, украшенных резьбой, орнамент по преимуществу был геометрический, составленный из картушей, розеток, ромбов, но встречались и растительные мотивы, такие как древотрилистники, выполненные в геометризованном стиле. Многие дуги, особо ценившиеся мастерами и хозяевами, имели надписи. Обычно надпись шла по изгибу дуги и содержала информацию о ее владельце, дате изготовления, имени мастера, декорировавшего дугу. Так, на одной дуге из деревни на Северной Двине было написано: «1877 Год Кургаминского прав. Заостровской волос. Дере. Ламкоской Крес. Акила Петрова Зыкова».

Хомут украшали еще более разнообразно, чем дугу: покрывали резьбой и росписью, кожаным тиснением, а также металлическим прибором (набором), т.е. пластинами, круглыми бляшками, а на старинных хомутах — пластинами с изображением всадников, коней, птичек. Роспись почти всегда имела растительный мотив, а резьба состояла из ногтевидных или треугольных выемок, расположенных поясками по их краям. Тиснение на кожу наносили специальными штампиками, которые оставляли на ней розетки, кружки, крестики, квадратики, углы.

Шлею, крышку седелки, узду, шорку декорировали чаще всего так называемым металлическим прибором. Он состоял из литых пластин разной конфигурации, прикреплявшихся к коже шпеньками, и пуколей — круглых декоративных головок на двух разгибавшихся ножках, которые вставляли в кожу. Металлические украшения отливали из меди, зеленой меди — сплава меди и цинка в соотношении 70% к 30%, томпака — сплава меди и цинка, но в другой пропорции — 85% к 15%, польского серебра, т.е. сплава меди и никеля, а также штамповали. Пластинки были разного цвета: белые, желтые, черные, различных очертаний, чаще всего геометрических, и имели каждая свое название: бляха, бантик, горох, розетка, кружок, штучка, глаголь, мелочь и т.д.

На одном и том же предмете можно было увидеть приборы, составленные из многих вариантов пластин. При этом для каждого входившего в упряжную сбрую предмета предназначался свой набор литых или штампованных украшений. На крышку седелки и ремни шлеи крепили пуколи и пластинки на шпеньках. Шорку наряду с пуколями и пластинками покрывали розетками, бляхами, накрыжниками, т.е. крестиками. Соединение ремней шлеи и узды украшали так называемыми местами, т.е. прямоугольничками, ромбиками, кружками, овалами.

Шлеи, уздечки помимо металлического набора украшали кистями из кожи, гаруса, металла. Налобные ремни узды перевивали тонкими красными и зелеными ремешками, а между ушей лошади закрепляли султан из кожи или других материалов. Праздничность сбруе придавали также бубенцы, колокольчики поддужные, которые прикрепляли к дуге, хомуту, седелке. Нарядная праздничная упряжь вызывала искреннее восхищение у собиравшихся на гулянье. Русский поэт И.С.Никитин в 1855 г. писал:

Слышь, жена! Погляди, Каковы уздечки! Вишь, как медный набор. Вот махры, колечки. А дуга-то, дуга, — В золоте сияет…

Материал создан: 22.10.2015

Однодревка, струг или челн

Седёлка или трок пристяжной

Как запрячь коня

Надевать сбрую нужно правильно. Подготовительный этап включает такие действия:

  1. Проверяют амуницию. Меняют, ремонтируют, если требуется.
  2. Проверяют повозку.
  3. Осматривают животное.

Порядок зависит от числа лошадей в упряжке, типа. При оглобельно-дуговой выполняют следующее:

  1. Надевают уздечку. Зимой удила греют.
  2. Накидывают седелку с чересседельником на спину рядом с холкой. Двигают. Задняя часть седелки оказывается около 9–15 ребра лошади. Шлея при этом — в 10 см от локтя животного.
  3. Надевают подпругу.
  4. Переворачивают хомут вверх тормашками. Надевают. На узком участке еще раз переворачивают.
  5. Шлею — на туловище.
  6. Дальше заводят в оглобли. Соединяют с чересседельником обе их стороны. Используют петли седелки.
  7. Подводят дугу под левую оглоблю. Двигают против часовой на хомут.
  8. То же проводят с другой стороны.
  9. Связывают хомут супонью.
  10. Вожжи проводят через середину дуги, иногда — снаружи.
  11. Смотрят работу, расположение оглобель, хомута и остального. Гуж должен оказаться сзади дуги.
  12. Пробуют потихоньку в движении.

Владельцу лошади важно ориентироваться в конской амуниции и уметь с ней обращаться. Правильный выбор помогает в работе и бережет здоровье животных.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]