Истребитель МиГ 35 – это новейший многофункциональный истребитель, самый совершенный представитель семейства МиГ. Он относится к поколению 4++, которое по боевым качествам должно превосходить истребители четвертого поколения, а также успешно противостоять истребителям пятого поколения в воздушных боях.
Перехватчик МиГ-35 – это неплохая альтернатива самолетам пятого поколения, стоящим весьма дорого. В ВВС России МиГ-35 рассматривают как переходное звено между 4 и 5 поколениями. Новый перехватчик по планеру является развитием великолепного Миг-29, откуда собственно и появляется выигрыш в цене, так как конструкция уже отлично освоена в производстве. Поставки МиГ-35 истребителя в ВВС России начались в 2014 году. Министерство обороны России намеревалось сформировать не менее двух эскадрилий перехватчиков за 2020 год.
История создания
Перехватчик МиГ-35 начали разрабатывать в 2000-х годах. А к 2010 году уже были готовы 3 прототипа, которые участвовали в авиавыставках и проходили испытания.
Истребитель создавался на баз знаменитого е МиГ-29, производство новой машины было налажено в короткие сроки. Внешне МиГ-35 очень похож на своего предшественника, но при этом он получил совершенно новую “начинку”. Прежде всего, это:
- облегченный планер;
- современная авионика;
- РЛС с АФАР;
- перспективные виды вооружения, которые до этого не предлагались на экспорт;
- современный комплекс обороны;
- двигатели с повышенным ресурсом.
Новый самолет продемонстрировал отличные технические характеристики, в числе которых высокая скорость, маневренность, живучесть, передовое вооружение. При этом цена летного часа МиГ-35 получилась почти в 2,5 раза ниже, чем у предшественника МиГ-29.
Еще в 2005 году данный истребитель назывался МиГ-29М/М2. Разработка МиГ-35 основывалось на достижениях, полученных в ходе выполнении программы МиГ 1.44 МФИ, которым руководил Владимир Барковский, директор центра инженерии ОКБ им. Микояна.
Переговоры о поставках истребителей в вооруженные силы велись с 2010 года, и к 2014 году дело сдвинулось с места. МиГ-35 включен в Госпрограмму вооружений ВВС РФ до 2022 года.
Летно-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1 или 2 человека (МиГ-35/МиГ-35Д)
- Длина: 17,3 м
- Размах крыла: 11,99 м
- Высота: 4,73 м
- Площадь крыла: 42 м²
- Масса: пустого: 11000 кг
- нормальная взлётная: 17500 кг
- максимальная взлетная: 23500 кг
- топлива: 4800 кг
- Тяга:максимальная:2 × 5400 кгс
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: у земли: 1400 км/ч
- на высоте: 2400 км/ч (М=2,25)
- без ПТБ:2000 км
- при нормальной взлётной массе:1,03
- при нормальной взлётной массе:468 кг/м²
Вооружение
- Пушечное: 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1
- Точки подвески: 10
- Боевая нагрузка: 6500 кг
- Вооружение: УРВВ: малой дальности: Р-73
- средней дальности: Р-27 и РВВ-АЕ
Авионика
- Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Жук-А: Диаметр АФАР: 688 мм (500 мм на экспортных)
- Количество ППМ: 1016 (680 на экспортных)
- Масса: около 280 кг (240 кг на экспортных)
- Объем: 0,275 м³
- Максимальная дальность обнаружения: аэродинамической цели: до 200 км (до 148 км на экспортных)
- наземной цели: до 60 км
Задачи и цели
Многофункциональный фронтовой самолет МиГ-35 создавался для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в простых и сложных метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.
Основные задачи МиГ-35:
- перехват воздушных целей;
- завоевание превосходства в воздухе;
- изоляция поля боя;
- подавление средств ПВО;
- непосредственная авиационная поддержка;
- нанесение ударов по морским целям.
Основные боевые характеристики самолетов МиГ-35Д и МиГ-35 по сравнению с МиГ-29:
- сверхманевренность;
- увеличенная дальность полета;
- высокая боевая живучесть;
- повышенная надежность.
Участие МиГ-35 в индийском тендере MMRCA
Сравнительные характеристики самолётов принимавших участие в индийском тендере MMRCA | |||
Название | Dassault Rafale | Eurofighter Typhoon | F-16IN Super Viper |
Внешний вид | |||
Страна | Франция | Германия, Италия, Испания, Великобритания | США |
Производитель | Dassault Aviation | Eurofighter GmbH | Lockheed Martin |
Длина | 15,27 м | 15,96 м | 15,03 м |
Размах крыла | 10,80 м | 10,95 м | 10,00 м |
Площадь крыла | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² |
Масса пустого | 9 500 кг | 11 000 кг | 9 979 кг |
Масса топлива (без ПТБ) | 4 700 кг | 4 996 кг | 3 265 кг |
Боевая нагрузка | 9 500 кг | 7 500 кг | 7 800 кг |
Точки подвески | 14 | 13 | 11 |
Максимальная взлётная масса | 24 500 кг | 23 500 кг | 21 800 кг |
Двигатель | 2 × Snecma M88 | 2 × Eurojet EJ200 | 1 × GE F110-132 |
Максимальная тяга | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН |
Максимальная тяга нафорсаже | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН |
Макс. скорость на высоте | 1,8+ Маха | 2,0 Маха | 2,0 Маха |
Боевой радиус | 1 800 км | 1 390 км | 550 км |
Практический потолок | 17 000 м | 19 812 м | 18 000 м |
Скороподъёмность | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с |
Тяговооружённость | 1,13 | 1,18 | 1,10 |
Управляемый вектор тяги | нет | есть | нет |
БРЛС АФАР | есть | нет | есть |
Стоимость (2011 год) | $85 — 124 млн | $120 млн | $50,0 млн |
Название | F/A-18E/F Super Hornet | JAS 39 NG(IN)] | МиГ-35 |
Внешний вид | |||
Страна | США | Швеция | Россия |
Производитель | Boeing Defense, Space & Security | Saab AB | РСК „МиГ“ |
Длина | 18,31 м | 14,10 м | 17,30 м |
Размах крыла | 13,62 м | 8,40 м | 12,00 м |
Площадь крыла | 46,5 м² | 30,0 м² | 38,0 м² |
Масса пустого | 14 552 кг | 7 100 кг | 11 000 кг |
Масса топлива (без ПТБ) | 6 780 кг | 3 360 кг | 4 800 кг |
Боевая нагрузка | 8 050 кг | 5 300 кг | 6 500 кг |
Точки подвески | 11 | 10 | 10 |
Максимальная взлётная масса | 29 937 кг | 14 300 кг | 29 000 кг |
Двигатель | 2 × GE F414-400 | 1 × GE F414G | 2 × РД-33МКВ |
Максимальная тяга | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
Максимальная тяга нафорсаже | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
Макс. скорость на высоте | 1,8 Маха | 2,0 Маха | 2,25 Маха |
Боевой радиус | 722 км | 1 300 км | 1 000 км |
Практический потолок | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м |
Скороподъёмность | 228 м/с | н/д | 330 м/с |
Тяговооружённость | 0,93 | 1,18 | 1,10 |
Управляемый вектор тяги | нет | нет | есть |
БРЛС с АФАР | есть | нет | есть |
Стоимость (2011 год) | $55,0 млн | $48,0 млн | ~$45,0 млн |
Особенности конструкции МиГ-35
Для повышения боевой эффективности истребителя было значительно усовершенствовано его БРЭО. Именно оно отличает машину от иных самолетов нового унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2. Причем отличия представляют эволюционный характер: доля приборов и систем пятого поколения от модели к модели увеличивается.
По уровню интеграции технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.
- Сосредоточиться на электронике удалось благодаря великолепной аэродинамической концепции МиГ-29. При проектировании МиГ-35 удалось на 50% повысить внутренний запас топлива, а также в два раза увеличить боевую нагрузку. В результате вооружение и радиус действия МиГ-35 повысились до уровня тяжелых истребителей.
- Максимальная взлетная масса возросла на 30%, достигнув 23,5 тонны. Для сохранения и улучшения летно-технических характеристик конструкция претерпела ряд усовершенствований: к примеру, повышена прочность конструкции и улучшены несущие свойства крыла.
- Обновлена силовая установка. Ее поменяли на двигатели РД-33МК с бездымной камерой сгорания, повышенную на 10% тягой, большим ресурсом и увеличенной надежностью. В качестве опционального решения устанавливаются модернизированные РД-33, со всеракурсным отклонением вектора тяги.
- Кабина МиГ-35 оснащается комплексом бортового радиоэлектронного оборудования новейшего поколения, который строится по принципу открытой архитектуры с применением мультиплексной шины данных по стандарту MIL-STD-1553B. Благодаря этому обеспечивается многофункциональность боевого использования самолета, а также упрощается интеграция новых видов вооружения и оборудования российского и иностранного производства, включая подвесное. В управлении вооружением применяется принцип HOTAS. В основе информационно-управляющего поля кабины стоят три широкоформатных многофункциональных ЖКИ 6 на 8 дюймов, а также широкоугольный ИЛС.
- В основе управления вооружением МиГ-35 – новейшая РЛС с АФАР «Жук-АЭ», оптико-локационная станция ОЛС-К, а также оптико-локационная станция ОЛС-УЭМ, нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания НСЦПИ, которые по своим возможностям и характеристикам соответствуют бортовым системам самолетов пятого поколения. Оптико-локационная станция с лазерной, телевизионной и инфракрасной прицельной аппаратурой выполнена с применением космических технологий, не используемых ранее в авиации. Это позволяет повысить живучесть самолета и эффективность боевого применения.
- Использована технология антикоррозийной защиты основных систем и планера, что существенно облегчает применение самолета в условиях тропиков.
- Для МиГ-35 разработан комплекс технологических и технических решений, обеспечивающих полную автономность базирования. Это, например, бортовая кислорододобывающая станция.
Особенности
Одноместный МиГ-35 и двухместный МиГ-35Д представляют собой дальнейшее развитие боевых самолётовМиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик. В качестве основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано совершенствование бортового радиоэлектронного оборудования.
Основные отличия МиГ-35/МиГ-35Д:
- интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения;
- возможность применения перспективных авиационных средств поражения российского и иностранного производства;
- повышенная боевая выживаемость, достигаемая за счет внедрения бортового комплекса обороны;
- интегрированная РЛС Жук-А. Активная фазированная антенная решётка «Жук-А» позволяет увеличить дальность обнаружения целей, параллельно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать несколько целей высокоточными средствами поражения, а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие. Это значительно увеличивает его боевые возможности и приближает его к Истребителям пятого поколения
Сообщается, что БРЛС данного типа (устанавливаемые на предполагающиеся к экспорту МиГ-35, в частности, в Индию) позволяет обнаруживать цели с ЭПР равной 5 м² на дальности 148 км, сопровождать 30 и одновременно атаковать восемь целей. При работе по надводным целям типа эсминец дальность обнаружения составляет 250 км, по целям типа ракетный катер — 150 км.
В 2010 году начато серийное производство БРЛС «Жук-А». Планируется производить 10 таких изделий за год. В дальнейшем, предполагается устанавливать их также наМиГ-29СМТ и МиГ-29К/КУБ.
Силовая установка МиГ-35 состоит из двух ТРДДФ РД-33МК, оборудованных бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC). Благодаря использованию современных материалов удалось увеличить максимальную тягу до 8800 кгс. Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надёжностью и ресурсом.
Экономия и боеготовность
Срок службы МиГ-35 составляет не менее 40 лет. Ресурс машины по налету превышает 6 тысяч часов. Существенно увеличена надежность самолета, его авионики и двигателя. Число агрегатов, имеющих ограниченный ресурс, уменьшено почти в 3,5 раза по сравнению с истребителями предыдущих модификаций.
Радикально улучшенные эксплуатационные характеристики МиГ-35 – серьезный козырь в конкурентной борьбе за мировой рынок, где в большей степени ориентируются на самолеты с низкой стоимостью жизненного цикла. Кроме прочих факторов, данная тенденция связана с довольно быстрым ростом стоимости авиационного горючего.
МиГ-35 – это лучшее решение для ВВС России, а также для авиации других стран, имеющих на вооружении различные ранние варианты МиГ-29. По некоторым оценкам, ВВС России и иностранным заказчикам до 2022 года будет поставлено примерно 250–350 многофункциональных истребителей МиГ-35 на сумму примерно 10–12 млрд. долларов.
Видео: обзор МиГ-35
Производство
В 2009 году планировалось начало поставок МиГ-35 российским военно-воздушным силам в течение ближайших трёх лет.
МиГ-35 участвовал в тендере на поставку ВВС Индии 126 боевых самолётов. На первом этапе испытаний лучшие результаты продемонстрировал именно МиГ-35: остальные участники тендера столкнулись с проблемами запуска двигателей в разреженной атмосфере авиабазы, где проводились испытания.
Однако, вместо того, чтобы официально объявить победителя испытаний, индийские ВВС обратились к производителям с просьбой внести соответствующие изменения в конструкцию топливных систем самолётов. В итоге финалистами тендера военное ведомство выбрало европейский истребитель Typhoon и французский Rafale Официальной причиной неудачи МиГ-35 на конкурсе были неудовлетворительные показатели по 14 пунктам, в частности продемонстрированные радиолокационной станцией «Жук-МАЭ» и двигателями РД-33МК.
4 мая 2012 года президент Казахстана Н. А. Назарбаев высказал интерес к истребителю МиГ-35.
Командующий войсками ВВС и ПВО Южного военного округа заявил о возможности закупки МиГ-35 для командования ВВС и ПВО в ближайшие годы. Время сборки одного самолёта — 9 месяцев.
Надежность и боевая устойчивость
Эти истребители отличаются прекрасной боевой живучестью за счет наличия радиолокационной и инфракрасной завесы. Кроме того, для наших широт особенно примечательной является возможность совершения посадки на совершенно неприспособленные и неосвещенные аэродромы.
Надежности самолета конструкторы уделили самое пристальное внимание. Так, все системы управления машиной и системами продублированы. В обычном режиме все дополнительные системы управления находятся в режиме ожидания. Особый подход заметен также на примере электроснабжения самолета.
Так, вместо двух генераторов, которые были установлены на МиГ-29, новый самолет получил сразу четыре. Есть также специальная система стартеров, которые способны полностью обеспечить самолет электричеством даже при неработающих двигателях. Это позволяет полностью проверить практически все бортовые системы еще на земле, причем для этого совсем необязательно жечь топливо. Даже установка для добычи кислорода из воздуха на самолете имеется собственная.
Все эти обстоятельства делают истребители этого класса фактически автономными боевыми системами.
Базовые характеристики оборудования и вооружений
«Изюминкой» самолета является новейшая радиолокационная БРЛС «Жук-МЭ», современная система оптико-локации, а также «умная» система указания целей, встроенная в летный шлем.
В качестве навесного вооружения могут быть использованы ракеты «воздух-воздух» типа PBB-AE, P-27P1, P-27T1. Кроме того, имеется возможность навешивания зарядов класса «воздух-поверхность» X-29T, X-31A. Самолет вооружается как корректируемыми бомбами, так и неуправляемым ракетным вооружением. Для поражения наземных целей и истребителей противника самолет вооружен автоматической пушкой ГШ-301.
Чтобы повысить привлекательность покупки самолета для зарубежных покупателей, была предусмотрена возможность навешивания вооружения зарубежных производителей.
Чем же еще хорош МиГ-35? Технические характеристики говорят сами за себя.
При снаряженной массе всего в 11 тонн, самолет может разгоняться до 2300 км/ч. При этом на борт он может взять 4,5 тонны вооружения и пролететь с ним 3200 км (при наличии запасных топливных баков).
Кроме того, МиГ-35, технические характеристики которого нами рассматриваются, поднимается на высоту до 17 километров, а минимальная длина разбега составляет всего 260 метров!