Великая Отечественная война моторов. Топ-10 автомобилей Красной армии

«Современная война будет войной моторов», — сказал советский вождь Иосиф Сталин в январе 1941 г. Так оно и вышло. Большая часть этих моторов пришлась не на самолеты, танки и боевые корабли, а на автомобили, специально изготовленные или мобилизованные для нужд фронта. Но День военного автомобилиста отмечается в России 29 мая не в честь этого, а в память о первой автомобильной роте, созданной указом Николая II в 1910 г.

Статья по теме Рожденные до революции. На что были способны автомобили 100 лет назад?

Наши и не наши

К 22 июня 1941 г в Красной армии имелось 272,6 тыс. автомашин. Однако потери в первые месяцы войны были столь велики, что даже при мобилизации 30 тыс. автомобилей из народного хозяйства в сентябре некомплект составлял 20,3 тыс. автомашин.

Восполнялся он по-разному. Отечественная промышленность за годы войны дала фронту и тылу 154,4 тыс. новых отечественных автомобилей. Еще 411,8 тыс. автомобилей были поставлены в СССР по ленд-лизу из США, Великобритании и Канады. Это если верить данным Госдепартамента США. По советским данным, ленд-лизовских автомобилей было тысяч на 100 меньше. Но и эта цифра все равно вдвое больше, чем то, на что оказался способен советский автопром. В защиту последнего следует сказать, что некоторые автозаводы СССР всю войну выпускали легкие танки и САУ на их базе. Какие же модели советских и иностранных автомобилей, вынесшие на себе все тяготы Великой Отечественной, вошли в историю?

Фронтовая неотложка

На базе ГАЗ-ММ выпускали советский санитарный автобус ГАЗ-55. Очевидно, что раненных с поля боя нельзя вывозить грузовиками. Пострадавшие нуждались в особом транспорте. Так и появился специальный автобус с мягкими рессорами и хорошим ходом, по сравнению с грузовиками. В нем можно было перевозить людей, лежащих на носилках. Сидеть можно было на откидных скамейках. В салоне был обогреватель и система вентиляции.

Санитарный автобус стал незаменим на фронтовых дорогах. Он не скакал и не вилял на колдобинах и щадяще относился к своим пассажирам. Его ласково звали — «фронтовая неотложка».

Топ-5 СССР

«Полуторка» (ГАЗ-ММ)


7 фактов о «Полуторке» — легендарном советском грузовике Подробнее
Этот маленький и устаревший лет за 10 до войны грузовичок составлял половину автомобильного парка Красной армии на всем протяжении войны. Будучи «в девичестве» американским «Фордом-АА» образца 1927 г., ГАЗ-ММ претерпел некоторое упрощение на Горьковском автозаводе. После начала войны с автомобиля исчезли правая фара, зеркало заднего вида, бампер, глушитель, а также клаксон и передние тормоза. Кабина стала деревянной. Именно в таком виде «полуторки» чаще всего ходили по «Дороге жизни» в первую зиму блокады Ленинграда. Оттуда зимой 1941-1942 гг. они вывезли до полумиллиона человек. На передовой и в тылу ГАЗ-ММ чего только не возил, не буксировал! Именно на «полуторке» в романе Владимира Богомолова «Момент истины» ездит по Западной Белоруссии опергруппа СМЕРШ во главе с капитаном Алехиным. Общий «тираж» этого грузовика, включая довоенное производство, превысил миллион экземпляров.

  • Мощность двигателя — 50 л. с.
  • Максимальная скорость по шоссе — 70 км/ч
  • Грузоподъемность — 1,5 т
  • Полный привод: Нет

Трехтонка (ЗИС-5)

ЗИС-5 образца 1933 года. Фото: Commons.wikimedia.org/Sah68

Второй по массовости после «полуторки» советский грузовик. Только на московском Заводе им. Сталина (ЗИС) было выпущено 571 199 этих автомобилей. А еще их строили в Миассе и Ульяновске. Как и ГАЗ-АА, ЗИС-5 имел американское происхождение. С начала двадцатых годов почти забытая ныне компания Autocar Company собирала для разных стран Южной Америки дешевые грузовики из комплектующих других фирм. В 1928 г. советское правительство заключило с ней соглашение на покупку технической документации грузового автомобиля Dispatch SA. Отверточная сборка была организована на Московском автозаводе АМО. К 1933 г. эти грузовики, успевшие полностью «обрусеть» по запчастям, производились уже на переименованном ЗИСе.

На базе ЗИС-5 строили немало модификаций: ЗИС-8 (городской автобус), ЗИС-11 (седельный тягач), ЗИС-19 (самосвал) и т. д. На фронте «Захар Иванович», как его именовали шоферы, буксировал пушки, возил раненых и грузы, работал пожарным и заправщиком. В его кузове монтировали зенитные пулеметы и прожекторные установки.

  • Мощность двигателя — 73 л. с.
  • Максимальная скорость по шоссе — 60 км/ч
  • Грузоподъемность — 3 тонны.
  • Полный привод: Нет

ЗИС-6, первый носитель «Катюши»

Реактивный гвардейский миномёт БМ-13 «Катюша» на шасси трехосного (6х4) грузовика ЗИС-6. Фото: Commons.wikimedia.org/ ChrisO

Советский трехосный грузовик повышенной проходимости, созданный на базе грузовика ЗИС-5. С декабря 1933 до 15 октября 1941 на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина произведено 21 239 экземпляров, после чего производство было прекращено и больше не возобновлялось.

Фронтовикам ЗИС-6 запомнился очень хорошей проходимостью. А еще — как первый носитель гвардейских минометов БМ-13. Для того чтобы удовлетворить нужды фронта, трехосные грузовики приходилось реквизировать из народного хозяйства. Также на шасси ЗИС-6 монтировали первый советский радиолокатор РУС-2, радиостанцию, топливозаправщик, передвижную электростанцию, прожектор, звукоулавливатель и т. д.

  • Мощность двигателя — 73 л. с.
  • Максимальная скорость по шоссе — 55 км/ч
  • Грузоподъемность — 4 т
  • Полный привод: Да

ГАЗ-64, первый джип СССР

ГАЗ-64. Фото: Commons.wikimedia.org/ Liftarn

В конце 1940 г. до Главного автобронетанкового управления РККА дошли слухи о том, что военное ведомство США собирается закупить аж 30 тыс. небольших, но дешевых автомобилей повышенной проходимости. Где-то даже раздобыли фотографию одного из первых американских джипов. Короче, военные ткнули в нее пальцем и сказали: хотим такой же. На заводе ГАЗ за неполные 2 месяца нарисовали чертежи… До конца 1941 г. было выпущено 600 машин.

В армии «козлик», как его прозвали, служил разведчиком, буксировщиком легких пушек, командирской машиной. Его любили за неприхотливость и ремонтопригодность. К сожалению, до конца войны было построено не так много ГАЗ-64 в базовой версии. С весны 1942 г. на его основе стали строить бронеавтомобили БА-64. Но все нынешние российские джипы — потомки ГАЗ-64.

  • Мощность двигателя — 50 л. с.
  • Максимальная скорость по шоссе — 100 км/ч
  • Грузоподъемность — 250 кг.
  • Полный привод: Да

«Эмка» (ГАЗ М-1)

«Эмка» — первый советский легковой автомобиль

В литературе 1930-х и 40-х годов автомобиль, как правило, назывался просто «М-1» или «М1», без какого-либо упоминания названия завода-изготовителя в обозначении. Оно расшифровывалось как «Молотовский-первый», в честь главы правительства СССР — Вячеслава Молотова, имя которого в те годы носил Горьковский автозавод. РИА Новости / Владимир Астапкович

В качестве прототипа для выпуска в СССР был избран Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года, с четырёхцилиндровым мотором и стандартным оформлением. Commons.wikimedia.org / Sicnag

Документация по автомобилю была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора. Подготовить новую модель к производству и создать часть производственной оснастки советской стороне предстояло самостоятельно. РИА Новости

Адаптацией иностранной модели к советским условиям эксплуатации занимался коллектив инженеров под руководством Андрея Липгарта. Commons.wikimedia.org / Sergey Rodovnichenko

Первые опытные образцы «М-1» появились в январе 1934 года. В серийном производстве автомобиль пришёл на смену «ГАЗ-А» в 1936 году. Commons.wikimedia.org / RIA Novosti archive/Alexander Krasavin

16 марта 1936 с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли два первых серийных автомобиля, а с 20 мая начался их массовый выпуск, составивший до конца 1936 года 2524 машины. РИА Новости

Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (изначально с деревянным боковым брусом крыши и её обтяжкой из кожезаменителя), передовая для своего времени технология изготовления которого была освоена заводом в кооперации с кузовостроительным подразделением компании Ford. Commons.wikimedia.org / Музей отечественной военной истории

Основная масса автомобилей была окрашена в чёрный цвет с узкой красной полосой вдоль борта. Именно так окрашен, например, экземпляр, хранящийся в заводском музее ГАЗ. www.globallookpress.com

Металлические детали салона автомобиля были отделаны под дорогие сорта дерева, а сам салон имел обивку из серого или коричневого шерстяного сукна. Commons.wikimedia.org / Музей отечественной военной истории

ГАЗ-64


ГАЗ-64
Полноприводный ГАЗ-64 можно без преувеличения назвать советским аналогом американского военного внедорожника Willys MB. ГАЗ-64 производился с 1941 по 1943 год и изначально предназначался для командирского состава, однако не редко использовался и для перевозки пехоты. Автомобиль оснащался рядным 4-цилиндровым 3,3-литровым двигателем ГАЗ-ММ от одноимённого грузовика. Мощность двигателя составляла 50 лошадиных сил, которых было достаточно, чтобы разогнаться на ГАЗ-64 до 100 км. / ч.

«Эмка» — первый советский легковой автомобиль

В литературе 1930-х и 40-х годов автомобиль, как правило, назывался просто «М-1» или «М1», без какого-либо упоминания названия завода-изготовителя в обозначении. Оно расшифровывалось как «Молотовский-первый», в честь главы правительства СССР — Вячеслава Молотова, имя которого в те годы носил Горьковский автозавод. РИА Новости / Владимир Астапкович

В качестве прототипа для выпуска в СССР был избран Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года, с четырёхцилиндровым мотором и стандартным оформлением. Commons.wikimedia.org / Sicnag

Документация по автомобилю была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора. Подготовить новую модель к производству и создать часть производственной оснастки советской стороне предстояло самостоятельно. РИА Новости

Адаптацией иностранной модели к советским условиям эксплуатации занимался коллектив инженеров под руководством Андрея Липгарта. Commons.wikimedia.org / Sergey Rodovnichenko

Первые опытные образцы «М-1» появились в январе 1934 года. В серийном производстве автомобиль пришёл на смену «ГАЗ-А» в 1936 году. Commons.wikimedia.org / RIA Novosti archive/Alexander Krasavin

16 марта 1936 с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли два первых серийных автомобиля, а с 20 мая начался их массовый выпуск, составивший до конца 1936 года 2524 машины. РИА Новости

Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (изначально с деревянным боковым брусом крыши и её обтяжкой из кожезаменителя), передовая для своего времени технология изготовления которого была освоена заводом в кооперации с кузовостроительным подразделением компании Ford. Commons.wikimedia.org / Музей отечественной военной истории

Основная масса автомобилей была окрашена в чёрный цвет с узкой красной полосой вдоль борта. Именно так окрашен, например, экземпляр, хранящийся в заводском музее ГАЗ. www.globallookpress.com

Металлические детали салона автомобиля были отделаны под дорогие сорта дерева, а сам салон имел обивку из серого или коричневого шерстяного сукна. Commons.wikimedia.org / Музей отечественной военной истории

Самый массовый легковой автомобиль предвоенного СССР был и самым массовым фронтовым командирским автомобилем. Будучи по происхождению американским «Фордом» модели «В», «эмка» строилась на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова. Отсюда и буква «М» в названии. Большинство армейских «эмок» выполняло роль командирских или штабных автомобилей в стрелковых полках РККА. По предвоенному штатному расписанию, в списочный состав транспорта полка входил один легковой автомобиль М-1. Стрелковой дивизии полагалось 19 «эмок», а этих дивизий перед началом войны в РККА насчитывалось 198. Эти же автомобили служили в окружных и дивизионных газетах. Так что попадание «эмки» в большую литературу было лишь вопросом времени. Вот у Константина Симонова в стихотворении «Корреспондентская застольная»: «Но на „эмке“ драной и с одним наганом мы первыми въезжали в города».

  • Мощность двигателя — 50 л/с
  • Максимальная скорость по шоссе — 105 км/ч
  • Грузоподъемность — 500 кг.
  • Полный привод: Нет

ГАЗ-67


ГАЗ-67
Военный полноприводный внедорожник ГАЗ-67, производившийся с 1943 по 1953 год, является, по сути, модернизированным ГАЗ-64. Автомобиль оснащался рядным 4-цилиндровым 3,3-литровым двигателем ГАЗ-64-6004 мощностью 54 лошадиные силы и обладал максимальной скоростью 90 км. / ч. Из основных отличий ГАЗ-67 от ГАЗ-64 можно выделить более широкую колею, усиленную раму и наличие дополнительного топливного бака объёмом 33 литра. Внешне ГАЗ-67 не сильно отличался от ГАЗ-64, в силу чего многие путают эти автомобили.
Понравилась публикация? Поделись!

БА-27

Первый советский бронированный автомобиль серийного производства – БА-27. Его разработали в 1927 году на базе шасси отечественного грузовика АМО-Ф-15. Броневик мог разгоняться до скорости в 40 километров в час. Это был смешанно пулеметно-пушечный бронеавтомобиль. На нем установили пушку, которая использовалась для подавления огневых точек и бронированных целей противника. Во время нападения фашистов на Советский Союз — эти машины одни из первых вступили в бой с танками врага. Из-за больших потерь в бронетехнике, для пополнения танковых частей использовались БА-27. Большинство из них были подбиты немецкими танками и до Победы дожили единичные экземпляры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]