На дороге ярости: мотоциклетные части Красной армии

Прочитано: 1 830

В состав 14-го механизированного корпуса, чей штаб находился в Кобрине, входил и отдельный мотоциклетный полк, который должен быть вести разведку в интересах армии. Но размещена эта часть была на расстоянии 55 километров на восток от штаба корпуса и на расстоянии почти 100 километров от других боевых частей. Такая дислокация была удивительной, но просто ближе к границе в Брестской области, переполненной войсками, не было свободного казарменного фонда и ремонтных предприятий.

Мотоциклетные полки оснащались тяжелым оружием

Мотоциклетный полк — ударное разведывательное подразделение

Городок Дрогичин идеально подходил для размещения воинской части. Во время Польской республики он был центр повета, поэтому здесь было построено несколько административных зданий, которые позволили комфортно разместиться штабу 20-го мотоциклетного полка. В особняках, где жили польские чиновники, с удобствами разместился комсостав с семьями. Бараки маршевого батальона польской армии приняли бойцов и сержантов, может не так комфортно, как командиров, но крыша над головой, стекла в окнах и печи имелись в наличии. Кроме того, в Дрогичине были расположены крупные ремонтные мастерские, по ремонту сельскохозяйственной техники, ранее принадлежавшие варшавской компании. На их базе разместился технический парк мотоциклетного полка.

Довоенный Дрогичин

Сам двадцатый мотоциклетный полк РККА, по идее начальника генерального штаба РККА, Георгия Жукова должен был стать мощным, выполняющим функции глубинной разведки и рейдовые операции в тылу противника, соединением. Оснащение мотоциклетного полка задумывалось соответствующим: 17 средних пушечных бронеавтомобилей БА-10, 63 грузовых автомобиля, 6 — 45 мм противотанковых пушек, более 200 пулеметов, десятки минометов и огнеметов. А главная ударная сила — это 424 тяжелых мотоцикла, из них 389 мотоциклов с коляской. Такое оснащение на полторы тысячи бойцов и командиров делало из 20 — го мотоциклетного полка подвижное ударное соединение, просто насыщенного автоматическим огнем. Первая рота 20-го полка имела даже редчайшие для весны 1941 года пистолеты-пулеметы ППД.

Командовал полком, сформированным на базе частей механизированной бригады, вступившей в Брест в сентябре 1939 года, майор Иван Семенович Плевако, опытный кавалерист, участник Первой Мировой войны, из терских казаков. Во время Гражданской войны Иван Семенович во главе разведывательного эскадрона принимал участие в боях на Украине. В 20-е годы XX века командовал особым кавалерийским эскадроном, который зачищал Алтай от местных партизан, не перешедших на сторону Советской власти и несколько лет воевал с басмачами в пустынях и горах Туркестана. В Среднеазиатском военном округе был помощником командира кавалерийской дивизии по разведке, пока в начале 1941 в году не получил назначение на должность командира 20-го отдельного мотоциклетного полка.

Майор Иван Плевако-командир единственного мотоциклетного полка армии

Бронеавтомобильные и мотоциклетные части

Бронеавтомобильные и мотоциклетные части

Накануне войны Красная Армия планировала использовать бронеавтомобильные и мотоциклетные части и подразделения для поддержки разведывательных действий регулярных стрелковых и кавалерийских сил действующих фронтов и армий. Поскольку советская промышленность не сумела создать до начала войны достаточно надежной бронемашины, основной машиной в большинстве разведывательных частей был мотоцикл. Тем не менее после начала войны НКО использовал имеющиеся бронемашины для формирования нескольких бронеавтомобильных батальонов. На основе этих устаревших моделей, а также трофейных немецких машин Красная Армия смогла сформировать к 1 января 1942 года один бронеавтомобильный батальон, к 1 июля 1942 года — пять, а к 1 февраля 1943 года — 20.
Если бронеавтомобилей у Красной Армии накануне войны не хватало, то с мотоциклами дело обстояло иначе. Когда началась операция «Барбаросса», каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк. После того, как в августе 1941 года механизированные корпуса были расформированы, 12 мотоциклетных полков остались в Резерве Ставки. После этого в состав Красной Армии входило на 1 января 1942 года семь мотоциклетных полков, на 1 июля 1942 года — пять, а на 1 января 1943 года — одни.

К концу 1942 года мотоциклетные полки Красной Армии состояли из, трех мотострелковых рот, минометной роты, оснащенной восемнадцатью 50-мм минометами, противотанковой батареи с четырьмя 45-мм орудиями, бронеавтомобильной роты с четырьмя бронеавтомобилями и небольших подразделений службы тыла при общей численности полка примерно в 900 человек. Каждая мотострелковая рота состояла из трех стрелковых и одного пулеметного взводов общей численностью в 180 человек, вооруженных 54 автоматами, девятью легкими и четырьмя средними пулеметами.

В 1942 году НКО также сформировал отдельные мотоциклетные батальоны, в задачу которых входило в первую очередь ведение разведки и патрулирования, осуществление связи между мобильными войсками, а также обеспечение комендантской службы (регулировка дорожного движения). Каждый из этих довольно уязвимых батальонов состоял из двух-трех стрелковых рот и бронеавтомобильной роты, имея в общей сложности 287 человек.[411] Между мартом и сентябрем 1942 было сформировано 19 таких батальонов, но позже большинство из них придано танковым и механизированным корпусам. Количество мотоциклетных батальонов в Красной Армии увеличилось с одного на 1 января 1942 года до 16 на 1 июля 1942 года и 1 февраля 1943 года.

Наконец, в мае 1942 года НКО сформировал мотоциклетную бригаду — единственную за всю войну, переданную Западному фронту. Бригада эта, состоявшая из трех мотоциклетных батальонов и являвшаяся своеобразной аномалией, была расформирована в феврале 1943 года.[412]

Как и в случае с аэросанными батальонами, боевые действия высокой интенсивности делали немногочисленные бронеавтомобильные силы Красной Армии совершенно излишними. Хотя на 1 февраля 1943 года в состав Красной Армии все еще входило 20 бронеавтомобильных частей, к концу года эта цифра снизилась до всего лишь восьми. Большую часть бронемашин из этих расформированных частей НКО распределил по своим новым танковым и механизированным корпусам.

Напротив, с усилением в 1943 году танковых армий, танковых и механизированных корпусов, отдельных танковых, мотострелковых и механизированных бригад и отдельных танковых полков НКО также продолжал развивать и свои мотоциклетные войска. Например, в марте 1943 года начали формироваться три новых мотоциклетных полка новой организации. Эти полки состояли из мотоциклетного батальона с тремя мотострелковыми ротами, противотанкового дивизиона с двумя батареями из четырех 45-мм противотанковых пушек и одной батареи из четырех 76-мм противотанковых пушек, танковой роты с 16 легкими танками Т-70 (позже — 10 средними танками Т-34), саперной и бронетранспортерной рот, оснащенной поставленными по ленд-лизу разведывательными машинами МЗА1.[413] Число таких мотоциклетных полков в Красной Армии возросло с пяти на 1 февраля 1943 года до восьми на 31 декабря.

НКО также реорганизовал и усилил летом 1943 года свои мотоциклетные батальоны, добавив в их штат танковую роту из ГО танков Т-34 и заменив одну из мотострелковых рот бронетранспортерной, при этом численность батальона увеличилась до 451 человека.[414] Несмотря на эти меры, после увеличения количества мотоциклетных батальонов в Красной Армии с 16 на 1 февраля 1943 года до 19 на 1 июля 1943 года, к 31 декабря 1943 года оно резко упало до всего четырех.

Необычные призывники 20-го мотоциклетного полка

Полк формировался из опытных бойцов и командиров, многие успели повоевать в Финляндии. С материально-технической базой тоже все обстояло неплохо: в наличии были автомобили, бронемашины, стрелковое и тяжелое оружие, получены тягачи «Комсомолец» для буксировки 45-мм орудий. Не было только главного — мотоциклов. Точнее два десятка колясочных советских ТИЗ-АМ-600 имелось, но обучать езде на этих мотоциклах было некому. А с командира полка требовали планомерную подготовку бойцов. Иван Семенович смог доказать необходимость призвать на срочную службу в полк жителей Брестской и Пинской областей, имеющих собственные мотоциклы.

20-й мотополк получил новые бронеавтомобили

Неизвестно, через кого решался этот вопрос, но в полку появились полсотни молодых людей, с таким же количеством железных коней. Не надо думать, что это были какие-то запуганные и забитые ребята. В основном это были молодые люди из семей врачей, агрономов и прочей местной интеллигенции, которых не коснулись репрессии. Жители западных регионов не знали ни агрессивной коллективизации, ни товарного голода, поэтому отношение и к Советской власти и к Красной Армии со стороны католиков-белорусов и евреев оставалось достаточно терпимым.

Первые мотогонки РККА

К тому же служить со своим мотоциклом, за который финансовая часть 14 механизированного корпуса официально выплачивала компенсацию, а не ехать, как большинство призывников из Западной Белоруссии на восток Украины и Северный Кавказ, было значительно удобней. Большинство из новых призывников до сентября 1939 года состояли в молодежных мотоклубах при спортивных обществах «Рух» и «Погон» и участвовали в ежегодном мотопробеге Брест-над-Бугом — Янов-Полесский, проходившем 3 мая в честь Первой Конституции Речи Посполитой. В то время неподалеку от Янова-Полесского была оборудована небольшая гоночная трасса для мотоциклов, существующая и сейчас, хоть и в измененном виде. И вот новые призывники предложили провести гонки в честь уже пролетарского Первомая.

Бойцы на мотоциклах должны были проводить глубинную разведку

Идея к удивлению майора Плевако нашла большую поддержку у партийных властей и в отделе политической пропаганды 14-го механизированного корпуса. На первые мотогонки частей РККА должен был прибыть, кроме командира корпуса Сергея Оборина, командующий 4-ой Армией Александр Коробков и 1 секретарь Брестского ОК КПБ Михаил Тупицин. Гонки решили проводить на самом массовом мотоцикле, имеющемся у призывников: английском BSA Sleper. Перед мотогонками должен был состояться агитационный мотопробег, а после — большой концерт силами филармонии Бреста, где числились артисты , которые несколько лет назад покоряли сцены Варшавы, Бухареста и Праги. О том, как прошли эти мотогонки и как это повлияло на ситуацию в первые дни войны, читайте в продолжении…..

Какие мотоциклетные армии были у Красной армии в Великую Отечественную

Период между Первой и Второй мировыми войнами в военном деле характеризовался, кроме прочего, размашистым развитием мотоциклетных и самокатных (велосипедных) подразделений. Они создавались обычно на базе кавалерийских частей, функции которых и переняли. Так, в Бельгии велосипедисты и мотоциклисты полностью вытеснили кавалеристов, бельгийские кавалерийские дивизии хоть и сохранили название, но в их составе не было ни одной коню, а только велосипеды, мотоциклы и автомобили.

Вермахт не был исключением. В составе всех подвижных соединений (танковых, лёгких, моторизованных дивизий и бригад) бывальщины сформированы мотоциклетные батальоны (Kradschützen-Bataillone). По своему составу они ничем не отличались от обычной мотопехоты, только вместо грузовиков или бронетранспортёров использовали мотоциклы. Мотоциклетные подразделения составляли также порядочную часть разведывательных батальонов этих же соединений.

Мотоциклетные батальоны вермахта просуществовали до конца 1942 года, когда все они бывальщины объединены с разведывательными батальонами. Сохранились они лишь в некоторых дивизиях СС, в некоторых были даже мотоциклетные полки.

В Красной армии же длинное время не было ни мотоциклетных, ни самокатных частей. Причиной тому было отсутствие массового производства как велосипедов, так и мотоциклов.

Первые мотоциклетные доли в РККА появились лишь в феврале 1940 года. Сначала это были отдельные мотоциклетные батальоны, затем стали формировать мотоциклетные полки в составе механизированных корпусов.

Но проблема индустриального производства так и не была решена, поэтому неудивительно, что Великую Отечественную войну некоторые полки встретили без мотоциклов. Например, 2-й мотоциклетный полк 8-го механизированного корпуса на 1 июля мотоциклов не имел.

7-го июня 1941 года показался документ «О выполнении постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О развитии производства мотоциклов в СССР». Сообщалось, что «план за 5 месяцев 1941 года в 3 850 мотоциклов выполнен в числе 2 936 шт., или на 76,0%». А за весь 1940 год было выпущено 2 509 мотоциклов. Промышленность не справлялась даже с таким планом по выпуску.

Это при том, что в армиях вермахта на советской границе было 30 432 мотоцикла, а всего на тот момент германские вооружённые силы располагали более чем 90 000 мотоциклов.

Не разом в Красной армии пришли и к пониманию назначения и структуры мотоциклетных частей. «Наставление мотоциклетных войск» было издано лишь летом 1941 года, хотя разработка началась ещё в 1940-м. При этом там были и такие «важные» указания: «Действия мотоциклетных подразделений должны быть смелыми, инициативными, хитрыми, вводить в заблуждение и создавать панику в тылу врага».

Первоначальные мотоциклетные полки представляли собой полки, сравнительно большие по численности (1 685 человек личного состава), но вооружённые слабо. В полку, состоящем из трёх батальонов по три роты в любом, было всего 27 50-мм миномётов и 81 ручной пулемёт.

Для сравнения, немецкий мотоциклетный батальон 1941 года численностью 850 человек заключался из пяти рот: трёх мотоциклетных, пулемётной и тяжёлого оружия. В батальоне было 54 ручных и 14 станковых пулемётов, 9 противотанковых ружей, 27 50-мм и 6 81-мм миномётов, 2 75-мм пехотных и 3 37-мм противотанковых орудия, 2 бронемашины связи.

К начину войны состав полка изменили, в нём вместо трёх батальонов осталось лишь четыре роты. Но так как состав мотоциклетного филиалы с 11 человек вырос до 16, то общая численность личного состава не сильно уменьшилась – стало 1 417 человек. Зато возросло число тяжёлого вооружения: 16 станковых и 192 ручных пулемёта, 17 средних бронеавтомобилей, 6 45-мм орудий, 24 50-мм миномёта, 20 ранцевых огнемётов.

Число же мотоциклов уменьшалось существенно. Если в 1940 году в полку был 731 мотоцикл (из них 704 с коляской), то в 1941-м осталось 389 мотоциклов с коляской и 45 без коляски.

После основы войны многие мотоциклетные полки были уничтожены или расформированы, но позже были созданы новые батальоны и полки. Батальоны должны бывальщины входить в состав танковых и механизированных корпусов, полки – в состав армий. При этом тенденция к уменьшению пропорции именно мотоциклетных подразделений в мотоциклетных долях продолжилась.

Формируемые отдельные мотоциклетные батальоны первоначально состояли из трёх мотоциклетных и одной бронеавтомобильной роты. Однако к 1943 году состав батальона изменился и в нём остались две мотоциклетные роты. Зато добавилась танковая рота, рота бронетранспортёров и истребительно-противотанковая батарея (4 45-мм пушки). Итого в батальоне было 450 человек, 111 мотоциклов, 10 танков, 5 бронеавтомобилей, 10 английских бронетранспортёров «Универсал».

Мотоциклетные полки от батальона выделялись лишь тем, что в них были дополнительно пулемётная и миномётная роты, батарея 76-мм пушек и ещё одна противотанковая батарея. Чаще всего в полках бывальщины 57-мм самоходные противотанковые установки вместо «сорокапяток».

Всего в полку по штату состояло 1 188 человек, 214 мотоциклов, 10 танков, 13 колёсных американских бронетранспортеров «Скаут», 4 полугусеничных американских бронетранспортёра М2, 1 бронетранспортёр «Универсал», 3 бронеавтомобиля БА-64, 8 57-мм самодвижущихся противотанковых установок (американские T48), 4 76-мм пушки, 9 82-мм миномётов.

Мотоциклетные полки и батальоны были не единственными частями РККА, где по штату предусматривались иноземные образцы техники, полученной по ленд-лизу. В большинстве частей на вооружении состояли английские танки «Валентайн», хотя могли быть и Т-70 и (негуще) Т-34. В пулемётной роте станковые пулемёты были установлены на «Виллисах» и превращены в мобильные установки. Мотоциклы, тем более в крышке войны, обычно также были ленд-лизовские, чаще всего американские «Харлеи».

В целом же хорошо видна тенденция усиления мотоциклетных долей бронетехникой и тяжёлым вооружением настолько, что само название «мотоциклетный» к ним может быть применено с большими оговорками.

Также рекомендуем почитать:

  • Чем советские мотоциклетные доли отличались от немецких
  • Отчего в Красной Армии во время Великой…
  • Чем занимался НКВД в Великую Отечественную
  • Отчего в Красной Армии было так много лыжников в…
  • Как воевали национальные доли Красной Армии в…
  • «Снежная конница»: как воевали лыжные войска в…
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]