Т-70. Последний массовый легкий танк Красной армии

Лёгкий танк Т-80 спроектирован в КБ ГАЗ под руководством Н.А. Астрова осенью 1942 года. В начале ноября 1942 года изготовили два опытных танка, получивших заводское обозначение «0-80». В декабре 1942 года танк Т-80 принят на вооружение. За время серийного производства на заводе №40 (Мытищи) с апреля по сентябрь 1943 года было изготовлено 77 танков Т-80. С сентября 1943 года производство танков Т-80 выло свёрнуто в пользу наращивания производства самоходных артиллерийских установок СУ-76.

Описание конструкции танка Т-80

Схема обшей компоновки танка T-80 идентична танку Т-70. Экипаж танка состоял из трёх человек размещавшихся: командир танка – в башне справа от пушки, наводчик орудия – в башне слева от пушки, механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта.

Броневая защита танка – противопульная, состоящая из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса и листы башни имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в броневой крышке которого устанавливался поворотный перископический смотровой прибор (на машинах первых выпусков в крышке люка была сделана смотровая щель с триплексом). Кроме того, внизу справа (по ходу танка) в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, закрывавшийся броневой крышкой на болтах. В нижнем лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки двигателей, закрывавшийся броневой крышкой.

Сварная гранёная башня увеличенных размеров, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 и 45 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса со смещением к левому борту и имела конструкцию крепления броневой маски пушки, обеспечивающее большие углы возвышения вооружения. На крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с входным люком. На вращающемся основании люка установлен смотровой прибор командира танка. С лева от командирской башенки размещён люк наводчика орудия. Перед ним слева установлен перископический смотровой прибор, а справа — лючок коллиматорного прицела. За счёт установки новой башни высота танка увеличилась на 135 мм.

Читать: Зенитные установки Владимирова

Вооружение танка состояло из одной 45-мм пушки 20К обр. 1938 г. и спаренного с ней 7.62-мм пулемёта ДТ (установлен слева от пушки). Боекомплект танка составлял 94-100 выстрелов для пушки и 1008 патронов (16 дисков) для пулемёта. При стрельбе применялись прицелы: телескопический ТМФ-1 и колиматорный К-8Т.

Силовой агрегат танка ГАЗ-203Ф состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-80 суммарной мощностью 170 л.с

Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения: четырёхступенчатой простой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором: двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами: двух простых однорядных бортовых редукторов.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного ведущего колеса цевочного зацепления переднего расположения; пяти опорных катков с резиновой ошиновкой: трёх поддерживающих роликов; одного, идентичного с опорными катками, направляющего колеса заднего расположения: мелкозвенчатая гусеница с ОМШ шириной 260 мм. В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки.

Танк был оборудован радиостанцией 12РТ и танковым переговорным устройством ТПУ.

Танком надо уметь пользоваться!

При стремительно набирающих толщину брони средних и тем более тяжелых танках и увеличении калибра танковых орудий, при быстром изменении дальнобойности и пробиваемости противотанковой артиллерии Т-70 во всех модификациях устаревал быстрее, чем его успевали выпускать. И все-таки на фронте он нашел свою нишу и вполне успешно воевал вплоть до конца войны, а с вооружения был снят только в 1946 году.

При этом во второй половине Великой Отечественной «семидесятку» уже старались не применять во встречных танковых боях и даже для сопровождения пехоты из-за ее тонкой брони и слабой пушки, машина воспринималась старомодной. Но в качестве разведывательного танка или танка поддержки кавалерийских подразделений Т-70 вполне справлялся со своими задачами.

Характерен отзыв о Т-70 генерал-лейтенанта Семена Богданова, который уже в сентябре 1943 года подчеркивал: высокие потери этих машин связаны прежде всего с неграмотным их применением. При этом генерал Богданов о выгодно отличаются от других машин тем, что с их управлением легко справляются даже малоопытные водители, а эвакуировать и ремонтировать эти танки в полевых условиях куда проще, чем те же Т-34. Да и по своей надежности «семидесятка» выгодно отличалась от тех же «тридцатьчетверок» или КВ, на что не раз обращали внимание сами танкисты.

И все-таки на поле боя, особенно во встречных танковых сражениях, Т-70 катастрофически уступал более тяжелым, бронированным и хорошо вооруженным противникам. Так что в октябре 1943 года танк сняли с производства в пользу выпуска легендарной самоходки непосредственной поддержки пехоты СУ-76, сконструированной на его базе. Кстати, в самоходно-артиллерийских полках, вооруженных этими машинами, роль командирских танков чаще всего играли именно Т-70, в том числе из соображений унификации запчастей.

Попытки модернизировать «семидесятку» и установить на ней двухместную башню привели к появлению Т-80 – последнего серийного легкого танка Красной армии в годы Великой Отечественной войны. А еще на базе Т-70 были разработаны самоходные зенитные установки, вооруженные крупнокалиберными пулеметами и 37-мм пушкой, но они так и не были приняты на вооружение.

Модификации и машины на базе Т-70

Единственной серийной модификацией (помимо базовой) стал Т-70М. На него устанавливались гусеницы увеличенной ширины, но для этого также потребовалось установить другие опорные катки, торсионы большего диаметра, и усиленные тормоза. Ни один из этих узлов не был взаимозаменяем с агрегатами танков базовой серии, а доработать прежние машины до стандарта Т-70М было невозможно.

Широкое распространение получила самоходка СУ-76, построенная на удлинённом шасси «семидесятого».

И не просто широкое – она стала одной из самых массовых бронемашин в РККА. Вооружалась она трёхдюймовой дивизионной пушкой ЗиС-3 и применялась в основном для непосредственной огневой поддержки пехоты.

В 1942 году на базе «семидесятого» попробовали изготовить самоходную зенитку. С башни срезали крышу, а вместо 45 мм орудия установили 37 мм автоматическую пушку Ш-37. Другие попытки привели к появлению опытных зениток со спаркой из пулемётов ДШК.

В попытках улучшить боевые качества Т-70 его пытались перевооружить более мощной пушкой того же калибра, а башню заменить двухместной. Из этого проекта в итоге получился танк Т-80.

История создания Т-70

Когда Т-60 принимали на вооружение, все понимали, что он является лишь временной мерой – его броня была слишком тонкой для противостояния танкам врага. Сначала были попытки модифицировать Т-60, установив на него новую башню, но этот экспериментальный танк Т-45 не был запущен в производство из-за недостаточной мощности двигателя.

Новый танк, который получил название ГАЗ-70, завершили проектировать в конце 1941 года. Его сборка шла очень медленно, и первый опытный образец закончили в феврале 1942 года. Сначала танк не вызвал особого восторга – по бронезащите новый танк ненамного превосходил Т-60, а его боевая мощь сводилась к минимуму из-за того, что один человек должен был совмещать функции заряжающего, наводчика и командира. Вскоре недостатки были устранены, и Т-70 по бронированию лобовой части сравнился с Т-34-76, что было серьезным достижением. В результате было решено запустить танк в серийное производство.

Технические характеристики в сравнении с аналогами

В 1942 году лёгкие танки начинали выходить из широкого употребления. Американский «Стюарт» устаревал, и ему активно искали замену. Немецкий Pz.II переводили в учебные части. Новейшие Американские и британские лёгкие танки были специализированными машинами для воздушно-десантных войск.

ТТХ/ТанкТ-70М5А1Pz.II Ausf.F
Масса, тонн9,215,710
Длина, метров4,24,84,6
Высота, метров22,62
Максимальная скорость, км/ч425840
Вооружение45 мм пушка, 7,62 мм пулемёт37 мм пушка, 3х7,62 мм пулемёта20 мм автоматическая пушка, 7,92 мм пулемёт
БронированиеДо 45 ммДо 64 ммДо 35 мм

Американский лёгкий танк, разработанный ещё до войны, превосходил Т-70 и по размерам, и по массе. При этом его 37 мм орудие уступало советской «сорокапятке», а прожорливые двигатели «обеспечивали» малый запас хода. Немецкий лёгкий танк выигрывал по средствам связи и наблюдения, но больше ничем похвастаться не мог.

Стоит заметить, что более современный американский танк М24, производство которого началось в 1944 году, по массе превосходил Т-70 почти вдвое и оснащался более мощной пушкой калибра 75 мм. То есть, хотя и считался «лёгким», но фактически был машиной несколько другого класса.

Модификации

Т-70 выпускали в двух модификациях, которые отличались устройством ходовой части:

  • Т-70, танк массой 9,2 тонны и боекомплектом в 90 выстрелов, исходный вариант танка поддержки пехоты;
  • Т-70М с уширенными гусеницами и опорными катками и усиленными торсионами подвески. Имеет массу 9,8 тонн и сокращенный боекомплект в 70 выстрелов.

Доработка Т-70 до Т-70М была невозможна из-за несовместимых узлов конструкции.

Опытные танки

Т-70 стал базой для многих опытно-конструкторских работ, на которых исследовали усиление вооружения танка и улучшение эргономики.

  • Т-70 с пушкой Ш-37. Имела неудовлетворительную эргономику боевого отделения, несмотря на расширенную башню и отсутствие пулемета;
  • Т-70 с более мощной пушкой ВТ-42 калибра 45-мм. Танк успешно выдержал испытания, но к тому времени Т-70 сняли с производства и пушку ВТ-42 было решено установить на новый Т-80;
  • Т-70 с дополнительным местом в башне для заряжающего. Работы над этой опытной моделью в результате привели к созданию танка Т-80, а Т-70 двухместной башней так и не оснастили;
  • Т-70-3, зенитный танк. Имел переделанную башню с двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. Вместе с зенитным Т-90 участвовал в испытаниях, которые не прошел из-за неуравновешенной оружейной установки;
  • Т-90 – зенитный танк на базе Т-70М с пулеметами ДШК. Прошел сравнительные испытания с Т-70-3, но имел ряд недостатков. Их требовалось устранить, но сделать это не успели – требования к ТТХ подобных машин сменились, и работы над Т-90 закрыли.

Применение

Т-70 активно применялся в составе многих подразделений и частей Красной армии вместе с другими танками, чаще всего с Т-34. Боевое крещение эти танки получили летом 1942 года, в боях на Юго-Западном направлении, причем именно тогда была выявлена их уязвимость.

Однако были у Т-70 и достоинства – например, они идеально подходили для преследования отступающих врагов, а в 1943 году эта задача стала очень актуальной. Кроме того, Т-70 имел надежную ходовую часть и силовую установку, что позволяло совершать марши на большие расстояния, чем мог Т-34. Плюсом была и относительная бесшумность машины.

Лучше всего Т-70 показали себя в Курской битве. Несмотря на то, что «семидесятки» поражались достаточно легко, у них был намного ниже процент безвозвратных потерь по сравнению с лучше бронированными Т-34.

На эффективность Т-70 очень большое влияние оказывало знание экипажем особенностей танка – в действительно умелых руках он становился грозной силой. Например, в июле 1943 года в ходе боев за деревню Покровка один Т-70 смог подбить одну Пантеру и три средних немецких танка. А в августе 1943 года произошел еще один уникальный случай. Т-70 сумел догнать отступавший вражеский танк и встать в мертвую зону, в то время как командир экипажа запрыгнул на броню вражеского танка и забросил гранату в открытый люк. Так советские войска получили практически целый немецкий танк, который затем использовали в боях.

В 1944 году один Т-70 смог подбить целых две Пантеры, что стало настоящим достижением.

Эксплуатация Т-70 реально завершилась сразу после войны, хотя в январе 1946 года на вооружении Красной армии еще стояло 1502 Т-70.

Память о танке

Т-70 в обеих модификациях представлен во множестве музеев всего мира – в России, в странах бывшего СССР и даже в танковом музее в Пароле в Финляндии. Также Т-70 в виде памятников установлен во многих городах России, а также в Украине и в Белоруссии.

Выводы

Лёгкий танк Т-70 унаследовал от Т-60 простоту и технологичность в производстве и эксплуатации. Но оттуда же пришли и все отрицательные стороны конструкции. Кроме того, несмотря на усиленное вооружение, реальная огневая мощь возросла ненамного – немцы в 1942 году начали получать бронетехнику с усиленной защитой. Применять Т-70 в открытых боях было чревато высокими потерями.

Из лёгкого танка всё ещё могла получиться хорошая разведывательная машина – но мешали примитивные приборы наблюдения и перегруженность экипажа. Вносил лепту и маломощный двигатель. А ведь именно «разведывательные» качества помогли прослужить до конца войны заведомо устаревшему «Стюарту».

Разумеется, конструкторы пытались решить эти проблемы, но Т-80 с двухместной башней сразу же потерял замечательную надёжность. Чтобы обеспечить подвижность потяжелевшей конструкции моторы пришлось форсировать – и это плачевно сказалось на их моторесурсе. Вероятно, если бы в производстве сохранился Т-50 с дизельным двигателем – вывод о ненужности лёгких танков бы не сделали.

Т-70 развивал заложенные в предшественнике идеи создания простой и надёжной бронемашины, массовое производство которой можно было бы развернуть в кратчайшие сроки.

И это конструкторам удалось в полной мере. Побочным эффектом такого подхода стал очень низкий потенциал модернизации.

К 1943 году уже не было нужды обеспечить выпуск «хоть каких-то» танков, а для выполнения задач, которые вставали перед новым поколением лёгких танков, Т-70, к сожалению, не годился.

Т-60

Т-40 — «родоначальник завершающей тройки»
Танк разрабатывался в августе 1941 г. и уже 15 сентября начал серийно производиться на заводах Советского Союза. Боевой крещение несколько Т-60 получили в боях за Полтавскую область. Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Почти в каждом танковом батальоне имелось несколько танков Т-60. Позже танки воевали и на Ленинградском фронте, и на Южном, особенно активно в Крыму весной 1942 года. Участвовали в Харьковской операции и отчаянно дрались за Сталинград. Но, к сожалению, недостаточная бронированность этого танка отрицательно сказалась на его выживаемости в битвах. Во время контрнаступления 19 ноября 1942 года этих машин уже осталось довольно мало. Последней большой битвой с участием этих танков было снятие блокады Ленинграда. Позже эти машины использовались для отдельных целей. Таких, как охрана, свзь, разведка боем, борьба с десантом, арттягачи… На базе Т-60 создавалась реактивная установка.

Т-60

ТТХ Т-70

Общая информация

  • Боевая масса – 9,2 тонн либо 9,8 тонн (Т-70М);
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 8231 штука.

Размеры

  • Длина корпуса – 4285 мм;
  • Ширина корпуса – 2348 мм (2420 мм у Т-70М);
  • Высота – 2035 мм;
  • Клиренс – 300 мм.

Бронирование

  • Тип брони — гомогенная катаная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) — 35/61° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/-30° мм/град и 15/-81° мм/град у Т-70М;
  • Борт корпуса — 15/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 15/76° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 25/−44° мм/град;
  • Днище – 10 мм и 6 мм у Т-70М;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Маска орудия — 50 + 15 мм/град;
  • Борт башни — 35/23 мм/град;
  • Крыша башни – 10 мм и 15 мм у Т-70М.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки — 90 (70 у Т-70М)
  • Углы ВН: −6…+20°;
  • Углы ГН — 360°;
  • Прицелы — ТМФП или ТОП, механический;
  • Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателей — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные;
  • Мощность двигателя — 2 × 70 л.с;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 410-450;
  • Запас хода по пересечённой местности – 360 км (250 км у Т-70М);
  • Удельная мощность — 15,2 л.с./т (14,2 л.с./т у Т-70М);
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт — 0,7 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 34°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,7 м;
  • Преодолеваемый ров — 1,7 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,0 м.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]