Лёгкий танк Т-80 спроектирован в КБ ГАЗ под руководством Н.А. Астрова осенью 1942 года. В начале ноября 1942 года изготовили два опытных танка, получивших заводское обозначение «0-80». В декабре 1942 года танк Т-80 принят на вооружение. За время серийного производства на заводе №40 (Мытищи) с апреля по сентябрь 1943 года было изготовлено 77 танков Т-80. С сентября 1943 года производство танков Т-80 выло свёрнуто в пользу наращивания производства самоходных артиллерийских установок СУ-76.
Описание конструкции танка Т-80
Схема обшей компоновки танка T-80 идентична танку Т-70. Экипаж танка состоял из трёх человек размещавшихся: командир танка – в башне справа от пушки, наводчик орудия – в башне слева от пушки, механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта.
Броневая защита танка – противопульная, состоящая из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса и листы башни имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в броневой крышке которого устанавливался поворотный перископический смотровой прибор (на машинах первых выпусков в крышке люка была сделана смотровая щель с триплексом). Кроме того, внизу справа (по ходу танка) в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, закрывавшийся броневой крышкой на болтах. В нижнем лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки двигателей, закрывавшийся броневой крышкой.
Сварная гранёная башня увеличенных размеров, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 и 45 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса со смещением к левому борту и имела конструкцию крепления броневой маски пушки, обеспечивающее большие углы возвышения вооружения. На крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с входным люком. На вращающемся основании люка установлен смотровой прибор командира танка. С лева от командирской башенки размещён люк наводчика орудия. Перед ним слева установлен перископический смотровой прибор, а справа — лючок коллиматорного прицела. За счёт установки новой башни высота танка увеличилась на 135 мм.
Читать: Зенитные установки Владимирова
Вооружение танка состояло из одной 45-мм пушки 20К обр. 1938 г. и спаренного с ней 7.62-мм пулемёта ДТ (установлен слева от пушки). Боекомплект танка составлял 94-100 выстрелов для пушки и 1008 патронов (16 дисков) для пулемёта. При стрельбе применялись прицелы: телескопический ТМФ-1 и колиматорный К-8Т.
Силовой агрегат танка ГАЗ-203Ф состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-80 суммарной мощностью 170 л.с
Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения: четырёхступенчатой простой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором: двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами: двух простых однорядных бортовых редукторов.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного ведущего колеса цевочного зацепления переднего расположения; пяти опорных катков с резиновой ошиновкой: трёх поддерживающих роликов; одного, идентичного с опорными катками, направляющего колеса заднего расположения: мелкозвенчатая гусеница с ОМШ шириной 260 мм. В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки.
Танк был оборудован радиостанцией 12РТ и танковым переговорным устройством ТПУ.
Танком надо уметь пользоваться!
При стремительно набирающих толщину брони средних и тем более тяжелых танках и увеличении калибра танковых орудий, при быстром изменении дальнобойности и пробиваемости противотанковой артиллерии Т-70 во всех модификациях устаревал быстрее, чем его успевали выпускать. И все-таки на фронте он нашел свою нишу и вполне успешно воевал вплоть до конца войны, а с вооружения был снят только в 1946 году.
При этом во второй половине Великой Отечественной «семидесятку» уже старались не применять во встречных танковых боях и даже для сопровождения пехоты из-за ее тонкой брони и слабой пушки, машина воспринималась старомодной. Но в качестве разведывательного танка или танка поддержки кавалерийских подразделений Т-70 вполне справлялся со своими задачами.
Характерен отзыв о Т-70 генерал-лейтенанта Семена Богданова, который уже в сентябре 1943 года подчеркивал: высокие потери этих машин связаны прежде всего с неграмотным их применением. При этом генерал Богданов о выгодно отличаются от других машин тем, что с их управлением легко справляются даже малоопытные водители, а эвакуировать и ремонтировать эти танки в полевых условиях куда проще, чем те же Т-34. Да и по своей надежности «семидесятка» выгодно отличалась от тех же «тридцатьчетверок» или КВ, на что не раз обращали внимание сами танкисты.
И все-таки на поле боя, особенно во встречных танковых сражениях, Т-70 катастрофически уступал более тяжелым, бронированным и хорошо вооруженным противникам. Так что в октябре 1943 года танк сняли с производства в пользу выпуска легендарной самоходки непосредственной поддержки пехоты СУ-76, сконструированной на его базе. Кстати, в самоходно-артиллерийских полках, вооруженных этими машинами, роль командирских танков чаще всего играли именно Т-70, в том числе из соображений унификации запчастей.
Попытки модернизировать «семидесятку» и установить на ней двухместную башню привели к появлению Т-80 – последнего серийного легкого танка Красной армии в годы Великой Отечественной войны. А еще на базе Т-70 были разработаны самоходные зенитные установки, вооруженные крупнокалиберными пулеметами и 37-мм пушкой, но они так и не были приняты на вооружение.
Модификации и машины на базе Т-70
Единственной серийной модификацией (помимо базовой) стал Т-70М. На него устанавливались гусеницы увеличенной ширины, но для этого также потребовалось установить другие опорные катки, торсионы большего диаметра, и усиленные тормоза. Ни один из этих узлов не был взаимозаменяем с агрегатами танков базовой серии, а доработать прежние машины до стандарта Т-70М было невозможно.
Широкое распространение получила самоходка СУ-76, построенная на удлинённом шасси «семидесятого».
И не просто широкое – она стала одной из самых массовых бронемашин в РККА. Вооружалась она трёхдюймовой дивизионной пушкой ЗиС-3 и применялась в основном для непосредственной огневой поддержки пехоты.
В 1942 году на базе «семидесятого» попробовали изготовить самоходную зенитку. С башни срезали крышу, а вместо 45 мм орудия установили 37 мм автоматическую пушку Ш-37. Другие попытки привели к появлению опытных зениток со спаркой из пулемётов ДШК.
В попытках улучшить боевые качества Т-70 его пытались перевооружить более мощной пушкой того же калибра, а башню заменить двухместной. Из этого проекта в итоге получился танк Т-80.
История создания Т-70
Когда Т-60 принимали на вооружение, все понимали, что он является лишь временной мерой – его броня была слишком тонкой для противостояния танкам врага. Сначала были попытки модифицировать Т-60, установив на него новую башню, но этот экспериментальный танк Т-45 не был запущен в производство из-за недостаточной мощности двигателя.
Новый танк, который получил название ГАЗ-70, завершили проектировать в конце 1941 года. Его сборка шла очень медленно, и первый опытный образец закончили в феврале 1942 года. Сначала танк не вызвал особого восторга – по бронезащите новый танк ненамного превосходил Т-60, а его боевая мощь сводилась к минимуму из-за того, что один человек должен был совмещать функции заряжающего, наводчика и командира. Вскоре недостатки были устранены, и Т-70 по бронированию лобовой части сравнился с Т-34-76, что было серьезным достижением. В результате было решено запустить танк в серийное производство.
Технические характеристики в сравнении с аналогами
В 1942 году лёгкие танки начинали выходить из широкого употребления. Американский «Стюарт» устаревал, и ему активно искали замену. Немецкий Pz.II переводили в учебные части. Новейшие Американские и британские лёгкие танки были специализированными машинами для воздушно-десантных войск.
ТТХ/Танк | Т-70 | М5А1 | Pz.II Ausf.F |
Масса, тонн | 9,2 | 15,7 | 10 |
Длина, метров | 4,2 | 4,8 | 4,6 |
Высота, метров | 2 | 2,6 | 2 |
Максимальная скорость, км/ч | 42 | 58 | 40 |
Вооружение | 45 мм пушка, 7,62 мм пулемёт | 37 мм пушка, 3х7,62 мм пулемёта | 20 мм автоматическая пушка, 7,92 мм пулемёт |
Бронирование | До 45 мм | До 64 мм | До 35 мм |
Американский лёгкий танк, разработанный ещё до войны, превосходил Т-70 и по размерам, и по массе. При этом его 37 мм орудие уступало советской «сорокапятке», а прожорливые двигатели «обеспечивали» малый запас хода. Немецкий лёгкий танк выигрывал по средствам связи и наблюдения, но больше ничем похвастаться не мог.
Стоит заметить, что более современный американский танк М24, производство которого началось в 1944 году, по массе превосходил Т-70 почти вдвое и оснащался более мощной пушкой калибра 75 мм. То есть, хотя и считался «лёгким», но фактически был машиной несколько другого класса.
Модификации
Т-70 выпускали в двух модификациях, которые отличались устройством ходовой части:
- Т-70, танк массой 9,2 тонны и боекомплектом в 90 выстрелов, исходный вариант танка поддержки пехоты;
- Т-70М с уширенными гусеницами и опорными катками и усиленными торсионами подвески. Имеет массу 9,8 тонн и сокращенный боекомплект в 70 выстрелов.
Доработка Т-70 до Т-70М была невозможна из-за несовместимых узлов конструкции.
Опытные танки
Т-70 стал базой для многих опытно-конструкторских работ, на которых исследовали усиление вооружения танка и улучшение эргономики.
- Т-70 с пушкой Ш-37. Имела неудовлетворительную эргономику боевого отделения, несмотря на расширенную башню и отсутствие пулемета;
- Т-70 с более мощной пушкой ВТ-42 калибра 45-мм. Танк успешно выдержал испытания, но к тому времени Т-70 сняли с производства и пушку ВТ-42 было решено установить на новый Т-80;
- Т-70 с дополнительным местом в башне для заряжающего. Работы над этой опытной моделью в результате привели к созданию танка Т-80, а Т-70 двухместной башней так и не оснастили;
- Т-70-3, зенитный танк. Имел переделанную башню с двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. Вместе с зенитным Т-90 участвовал в испытаниях, которые не прошел из-за неуравновешенной оружейной установки;
- Т-90 – зенитный танк на базе Т-70М с пулеметами ДШК. Прошел сравнительные испытания с Т-70-3, но имел ряд недостатков. Их требовалось устранить, но сделать это не успели – требования к ТТХ подобных машин сменились, и работы над Т-90 закрыли.
Применение
Т-70 активно применялся в составе многих подразделений и частей Красной армии вместе с другими танками, чаще всего с Т-34. Боевое крещение эти танки получили летом 1942 года, в боях на Юго-Западном направлении, причем именно тогда была выявлена их уязвимость.
Однако были у Т-70 и достоинства – например, они идеально подходили для преследования отступающих врагов, а в 1943 году эта задача стала очень актуальной. Кроме того, Т-70 имел надежную ходовую часть и силовую установку, что позволяло совершать марши на большие расстояния, чем мог Т-34. Плюсом была и относительная бесшумность машины.
Лучше всего Т-70 показали себя в Курской битве. Несмотря на то, что «семидесятки» поражались достаточно легко, у них был намного ниже процент безвозвратных потерь по сравнению с лучше бронированными Т-34.
На эффективность Т-70 очень большое влияние оказывало знание экипажем особенностей танка – в действительно умелых руках он становился грозной силой. Например, в июле 1943 года в ходе боев за деревню Покровка один Т-70 смог подбить одну Пантеру и три средних немецких танка. А в августе 1943 года произошел еще один уникальный случай. Т-70 сумел догнать отступавший вражеский танк и встать в мертвую зону, в то время как командир экипажа запрыгнул на броню вражеского танка и забросил гранату в открытый люк. Так советские войска получили практически целый немецкий танк, который затем использовали в боях.
В 1944 году один Т-70 смог подбить целых две Пантеры, что стало настоящим достижением.
Эксплуатация Т-70 реально завершилась сразу после войны, хотя в январе 1946 года на вооружении Красной армии еще стояло 1502 Т-70.
Память о танке
Т-70 в обеих модификациях представлен во множестве музеев всего мира – в России, в странах бывшего СССР и даже в танковом музее в Пароле в Финляндии. Также Т-70 в виде памятников установлен во многих городах России, а также в Украине и в Белоруссии.
Выводы
Лёгкий танк Т-70 унаследовал от Т-60 простоту и технологичность в производстве и эксплуатации. Но оттуда же пришли и все отрицательные стороны конструкции. Кроме того, несмотря на усиленное вооружение, реальная огневая мощь возросла ненамного – немцы в 1942 году начали получать бронетехнику с усиленной защитой. Применять Т-70 в открытых боях было чревато высокими потерями.
Из лёгкого танка всё ещё могла получиться хорошая разведывательная машина – но мешали примитивные приборы наблюдения и перегруженность экипажа. Вносил лепту и маломощный двигатель. А ведь именно «разведывательные» качества помогли прослужить до конца войны заведомо устаревшему «Стюарту».
Разумеется, конструкторы пытались решить эти проблемы, но Т-80 с двухместной башней сразу же потерял замечательную надёжность. Чтобы обеспечить подвижность потяжелевшей конструкции моторы пришлось форсировать – и это плачевно сказалось на их моторесурсе. Вероятно, если бы в производстве сохранился Т-50 с дизельным двигателем – вывод о ненужности лёгких танков бы не сделали.
Т-70 развивал заложенные в предшественнике идеи создания простой и надёжной бронемашины, массовое производство которой можно было бы развернуть в кратчайшие сроки.
И это конструкторам удалось в полной мере. Побочным эффектом такого подхода стал очень низкий потенциал модернизации.
К 1943 году уже не было нужды обеспечить выпуск «хоть каких-то» танков, а для выполнения задач, которые вставали перед новым поколением лёгких танков, Т-70, к сожалению, не годился.
Т-60
Т-40 — «родоначальник завершающей тройки»
Танк разрабатывался в августе 1941 г. и уже 15 сентября начал серийно производиться на заводах Советского Союза. Боевой крещение несколько Т-60 получили в боях за Полтавскую область. Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Почти в каждом танковом батальоне имелось несколько танков Т-60. Позже танки воевали и на Ленинградском фронте, и на Южном, особенно активно в Крыму весной 1942 года. Участвовали в Харьковской операции и отчаянно дрались за Сталинград. Но, к сожалению, недостаточная бронированность этого танка отрицательно сказалась на его выживаемости в битвах. Во время контрнаступления 19 ноября 1942 года этих машин уже осталось довольно мало. Последней большой битвой с участием этих танков было снятие блокады Ленинграда. Позже эти машины использовались для отдельных целей. Таких, как охрана, свзь, разведка боем, борьба с десантом, арттягачи… На базе Т-60 создавалась реактивная установка.
Т-60
ТТХ Т-70
Общая информация
- Боевая масса – 9,2 тонн либо 9,8 тонн (Т-70М);
- Экипаж – 2 человека;
- Количество выпущенных – 8231 штука.
Размеры
- Длина корпуса – 4285 мм;
- Ширина корпуса – 2348 мм (2420 мм у Т-70М);
- Высота – 2035 мм;
- Клиренс – 300 мм.
Бронирование
- Тип брони — гомогенная катаная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) — 35/61° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 45/-30° мм/град и 15/-81° мм/град у Т-70М;
- Борт корпуса — 15/0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 15/76° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 25/−44° мм/град;
- Днище – 10 мм и 6 мм у Т-70М;
- Крыша корпуса – 10 мм;
- Маска орудия — 50 + 15 мм/град;
- Борт башни — 35/23 мм/град;
- Крыша башни – 10 мм и 15 мм у Т-70М.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К;
- Длина ствола – 46 калибров;
- Боекомплект пушки — 90 (70 у Т-70М)
- Углы ВН: −6…+20°;
- Углы ГН — 360°;
- Прицелы — ТМФП или ТОП, механический;
- Пулемет — 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателей — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные;
- Мощность двигателя — 2 × 70 л.с;
- Скорость по шоссе – 42 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 410-450;
- Запас хода по пересечённой местности – 360 км (250 км у Т-70М);
- Удельная мощность — 15,2 л.с./т (14,2 л.с./т у Т-70М);
- Тип подвески — торсионная индивидуальная;
- Удельное давление на грунт — 0,7 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём — 34°;
- Преодолеваемая стенка — 0,7 м;
- Преодолеваемый ров — 1,7 м;
- Преодолеваемый брод — 1,0 м.