Основной боевой танк Т-90МС. Хорошо видны защитные решетчатые экраны В феврале 2020 года в Абу-Даби состоялась международная выставка IDEX 2022, в ходе которой демонстрировались новейшие образцы различных вооружений. Настоящей «звездой» российской части экспозиции стал основной боевой танк Т-90МС. Надо отметить, что потенциальные заказчики проявляли значительный интерес к этой машине еще до её первого открытого официального показа. О своём намерении приобрести значительные по численности партии таких танков говорили, в частности, представители Кувейта и Египта, однако дальше других продвинулась Индия – контракт на поставку в эту страну более четырех сотен Т-90МС в данный момент находится на стадии подписания, переговоры продолжаются.
История создания
Как известно, распад СССР и последующий коллапс экономики России нанесли особенно тяжелый удар по оборонным предприятиям. Не стала исключением и корпорация «Уралвагонзавод», финансовое положение которой в начале двадцать первого века было крайне печальным. Кто знает, что могло бы произойти в дальнейшем с этим предприятием, если бы не подписание контракта 2001 года с Индией. Спасительное для «Уралвагонзавода» соглашение предусматривало выпуск большого количества танков Т-90, точнее, их экспортных модификаций Т-90С и Т-90СК (командирский вариант).
Экономический эффект от этой сделки позволил не только сохранить корпорацию, но и продолжить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (ОКР). В те годы они шли по двум основным направлениям. Первым из них была разработка российского «танка будущего», известного под названием Т-95 (впоследствии от этого проекта отказались в пользу Т-14 «Армата»), а второе подразумевало модернизацию Т-90.
Танк Т-90А, «предок» Т-90МС на танкодроме. Снимок сделан в 2010 году
Начиная с 2004 года, было развернуто серийное производство модели Т-90А, которая сразу же была принята на вооружение российской армии. Спустя пару лет появилась экспортная модификация этой боевой машины, Т-90СА. В это же время, по всей видимости, начались работы по теме «Прорыв-2», целью которых было дальнейшее наращивание возможностей танка. Правда, поначалу представители «Уралвагонзавода» предпочитали говорить о создании некоего «универсального боевого модуля».
Так или иначе, к 2011 году, когда серийное производство Т-90А приостановили, был создан модернизированный вариант этого танка, получивший обозначение Т-90АМ. Наибольшую «медийную» известность, впрочем, получила его экспортная модификация, Т-90СМ, которую впервые продемонстрировали на выставке REA-2011 в Нижнем Тагиле.
Новый танк во многом отличался от базовой модели. В частности, он получил новую пушку 2А46М-5 и двигатель В-92С2Ф с увеличенной до 1 130 лошадиных сил мощностью. Кроме того, изменилась схема размещения боекомплекта, форма башни и состав бортового электронного оборудования. Одним из самых заметных новшеств стало появление установки УДП Т05БВ-1. Она заменила прежний зенитный пулемет «Утёс».
Т-90СМ мог бы, возможно, повторить успех своего непосредственного предшественника, Т-90С, который в первое десятилетие двадцать первого века стал самым продаваемым танком во всём мире – объем экспортных поставок превысил полторы тысячи. Помешали этому сугубо политические факторы – в 2014-м году начался кризис на Украине, ставший поводом для введения экономических санкций против России.
Индийские танкисты на Т-90С
В результате Кувейт, проявлявший немалый интерес к модернизированной экспортной модификации Т-90, предпочёл не ссориться с США и прекратил переговоры с «Уралвагонзаводом». Последовали этому примеру и другие потенциальные заказчики.
В течение нескольких следующих лет эта неопределенная ситуация сохранялась, однако конструкторы продолжали работы по модернизации танка. Велись они в рамках проекта «Прорыв-3», результатом реализации которого стало появление вначале Т-90М, а затем и Т-90МС.
К сожалению, из многочисленных публикаций, посвященных этим танкам, порой невозможно понять, чем отличаются между собой Т-90СМ и Т-90МС и не являются ли они одной и той же машиной. В частности, сообщалось, что танк Т 90МС, точные характеристики которого остались неизвестными, якобы был успешно испытан в Кувейте еще в 2014-м году, а кое-где эту машину успели уже назвать самой продающейся в мире. В то же время в статьях 2020-го года модификация Т-90МС названа только что появившейся новинкой. Получается, что в 2014-м речь могла идти скорее о Т-90СМ. О каком-либо коммерческом успехе говорить преждевременно, поскольку пока еще нет ни одного утвержденного контракта.
Чтобы избежать путаницы, можно попробовать выяснить, в чем же разница между Т-90МС и Т-90СМ. Сделать это не так просто, поскольку оба названия довольно длительное время действительно использовались для обозначения одного и того же танка, появившегося впервые в 2011 году. Значительная часть изменений, происшедших с тех пор в рамках реализации проекта «Прорыв-3», вероятно, приходится на аппаратное и программное обеспечение боевой информационной управляющей системы (БИУС). Но это явно не всё.
Основные узлы пушки 2А46А-5 (внизу), устанавливаемой на Т-90МС
Необходимо вспомнить о том, что Т-90АМ оснащался орудием 2А46А-5, в то время как на Т-90М установили пушку 2А82, «позаимствованную» у новейшего российского танка «Армата». Поставлять на экспорт 2А82 запрещается, это орудие предназначено только для российской армии. Таким образом, танк Т 90МС его не получит. Однако, еще в 2017-м году появились сообщения о том, что эта машина, в зависимости от пожелания заказчика, может комплектоваться пушками 2А46М-5 (такая же, как на Т-90АМ и Т-90СМ), 2А46М-5-01 и 2А46М-6.
Какой-то детальной информации про 2А46М-6 пока еще не опубликовано, но можно предположить, что это орудие является неким «компромиссным» вариантом – хуже, чем 2А82, но лучше, чем 2А46М-5. Пока же на сайте «Уралвагонзавода» Т-90МС показан с той же пушкой, что и Т-90СМ. Словом, путаница продолжается, но есть вероятность того, что после перевооружения танка и полного завершения его разработки ситуация всё же прояснится.
Устройство
Танк Т-90АМ имеет V-образный двигатель, состоящий из двенадцати цилиндров, произведённый на Челябинском тракторном заводе. Двигатель является четырёхтактным и имеет маркировку В-92С2Ф. От предшественников отличается качеством отливки, шатунами и пальцами повышенной прочности, усиленными насосами, картерами и форсунками.
При производстве коленвала была применена технология азотирования. Суть метода заключается в покрытии поверхности деталей сплавом, насыщенным азотом, что позволяет значительно повысить сопротивление коррозии и износу. В случае нарушения работы двигателя танка Т-90АМ происходит оповещение экипажа.
Инновационные методы воплотились и в реализации принципов питания В-92С2Ф. Двигатель является дизельным и способен запуститься в работу при минимальной температуре в −20 °C. Однако же, считается, что рабочий температурный диапазон варьируется от −50 °С до +50 °C.
Основные цели и задачи
Танк Т-90МС предназначен для ведения активного наступательного или оборонительного боя в условиях сильного противодействия со стороны противника. В его задачи входит:
- Поддержка мотострелковых подразделений, подавление и уничтожение огневых точек противника непосредственно на поле боя;
- Прорыв системы обороны противника, уничтожение его артиллерии;
- Борьба против танков и другой бронетехники противника;
- Глубокие рейды с уничтожением транспортных колонн, складов боеприпасов и снаряжения во вражеском оперативном тылу;
- Ведение разведки.
Таким образом, Т-90МС представляет собой гибкое и достаточно универсальное средство ведения маневренной войны.
Бронирование
Т-90АМ частично оснащён узлами активной защиты «Афганит». Представляет собой комплекс мер для агрессивного противодействия противнику в случае атаки боевой единицы.
Сам комплекс «Афганит» включает в себя импульсно-доплеровские радары ближнего и дальнего действия, ультрафиолетовые пеленгаторы, а также роботизированную управляемую пулемётную установку для противодействия подлетающим снарядам класса «земля — земля» и «воздух — земля».
В полной комплектации «Афганит» предусмотрен на Т-14 семейства «Армата», частичная установка, как уже упоминалось выше, идет на Т-90АМ, а на экспортном варианте Т-90МС возможна интеграция системы «Арена-Э», которая во многом аналогична вышеупомянутой, но имеет значительные функциональные ограничения. Таким образом, всё великолепие передовых технологий не пойдёт на экспорт, и всеми преимуществами будут пользоваться члены расчёта Т-90АМ в российской армии.
Особенности конструкции
Макет танка Т-90МС
Т-90МС представляет собой танк классической компоновки с передним отделением управления, в котором находится механик-водитель, средним боевым отделением, «увенчанным» башней, где размещены командир и наводчик, и задним моторно-трансмиссионным отделением. Машина оборудована боевой информационно-управляющей системой, частью которой является система управления огнём (СУО) «Калина».
В состав СУО входят, в частности, следующие элементы:
- ПК ПАН «Соколиный глаз». Этот панорамный прицел, предназначенный для командира танка, был разработан в Белоруссии. Устанавливают его не только на Т-90МС, но и на Т-72Б1МС;
- ПНМ «Сосна-У». Прицел, предназначенный для наводчика, имеется возможность использования тепловизионного канала и лазерного дальномера;
- Устройство для автоматического сопровождения цели;
- Стабилизатор;
- Прибор определения государственной принадлежности.
СУО «Калина» позволяет реализовать принцип «охотник-стрелок», подразумевающий быструю «передачу» выявленных приоритетных целей наводчику. Такой подход обеспечивает выстрел по противнику сразу же после его появления в секторе поражения пушки.
В качестве «охотника» может выступать как командир боевой машины, использующий панорамный прицел, так и другой танк. Тем самым обеспечивается тактическое взаимодействие на поле боя. Наибольшая эффективность может быть достигнута подразделениями Т-90МС, получающими целеуказания от Т-14 «Армата».
В целом такой подход совпадает с требованиями концепции сетецентрической войны, которая подразумевает постоянное взаимодействие и полную согласованность между всеми непосредственными участниками сражения.
Тип бронирования и системы защиты
Кормовая часть башни Т-90МС с бронекоробом. На фото – машина, демонстрировавшаяся, начиная с 2011 года
Танк Т-90МС обладает комбинированной многослойной бронёй дифференцированной толщины. На бортах и корме танка установлены решетчатые экраны. Кормовая часть башни дополнительно прикрыта броневым коробом.
Почти весь танк закрыт элементами модульной динамической защиты 4С22 «Контакт-5». Это отличает Т-90МС от Т-90АМ и Т-90М, на которых использована более новая ДЗ 4С23 «Реликт», экспорт которой в настоящее время запрещён.
Важной особенностью Т-90МС (и Т-90СМ) является отсутствие в составе базовой комплектации системы «Штора», предназначенной для защиты от противотанковых управляемых ракет. Установка её может быть выполнена по желанию заказчика. Учитывая, что «Штора» уже доказала свою эффективность в ходе боёв в Сирии, большинство покупателей едва ли от неё откажутся.
Таким же образом обстоит дело и с комплексом активной защиты – на демонстрационных образцах Т-90МС он отсутствует, но его можно установить. Правда, приобрести «Афганит», которым оборудуется Т-90М, пока еще нельзя. Экспортные танки предполагается комплектовать активной защитой «Арена-Э».
Чтобы танк не подорвался на мине с магнитным взрывателям, применяется система СПМЗ-2Э. Защита от вторичных осколков, образующихся при внешнем ударе по броне, обеспечивается экранами, сделанными из арамидной ткани.
Силовая установка, трансмиссия и подвеска
В качестве силовой установки для танка Т-90МС используется многотопливный дизельный двигатель В-92С2Ф (первоначальное название – В-93). Цикл его испытаний был полностью завершен в 2017-м году, однако его устанавливали еще на Т-90СМ и Т-90АМ в 2011 году. Мощность этого мотора составляет 1130 лошадиных сил.
Многотопливный двигатель В-92С2Ф
Новый двигатель позволил существенно повысить тяговооруженность и подвижность танка Т-90СМ. В дальнейшем предполагается оборудовать эти машины еще более мощным и современным мотором В-99.
Дополнительно на танке устанавливается вспомогательная дизель-генераторная установка – она размещена на боковой надгусеничной полке и предназначена для снабжения электричеством бортового оборудования при выключенном главном двигателе.
Конструкция трансмиссии в основном не изменена, сохранены те же семь передних и одна задняя передачи, что и на исходном Т-90А. Имеется автомат переключения передач – механизмы подобного типа на обычных автомобилях обычно называют «коробка-робот», не следует путать их с обычными гидромеханическими АКПП.
Подвеска, судя по фотографиям танка, практически не отличается от той, что имелась на Т-90А – индивидуальная торсионная. О плавности хода можно будет судить по результатам практического применения. Управление осуществляется при помощи поворотного штурвала.
Изюминки
Особенностей конструкции у Т-90АМ несколько.
Во-первых, это расположение выхлопной системы в патрубках над гусеницами. Обусловлено это желанием конструкторов снизить температуру корпуса, что значительно усложняет задачу для локационных систем условного противника, работающих на основе распознавания тепловой энергии. Например, систем инфракрасного наведения ракет различных классов.
Во-вторых, для успешной эксплуатации Т-90АМ в российской армии была реализована система управления на основе штурвала — аналогично системе летательных аппаратов и плавательных средств. Коробка передач подразумевает как автоматизированный режим работы, так и переход на ручное управление.
В-третьих, модернизирована система наблюдения, включающая в себя современный комплекс приборов ночного видения для механика-водителя и видеокамеры для обзора с задней стороны.
Технические характеристики
Основные параметры танка Т-90МС, опубликованные «Уралвагонзаводом», выглядят следующим образом:
Полная масса танка | 48 тонн |
Максимальная скорость по шоссе | 60 км/ч |
Глубина преодолеваемого брода | 1,8 м |
Ширина водной преграды, преодолеваемой по дну (с оборудованием ОПВТ) | До 1000 метров, глубина до 5 метров |
Мощность двигателя | 1130 лошадиных сил. |
Запас хода | До 550 км |
Дальность распознавания цели типа «танк» | 5 000 м по оптическому каналу, 3 500 по тепловизионному |
Скорость поворота башни | Не менее 40 градусов в секунду |
Экипаж | 3 человека |
Удельная мощность | 24 л.с. на тонну |
Скорость перемещения по проселку и грунту в официальных источниках не приводится. Эта характеристика составляет, предположительно, 35-40 км/ч.
Испытания Т-90
Испытания (испытатели Анатолий Бахметов и Дмитрий Михайлов)
Не секрет, что техника проходит испытания (исследовательские и приёмочные). Программа для Т-90 была очень сложной. Вначале были «тараканьи бега», т.е. максимально заправив топливные баки, предстояло пройти испытания на бетоне. Заправлено 1700 л, безостановочно пройдено 728 км (запас хода заявлен 600 км.). Это результат использования уникальной в мировой практике моторно-трасмиссионной установки и в способе управления движением. На шоссе нагрузка на все узлы танка максимально-разрушающая, пройдено было 3500 км, средняя скорость 49 км/ч (каждые 4 ч. смена экипажа за 2 мин.). В практике только с Т-72 никогда не слетали гусеницы («болезнь» Т-64-х), даже в тяжёлых горных или городских условиях. А Т-90 получил лучшую конструкцию, с резиновой беговой дорожкой (от Т-80) для бандажей катков. К примеру, на 2016 год лучшему танку НАТО «Леопард2А7» нужно 6 раз сменить гусеницу (каждые 1000 км) сравнительно русского Т-90 (6000 км).
Испытания продолжились ночным пробегом 250 км., силовая установка охлаждалась 35-ю л. жидкости, вместо положенных 90 литров. Механик-испытатель А. Шопов отметил надёжность двигателя при перегреве. На практике были случаи утечки всей охлаждающей жидкости и танк мог проехать 2,5 км (в том числе Т-72). И зимний запуск мотора был надёжен ещё со времён Т-72. Это указывает на отличную систему смазки двигателя. Для массы танка до 50 т двигателя В-84 было достаточно, но Индия заказала на Т-90 более мощную силовую установку. Следующим этапом проверки Т-90 стал 8-ми часовой пробег по ямам и ухабам с включённой системой управления огнём. Испытатели выжимали всё, стабилизатор пушки визжал от перегрузок, постоянно срабатывал гидростопор. Наводчик вращал башню на 3600 каждые 2,5 минуты (режим «перебросочной скорости»).
Человеческий фактор может стать решающим в конструкции, с Т-90 такого не произошло. Во время 1-го из испытаний в Туркмении солдат срочной службы повёл танк «бережно», чтобы не ремонтировать машину, на это его «надоумил» представитель завода (из-за боязни провалить скорейшую приёмку). Опытные товарищи объяснили, что от испытания машины зависят жизни людей и выполнили свои обязанности до конца. Танк проходил многоразовые и всесторонние испытания. Зимой в Сибири машину повёл неопытный механик-водитель (он до этого 2 дня находился в качестве пассажира-наблюдателя), с задачей справился за 2 часа, метровый слой снега снизил скорость движения танка до 23 км/ч.. Прошло 7 дней и солдат преодолевал длинные заснеженные участки слоем до 1,5 м, со скоростью приближенной к профессионалам 35 – 41 км/ч.
Вооружение
Дистанционно управляемая установка Т05БВ-1
Танк Т-90МС оснащен артиллерийским орудием и двумя пулеметами. Один из них спарен с пушкой, а второй размещен в дистанционно управляемой установке Т05БВ-1, закрепленной на башне.
Главная особенность Т05БВ-1 – это заметно расширенный диапазон углов поворота по вертикали. При помощи закрепленного в этой установке пулемета можно одинаково успешно вести огонь по воздушным целям и обстреливать вражескую пехоту, подобравшуюся вплотную к самому танку, в «мертвую зону».
На «демонстрационных» танках Т-90СМ, показанных еще в 2011-м году, в установке Т05БВ-1 был закреплен пулемет 6П7К (вариант ПКТМ) калибра 7,62 мм. Разумеется, это слишком слабое вооружение для обстрела воздушных целей и многих других видов боя. Поэтому допускается возможность его замены в полевых условиях на пулемет калибра 12,7 мм («Корд», или «Утес»), или же на автоматический гранатомет АГС-17.
Пушка
На танке Т-90СМ, показанном в 2011-м году, было установлено орудие 2А46М-5. Оно было разработано в 2006-м году на «Заводе №9» в городе Екатеринбурге и предназначалось первоначально для Т-72Б2. Главным и наиболее заметным отличием этой пушки от более ранних модификаций 2А46 является наличие устройства учета изгиба ствола. Благодаря ему удалось намного увеличить точность стрельбы, особенно в режиме интенсивного ведения огня, который сопровождается сильным разогревом орудия.
В 2017-м году появилась информация о том, что на Т-90МС будет устанавливаться орудие 2А46М-6, о характеристиках которого пока можно только догадываться.
Боекомплект
Управляемая ракета «Инвар» 9М119М
Пушка танка Т-90МС может стрелять всеми современными видами боеприпасов калибра 125 мм, созданными для семейства 2А46. Это кумулятивные, подкалиберные, осколочно-фугасные, практические и учебно-тренировочные снаряды различных типов.
Кроме того, через ствол орудия могут запускаться управляемые ракеты «Инвар» и «Инвар-М» (9М119М и 9М119М1) комплекса «Рефлекс-М» с тандемной боевой частью. Они обеспечивают пробитие брони толщиной до 900 мм. Максимальная прицельная дальность – 5 километров, наведение осуществляется по лазерному лучу. Допускается применение по воздушным целям. Имеется также вариант с термобарической БЧ, что дает возможность использовать эти ракеты против пехоты и полевых укреплений противника.
Общее количество снарядов и управляемых боеприпасов составляет, по разным данным, от 40 до 45 единиц. Боекомплект размещается раздельно, в карусели автомата заряжания (22 выстрела), в кормовом бронекоробе (10 или 15 выстрелов) и в укладке возле перегородки МТО (8 выстрелов).
Спаренный с пушкой пулемет 6П7К снабжен двумя тысячами патронов. Величина боекомплекта для установки Т05БВ-1 определяется используемым видом оружия. Для обычного пулемета она составляет 800 патронов, для крупнокалиберного – не менее трехсот.
Мировой рынок
По версии западного печатного издания под названием The National Interest, новая боевая машина вошла в пятёрку лучших танков мира.
Примерно 27% общемирового рынка завоёвано оружием российского производства. Это почётное второе место (первое всё ж принадлежит США). В течение последних лет доход от экспорта отечественных образцов вооружения держится в пределах 15 миллиардов долларов. К сожалению, весьма затруднительно вычислить, какая доля из указанной суммы принадлежит уральскому заводу, но стоит отметить, что стоимость экспортной модели Т-90МС составляет примерно 4 миллиона долларов США. Для сравнения, самый передовой французский танк AMX-56 Leclerc считается весьма дорогостоящим (около 12 миллионов долларов США).
Даже украинские новости о бронетанковом заводе в городе Львове в средствах массовой информации сопровождают иллюстрациями российского танка Т-90АМ.
Модификации
К настоящему времени известно лишь об одной дополнительной модификации танка Т-90МС. Это Т-90МСК, «командирский» вариант боевой машины. Он еще не был продемонстрирован, однако предварительная договоренность о поставке таких танков с Индией уже достигнута. По всей видимости, от базовой модификации Т-90МСК будет отличаться расширенным составом связного оборудования и, возможно, модернизированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена.
Танк Т-90МС во время испытаний
За рубежом
В июле 2022 года всплыла информация, что практически «космические» технологии, воплощённые в Т-90М, не остались без внимания мировой прессы и правительств других стран.
Был заключен договор с Ираком, на первых этапах реализации которого планируется экспорт в эту страну 73 единиц Т-90МС. Успешность сделки обусловлена не только высокой эффективностью новой боевой единицы, но и растущей военной угрозой на Ближнем Востоке. На новый танк обратила внимание и Саудовская Аравия.
Модель Т-90 производится и в Индии по российской лицензии. Известно, что около 70% индийского вооружения произведено в России.
Договорённость на поставку 100 единиц Т-90 в Азербайджан практически выполнена. Ранее более 120 образцов этой же модели экспортированы в Алжир.
Достоинства и недостатки
Танк Т-90МС отвечает всем основным требованиям современного боя, что обусловлено целым рядом его положительных качеств:
- Высокий уровень защищенности. По этому параметру новая машина должна опередить Т-90А, который неплохо зарекомендовал себя в Сирии;
- Отличные характеристики системы управления огнем;
- Существенно вырос уровень безопасности для экипажа. Карусель автомата заряжания получила дополнительную защиту, остальной боекомплект разнесен;
- Танк обладает высокой энерговооруженностью, что делает его подвижным и маневренным.
О недостатках пока говорить, наверное, рано, однако можно отметить как минимум два минуса – не вполне достаточную бронепробиваемость основных видов снарядов и неудачное расположение дизель-генераторной установки, которая очень уязвима для огня со стороны противника.
Интересно, что хотя танк Т 90МС на испытаниях в США пока не побывал, американские эксперты уже выступали с различными оценками этой боевой машины, сравнивая её с M1A2 Abrams и приходя обычно к традиционному выводу о тотальном превосходстве собственной техники.
Применение
Танк Т-90МС или СМ в Кувейте
На поле боя танки Т-90МС по вполне очевидным причинам не появлялись. Информации об их испытаниях крайне мало. Известно, что еще в варианте Т-90СМ они успешно тестировались в Кувейте в условиях пустыни. В феврале 2022 года публиковались видеоролики, на которых показывались боевые стрельбы с участием Т-90МС, однако ничего особенного показано не было. Более того, впоследствии представители Министерства обороны заявили, что демонстрировались в действительность танки Т-90М, предназначенные для российской армии.
Эта ситуация может измениться в самое ближайшее время, поскольку контракт с Индией – на грани подписания, и если он будет заключен, придется проводить полноценные войсковые испытания, информация о которых неизбежно попадет в прессу.
В армии
Танк Т-90АМ представляет собой инновацию отечественной оборонной промышленности. Служит очередным доказательством того, что военная конструкторская мысль не стоит на месте и модернизация ранее реализованных проектов не прекращается ни на минуту.
Нет точных сведений о том, какое количество Т-90АМ в российской армии пребывает на данный момент (эти сведения как минимум секретны). Однако встречаются упоминания, о том, что заказано определённое количество «третьих прорывов», то есть Т-90М. И это логично! Глупо использовать условно не доработанную версию Т-90АМ в российской армии, если уже существует передовой образец.