Артиллерийские тягачи и боевые машины на их базе


Sd.Kfz. 10 потянув противотанковая пушка 5 см PaK 38
Основная информация
СтранаТретий рейх
Тип машинысвет артиллерийский тягач
Тягаполугусеница
Экипаж2 6
История
Прототипы1934
Производство1937-1945
Копииоколо 17000
Технические данные
Двигатель1 карбюраторный двигатель, 6-цилиндровый, с жидкостным охлаждением Maybach HL 38 TRKM
или
Maybach HL 42 TRKM
мощностью 83 л.с. при 2400 об / мин.
Передача инфекциимеханический
Длина4,74 м
Ширина1,83 м
Рост1,62 м
Масса4900 кг (боевая)
Представление
Скорость65 км / ч (по бездорожью)
Прием150 км (в пути)
Операционные данные
Пользователи
Германия
Sd.Kfz. 10
,
leichter Zugkraftwagen 1t
– Немецкий свет артиллерийский тягач с периода Вторая Мировая Война

История строительства

В 1932 год компании Demag AG

С участием Веттер (Рур)Предвидя потребность в легких артиллерийских тягачах, они начали работу над таким трактором. Предполагалось, что тягач будет использоваться для перевозки солдат и буксировки противотанковых пушек 37 и 50 мм, 20-мм зенитных орудий, 75 и 150-мм пехотных орудий. Прототип, разработанный в соответствии с этими предположениями, отмечен как
D II 1
был готов рано 1934 год. Он был оборудован аналогично следующему прототипу в г. рядный двигатель, карбюратор
BMW 315
мощностью 28 л.с. Третий прототип также был оснащен карбюраторным двигателем.
BMW 319
42 л.с., что было слишком малой мощностью. В результате был создан четвертый прототип, обозначенный как
D II 4
который оснащен двигателем
Maybach HL 38 TRKM
. Он стал эталоном для предсерийной серии, производство которой началось в 1937 год.

В 1939 На основе опыта работы с опытными образцами и тракторами из предсерийного производства была разработана финальная версия, получившая заводскую маркировку. Демаг Д 7

и военные
Sd.Kfz. 10
. Эта версия была представлена ​​в 1939 лет для массового производства, которое длилось до 1945 год. Их выпускали заводы
Demag AG
,
Адлер
,
Бюссинг-Наг
,
MWC
,
Саур
в Германии, а также после оккупации Франции, также французские заводы
Лотарингия
,
Panhard
,
Simca
. Всего было выпущено около 17000 автомобилей этого типа и версий.
Версии Sd.Kfz. 10

  • Sd.Kfz.10
    — базовая версия, артиллерийский тягач, экипаж 2-6 пассажиров (пушки)
  • Sd.Kfz.10 / 1
    — легкая машина химической разведки, оснащенная газоанализатором и приспособленная для перевозки военнослужащих секции химической разведки и их оборудования, экипаж — 6 человек, масса — 4900 кг.
  • Sd.Kfz.10 / 2
    — легкий дезактивационный автомобиль, вмещающий 8 цистерн с извести и разбрасыватель, расположенный над задними крыльями, экипаж — 4 человека, масса — 4800 кг.
  • Sd.Kfz.10 / 3
    — легковой дезактивационный автомобиль, укомплектованный цистерной с жидкостью и опрыскивателем, экипаж — 2 человека, масса — 4900 кг.
  • Sd.Kfz.10 / 4
    — самоходная зенитная установка, вооруженная пушкой 2 см FlaK 30, экипаж — 7 человек, масса — 4700 кг.
  • Sd.Kfz.10 / 5
    — самоходная зенитная установка, вооруженная пушкой 2 см FlaK 38

Некоторые машины были оснащены 50-мм противотанковой пушкой. PaK 38

сделать из них самоходную противотанковую пушку[1].

Demag D7 Sd.Kfz.10 (1938 г.в.)

Став обладателем останков трех автомобилей, я задался вопросом, что делать дальше. Взвесив все «за» и «против» и учитывая редкость данного автомобиля, я принял решение о начале его реставрацию.

Первым делом все было тщательно отмыто от глины, грязи и рыхлой ржавчины

После этого появилась возможность внимательно рассмотреть все, что имелось.

Из трех имеющихся кузовов один оказался раздутый взрывом.

Ванна второго кузова оказалась в хорошем состоянии. Ее и решено было взять за основу.

От третьего кузова осталась только половина, зато имелись остатки катушки под кабель и несколько катков.

Осмотр двигателя показал его пригодность к дальнейшей реставрации. Удивила сохранившаяся надпись NL38 TRKM на блоке.

Все остальные детали и механизмы были также внимательно осмотрены.

Далее все детали прошли пескоструйную обработку. Это дало возможность определить истинное их состояние.

В первую очередь нужно было восстановить «ванну» – основную несущую часть машины. Сначала вскрыли короба торсионов и заменили все кромки, соприкасающиеся с полом.

По правому борту пришлось заменить все планшайбы гильз торсионов, так как старые полностью проржавели.

Самым утомительным занятием стало заваривание сотен дырочек на бортах и полу «ванны» кузова и замена всех прогнивших участков — годы для металла оказались безжалостными.

Много времени ушло на замену отбортовки по периметру «ванны» и изготовление бортов. Сложность вызывало то, что приходилось работать с металлом толщиной до 3 мм на больших плоскостях (длина борта 5 метров). Заново изготовили заднюю часть и моторный щит, а панель приборов удалось отреставрировать (она, наверное, оказалась самой сохранной частью кузова)

Настал черед крыльев. Работа оказалась также не простой – замена кромок и придание формы — сделать из «лепешки» крыло трудновато. Не просто было изготовить направляющие дверей, внутренние перегородки и ящики. Собранные из ржавых кусочков образцы лишь отдаленно напоминали свой первоначальный вид.

Одновременно с кузовными работами проводились работы по реставрации шасси. Но если от кузова хоть что-то сохранилось, то от шасси в основном только образцы, не пригодные для дальнейшего использования. Нетронутыми оказались лишь торсионы и некоторые несущие чугунные детали. Все остальное пришлось изготавливать заново. Первыми были отреставрированы гильзы и цапфы рычагов катков. Чудом удалось отреставрировать изуродованный взрывом корпус редуктора ведущего правого колеса.

Полностью изготовлены заново механизмы натяжения гусениц и ступицы передних колес. От переднего моста остались треугольник и поворотные кулаки (разобрать которые удалось только при помощи кувалды и «автогена»). Пакет рессор собрали, перебрав все листы из имеющихся комплектов от трех машин. Отреставрировав рулевую трапецию и подобрав подшипники на ступицы, собрали передний мост.

После того как кузовные детали и детали шасси были подготовлены, пришло время начать сборку. Первым делом загрунтовали и покрасили «ванну» кузова и внутренние полости коробов торсионов, установили гильзы и рычаги катков, установили сами торсионы.

Теперь появилась возможность приварить полы.

После этого все окончательно загрунтовали. Дальше приступили к сборке основных кузовных деталей: установили моторный щит с панелью приборов, центральный ящик с направляющими дверей, заднюю часть кузова.

В то же время продолжались работы по реставрации шасси. После того как зааменили масло в амортизаторах (а они оказались полностью сохранными!) и загрунтовали все детали, был подвешен на свое место передний мост. Следующей трудоемкой операцией стало изготовление крыльев гусениц, но спустя некоторое время и передние крылья, и крылья гусениц с брызговиками уже стояли на машине.

Первый этап работ был завершен. «Демаг» освободил место для другого автомобиля, а сам отправился для участия в выставках. Сначала в «Олдтаймер Галлерею» в Крокус-Экспо, затем на выставку трофейной техники, приуроченную к 9 мая в Подольском районе.

Попав во время передвижений по выставкам несколько раз под дождь, «Демаг» покрылся «благородной» патиной и некоторое время ждал своей очереди в «работу».

И дождался…

И еще одна вынужденная пауза. Переезд в другой цех.

И на новом месте…

Наверх

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]