Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета


Абсолютное большинство современных вертолётов построены по одновинтовой схеме. Исключения случаются настолько редко, что становятся своеобразной визитной карточкой конструкторов, а то и страны-производителя. В СССР и России таким исключением стало КБ Камова, проектирующее геликоптеры соосной схемы.

А в Соединенных Штатах “против правил” пошёл Фрэнк Пясецки — его фирму прославили вертолёты с двумя винтами, расположенными продольно. Самый известный из них — “Чинук”, эксплуатируется и поныне, непрерывно совершенствуется, и остаётся основным тяжёлым вертолётом армии США.

История появления CH-47

Создание “Чинука” — история довольно простая и краткая, без трагических эпизодов.

В 1956 армия США выразила желание заменить вертолёт CH-37 с поршневыми моторами новой машиной с газотурбинным двигателем. Позже требования расширились — «вертушка» должна была заменить грузовые H-21 и H-34, при этом имея возможность перебрасывать до 15 десантников.

Создатель геликоптера H-21 — фирма Piasecki Helicopter (к этому времени переименованная в Vertol), уже разрабатывала прототип нового вертолёта — V-107, и он военных устраивал. Но, в итоге V-107 сочли слишком лёгким для транспортных задач и слишком тяжёлым — для штурмовых.

Отныне обеспечивать тактическую мобильность предстояло будущему “Ирокезу”, а инженерам — создавать другой «летающий вагон».

V-107 всё-таки попал на вооружение ВМС США и Корпуса Морской Пехоты под названием CH-46.

Новый, более крупный и мощный вертолёт фирмы Vertol получил внутреннее обозначение V-114, и “военное” — HC-1B.

В первый полёт “модель 114” отправилась в сентябре 1961, после покупки компании фирмой Boeing. Уже в 1962 V-114 приняли на вооружение, переименовав в CH-47. А возникшая традиция называть вертолёты в честь индейских племён принесла CH-47 ещё одно имя — “Чинук”.

Вертолет CH-47 Чинук — видео

В 1956 г. по контракту с армией США начала разработку среднего военно-транспортного вертолета двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД. Армией были заданы следующие требования к вертолету: перевозимая нагрузка 2725 кг при статическом потолке без учета влияния земли 1850 м и температуре окружающею воздуха 35‘С, максимальная крейсерская скорость 240 км/ч, тактический радиус действия 185 км с перевозкой на обратном пути половины нагрузки (1363 кг).

Первый из пяти опытных вертолетов YCH-47A с двумя П Д Лайконинг T55-L-5 мощностью по 1640 кВт/2200 л. с. совершил первый полет 21 сентября 1961 г, а серийное производство вертолетов СП-47 началось в 1962 г. Всего было поставлено 752 военно-транспортных вертолета СП-47 всех модификаций для армии США, а также 136 военных вертолетов для других стран, включая 5 вертолетов для Аргентины, 12 для Австралии, 41 для Великобритании, 19 для Испании, 9 для Канады, 6 для Нидерландов, 6 для Сингапура, 6 для Таиланда, 5 для Тайваня и 2 для Японии. Дополнительно поставлено 13 гражданских вертолетов.

Вертолеты СН-47 производились с 1970 г. по лицензии в Италии , которые произвели более 200 вертолетов, в том числе 41 вертолет армии Италии, 68 Ирану, 15 Египту, 10 Греции, 20 Ливии, 9 Марокко, а также 11 вертолетов для национальной гвардии США. Кроме того, 43 вертолета произведены по лицензии в Японии .

Описание конструкции CH-47

Вертолёт CH-47 «Чинук» построен по традиционной для аппаратов Piasecki схеме с двумя продольными несущими винтами. Схема отлично подходит транспортникам — можно получить вместительный отсек и максимально использовать его объём. Правда, за счёт усложнения конструкции и худшей маневренности.

Первые серии вертолётов CH-47 летали с турбовальными двигателями Lycoming T-55L-5 мощностью в 2200 л.с.

Позже их заменили моторами T55-L-7 (2650 л.с.), а версию 47B — T55-L-7C (мощность дошла до 2850 л.с.). Мощность силовой установки позднейших моделей «Чинука» довели до 6500 л.с, причем принадлежали эти моторы к тому же семейству Т-55.

Во всех вариантах турбины устанавливаются в хвостовой части вертолёта, по обе стороны от несущего винта. Вращающий момент винтам CH-47 передаётся через редукторы двигателей, главный редуктор, соединительные валы и редукторы винтов. Трансмиссия охлаждается воздухом, поступающим из воздухозаборника в заднем пилоне. Система смазки у вертолёта дублированная, допускается 330 минут работы без масла.

Трёхлопастные винты диаметром 18.3 м (у вертолёта CH-47 F) вращаются в противоположных направлениях. Прямоугольные лопасти — стеклопластиковые, носок окован титановым сплавом. Может устанавливаться противообледенительная система.

Цельнометаллический фюзеляж-полумонокок CH-47 в сечении прямоугольный, углы скруглены. Двухместная кабина экипажа имеет две аварийные двери, из задней части кабины в грузовой отсек ведёт проход. Внутри «Чинука» 33 сиденья вдоль бортов, дополнительный ряд из 11-ти сидений размещается в центре, вдоль прохода.

Санитарные вертолёты могли вместить до 24-х носилок с ранеными и двоих сопровождающих санитаров. Сдвижная дверь — с правого борта CH-47, в задней части — погрузочный люк с откидной рампой. Кабина вертолёта имеет круглые иллюминаторы, некоторые из них являются частью аварийных эвакуационных люков. Для перевозки грузов на внешней подвеске “Чинук” оборудован тремя крюками. Центральный крюк может брать массу до 11970 кг, передний и задний — по 7140 кг.

Пилоны несущих винтов CH-47 — сверху фюзеляжа.

Шесть протектированных топливных баков находятся вдоль бортов, внутри обтекателей. При необходимости дополнительные баки (до трёх штук) с горючим помещаются в отсек для груза.

Ёмкость основных баков «Чинука» — 3900 литров, каждого дополнительного — 3025 литров. Четыре стойки шасси вертолёта сделаны неубирающимися, имеют амортизаторы и дисковые гидравлические тормоза. Колёса передних стоек сдвоенные, неуправляемые. Задние колёса управляемые, одинарные.

Система управления «Чинука» оборудована гидравлическими сервоприводами.

От главного редуктора приводятся два генератора переменного тока, питающие две автономные цепи электросистемы. Предусмотрена вспомогательная силовая установка — газовая турбина Solar T62, на Boeing-Vertol CH-47A Chinook мощностью – 80, а на CH-47B/C Chinook – 90 л.с.

мЮХАНКЕЕ БЮФМШЛ ЯБНИЯРБНЛ ЯНБПЕЛЕММНИ ЮПЛХХ, МЮПЪДС Я АНЕБНИ ЛНЫЭЧ, ЯВХРЮЕРЯЪ ЕЕ ЛНАХКЭМНЯРЭ. х ЕЯКХ Б ЦКНАЮКЭМНЛ ЛЮЯЬРЮАЕ ОЕПЕАПНЯЙС БНИЯЙ НАЕЯОЕВХБЮЕР РПЮМЯОНПРМШИ ЯЮЛНКЕР, РН МЕОНЯПЕДЯРБЕММН МЮ ОНКЕ АНЪ НМЮ МЕБНГЛНФМЮ АЕГ БЕПРНКЕРНБ. юПЛХЪ яью БОЕПБШЕ ЯБНХ РПЕАНБЮМХЪ Й РПЮМЯОНПРМНЛС БЕПРНКЕРС ЯТНПЛСКХПНБЮКЮ Б 1956 Ц. Б «рПЕАНБЮМХЪУ Й ЯХЯРЕЛЕ НПСФХЪ SS 471L. б АНПЭАС ГЮ БШЦНДМШИ ЙНМРПЮЙР МЕЛЕДКЕММН БЙКЧВХКХЯЭ ДБЕ МЮХАНКЕЕ ЛНЫМШЕ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЕ БЕПРНКЕРНЯРПНХРЕКЭМШЕ ЙНЛОЮМХХ, ХЛЕБЬХЕ, ЛЕФДС ОПНВХЛ, Б ЯБНХУ МЮГБЮМХЪУ ЪПЙН БШПЮФЕММШЕ ЯКЮБЪМЯЙХЕ ЙНПМХ: «оЪЯЕЖЙХИ цЕКХЙНОРЕП йНПОНПЕИЬМ» Х «яХЙНПЯЙХИ щПЙПЮТР». оНАЕДХК тПЩМЙ оЪЯЕЖЙХИ ЯН ЯБНХЛ ОПНЕЙРНЛ ДБСУБХМРНБНЦН БЕПРНКЕРЮ ОПНДНКЭМНИ ЯУЕЛШ, ОПННАПЮГНЛ «вХМСЙЮ». дБСУПНРНПМЮЪ РЮМДЕЛМЮЪ ЯУЕЛЮ АШКЮ ХГБЕЯРМЮ ЕЫЕ Я XVIII БЕЙЮ, Ю Б XIX ЯРЮКЮ МЮХАНКЕЕ ОНОСКЪПМНИ. х ОЕПБШИ ДЕИЯРБХРЕКЭМН ОНДМЪБЬХИЯЪ Б БНГДСУ Б ЮБЦСЯРЕ 1907 Ц. БЕПРНКЕР ТПЮМЖСГЯЙНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ йНПМЧ ХЛЕК ДБЮ 6-ЛЕРПНБШУ БХМРЮ, МНЯНБНИ Х УБНЯРНБНИ, БПЮЫЮБЬХУЯЪ Б ОПНРХБНОНКНФМШЕ ЯРНПНМШ. нДМЮЙН РНЦДЮ ФЕ НМЮ АШКЮ Х МЮДНКЦН ГЮАШРЮ: ОПХ НРЯСРЯРБХХ ЛНЫМШУ ЛНРНПНБ Х КЕЦЙХУ ЙНМЯРПСЙРХБМШУ ЛЮРЕПХЮКНБ БПЮЫЮРЭ ДБЮ БХМРЮ ОНЙЮГЮКНЯЭ ЯКХЬЙНЛ ПЮЯРНВХРЕКЭМШЛ… «пЕМЕЯЮМЯ» МЮВЮКЯЪ Я 1945 ЦНДЮ, ЙНЦДЮ оЪЯЕЖЙХИ ЯНГДЮК ЯБНИ «кЕРЮЧЫХИ АЮМЮМ» (ЯРЮБЬХИ БРНПШЛ, ОНЯКЕ R-4 яХЙНПЯЙНЦН, ЯЕПХИМН БШОСЯЙЮБЬХЛЯЪ Б яью БЕПРНКЕРНЛ). гЮ МХЛ ОНЯКЕДНБЮКХ м-21 «пЮАНВЮЪ КНЬЮДЙЮ», м-25 «юПЛЕИЯЙХИ ЛСК», м-16 «рПЮМЯОНПРЕП» Х ДП. хМРЕПЕЯМН, ВРН ГЮ ЯБНЧ ХЯРНПХЧ «оЪЯЕЖЙХИ цЕКХЙНОРЕП» ЛЕМЪКЮ ЛМНЦНЕ: БКЮДЕКЭЖЮ (Б 1955 Ц. т.оЪЯЕЖЙХИ СЬЕК ХГ ТХПЛШ Х ДН 80-У ПСЙНБНДХК МЕАНКЭЬХЛ НОШРМШЛ ГЮБНДНЛ, ПЮАНРЮБЬХЛ МЮ «аНХМЦ йНПОНПЕИЬМ»), МЮГБЮМХЕ («оЪЯЕЖЙХИ щПЙПЮТР», «бЕПРНК щПЙПЮТР», «аНХМЦ бЕПРНК», «аНХМЦ»), АЮГНБНЕ ОПЕДОПХЪРХЕ, УПЮМЪ БЕПМНЯРЭ КХЬЭ НДМНЛС — БЯЕ ОНЯРПНЕММШЕ ЕЧ ЛЮЬХМШ АШКХ ДБСУБХМРНБШЛХ БЕПРНКЕРЮЛХ ОПНДНКЭМНИ ЯУЕЛШ.

оЕПБШЕ «РЮМДЕЛШ» ЬХПНЙН ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ Б ЮПЛХХ Х БН ТКНРЕ, Б ЛХПМНЕ БПЕЛЪ Х Б ЙНПЕИЯЙНЛ ЙНМТКХЙРЕ, Х БЕГДЕ ОНКСВХКХ БШЯНЙСЧ НЖЕМЙС. йЮЙ НЙЮГЮКНЯЭ, НМХ НАКЮДЮКХ ЯЕПЭЕГМШЛХ ДНЯРНХМЯРБЮЛХ: АШКХ СЯРНИВХБШ, ЛЮКНВСБЯРБХРЕКЭМШ Й ОЕПЕЛЕЫЕМХЧ ЖЕМРПЮ ЛЮЯЯШ, ОНГБНКЪКХ ХЯОНКЭГНБЮРЭ ДКЪ ПЮГЛЕЫЕМХЪ ЦПСГЮ ОНВРХ БЕЯЭ ТЧГЕКЪФ (ГЮ ВРН Х ОНКСВХКХ МЮГБЮМХЕ «КЕРЮЧЫХИ БЮЦНМ»), АНКЕЕ ЩТТЕЙРХБМН ПЕЮКХГНБЮКХ ЛНЫМНЯРЭ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ. бШЪБХКХЯЭ Х МЕДНЯРЮРЙХ, ЙЮЙ ЙНМЯРПСЙРХБМШЕ (ЯКНФМШЕ Х РЪФЕКШЕ РПЮМЯЛХЯЯХХ ДКЪ ОЕПЕДЮВХ БПЮЫЮЧЫЕЦН ЛНЛЕМРЮ, МЮКХВХЕ ДБСУ ПЕДСЙРНПНБ, ДБСУ БХМРНБ), РЮЙ Х ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХЕ (ОНЛЕУХ ГЮДМЕЛС БХМРС ОПХ ОНКЕРЕ БОЕПЕД), Х ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШЕ (АНКЭЬЮЪ РПСДНЕЛЙНЯРЭ НАЯКСФХБЮМХЪ). дЮ Х ЯРНХКХ НМХ ОНДНПНФЕ… оЕПБНИ ОНОШРЙНИ СДНБКЕРБНПХРЭ «рПЕАНБЮМХЪЛ SS 471L» АШК ОПНЕЙР V-107, ПЮАНРШ МЮД ЙНРНПШЛ МЮВЮКХЯЭ Б ЛЮЕ 1957 Ц. оНЯЙНКЭЙС НМ ЯНГДЮБЮКЯЪ ГЮ ЯВЕР ЯНАЯРБЕММШУ ЯПЕДЯРБ «бЕПРНК щПЙПЮТР» (РЮЙ Я 1957-ЦН ЯРЮКЮ МЮГШБЮРЭЯЪ ТХПЛЮ), ДКЪ ЩЙНМНЛХХ ПЕЬЕМН АШКН ЛЮЙЯХЛЮКЭМН АЮГХПНБЮРЭЯЪ МЮ РЕУМХВЕЯЙХУ ПЕЬЕМХЪУ ОПЕДШДСЫЕЦН ЮООЮПЮРЮ м-21. мЮХАНКЕЕ ПЮДХЙЮКЭМНЕ НРКХВХЕ — ОПХЛЕМЕМХЕ РСПАНБЮКЭМШУ (ОН АНКЕЕ ПЮММЕИ РЕПЛХМНКНЦХХ — РСПАНБХМРНБШУ, КХАН ЦЮГНРСПАХММШУ) ДБХЦЮРЕКЕИ (рбд) БЛЕЯРН ОНПЬМЕБШУ. щРН ЯРЮКН УЮПЮЙРЕПМНИ ВЕПРНИ БЕПРНКЕРНБ «БРНПНЦН ОНЙНКЕМХЪ», ОНГБНКХБЬЕИ ЯНБЕПЬХРЭ РЮЙНИ ФЕ ЙЮВЕЯРБЕММШИ ЯЙЮВНЙ Б КЕРМН-РЕУМХВЕЯЙХУ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮУ, ЙЮЙ Х ОНЪБКЕМХЕ РСПАНПЕЮЙРХБМНЦН ЛНРНПЮ МЮ ЯЮЛНКЕРЮУ.

22 ЮОПЕКЪ 1958 Ц. V-107 ЯНБЕПЬХК ОЕПБШИ ОНКЕР, Ю БЯЙНПНЯРХ ЮПЛХЪ ГЮЙЮГЮКЮ Х ЯЕПХЧ ХГ 10 ЛЮЬХМ ОНД НАНГМЮВЕМХЕЛ YHC-1A ДКЪ ОНКСВЕМХЪ НОШРЮ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ рбд. мН ЕЫЕ ДН ОНЯРПНИЙХ ОЕПБНЦН ХГ МХУ БНЕММШЕ ПЕЬХКХ, ВРН ХЛ МЕНАУНДХЛН МЕВРН АНКЕЕ ЛНЫМНЕ. хГ БЯЕЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ РПЕАНБЮМХИ БШЙПХЯРЮККХГНБЮКНЯЭ ЦКЮБМНЕ: МНБЮЪ ЛЮЬХМЮ ДНКФМЮ ХЛЕРЭ АНЕБНИ ПЮДХСЯ 115 ЛХКЭ (185 ЙЛ) ОПХ ОНКЕРЕ МЮ БШЯНРЕ 6 000 ТСРНБ (1830 Л), Р.Е. БМЕ ДЕИЯРБХЪ ОЕУНРМШУ ЯПЕДЯРБ обн. яКЕЦЙЮ СБЕКХВЕММШИ РПЕУЛНРНПМШИ БЮПХЮМР РЮЙФЕ АШК НРБЕПЦМСР Х ОНМЕБНКЕ ОПХЬКНЯЭ ЯЙНМЖЕМРПХПНБЮРЭЯЪ МЮД МНБШЛ ОПНЕЙРНЛ, ОНКСВХБЬХЛ «БМСРПХТХПЛЕММШИ» ХМДЕЙЯ V-114, ДЮ ЕЫЕ Х ОНЯОЕЬЮРЭ, Р.Й. яХЙНПЯЙХИ ЯН ЯБНХЛХ НДМНБХМРНБШЛХ ОПНЕЙРЮЛХ «ДШЬЮК Б ГЮРШКНЙ». рЕЛ МЕ ЛЕМЕЕ, «бЕПРНК» ОНОЮК, ЕЯКХ МЕ Б «ДЕЯЪРЙС», РН Б «ДЕБЪРЙС» РНВМН — V-107 ОПХМЪК ТКНР Б ЙЮВЕЯРБЕ АЮГНБНИ ЛНДЕКХ ДКЪ ПЮГПЮАНРЙХ РПЮМЯОНПРМНЦН БЕПРНКЕРЮ, ЙНРНПШИ Я 1962-ЦН ОНЬЕК Б ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН ОНД МЮГБЮМХЕЛ CH-46 «яХ мЮИР» — «лНПЯЙНИ ПШЖЮПЭ».

оНЯРПНИЙЮ V-114 АШКЮ ГЮЙНМВЕМЮ 28 ЮОПЕКЪ 1961-ЦН. нМ ОНКСВХК «ЮПЛЕИЯЙХИ» ХМДЕЙЯ YHC-1B, Ю ТХПЛЮ — ДЕМЭЦХ (ОПХЯБНЕМХЕ ХМДЕЙЯЮ Х ЯЕПХИМНЦН МНЛЕПЮ НГМЮВЮКН ОПХНАПЕРЕМХЕ ЛЮЬХМШ ЮПЛХЕИ Я ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНИ БШОКЮРНИ ЯРНХЛНЯРХ) Х ГЮЙЮГ МЮ ОЕПБШЕ 5 ЯЕПХИМШУ ЛЮЬХМ, МЮГБЮММШУ HC-1B (ЯЕПХИМШЕ МНЛЕПЮ НР 59-4982 ДН 59-4986 (ОЕПБШЕ ДБЕ ЖХТПШ — ТХМЮМЯНБШИ ЦНД, МЕ ЯНБОЮДЮЧЫХИ Я ЙЮКЕМДЮПМШЛ МЮ МЕЯЙНКЭЙН ЛЕЯЪЖЕБ, ОНЯКЕДМХЕ ВЕРШПЕ — ОНПЪДЙНБШИ МНЛЕП). бРНПНИ ЩЙГЕЛОКЪП БЕПРНКЕРЮ ЯНБЕПЬХК ОЕПБШИ ОНКЕР 21 ЯЕМРЪАПЪ 1961 Ц. ю ЕЫЕ ВЕПЕГ ЦНД, ЯНЦКЮЯМН ОПХМЪРНИ Б ЯЕМРЪАПЕ 1962-ЦН МНБНИ ЯХЯРЕЛЕ ХМДЕЙЯЮЖХХ, СМХТХЖХПНБЮММНИ ДКЪ БЯЕУ БХДНБ КЕРЮРЕКЭМШУ ЮООЮПЮРНБ, НОШРМШЕ БЮПХЮМРШ АШКХ ОЕПЕХЛЕМНБЮМШ Б YCH-47A, Ю ЯЕПХИМШЕ — Б CH-47A (CH — Cargo Helicopter, ЦПСГНБНИ БЕПРНКЕР, 47 — ОНПЪДЙНБШИ МНЛЕП ЛНДЕКХ, «ю» — ОЕПБШИ БЮПХЮМР; ОПЕТХЙЯМШИ «Y» СЙЮГШБЮК МЮ НОШРМШИ НАПЮГЕЖ). яБНЕ ФЕ РЮЙ МЮГШБЮЕЛНЕ «ОНОСКЪПМНЕ ХЛЪ» «вХМСЙ» ОНКСВХК Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я РПЮДХЖХЕИ ОПХЯБЮХБЮРЭ ЮПЛЕИЯЙХЛ БЕПРНКЕРЮЛ МЮГБЮМХЪ ОКЕЛЕМ ЯЕБЕПНЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ ХМДЕИЖЕБ.

CH-47A ЯРЮК ОЕПБШЛ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛ БЕПРНКЕРНЛ БРНПНЦН ОНЙНКЕМХЪ (Я рбд), ОПХМЪРШЛ МЮ БННПСФЕМХЕ. «яПЕДМХИ БЯЕОНЦНДМШИ РПЮМЯОНПРМШИ БЕПРНКЕР, ЯННРБЕРЯРБСЧЫХИ РПЕАНБЮМХЪЛ SS 471L» Б ОЕПБНГДЮММНЛ БЮПХЮМРЕ АШК ЯОНЯНАЕМ ОЕПЕБЕГРХ МЮ ПЮЯЯРНЪМХЕ Б 115 ЛХКЭ МЮ БШЯНРЕ 6000 ТСРНБ ДН 2,8 Р ЦПСГНБ Х БЕПМСРЭЯЪ МЮ АЮГС АЕГ ДНГЮОПЮБЙХ, ОНДМХЛЮК ЛЮЙЯХЛЮКЭМСЧ МЮЦПСГЙС ЯБШЬЕ 6 Р Х ОЕПЕМНЯХК ЕЕ МЮ 23 ЛХКХ (37 ЙЛ). яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ ЯНЯРНЪКЮ ХГ ДБСУ рбд Avco Lycoming T-55L-5 ЛНЫМНЯРЭЧ ОН 1648 ЙбР — 2200 К.Я. (МЮ АНКЕЕ ОНГДМХУ ЩЙГЕЛОКЪПЮУ — T-55L-7 ОН 2650 К.Я.), ПЮЯОНКНФЕММШУ ОН АНЙЮЛ УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. оПНЯРНПМЮЪ ЦПСГНБЮЪ ЙЮАХМЮ ПЮГЛЕПЮЛХ 9,2У2,29У1,98 Л (ДКХМЮ У ЯПЕДМЪЪ ЬХПХМЮ У БШЯНРЮ) АШЯРПН ГЮЦПСФЮКЮЯЭ ВЕПЕГ НРЙХДМСЧ УБНЯРНБСЧ ЮООЮПЕКЭ, ОПХВЕЛ АНКЕЕ ДКХММШЕ ОПЕДЛЕРШ ЛНЦКХ ОЕПЕБНГХРЭЯЪ Х ОПХ НРЙПШРНИ ПЮЛОЕ. дКЪ МЕЦЮАЮПХРМШУ ЦПСГНБ АШК ОПЕДСЯЛНРПЕМ ЙПЧЙ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙХ, ЯОНЯНАМШИ БШДЕПФЮРЭ БЕЯ ДН 9 Р. мЮОКШБШ ОН НАНХЛ АНПРЮЛ ЯНДЕПФЮКХ РНОКХБМШЕ АЮЙХ, Ю ОНКМНЯРЭЧ ЦЕПЛЕРХВМЮЪ ОН БЯЕИ ДКХМЕ МХФМЪЪ ВЮЯРЭ ТЧГЕКЪФЮ НАЕЯОЕВХБЮКЮ ОКЮБСВЕЯРЭ Х, ЯННРБЕРЯРБЕММН, БНГЛНФМНЯРЭ БГКЕРЮ Х ОНЯЮДЙХ Я БНДМНИ ОНБЕПУМНЯРХ. бЕПРНКЕР ЯОНЯНАЕМ АШК ОЕПЕБНГХРЭ ДН 33 ЯНКДЮР (МЮ НРЙХДМШУ ЯХДЕМЭЪУ БДНКЭ АНПРНБ) ХКХ ДН 24 ПЮМЕМШУ ОКЧЯ ДБЮ ЛЕДПЮАНРМХЙЮ. дКЪ БУНДЮ НАШВМН ХЯОНКЭГНБЮКЮЯЭ ДБЕПЭ Б ОПЮБНИ ОЕПЕДМЕИ ВЮЯРХ. пЮЯОНКНФЕММЮЪ МЮД МЕИ КЕАЕДЙЮ ОНГБНКЪКЮ ГЮ 4 ЛХМСРШ ОНДМЪРЭ 20 ЯНКДЮР Я НПСФХЕЛ МЮ АНПР БЕПРНКЕРЮ, БХЯЪЫЕЦН МЮ БШЯНРЕ 30 Л. оЕПБШИ ЯЕПХИМШИ CH-47A АШК НТХЖХЮКЭМН ОПХМЪР ЮПЛХЕИ яью 16 ЮБЦСЯРЮ 1962 Ц.

нДМС ХГ ОЕПБШУ «вХМСЙЮЛХ» НЯМЮЯРХКХ 1-Ч ЮЩПНЛНАХКЭМСЧ ЙЮБЮКЕПХИЯЙСЧ ДХБХГХЧ (юйд), ЯТНПЛХПНБЮММСЧ Б ХЧКЕ 1965-ЦН. нРКХВХРЕКЭМНИ НЯНАЕММНЯРЭЧ ЩРНЦН ЯНЕДХМЕМХЪ ЯНБЕПЬЕММН МНБНЦН РХОЮ, ОКНДЮ ДНЙРПХМШ «АШЯРПНЦН ПЕЮЦХПНБЮМХЪ», АШКЮ ЕЕ ХЯЙКЧВХРЕКЭМЮЪ ЛЮМЕБПЕММНЯРЭ, ДНЯРХЦМСРЮЪ ЛЮЙЯХЛЮКЭМШЛ НАКЕЦВЕМХЕЛ БННПСФЕМХЪ (ОПХ ЯНУПЮМЕМХХ НЦМЕБНИ ЛНЫХ) Х ЛМНЦНЙПЮРМШЛ СБЕКХВЕМХЕЛ Б МЕИ ВХЯКЮ БЕПРНКЕРНБ. 428 ЕЕ ЬРЮРМШУ БХМРНЙПШКШУ ЛЮЬХМ ГЮ НДХМ ПЕИЯ ОЕПЕБНГХКХ РПЕРЭ КХВМНЦН ЯНЯРЮБЮ Я БННПСФЕМХЕЛ, ОЮПЮККЕКЭМН БШОНКМЪЪ ПНКЭ «БНГДСЬМНИ ЮПРХККЕПХХ». «вХМСЙЮЛХ» НЯМЮЯРХКХ АЮРЮКЭНМ РПЮМЯОНПРМШУ БЕПРНКЕРНБ, ЯНЯРНЪБЬХИ ХГ ЬРЮАЮ, ЬРЮАМНИ ПНРШ Х РПЕУ ПНР РПЮМЯОНПРМШУ БЕПРНКЕРНБ (ОН 16 CH-47A). юЩПНЛНАХКЭМЮЪ ДХБХГХЪ ОПЕДМЮГМЮВЮКЮЯЭ, ЦКЮБМШЛ НАПЮГНЛ, ДКЪ БЕДЕМХЪ ЮМРХОЮПРХГЮМЯЙХУ ДЕИЯРБХИ Х ОНЯЕЛС «ГЮЦПЕЛЕКЮ» БН бЭЕРМЮЛ СФЕ ВЕПЕГ ЛЕЯЪЖ ОНЯКЕ ЯТНПЛХПНБЮМХЪ, Б ЯЕМРЪАПЕ 1965-ЦН. «вХМСЙХ» ОПХАШКХ ЛНПЯЙХЛ ОСРЕЛ МЮ ОЮКСАЕ ЮБХЮМНЯЖЮ «аНЙЯЕП», Х БЯЙНПЕ ЯРЮКХ МЕГЮЛЕМХЛШЛ РПЮМЯОНПРМШЛ ЯПЕДЯРБНЛ Б СЯКНБХЪУ ЧФМНБЭЕРМЮЛЯЙХУ ДФСМЦКЕИ, ЦНП Х АНКНР. уЮПЮЙРЕП ХУ ОПХЛЕМЕМХЪ МЮОНЛХМЮК ОНБЕДЕМХЕ ДНЛЮЬМЕИ УНГЪИЙХ ОЕПЕД НВЕПЕДМШЛ ОНДНПНФЮМХЕЛ, ЙНЦДЮ БЯЧДС МСФМН СЯОЕРЭ Х БЕГДЕ БГЪРЭ ЛЮЙЯХЛЮКЭМШИ БЕЯ (НДХМ ХГ БЮПХЮМРНБ ГЮЦПСГЙХ ТНПЛСКХПНБЮКЯЪ РЮЙ: 33 ЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ ХКХ… 50 БЭЕРМЮЛЯЙХУ ЯНКДЮР, Ю ОПХ ЩБЮЙСЮЖХХ АЕФЕМЖЕБ НДМЮФДШ АШК ГЮПЕЦХЯРПХПНБЮМ ПЕЙНПД — 147 ВЕКНБЕЙ ГЮ НДХМ ПЕИЯ!). яУНДЯРБН СЯХКХБЮКХ ЛНЫМШЕ «ЮБНЯЭЙХ»: АНКЭЬЮЪ ВЮЯРЭ ЦПСГНБ ОЕПЕБНГХКЮЯЭ МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ. уНРЪ «КЕРЮЧЫХЕ БЮЦНМШ» ЯРЮПЮКХЯЭ ДЕПФЮРЭЯЪ ОНДЮКЭЬЕ НР ОНКЪ АНЪ, ЯОЕЖХЮКХГХПСЪЯЭ МЮ ОЕПЕАПНЯЙЕ ЦПСГНБ БНИЯЙЮЛ Я АЮГ ЯМЮАФЕМХЪ, ДКЪ ЯЮЛННАНПНМШ ХУ ОПХЬКНЯЭ БННПСФХРЭ РПЕЛЪ 7,62-ЛЛ ОСКЕЛЕРЮЛХ л60. хГБЕЯРМШ Х АНКЕЕ ЩЙГНРХВЕЯЙХЕ БЮПХЮМРШ ОПХЛЕМЕМХЪ: Б ЙЮВЕЯРБЕ «АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ», ДШЛГЮБЕЫХЙНБ, ПЮЯОШКХРЕКЕИ ЯКЕГНРНВХБШУ ЦЮГНБ, ЮПРХККЕПХИЯЙХУ «РЪЦЮВЕИ». дНБНКЭМН ЩТТЕЙРХБМН НМХ СВЮЯРБНБЮКХ Б НОЕПЮЖХЪУ «оЮИОЕПНЛНСЙ» — ПЕИДЮУ ОН ЩБЮЙСЮЖХХ Я ОНКЪ АНЪ ОНДАХРНИ ЮБХЮРЕУМХЙХ. гДЕЯЭ «вХМСЙХ» Я ХУ ЛНЫМНИ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙНИ Х ЦПСГНОНДЗЕЛМНЯРЭЧ НЙЮГЮКХЯЭ ОПЮЙРХВЕЯЙХ МЕГЮЛЕМХЛШ! рНКЭЙН ГЮ ОЕПБШИ ЦНД АНЕБШУ ДЕИЯРБХИ НМХ БШБЕГКХ 100 ЯНБЕПЬХБЬХУ БШМСФДЕММШЕ ОНЯЮДЙХ ЯЮЛНКЕРНБ Х БЕПРНКЕРНБ, Ю БЯЕЦН ГЮ ОЕПХНД БЭЕРМЮЛЯЙНИ БНИМШ ЩБЮЙСХПНБЮКХ АНКЕЕ РШЯЪВХ ЮООЮПЮРНБ НАЫЕИ ЯРНХЛНЯРЭЧ ОПХЛЕПМН Б 3 ЛХККХЮПДЮ ДНККЮПНБ!

бЯЕЦН ВЕПЕГ ЙНМТКХЙР Б ЧЦН-БНЯРНВМНИ юГХХ ОПНЬКХ 550 «вХМСЙНБ» (ХГ НАЫЕЦН ВХЯКЮ 684 ОНЯРПНЕММШУ). нМХ ЯНБЕПЬХКХ 2,6 ЛКМ. БЕПРНКЕРН-БШКЕРНБ Я МЮКЕРНЛ 1182 РШЯ. ВЮЯНБ, ХГ ЙНРНПШУ 996 РШЯ. ВЮЯНБ Б АНЕБШУ СЯКНБХЪУ, ОЕПЕБЕГКХ НЙНКН 8,5 ЛКМ. ВЕКНБЕЙ Х 4,5 ЛКМ.Р ЦПСГНБ. фЕПРБЮЛХ БНИМШ ЯРЮКХ 170 ЛЮЬХМ (ХГ МХУ 136 ХГ ЯНЯРЮБЮ ЮПЛХХ яью). бЭЕРМЮЛ ОНЙЮГЮК РЮЙФЕ БШЯНЙСЧ МЮДЕФМНЯРЭ CH-47 — 5,3 ЮБЮПХХ МЮ 100 РШЯ. КЕРМШУ ВЮЯНБ. мЮХАНКЕЕ МХГЙХИ ОНЙЮГЮРЕКЭ ЯПЕДХ ЮПЛЕИЯЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ Х БЕПРНКЕРНБ. оНГХРХБМШИ НОШР ОПХЛЕМЕМХЪ «вХМСЙЮ» БН бЭЕРМЮЛЕ ОНЯКСФХК ДКЪ ЮПЛХХ яью ЯРХЛСКНЛ Й СБЕКХВЕМХЧ НАЗЕЛЮ ГЮЙЮГНБ, Ю ТХПЛЕ «бЕПРНК» — Й ДЮКЭМЕИЬЕЛС ПЮГБХРХЧ СДЮВМНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ. оЕПБШЛ ОНЪБХКЯЪ YCH-47B, ОНКСВЕММШИ ОСРЕЛ ЮДЮОРЮЖХХ CH-47A Й ЯОЕЖХТХВЕЯЙХЛ СЯКНБХЪЛ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ Б РПНОХВЕЯЙНЛ ЙКХЛЮРЕ. мЮ РПЕРЭЕЛ ЩЙГЕЛОКЪПЕ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМНЦН HCY-47B СЯРЮМНБХКХ АНКЕЕ ЛНЫМШЕ ЛНРНПШ кЮИЙНЛХМЦ T-55L-7 ОН 2850 Щ.К.Я., СЯХКХКХ ТЧГЕКЪФ Х ОНКМНЯРЭЧ ОЕПЕЙНМЯРПСХПНБЮКХ КНОЮЯРХ МЕЯСЫХУ БХМРНБ: БЛЕЯРН ДЧПЮКЕБНЦН ЯХКНБНЦН МЮАНПЮ ЯН ЯРЕЙКНОКЮЯРХЙНБНИ НАРЪФЙНИ АШК ББЕДЕМ СЯХКЕММШИ ЯРЮКЭМНИ КНМФЕПНМ Х ГЮЙНМЖНБЙХ ХГ ЙНЛОНГХРМШУ ЛЮРЕПХЮКНБ (ЯНРНБШЕ ОЮМЕКХ), Ю РЮЙФЕ СБЕКХВЕМ МЮ 27 ЯЛ ДХЮЛЕРП ПНРНПЮ. щРН ОНГБНКХКН СБЕКХВХРЭ ЦПСГНОНДЗЕЛМНЯРЭ ДН 3,2 Р (ХКХ 44 ЯНКДЮР) БМСРПХ ТЧГЕКЪФЮ КХАН 8,7 Р МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ, СКСВЬХРЭ БГКЕРМН-ОНЯЮДНВМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ Х АНЕБСЧ ФХБСВЕЯРЭ. яЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН CH-47B МЮВЮКНЯЭ Я 10 ЛЮЪ 1967 Ц., НДМЮЙН ОПНДНКФЮКНЯЭ МЕДНКЦН, РЮЙ ЙЮЙ СФЕ 14 НЙРЪАПЪ РНЦН ФЕ ЦНДЮ БГКЕРЕК ОЕПБШИ CH-47C ≈ РПЕРЭЪ, АНКЕЕ ПЮДХЙЮКЭМЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ. бЯЕЦН Я ЙНМБЕИЕПНБ ГЮБНДЮ ТХПЛШ «аНХМЦ-бЕПРНК» Б тХКЮДЕКЭТХХ ЯНЬКН 354 ЛЮЬХМШ (БЙКЧВЮЪ НОШРМШЕ) CH-47A Х 108 — CH-47B.

б ЙНМЖЕ 60-У ЦНДНБ РПЕАНБЮМХЪ ЮПЛХХ Й ЯПЕДМЕЛС РПЮМЯОНПРМНЛС БЕПРНКЕРС ОНБШЯХКХЯЭ. нМ ДНКФЕМ АШК ОЕПЕБНГХРЭ СФЕ 15 РШЯ.ТСМРНБ (6 804 ЙЦ) МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ МЮ 55 ЙЛ МЮ БШЯНРЕ 4 РШЯ.ТСРНБ (1220 Л), ВРН АНКЕЕ ВЕЛ БДБНЕ ОПЕБШЬЮКН РПЕАНБЮМХЪ Й CH-47A. дКЪ ЩРНЦН СЯРЮМНБХКХ АНКЕЕ ЛНЫМШЕ ДБХЦЮРЕКХ T-55L-11A ОН 3750 Щ.К.Я., СЯХКХКХ РПЮМЯЛХЯЯХЧ Х ОНВРХ БДБНЕ (Я 2350 ДН 4137 ДЛ3) СБЕКХВХКХ НАЗЕЛ РНОКХБМШУ АЮЙНБ. оЕПБШИ ЯЕПХИМШИ ям-47я ОЕПЕДЮКХ ЮПЛХХ 30 ЛЮПРЮ 1968 Ц., Ю Я НЙРЪАПЪ МНБШИ «вХМСЙ» БЯРСОХК Б АНЕБШЕ ДЕИЯРБХЪ БН бЭЕРМЮЛЕ. оПНХГБНДЯРБН ЕЦН ОПНДНКФЮКНЯЭ ДН ЯЕПЕДХМШ 80-У ЦНДНБ (БЯЕЦН ОНЯРПНЕМН 270 ЬР.), УНРЪ НЯМНБМСЧ ЛЮЯЯС БШОСЯРХКХ ДН 1974 Ц. оНЯКЕДМХЕ ОЮПРХХ ОПНХГБНДХКХЯЭ ХЯЙКЧВХРЕКЭМН ДКЪ БНГЛЕЫЕМХЪ ОНРЕПЭ Х ГЮЛЕМШ БШПЮАНРЮБЬХУ ПЕЯСПЯ ЛЮЬХМ, РЮЙ ЙЮЙ ЮПЛЕИЯЙХЕ «БЮЙЮМЯХХ» АШКХ ГЮОНКМЕМШ ОНКМНЯРЭЧ. бШОНКМХБ ГЮЙЮГ ЮПЛХХ яью, ТХПЛЮ ОЕПЕЙКЧВХКЮ БМХЛЮМХЕ МЮ «БМЕЬМХУ» ГЮЙЮГВХЙНБ. щЙЯОНПРМШЕ ОНЯРЮБЙХ МЮВЮКХЯЭ Я ЙНПНКЕБЯЙХУ ЮБЯРПЮКХИЯЙХУ ббя (RAAF), ЙНРНПШЕ ГЮЙСОХКХ Б 1973 Ц. 12 БЕПРНКЕРНБ ЩЙЯОНПРМНЦН ОПНЕЙРЮ BV165 («РПНОХЙЮКХГХПНБЮММШЕ» ям-47я Я СЯРЮМНБКЕММНИ ОН РПЕАНБЮМХЧ ГЮЙЮГВХЙЮ ЯХЯРЕЛНИ ОПЕДНУПЮМЕМХЪ РНОКХБЮ НР БГПШБЮ ОПХ ЮБЮПХХ). йЯРЮРХ, Я ЛЮПРЮ 1973-ЦН ЮМЮКНЦХВМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЛНМРХПНБЮКЮЯЭ Х МЮ «вХМСЙЕ» ДКЪ ЮПЛХХ яью, ХГ-ГЮ ВЕЦН НАЗЕЛ ХУ АЮЙНБ СЛЕМЭЬХКЯЪ ДН 3944 ДЛ3.

хЯОЮМЯЙХИ ГЮЙЮГ ОНКСВХК ХМДЕЙЯ BV176 Х ОПЕДЯРЮБКЪК ЯНАНИ РЕ ФЕ ям-47я, МН Я АНКЕЕ ЯНБПЕЛЕММШЛ ЮБРНОХКНРНЛ, АШЯРПНЯЗЕЛМШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ ДКЪ ДНГЮОПЮБЙХ Б БНГДСУЕ Х РЮЙ МЮГШБЮЕЛНИ «ХМРЕЦПЮКЭМНИ ЖХТПНБНИ ЙНМЯНКЭЧ» ДКЪ ЙНМРПНКЪ СЯРЮКНЯРМШУ МЮОПЪФЕМХИ Б КНОЮЯРЪУ БХМРНБ.

юПЦЕМРХМЮ ЯДЕКЮКЮ ГЮЙЮГ МЮ 35 «вХМСЙНБ» CH-47C. нДМЮЙН ДН ЮЛЕПХЙЮМЯЙНЦН ЩЛАЮПЦН ОНКСВХКЮ РНКЭЙН 3 ЛЮЬХМШ Б 1980-Л. нДХМ АШК ЯОХЯЮМ Б 1982-Л (ОН ЮПЦЕМРХМЯЙХЛ ДЮММШЛ, ОН ЮМЦКХИЯЙХЛ — СМХВРНФЕМ «уЮППХЕПНЛ» МЮ ГЕЛКЕ), БРНПНИ ОНДАХР БН БПЕЛЪ тНКЙКЕМДЯЙНЦН ЙНМТКХЙРЮ, ГЮУБЮВЕМ ЮМЦКХВЮМЮЛХ Х Б ЙЮВЕЯРБЕ РПНТЕЪ БШБЕГЕМ Б ЛЕРПНОНКХЧ, РПЕРХИ — ЕЫЕ ЯКСФХР.

щЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР ДКЪ йЮМЮДШ ОНКСВХК МЮГБЮМХЕ CH-147 Х ХЛЕК АНКЕЕ ЯЕПЭЕГМШЕ НРКХВХЪ: ЛНРНПШ T-55L-11C, ДНОНКМХРЕКЭМШИ ЯПЕДМХИ ПЪД ЯХДЕМХИ ДКЪ 11 ЯНКДЮР (БЯЕЦН 44), ЦХДПЮБКХВЕЯЙХИ ОНДЗЕЛМХЙ ПЮЛОШ Х ЯОЕЖХЮКЭМСЧ БНДНМЕОПНМХЖЮЕЛСЧ ОЕПЕЦНПНДЙС, ОНГБНКЪЧЫСЧ НРЙПШБЮРЭ ЮООЮПЕКЭ ДЮФЕ ОПХ ОНЯЮДЙЕ МЮ БНДС, ХМРЕЦПЮКЭМСЧ ЖХТПНБСЧ ЙНМЯНКЭ ЙНМРПНКЪ КНОЮЯРЕИ, АНКЕЕ ЯНБПЕЛЕММШЕ ЮБРНОХКНР Х ЩКЕЙРПНМХЙС. мЮ СЯХКЕММНЛ ОНДТЧГЕКЪФМНЛ ЙПЧЙЕ БЕПРНКЕР ЯОНЯНАЕМ ОНДМХЛЮРЭ ДН 12,7 Р ЦПСГЮ. х УНРЪ ОЕПБШИ ФЕ ЩЙГЕЛОКЪП ПЮГАХКЯЪ ОПХ ДНЯРЮБЙЕ «ЯБНХЛ УНДНЛ» Б НЙРЪАПЕ 1974-ЦН, ДН МЮЯРНЪЫЕЦН БПЕЛЕМХ ХЛХ НЯМЮЫЕМН ДБЕ ЩЯЙЮДПХКЭХ. мН МЮХАНКЕЕ ЯЕПЭЕГМШЛ ХГЛЕМЕМХЪЛ ОНДБЕПЦКХЯЭ «вХМСЙХ» ДКЪ бЕКХЙНАПХРЮМХХ, ГЮЙСОКЕММШЕ МЮ ГЮЛЕМС СЯРЮПЕБЬХУ «аЕКЭБЕДЕПНБ» HC.Mk.I (РЮЙФЕ РЮМДЕЛМНИ ЯУЕЛШ). нМХ АШКХ СКСВЬЕММНИ БЕПЯХЕИ ЙЮМЮДЯЙХУ ЛЮЬХМ Х ОНКСВХКХ ДНОНКМХРЕКЭМН ЯОЕЖХЮКЭМНЕ БМСРПЕММЕЕ НЯБЕЫЕМХЕ ЙЮАХМ ДКЪ МНВМШУ НОЕПЮЖХИ, Ю РЮЙФЕ ХМТПЮЙПЮЯМШЕ АХМНЙКХ ДКЪ ОХКНРНБ. рПХ ЙПЧЙЮ ДКЪ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙХ ОНГБНКЪКХ ОНДМХЛЮРЭ ДН 12,7 Р. оЕПБШИ ОНКЕР «ОПНЕЙРЮ BV352» ЯНЯРНЪКЯЪ 25 ЛЮПРЮ 1980 Ц., Ю Я ЯЕМРЪАПЪ МЮВЮКХЯЭ ОНЯРЮБЙХ. мНБШЛХ БЕПРНКЕРЮЛХ, ОНКСВХБЬХЛХ НАНГМЮВЕМХЕ HC.Mk.I, АШКХ БННПСФЕМШ 7-И Х 18-И ДХБХГХНМШ RAF.

я ХЧКЪ 1982-ЦН ЮБХЮГЮБНДШ ЙНПНКЕБЯЙХУ бля ЛНДЕПМХГХПНБЮКХ «вХМСЙХ». бЯЕ ЛЕПНОПХЪРХЪ АШКХ МЮОПЮБКЕМШ Б НЯМНБМНЛ МЮ ОНБШЬЕМХЕ АНЕБНИ ФХБСВЕЯРХ Х ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШУ ЯБНИЯРБ. рЮЙ, ДБЮ (МНЯНБНИ Х УБНЯРНБНИ) ПЮДХНКНЙЮЖХНММШУ ОПХЕЛМХЙЮ МЕ РНКЭЙН ОПЕДСОПЕФДЮКХ ЩЙХОЮФ НА НАКСВЕМХХ ПЮДЮПНЛ ОПНРХБМХЙЮ, МН БШБНДХКХ МЮ МЕАНКЭЬСЧ ЙЮРНДМСЧ РПСАЙС (хйн) Б ЙЮАХМЕ ХМТНПЛЮЖХЧ Н ЕЦН ЮГХЛСРЕ (МЮОПЮБКЕМХХ) Х ДЮКЭМНЯРХ, Х ДСАКХПНБЮКХ ОПЕДСОПЕФДЕМХЕ ГБСЙНБШЛ ЯХЦМЮКНЛ. сЯРЮМНБКЕММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ СЯЙНПЕММНИ ГЮКХБЙХ РНОКХБЮ ОНД ДЮБКЕМХЕЛ ЛХМХЛХГХПНБЮКЮ БПЕЛЪ ОПЕАШБЮМХЪ Б ОСМЙРЕ ГЮОПЮБЙХ Б АНЕБНИ ГНМЕ, Ю КНОЮЯРХ МНБНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ Я СБЕКХВЕММНИ ДН 81 ЯЛ УНПДНИ МЕ РНКЭЙН ХЛЕКХ ГМЮВХРЕКЭМН АНКЭЬНИ ПЕЯСПЯ (ДН 3000 В), МН Х ОНГБНКЪКХ БЕПРНКЕРС БНГБПЮРХРЭЯЪ МЮ АЮГС ДЮФЕ ОНЯКЕ ОПНЯРПЕКЮ ЯМЮПЪДНЛ ЙЮКХАПЮ 23 ЛЛ! сЯРЮМНБКЕММШЕ БЛЕЯРН T-55L-11E ЛНРНПШ T-55L-712 ХЛЕКХ РС ФЕ ЛНЫМНЯРЭ, МН БДБНЕ СБЕКХВЕММШИ (Я 1200 ДН 2500 В) ПЕЯСПЯ. лНДЕПМХГХПНБЮММШИ БЕПРНКЕР ОНКСВХК ХМДЕЙЯ HC.Mk.IB. хМРЕПЕЯМН, ВРН Б ЙНМТКХЙРЕ ГЮ тНКЙКЕМДЯЙХЕ НЯРПНБЮ «вХМСЙХ» БНЕБЮКХ Я НАЕХУ ЯРНПНМ, Х Я НАЕХУ ФЕ ЯРНПНМ, СЖЕКЕКН КХЬЭ ОН НДМНИ ЛЮЬХМЕ. с ЮМЦКХВЮМ ХГ 4 ОНЯКЮММШУ Я ЩЙЯОЕДХЖХНММШЛ ЙНПОСЯНЛ HC.Mk.I РПХ СРНМСКХ БЛЕЯРЕ Я ЙНМРЕИМЕПНБНГНЛ «юРКЮМРХЙ йНМБЕИЕП» ОНЯКЕ РНЦН, ЙЮЙ НМ АШК ОНПЮФЕМ ЮПЦЕМРХМЯЙХЛХ ПЮЙЕРЮЛХ «щЙГНЯЕР». вЕРБЕПРШИ СДЮКНЯЭ ЯОЮЯРХ, Х НМ СЯХКЕММН ОНРПСДХКЯЪ ОПХ БШЯЮДЙЕ ДЕЯЮМРНБ Х ОЕПЕБНГЙЕ ЦПСГНБ МЮ АЕПЕЦ.

йНМЯРПСЙЖХЪ БЕПРНКЕРЮ.

бЕПРНКЕР ДБСУБХМРНБНИ ОПНДНКЭМНИ ЯУЕЛШ Я ДБСЛЪ црд Х ВЕРШПЕУНОНПМШЛ ЬЮЯЯХ.

тЧГЕКЪФ ЖЕКЭМНЛЕРЮККХВЕЯЙХИ, ОНКСЛНМНЙНЙНБНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ, Я ОПЪЛНСЦНКЭМШЛ ЯЕВЕМХЕЛ ЯН ЯЙПСЦКЕММШЛХ СЦКЮЛХ; ХЛЕЕР ДБСУЛЕЯРМСЧ ЙЮАХМС ЩЙХОЮФЮ, Я ЙЮФДНИ ЯРНПНМШ ЙНРНПНИ МЮУНДЪРЯЪ ЯАПЮЯШБЮЕЛШЕ ЮБЮПХИМШЕ ДБЕПХ, Х ЦПСГНБСЧ ЙЮАХМС НАЗЕЛНЛ 41.7Л3, Б ЙНРНПНИ СЯРЮМНБКЕМН 44 ЯХДЕМЭЪ (33 НЯМНБМШУ Х 11 ДНОНКМХРЕКЭМШУ, БДНКЭ ЖЕМРПЮКЭМНЦН ОПНУНДЮ), ГЮДМЧЧ ВЮЯРЭ Я ЦПСГНБШЛ КЧЙНЛ, НРЙХДШБЮЧЫЮЪЯЪ ЯРБНПЙЮ ЙНРНПНЦН НАПЮГСЕР ОНЦПСГНВМСЧ ПЮЛОС, ЯМЮАФЕММСЧ, РПЕЛЪ НРЙХДМШЛХ ЯЕЙЖХЪЛХ, Х НРЯЕЙХ ОХКНМНБ МЕЯСЫХУ БХМРНБ. цПСГНБЮЪ ЙЮАХМЮ Я ПЮГЛЕПЮЛХ 9.19 У 2.29 У 1.98Л Х ОКНЫЮДЭЧ ОНКЮ 21Л2 ХЛЕЕР Я ОПЮБНИ ЯРНПНМШ АНКЭЬСЧ ЯДБХФМСЧ ДБЕПЭ Я ПЮГЛЕПНЛ 1.68 У 0.9Л Х ДНОНКМХРЕКЭМН КЧЙХ ЮБЮПХИМНЦН ОНЙХДЮМХЪ ЙЮАХМШ. цПСГНБЮЪ ЙЮАХМЮ Х ЙЮАХМЮ ЩЙХОЮФЮ ЯНЕДХМЕМШ ОПНУНДНЛ. б ЯЮМХРЮПМНЛ БЮПХЮМРЕ Б ЙЮАХМЕ ЛНЦСР ПЮГЛЕЫЮРЭЯЪ 24 ПЮМЕМШУ МЮ МНЯХКЙЮУ Х 2 ЯНОПНБНФДЮЧЫХУ ЯЮМХРЮПЮ, Б ОЮЯЯЮФХПЯЙНЛ БЮПХЮМРЕ СЯРЮМЮБКХБЮЧРЯЪ ЯХДЕМЭЪ ДКЪ 44 ОЮЯЯЮФХПНБ, ОН 4 Б ПЪД Я ЖЕМРПЮКЭМШЛ ОПНУНДНЛ. дКЪ ОЕПЕБНГЙХ ЦПСГНБ МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ ХЛЕЕРЯЪ ЖЕМРПЮКЭМШИ ЦПСГНБНИ ЙПЧЙ, ПЮЯЯВХРЮММШИ МЮ СЯХКХЕ 11970ЙЦ, Х ОЕПЕДМХИ Х ГЮДМХИ ЦПСГНБШЕ ЙПЧЙХ МЮ 7140ЙЦ ЙЮФДШИ.

мЕЯСЫХЕ БХМРШ РПЕУКНОЮЯРМШЕ, Я ЬЮПМХПМШЛ ЙПЕОКЕМХЕЛ КНОЮЯРЕИ, БПЮЫЮЧЫХЕЯЪ Б ОПНРХБНОНКНФМШУ МЮОПЮБКЕМХЪУ. кНОЮЯРХ ОПЪЛНСЦНКЭМНИ ТНПЛШ Б ОКЮМЕ ОКНЫЮДЭЧ 7.43Л2 ЙЮФДЮЪ Х УНПДНИ 0.81Л. D-НАПЮГМШИ КНМФЕПНМ КНОЮЯРХ БШОНКМЕМ ХГ ЯРЕЙКНОКЮЯРХЙЮ МЮ ЩОНЙЯХДМНИ НЯМНБЕ, Я НЙНБЙНИ МНЯЙЮ ХГ РХРЮМНБШУ Х МХЙЕКЕБШУ ЯОКЮБНБ, УБНЯРНБШЕ НРЯЕЙХ РЮЙФЕ БШОНКМЕМШ ХГ ЯРЕЙКНОКЮЯРХЙЮ Я ГЮОНКМХРЕКЕЛ ХГ МНЛЕЙЯЮ. б МНЯЙЕ КНОЮЯРХ СЯРЮМНБКЕМШ ОПНРХБНБЕЯШ, Б КНМФЕПНМЕ РЮЙФЕ СЯРЮМЮБКХБЮЧР ГЮЛЕМЪЕЛШЕ ОПНРХБНБЕЯШ ХГ БНКЭТПЮЛЮ — ДКЪ ПЕЦСКХПНБЙХ ЙНМСЯМНЯРХ. кНОЮЯРХ ХЛЕЧР СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШИ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХИ ОПНТХКЭ VR-7 (Ю МЮ КХЖЕБНИ ВЮЯРХ, ЦДЕ ДНЯРХЦЮЕРЯЪ ЯЙНПНЯРЭ НАРЕЙЮМХЪ, ЯННРБЕРЯРБСЧЫЮЪ ВХЯКС л=0.85 — ОПНТХКЭ VR-8) Х КХМЕИМСЧ ЙПСРЙС -12╟. оПЕДСЯЛНРПЕМЮ СЯРЮМНБЙЮ ОПНРХБННАКЕДЕМХРЕКЭМНИ ЯХЯРЕЛШ МЮ КНОЮЯРЪУ. нЙПСФМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ ЙНМЖНБ КНОЮЯРЕИ 215Л/Я.

яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ. дБХЦЮРЕКХ СЯРЮМНБКЕМШ Я ЙЮФДНИ ЯРНПНМШ ОХКНМЮ ГЮДМЕЦН МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ, ХЛЕЧР НЯЕБШЕ БНГДСУНГЮАНПМХЙХ, ГЮРЪМСРШЕ ЯЕРВЮРШЛ ЩЙПЮМНЛ. бЯОНЛНЦЮРЕКЭМЮЪ ЯХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ яНКЮП р-62р-2б ЛНЫМНЯРЭЧ 71ЙбР ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ДКЪ ОПХБНДЮ БЯОНЛНЦЮРЕКЭМШУ ЮЦПЕЦЮРНБ, Ю МЮ ГЕЛКЕ НАЕЯОЕВХБЮЕР ПЮАНРШ ЩКЕЙРПНЯХЯРЕЛШ, ЦХДПНСЯХКХРЕКЕИ ЯХЯРЕЛШ СОПЮБКЕМХЪ, ЬЮЯЯХ, ЦХДПЮБКХВЕЯЙХУ МЮЯНЯНБ Х ДПСЦХУ ЮЦПЕЦЮРНБ.

рПЮМЯЛХЯЯХЪ ЯНЯРНХР ХГ ЖЕМРПЮКЭМНЦН ПЕДСЙРНПЮ, ПЕДСЙРНПНБ МЕЯСЫХУ БХМРНБ, ПЕДСЙРНПНБ ДБХЦЮРЕКЕИ Х ЯНЕДХМХРЕКЭМШУ БЮКНБ. оЕПЕДЮРНВМНЕ НРМНЬЕМХЕ НР ДБХЦЮРЕКЪ Й МЕЯСЫХЛ БХМРЮЛ 1:67.

яХЯРЕЛШ НУКЮФДЕМХЪ Х ЯЛЮГЙХ ПЕДСЙРНПНБ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМШ: БНГДСУ ДКЪ НУКЮФДЕМХЪ ОНДЮЕРЯЪ ХГ БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ, ПЮЯОНКНФЕММНЦН Б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ГЮДМЕЦН ОХКНМЮ. лЮЯКНЯХЯРЕЛЮ ДСАКХПНБЮМЮ. рПЮМЯЛХЯЯХЪ ПЮЯЯВХРЮМЮ МЮ ЛЮЙЯХЛЮКЭМСЧ ЛНЫМНЯРЭ 5590ЙбР Х МЮ 330 ЛХМ ПЮАНРШ АЕГ ЛЮЯКЮ. еЛЙНЯРЭ ЛЮЯКНАЮЙЮ 14К.

рНОКХБМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ БЙКЧВЮЕР ЬЕЯРЭ ЯЮЛНЦЕПЛЕРХГХПСЧЫХУЯЪ, ГЮОПЮБКЪЕЛШУ ОНД ДЮБКЕМХЕЛ РНОКХБМШУ АЮЙНБ (ОН РПХ Б АНЙНБШУ НАРЕЙЮРЕКЪУ) НАЫЕИ ЕЛЙНЯРЭЧ 3900К. бНГЛНФМЮ СЯРЮМНБЙЮ Б ЦПСГНБНИ ЙЮАХМЕ РПЕУ ДНОНКМХРЕКЭМШУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ ОН 3025К ЙЮФДШИ.

ьЮЯЯХ МЕСАХПЮЧЫЕЕЯЪ, ВЕРШПЕУНОНПМНЕ, Я ЛЮЯКЪМН-ОМЕБЛЮРХВЕЯЙХЛХ ЮЛНПРХГЮРНПЮЛХ. мЮ ОЕПЕДМХУ НОНПЮУ ЯДБНЕММШЕ ЙНКЕЯЮ. йНКЕЯЮ ГЮДМХУ НОНП ЯЮЛННПХЕМРХПСЧЫХЕЯЪ, СОПЮБКЪЕЛШЕ. бЯЕ ЙНКЕЯЮ ХЛЕЧР ОМЕБЛЮРХЙХ Я ДЮБКЕМХЕЛ 0.45лоЮ Х ДХЯЙНБШЕ РНПЛНГЮ Я ЦХДПЮБКХВЕЯЙХЛ ОПХБНДНЛ. оПЕДСЯЛНРПЕМЮ СЯРЮМНБЙЮ МЮ ЙНКЕЯЮ ЯЗЕЛМШУ КШФ. аЮГЮ ЬЮЯЯХ 6.86Л, ЙНКЕЪ 3.2Л.

яХЯРЕЛЮ СОПЮБКЕМХЪ АСЯРЕПМЮЪ, СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММЮЪ, ТХПЛШ «уЮМСХЩКК», НАЕЯОЕВХБЮЧЫЮЪ БШДЕПФХБЮМХЕ ОНКНФЕМХЪ Х ЯЙНПНЯРХ ОНКЕРЮ БЕПРНКЕРЮ, Ю РЮЙФЕ БШАНП Х БШДЕПФХБЮМХЕ ЙСПЯЮ Х БШЯНРШ ОНКЕРЮ; БЙКЧВЮЕР ЦХДПНСЯХКХРЕКХ Х ЯХЯРЕЛС ЯРЮАХКХГЮЖХХ.

цХДПЮБКХВЕЯЙЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЛНДСКЭМНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ НАЕЯОЕВХБЮЕР ПЮАНРС ЦХДПНСЯХКХРЕКЕИ ЯХЯРЕЛШ СОПЮБКЕМХЪ, РНПЛНГМНИ ЯХЯРЕЛШ ЬЮЯЯХ Х МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. дЮБКЕМХЕ Б ЦХДПЮБКХВЕЯЙНИ ЯХЯРЕЛЕ СОПЮБКЕМХЪ ЯНЯРЮБКЪЕР 20лоЮ, ЯЙНПНЯРЭ ОПНРЕЙЮМХЪ ЯЛЕЯХ 53К/ЛХМ, ХЛЕЕРЯЪ ЯТЕПХВЕЯЙХИ ПЕГЕПБСЮП ЕЛЙНЯРЭЧ 5.32К Я ДЮБКЕМХЕЛ 0.17лоЮ. б ЦХДПЮБКХВЕЯЙНИ ЯХЯРЕЛЕ НАЫЕЦН МЮГМЮВЕМХЪ ДЮБКЕМХЕ ЯНЯРЮБКЪЕР 23лоЮ, ЯЙНПНЯРЭ ОПНРЕЙЮМХЪ ЯЛЕЯХ 51.5К/ЛХМ, ХЛЕЕРЯЪ ОНПЬМЕБНИ ЦХДПЮБКХВЕЯЙХИ ПЕГЕБСЮП НАЗЕЛНЛ НЙНКН 7К Я ДЮБКЕМХЕЛ 0.39лоЮ.

щКЕЙРПНЯХЯРЕЛЮ ЯНЯРНХР ХГ ДБСУ ЮБРНМНЛМШУ ЖЕОЕИ, ОХРЮМХЕ ЙНРНПШУ НАЕЯОЕВХБЮЕРЯЪ ДБСЛЪ ЦЕМЕПЮРНПЮЛХ ОЕПЕЛЕММНЦН РНЙЮ (40 Йбю) Я БНГДСЬМШЛ НУКЮФДЕМХЕЛ, ОПХБНДХЛШУ НР ЖЕМРПЮКЭМНЦН ПЕДСЙРНПЮ.

пЮДХНЩКЕЙРПНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ ЯРЮМДЮПРМНЕ, БЙКЧВЮЕР сйб-ПЮДХНЯРЮМЖХЧ юпя-164 ДЕЖХЛЕРПНБНЦН ДХЮОЮГНМЮ Я AM; яос я-6533; ЯХЯРЕЛС НОНГМЮБЮМХЪ «ЯБНИ-ВСФНИ» аЕМДХЙЯ юпу-100, БЯЕМЮОПЮБКЕММШИ сйб-ЛЮЪЙ ARM-123, ПЮДХНБШЯНРНЛЕП ARN-209, ПЮДХНЙНЛОЮЯ ARN-89B; ЯРЮМДЮПРМШЕ ОХКНРЮФМШЕ ОПХАНПШ БЙКЧВЮЧР СЙЮГЮРЕКЭ ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН ОНКНФЕМХЪ AQV-6A.
лНДХТХЙЮЖХХ :

ям-47ю Chinook АЮГНБШИ ЯПЕДМХИ БНЕММН-РПЮМЯОНПРМШИ БЕПРНКЕР ЮПЛХХ яью Я ДБСЛЪ црд Lycoming T55-L-7 БГКЕРМНИ ЛНЫМНЯРЭЧ ОН 1976ЙбР, Х БГКЕРМНИ ЛЮЯЯНИ 12810ЙЦ ОПХ ОЕПЕБНГХЛНИ Б ЙЮАХМЕ МЮЦПСГЙЕ 2725ЙЦ; Я ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ БГКЕРМНИ ЛЮЯЯНИ 14370ЙЦ ЛНЦ ОЕПЕБНГХРЭ МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ МЮЦПСГЙС 4380ЙЦ, ОПХ СЛЕМЭЬЕММНЛ ЯРЮРХВЕЯЙНЛ ОНРНКЙЕ. юПЛХХ яью Б 1962-1963ЦЦ. АШКН ОНЯРЮБКЕМН 354 БЕПРНКЕРЮ ям-47ю, ЙНРНПШЕ ЬХПНЙН ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ БН БПЕЛЪ БНЕММШУ ДЕИЯРБХИ БН бЭЕРМЮЛЕ.
CH-47B ЛНДХТХЙЮЖХЪ Я ДБСЛЪ црд Lycoming T55-L-7C БГКЕРМНИ ЛНЫМНЯРЭЧ ОН 2125ЙбР, Х МНЛХМЮКЭМНИ БГКЕРМНИ ЛЮЯЯНИ 14970ЙЦ Х ОЕПЕБНГХЛНИ МЮЦПСГЙНИ 4700ЙЦ, ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ ЛЮЯЯЮ 10145ЙЦ Х ОЕПЕБНГХЛЮЪ МЮЦПСГЙЮ 3750ЙЦ, ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЙПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ 285ЙЛ/В; МЕЯСЫХЕ БХМРШ ХЛЕКХ КНОЮЯРХ Я СБЕКХВЕММНИ УНПДНИ Х СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШЛ ОПНТХКЕЛ. нОШРМШИ БЕПРНКЕР ям-47б МЮВЮК ОПНУНДХРЭ ХЯОШРЮМХЪ Б 1966Ц, ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН ГЮЙЮГЮММШУ ЮПЛХЕИ 270 БЕПРНКЕРНБ АШКН МЮВЮРН Б 1967Ц. Х ГЮБЕПЬЕМН Б 1970Ц.
ям-47я СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ Я ДБСЛЪ црд Lycoming T55-L-11A Я СБЕКХВЕММНИ БГКЕРМНИ ЛНЫМНЯРЭЧ ДН 2796ЙбР Х СЯХКЕММНИ РПЮМЯЛХЯЯХЕИ, МНПЛЮКЭМНИ БГКЕРМНИ ЛЮЯЯНИ 17460ЙЦ Х ОЕПЕБНГХЛНИ МЮЦПСГЙНИ 5265ЙЦ Б ЦПСГНБНИ ЙЮАХМЕ Х 9550ЙЦ МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ. мНБШЕ МЕЯСЫХЕ БХМРШ ДХЮЛЕРПНЛ 18.3Л ХЛЕКХ КНОЮЯРХ Я СБЕКХВЕММНИ УНПДНИ. бЕПРНКЕР ям-47я ЯНБЕПЬХК ОЕПБШИ ОНКЕР 14 НЙРЪАПЪ 1967 ЦНДЮ, ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН ГЮЙЮГЮММШУ ЮПЛХЕИ 270 БЕПРНКЕРНБ АШКН МЮВЮРН Б 1968 ЦНДС Х ГЮБЕПЬЕМН Б 1972 ЦНДС.
ям-47D СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШИ БНЕММН-РПЮМЯОНПРМШИ БЕПРНКЕР, ПЮГПЮАЮРШБЮБЬХИЯЪ Б 1976 ЦНДС ОН ОПНЦПЮЛЛЕ ЮПЛХХ яью ЛНДЕПМХГЮЖХХ БЕПРНКЕРНБ ям-47ю, б Х я Я ЖЕКЭЧ СБЕКХВЕМХЪ ХУ ПЕЯСПЯЮ Х ЦПСГНОНДЗЕЛМНЯРХ ДН 10385ЙЦ МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ Х СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ ЙНМЯРПСЙЖХХ Х УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ. оЕПБШИ ХГ РПЕУ НОШРМШУ ЛНДЕПМХГХПНБЮММШУ БЕПРНКЕРНБ ЯНБЕПЬХК ОЕПБШИ ОНКЕР 11 ЛЮЪ 1979 ЦНДЮ, ОЕПБШИ ЯЕПХИМШИ — 26 ТЕБПЮКЪ 1982 ЦНДЮ. оПНЦПЮЛЛНИ НАЫЕИ ЯРНХЛНЯРЭЧ АНКЕЕ 3.5 ЛКПД ДНККЮПНБ НЯСЫЕЯРБКЕМЮ ЛНДЕПМХГЮЖХЪ 472 ПЮМЕЕ ОНЯРПНЕММШУ БЕПРНКЕРНБ, БЙКЧВЮЪ ОПНХГБНДЯРБН ПЪДЮ МНБШУ БЕПРНКЕРНБ ДКЪ ГЮЛЕМШ ОНРЕПЪММШУ БН БПЕЛЪ БНЕММШУ ДЕИЯРБХИ. мЮ ЛНДЕПМХГХПНБЮММШУ БЕПРНКЕРЮУ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКНЯЭ ХЯОНКЭГНБЮМХЕ 13 ПЮГКХВМШУ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХИ, БЙКЧВЮЪ СЯРЮМНБЙС АНКЕЕ ЛНЫМШУ црд, СЯХКЕММНИ РПЮМЯЛХЯЯХХ, МНБШУ МЕЯСЫХУ БХМРНБ Х БЯОНЛНЦЮРЕКЭМНИ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ, СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММНЦН ЩКЕЙРПНММНЦН Х ЦХДПЮБКХВЕЯЙНЦН НАНПСДНБЮМХЪ Х ЯХЯРЕЛШ ГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б ОНКЕРЕ, СЯХКЕМХЕ ЙНМЯРПСЙЖХХ ОКЮМЕПЮ. щЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР БЕПРНКЕРЮ ОНКСВХК НАНГМЮВЕМХЕ ям-47D «International Chinook»

.

мя.лЙ.1
Х
мя.лЙ.1б
НАНГМЮВЕМХЕ БЕПРНКЕРЮ ям-47 ДКЪ ббя юМЦКХХ, ГЮЙЮГЮБЬХУ 44 БЕПРНКЕРЮ.
я/лм-47е ЛМНЦНЖЕКЕБНИ БЮПХЮМР Я СБЕКХВЕММНИ ДЮКЭМНЯРЭЧ ДКЪ ЯОЕЖХЮКЭМШУ ВЮЯРЕИ ЮПЛХХ; ЯМЮАФЕМ ЯХЯРЕЛНИ ГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б ОНКЕРЕ, БННПСФЕМХЕЛ Х СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ. оЕПБШИ ЯЕПХИМШИ БЕПРНКЕР ЯНБЕПЬХК ОЕПБШИ ОНКЕР 25 НЙРЪАПЪ 1990Ц, ГЮЙЮГЮМ 51 БЕПРНКЕР.
Boeing-Vertol 347 ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМШИ БЕПРНКЕР, ЪБКЪЧЫХИЯЪ ПЮГБХРХЕЛ БЕПРНКЕРЮ ям-47ю Я ВЕРШПЕУКНОЮЯРМШЛХ МЕЯСЫХЛХ БХМРЮЛХ, ТЧГЕКЪФЕЛ АНКЭЬЕИ ДКХМШ Х ОНБНПНРМШЛ ЙПШКНЛ ДКЪ ПЮГЦПСГЙХ МЕЯСЫХУ БХМРНБ, САХПЮЧЫХЛЯЪ ЬЮЯЯХ Х ДБСЛЪ црд Я СБЕКХВЕММНИ ЛНЫМНЯРЭЧ. кЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМНЦН БЕПРНКЕРЮ МЮВЮКХЯЭ Б 1970Ц. Х АШКХ ОПЕЙПЮЫЕМШ Б 1974 Ц.
Boeing-Vertol 234 ЦПЮФДЮМЯЙХИ БЮПХЮМР ДКЪ ОЕПЕБНГЙХ 44 ОЮЯЯЮФХПНБ ХКХ ЦПСГЮ МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ ЛЮЯЯНИ ДН 12700ЙЦ. яНБЕПЬХК ОЕПБШИ ОНКЕР 13 ЮБЦСЯРЮ 1980 ЦНДЮ. оПНХГБНДХКХЯЭ ЛЮКНИ ЯЕПХЕИ РПХ НЯМНБМШУ ЛНДХТХЙЮЖХХ: 234Iп

Х
234еп
, Я СБЕКХВЕММНИ ДН 1620ЙЛ ДЮКЭМНЯРЭЧ Х СБЕКХВЕММШЛ ГЮОЮЯНЛ РНОКХБЮ, Х
234лIп
— ЛМНЦНЖЕКЕБНИ БЕПРНКЕР; ОНЯРЮБКЕМН 22 БЕПРНКЕРЮ БЯЕУ ЛНДХТХЙЮЖХИ.

Boeing-Vertol 414 ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР БНЕММН-РПЮМЯОНПРМШУ БЕПРНКЕРНБ ям-47я Х ям-471; ГЮЙЮГЮМН 24 БЕПРНКЕРЮ.
CH-47J ЛНДХТХЙЮЖХЪ БЕПРНКЕРЮ ям-47D ДКЪ ЯХК ЯЮЛННАНПНМШ ъОНМХХ; ОПНХГБНДХРЯЪ ОН КХЖЕМГХХ Б ъОНМХХ ТХПЛНИ Kawasaki.
Advanced Chinook СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШИ БЮПХЮМР БЕПРНКЕРЮ «Chinook»; ПЮГПЮАНРЮМ МЮ АЮГЕ ОКЮМЕПЮ БЕПРНКЕРЮ ям-47б ЯХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ МНБНББЕДЕМХИ ХГ ДПСЦХУ ОПНЦПЮЛЛ; МЮ БЕПРНКЕРЕ АШКХ ХЯОНКЭГНБЮМШ РНОКХБМШЕ АЮЙХ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХЕ АНКЭЬСЧ ДЮКЭМНЯРЭ, Х ЬРЮМЦЮ ДКЪ ГЮОПЮБЙХ Б ОНКЕРЕ НР БЕПРНКЕРЮ лм-47е, МНБШЕ ЩЙНМНЛХВМШЕ ДБХЦЮРЕКХ ЛНЫМНЯРЭЧ ОН 3730ЙбР, СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШЕ ВЕРШПЕУКНОЮЯРМШЕ МЕЯСЫХЕ БХМРШ НР ЩЙОЕПХЛЕМРЮКЭМНЦН БЕПРНКЕРЮ Boeing V-360 Х БРСКЙЮ ХГ ЩКЮЯРНЛЕПМНЦН ЛЮРЕПХЮКЮ, ЙЮАХМЮ ЩЙХОЮФЮ Я хй-ЯХЯРЕЛНИ ОЕПЕДМЕЦН НАГНПЮ, БШОНКМЕММЮЪ Я ОПХЛЕМЕМХЕЛ РЕУМХЙХ БЕПРНКЕРНБ V-360, лм-47е Х яббо V-22 «Osprey», ЯХЯРЕЛЮ ЙНМРПНКЪ ГЮ МЕХЯОПЮБМНЯРЪЛХ Х БШПЮАНРЙНИ РНОКХБЮ, ПЮГПЮАНРЮММЮЪ ДКЪ ЦПЮФДЮМЯЙНЦН БЕПРНКЕРЮ V-254. оПНЦПЮЛЛС СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХИ ОПЕДКЮЦЮЕРЯЪ ОПНБЕЯРХ Б ДБЮ ЩРЮОЮ. аКНЙ 1 ≈ СЯРЮМНБЙЮ црд T55-L-714 Х АЮЙНБ АНКЭЬЕИ ЕЛЙНЯРХ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХУ СБЕКХВЕМХЕ ОКЮРМНИ МЮЦПСГЙХ Х ДЮКЭМНЯРХ. аКНЙ 2 — ОНЯКЕ 1994 ЦНДЮ; СЯРЮМНБЙЮ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШУ црд, ВЕРШПЕУКНОЮЯРМШУ МЕЯСЫХУ БХМРНБ Х СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММНЦН НАНПСДНБЮМХЪ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪCH-47E
дХЮЛЕРП ЦКЮБМНЦН БХМРЮ, Л18.59
дХЮЛЕРП УБНЯРНБНЦН БХМРЮ, Л18.59
дКХМЮ,Л15.54
бШЯНРЮ ,Л5.77
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН10151
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ22680
бМСРПЕММХЕ РНОКХБН, К3899
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 црд Textron Lycoming T55-L-712 (-712SSB)
лНЫМНЯРЭ, ЙбР
ОПХ БГКЕРЕ2 У 2796 ( 3264 )
ОПХ ОНКЕРЕ2 У 2237 ( 2339 )
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В298
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В256
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ2026
дЮКЭМНЯРЭ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ370
яЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ669
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л6735
яРЮРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л3215
щЙХОЮФ, ВЕК2-3
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ:55 ЯНДЮР ХКХ 24 МНЯХКЙХ Х 2 ЯНОПНБНФДЮЧЫХУ ХКХ 8164 ЙМ ЦПСГЮ Б ЙЮАХМЕ ХКХ 10341 ЙЦ МЮ ОНДБЕЯЙЕ 1 ХКХ 2 7.62-ЛЛ ОСКЕЛЕРЮ M60D
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
вЕПРЕФ «Boeing Vertol CH-47 Chinook

» вЕПРЕФ «
Boeing Vertol CH-47
«
тНРНЦПЮТХХ:

CH-47A
CH-47A
CH-47B
CH-47C
CH-47C
CH-47D
CH-47D
Chinook HC.Mk.1
Chinook HC.Mk.2
CH-47J
йЮАХМЮ ОХКНРНБ CH-47D

яУЕЛШ:

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

YHC-1B
CH-47A
CH-47C ббя хПЮМЮ
Chinook HC.Mk.1 18 Sq. RAF
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
йПШКЭЪ пНДХМШ. бЮКЕПХИ пНЛЮМ. вХМСЙ — «КЕРЮЧЫХИ БЮЦНМ» лЮЙЯХЛ яРЮПНЯРХМ. бЯЕ БЕПРНКЕРШ ЛХПЮ. Boeing-Vertol CH-47 «Chinook» е.х.пСФХЖЙХИ. бЕПРНКЕРШ Squadron/Signal. Aircraft Number 91. Wayne Mutza. CH-47 Chinook in Action Airforce Technology. CH-47D/MH-47E Chinook Heavy Lift Helicopter G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters www.Chinook-Helicopter.com. Boeing CH-47 «Chinook» дНМЮКЭД д. оНКМЮЪ ЩМЖХЙКНОЕДХЪ ЛХПНБНИ ЮБХЮЖХХ: яЮЛНКЕРШ Х БЕПРНКЕРШ XX ЯРНКЕРХЪ

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2004

Вооружение «Чинука»

Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулемётными установками. В дверных проёмах и на грузовой рампе устанавливались пулемёты M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулемётами М240, аналогичного калибра.

Впечатляющим арсеналом обладал штурмовик ACH-47 (Armed CH-47).

Он нёс до пяти пулемётов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомёт. Пулемёты размещались в дверных проёмах и иллюминаторах, гранатомёт — в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) — курсовые.

Модификации вертолета

На базе CH-47 были разработаны такие модели боевых воздушных суден:

  • ACH-47A — оснащен бронированным фюзеляжем и современным оружием.
  • CH-47B — в вертолете установили усовершенствованные двигатели, оснащенные лопастями.
  • CH-47C — воздушное судно с новыми силовыми установками.
  • CH-47D — вертолет с улучшенными летными и техническими характеристиками.
  • CH-47J — модель разработана и сконструирована специально для Сил самообороны Японии.
  • CH-47F — получил новые двигатели, планер и авионику.
  • CH-47SD — в вертолете установлены увеличенные топливные баки и модернизированное цифровое управление.
  • C/MH-47E — многофункциональный вертолет. У него увеличена дальность полета, а также предусмотрена возможность дозаправки. Он оборудован новым вооружением.
  • MH-47G — вертолет предназначен для проведения спецопераций. В нем установлена новая авионика.
  • HH-47G — воздушное судно предназначено для проведения спасательных работ.
  • MH-47D — вертолет может совершать дозаправку непосредственно в полете. Он предназначен для выполнения спецопераций. Конструкторы установили в нем системы десантирования.
  • HC.Mk.1 и Mk.1B — оба вертолета сконструированы для ВВС Англии.

Кроме этих моделей существуют другие воздушные судна, которые сконструированы на базе «Чинука». Они предназначенны для эксплуатации на гражданских авиалиниях.

Модификации вертолёта CH-47

Грузовые варианты “Чинука”, от CH-47 A до F, отличались друг от друга установкой более мощных моторов, повышением грузоподъёмности, совершенствованием электроники. У вертолётов серии F, кроме того, фюзеляж новой конструкции, упрощающий обслуживание.

Модификация MH-47D должна обеспечивать действия спецвойск. 12 штук получил 160-й авиаполк специального назначения. Их оснастили системой дозаправки в воздухе и устройством для спуска десанта на тросах.

Следующая серия, E, имела увеличенную дальность полёта, новую авионику. Построили 26 единиц. В середине 90-х Королевские ВВС заказали свой вариант “Чинука” для спецопераций — Chinook HC3. Собрано было восемь таких вертолётов, но из-за проблем с авионикой их переделали в транспортные.

Новейшая «вертушка» спецназа — MH-47G, имеет улучшенное электронное оборудование и элементы конструкции от CH-47 F.

Удовлетворяя нужды японских сил самообороны, по лицензии производили модель CH-47 J с другими двигателями и авионикой.

Гражданские «Чинуки» обозначили индексом “модель 234”. Имелись три варианта: пассажирский, транспортный, грузопассажирский. Пассажирские CH-47 могли перевозить 44 пассажира, сиденья внутри устанавливались в четыре ряда.

“Цивильное” исполнение «Чинуков» серии D стало называться “модель 414”.

В 1965-ом четыре “Чинука” переоборудовали в тяжёлые ударные вертолёты ACH-47. Три таких штурмовика, мощно вооружённых и защищённых бронёй, направили во Вьетнам — проходить войсковые испытания, но логистические трудности застопорили программу. Воевавшие вертолёты были потеряны в бою, а единственный сохранившийся по сей день используется, как учебный.

История разработки

Боинг CH-47 «Чинук» создали на основе «Модели 114», которая представляет собой двухвинтовой вертолет. В ней изменили не только оснащение, но и определенные конструкционные элементы. Над разработкой проекта трудилась . Работы по созданию проводили в 1958 году.

В 1960 г. купила , и объявила об их слиянии. Все права на разработку «Чинука» теперь принадлежали новой организации. Первое название самолета было YCH-1B. После проведения летных испытаний воздушное военное судно переименовали в YCH-47A.

В 1965 году первые вертолеты этой модификации поступили на службу в ВВС США. С их помощью транспортировали военных.

Интересный факт! Во время Вьетнамской войны на таких вертолетах было перевезено с полей боя около 10 000 сбитых воздушных суден различной модификации.

Доставка такого груза выполнялась посредством внешних подвесок.

За все время производства было выпущено более 1200 экземпляров этой боевой единицы. Выпуск моделей осуществлялся не только в США. Разрешение на производство получили страны Италия и Япония. Первое государство выпустило больше 200 вертолетов «Чинук», Япония — 54 модели.

Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов

В таблице приведены основные данные “Чинука”, сравнивая его с ближайшими отечественными и зарубежными аналогами. Малосерийные и опытные вертолёты не учитываются.

ПараметрCH-47 ECH-53 DМи-6SA.321 SuperFrelon
Длина фюзеляжа, мм1554204703316019400
Высота, мм5770522091606660
Диаметр основного винта, мм18590220203500018900
Длина грузового отсека, мм92009140120007000
Ширина грузового отсека, мм2290198025001830
Высота грузового отсека, мм1980229026501900
Максимальная скорость, км/ч298307340249
Вес груза в кабине, кг816413608120006700
Вес груза на подвесе, кг10341907280005000
Дальность полета, км2026164114501020
Потолок, м3215219522502170
Пассажировместимостьдо 55до 55до 90до 37
Вооружение3 x 7.62мм пулемёта2 х 12.7мм пулемёта1 х 12.7мм пулемёт1 х 20мм пушка

Главным конкурентом “Чинука” стал его же соотечественник — вертолёт конструкции Сикорского CH-53. Когда морская пехота ощутила потребность в тяжёлых геликоптерах, именно CH-53 вышел победителем объявленного конкурса. А флот применял эти вертолёты, как противолодочные.


Вертолёт CH-53

Французский вертолёт SuperFrelon (Сверх-шершень), не уступая CH-47, оказался мало востребован, применялся, прежде всего, флотами нескольких стран, хотя Китай даже наладил его лицензионное производство. Выбор “Шершня” вооружёнными силами ЮАР вообще объясняется просто. Франция не была членом НАТО, а потому могла продавать южноафриканцам военную технику.

Советский Союз прямые аналоги “Чинука” (вертолёты продольной схемы) строил, но широкого распространения они не получили.

Единственный представитель — Як-28, поставил два мировых рекорда, за весь срок эксплуатации не произошло ни одной катастрофы с его участием. Но «тираж» в сорок штук (по другим данным — пятьдесят) — это кроха на фоне тысячи с лишним CH-47.

Зато массовым стал тяжёлый одновинтовой Ми-6. Он обладал впечатляющими характеристиками, поставил 16 мировых рекордов, но проиграл CH-47 в долговечности и распространён был не столь широко. И в бою «Hook» (НАТОвское обозначение Ми-6) применялся ограниченно.


Вертолёт МИ-6

Само по себе это ни о чём не говорит, но на фоне впечатляющих заслуг «Чинука» преимуществом не выглядит. Потомок «Крюка» — гигант Ми-26, вместимостью и грузоподъёмностью превзошёл CH-47 настолько, что его даже можно считать представителем уже другого класса.

Особенности и преимущества

Вертолет оснастили новой электропроводкой. Она была разработана специально согласно его потребностям. По сравнению с базовой моделью на «Чинуке» была усовершенствована несущая система, оборудованная втулками из эластомера.

Силовая установка также претерпела значительные изменения. Она представлена двигателями марки T55-GA-714A. При этом была увеличена полезная нагрузка на 226 кг. Выбор этих двигателей основан на их надежности. В условиях работы при повышенных или пониженных температурных режимах они способны развивать мощность на 25% больше. Это позволяет воздушному судну быстро преодолеть неблагоприятные климатические условия.

Интересно. В условиях повышенной работоспособности эти двигатели расходуют топлива на 5% меньше, чем при обычной эксплуатации.

В вертолете «Chinook» установили три дополнительных топливных бака. Их общая емкость составляет 3028 л. Также в оснащении была применена новая система глобального управления судном. В нее входят различные авиационные приборы и устройства, управлять которыми можно одной кнопкой. Эта система работает в комплексе с инерциальной и спутниковой навигационными системами.

Приборная доска и оборудование самолета выполнено по принципу «стеклянной кабины». Панель кабины пилота оснащена различными электронными дисплеями. Чтобы оборудованием было легко управлять, предусмотрены специальные механические указатели. На них отображается вся необходимая информация. Такое конструкционное оснащение позволяет пилотам во время боевого задания концентрировать свое внимание на более важной информации.

Примечание. «Стеклянная кабина» в значительной мере упрощает управление самолетом, и позволяет отказаться от бортинженера.

Боевое применение «Чинука»

Когда началась война во Вьетнаме, “Чинуки” сразу же попали туда, как часть 1-ой «кавалерийской» (аэромобильной) дивизии. Вертолёты возили солдат, вытаскивали повреждённую технику, перебрасывали бронетранспортёры и лёгкие танки, доставляли артиллерийские орудия на недоступные иным способом позиции.

Другими словами — перевозили всё, что только могли поднять. Применяли CH-47 как импровизированные бомбардировщики, сбрасывающие слезоточивые или зажигательные бомбы из хвостового люка.

В 70е годы, США поставляли двухвинтовые вертолёты Ирану.

После свержения шаха поставки “Чинуков” прекратились, а американским CH-47 пришлось поучаствовать в ирано-иракской войне. В 1982 году иранские «Чинуки» сыграли ключевую роль в операции “Фатхоль-Мобин”, высадив солдат в иракском тылу.

Ливия в 1976 году приобрела 24 «Чинука» итальянской сборки. Они ограниченно применялись во время войны с Чадом, а к 2002 большинство ливийских CH-47 продали, в следствии невозможности поддерживать их рабочее состояние.

На Фолклендах “Чинукам” пришлось повоевать с обеих сторон. Аргентинцы использовали четыре вертолёта — один британцы уничтожили на земле, а другой — захватили. Три британских CH-47 погибли вместе с контейнеровозом “Атлантик Конвейер”, а четвёртый прославился, перевезя, в общей сложности, 1500 бойцов, 95 раненых, 650 военнопленных и 550 тонн груза.

Применялись и продолжают применяться “Чинуки” в Ираке и Афганистане.

Задачами заслуженного вертолёта остаются переброска войск, эвакуация повреждённой лёгкой техники, снабжение отдалённых блокпостов.

Ссылки [ править ]

Ноты


  1. Холмс, Дуг (июль 2005 г.). « „ Rocky — роуд“, Филадельфия сайт не один-хита» .
    Boeing Frontiers
    . Боинг . Проверено 16 марта 2013 года .
  2. «Типовой паспорт сертификата № 1H16» (PDF) . Федеральная авиационная администрация. 2007-01-17. Архивировано из оригинального (PDF) на 19 февраля 2022 года . Проверено 8 февраля 2007 .
  3. «Типовой паспорт сертификата № H9EA» (PDF) . Федеральная авиационная администрация. 2007-01-17 . Проверено 8 февраля 2007 . [ постоянная мертвая ссылка
    ]

дальнейшее чтение

  • Джонатан М. Фельдман (автор), Джеральд И. Сусман и Шон О’Киф, ред. «Глава 18, Оборонная промышленность в эпоху после окончания холодной войны: корпоративная стратегия и перспективы государственной политики», «Преобразование навыков инженеров обороны: объяснение успеха и неудач через обучение на основе требований клиентов, объединение
    усилий
    и управленческую интеграцию»
    , стр. 281– 318. Оксфорд: Elsevier Science, 1998:.

Разное о CH-47

Уже упоминавшийся британский “Чинук“ с позывным Bravo November, задействованный на Фолклендах, знаменит не только объёмом перевезённого груза. Вместе с кораблём “Атлантик Конвейер” были утрачены не только прочие тяжёлые вертолёты, но и все запасные части для CH-47 вместе с инструментами.

В ходе одного вылета BravoNovember «благодаря» неисправности альтиметра и плохой видимости ударился о воду при скорости 175 км/ч. Экипаж сохранил контроль над машиной и вернулся на базу, а повреждения сочли незначительными.

Спустя 20 лет старый «Чинук» (заказанный ещё в 1978) отличился в Ираке, доставляя на поле боя бойцов Королевской Морской Пехоты, а в 2006, в Афганистане, эвакуировал раненых солдат из-под огня талибов. Четверо из пилотов, летавших на Bravo November были удостоены креста «За выдающиеся лётные заслуги».

Один американский “Чинук” участвовал в не столь героической, но не менее интересной истории. В 1988 ливийские силы бросили в пустыне ударный вертолёт Ми-24. Чтобы завладеть образцом техники противника, CH-47 вывез его ночью, во время песчаной бури. Операция окончилась удачно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]