Ил-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок


Самолет Ил-2 (штурмовик) − это боевая машина времен Великой Отечественной войны, которая очень известна своими боевыми подвигами при уничтожении противника. Конструктором данной машины является Сергей Ильюшин, который разрабатывал эту модель с 1938 года. Данную модель самолета часто называли летающим танком, потому что он имел отличную броню, которая была не по зубам противнику.

Описание самолета Ил-2 (штурмовик)

Ил-2 был самой известной боевой единицей небес во время Великой Отечественной войны как среди наших, так и среди вражеских войск. На то время ни одна армия мира не имела даже жалкого подобия такого штурмовика. Он был специализирован для полетов на низких высотах и при этом имел неуязвимую бронированную оболочку. Его основной задачей было уничтожение живой силы противника и танков.

В нашей стране в начале 30-х годов началась активная разработка самолета-штурмовика с бронированным фюзеляжем. Предшественниками самолета Ил-2 были тяжелые бронированные штурмовики, которые известны под маркой ТШ-1,2 и 3. Основной задачей конструкторов было изготовления брони, которая бы не смогла нарушить аэродинамических свойств самолета.

Первые модели ТШ имели гнутые куски брони, которые были мало обтекаемы, и, как результат, это приводило к ухудшению летательных свойств самолета, и при этом они имели большой вес. Также в первых моделях данного штурмовика использовались двигатели малой мощности, что приводило к низкой скорости и большому разгону при отрыве от земли. Решением этой проблемы была установка более мощных двигателей и использование брони нового образца, которая была двояковыпуклой. Эти модификации позволили в конце тридцатых годов изготовить настоящий и качественный самолет-штурмовик под именем Ил-2.

Предшественником первого Ил-2 был бронированный штурмовик БШ-2, который имел два посадочных места в кабине для пилота и пулеметчика. Бш-2 также был разработан конструкторским бюро Ильюшина в 1938 году, этот самолет был оснащен листовой броней. Такой вид брони был использован и в самолете Ил-2. Следует отметить тот факт, что первые модели Илов изготовлялись с деревянными деталями корпуса, это были фюзеляжные консоли крыла и хвостовое крыло.

На пороге войны

Идея использовать авиацию для ударов по наземным целям была не нова. Еще в Первую мировую истребители, а также новый тип самолетов – бомбардировщики – активно утюжили позиции и тыловые объекты врага. С течением времени и развитием зенитной артиллерии и истребительной авиации для вылетов на линию фронта и ближнюю прифронтовую полосу противника потребовались самолеты специальной конструкции. Адаптация для этих целей истребителя или бомбардировщика уже не давала защиты от плотного зенитного огня и свободно охотящихся истребителей. Так, в армиях стали появляться специализированные машины, используемые в военной авиации и в наши дни, – штурмовики. В СССР уже был опыт применения «боевиков» (так в 30-е годы у нас называли штурмовики), например Р-5Ш или Р-Z. Но это как раз были адаптированные для данных целей самолеты. Революцию в конструкции штурмовиков произвел прототип нашего гениального авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, который назывался БШ-2 (бронированный штурмовик), или ЦКБ-55, поднятый в воздух 2 октября 1939 года еще одной легендой отечественной авиации, летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки.

Прототип штурмовика БШ-2

Источник: pinterest.ru

Конструкция нового самолета поражала воображение. Для тех лет это был действительно прорывной самолет. Вокруг двухместной кабины-бронекапсулы, выдерживавшей попадание 7,62-миллиметровой пули с любой дистанции, строились органы управления, двигатель и оперение. Баки, бачки, основные жизненно важные узлы самолета также бронировались. Так коллектив ОКБ завода №39 выполнил задачу военных и лично Сталина на новый штурмовик, неуязвимый к огню с земли. Тем не менее у новой машины был выявлен ряд недостатков, прежде всего связанных с двигателем: АМ-34 даже в форсированном варианте слабо «тянул» новую тяжелую машину, а новый АМ-35 вообще был недоведенным и плохо работал.

Ил-2 в разрезе

Источник: pinterest.ru

Тем не менее военные приняли новый самолет благосклонно и, как водится, велели доработать его. Так, 12 октября 1940 года в воздух поднялся ЦКБ-57 – «дополненный» вариант БШ-2. Новый мощный маловысотный «движок» АМ-38 неплохо тянул облегченную машину. Но тут крылся и первый недостаток – к сожалению, стоивший жизни многим пилотам. Доподлинно не известно, почему Ильюшин так поступил, но вкупе с увеличением мощности оружия (добавили две 23-миллиметровые пушки ВЯ, заменив ими два пулемета из четырех) и новым двигателем исчезла задняя кабина для стрелка. Самолет стал одноместным. Вероятно, на это решение повлияли сроки, которые нельзя было срывать, и работы над ДБ-3, еще одним проектом, но уже бомбардировщика, Ильюшина (кстати, он первым бомбил Берлин).

Особенности конструкции штурмовика Ил-2

Шасси в данном штурмовике складывались назад, а потом убирались в корпус крыла, после чего закрывались обтекателями для лучшей аэродинамики. Что касается вооружения, то тут конструкторы подошли достаточно продуманно. Бортовое вооружение было установлено во внутренней части крыла, а под крылом штурмовика были установлены направляющие устройства для реактивных снарядов. Из-за брони и установленного двигателя АМ-35 Ил-2 развивал небольшую скорость, всего лишь до 400 км/час, а посадочная скорость составляла 140 км/час.

При испытаниях самолета БШ-2 конструкторы приняли решение, что новый штурмовик нужно выпускать в одноместном варианте для снижения веса самолета. После этого был построен одноместный самолет-штурмовик, который показал отличные летные и боевые характеристики. Это и был самый первый Ил-2 − штурмовик с бронированным фюзеляжем. В 1941 году данную модель самолета запустили в серийное производство на многих заводах.

Свое качество и надежность Ил-2 показал еще в первые годы войны, но были и недостатки. Самым большим изъяном стало отсутствие пулеметчика, который мог бы отражать нападения вражеских самолетов с хвоста. Этот недостаток привел к большим потерям. Интересным фактом является то, что звание Героя Советского Союза присваивали летчикам уже после десяти успешных боевых вылетов, а не после 100, как обычно.

Инновации в конструкции Ил-2 (штурмовик)

В первые месяцы 1942 года конструкторское бюро Ильюшина провело конференцию, на которую были приглашены испытатели и летчики, которые непосредственно имели отношение к новому штурмовику. Эта конференция была собрана для обмена опытом, а также с целью выяснить, как ведет себя самолет в бою. При общении с летчиками стало ясно, что основной проблемой и недостатком самолета является отсутствие второго места в машине для пулеметчика. Также внимание конструкторов обращали на усиление мощности двигателя и на увеличение пушечного калибра.

После этой конференции конструкторы все же вернулись к начальной двухместной модели штурмовика. Также пулеметчику был предоставлен подвижной крупнокалиберный пулемет, который поможет защитить самолет от врагов с тыла и позволит увеличить диапазон огневой мощи. С 1942 года Ил-2 начали выпускать с более мощным двигателем в 1720 лошадиных сил. Это позволило увеличить скорость самолета до 420 км/час, а также значительно снизило длину разгона для отрыва, и это все при массе более 6 тонн в полной боевой комплектации.

Что касается четырех 20-миллиметровых пулеметов, то их конструкторы тоже заменили крупнокалиберными пушками. Данный штурмовик также оснащался кумулятивными противотанковыми бомбами. Но при всех новшествах и модернизациях консоли крыльев по-прежнему изготовлялись из дерева, а только с 1943 года их конструкция и используемый материал были заменены более эффективными.

Из-за добавления места пулеметчика пришлось менять конструкцию всего бронекорпуса, а также был изменен фюзеляж хвоста самолета. После всех корректировок масса бронекорпуса штурмовика достигла 990 кг. Все компоненты бронекорпуса были проверены отстрелом. Ил-2 использовали также при морских сражениях для уничтожения кораблей, а на суше он с легкостью истреблял танки и автомобильные колонны врага. Данный штурмовик использовался на фронте и при поддержке наших войск в ближнем тылу.

Из-за мощной брони и отличного вооружения данную модель штурмовика называли летающим танком. За все время существования самолета заводами Советского Союза было выпущено свыше 36 тысяч бронированных штурмовиков. Такое огромное количество боевых машин может разве что посостязаться за лидерство только с легендарным танком Т-34.

Боевое применение легендарного штурмовика

По официальным данным Красной армии до 1941 года на фронт было отправлено 1,5 тысячи самолетов, Ил-2 из которых было потеряно 1,1 тысячи, но большинство потерь не были связаны с боевыми заданиями. Много боевых единиц было потеряно из-за неуспешных манёвров на низких высотах или из-за неудовлетворительных погодных условий.

За все время Великой Отечественной войны наша армия потеряла больше 23 тысяч самолетов-штурмовиков и свыше 7,8 тысяч лётчиков. Следует отметить тот факт, что 12 тысяч самолетов было потеряно не в боевых условиях. Что касается Илов, то статистика говорит, что каждый 53-й вылет был последним для штурмовика. Что касается выживаемости, следует отметить тот факт, что среди всех видов боевых самолетов штурмовики погибали чаще всех, несмотря на то, что они имели отличную броню и мощное вооружение.

Причиной больших потерь Илов была тактика ведения боя, поскольку они летали на низкой высоте и притягивали к себе весь огонь артиллерии врага. По данным штурмовых подразделений количество невернувшихся Илов составляло 3%. Но при этом следует учитывать и тот факт, что после боевых вылетов половина всех вернувшихся самолетов имела повреждения от вражеского оружия. Иногда у вернувшихся самолетов-штурмовиков можно было насчитать несколько сотен пробоин в фюзеляже и крыльях, но после полевого ремонта такая машина могла с легкостью вернуться в бой. На конец Великой Отечественной Войны армия Советского Союза имела в строю 3289 единиц самолетов Ил-2.

Боевое применение и историческая ценность

Самолёты Ил-2 применялись на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. Поначалу их эффективность была довольно низкой. Причинами этого была плохая работа пушек ШВАК, вызванная дефектами системы перезарядки, а также неумелое использование машины – тактика еще только создавалась, а летчики не успели освоить штурмовики.

Первые два года войны Ил-2 часто становился жертвой вражеских истребителей, которые активно пользовались незащищенностью задней полусферы бронированного самолета. После появления двухместных штурмовиков ситуация заметно улучшилась. Правда, по иронии судьбы уже в 1944 году советские лётчики стали часто отправляться на задание без стрелка. Дело в том, что люфтваффе утратили господство в воздухе, так что штурмовики всегда могли рассчитывать на истребительное прикрытие, а в этих условиях пилоты предпочитали облегчать самолет.

Потери самолетов Ил-2 по итогам войны были огромными – 23 600 машин. Однако 11 200 из них – это результаты различных аварий, не связанных с боевыми действиями. Из 12 400 штурмовиков, уничтоженных противником, больше половины сбито зенитной артиллерией. Погибло 7 837 лётчиков и воздушных стрелков, воевавших на самолетах Ил-2.


Танк Pz-V «Пантера», уничтоженный бомбами ПТАБ, сброшенными с Ил-2

Опубликование этой печальной статистики в постсоветские годы привело к попыткам переоценки вклада бронированного штурмовика в победу над Германией. Ил-2 стали называть неэффективным самолётом, который мог воевать только «числом». Осмеянию подверглась примитивная система прицеливания. Одновременно всячески превозносился немецкий Ju-87, который якобы был намного более успешным самолётом поля боя.

Подобная «аналитика» весьма далека от реальности. Ил-2 никогда не стали бы выпускать в столь огромных количествах, если бы он не имел никакой практической ценности. Эти самолеты буквально не давали врагу высунуться из укрытий, активно мешали продвижению транспортных колонн в оперативном тылу, вселяли вполне обоснованную уверенность в советские войска. Начиная с 1943 года бронированные Илы начали использовать бомбы ПТАБ, из-за которых немецкие танкисты вынуждены были отказаться от использования сомкнутых построений, что заметно ослабило атакующую мощь бронетехники. Солдаты вермахта, ощутившие на себе удары этого самолёта, едва ли разделили бы мнение авторов нынешних «разоблачительных» статей.


Памятник штурмовику Ил-2 в Самаре. В годы войны в этом городе (тогда Куйбышев) было организовано массовое производство таких самолетов.

Свою роль в истории штурмовик Ил-2 сыграл, став одним из тех факторов, благодаря которым Красная армия дошла до Берлина и полностью разгромила как фашистскую Германию, так и всех её союзников. Оценить лётные качества этого самолета в какой-то мере можно, используя современный авиасимулятор. Разумеется, даже самая совершенная программа не позволит почувствовать то, что когда-то испытывали настоящие пилоты, но общее представление составить всё-таки получится.

Тактика боя штурмовика Ил-2

Основным преимуществом в бою такого штурмовика было то, что он работал на высотах до 1 км, а основную боевую деятельность он проводил на высоте в 20-50 метров. Из-за низкой высоты полета Илу была не страшна вражеская артиллерия, а от пехоты самолет с легкостью защищала его броня. В свою очередь, штурмовик мог эффективно уничтожать танки и живую силу противника. При работе на низких высотах плюсом была также достаточно высокая скорость самолета в 400км/час, что не могли себе позволить другие штурмовики, которые могли разгоняться, только до трехсот километров в час.

После уничтожения наземных целей Ил-2 мог с легкостью перейти к атаке на вражеские воздушные цели, которые хоть и имели большую скорость, но не имели такой брони и вооружения, как советский штурмовик. Интересным фактом является хитрость наших пилотов, которые использовали внешнюю схожесть Ила с немецким бомбардировщиком. Наши пилоты могли пристроиться к немецким самолетам, которые ничего не подозревали, и спокойно уничтожить их.

хК-2 йяя (ЙПШКН ЯН «ЯРПЕКЙНИ»)

— ЛНДХТХЙЮЖХЪ хК-2 юл-38т Я РЕЛ ФЕ ДБХЦЮРЕКЕЛ юл-38т, МН ТНПЯХПНБЮММШЛ ДН 1720 К. Я., Я МЕЙНРНПШЛХ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХЛХ Х ЙНМЯРПСЙРХБМШЛХ СКСВЬЕМХЪЛХ.

я ЖЕКЭЧ ОНБШЬЕМХЪ АНЕБНИ ФХБСВЕЯРХ хК-2 Я ЛЮЪ 1943 Ц. МЮ ЬРСПЛНБХЙ ЯРЮКХ СЯРЮМЮБКХБЮРЭЯЪ ТХАПНБШЕ ОПНРЕЯРХПНБЮММШЕ АЕМГНАЮЙХ, ЙНРНПШЕ ГМЮВХРЕКЭМН КСВЬЕ НАЕЯОЕВХБЮКХ ЦЕПЛЕРХВМНЯРЭ ОПХ ОНОЮДЮМХХ Б АЮЙ МЕЛЕЖЙХУ ОСКЭ ЙЮКХАПЮ 7,92 ЛЛ Х 13 ЛЛ. дЕКН Б РНЛ, ВРН ОПХ ОНБПЕФДЕМХХ ЛЕРЮККХВЕЯЙНЦН АЮЙЮ ПБЮМШЕ ЙПЮЪ ОПНАНХМШ МЕ ОНГБНКЪКХ ГЮРЪМСРЭЯЪ ОПНРЕЙРНПС Х НАПЮГНБШБЮКЮЯЭ РЕВЭ. аЕМГХМ ЯБНАНДМН БШРЕЙЮК, ВРН ГЮВЮЯРСЧ ГЮЙЮМВХБЮКНЯЭ ОНФЮПНЛ. тХАПЮ ФЕ МЕ ДЮБЮКЮ «БРНПХВМНЦН» ЩТТЕЙРЮ. мНБШЕ АЮЙХ МЕ ДЮБЮКХ РЕВХ ДЮФЕ Я 17 ОСКЕБШЛХ ОПНАНХМЮЛХ НР ОСКЭ МНПЛЮКЭМНЦН ЙЮКХАПЮ. йПНЛЕ РНЦН, БМЕДПЕМХЕ ТХАПНБШУ АЕМГНАЮЙНБ Б ЙНМЯРПСЙЖХЧ хК-2 ОНГБНКХКН ЩЙНМНЛХРЭ МЮ ЙЮФДНЛ ЯЮЛНКЕРЕ 55-56 ЙЦ ЛЕРЮККЮ.

аШЯРПШЕ РЕЛОШ МЮЯРСОКЕМХЪ йПЮЯМНИ ЮПЛХХ ОНЯКЕ ПЮГЦПНЛЮ МЕЛЖЕБ ОНД яРЮКХМЦПЮДНЛ НАНЯРПХКХ ОПНАКЕЛС МЕДНЯРЮРНВМНИ ДЮКЭМНЯРХ хК-2. цНЯСДЮПЯРБЕММШИ йНЛХРЕР нАНПНМШ оНЯРЮМНБКЕМХЕЛ No. 2998 НР 07.03.1943 Ц. НАЪГЮК я.б.хКЭЧЬХМЮ Х ДХПЕЙРНПНБ ГЮБНДНБ No.No. 1 Х 18: «…ЯЮЛНКЕРШ хК-2 Я юл-38Т БШОСЯЙЮРЭ НАНПСДНБЮММШЛХ ОНД ОНДБЕЯМШЕ АЕМГНАЮЙХ, ЯАПЮЯШБЮЕЛШЕ Б ОНКЕРЕ, НАЫЕИ ЕЛЙНЯРЭЧ 200 ЙЦ, ДКЪ ОНДБЕЯЙХ МЮ МЮПСФМШУ АНЛАНБШУ ГЮЛЙЮУ; .. .СЯРЮМНБХРЭ БШОСЯЙ хК-2 Я юл-38Т, НАНПСДНБЮММШУ ОНД ОНДБЕЯМШЕ АЕМГНАЮЙХ: ГЮБНДС No.1 — Б ЮОПЕКЕ 200 ЯЮЛНКЕРНБ Х Я 1 ЛЮЪ 1943 Ц. БЯЕ БШОСЯЙЮЕЛШЕ ЯЮЛНКЕРШ, ГЮБНДС No. 18 Б ЮОПЕКЕ — 200 ЯЮЛНКЕРНБ Х Я 1 ЛЮЪ — БЯЕ БШОСЯЙЮЕЛШЕ ЯЮЛНКЕРШ…»

б ЛЮЕ 1943 Ц. Б мхх ббя йю ХЯОШРШБЮКЯЪ хК-2 юл-38Т Я ДБСЛЪ ОНДБЕЯМШЛХ ЙЮПРНММШЛХ АЕМГНАЮЙЮЛХ окац-150 ЕЛЙНЯРЭЧ ОН 150 К ЙЮФДШИ. ю СФЕ Б ХЧМЕ АШКХ ОПНБЕДЕМШ ХЯОШРЮМХЪ 46 ЯЮЛНКЕРНБ хК-2, НАНПСДНБЮММШУ окац-150. б СЯКНБХЪУ ЛЮЯЯНБНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ ЯХЯРЕЛЮ АЕМГНОХРЮМХЪ НЙЮГЮКЮЯЭ МЕ ДНБЕДЕММНИ — МЕ НАЕЯОЕВХБЮКЮЯЭ ОНКМЮЪ БШПЮАНРЙЮ РНОКХБЮ. б ЩРНИ ЯБЪГХ цКЮБМШИ ХМФЕМЕП ббя йю ЦЕМЕПЮК-ОНКЙНБМХЙ ю.х.пЕОХМ МЮОПЮБХК МЮПЙНЛС ЮБХЮОПНЛШЬКЕММНЯРХ ю.х.ьЮУСПХМС ЦМЕБМНЕ ОХЯЭЛН (No. 615046 НР 22.06.43 Ц.), Б ЙНРНПНЛ ОХЯЮК, ВРН: «…ОНЯРЮМНБКЕМХЕ БШОНКМЪЕРЯЪ ТНПЛЮКЭМН, РЮЙ ЙЮЙ ГЮБНДШ No. 1 Х No.18 БШОСЯЙЮЧР ЯЮЛНКЕРШ Я ЯХЯРЕЛНИ ОНДБЕЯМШУ АЕМГНАЮЙНБ, ЩЙЯОКСЮРЮЖХЪ ЙНРНПНИ ГЮОПЕЫЕМЮ ХГ-ГЮ ЕЕ МЕДНБЕДЕММНЯРХ. хЯОШРЮММШИ Б мхх ббя йю ЩРЮКНМ ГЮБНДЮ No.18, ЯЮЛНКЕР хК-2 No. 1871955, Я ЯХЯРЕЛНИ ОХРЮМХЪ ЦНПЧВХЛ НР ОНДБЕЯМШУ АЕМГНАЮЙНБ ЙНМРПНКЭМШУ ХЯОШРЮМХИ МЕ БШДЕПФЮК…»

«пЮГАНП ОНКЕРНБ» ОНЙЮГЮК, ВРН ОПХВХМЮЛХ МЕОНКМНИ БШПЮАНРЙХ ЦНПЧВЕЦН Б окац-150 ЪБКЪКХЯЭ ЙЮЙ МЕДНЯРЮРЙХ ЯЮЛНИ ЯХЯРЕЛШ, РЮЙ Х МЕОПЮБХКЭМЮЪ ЩЙЯОКСЮРЮЖХЪ ЯХЯРЕЛШ КЕРМШЛ Х РЕУМХВЕЯЙХЛ ЯНЯРЮБНЛ мхх ббя Х ВЮЯРЕИ. пСЙНБНДЯРБН ббя ОНРПЕАНБЮКН ЯПНВМНИ ДНПЮАНРЙХ ОПЕДКНФЕММНИ нйа ЯХЯРЕЛШ Б НРМНЬЕМХХ ОНБШЬЕМХЪ МЮДЕФМНЯРХ ЕЕ ПЮАНРШ Х СОПНЫЕМХЪ НАЯКСФХБЮМХЪ Б АНЕБШУ СЯКНБХЪУ.

б РЕВЕМХЕ БЯЕЦН КЕРЮ ЯХЯРЕЛЮ ОХРЮМХЪ ЛНРНПЮ хК-2 НР ОНДБЕЯМШУ АЕМГНАЮЙНБ ДБЮФДШ ДНПЮАЮРШБЮКЮЯЭ, МН БЯЕ МЕ СДЮВМН. рНКЭЙН РПЕРЭХ ОН ЯВЕРС (Б ОЕПХНД 29.09-10.10.43 Ц.) ХЯОШРЮМХЪ НЙЮГЮКХЯЭ СЯОЕЬМШЛХ: ХЯОШРШБЮКХЯЭ ДБЮ хК-2 — НДХМ Я ДБСЛЪ окац-150, БРНПНИ — Я ДБСЛЪ ЛЕРЮККХВЕЯЙХЛХ ОНДБЕЯМШЛХ АЮЙЮЛХ ЕЛЙНЯРЭЧ ОН 175 К. оН ПЕГСКЭРЮРЮЛ ХЯОШРЮМХИ Б ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН АШК БМЕДПЕМ БЮПХЮМР Я окац-150.

я ЖЕКЭЧ СКСВЬЕМХЪ СЯРНИВХБНЯРХ хК-2 Б ОНКЕРЕ Х СОПЮБКЕМХЪ ХЛ ОПХЙЮГНЛ мЮПЙНЛЮ ЮБХЮОПНЛШЬКЕММНЯРХ НР 26.08.43 Ц. ЮБХЮГЮБНДШ No.No. 1, 18 Х 30 НАЪГШБЮКХЯЭ БШОСЯЙЮРЭ БЯЕ ЯЮЛНКЕРШ хК-2 юл-38Т Я ЮЛНПРХГЮЖХНММШЛХ ОПСФХМЮЛХ Х ЙНМРПАЮКЮМЯХПНЛ Б ЯХЯРЕЛЕ СОПЮБКЕМХЪ ПСКЕЛ БШЯНРШ, ПЮГПЮАНРЮММШЛХ Б кхх мйюо л.к.лХКЕЛ (БОНЯКЕДЯРБХХ цКЮБМШИ ЙНМЯРПСЙРНП БЕПРНКЕРНБ).

йНМРПАЮКЮМЯХП СПЮБМНБЕЬХБЮК ЯХКШ ХМЕПЖХХ, БНГМХЙЮЧЫХЕ НР БЕЯНБНИ ЙНЛОЕМЯЮЖХХ ПСКЪ БШЯНРШ ОПХ ЙПХБНКХМЕИМНЛ ОНКЕРЕ. юЛНПРХГЮЖХНММЮЪ ОПСФХМЮ ОПЕДМЮГМЮВЮКЮЯЭ ДКЪ ОНБШЬЕМХЪ ГЮОЮЯЮ ОПНДНКЭМНИ ДХМЮЛХВЕЯЙНИ СЯРНИВХБНЯРХ ЬРСПЛНБХЙЮ ОПХ ОНКЕРЕ Я АПНЬЕММНИ ПСВЙНИ СОПЮБКЕМХЪ — МЮРЪФЕМХЕ ЮЛНПРХГЮЖХНММНИ ОПСФХМШ ЯНГДЮБЮКН ОНЯРНЪММН ДЕИЯРБСЧЫСЧ ЯХКС, БНГБПЮЫЮЧЫСЧ ПСКЭ БШЯНРШ Б ХЯУНДМНЕ ОНКНФЕМХЕ ОПХ ХГЛЕМЕМХХ ПЕФХЛЮ ОНКЕРЮ ЯЮЛНКЕРЮ ОНД ДЕИЯРБХЕЛ БМЕЬМХУ ЯХК.

й МЕДНЯРЮРЙЮЛ КЕРВХЙХ НРМНЯХКХ КХЬЭ РН, ВРН ЮЛНПРХГЮЖХНММЮЪ ОПСФХМЮ МЮ ПСКЕМХХ Х МЮ ОПНАЕЦЕ ЯХКЭМН НРРЪЦХБЮКЮ ПСВЙС СОПЮБКЕМХЪ НР ЯЕАЪ. б НЯРЮКЭМНЛ ФЕ РЕУМХЙЮ ОХКНРХПНБЮМХЪ хК-2 Я СЯРЮМНБКЕММШЛХ Б ЯХЯРЕЛЕ СОПЮБКЕМХЪ ПСКЕЛ БШЯНРШ ЙНМРПАЮКЮМЯХПНЛ Х ЮЛНПРХГЮЖХНММНИ ОПСФХМНИ МЕ НРКХВЮКЮЯЭ НР РЕУМХЙХ ОХКНРХПНБЮМХЪ НАШВМНЦН «ХКЭЧЬХМЮ» АЕГ ЙНМРПАЮКЮМЯХПЮ Х ЮЛНПРХГЮЖХНММНИ ОПСФХМШ.

5 МНЪАПЪ 1943 Ц. я.б.хКЭЧЬХМ НАПЮРХКЯЪ Й ю.х.ьЮУСПХМС Я ОХЯЭЛНЛ No.1/ 1162, Б ЙНРНПНЛ ОХЯЮК, ВРН:

«б ЯБЪГХ Я ДНАЮБКЕМХЕЛ МЮ ЯЮЛНКЕР хК-2 БРНПНЦН ВЕКНБЕЙЮ Я НПСФХЕЛ Х АПНМЕИ, Ю РЮЙФЕ БЯКЕДЯРБХЕ ДНАЮБКЕМХЪ ЦНПЧВЕЦН, — ЖЕМРПНБЙЮ ЯЮЛНКЕРЮ ОПНДБХМСКЮЯЭ МЮГЮД Х Б ДЮММШИ ЛНЛЕМР ЯНЯРЮБКЪЕР 32,3%, бЯКЕДЯРБХЕ ЩРНЦН ЯЮЛНКЕР ЯРЮК Б ОПНДНКЭМНЛ НРМНЬЕМХХ МЕСЯРНИВХБ. дКЪ СКСВЬЕМХЪ ЖЕМРПНБЙХ ЯЮЛНКЕРЮ хК-2 РПЕАСЕРЯЪ ОНДЮРЭ ЙНМЖШ ЙНМЯНКЕИ ЙПШКЮ МЮГЮД, ВРН БНГБПЮЫЮЕР ЖЕМРПНБЙС ЯЮЛНКЕРЮ ДН ЖЕМРПНБЙХ НДМНЛЕЯРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ хК-2, Р.Е. ДН 28,0%.

яЮЛНКЕР хК-2 ГЮБНДЮ No. 18 Я НРБЕДЕММШЛХ ЙНМЖЮЛХ ЙНМЯНКЕИ ЙПШКЮ МЮГЮД, Я ЖЕМРПНБЙНИ 28,0% ОПНЬЕК цНЯСДЮПЯРБЕММШЕ ХЯОШРЮМХЪ Б мхх ббя йю. бНГБПЮЫЕМХЕ ЖЕМРПНБЙХ Й НДМНЛЕЯРМНЛС БЮПХЮМРС ГМЮВХРЕКЭМН ОНБШЯХКН ОПНДНКЭМСЧ СЯРНИВХБНЯРЭ, Х ЯЮЛНКЕР ЯРЮК ОН-ОПЕФМЕЛС ОПНЯРШЛ Б СОПЮБКЕМХХ.

… оПНЬС бЮЬЕЦН ПЮЯОНПЪФЕМХЪ дХПЕЙРНПЮЛ ГЮБНДНБ No.No. 1, 18 Х 30 Н ОЕПЕУНДЕ МЮ БШОСЯЙ ЯЕПХИМШУ ЯЮЛНКЕРНБ хК-2 Я НРБЕДЕММШЛХ ЙНМЖЮЛХ ЙНМЯНКЕИ ЙПШКЮ МЮГЮД». сКСВЬЕМХЕ ОПНДНКЭМНИ ЯРЮРХВЕЯЙНИ СЯРНИВХБНЯРХ ЬРСПЛНБХЙЮ Х СОПНЫЕМХЕ Б ЯБЪГХ Я ЩРХЛ ОХКНРХПНБЮМХЪ ЛЮЬХМШ ЯОНЯНАЯРБНБЮКН ОНБШЬЕМХЧ АНЕБШУ Х ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШУ ЯБНИЯРБ хК-2. лНКНДШЕ КЕРВХЙХ АШЯРПЕЕ НЯБЮХБЮКХ ЯЮЛНКЕР Х БУНДХКХ Б ЯРПНИ. оПХЖЕКХБЮРЭЯЪ, ББНДХРЭ ОНОПЮБЙХ Б ОПХЖЕКХБЮМХЕ Х СДЕПФХБЮРЭ КХМХЧ БХГХПНБЮМХЪ ЖЕКХ МЮ МЕИ БН БПЕЛЪ ЯРПЕКЭАШ КЕРВХЙЮЛ ЯРЮКН КЕЦВЕ. оНЯКЕДМЕЕ СБЕКХВХБЮКН БЕПНЪРМНЯРЭ ОНПЮФЕМХЪ ЖЕКХ Б НДМНИ ЮРЮЙЕ.

йПНЛЕ ЩРНЦН, СЯРЮМНБЙЮ ЛЕРЮККХВЕЯЙНЦН ЙПШКЮ ОНБШЬЮКН ФХБСВЕЯРЭ Х СКСВЬЮКН ПЕЛНМРМН-ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШЕ ЙЮВЕЯРБЮ хК-2. дЕКН Б РНЛ, ВРН ОПНАНХМШ Б ДЕПЕБЪММШУ ОКНЯЙНЯРЪУ НР ЯМЮПЪДНБ ГЕМХРМШУ Х ЮБХЮЖХНММШУ ОСЬЕЙ ОНКСВЮКХЯЭ ПЮГЛЕПЮЛХ ЯБШЬЕ ЙБЮДПЮРМНЦН ЛЕРПЮ, ОПХ ЩРНЛ, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ОПНХЯУНДХКН ПЮГПСЬЕМХЕ ЯРПХМЦЕПНБ Х МЕПБЧП ЙПШКЮ. пЕЛНМР РЮЙХУ ОНБПЕФДЕМХИ ЙПШКЮ Б ОНКЕБШУ СЯКНБХЪУ, ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ЛЕРЮККХВЕЯЙХЛ ЙПШКНЛ, АШК ГЮРПСДМХРЕКЕМ, Ю ЯПНЙХ ПЕЛНМРЮ — СБЕКХВЕММШЛХ.

нЙНКН ДБСУ ЛЕЯЪЖЕБ ЯН ДМЪ ОНДЮВХ ОХЯЭЛЮ хКЭЧЬХМЮ СЬКН МЮ «ЯНЦКЮЯСЧЫХЕ ХМЯРЮМЖХХ», Х 19 ЪМБЮПЪ 1944 Ц. ОПХЙЮГНЛ мЮПЙНЛЮ ЮБХЮОПНЛШЬКЕММНЯРХ ю.х.ьЮУСПХМЮ No. 42 ЮБХЮГЮБНДШ НАЪГШБЮКХЯЭ, Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я оНЯРЮМНБКЕМХЕЛ цйн No. 4976 НР 18 ЪМБЮПЪ, Й КЕРС 1944 Ц. ОНКМНЯРЭЧ ОЕПЕИРХ МЮ БШОСЯЙ хК-2 Я ЛЕРЮККХВЕЯЙХЛ ЙПШКНЛ ЯРПЕКЭВЮРНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ (СЦНК ЯРПЕКНБХДМНЯРХ ОН ОЕПЕДМЕИ ЙПНЛЙЕ ЙНМЯНКЕИ 15╟): ГЮБНД No. 18 — Й 15 ЮОПЕКЪ, Ю 1-И Х 30-И ЮБХЮГЮБНДШ — Й 15 ЛЮЪ.

оНЯЙНКЭЙС ЮБХЮГЮБНДШ ОПНХГБНДХКХ ДН ЩРНЦН ЬРСПЛНБХЙХ Я ДЕПЕБЪММШЛХ ЙПШКЭЪЛХ, РН ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН хК-2 Я ЛЕРЮККХВЕЯЙХЛ ЙПШКНЛ ЯРПЕКЭВЮРНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ НЯБЮХБЮКНЯЭ ГЮБНДВЮМЮЛХ РПСДМН — ОН ЯНЯРНЪМХЧ МЮ 01.04.44 Ц. «ГЮБНД No. 1 ЯДЮК ОН ЯАНПЙЕ 20 ЯЮЛНКЕРНБ, ГЮБНД No.18-4 ЯЮЛНКЕРЮ, ГЮБНД No. 30 — 22 ЯЮЛНКЕРЮ».

бНГМХЙКЮ, ЙЮЙ ОХЯЮК МЮВЮКЭМХЙ цсг ббя йю ЦЕМЕПЮК-КЕИРЕМЮМР м.о.яЕКЕГМЕБ Б ОХЯЭЛЕ МЮ ХЛЪ ГЮЛЕЯРХРЕКЪ МЮПЙНЛЮ ЮБХЮОПНЛШЬКЕММНЯРХ о.б.дЕЛЕМРЭЕБЮ No. 872722 НР 04.04.44 Ц., ПЕЮКЭМЮЪ «СЦПНГЮ ЯПШБЮ ЯПНЙНБ БШОНКМЕМХЪ ПЕЬЕМХЪ…» рПЕАНБЮКНЯЭ ЯПНВМН «ОПХМЪРЭ ЛЕПШ ОН ПЮГБНПЮВХБЮМХЧ ОПНХГБНДЯРБЮ ЛЕРЮККХВЕЯЙХУ ЙПШКЭЕБ ЯРПЕКЭВЮРНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ».

мЕНАУНДХЛШЕ ЛЕПШ ПСЙНБНДЯРБНЛ мйюо АШКХ ОПХМЪРШ, Х Й ЙНМЖС 1944 Ц. ГЮБНДЮЛХ No.No. 18, 1 Х 30 АШКН НРОПЮБКЕМН Б ВЮЯРХ ббя йю 7377 ЛНДХТХЖХПНБЮММШУ ЬРСПЛНБХЙНБ хК-2 Я ЛЕРЮККХВЕЯЙХЛХ ЙПШКЭЪЛХ ЯРПЕКЭВЮРНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ, ОПХ ЩРНЛ ЮБХЮГЮБНД No. 1 БШОСЯЙЮК хК-2 Х Я ДЕПЕБЪММШЛХ ЙПШКЭЪЛХ.
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪхК-2 йяя
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л14.60
дКХМЮ, Л11.60
бШЯНРЮ, Л4.17
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л238.50
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ4360
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ6160
рХО ДБХЦЮРЕКЪ1 од лХЙСКХМ юл-38т
лНЫМНЯРЭ, К.Я.
МНЛХМЮКЭМЮЪ1 У 1575
БГКЕЭМЮЪ1 У 1720
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ , ЙЛ/В
С ГЕЛКХ403
МЮ БШЯНРЕ414
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ720
яЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ625
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л5500
щЙХОЮФ, ВЕК2
бННПСФЕМХЕ:ДБЕ 20-ЛЛ ОСЬЙХ ьбюй (ОН 210 ЯМЮПЪДНБ МЮ ЯРБНК), ДБЮ 7.62-ЛЛ ОСКЕЛЕРЮ ьйюя (ОН 750 ОЮРПНМНБ МЮ ОСКЕЛЕР), НДХМ 12.7-ЛЛ сар ДКЪ ЯРПЕКЭАШ МЮГЮД (150 ОЮРПНМНБ), ВЕРШПЕ пн-82 Х 400 ЙЦ АНЛА (Б ОЕПЕЦПСГЙС 600 ЙЦ).
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
тНРНЦПЮТХХ:хК-2
хК-2
хК-2
хК-2
хК-2
хК-2
хК-2
хК-2
хК-2
хК-2
яРПЕКНЙ Я ОСКЕЛЕРНЛ сар МЮ хК-2
йЮАХМЮ ОХКНРЮ хК-2

яУЕЛШ:

хК-2
йНЛОНМНБНВМЮ ЯУЕЛЮ

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

хК-2
хК-2
хК-2
хК-2
хК-2 ббя чЦНЯКЮБХХ
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
юБХЮЖХЪ Х йНЯЛНМЮБРХЙЮ. оЕПНБ б., пЮЯРПЕМХМ н. ьРСПЛНБХЙ хК-2 еЦНПНБ ч.ю. яЮЛНКЕРШ нйа я.б.хКЭЧЬХМЮ йПШКЭЪ пНДХМШ. еБЦЕМХИ вЕПМХЙНБ. хК-2 — ЦНПДНЯРЭ НРЕВЕЯРБЕММНИ ЮБХЮЖХХ яЮЛНКЕРШ нйа ХЛЕМХ я.б.хКЭЧЬХМЮ. (ОНД ПЕДЮЙЖХЕИ ц.б. мНБНФХКНБЮ) ьЮБПНБ б.а. хЯРНПХЪ ЙНМЯРПСЙЖХИ ЯЮЛНКЕРНБ Б яяяп 1938-1950 ЦЦ. Il-2 Stormovik In action. Aircraft Number 155 «бНИМЮ Б БНГДСУЕ» No.6-7. хК-2, хК-10. хЯРНПХЪ ЯНГДЮМХЪ Х ОПХЛЕМЕМХЪ Aircraft Profile 88. Witold Liss. хКЭЧЬХМ хК-2 (оЕПЕБНД б. лНХЯЕЕБЮ, ПЕДЮЙЖХЪ я. оКЮРНБЮ) Monografie Lotnicze. Robert Michulec. Il-2, Il-10

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2014

Конструкция Ил-2

Ил-2 представляет собой одномоторный низкоплан, отличающийся смешанной конструкцией. Его особенность – в силовую схему планера входит броня. Она заменила обшивку средней и носовой части фюзеляжа и каркас. Несущий бронекорпус состоит из гомогенной стальной брони, он закрывал кабину пилота, двигатель, некоторые агрегаты и радиаторы (бронекорпус на прототипе защищал бортстрелка). Толщина прозрачной брони козырька кабины – 64 мм. Она способна выдерживать бронебойную пулю 7,62 мм с нулевой дистанции.

Бытует ошибочное мнение, что Ил-2 первоначально был двухместным, но по приказу военного руководства Ильюшину пришлось переделать штурмовик в одноместный. По причине отсутствия оборонительного вооружения самолета были большие потери в начале Великой Отечественной войны.

На самом деле, самолет изначально был заказан двухместным, но по инициативе Ильюшина он переделан в одноместный. Причиной этому стали неудовлетворительные летные качества (скороподъемность, скорость и дальность), так как не отвечали требованиям, представленным ВВС. Одновременно с этим над бронированным Ил-2 работали и другие конструкторы. Дабы спасти свое детище в условиях жесткой конкуренции, Ильюшин разработал его одноместную версию. Ему удалось добиться сокращения объема бронекорпуса, путем удаления бортстрелка. На его месте находился дополнительный топливный бак, а также установлено бронирование задней центровки по массе, что не могло не вызвать нареканий, так как она сильно ухудшала управляемость машины.

Благодаря экономической массе штурмовик полностью удовлетворял требованиям по скорости, а с помощью установки дополнительного бака удалось достигнуть необходимой дальности полета.

Столкнувшись с серьезными потерями Ил-2 без оборонительного вооружения, военно-воздушные силы потребовали от Ильюшина обратно сделать самолет двухместным, что, собственно, и было реализовано в конце 1942 г. Но изменить бронекорпус уже не получилось, поэтому пришлось вынести бортстрелка вне бронекорпуса. Его защита – шестимиллиметровый лист брони, находящийся со стороны хвоста. Защита пилота с задней полусферы обеспечивалась благодаря поперечной броне ХД, которая имела толщину в 12 мм (плюс 6 мм бронеспинка).

Стоит отметить, что бронекорпус, который защищал обоих членов экипажа, получила только позднейшая модификация самолета, а именно Ил-10, который начал выпускаться серийно в 1944 году.

Ил-2: мифы о символе Победы

Советские штурмовики Ил-2 из 4-й воздушной армии в небе над Берлином, фото: waralbum.ru

Ил-2 справедливо является одним из самых известных самолетов Великой Отечественной войны. О нём знает огромное количество людей, имеющих даже самое отдаленное представление об авиации. Для жителей нашей страны этот штурмовик стоит в одном ряду с танком Т-34, «Катюшей», «полуторкой», пистолетом-пулеметом ППШ, отождествляя собой оружие Победы. При этом и спустя 75 лет после завершения войны легендарный советский штурмовик, провоевавший с 1941 по 1945 год, окружен рядом устойчивых мифов.

Место воздушного стрелка на Ил-2 было местом обреченного

Абсолютно точно можно говорить о том, что Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Суммарный выпуск штурмовиков превысил 36 тысяч штук. Этот самолет активно использовался в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. Всего за период с 1941 по 1945 год боевые потери штурмовиков Ил-2 составили 11 448 машин. Вопреки многим убеждениям, это примерно половина всех потерь, еще чуть более 11 тысяч самолетов были списаны как небоевые потери (потеряны в результате аварий, катастроф, износа материальной части). За всё время войны потери летного состава штурмовой авиации оцениваются в 12 054 человека, в том числе 7837 летчиков, 221 – летчик-наблюдатель, 3996 – воздушных стрелков.
Судя по цифрам официальных потерь, которые в своих книгах указывает кандидат исторических наук, известный специалист по самолету Ил-2 Олег Валентинович Растренин, легко развенчивается первый же миф о том, что место воздушного стрелка на Ил-2 было местом штрафника, шансов выжить у которого было не так много. Действительно, многие штурмовики переделывались в двухместный вариант ещё на фронте буквально в кустарных условиях с использованием всего, что было под рукой, и ни о какой защите воздушного стрелка речи просто не шло. Но и серийные двухместные версии Ил-2 не имели бронированной кабины воздушного стрелка, единственной защитой которого оставалась бронеплита толщиной 6 мм, защищавшая его от огня с хвоста самолета. Несмотря на это, по официальным цифрам потерь воздушных стрелков погибло меньше, чем летчиков.

Воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 у 12,7-мм пулемета УБТ, фото: waralbum.ru

Скорее всего, это объясняется тем, что к тому моменту, когда серийные двухместные штурмовики массово пошли в войска, «Илы» летали на боевые задания уже в сопровождении истребителей. Такое прикрытие не избавляло штурмовики от встречи с истребителями противника, но «летающие танки» получали дополнительную защиту и поддержку. При этом потери самолетов Ил-2 от огня зенитной артиллерии с земли постоянно росли до конца войны, а от атак истребителей противника – падали. Вероятность погибнуть от зенитного огня для пилота и стрелка, по всей видимости, была примерно равной.

На фоне потерь летного состава штурмовой авиации даже несколько обидно за то, что в массовом сознании сформировался образ летчика-героя, в первую очередь летчика-истребителя со своим списком воздушных побед. Одновременно с этим летчики-штурмовики и летчики-бомбардировщики незаслуженно были отодвинуты на второй план. При этом люди, летавшие на Ил-2, действовали в первую очередь в интересах сухопутных войск. Часто от их грамотных действий зависел успех наземной операции и прорыв обороны противника. При этом атаки защищенных целей и целей, расположенных на передовой, были связаны с серьезным риском для экипажей штурмовиков, которых часто встречал массированный зенитный огонь артиллерии, а также всех образцов стрелкового оружия. Одновременно с этим сталкивались штурмовики и с истребителями противника. Каждый боевой вылет на Ил-2 был сопряжен с немалым риском. Поэтому все летчики и воздушные стрелки, воевавшие на знаменитом штурмовике, априори являются героями, каждый вылет рисковавшими своими жизнями.

Броня Ил-2 не делала самолет неуязвимым

Сегодня Ил-2 знаком многим по прозвищу «летающий танк». Некоторые советские авторы утверждали, что солдаты Вермахта называли советские штурмовики «черной смертью» или «чумой», а летчики-истребители Люфтваффе называли Ил-2 «бетонным самолетом». Многие из этих прозвищ прицепились к самолету уже после завершения Великой Отечественной войны, проверить правдивость их появления и хождения очень сложно. При этом «летающим танком» самолет действительно называли. Так Сергей Владимирович Ильюшин писал в НИИ ВВС о необходимости создания бронированного штурмовика или, иначе говоря, «летающего танка».

Сильно поврежденный одноместный штурмовик Ил-2, дотянувший до своего аэродрома и севший «на брюхо», фото: waralbum.ru

В действительности никаким танком Ил-2, конечно, не был. Это был бронированный штурмовик, который по уровню защищенности превосходил все советские самолеты. Особенно выигрышно штурмовик смотрелся на фоне истребителей, которые в 1941 году вынужденно использовались для штурмовки немецких частей. При этом бронированными на Ил-2 были далеко не все элементы. Вес бронедеталей на штурмовике оценивался примерно в 950 кг, что составляло 15,6 процента от всего полетного веса самолета. Это достойное значение, но оно не делало самолет и летчика неуязвимыми для огня с земли и от воздушных атак.

Реальные боевые действия и проведенные полигонные испытания показали, что бронирование штурмовика не защищало узлы самолета и экипаж от огня 37, 30 и 20-мм снарядов немецких артиллерийских систем как зенитных, так и авиационных пушек. Более того, уязвима броня была и для крупнокалиберных 13-мм авиационных пулеметов. Прямое попадание таких боеприпасов практически всегда заканчивалось пробитием брони штурмовика с последующим поражением экипажа самолета и деталей мотора. В полной мере броня защищала экипаж и важные узлы самолета лишь от пуль нормального калибра, а также большинства осколков зенитных снарядов, которые не пробивали броню, оставляя на ней лишь следы в виде вмятин.

При этом принятая и реализованная на штурмовике Ил-2 система боевой живучести, основанная на бронекорпусе, который прикрывал летчика и жизненно важные части штурмовика, протекторе на бензобаках и системе заполнения бензобаков нейтральными газами, оценивалась специалистами авиации положительным образом. Реализованные меры, безусловно, сыграли свою роль в боевой обстановке, не раз спасая самолет и экипаж от гибели. Но в полной мере такая защита уже не отвечала требованиям развернувшейся войны.

«Летающий танк» был наполовину деревянным

Говоря о штурмовике Ил-2, не стоит забывать, что это был даже не цельнометаллический самолет. Многие элементы конструкции прославленного «летающего танка» были деревянными. Первым полностью цельнометаллическим советским штурмовиком, пошедшим в серийное производство в конце Великой Отечественной войны, был Ил-10, который являлся продуктом глубокой модернизации двухместной версии штурмовика Ил-2. Этот вариант получил не только цельнометаллический корпус, но и улучшенное бронирование, в том числе полностью бронированную кабину воздушного стрелка, по сути, и став тем самым штурмовиком, который изначально задумывал Сергей Ильюшин.


В то же время штурмовики Ил-2, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны, были самолетами смешанной конструкции. Вся задняя часть самолета представляла собой деревянный монокок с работающей обшивкой, при изготовлении которой использовались березовый шпон и фанера. Киль вертикального оперения также был деревянным. При этом в годы войны часть штурмовиков Ил-2 производилась и с деревянными консолями крыла, что не добавляло машине живучести. Это была вынужденная мера, связанная с потерей важных заводов по производству алюминия и общей нехваткой алюминиевого проката. Использовалось в конструкции самолета Ил-2 и полотно.
В целом же специалисты отмечают, что конструкция даже штурмовиков смешанной конструкции изначально была рассчитана на то, чтобы выдерживать большое количество повреждений в боевых условиях. Не менее важной оказалась и простота конструкции. Самолет был простым в производстве и в эксплуатации, в том числе при ремонте непосредственно в полевых условиях. Всё это обеспечило высокую ремонтопригодность машин, а также возможность массового производства в условиях использования труда низкоквалифицированных рабочих.

КБ Ильюшина обеспечило самолету такой запас прочности, который позволял выдерживать не только использование некачественных материалов в тяжелых условиях военного времени, но и применение при сборке неквалифицированной рабочей силы. При всем этом самолет летал и громил врага. Производить Ил-2 можно было в массовых количествах, а его массовое использование на фронте, помноженное на постепенную отработку тактики боевого применения, давало столь необходимый Красной армии результат на поле боя.

Абстрактные военные не просили Ильюшина сделать самолет одноместным

Бытует распространенное мнение, что идея создать одноместный вариант штурмовика Ил-2 исходила от военных. Что такое решение стало ошибочным и привело к катастрофическим потерям штурмовиков, особенно в первый год войны, когда они часто становились жертвами атак немецких истребителей, нападавших на летающие без истребительного прикрытия «илы», которые оказывались абсолютно беззащитны перед врагом с задней полусферы.

Сборка штурмовиков Ил-2 на заводе №30 в Куйбышеве, фото: waralbum.ru

На самом деле это устойчивый миф, в котором с идеей отказаться от бортового стрелка выступает то лично Сталин, который ради этого звонил Илюшину, то какие-то абстрактные военные, которые потребовали от Илюшина выпускать одноместный вариант штурмовика. На самом же деле идея постройки одноместной версии штурмовика, который в будущем станет Ил-2, исходила непосредственно от КБ Ильюшина. Первоначально военные хотели получить именно двухместный вариант штурмовика с бортовым стрелком. Однако реализованный Ильюшиным самолет не вписывался в предъявляемые военными тактико-технические требования.

Именно с этим было связано появление одноместного варианта Ил-2. Ильюшин старался в сжатые сроки представить такой самолет, который вписался бы в тактико-технические требования, выдвигаемые со стороны ВВС. Так получилось, что добиться этого конструктору удалось лишь в одноместном варианте. При этом военные были всецело за двухместный вариант штурмовика, но только в том случае, когда он будет удовлетворять предъявляемым к боевой машине требованиям. Они не отказывались от подобного самолета до последнего.

Таким образом, инициатором переделки самолета был сам Ильюшин. Но мера эта была вынужденная. Измененный самолет отличался уменьшенной бронекапсулой, а на том месте, где раньше сидел стрелок, появился дополнительный топливный бак. Эти решения позволили уменьшить массу самолета и повысить летные характеристики машины, что позволяло вписаться в требования военных. При этом кабину летчика приподняли относительно мотора, чтобы улучшить ему обзор. Получившийся самолет приобрел узнаваемый и характерный для штурмовиков Ил-2 профиль, за который в войсках самолет ласково прозвали «горбатым». С одной стороны, решение избавиться от стрелка обошлось в сотни жизней пилотов в тяжелые месяцы 1941 года, с другой стороны – ВВС Красной Армии в принципе смогли получить новый штурмовик, который был необходим им не сегодня, а уже вчера.

Ил-2 не был убийцей танков

Очень устойчивым является миф о том, что штурмовик Ил-2 был настоящей грозой немецких танков. Об этом часто говорят как простые обыватели, так и вспоминают высокопоставленные советские военачальники в своих мемуарах, впрочем мемуары это отдельный жанр военной литературы. К примеру, маршалу Коневу часто приписывают слова о том, что, если Ил-2 даст «эрэсом» по танку, тот перевернется. Как вы понимаете, вне зависимости от того, говорил ли когда-то это Конев, в действительности все было совсем не так. Даже прямое попадание реактивных снарядов в танк не гарантировало вывода боевой машины из строя, а сама вероятность попасть в танк была еще ниже.

Штурмовики Ил-2 989-го штурмового авиационного полка перед вылетом на боевое задание, фото: waralbum.ru

Бороться с танками даже начального периода Второй мировой войны Ил-2 практически не мог. Эффективности его 20-мм пушек ШВАК, а затем и 23-мм пушек ВЯ было недостаточно для пробития бортовой брони даже легких немецких танков. Фактически бронебойные снаряды могли поражать немецкие танки лишь в крышу башни или моторного отсека, но только при атаках с пикирования, к которым Ил-2, в отличие от главного тактического самолета Люфтваффе – пикирующего бомбардировщика Ju-87, приспособлен не был.

Основным способом атаки наземных целей для Ил-2 было пологое пикирование и атака на бреющем полете. При таком режиме атаки бронепробития авиационных пушек было недостаточно, а эффективно сбросить бомбы было трудно, так как максимальная точность бомбометания достигалась только с пикирования. При этом на Ил-2 всю войну отсутствовали хорошие прицельные приспособления для бомбометания. Прицельные приспособления штурмовика включали в себя простейший механический прицел с разметкой на лобовом стекле и мушку на бронекапоте мотора, а также разметку и визирные штыри на бронекапоте. При этом летчик имел ещё и достаточно ограниченный обзор из кабины вперед-вниз, а также в стороны. При атаке наземных целей очень быстро массивная носовая часть самолета закрывала пилоту весь обзор. По этим причинам для атаки малоразмерных целей штурмовик Ил-2 был далеко не лучшей машиной.

Ситуацию отчасти спасло появление более мощных 132-мм реактивных снарядов РОФС-132 с улучшенной кучностью стрельбы, попадание которых в моторную часть танка или самоходного орудия могло привести к потере боевой машины, а также новых небольших кумулятивных боеприпасов – противотанковых авиационных бомб ПТАБ-2,5-1,5. Бомба снаряжалась в контейнеры по 48 штук, при этом Ил-2 спокойно мог взять четыре таких контейнера. Первое применение ПТАБ на Курской дуге оказалось очень удачным. При сбрасывании бомбы легко накрывали площадь размерами 15 на 200 метров. Такие боеприпасы были очень эффективны против скоплений техники, например, на марше или в местах сосредоточения. Однако со временем немцы стали рассредотачивать танки, укрывать их под деревьями, натягивать специальные сетки и использовать другие способы защиты.

Автоколонна 9-й немецкой армии, уничтоженная ударами советских штурмовиков Ил-2 в районе Бобруйска, фото: waralbum.ru

При всем этом нельзя сказать, что Ил-2 не выполнял своей роли на поле боя. Ещё как выполнял, просто главной его добычей были далеко не танки. Самолет отлично справлялся с накрытием площадных целей, а массовое производство позволяло использовать штурмовики в больших количествах. Особенно эффективен Ил-2 был при атаках против незащищенных и слабозащищенных целей: автомобильной техники, бронетранспортёров, артиллерийских и минометных батарей, живой силы противника.

Лучше всего штурмовики действовали против колонн вражеской техники на марше и стационарных позиций артиллерии. В таких случаях при штурмовке какое-то количество боеприпасов гарантировано находило цели. Это было особенно важно на первом этапе Великой Отечественной войны, когда немцы широко использовали свои механизированные части. Любое замедление движения колонн противника в ходе авиационных налетов, даже с незначительными для врага потерями, играло на руку Красной Армии, которая выигрывала время.

Вооружение Ил-2

  • · Две пушки в консолях крыла (в основной версии – 23 мм ВЯ, изначально – 20 мм ШВАК, в противотанковой серии – 37 мм), исследовались пушки 45 мм
  • · Два пулемета ШКАС, размещенные на крыльях самолета
  • · Контейнеры ПТАБ, авиабомбы
  • · Реактивные снаряды РС-132 и РС-82
  • · На двухместных вариантах в качестве оборонительного вооружения использовался пулемет УТБ 12,7 мм.

Вооружение штурмового самолета

Ил-2 нес до 400 килограммов бомб различного калибра. Допускался даже полёт с перегрузом до 600 кг. Крупные авиабомбы калибром от 100 кг и более размещались на внешних узлах подвески, мелкие загружались в бомболюки, размещенные в центроплане.


Крыльевые бомболюки штурмовика Ил-2КСС

Кроме того, самолет мог использовать выливные авиационные приборы, поражая наземные цели при помощи специального зажигательного состава.

В 1943 году в состав боекомплекта Ил-2 включили контейнеры с кумулятивными противотанковыми бомбами (ПТАБ). Благодаря этому штурмовик стал по-настоящему опасным для любых мобильных бронированных целей.

Под крылом самолета, начиная с весны 1941 года, размещались 8 направляющих для реактивных снарядов РС-82 или 4 для РС-132. Применялись они в подавляющем большинстве случаев по наземным целям, хотя случались и исключения.

Стрелковое вооружение состояло из двух пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм и двух пушек. На ранних самолетах устанавливались двадцатимиллиметровые орудия ШВАК, затем штурмовик получил более мощные пушки — ВЯ-23 (калибр – 23 мм, масса снаряда – 200 грамм). Боекомплект состоял из полутора тысяч патронов и трёхсот снарядов. Около тысячи серийных Ил-2 были оснащены двумя пушками НС-37 с боекомплектом по 50 или 60 снарядов на каждую.

В качестве оборонительного оружия использовался пулемёт Березина УБТ калибра 12,7 мм. Боекомплект состоял из 150 патронов. Кроме того, стрелок мог применять против вражеских истребителей авиационные гранаты.


Авиационная пушка ВЯ-23. Входила в состав вооружения большинства штурмовиков Ил-2

Модификации Ил-2

Выпускался как в одноместном, так и двухместном вариантах. Разные конструктивные и технологические изменения вносились регулярно. К примеру, в конце 1941 года применялась деревянная конструкция хвостовой части с металлическими стрингерами. Менялось вооружение, бронирование.

  • · Ил-2 (одноместный) представляет собой серийную модификацию штурмовика, который не имеет кабины для заднего стрелка. В некоторых частях в связи с большими боевыми потерями предпринимались попытки переоборудовать одноместный самолет в двухместный. Во многих случаях создавались имитации задней пушки – муляж, установленный в прорези кабины.
  • · Ил-2 (двухместный) представлял собой серийную модификацию, которая была оборудована пулеметами УБТ и ШКАС, а также кабиной стрелка с фонарем. Массово эксплуатировался в поздние периоды войны.
  • · Ил-2 АМ-38Ф – серийный штурмовик с форсированным двигателем, характеризующимся высокой взлетной мощностью.
  • · Ил-2 КСС – серийная модификация самолета Ил-2 АМ-38Ф с точно таким же двигателем, но форсированным, с некоторыми конструктивными и аэродинамическими улучшениями. Вместо металлического бака применялись фибровые защищенные бензобаки, где через некоторое время большинство мелких пробоин затягивалось составом-проектором, который мог загустевать на открытом воздухе. Для улучшения управления и устойчивости в самолеты устанавливался контрбалансир и амортизационные пружины.
  • · Ил-4 (Ил-2 М-82) – опытный вариант штурмовика, который имел двигатель М-82 с хорошей взлетной мощностью, а именно 1675 л.с.
  • · Ил-2 ШФК-37 – одноместный вариант штурмовика, вооруженный двумя авиационными пушками 37 мм, конструкции ОКБ-15, с двигателем АМ-38.
  • · Ил-2 НС-37 представлял собой модификацию ИЛ-2 АМ-38Ф. На самолете были установлены пушки 37 мм, без реактивных снарядов для повышения противотанковых свойств.
  • · Ил-2 НС-45 – модификация самолета Ил-2 АМ-38ф, имеющая две пушки НС-45.
  • · Ил-2Т – по неофициальным данным модификация была способна нести торпеду, в результате чего пришлось пожертвовать пушками. В числе стрелкового вооружения осталось три пулемета: у заднего стрелка и два крыльевых. Но документы, которые бы подтвердили существование этой модификации, не были обнаружены и по сей день, хотя есть многочисленные авиамодели (к тому же данная модификация часто используется в видеоиграх).

Самолет Ил-2, наряду с танком Т-34 и «Катюшой», стал одним из символов Великой Отечественной войны и победы в ней. А по какой причине это произошло? Почему именно Ил-2? Постараемся разобраться. Прежде всего, самолет Ил-2 получился исключительно эффективной боевой единицей, а именно – штурмовиком. Штурмовик также имеет и другое название – самолет непосредственной поддержки войск, что объясняет его боевую задачу.

Т.е., если тактические бомбардировщики (например Пе-2) имеют своей целью объекты, разного значения и отдаленности от фронта, стратегическая авиация (например Пе-8) – атака стратегических объектов страны в глубине ее территории, то Ил-2 должен участвовать в атаках наземных войск, поддерживать их, буквально «утюжить» боевые порядки противника в процессе боя, перед боем и после него. Фактически это летающая артиллерия. Требования к самолетам подобного класса довольно своеобразны. Основными являются: высокая огневая мощь, возможность точечного поражения наземных целей и повышенная живучесть самолета. Ил-2 обладал всеми этими качествами, поэтому он и стал легендой, которая при появлении над полем боя вызывала резкий подъем боевого духа у красноармейцев и панический ужас у немецких солдат.

История создания бронированного штурмового самолёта Ил-2

Во второй половине 30-х годов прошлого века советские военно-воздушные силы получили возможность оценить свои самолёты в условиях реальных боевых действий в Испании. Полученный опыт позволил сделать вывод о том, что при наличии у противника достаточно сильной противовоздушной обороны, попытки использования истребителей для поддержки наземных сил приводят к значительным потерям. Скорость уже не спасала самолеты от вражеского зенитного огня, необходимо было задуматься об использовании брони.

В феврале 1938 года на имя И.В. Сталина поступила докладная записка от С.В. Ильюшина — руководителя Опытного конструкторского бюро завода №39. В этом документе, копию которого получил А.Д. Локтионов, начальник ВВС Красной армии, говорилось, что все типы штурмовиков, разрабатывавшихся в СССР, слишком уязвимы для огня с земли. В связи с этим Ильюшин предложил создать новый, хорошо бронированный самолет, проект которого уже был им подготовлен.


ЦКБ-55 – первый прототип Ил-2. Двухместный самолет, кабина штурмана включена в бронекорпус

Предполагалось, что эта машина будет вооружена четырьмя крыльевыми пулеметами ШКАС и бомбами общим весом в 200 килограммов. Скорость будущего штурмовика у земли оценивалась Ильюшиным примерно в 400 км/ч при боевом радиусе в 300-400 километров. Для защиты задней полусферы предполагалось установить еще один пулемет ШКАС на турели, в отдельной кабине. Силовой установкой должен был стать мотор Микулина — АМ-34ФРН.

Главным отличием этого проекта от всех других вариантов стало использование несущего бронекорпуса. Для защиты особо важных или уязвимых элементов конструкции, внутри корпуса планировалось разместить отдельные бронекапсулы, прикрывающие радиаторы, бомбовый отсек, мотор, бензобак и кабину.

Этот проект, который сам Ильюшин назвал «летающим танком», был почти сразу утвержден на уровне Совнаркома. Первоначальным официальным обозначением самолета стала аббревиатура БШ-2 (бронированный штурмовик). Заводское название этой машины – ЦКБ-55.

Изначально планировалось, что первый экземпляр нового самолета поступит на государственные испытания в ноябре 1938 года, но в реальности даже в январе следующего, 1939 года, Ильюшин смог продемонстрировать только макет штурмовика и эскизный проект. Первоначальные сроки были заведомо невыполнимыми по очень многим причинам, в частности, из-за несоответствия технических характеристик мотора АМ-34ФРН предъявляемым требованиям.


ЦКБ-57, второй прототип Ил-2. Сделан одноместным

Первый полёт ЦКБ-55 состоялся 2 октября 1939 года. На самолет был установлен новый двигатель АМ-35, еще не прошедший цикл лётных испытаний, что послужило причиной многих проблем. Первой из них стал хронический перегрев мотора. Исправить этот дефект удалось только после существенного изменения компоновки радиаторов охлаждения.

Государственные испытания штурмовика начались 31 марта 1940 года. Несмотря на то, что они показали явное несоответствие самолета параметрам технического задания, итоговое заключение было положительным. Ильюшину предложили заменить мотор АМ-35 на маловысотный АМ-38, устранить ряд выявленных эксплуатационных недостатков и кардинально усилить вооружение, заменив два крыльевых пулемета на авиационные пушки калибра 23 мм.

«Исправленный» самолет с мотором АМ-38 поднялся в воздух 12 октября 1940 года. Этот прототип имел новое заводское обозначение – ЦКБ-57. Отличался он не только силовой установкой – штурмовик стал одноместным. Ранее довольно часто говорилось о том, что такое решение было продиктовано военными заказчиками, однако, это неверно – переделка состоялась по личной инициативе Ильюшина. Представители ВВС фактически лишь одобрили её, да и то задним числом, признав ЦКБ-57 допустимым вариантом.

Конструктор так никогда и не рассказал о причинах своего поступка, но догадаться о них нетрудно. Дело в том, что одна только замена мотора не позволяла добиться скорости и дальности полета, указанных в техническом задании. К тому же масса машины с усиленным вооружением неизбежно должна была вырасти, что еще более усложняло ситуацию. Между тем резервов для снижения веса уже не имелось. К примеру, от бронекапсул конструкторы отказались еще во время проектирования.


Кабины пилота и штурмана на ЦКБ-55. Вверху – в закрытом, внизу в открытом состоянии

Таким образом, дальнейшие работы могли сильно затянуться. К тому же Ильюшин в это время был занят доводкой еще одного самолета – бомбардировщика ДБ-3Ф. Еще один срыв сроков сразу по двум проектам грозил конструктору утратой доверия со стороны руководства и концом карьеры. И это не стало бы просто личной трагедией Ильюшина – в результате Красная армия оставалась без штурмовика, а необходимость в нём была огромной. В этих условиях и было принято решение о создании одноместного варианта БШ-2. Отказ от второго члена экипажа позволил увеличить запас топлива, повысить продольную устойчивость, добиться повышения скорости полёта и улучшить ряд других ТТХ.

В декабре 1940 года самолету присвоено всем известное ныне название Ил-2, а в январе 1941 началась подготовка к серийному производству. В то время еще не было полной ясности относительно того, какие именно пушки получит штурмовик. Сначала планировалось устанавливать МП-6 (калибр – 23 мм), однако, Ильюшин, видимо, относился к ним скептически. Поэтому «ранние» серийные самолеты оснащались уже привычными для лётчиков, но гораздо более слабыми пушками ШВАК.

В первые месяцы 1941 года вооружение штурмовика усилили реактивными снарядами. Бомбовая нагрузка выросла до 400 килограммов.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В ходе развернувшихся широкомасштабных боевых действий все преимущества и недостатки самолёта Ил-2 проявились очень ярко. Основной проблемой сразу же оказалось отсутствие стрелка. В условиях господства в воздухе немецких истребителей штурмовику приходилось туго — потери были тяжелыми.


Одноместный Ил-2 на лыжном шасси. Такие самолеты использовались зимой 1941-42 годов

Несмотря на то, что лётчики неоднократно высказывали пожелания об установке на Ил-2 оборонительного пулемета, С.В.Ильюшин крайне негативно относился в этой идее, полагая, что в результате её реализации летно-технические характеристики самолёта резко снизятся. Лишь в сентябре 1942 года, после того, как этой проблемой вплотную занялся наркомат авиационной промышленности и командование ВВС, были разработаны два основных варианта оборудования штурмовика оборонительной стрелковой установкой. По итогам испытаний было принято решение о серийном производстве двухместной модификации, в задней кабине которой устанавливался крупнокалиберный пулемет УБТ.

Вес самолёта увеличился на 275 килограммов, что сделало машину менее маневренной и довольно инертной – реакция на отклонение рулей следовала не сразу. Пришлось, кроме того, уменьшить бомбовую нагрузку. Словом, опасения Ильюшина во многом оправдались, при этом защищенность самолёта действительно заметно выросла. Кроме того, вскоре Ил-2 начали оснащать мотором АМ-38Ф, мощность которого позволила вернуть прежние лётные характеристики.

В дальнейшем штурмовик еще не раз модернизировался, однако, эти изменения уже не принесли каких-либо принципиальных изменений. К концу войны началась постепенная замена Ил-2 на более совершенные самолеты Ил-10, но завершить этот процесс до 9 мая 1945 года не удалось.

Ил-2. Фото.

Теперь по порядку. Следует отметить, что Ил-2 фактически был первым самолетом, который был разработан конкретно как штурмовик, до этого во всех странах мира эту роль выполняли истребители, на которые навешивали тонны оружия и бронеплит. Красная армия на момент начала работ над Ил-2 имела военную доктрину схожую с немецкой – быстро атаковать, уничтожить и захватить. Для подобной доктрины самолеты класса Ил-2 на ряду, с истребителями, были востребованы больше всего. Поэтому к разработке нового самолета отнеслись более чем серьезно и даже разработали новую авиационную пушку специально для Ил-2 – ВЯ-23.

Именно она, будучи установленной в количестве двух единиц, в большей степени обусловила боевую эффективность «Ила», поскольку была точным и мощным орудием, подходящим для уничтожения всего вплоть до средних танков и катеров. Кроме того, на вооружении имелась пара пулеметов ШКАС, с феноменальной для того времени скорострельностью в 1800 выстрелов/минуту, которые просто выкашивали личный состав частей противника. Кроме этого, «Ил» вооружался еще одним относительно «свежим» изобретением – ракетами, в количестве от 4 и до 16 штук, которые имели название РС-82 или РС-132 (реактивный снаряд с калибром в миллиметрах). Оружие это было менее точным чем пушки, однако более точным нежели бомбы, поэтому оно заняло промежуточное место между ними.

Ну и также имелась возможность подвески бомб калибром до 250кг, которые еще больше повышали боевую эффективность данного самолета. Соответственно, Ил-2 обладал очень внушительным и разнообразным, а от этого весьма эффективным арсеналом, который вполне обеспечивал точечное поражение отдельных целей.

Теперь о живучести. Живучесть самолета – параметр, который определяет устойчивость самолета к попаданиям. Проще говоря, количество вражеского свинца, которое самолет способен проглотить и продолжить полет. Для штурмовика это важный параметр, ведь он летает низко над полем боя, на небольших скоростях и традиционно стреляет по нему все, что способно стрелять. Ил-2- первый в мире самолет, который имел несущий бронекорпус, защищающий пилота и двигатель, до него бронелисты просто навешивались на самолет в некоторых местах.

Подобная конструкция значительно выигрывает в весе, по сравнению с просто навешиванием стали, а значит, позволяет увеличить количество брони, без ухудшения летных характеристик самолета. Ил-2 имел броню, поддающуюся попаданиям лишь бронебойных снарядов калибром от 20мм и выше. Но не стоит считать, что сбить пулеметным огнем его было невозможно, ведь крылья и хвост машины не имели бронирования и были выполнены из дерева. Но тем не менее, живучесть Ил-2 была весьма высока, и еще больше возрастала благодаря высоким летным характеристикам, по показателям которых он мало уступал немецкому Bf-109E.

Не зря ведь в немецких наземных частях Ил-2 получил такие прозвища как «мясник» или «летающий танк», прозвища эти были вполне заслуженными.

Интересные факты

  1. Ил-2 строился в большом количестве, всего было выпущено более 36 тысяч штурмовиков и он по праву заслужил звание самого массового самолёта военного времени.
  2. Первые опытные машины были с кабиной стрелка, но из-за большого веса они потеряли в скорости и боевой радиус штурмовика был очень мал, конструктор С.В. Ильюшин в ударном темпе разработал вариант с одним пилотом, разместив вместо кабины стрелка топливный бак. Пришлось для хорошего обзора приподнять кабину лётчика и самолёт получил прозвище «горбатый», в таком виде он и встретил войну.
  3. Живучесть у Ил-2 была невероятная, ветераны вспоминали как штурмовик с изодранными в клочья крыльями и фюзеляжем, напоминающем решето, умудрялся дотянуть до аэродрома базирования и произвести посадку, потом словно подумав — разваливался на части.
  4. В 1943 году немецкие истребители получили новые крупнокалиберные пушки, а в части ПВО гитлеровских войск поступили на вооружение автоматические зенитки большого калибра и тогда взросли потери среди пилотов и особенно стрелков. Сократить частично потери удалось, усилив броневую защиту стрелка и пилота. Новая модификация самолёта получила обозначение Ил-2КСС и стала тяжелее на 55 кг.
  5. Летом 1943 года на вооружение Ил-2 стали поступать кумулятивные бомбы ПТАБ с большим поражающим эффектом, на штурмовике их можно было разместить до 200 штук. Они впервые были применены в сражениях на Курской Дуге, тогда 79 штурмовиков за два захода уничтожили у немцев более 200 единиц боевой техники (бронетранспортёров, танков и самоходок). Потери подтверждены фотоснимками с поля боя.

Ил-2 КСС Памятник Ил-2 в Самаре Памятник Ил-2 в Лебяжьем Советский штурмовик Ил-2 Ил-2 Выставленный в Будапеште на обозрение трофейный советский штурмовик Ил-2 Сильно поврежденный штурмовик Ил-2, сумевший дотянуть до своего аэродрома и севший «на брюхо» Ил-2

Ил-2 Штурмовик основные характеристики:

  • Модификация Ил-2
  • Размах крыла, м 14.60
  • Длина, м 11.60
  • Высота, м 4.17
  • Площадь крыла, м2 38.50

Масса, кг

  • пустого самолета 4525
  • нормальная взлетная 6060

Тип двигателя:

  • 1 ПД Микулин АМ-38

Мощность, л.с.

  • номинальная 1 х 1575
  • взлеьная 1 х 1665

Максимальная скорость , км/ч

  • у земли 370
  • на высоте 411

Практическая дальность, км 685

  • Скороподъемность, м/мин 417
  • Практический потолок, м 6000
  • Экипаж, чел 2

Тактико-технические характеристики Ил-2 М3

Экипаж Ил-2

— 2 человека

Размеры Ил-2

— Длина: 11,6 м — Размах крыла: 14,6 м — Высота: 4,2 м — Площадь крыла: 38,5 м² — Нагрузка на крыло: 160 кг/м²

Вес Ил-2

— Масса пустого: 4360 кг — Масса снаряжённого: 6160 кг — Масса максимальная взлётная: 6380 кг — Масса брони: 990 кг

Двигатель Ил-2

— Двигатели: 1× жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый АМ-38Ф — Тяга: 1× 1720 л. с. (1285 кВт) — Тяговооружённость: 0,21 кВт/кг

Скорость Ил-2

— Максимальная скорость: 414 км/ч — Максимальная скорость на высоте 1220 м: 404 км/ч — Максимальная скорость у земли: 386 км/ч — Скороподъёмность: 10,4 м/с — Длина разбега: 335 м (с 400 кг бомб)

Дальность полёта Ил-2

— 720 км

Практический потолок Ил-2

— 5500 м

Вооружение

Пушечно-пулемётное: — 2× 23 мм пушки ВЯ-23 по 150 снарядов на ствол — 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС по 750 патронов на ствол — 1× 12,7 мм оборонительный пулемёт УБТ в задней кабине, 150 патронов

Боевая нагрузка:

— до 600 кг бомб — 4× РС-82 или РС-132

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]