МиГ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Вооружение времен могущественной державы СССР на надлежащем уровне конкурировало с оружием и техникой других держав. В некоторых моментах показатели определенных видов вооружения на много порядков превосходили своих конкурентов. История подтверждает, что такое лидерство давало ряд больших преимуществ и держало потенциальных врагов в страхе и напряжении. Авиация не исключение. Определенные достижения в конструировании самолетов и видов вооружения для них определило господство ВВС СССР в мировом воздушном пространстве на многие года.

Конструкторское бюро Микояна – Гуревича выпустило ряд действительно хороших машин. Превосходные аэродинамические качества, мощное вооружение, сверхзвуковая скорость и еще многие положительные характеристики – это главные отличительные показатели самолетов данного бюро. Сегодня речь пойдет о легендарной машине – это самолет МиГ 25.

История развития МиГ 25

В 50-х годах все конструкторы работали над созданием тяжелых сверхзвуковых истребителей, которые должны были противостоять тяжелым сверхзвуковым бомбардировщикам зарубежных военных сил. К ним относились Норт Америкен ХВ-70 («Валькирия»), Конвэр В-58 («Хастлер»). Работы велись в строжайшей секретности. Бюро МиГов работало над такими моделями как Е-152 (Е-166), Е-150, Е-152М. В 1961 году 10 марта Микоян издает официальный указ о создании новой машины.

Прототип получил индекс Е-155. Этот самолет и стал прародителем знаменитого МиГ 25. Конструкторы столкнулись со многими задачами. Бывали такие случаи, что чертежи переделывались не один раз. Какую силовую установку выбрать, какое вооружение применить, какие автоматические системы для управления использовать. С такими вопросами часто сталкивались конструкторы при проектировании машины.

Конструкция

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением с дифференциальным управлением.
Силовая конструкция — сварная, из нержавеющей стали. Обшивка крыла — частично из титана, частично — из алюминиевого сплава. На 80% планер выполнен из нержавеющих сталей марок ВНС-2, ВНС-4 и ВНС-5, 8% составляют титановые конструкции и 11% — детали из специального термостойкого алюминиевого сплава Д19. Органической частью конструкции фюзеляжа являются сварные топливные баки.

Крыло — двухлонжеронное, с углом стреловидности по передней кромке 42,5° в корневой и 41° к консоли. На задней кромке установлены закрылки и элероны. На каждой консоли — аэродинамический гребень. Катапультное кресло КМ-1М обеспечивает аварийное покидание самолета на любой высоте при скорости не менее 130 км/ч.

На самолете имеется тормозная парашютная двухкупольная система с парашютами площадью 60 и 50 м2. В левом подфюзеляжном гребне размещается опускаемый вниз при посадке щуп, который, касаясь поверхности ВПП непосредственно перед приземлением, приводит в действие систему автоматического выпуска тормозных парашютов. Шасси трехопорное. Не смотря на колесо большого диаметра, давление в пневматиках очень велико, что не позволяет эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах.

Характеристики МиГ 25

Многие года истребитель МиГ 25 господствовал в небе. Именно на этой машине и ее модификациях установлено многие рекорды скорости и высоты полета. Чертежи машин хранились в секрете. Применение данной модели самолетов очень широко.

Истребители-перехватчики

  • МиГ 25П – самый первый перехватчик МиГ 25, впервые выпущенная в 1969 году базовая модель (сделан на базе прототипа Е-155П);
  • МиГ 25ПУ – модель, сконструированная для учебных целей;
  • МиГ 25МП – усовершенствованная модель, которая стала прототипом для МиГ 31. Серийно не производился;
  • МиГ 25 ПД – модифицированная модель с мощным вооружением и электроникой. Сюда можно отнести модели МиГ 25ПДС и МиГ 25ПДСЛ, на которые устанавливали двигатель типа «Р15БД-300».

Разведчики

  • МиГ 25Р – сверхскоростной высотный разведчик. Выполнял радиолокационную, радиотехническую и оптическую разведки. Был оснащен высококачественной оптикой и фотооборудованием.
  • МиГ 25БМ – предназначался для прорыва линии ПВО. Оснащался противорадиолокационными ракетами Х-58. Мог переносить ракеты с ядерными боеголовками. Поражения по целям радиолокационной службы врага, наносились с высоты стратосферы.
  • МиГ 25РБТ – самолет радиотехнической разведки. Кабина самолета была оснащена новейшей электроникой, станцией «Тангаж».
  • МиГ 25МР – предназначался для исследования и прогнозов метеорологический наблюдений. На нем было установлено специальное оборудование.

Тактические разведчики-бомбардировщики

МиГ 25РБ, МиГ 25РБВ – это всевысотные, одноместные самолеты, которые предназначались для разведки и бомбардировки. Оснащены были высокоточной электроникой, мощной радиолокационной аппаратурой (СРС-4А). Несли на своем борту внушительное боевое вооружение. Масса бомбовой нагрузки составляла 4000 кг. Являлись носителями ядерного оружия. Для автоматического бомбометания использовалась система навигации «Пеленг-Д».

Ирак

Впервые в Ираке МиГ-25 появились в 1973 году, советские самолёты с советскими лётчиками совершали разведывательные полёты над Израилем, Турцией и Ираном. Причем последний после полётов потребовал от США продать ему перехватчики F-14.

Ирано-иракская война

Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время ирано-иракской войны (1980—1988) самолёты этого типа активно применялись для воздушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики. Иракцы получили первые МиГи летом 1979 года и к началу войны в иракских ВВС ещё не было достаточного числа подготовленных лётчиков.

Первую воздушную победу иракский МиГ-25 одержал 3 мая 1981 года — тогда будущий ас Моххамед Райян сбил ракетой Р-60 самолёт Gulfstream III алжирского правительства, нарушивший установленную зону полётов. 18 августа 1981 года была официально сформирована первая 84-я эскадрилья из 4 МиГ-25РБ. 19 марта 1982 года высоколетящая формация «Фантомов» была перехвачена иракским МиГ-25. Один из F-4 был тяжело повреждён ракетой, но смог вернуться на базу; списан самолёт или нет, неизвестно. Активное применение МиГ-25 началось только в 1982 году. В дальнейшем МиГ-25 сбили ещё несколько иранских самолётов и вертолётов. Иракцы часто отправляли перехватчики МиГ-25 как «разведчики», иранцы ещё не знавшие что перехватчики начали использоваться отправляли на перехват «безоружного разведчика» F-4 или F-14. При приближении «МиГ» разворачивался на преследователя, что очень удивляло иранских пилотов и в большинстве случаев приводило к потере иранских истребителей. В начале 1983 года была сформирована 97-я эскадрилья из перехватчиков МиГ-25. В 1983 году 12 иракских МиГ-25ПД были модернизированы до уровня МиГ-25ПДС. 3 июня 1984 новый иракский МиГ-25ПДС над Табризом сбил иранский F-5E, который пытался атаковать иракский бомбардировщик. В 1985 году была сформирована 96-я эскадрилья из перехватчиков МиГ-25. Самым успешным пилотом стал Моххамед Райян. Он одержал 10 воздушных побед, 8 из них на перехватчике МиГ-25 в период 1981—1986 годы. В 1986 году, после получения звания полковника, Райян был сбит и погиб в воздушном бою с иранскими либо F-14, либо F-5. Известен случай, когда иракский МиГ-25ПД сбил иранский транспортный самолёт C-130 «Геркулес», перевозивший оружие из Израиля в Иран. Всего в ходе войны перехватчики МиГ-25 одержали 19 воздушных побед. По последним данным Тома Купера по боевым причинам было потеряно только 2 разведчика/бомбардировщика и 2 перехватчика, при этом только 2 из них были потеряны в воздушных боях (а не 10 как он заявлял ранее). МиГ-25 имел лучшее соотношение побед и потерь среди всех иракских самолётов. Ирак признал боевую потерю лишь одного МиГ-25 в модификации разведчика/бомбардировщика, 25 февраля 1987 года над Истхафаном МиГ-25РБ во время атаки нефтяных объектов был сбит иранским ЗРК HQ-2 (С-75), пилот л-т Сайер Собхи Ахмад катапультировался и был взят в плен. Также есть информация что перехватчики потерь в воздушных боях не понесли. Два перехватчика разбилось в ходе войны по техническим причинам.

Одной из операций иракских МиГ-25 в роли бомбардировщиков стала бомбардировка острова Харк в 1985 году. На острове находились иранские нефтехранилища. Размер острова 1×2,5 км являлся оптимальной целью для системы наведения самолёта МиГ-25РБ. Для поражения нефтехранилищ иракская сторона выделила три самолёто-вылета. В результате бомбардировки были уничтожены нефтяные терминалы, поражена главная цель — нефтехранилища и одна из бомб попала в танкер, стоящий у береговой черты. Таким же налётам подвергались авиабазы возле Тегерана. Иракцы пробовали подвешивать на МиГи французские бомбы, но точность их применения оказалась очень низкой.

В марте 1985 года, после ракетного удара по Багдаду, Ирак передислоцировал четвёрку МиГ-25РБ в Киркук для совершения дальних бомбардировочных рейдов. В течение одного месяца четыре МиГ-25 каждый день совершали взлёт с четырьмя 500 кг бомбами и сбрасывали их на Тегеран, Табриз, Исхафан и даже Кум. Иранская ПВО ничего сделать с бомбардировщиками не смогла, ни один «МиГ» не был сбит.

В 1985-86 годах большинство иракских МиГ-25РБ и — ПД были модернизированы до стандарта — РБТ и — ПДС. Кроме того, взамен потерянных, были получены и новые самолёты. В 1986 году в боевых условиях прошли испытания новые МиГ-25БМ. Советские инструкторы отрабатывали на них применение новейших ракет Х-58У и Х-13П. МиГ-25БМ за рубеж не поставлялись.

Сирия во время войны поддерживала иранскую сторону. Боевых действий против Ирака армия Сирии не вела, но производила воздушную разведку. 2 октября 1986 года иракский МиГ-25ПД сбил сирийский МиГ-21Р.

Всего с 1979 года Ирак получил 22 МиГ-25ПД/ПДС, 12 МиГ-25РБ и не менее 7 МиГ-25ПУ. В полётах на них было обучено около 40 иракских лётчиков. Некоторые из них имели около 200 боевых вылетов в ходе войны. По оценкам иракских лётчиков, МиГ-25 проявил себя на войне как надёжная, высокоавтоматизированная машина, практически неуязвимая для истребителей и наземных средств ПВО противника, имевшихся у Ирана.

Фрагменты иракского МиГ-25, уничтоженного в защищенном капонире в результате попадания УАБ с лазерным наведением массой 900 кг в ходе операции Desert Storm, 1991 год.

Война в Персидском заливе

Иракские МиГ-25 использовались в ходе войны в Персидском заливе в 1990—1991 годах. В 1990 году у Ирака оставалось 19 МиГ-25ПД/ПДС, 9 МиГ-25РБ и 7 МиГ-25ПУ. Перед началом войны с Кувейтом иракские МиГ-25РБ совершили по два разведывательных полёта 11-го июля и 1-го августа, кувейтская ПВО ничего сделать с нарушителями не смогла. Ещё несколько разведывательных полётов было над Саудовской Аравией. Как указывал командир 17-й танковой бригады Республиканской гвардии генерал Раад Хамдани, чье подразделение шло во главе удара, снимки сделанные разведчиками сыграли решающую роль в быстром разгроме армии Кувейта.

На счету МиГ-25 (пилот л-т Зухейр Давуд) единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны 17 января (его пилот Майкл Спичер долгое время числился пропавшим без вести). Также в первый день был воздушный бой пары МиГ-25ПД и четырёх американских F-15. F-15 выпустили большое количество ракет не добившись ни одного попадания, после чего самолёты разошлись. В дальнейшем иракские самолёты столкнулись с сильным противодействием средств РЭБ, иракцы решили использовать перехватчики для подавления источников РЭБ и увода ударных самолётов коалиции в участки с мощной наземной ПВО.

19 января иракский МиГ-25ПД перехватил ударную группу. Ему удалось увернуться от восьми истребителей F-15E. После этого он запустил три ракеты по самолёту РЭБ EF-111A, ракеты не достигли цели, но ей пришлось прекратить задание, тем самым оставив группу без прикрытия средств РЭП. Потеряв прикрытие 1 F-15E был сбит старым ЗРК С-75. Таким же образом в этот день ещё один EF-111A был вынужден прекратить своё задание, но ударная группа в этот раз потерь не понесла. В конце дня МиГ-25 совершили ещё один вылет на увод американских самолётов «под ЗРК», в этот раз пара американских F-15 (пилоты капитан Ларри Питс и капитан Ричард Толлини) смогла заметить противника и атаковать. Первый «МиГ» (пилот капитан Хуссейн Абдул Саттар погиб) был сбит ракетой AIM-7M (ещё одна AIM-9 в цель не попала), второй (пилот лейтенант Саад Нехме) смог увернуться от 3 ракет, потом получил три прямых попадания 2 AIM-9M и 1 AIM-7M, но всё равно продолжал лететь. Лишь только после запуска 7-й ракеты (AIM-9M) МиГ-25 начал медленно снижаться. Американский пилот хотел окончательно добить самолёт из пушки, но увидев что пламя двигателей «МиГа» затухло не стал добивать, пилот катапультировался.

30 января пара иракских «двадцатьпятых» ракетами атаковала пару F-15. Одна из ракет взорвалась рядом с «Иглом», после чего он развернулся в сторону саудовской границы, наземный пункт контроля проследил путь F-15 и отметил что самолёт рухнул в 40 километрах от границы. Позже иракцы нашли обломки F-15 в том же месте про которое говорил пункт контроля, но американцы своих потерь в этом бою не подтверждали (известно что в этом месте по неизвестным причинам разбился саудовский F-15, но дата потери указана 13 февраля). МиГ-25 развернулись и стали возвращаться на базу. На помощь подошли два F-15, совместно они выпустили десять ракет «воздух-воздух» по отступающему противнику, ни одна из ракет не достигла цели.

По американским заявлениям один МиГ-25 разбился на территории Ирана. Правда неясно что он там делал, так как для перелёта в Иран МиГ-25 не отравлялись. В целом за время войны было потеряно 19 иракских МиГ-25 из 35, при этом только 2 из них были сбиты.

МиГ-25ПУ

Другие конфликты

В 1992 году иракский МиГ-25ПДС 97-й иэ, пилотируемый капитаном Лаитом Хашим Тхеноном был сбит американским истребителем F-16 после того, как вторгся в запретную для полётов зону на юге страны. Лаит катапультировался.

В 1999 году пара F-14 и пара F-15 атаковала четвёрку МиГ-25ПД. Американские самолёты выпустили 4 ракеты AIM-54 и 2 AIM-7, ни одна ракета в цель не попала.

В 2000 году отмечены пролёты разведывательных МиГ-25 над Иорданией — F-16 местных ВВС ничего не смогли сделать. Такие же полёты совершались и над Саудовской Аравией — так в начале 2003 года американские F-15 смогли отогнать МиГ-25, вторгнувшийся на территорию Саудовской Аравии на 60 километров.

В 2002 году иракский МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик RQ-1 Predator.

В войне 2003 года иракские МиГи, как и другие типы самолётов, не участвовали. После её окончания американские солдаты обнаружили на авиабазе Аль-Такаддум несколько МиГ-25, зарытых в песке.

Ливия

Первые МиГ-25 в Ливии появились в начале 1977 года. Пятёрка советских МиГ-25Р выполняли разведку судоходства стран НАТО. Ливия использовала МиГ-25 во время Чадско-Ливийского конфликта. Они несколько раз встречались с американскими истребителями F-14. Ливийцы заявляли об уничтожении по меньшей мере двух F-14, хотя в реальности это были перехваты без применения оружия.

В 2015 году один МиГ-25 ополчения Рассвета Ливии разбился по техническим причинам (по другим заявлениям сбит) при попытке нанесения бомбового удара по гражданскому аэропорту в Зинтане.

Индия

В 1981 году в Индию были поставлены 6 разведчиков МиГ-25РБ и 2 учебных разведчика МиГ-25РУ. В конце мая 1997 года индийский МиГ-25 пролетел над центром столицы Пакистана — Исламабадом, перепугав его жителей. Поднявшиеся на перехват истребители F-16 ничего не смогли сделать с нарушителем. Индийские МиГ-25 широко использовались для проведения разведки во время Каргильской войны в 1999 году и во время операции «Пакарам». Церемония снятия с вооружения МиГ-25 состоялась 1 мая 2006 года.

СССР и постсоветское пространство

В 1970-е годы советские разведчики МиГ-25 выполняли разведывательные полёты над Ираном. Истребителям F-4D ни разу не удалось перехватить советские самолёты, однако более совершенным F-4E удалось сбить один МиГ-25 в 1976 году ракетой AIM-7E. МиГ-25 также применялись во время Афганской войны, армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе и в Чечне. Известен случай сбития азербайджанского МиГ-25 ракетой ПЗРК «Стрела»; всего же Азербайджан потерял в ходе войны не менее трёх самолётов этого типа.

Последнее боевое применение МиГ-25 было зафиксировано в 2000 году. Из состава 609-й авиабазы г. Балхаш СВО ВС РК (бывший 39-й отдельный разведывательный Никопольский ордена Александра Невского авиационный полк) были применены два самолёта МиГ-25РБ, по согласованию с Кыргызской Республикой, для разведки состава сил боевиков Исламского движения Узбекистана в ходе Баткенских событий. Самолёты тогда работали с аэродрома Луговое.

В начале 1980-х первые МиГ-25 получил Алжир. Марокканские самолёты ведущие войну с Полисарио постоянно совершали провокационные полёты на границе, в 1982 году в ходе учений вместе с ними такие же полёты стали совершать самолёты ВВС США. Во время одного из таких учений алжирский МиГ-25РБ пересёк границу Марокко и пролетел через всю территорию страны развернулся и пролетел в обратную сторону. После этого случая полёты на границе прекратились. В 1983 году алжирский «МиГ» снова пролетел над Марокко.

Состоит на вооружении

— Алжир — 11 МиГ-25 и 4 МиГ-25РБШ, по состоянию на 2022 год — Сирия — 11 МиГ-25, по состоянию на 2022 год

Электроника и радиолокационное оборудование

Кабина самолета оснащалась мощной электроникой, характеристики которой в те времена были наилучшими для данного типа истребителей. Сюда можно отнести систему САУ-155П1 (система автоматического управления), теплопеленгатор 26Ш-1, СПО «Сирена-3М» (система предупреждения об облучении), радиовысотомер Р-19, система наведения «Лазурь». На разведчиках устанавливались мощные радиолокационные станции бокового обзора типа «Сабля».

лХц-25ал

(ХГД.02л, ХГД.66) — НДМНЛЕЯРМШИ ЯБЕПУГБСЙНБНИ ЯЮЛНКЕР ОПНПШБЮ обн ОПНРХБМХЙЮ Я ПЮДХНЩКЕЙРПНММШЛ Х НЦМЕБШЛ ОНДЮБКЕМХЕЛ ЯПЕДЯРБ обн. яНГДЮМ ОН ПЕЬЕМХЧ ЙНЛХЯЯХХ яНБЕРЮ лХМХЯРПНБ НР 13 ХЧКЪ 1973 Ц. оЮПЮККЕКЭМН Я ЯНГДЮМХЕЛ ПЮГБЕДВХЙНБ Х ПЮГБЕДВХЙНБ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ лХц-25 БЕКХЯЭ ПЮАНРШ Х МЮД ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММНИ ЛЮЬХМНИ, ОПЕДМЮГМЮВЕММНИ ДКЪ АНПЭАШ ЯН ЯПЕДЯРБЮЛХ обн ОПНРХБМХЙЮ. б МЮВЮКЕ 70-У ЦНДНБ ПЮГПЮАЮРШБЮКЯЪ ОПНЕЙР ОПНРХБНКНЙЮЖХНММНЦН ЯЮЛНКЕРЮ е-155й, НЯМЮЫЕММНЦН ДБСЛЪ ПЮЙЕРЮЛХ ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ-пкя» у-58с, ЯОЕЖХЮКЭМШЛ ОНХЯЙНБН-ОПХЖЕКЭМШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ Х ДБСЛЪ ЯРЮМЖХЪЛХ ЬСЛНБШУ ОНЛЕУ «кЮМДШЬ».

б 1974 Ц. АШКН МЮВЮРН ОПНЕЙРХПНБЮМХЕ лХц-25ал. мЮ ЯЮЛНКЕР СЯРЮМНБКЕМ ОПНРХБНПЮДХНКНЙЮЖХНММШИ ПЮДХНЩКЕЙРПНММШИ ЙНЛОКЕЙЯ «ъЦСЮП» Б ЯНЯРЮБЕ ЮООЮПЮРСПШ ЖЕКЕСЙЮГЮМХЪ ЦНКНБЙЮЛ ЯЮЛНМЮБЕДЕМХЪ ОПНРХБНПЮДХНКНЙЮЖХНММШУ ПЮЙЕР «яШВ», ЯРЮМЖХХ ПЮДХНРЕУМХВЕЯЙНИ ПЮГБЕДЙХ «аЕПЕГЮ-к» Х ЯРЮМЖХИ ЮЙРХБМШУ ОНЛЕУ «яХПЕМЭ-1д-нф» Х «кЧРХЙ». нЯМНБМНЕ БННПСФЕМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ — ВЕРШПЕ ОПНРХБНПЮДХНКНЙЮЖХНММШУ ПЮЙЕРШ у-58 (у-58с), БЛЕЯРЕ Я РЕЛ ЯНУПЮМЕМЮ БНГЛНФМНЯРЭ ОНДБЕЯЙХ ЮБХЮАНЛА ОН РХОС лХц-25па. яЮЛНКЕР НЯМЮЫЕМ АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЛ МЮБХЦЮЖХНММШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ. щКЕЛЕМРШ ЙНЛОКЕЙЯЮ НАНПСДНБЮМХЪ лХц-25ал ОПНУНДХКХ Б 1974-1976 ЦЦ. ХЯОШРЮМХЪ МЮ ЯЮЛНКЕРЮУ лХц-25па ╧ 303 Х 401.

оЕПБШИ БШКЕР МЮ ОПНРНРХОЕ лХц-25ал (╧2047, АНПРНБНИ ╧ 47) БШОНКМЕМ 27 ЪМБЮПЪ 1977 Ц. КЕРВХЙНЛ ыЕКЙСМНБШЛ. яЮЛНКЕР ОПНУНДХК ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЕ ХЯОШРЮМХЪ Б 1977-1980 Ц. б 1981 Ц. ОПНЬЕК ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЕ ХЯОШРЮМХЪ Я ВЕРШПЭЛЪ ПЮЙЕРЮЛХ у-58с. яЮЛНКЕРШ лХц-25ал ЯРПНХКХЯЭ ЯЕПХИМН Б цНПЭЙНЛ Б 1982-1985 ЦЦ., БЯЕЦН БШОСЫЕМН 40 ЩЙГЕЛОКЪПНБ.

бМЕЬМЕ лХц-25ал НРКХВЮЕРЯЪ НР ДПСЦХУ БЮpХЮМРНБ ТНpЛНИ СДКХМЕММНЦН МЮ 0,72 Л МНЯНБНЦН pЮДХНОpНГpЮВМНЦН НАРЕЙЮРЕКЪ Х ЕЦН ЖБЕРНЛ — РЕЛМН-ЯЕpШЛ ХКХ ГЕКЕМШЛ, Ю РЮЙФЕ МЮКХВХЕЛ ЮМРЕММШ ЮООЮПЮРСПШ пща Х РХОНЛ АЮКНВМШУ ДЕПФЮРЕКЕИ.

б 1984 ЦНДС АШКЮ БШОСЫЕМЮ ЛНДХТХЙЮЖХЪ ЯЮЛНКЕРЮ — лХц-25пал.
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪлХц-25ал
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л13.42
дКХМЮ, Л22.27
бШЯНРЮ, Л6.00
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л262.40
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ20600
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ37000
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ41200
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 рпдт п-15ад-300
рЪЦЮ, Йм
АЕЯТНПЯЮФМЮЪ2 У 86.30
ТНПЯЮФМЮЪ2 У 109.80
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ , ЙЛ/В3000
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ , ЙЛ/В2345
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ3200
аНЕБЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ
ЯН ЯБЕПУГБСЙНБНИ ЯЙНПНЯРЭЧ1635
Я ДНГБСЙНБНИ ЯЙНПНЯРЭЧ1865
ЯН ЯБЕПУГБСЙНБНИ ЯЙНПНЯРЭЧ Я ора (5300К)2130
Я ДНГБСЙНБНИ ЯЙНПНЯРЭЧ Я ора (5300К)2400
яЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ2900
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л23000
щЙХОЮФ, ВЕК1
бННПСФЕМХЕ:АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — ДН 5000 ЙЦ 2-4 сп БНГДСУ-БНГДСУ п-60л 2-4 сп БНГДСУ-пкя у-58с ДН 4000 ЙЦ АНЛА ПЮГКХВМНЦН ЙЮКХАПЮ
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
тНРНЦПЮТХХ:лХц-25ал Я ОПНРХБНПЮДХНКНЙЮЖХНММШЛХ ПЮЙЕРЮЛХ
лХц-25ал Б ЙЮЛСТКЪФМНИ НЙПЮЯЙЕ
лХц-25ал
лХц-25ал Б ЙЮЛСТКЪФМНИ НЙПЮЯЙЕ
лХц-25ал
лХц-25ал
лХц-25ал
лХц-25ал
лХц-25ал
лХц-25ал
лХц-25ал
йЮАХМЮ лХ-25ал

яУЕЛШ:

лХц-25аб (БЮПХЮМРШ)

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

лХц-25ал
лХц-25ал кХОЕЖЙНЦН жао
лХц-25ал
лХц-25ал ббя хПЮЙЮ
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
йПШКЭЪ пНЯЯХХ. хЯРНПХЪ Х ЯЮЛНКЕРШ нйа «лХц» юБХЮйНККЕЙЖХЪ 2010-05. м. ъЙСАНБХВ. лМНЦНЖЕКЕБНИ ЯЮЛНКЕР лХц-25 лХП ЮБХЮЖХХ 1998-03. юКЕЙЯЮМДП кЮПХНМНБ.»цЮЯРПНМНЛ» ХКХ «МЕ ОНД НРЙПШРШЛ МЕАНЛ ЯОХЛ» юБХЮЖХЪ Х ЙНЯЛНМЮБРХЙЮ. еТХЛ цНПДНМ. лХц-25 юБХЮЖХЪ Х бПЕЛЪ 2004-05. еТХЛ цНПДНМ. яРЮКЭМЮЪ ОРХЖЮ юБХЮЖХЪ Х ЙНЯЛНМЮБРХЙЮ 2002-10. еБЦЕМХИ оНДПЕОМШИ. яРЮКЭМНИ «Foxbat» ХГ мХФМЕЦН мНБЦНПНДЮ хЯРПЕАХРЕКЭ. лХУЮХК мХЙНКЭЯЙХИ. лХц-25 — МЕЯАХБЮЕЛШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ бКЮДХЛХП хКЭХМ. яЮЛШЕ ЯЙНПНЯРМШЕ ХЯРПЕАХРЕКХ лХц-25 Х лХц-31 Red Star 34. Yefim Gordon. Mikoyan MiG-25 Foxbat Altair. Jefim Gordon, Oleg Putmakow. MiG-25 stalowa blyskawica Monigrafie Lotnicze 3. Piotr Butowski. MiG-25, MiG-31

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2020

Двигатель

На большую часть самолетов МиГ 25 и их модификаций был установлен двигатель Р15Б-300. Технические данные этого агрегата внушительные. Он разгонял истребитель до скорости в три маха и подымал до высоты в 22 километра. Тяга равна 11200 кгс.

При полном вооружении истребитель развивал скорость 3000 км/ч. Без вооружения скорость повышалась на 10-15 %. Американские ученые, проводя испытания, доказали, что двигатель Р15Б-300 развивает скорость до 3400 км/ч. Максимальная скорость МиГ 25 достигала 3600 км/ч. При полете над Синайским полуостровом такую скорость фиксировали у советских самолетов в 1972 году обе стороны.

Согласно этим данным истребитель МиГ 25 установил абсолютный рекорд по скорости и данным высоты полета. Но по причинам безопасности пилотам запрещали разгонять самолет свыше 3000 км/ч.

Боевое применение

Египет

В ходе войны на Истощение два МиГ-25Р и два МиГ-25РБ в составе 63-го ОАО проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты с 10 октября 1971 по март 1972 годов над Синайским полуостровом оккупированным Израилем. Израильтяне заявляли что полёты неопознанных самолётов над Израилем продолжались и в апреле-мае. Неизвестные самолёты израильтяне сначала называли «МиГ-21 Альфа», «МиГ-23» и «X-500». Израильские истребители F-4 и Mirage III несколько раз совершали вылеты на перехват МиГов, ни в одном случае выпущенные ракеты не попали в цель. Использование израильтянами ЗРК HAWK также оказалось бесполезным. В июле 1972 года самолёты были возвращены в Советский Союз.

Советские МиГ-25 принимали участие в ходе войны Судного дня, совершая разведывательные полёты над Синаем и над Тель-Авивом. Было поставлено четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-25РБ 154-го ОАО, первый вылет был совершён 22 октября. Самолёты вернулись в Советский Союз в мае 1975 года.

Сирия

13 февраля 1981 года на перехват двух израильских разведчиков RF-4C взлетел сирийский МиГ-25. При приближении перехватчика «Фантомы» развернулись на обратный курс и использовали средства РЭБ. Через минуту из-за облака помех в области нижней полусферы появился истребитель F-15 (МиГ-25 имел ограничения в обнаружении в нижней полусфере). В этот момент сирийскому пилоту поступали сильные шумовые помехи по радио и он не услышал команду с земли на отворот. На встречном сближении с дистанции 25 километров F-15 запустил ракету AIM-7F и сбил МиГ-25. Так произошла первая в истории воздушных боёв встречная ракетная атака.

29 июля 1981 года демонстративные полёты выполнял уже одиночный F-15, два других расположились вне зоны видимости сирийских РЛС. «Верхнего» F-15 стала вызывать на себя пара сирийских МиГ-21, в это время пара МиГ-25 отправилась в засаду — в затемнённую область ВКП «Хокай». F-15 «клюнул» на ложный вызов. «Двадцать пятые» стали заходить в позиции для атаки. Однако F-15, не меняя курса, внезапно перешёл на снижение, увлекая за собой МиГ-25. Противники столкнулись друг с другом, их метки на экране слились, а затем пропали. Сирийский пилот катапультировался. Сирийский ЦКП приказал второму МиГ-25 пойти на сближении с двумя другими «Иглами». Сириец произвёл захват одной цели на 25 км, пуск первой ракеты — на 18 км, второй ракеты — на 11 км (бортовые средства контроля при дешифрировании подтвердили попадание первой ракеты). Израильский лётчик катапультировался над морем. Сторожевые катера подобрали спасательный жилет и пакет с сигнальными средствами, хранящийся в катапультном сиденье. Израильскими данными потеря не подтверждается. Советский военный эксперт В. Бабич сообщает, что после этого успешного боя сирийское командование вывело МиГ-25 за рамки боевых действий, объясняя это тем, что для них нет целей.

31 августа 1982 года Израиль заявил, что расчёт ЗРК HAWK сбил сирийский МиГ-25РБ, но Сирия до конца 1982 года не обладала пригодными для полетов разведчиками МиГ-25РБ; есть информация о потере в этот день двухместного МиГ-25 (возможно, МиГ-25У).

Сирийские МиГ-25 регулярно совершали разведывательные пролёты на границе и над территорией Израиля в 1990-х годах. Также они отгоняли израильские истребители, которые периодически залетали за сирийскую границу.

Исторические факты

Чертежи данной машины были желанными для конструкторских бюро многих стран. Потенциальные враги хотели знать все нюансы:

  • применение истребителя;
  • данные максимальной скорости полета и высоты;
  • уникальность конструкции двигателя, вооружения, электронной начинки.

История гласит, что в 1976 году 6 сентября истребитель МиГ 25 угнал в Японию советский летчик Беленко Виктор. При штатном полете предатель пересек границу и приземлился в Японии. Он попросил политического убежища у США. Самолет разобрали и вывезли в штаты для тщательного обследования. Это послужило толчком для переоборудования на всех самолетах новой электроники и оборудования.

Видео о МиГ-25

Силовая установка.

На МиГ-25П впервые в отечественном авиастроении применили низконапорный ТРДФ Р-15Б-300 конструкции С.К.Туманского (2х7500/11200 кгс). Двигатель, раскаляющийся на скорости М=2,83 до температуры 1000°, предохранили стальным посеребренным экраном. Общая масса серебра, уходящего на покрытие экрана составляла 5 кг на один самолет. МиГ-25ПД и ПДС оснащались ТРДФ Р15БД-300 (2х8800/11200 кгс).
В качестве топлива использовался высокотемпературный керосин Т-6. Он же использовался в качестве теплоносителя в системе охлаждения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]