Су-57 (ПАК ФА Т-50) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Легкий танк Т-50 был создан преемником боевых машин Т-26, которые не могли противостоять огню противотанковой артиллерии. Новый танк получил корпус с наклонными броневыми листами, дизельным двигателем и торсионной подвеской.

Но, даже не смотря на высокие оценки, которые дало командование РККА по результатам боевого применения, крупномасштабное производство танков Т-50 так и не началось. Поэтому Красная Армия в начале Великой Отечественной войны использовала устаревшие машине Т-26 и легкие танки Т-70, которые уступали Т-50 по всем параметрам.

Создавался с учетом опыта боевого применения танка Т-26 в финской войне и результатов испытаний в СССР немецкого танка Pz. III, у которого был позаимствован ряд конструктивных решений (трехместная башня, командирская башенка и т. д.).

Принят танк на вооружение в феврале 1941 года. Производился на заводе № 174 имени К. Е. Ворошилова. С июля 1941 до февраля 1942 года изготовлено 65 единиц.

История создания

В начале 30-х годов прошлого века на вооружение РККА поступил легкий танк Т-26, который массово выпускался в нескольких модификациях. Но уже в середине десятилетия технологический и технический прогресс в танкостроении привели к постепенному устареванию машины, которое к 1940 году обещало стать катастрофическим. Первой попыткой создания преемника стал опытный танк Т-111, проходивший испытания весной 1938 года, но не получивший дальнейшего развития.

Война с Финляндией лишний раз подчеркнула слабое бронирование Т-26, что привело к появлению предложений увеличить толщину листов до 30-40 мм вместо 15 мм. Одновременно завод №174 получает задание на разработку принципиально новой машины с противоснарядной защитой и рядным дизельным двигателем, созданным на основе В-2. К этому времени существовали наработки конструкторов завода №185, которые предлагали вариант модернизации Т-26 с заменой ходовой части.

После объединения конструкторских групп разработки получили обозначения 126-2 и 126-1 соответственно. Первым был изготовлен вариант 126-1, который вышел на испытания в 1940 году. Военные забраковали машину, которая базировалась на старом корпусе Т-26, не допускавшем установки мощного дизеля с увеличенными габаритами. Одновременно заказчики отвергли проект 126-2, поскольку хотели получить легкую машину, максимально унифицированную с перспективным в то время средним танком А-32 (впоследствии ставшим Т-34).

Новые разработки привели к созданию 2-х прототипов 126(СП), которые отличались толщиной защиты и вооружением.

Но в тот момент в распоряжение руководства ГБТУ попали результаты испытаний немецких танков Pz.Kpfw.III, которые привели к изменениям концепции применения танковых частей. Теперь РККА требовались скоростные машины, имевшие защиту от огня 37 мм противотанковой артиллерии. Наиболее соответствующими требованиям стали Т-126(СП) и Т-34, которые имели один общий недостаток – высокую стоимость.

Доработанные прототипы легких танков предоставили конструкторские бюро Кировского завода и предприятие №174. В начале 1941 года были проведены сравнительные испытания, где техника показала близкие результаты, но военные отдали предпочтение разработке завода №174. Уже в феврале 1941 года, т.е. до окончания испытаний, машину приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-50.

Официальное одобрение серийного выпуска последовало 12 апреля того же года, причем производство стартовало на заводе №174 по обходным технологиям. Полноценный выпуск планировалось развернуть не ранее 4 квартала, а выйти на запланированные объемы в следующем году. Но начавшая война спутала все планы, завод уже в июле был частично разрушен налетами германской авиации. Всего до момента эвакуации в Ленинграде собрали 50 машин. После эвакуации в город Чкалов завод изготовил из задела деталей еще 25 машин, плюс восстановил некоторое количество разбитых в боях танков.

На момент своего появления танк Т-50 являлся уникальной машиной, поскольку броня обеспечивала защиту от огня орудий калибром до 45 мм на дистанциях более 600 м.

Ни один иностранный легкий танк не обеспечивал такой защиты экипажу. Но к концу 1941 года броня толщиной 37 мм перестала удовлетворять требованиям. Специалисты Ленинградского завода №174 предложили установку дополнительных экранов из 15 мм листа на лобовой части корпуса и бортах башни.

Подобная доработка коснулась части построенных танков Т-50, встречалась только на машинах Северо-Западного и Ленинградского фронтов. Для фиксации использовались болты, конструкция крепления была идентичной примененной на машинах Т-26 и КВ, которые модернизировались на заводе №174.

Комитет Обороны СССР прилагал усилия по дальнейшему развертыванию производства танков Т-50 на производственных мощностях за Уралом. Но проблемы с выпуском силовых агрегатов и нараставший дефицит танков Т-34 привели летом 1942 года к временной приостановке работ по Т-50. К этому времени была подготовлена документация на упрощенный корпус, который планировалось сваривать полуавтоматами.

Новая башня литой конструкции должна была иметь толщину 50 мм. Но эти наработки так и не пошли в серию, хотя в ходе войны предпринимались безуспешные попытки возродить производство Т-50.

Истребитель Су-57 — видео

Самолёт разрабатывается для замены в российских ВВС истребителя Су-27. Для экспортных поставок на базе Су-57 совместно с Индией предполагается создание экспортной модификации самолёта с обозначением «FGFA» (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).

Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений. В начале 2016 года Юрий Борисов сообщил, что серийные поставки истребителей Су-57 начнутся с 2022 года.

Первый полёт Су-57 с двигателем второго этапа (изделие 30) состоится в IV квартале 2022 года.

Разработка

В 2002 году начались работы по проекту. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта, а в 2005 году началось финансирование разработки. 30 января 2015 года глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что начинаются поставки ПАК ФА в интересах Минобороны России.

Лётные испытания

29 января 2010 года первый лётный экземпляр Су-57 впервые поднялся в воздух, совершив полёт длительностью около 45 минут. Машину пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Герой России Сергей Богдан. 14 марта 2011 года в ходе лётных испытаний Су-57 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полётов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях. 24 июля 2012 года начались испытания третьего лётного образца (Т-50-3, б/н 53) с БРЛС Н036, с установленным на нём радаром с активной фазированной антенной решёткой. По состоянию на 28 октября 2013 года совершено более 450 полётов. 18 сентября 2015 начат завершающий этап испытаний.

Экспортная модификация

Экспортная модификация ПАК ФА для поставки в Индию и, возможно, в другие страны, получила название FGFA (англ. Fifth-Generation Fighter Aircraft). Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания займётся разработкой бортового компьютера FGFA, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте возьмёт на себя российская . В рамках процесса по подготовке контракта между ОАК и корпорацией HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения, в 2010 году в подмосковном Жуковском на аэродроме «Раменское» состоялась демонстрация Су-57 представителям Министерства обороны и ВВС Индии, а также корпорации HAL. Предполагается, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 %. Общая стоимость проекта оценивается в 8-10 миллиардов долларов. Предполагается, что индийская версия истребителя впоследствии будет поставляться на экспорт.

ВВС Перу планируют приобрести российские истребители пятого поколения Су-57. По подсчетам перуанских военных, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трех подобных истребителей. Как считают военные аналитики Перу, «учитывая состояние обороноспособности Перу, необходимо взять на вооружение новейшее мощное оружие сдерживания».

Стоимость Су-57

Владимир Путин после наблюдения за ходом испытаний самолёта заявил, что «на первом этапе создания самолёта было потрачено 30 миллиардов рублей, ещё столько же требуется для завершения проекта». Он пояснил, что затем начнётся модернизация двигателя, вооружения и так далее. При этом, по словам Путина, самолёт будет в 2,5-3 раза дешевле зарубежных аналогов. Индия планировала (2012) закупать Су-57 по цене 100 млн долларов за самолёт.

Описание конструкции танка Т-50

Танк Т-50 имел обычную для советских машин компоновку — с отделением управления в носовой части, с боевым отделением в средней и МТО — в корме. Отделение управления занимал водитель, рабочее место которого незначительно сдвинуто от центра. Еще трое танкистов занимали боевое отделение. Заряжающий и наводчик по обе стороны орудия, и командир рядом с задней стенкой. По-над головой командира установлен командирский купол, который обеспечивал обзор в 180 градусов.

Командирский купол и функциональное разделение обязанностей, было применено впервые в истории советского танкостроения. Командир танка Т-50 мог вести наблюдение не отвлекаясь на ведение огня.

При сборке корпуса танка Т-50 применялись бронелисты 37, 30, 25, 15, 12 мм. Верхние, скуловые и лобовые листы стыковали под большими углами. По замыслу, это должно было гарантировать защиту от обстрела 37-40 мм БС. В верхнем лобовом листе прорезан люк механика-водителя, крышка которого оборудована прибором наблюдения. Также имелся запасной наблюдательный «глаз» — смотровой прибор в виде броневого шара. Машины позднего выпуска взамен «глаза» оборудованы амбразурой с броневой пробкой. Эвакуационный люк находился сзади сидения водителя.

Бронелисты крыши МТО крепили болтами, в самой крыше прорезаны воздухозабоники прямоугольной формы оборудованные сетками и жалюзи. Выброс горячего воздуха, как и выхлопных газов, происходил через щели в бортах кормовой части обустроенные над гусеницами. Данная конструкция гарантировала довольно активное охлаждение двигателя и трансмиссии. В середине крыши над мотором танка Т-50 наличествовал люк прямоугольной формы. В передней детали крыши МТО, имелись, сделаны лючки для доступа к топливным бакам и заправочным горловинам радиатора. Посередине кормового листа, был прямоугольный люк довольно больших размеров, для обслуживания трансмиссии. Люк закрывала крышка.

Для изготовления башни использовали катанные бронелисты толщиной 37-мм (маска, борта и корма) и 15 (крыша) мм. Бортовые листы стояли под углом наклона 20 (правый и левый) и 15 (кормовой) градусов. Лобовая амбразура башни прикрывалась полукруглой броневой маской. В крыше башни танка Т-50 наличествовали два входных люка, которые закрывали крышки на петлях, отверстия для перископического прицела, а также вытяжного вентилятора с броневым колпаком.

В неподвижной командирской башенке, которая изготавливалась штамповкой, имелось восемь смотровых щелей (на опытных образцах — семь) с приборами «Триплекс», закрывавшихся броневыми щитками. В крыше башенки был сделан сигнальный лючок. В заднем листе, для демонтажа орудия, прорезан специальный люк, закрывавшийся крышкой. Через этот же люк загружали боекомплект и выбрасывали гильзы. Для стрельбы на самооборону оба борта башни имели амбразуры, а также приборы наблюдения. Аналогичная амбразура располагалась и в кормовом люке башни.

Вооружение Т-50 заключалось в 45-мм ТП образца 1934 года и двумя спаренными с ней 7,62-мм пулеметами ДТ. Для наведения оружия использовали телескопический прицел ТОС и перископический ПТ -1. Начальная скорость БС весом 1,42 кг- 760 м/с, а 2,13 кг осколочного — 335 м/с. Дистанция прямой наводкой — 3600 м, наибольшая — 4800 м. Наведения орудия- посредством ручных приводов. Боекомплект заключался в 150 выстрелах к орудию и 4032 патрона (набитых в 64 диска) к пулеметам ДТ. Наличествовали укладки на 24 гранаты Ф-1и 7,62-мм ПП ППД с б/к в 750 патронов.

В двигательном отделении вдоль оси стоял дизель В-4 (300 л.с.) жидкостного охлаждения. Пуск дизеля посредством инерционного стартера — от электродвигателя либо вручную. Помимо этого, наличествовала система пневматического пуска. Совокупная вместимость 2-ух баков топлива, поставленных по сторонам дизеля, была 350 л. Запас хода по шоссе составлял 344 км. Для фильтрации воздуха применялся очиститель воздуха инерционно-масляного типа. С левой стороны двигателя имелись масляный бак в 30 литров, масляный фильтры, топливный фильтр, воздухоочиститель, водомасляный радиатор.

Трансмиссия танка Т-50 включала КПП обеспечивавшую четыре передачи переднего и одну заднего хода, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, два многодисковых бортовых фрикциона и два двухрядных бортовых редуктора. Для поворота танка использовались бортовые фрикционы. Подвеска — торсионная, состояла из шести двойных опорных катков с внутренней амортизацией, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, трех поддерживающих катков и ведущего колеса заднего расположения. Гусеница танка Т-50 — мелкозвенчатая из 73 траков, литая, шириной 360 мм. Противопожарное оборудование состояло из ручного тетрахлорного огнетушителя.

Опытные танки Т-50 снабжались р/с КРСТБ с антенной, на башне. Серийные машины радиостанций не имели. В качестве внутреннего переговорного устройства использовалось ТПУ-3 на три абонента. Для коммуникации командира с водителем имелась возможность связи с использованием светосигнального устройства (цветные лампочки).

Технические характеристики танка Т-50

Общая информация

  • Тип – легкий танк;
  • Боевая масса – 13,8 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Количество выпущенных – 75 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5200 мм;
  • Ширина корпуса – 2470 мм;
  • Высота – 2165 мм;
  • Клиренс – 350 мм.

Бронирование

  • Тип брони – стальная цементованная, высокой твердости;
  • Лоб корпуса (верх) – 37/50° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) – 45/225° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) – 37/40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) – 37/90° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) – 25/63° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) – 37/10° мм/град;
  • Днище – 12-15 мм;
  • Крыша корпуса – 15 мм;
  • Лоб башни – 37/65-85° мм/град;
  • Маска орудия – 37 мм;
  • Борт башни – 37/20° мм/град;
  • Корма башни – 15/15° мм/град.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки – 150;
  • Прицелы – ТОС и ПТ-1;
  • Пулеметы – 2 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя – дизельный;
  • Мощность двигателя – 300 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 60 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 344 км;
  • Запас хода по пересеченной местности – 280 км;
  • Удельная мощность – 21,7 л.с./т;
  • Тип подвески – торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,56 , кг/см²;
  • Преодолеваемый подъем – 40°;
  • Преодолеваемая стенка – 0,7 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,1 м.

Тактико-технические характеристики Су-57

Экипаж Су-57

— 1 человек

Размеры Су-57

— Длина: 19,7 м — Размах крыла: 14 м — Размах заднего ГО: 10,8 м — Высота: 4,8 м — Площадь крыла: 82 м² — База шасси: 6 м — Колея шасси: 5 м

Вес Су-57

— Масса пустого: 18500 кг — Масса нормальная взлётная со 100 % топлива: 30610 кг — Масса максимальная взлётная: 37000 кг — Масса топлива: 11100 кг

Двигатель Су-57

— Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги — Модель двигателя: «АЛ-41Ф1» (на прототипе и самолётах первых партий, двигатель «второго этапа» имеет заводское обозначение «Тип 30») — Тяга максимальная: 2 × 8800 (около 10900 на «Тип 30») кгс — Тяга на форсаже: 2 × 15000 (около 18000 на «Тип 30») кгс — Масса двигателя: 1350 кг

Тяговооружённость Су-57

— Тяговооружённость при нормальной взлётной массе: со 100 % топлива 0,98 (~1,17 с «Тип 30») кгс/кг — Тяговооружённость при максимальной взлётной массе: 0,85 (~1,01 с «Тип 30») кгс/кг

Скорость Су-57

— Предельная скорость на высоте: 2600 км/ч — Максимальная крейсерская (бесфорсажная) скорость: M=2,1

Дальность полета Су-57

— Практическая дальность на дозвуковой крейсерской скорости: со 100 % топлива 4300 км; с 2 ПТБ: 5500 км — Практическая дальность на сверхзвуковой крейсерской (бесфорсажной) скорости: со 100 % топлива 2000 км

Продолжительность полёта Су-57

— до 5,8 часов

Практический потолок Су-57

— 20000 метров

Длина разбега/пробега Су-57

— 350 м (100 м)

Максимальная эксплуатационная перегрузка Су-57

+ 10—11 g

Вооружение Су-57

— Пушечное: 30 мм встроенная пушка 9А1-4071К (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились) — Боевая нагрузка: 1310—10000 кг — Для воздушного боя, в отсеках вооружения: 1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД) — Против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД) — Точки подвески: внутренние 8 или 10; внешние 8 или 2.

Во внутренних бомбоотсеках будут использоваться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МД, средней дальности РВВ-СД (Изделие 180) и большой дальности РВВ-БД (Изделие 180-БД). Отличия новых ракет от предшественников заключаются в повышенной дальности, чувствительности, помехозащищённости и возможности обнаружения и захвата цели во время автономного полёта, что позволяет производить быстрый пуск из внутренних отсеков вооружений. Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» КС-172 на внешних узлах подвески. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типов, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы.

Летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9А1-4071К, позволяющей отработать весь боекомплект носителя в любом режиме, проходили в 2014 году на самолете Су-27СМ. На самолете пятого поколения Су-57 опытно-конструкторская работа по отработке этой пушки планируется в 2015 году после завершения испытаний.

Модификации

Официально Т-50 выпускали в одной серийной модификации, но ее можно разделить на два типа:

  • Базовый Т-50;
  • Упрощенная модель. Она имела 40-мм гомогенную броню, литую башню, а у некоторых танков этого типа не было командирской башенки.

Также есть информация о том, что в ходе войны Т-50 прямо в полевых условиях оборудовали броневыми экранами.

На базе Т-50 не выпускалось никаких других боевых машин, но было несколько проектов:

  • Т-127, с зауженным корпусом и более тонкой катаной броней, что уменьшало его массу;
  • Т-52 или Т-50-2, с более мощными пушками или даже 25-мм зенитной автоматической пушкой;
  • СУ-Т-50 – САУ на основе Т-50 с 76-мм пушкой.

Все проекты из-за начала войны пришлось закрыть.

Преимущества и недостатки

Представление о характеристиках данного танка и его вооружения вы получили, но чтобы приносить максимум пользы на поле боя, необходимо иметь четкое представление и преимуществах и недостатках Т-50 World of Tanks

, помнить о них всегда. Чтобы вам было проще, сейчас мы разложим все по полочкам. Плюсы: • Достойная незаметность; • Отличные ходовые качества; • Высокая скорострельность и неплохой ДПМ; • Хорошая точность; • Неплохое пробитие по меркам четвертого уровня; • Приемлемые углы вертикальной наводки. Минусы: • Повышенный уровень боев; • Малый запас прочности и плохой обзор; • Слабое бронирование; • Маленький разовый урон; • Плохая стабилизация; • Пробития недостаточно для боев на 6-7 уровнях.

Боевое применение Т-50

О боевой карьере T-50 известно очень мало — к началу войны танк только начал поступать в части и изготовлено было не так много единиц (в советских, конечно, масштабах сравнения), большая часть которых оказалась на ленинградском направлении.

С началом войны их производство свернули. Была попытка вновь наладить выпуск Т-50 только в более упрощенном виде (начало 1942 г.), однако, выпустив 69 машин от этой идеи отказались. На этом карьера этого во всех смыслах замечательного и недооцененного танка завершилась.

Всего было произведено 245 Т-50.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]