Гаубицы и мортиры | США
75-мм гаубица M1A1 L / 16 (M-116) на десантном лафете
Орудие «M-1A1 L-16» (послевоенное обозначение – M-116) — буксируемая вьючная 75-мм гаубица поступила на вооружение в 1927 г. В основном применялась горными и воздушно-десантными частями, а также морской пехотой. Орудие разбиралось на несколько частей и перевозилось на вьючных животных. В ходе модернизации «М-1А1», был разработан лафет «М-8», деревянные колеса заменили на металлические с пневматическими шинами. Гаубица использовалось армиями Великобритании, Китая и Франции. Всего было выпущено 5,2 тысячи орудий. Орудие комплектовалось боеприпасами с такими снарядами: осколочно-фугасными «HE M-48 Shell» (длина боеприпаса – 596 мм; масса – 8,3 кг; масса снаряда – 6,6 кг; масса ВВ – 676 г; начальная скорость – 381 м/с; дальность стрельбы – 8,7 км); бронебойно-кумулятивным «HEAT M-66 Shell» (длина боеприпаса – 596 мм; масса – 7,3 кг; масса снаряда – 5,9 кг; масса ВВ – 453 г; начальная скорость – 305 м/с; дальность стрельбы – 7,2 км). ТТХ гаубицы: калибр – 75 мм; длина – 3,6 м; ширина – 1,2 м; высота – 0,9 м; длина ствола – 1,2 м; масса – 653 кг; скорострельность – 22 выстрела в минуту; расчет – 4 человека.
Гаубица 105-mm Howitzer M-101
Гаубица «105-mm Howitzer» имела два обозначения: «M-101» и «М-2А1». Орудие также устанавливалось на САУ «M-7 Priest» и на некоторые танки. Гаубица имела раздельно-гильзовое заряжание, и на самом мощном заряде максимальная дальность стрельбы из неё достигала 11,2 км. Всего было выпущено свыше 10 тысяч орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; длина – 5,9 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,7 м; длина ствола – 2,3 м; масса – 2,3 т; масса боеприпаса 105x372R – 16,7 — 19,8 кг; масса снаряда – 13,2 — 15,5 кг; начальная скорость – 381 – 472 м/ч; скорострельность – 5 выстрелов в минуту; скорость транспортировки по шоссе – до 50 км/ч; расчет – 6 человек.
Гаубица M-3 105-mm Howitzer
Легкая гаубица «M3» была принята на вооружение в 1943 г для оснащения ВДВ. Выпускалось два варианта гаубицы с различиями в стволах (Т-7 и Т-10) и три в способах транспортировки (М-3, М-3А1, М-3А2).
В качестве тягачей использовались внедорожники. Орудие поставлялось в Англию (2 шт.), Францию (94 шт.) и страны Латинской Америки (18 шт.). Всего было поставлено 2 580 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105-мм; длина – 3,9 м; ширина – 1,7 м; высота – 1,3 м; длина ствола – 1,6 м; масса – 1,1 т; масса боеприпаса 105x372R — 14 кг; начальная скорость – 311 м/с; скорострельность – 4 выстрела в минуту; максимальная дальность – 7,6 км.
Гаубица 155-mm Howitzer М-1 (M-114)
155-мм полевая гаубица серийно производилась в 1942-1945 гг. под обозначением «М-1», после войны получила индекс «М-114». Гаубица имела ствол-моноблок, поршневой затвор, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Подрессоренный ход оснащался колесами с пневматическими шинами. В боевом положении гаубица опиралась на сошники раздвижных станин и передний откидной упор. Колеса при этом вывешивались. Перевозилось орудие быстроходным гусеничным тягачом или 5-тонным армейским грузовиком. В боекомплект гаубицы входили выстрелы раздельного картузного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным (обычным и активно-реактивным), кассетным (со стреловидными поражающими элементами), дымовым, химическим и осветительным снарядами. Для регулировки дальности стрельбы имеется 7 разных зарядов. Всего было изготовлено 10,3 тысячи орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 155 мм; длина – 7,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 1,8 м; масса орудия в походном положении – 5,8 т, в боевом – 5,4 т; длина ствола – 3,6 м; масса снаряда – 39-47 кг; начальная скорость – 563 м/с; скорострельность – 4 выстрела в минуту; максимальная дальность стрельбы – 14,6 км; расчет — 11 человек.
Гаубица 203-mm Howitzer M-115
203-мм гаубица «M-115» была принята на вооружение в 1940 г под названием «8-дюймовая гаубица M-1». Обозначение «М-115» было принято после войны. Орудие таже устанавливалось на некоторы танки. Гаубица комплектовалась боеприпасами с осколочно-фугасными, фугасно-активно-реактивными и кассетными гранатами. Осколочно-фугачная граната M-106 Shell (масса – 90 кг, масса ВВ – 17 кг, начальная скорость – 594 м/с) пробивала на дистанции 4,5 км 1,2 м железобетона при угле встречи 90°. Всего было выпущено 1006 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 203 мм; длина – 10,9 м; ширина – 2,8 м; высота – 2,7 м; масса в походном положении – 13,4 т; в боевом – 10,9 т; длина ствола – 5,1 м; скорострельность – один выстрел за 2 минуты; масса снаряда – 90 кг; дальность стрельбы: от 5,6 км (заряд №1 при начальной скорости – 250 м/с) до 16,8 км (заряд №7 при скорости 594 м/с); расчет – 14 человек.
Гаубица 240-mm Howitzer М-1918
Гаубица «M-1918» являлась копией французского орудия «Mortier de 280 modèle 1914 Schneider» с уменьшенным калибром ствола до 240 мм. Она состояла на вооружении в 1920-1943 гг. Перевозка орудия осуществлялась четырьмя тяжелыми гусеничными тракторами со скоростью 5 миль в час. Всего было построено 330 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 240 мм; масса – 18,7 т; длина ствола – 5 м; масса снаряда – 156 кг; масса заряда – 16,6 кг; начальная скорость – 518 м/с; скорострельность – 12 выстрелов в час; максимальная дальность – 15 км; расчет – 12 чел.; время перехода из транспртного положения в боевое 4-6 часов.
Гаубица 240-mm Howitzer М-1
240-мм гаубица «M-1», прозванная «Черным драконом» была принята на вооружение в 1941 г. Орудие перевозилось в разобранном виде на две части. Гаубица также использовалась в Великобритании. Всего было выпущено 315 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 240 мм; масса в боевом положении – 29,3 т; ширина – 2,8 м; длина ствола – 8,4 м; масса снаряда – 163 кг; начальная скорость – 701 м/с; скорострельность — 1 выстрел за 2 минуты; максимальная дальность стрельбы – 23 км; расчет – 14 человек.
Поделиться в:
Самые мощные морские орудия Второй мировой войны
Musashi ведет огонь главным калибром, 26 июля 1942 года
Самые большие пушки в истории
. Вторая мировая война продемонстрировала важность артиллерии крупных калибров. При этом гонка калибров шла не только на земле, но и на море. Практически все морские державы разрабатывали для своих линкоров мощные артиллерийские системы, которые должны были обеспечить кораблям превосходство над противником.
Многие страны смогли разработать для своих надводных боевых кораблей артиллерийские орудия калибром более 400 мм. Дальше всего пошли японцы, вооружившие линкоры типа «Ямато» морскими орудиями калибра 460-мм. Именно японское морское орудие стало крупнейшим и мощнейшим среди всех корабельных орудий, которые участвовали во Второй мировой войне.
При этом калибр 406-мм покорился США, которые массово использовали такие орудия на своих линкорах. Германия и СССР также создали 406-мм морские орудия, правда, до кораблей они так и не добрались. Немцы смогли собрать как минимум дюжину 406-мм орудий, все они использовались исключительно в береговой артиллерии. Советский Союз создал свое 406-мм морское орудие Б-37. В составе опытной башенной установки МП-10 орудие приняло участи в обороне Ленинграда.
Главный калибр «Ямато»
В ряду самых мощных морских орудий Второй мировой войны первое место по праву принадлежит японскому морскому корабельному 460-мм орудию Тип 94. Данное орудие находилось на вооружении двух самых крупных и известных сегодня японских линкоров «Ямато» и «Мусаси». Планировалось, что оно будет установлено и на третий линкор типа «Ямато», но «Синано» впоследствии был достроен в качестве авианосца, и артиллерия главного калибра ему не понадобилась.
Кормовая башня главного калибра линкора Yamato с 460-мм орудиями Type 94
Работа над 460-мм морским орудием велась в Японии с 1934 по 1939 год, руководил работами инженер С. Хада. Уникальная морская артиллерия разрабатывалась в обстановке строжайшей секретности. На вооружение орудие было принято под обозначением 40-SK Mod. 94. Это обозначение сохранялось до конца войны и было частью дезинформации.
Меры, которые принимал Японский флот для сохранения секретности вокруг данной артиллерийской системы, были беспрецедентными. Об истинном калибре артиллерии линкоров типа «Ямато» американцы смогли узнать только после завершения боевых действий, до этого они полагали, что самые совершенные японские линкоры были вооружены 406-мм орудиями.
Выпуск новых орудий продолжался в Японии с 1938 по 1940 год. За это время удалось создать 27 стволов, включая два, предназначенных для проведения полигонных испытаний. Шесть полных башенных установок трехорудийного состава были установлены на двух линкорах «Ямато» и «Мусаси», оставшиеся стволы предназначались для дальнейшего вооружения третьего линкора данного типа.
Трёхорудийные башенные установки линкора «Ямато» весили 2510 тонн, с боезапасом – 2774 тонны, это превышало водоизмещение большинства эсминцев периода Второй мировой войны. Для стрельбы из 460-мм орудий были разработаны бронебойные и зажигательные снаряды. Последние представляли собой, по сути, зенитные боеприпасы, содержащие 600 осколочных и 900 зажигательных элементов. 460-мм бронебойный снаряд Тип 91 был самым тяжелым снарядом, который использовался в морских сражениях Второй мировой войны. Его масса составляла 1460 кг.
460-мм морское орудие Тип 94 могло отправить снаряды весом почти 1,5 тонны на максимальную дальность 42 км, досягаемость по высоте – 11 км. Начальная скорость полета снаряда – 780–805 м/с. Максимальная скорострельность орудий составляла 1,5–2 выстрела в минуту. Углы возвышения от -5 до +45 градусов.
Носовые башни с 460-мм орудиями линкора Mushasi во время испытаний, май-июнь 1942 года
Длина ствола орудий 40-SK Mod. 94 составляла 45 калибров, больше 20 метров. Вес ствола вместе с затвором превышал 165 000 кг. Снаряды данной артиллерийской системы отличались хорошей бронепробиваемостью. На дистанции 20 километров 460-мм бронебойный снаряд «Ямато» пробивал 566 мм вертикальной брони.
Специалисты оценивали японское морское орудие Тип 94, как очень надежное. Артиллерийская система самых мощных японских линкоров не страдала характерными для сложной техники «детскими болезнями». Правда, это всё равно не позволило орудиям и линкорам проявить себя. Созданные для борьбы с линейными кораблями американского флота оба японских сверхмощных линкора стали в итоге жертвами авиации, не успев нанести противнику сколь-либо значимых потерь.
Орудия для немецких суперлинкоров
Перед началом Второй мировой войны в Германии были заложены и построены линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Ввод линкоров в строй происходил уже после начала боевых действий. При этом основным калибром гордости немецкого флота были 380-мм орудия. Это были мощные и достаточно удачные пушки, но на тот момент многие линейные корабли противников Германии могли похвастаться и большим калибром артиллерии.
Исправить ситуацию на море должны были линкоры типа «Н». В рамках амбициозной программы кораблестроения Германии от 1939 года (отсюда другое название проекта «Н-39») планировалось построить сразу шесть линкоров нового типа, которые по своим размерам превзошли бы «Бисмарк». Основным вооружением новых кораблей должны были стать 406-мм или 420-мм орудия.
Башенная установка орудия 40 cm SKC/34 на батарее «Тронденес» в Норвегии
Разработка данных артиллерийских систем велась в Германии в 1930-е годы. Орудия были созданы концерном «Крупп» и были полностью готовы к 1934 году, как и 380-мм орудия «Бисмарка». 406-мм орудия получили обозначение 40 cm SKC/34. Проектом предусматривалась расточка их стволов до калибра 420 мм, в таком виде орудия также планировалось использовать при развитии линкоров проекта «Н».
Из-за отмены строительства линкоров типа «Н» орудия были представлены только в береговой артиллерии. До начала Второй мировой войны в Германии успели заложить только два корпуса новых линкоров, остальные корабли даже не были заложены. При этом от проекта отказались уже в октябре 1939 года после начала Второй мировой войны.
К тому моменту на было собрано 12 орудий калибра 406-мм. Среди них одно опытное, три – в корабельном варианте и 8 – в береговом варианте. В конечном итоге все орудия было решено использовать в береговой обороне, где они стали основой самых мощных немецких береговых батарей.
Орудия 40 cm SKC/34 имели калибр 406,4 мм, длина ствола – 52 калибра. Вес только ствола орудия с затвором оценивается в 159 900 кг. Затвор – клиновой, горизонтального типа. На корабельных версиях для удобства заряжания орудий затвор должен был открываться в разные стороны. Максимальные углы возвышения орудия – 52 градуса. Ещё одним отличием морской и береговой версий был размер зарядных камор. У корабельных орудий 420 куб. дм, у береговых орудий – 460 куб. дм.
Живучесть ствола 406-мм орудий оценочно составляла 180–210 выстрелов. В качестве боеприпасов могли использоваться бронебойные, полубронебойные и осколочно-фугасные снаряды весом 1030 кг. Максимальная скорость их полета составляла 810 м/с, а максимальная дальность стрельбы до 42–43 км. Скорострельность орудий доходила до двух выстрелов в минуту.
Батарея Lindemann. Немецкий часовой на посту возле 406-мм орудия
Позднее уже в 1942 году специально для орудий береговой обороны были спроектированы облегченные осколочно-фугасные снаряды. Эти 610-кг боеприпасы при максимальном возвышении орудия развивали скорость полета до 1050 м/с, а максимальная дальность стрельбы взлетела до 56 км.
406-мм орудия береговых батарей размещались в одиночных установках Schiessgerät C/39, обеспечивавших углы возвышения от -5 до +52 градусов. Для дополнительной защиты они были прикрыты бетонными казематами. Бронированные башни располагались в кольцевых двориках бетонных казематов, углубленных в грунт на глубину более 11 метров. Расчет каждого орудия состоял из 68 человек, в том числе 8 офицеров.
Одну из батарей в составе трёх орудий немцы расположили возле небольшого французского городка Сангатт к западу от Кале. Батарея получила название Lindemann. С осени 1942 года данная батарея вела огонь по Дувру в Великобритании и Дуврскому проливу. Всего по Дувру с 1942 по 1944 год (вплоть до захвата позиций батареи канадскими войсками) было выпущено 2226 снарядов.
Ещё две батареи немцы расположили в Норвегии, в 1941 году туда отправили 8 орудий, но одно из них затонуло при перевозке. Береговые батареи, вооруженные 406-мм орудиями 40 cm SKC/34, немцы использовали для защиты Нарвика и Тромсё. После завершения Второй мировой войны эти орудия достались норвежской армии. Последний раз они вели огонь в 1957 году, а в 1964 батареи были окончательно расформированы.
Главный калибр линкоров типа «Советский Союз»
В Советском Союзе, как и в Германии, перед Второй мировой войной существовали амбициозные планы развития флота. В рамках утвержденной программы строительства «Большого морского и океанского флота» в СССР в конце 1930-х – начале 1940-х годов было заложено четыре линкора проекта 23 типа «Советский Союз». Советские линкоры должны были стать самыми большими и мощными в мире, но ни один из них так и не был достроен.
Пушка Б-37 в одноствольной опытной установке МП-10 в цехе Новокраматорского завода, 1939 год
Строительство линкоров было прекращено после начала Великой Отечественной войны, на тот момент готовность головного линкора «Советский Союз», заложенного в 1938 году в Ленинграде, составляла 19,44 процента. И если линкоры так и не были созданы, то артиллерия главного калибра для них была разработана. Артиллерийское вооружение советских суперлинкоров опиралось на 406-мм морскую пушку Б-37. Линкоры планировалось вооружить 9 такими орудиями главного калибра, скомпонованными в трёх башнях.
В связи с прекращением реализации проекта линкоров типа «Советский Союз» в июле 1941 года работы по дальнейшей разработке морского орудия Б-37 и башни МК-1 для него были свернуты. В то же время уже готовая опытная одноствольная полигонная установка МП-10 с 406-мм орудием Б-37 приняла участие в обороне Ленинграда. За период боевых действий орудие выпустило по немецким войскам в окрестностях города 81 снаряд.
Первое орудие Б-37 было готово к декабрю 1937 года, сборка орудий осуществлялась на . Всего было выпущено 12 орудий и пять качающихся частей для них, а также партия снарядов. К началу Великой Отечественной войны одно из орудий в составе опытной установки МП-10 располагалось на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне под Ленинградом (Ржевка).
Эвакуировать установку по причине огромного веса не представлялось возможным, поэтому орудие оказалось участником обороны города на Неве. Установки успели подготовить для ведения кругового огня и дополнительно бронировать. Первые выстрелы по наступающим немецким войскам советская 406-мм пушка сделала уже 29 августа 1941 года.
406-мм снаряд орудия Б-37. Экспонат Военно-морского музея, Санкт-Петербург
Оказаться под снарядами данного орудия было крайне неприятным делом. 406-мм бронебойные снаряды весом 1108 кг оставляли после себя воронку диаметром 12 метров и глубиной до трёх метров. В зависимости от угла возвышения орудия скорострельность должна была составлять от 2 до 2,6 выстрелов в минуту. Живучесть скрепленного ствола составляла 173 выстрела, что было подтверждено в ходе испытаний. Максимальная дальность стрельбы орудия составляла примерно 45 км.
Вес ствола орудия Б-37 с затвором составлял 136 690 кг, длина ствола – 50 калибров. Углы подъема орудия составляли от -2 до +45 градусов. Для стрельбы из орудия планировалось использовать бронебойные, полубронебойные и фугасные снаряды. Последние разработать так и не успели. При этом бронебойный 406-мм снаряд весом 1108 кг при выстреле развивал начальную скорость 830 м/с. На дистанции 5,5 километров такой снаряд гарантировано пробивал бронелист толщиной 614 мм.
После завершения войны использование опытной установки МП-10 для отстрела новых боеприпасов продолжалось и в 1950-е, и в 1960-е годы. До наших дней сохранилась одна установка с орудием Б-37, которая по-прежнему находится на Ржевском артиллерийском полигоне под Санкт-Петербургом.
Британская и американская реактивная артиллерия Второй мировой
Увидел это фото и удивился — никогда раньше такого не видел. Мы же все привыкли к «Катюшам» на автомобильном шасси, ну максимум к направляющим, стоящим прямо на грунте. А тут такое! Копнул тему поглубже и увидел еще более интересные и необычные варианты.
Вот смотрите: Работы по созданию боевых ракет начались в Великобритании в конце 30-х годов. Английское военное руководство было ориентировано на традиционные средства поражения целей на поле боя (ствольная артиллерия и авиация) и не воспринимало реактивные снаряды в качестве серьёзного оружия.
Британские боевые ракеты первоначально предназначались исключительно для стрельбы по воздушным целям, когда незадолго до начала войны была осознана необходимость совершенствования ПВО Великобритании. Нехватку необходимого количества зенитных орудий было решено компенсировать простыми и недорогими реактивными снарядами.
Первая разработанная 2-дюймовая зенитная ракета при запуске тащила за собой тонкую стальную проволоку, которая должна была, по замыслу разработчиков, запутаться в винтах вражеских самолетов, вызывая, таким образом, их падение. Существовал также вариант с 250-гр. осколочным зарядом, на котором имелся самоликвидатор, настроенный на 4-5 с полёта — к этому времени ракета должна была достигать расчетной высоты порядка 1370 м. Было выпущено небольшое количество 2-дюймовых ракет и ПУ для них, которые использовались исключительно в учебных и тренированных целях.
Более перспективной оказалась 3-дюймовая зенитная ракета, боевая часть которой имела ту же массу, что и зенитный 94-мм снаряд. Ракета представляла собой простую трубчатую конструкцию со стабилизаторами, в двигателе применялся заряд бездымного пороха — кордита марки SCRK, уже используемого в 2-дюймовой ракете. Ракета массой 25 кг имела потолок около 6500 м.
Ракеты и пусковая однозарядная установка были успешно испытаны в 1939 году. В том же году был начат серийный выпуск ракет и пусковых установок.
Запуск ракет с этих первых установок не всегда был надежным, а их точность была такой низкой, что был возможен только заградительный зенитный огонь. Вскоре для увеличения вероятности поражения воздушной цели была принята установка с двумя направляющими. В дальнейшем повышение эффективности зенитных реактивных установок шло путём увеличения количества ракет на пусковых устройствах и совершенствования неконтактных взрывателей ракет.
Были созданы мобильные установки на лафете от 3-дюймовых зенитных пушек, которые с 36 рельсовых направляющих могли давать залпы по 9 ракет.
А самой мощной была стационарная установка береговой обороны, стреляющая 4 залпами по 20 ракет, вступившая в строй в 1944 году.
3-дюймовые ракеты оказались гораздо более эффективными в качестве авиационного вооружения. Во время войны 3-дюймовые ракеты применялись с самолётов для борьбы с бронетехникой и даже для того, чтобы топить немецкие подводные лодки, находящиеся в надводном положении.
На некоторые танки «Кромвель» устанавливались по две 3-дюймовые зенитные ракеты на рельсах по бортам башен танков. Так же были попытки устанавливать такие пусковые на бронеавтомобили.
Начиная с 1944 года, союзники начали теснить японцев в Азии. Для боёв в джунглях были характерны относительно небольшие дистанции ведения огня и зачастую отсутствие возможности подтянуть артиллерию для разрушения японских дотов.
Для решения этой задачи была разработана реактивная система, ставшая известной под кодовым обозначением LILO.
Пусковое устройство переносилось на огневую позицию одним человеком, а второй в рюкзаке нес ракету. По прибытии на место ракета вставлялась спереди в трубу, угол возвышения регулировался задними опорными лапами, а наведение осуществлялось через открытый прицел. Запуск осуществлялся дистанционно с помощью электрозапала от батареи напряжением 3,5 В.
Существовало две модификации этого оружия: 83-мм — массой 17, 8 кг несла 1,8 кг взрывчатки, и 152-мм — массой 35 кг несла 6,24 кг взрывчатки. LILO были способны входить в землю на глубину до 3 м, пробивая также бревенчатый настил, что было достаточно для разрушения любого японского дзота.
Разработка реактивного оружия в Великобритании была в первую очередь ориентирована на ПВО, однако в преддверии неизбежной высадки союзников на атлантическом побережье потребовалось лёгкое огневое средство, способное дать за короткий промежуток времени высокую плотность огня.
Конструктивно это реализовали, соединив ракетный двигатель 3-дюймовой авиационной ракеты с 13-кг боевой частью 127-мм артиллерийского снаряда. Для повышения точности стрельбы ракеты закручивались при старте с винтовых направляющих.
Пусковые установки устанавливались на десантные суда для огневого подавления в районе высадки. Флотская система получила оригинальное название «Mattress» («Матрас»).
Сухопутный вариант такой установки стал «Land Mattress» («Сухопутным матрацем»). Армейские буксируемые ПУ имели 32 ствола и угол возвышения: от 23° до 45°, максимальную дальность стрельбы до 7225 м. Позже были созданы 24-х зарядные облегчённые установки. Управление огнем осуществлялось с помощью выносного пульта. На марше установка буксировалась обычной армейской грузовой машиной.
Первые британские «Land Mattress» были применены на Сицилии в 1943 году. Эти установки особенно отличились при переправе через реку Шельда и штурме Вальхерена в 1944 году, после чего были созданы еще несколько артиллерийских ракетных батарей.
Установки в значительных количествах поступили в войска только в начале ноября 1944 года, так что серьезного влияния на ход боевых действий они уже не оказали. Попытки применения «Land Mattress» в Бирме оказались не слишком удачными, из-за низкой мобильности. Требовались установки на самоходном шасси, но разработанное пусковые на шасси джипа на войну опоздали.
Против наземных целей использовались ракеты флотского противолодочного бомбомёта «Хеджехог», который был разработан в Великобритании и устанавливался на многие британские и американские боевые корабли.
бомбомёт «Хеджехог»
Модернизированный для ведения огня по берегу 178-мм снаряд с увеличенной дальностью стрельбы, содержал до 16 кг «Торпекса», что гарантировало при попадании уничтожение любого полевого укрепления или противодесантного заграждения. Имелся также зажигательный вариант, который при взрыве засыпал всё в радиусе 25 метров горящим белым фосфором.
Бомбомёты с модернизированными реактивными снарядами применялись как с десантных кораблей для «зачистки» берега, так и устанавливались на танки «Матильда».
«Матильда» вооруженная противолодочным бомбомётом — Matilda Hedgehog, экспонируется в австралийском музее в Puckapunyal. На корме машины установлен бомбомет Hedgehog.
Американцы приступили к разработкам собственных реактивных снарядов практически одновременно с англичанами, однако, результат оказался намного лучше. В ходе войны были разработаны и запущены в производство несколько различных типов реактивных снарядов калибра 4,5 дюйма (114 мм). Самым массовым стал разработанный для вооружения штурмовиков и выпускавшийся с 1943 года реактивный авиационный снаряд М8 массой 17,6 кг, он имел длину 911 мм и калибр 114 мм.
Реактивный снаряд М8
Помимо штурмовой авиации США, снаряды М8 активно использовали и наземные войска, монтируя пусковые многоствольные установки на танках, грузовиках, джипах и бронетранспортерах, а во флоте — на кораблях. Несмотря на «авиационную ориентацию» ракет М8, наземные войска и флот израсходовали этих реактивных снарядов в несколько раз больше, применяя их с многоствольных установок залпового огня.
В 1943 году на вооружение армии США поступает установка T27 Xylophone. Установки, расположенные в один ряд, монтировались на модифицированных 2,5 т шасси грузовых автомобилей GMC CCKW-353 6×6 или Studebaker. По точности, дальности стрельбы и мощности залпа они уступали советским БМ-13.
Американские РСЗО Т27 Xylophone
Также в США была разработаны более лёгкие установки. В качестве базы использовались модифицированные шасси автомобилей повышенной проходимости типа Willys или Додж «три четверти» WC51.
Установка T23
В задней части автомобиля устанавливались в два ряда трубы для 28 неуправляемых реактивных снарядов.
Наиболее известной американской РСЗО стала T34 CALLIOPE.
Базой для реактивной системы послужил средний танк М4 «Шерман». На его башне смонтировали пакет из 60 трубчатых направляющих для реактивных снарядов М8 калибра 4,5 дюйма (114 мм). Вес залпа составлял 960 кг, максимальная дальность стрельбы — 3800 м, время залпа 15-20 сек.
Горизонтальное наведение реактивной установки на цель осуществлялось командиром экипажа путем поворота башни. Вертикальная наводка производилась подъемом или опусканием ствола пушки, с которым посредством жесткой тяги был связан пакет направляющих. Общий вес установки составлял около 1 т.
Перезарядка системы на поле боя была весьма проблематичной, и поэтому ее попросту сбрасывали с танка сразу после залпа. Для этого отсоединялся всего один электроразъем и выбивались кувалдой три болта. В дальнейшем установка была модернизирована и избавиться от нее стало можно без выхода экипажа из танка.
Обычной тактикой был массированный обстрел позиций противника, с целью подавления противотанковых средств из РСЗО закреплённой поверх башни танка. После чего экипаж быстро избавлялся от пусковой установки и шёл в атаку наравне с обычными линейными машинами. С учётом обычно «одноразового» применения пусковой установки, в дальнейшем были приняты пластиковые и картонные направляющие для ракет.
Существовало несколько вариантов этих установок, которые пользовались популярность в войсках и активно использовались в боях.
Столкнувшись с многочисленными, зачастую весьма изощрёнными японскими укреплениями и огневыми точками во время боёв за атоллы, американцы в спешном порядке создали и приняли на вооружение однозарядную пусковую установку М12 для 114-мм реактивных снарядов М8, по типу британской LILO. Использовались как пластиковые, одноразовые пусковые, так и многоразовые из магниевого сплава. Однако вес боевой части 114-мм снаряда М8 не превышал 2 кг, и эффективность действия установки по защищенным целям была зачастую не достаточна.
Самыми «многоствольными» были ПУ Т44 со 120 «трубами», на грузовой площадке грузовика-амфибии DUKW или машины- амфибии LVТ и ПУ «Скорпион» со 144 стволами, на базе амфибии DUKW.
Американский флот и морская пехота активно применяли 114-мм снаряды типа 4,5″BBR — (BBR — Beach Barrage Rocket — ракета для разрушения береговых сооружений).
Реактивный снаряд 4,5″BBR
Реактивный снаряд 4,5″BBR имел калибр 114,3 мм, его длина составляла 760 мм, масса — 13 кг. Пороховой метательный заряд весом 6,5 кг обеспечивал максимальную скорость снаряда 233 м/с, дальность стрельбы составляла около 1 км. Боевая часть содержала 2,9 кг тринитротолуола, по своему действию снаряд был, сопоставим со 105-мм гаубичным осколочно-фугасным снарядом.
Корабельные пусковые установки снарядов 4,5″BBR представляли собой пакеты сотовых направляющих, смонтированные на палубе кораблей огневой поддержки десанта под углом 45° к горизонту. Каждый из таких кораблей мог в течение считанных секунд выпустить несколько сотен реактивных снарядов, обеспечивая поражение оборонительных сооружений и живой силы противника на берегу. В 1942 году корабельные пусковые установки использовались при высадке союзных войск в Касабланке, а с 1943-го широко применялись при десантных операциях на тихоокеанских островах.
Импровизированная пусковая установка реактивных снарядов 4,5″BBR
Первые сухопутные установки для запуска снарядов 4,5″BBR представляли собой импровизированные желобковые деревянные направляющие, которые морские пехотинцы США применяли для ведения беспокоящего огня по позициям японцев.
Подразделение американских реактивных установок 4,5″BBR на грузовых автомобилях
Также простейшие пусковые монтировались на лёгкие вездеходы, наведение на цель производилось посредством соответствующего поворота автомобиля. Управление стрельбой осуществлялось с помощью выносного пульта.
Абсолютно все пусковые установки реактивных снарядов 4,5″BBR обладали большим рассеиванием при стрельбе и могли применяться только для нанесения ударов по площадям. Впрочем, в боеприпасах недостатка у моряков и морпехов не было: за годы войны в США было произведено более 1 600 000 реактивных снарядов 4,5″BBR.
Несмотря на достаточно массовое применение, имеющиеся реактивные боеприпасы не удовлетворяли американских военных по точности и могуществу действия у цели. В связи с этим американцы перешли к принципу стабилизации ракет вращением.
4,5-дюймовая ракета М16, имела длину 787 мм и массу 19,3 кг, в том числе 2,16 кг ракетного топлива и 2,36 кг фугасного ВВ. Ее начальная скорость была 253 м/с, максимальная дальность полета 4805 м. Стабилизация его в полете вращением вокруг продольной оси обеспечивается ввинченной в донце порохового двигателя турбиной, имеющей 8 наклонных к оси снаряда газовых сопел. На вооружение американской авиации ракеты М16 уже не поступали, являясь чисто наземными для реактивных систем залпового огня.
Буксируемая пусковая установка Т66
Специально для этой ракеты была разработана буксируемая пусковая установка Т66. Она состоит из 24 алюминиевых трубчатых направляющих, объединенных в пакет, установленный на двухколесном лафете с раздвижными станинами.
В вертикальной плоскости обеспечивается наводка в диапазоне углов от 0° до +45°, в горизонтальной — в пределах 20°. Заряжание пусковой установки производилось с дульной части. Вес пусковой установки без снарядов — 556 кг. Это позволяло использовать для транспортировки вездеходы типа «Виллис». Стрельба из установки велась с помощью выносного пульта.
Рассеивание снарядов было относительно невелико. Для полного снаряжения установки Т66 ракетами требовалось около 90 секунд.
Пусковая установка Т66 по совокупности характеристик являлась самой совершенной американской РСЗО из используемых во Второй мировой, но применялась она только в завершающей стадии боевых действий, и в весьма незначительных количествах.
В 1943 году на вооружение в США приняли 182-мм (7,2 дюйма) неуправляемый реактивный снаряд Ml7, предназначенный в первую очередь для уничтожения долговременных оборонительных сооружений. Длина снаряда Ml7 составляла 880 мм, общий вес — 27,5 кг. За время работы двигателя снаряд разгонялся до скорости 210 м/с, дальность стрельбы составляла примерно 3,2 км.
Имелся также усовершенствованный вариант этого снаряда — М25. Он имел головную часть другой конструкции, длина снаряда была увеличена до 1250 мм, вес составлял 26 кг. По сравнению с 114-мм реактивными снарядами, новые снаряды имели меньшую дальность и более мощную осколочно-фугасную боевую часть.
Пусковая установка Т40 для двадцати реактивных снарядов М17 также была смонтирована на «Шермане» по аналогии с РСЗО T34 CALLIOPE.
Установка состояла из 20 направляющих сотового типа. Сам пакет направляющих имел броневую защиту, причем в его передней части защита была выполнена в виде откидывающихся вверх и вниз броневых створок.
Пусковые установки Т40 были впервые использованы в 1944 году во время высадки англо-американских войск в Нормандии, применялись они и в боях в Северной Италии.
Давая оценку англо-американским РСЗО, стоит отметить, что, в отличие от СССР и Германии, они в армиях союзников никогда не рассматривались в качестве важного средства огневого поражения противника. Это можно объяснить подавляющим превосходством над немецкими войсками в классических средствах: ствольной артиллерии и авиации.
По своим боевым характеристикам американские, а в особенности британские реактивные снаряды существенно уступали используемым советскими и немецкими артиллеристами. Это нашло отражение в тактике их применения: английские и американские РСЗО крайне редко вели огонь по тылам противника, ограничиваясь обычно оказанием непосредственной огневой поддержки своим наступающим подразделениям. Источник
Американские 105-мм гаубица М3 (вверху) и 75-мм легкая гаубица М1А1 (внизу)
Дискуссия о путях развития пехотной (полковой, штурмовой) артиллерии продолжается. В нашей статье, опубликованной в «Т и В» №2 за 2001 год, поставлен вопрос о том, что успешное ведение боевых действий в региональных конфликтах невозможно без мобильных вертолето-транспортабельных штурмовых орудий массой до одной тонны.
По поводу статьи специалистами высказан автору весьма широкий спектр мнений – от полной поддержки до язвительных упреков в пропаганде «народной гаубицы» и «пищали ХХ1-го века». Попробуем все же разобраться.
В современном понимании пехотная артиллерия (батальонная, полковая, артиллерия сопровождения пехоты) представляет вид вооружения, организационно входящий в состав низших звеньев пехоты и действующий в бою в ее порядках.
Главным свойством пехотной артиллерии является ее мобильность, т.е. в конечном счете малая масса орудия. В русской армии полковая артиллерия как вид артиллерии (наряду с полевой, осадной и крепостной) возникла в ходе военных реформ Петра I и наиболее широкое применение получила в ходе 1-й Кавказской войны и Туркестанских войн. Однако исторически возникновение полноценной пехотной артиллерии обычно относится к периоду второй половины Первой мировой войны, в ходе которого со всей очевидностью выявилась необходимость оперативной артиллерийской поддержки маневренных действий пехоты. Пехота в момент и после прорыва переднего края обороны противника оказывалась без необходимой артиллерийской поддержки. Командиры рот, батальонов и полков четко осознали, что без легких орудий, способных сопровождать пехоту «огнем и колесами» и быстро подавлять пулеметные гнезда, потери становятся невыносимыми.
Опыт проектирования легких орудий к этому времени уже был накоплен во многих странах при разработке горной артиллерии, возникшей как вид оружия в конце XIX века. По своим тактико-техническим характеристикам горные орудия вполне соответствовали требуемым пехотным орудиям. Основное отличие горных орудий заключалось в возможности их разборки на несколько частей для вьючной транспортировки. Одним из лучших мировых образцов горных орудий того периода были русские трехдюймовые (76,2 мм) горные пушки образца 1904 и 1909 гг. (масса в боевом положении соответственно 330 и 624 кг).
Уже в самом начальном периоде развития пехотной артиллерии возникли ее конкурирующие виды – классические орудия (пушки, гаубица и мортиры), минометы, безоткатные орудия и легкие реактивные установки. Наиболее интенсивно развивались минометы. Например, германская армия к началу войну имела 160 минометов (44 тяжелых и 116 средних), а в конце войны – 16000 минометов.
Японская 70-мм батальонная пушка «Тип 92»
150-мм пехотная пушка sIG 33 (Германия)
В период между Первой и Второй мировыми войнами наиболее интенсивная разработка легких пехотных орудий шла в Германии. Это объяснялось тем, что согласно Версальскому договору Германии было запрещено иметь тяжелое артиллерийское вооружение. В этот период быстрого возрождения немецкого милитаризма и развивающейся военной доктрины Германии, предполагающей ведение ею быстротекущих маневренных войн («блицкрига»), немецкие конструкторы уделяли неослабное внимание проблеме мобильности пехотных орудий, т.е. в первую очередь уменьшения их массы. В этом плане наиболее яркой разработкой была 7,5-см пехотная пушка IG18 (Infanterie Geschutze 18). Пушка состояла на вооружении пехотных батальонов, имела массу 400 кг, могла буксироваться конной тягой и всеми военными автомобилями вермахта и на расстояние в сотни метров без труда перекатывалась силами расчета. Для заряжания пушки надо было приподнять заднюю часть ствола, вставить снаряд в казенник и вернуть ствол на место. При начальной скорости снаряда 210 м/с достигалась достаточно большая дальность стрельбы 3375 м, обеспечивающая решение практически всех огневых за;
дач батальонной артиллерии. Было разработано также две модели этого орудия для оснащения горных и десантных войск, пригодных для транспортировки в разобранном виде. Основным недостатком пушки IG18, как и любой другой пушки с одностанинным лафетом, был малый угол горизонтального обстрела (12*). Интересно отметить, что масса орудия находилась на верхнем пределе класса легких пехотных орудий (масса до 400 кг) по современной классификации пехотных орудий, разработанной НИИ СМ МГТУ им. Н.Э. Баумана (класс средних пехотных орудий – 400-800 кг, тяжелых пехотных орудий 800-1200 кг).
Из других орудий этого класса отметим отечественную 76-мм батальонную мортиру БПК и японскую 70-мм батальонную пушку «Тип 92». Мортира БПК была разработана в соответствии с заданиями системы артиллерийского вооружения, утвержденной Реввоенсоветом СССР 5 августа 1933 г., и имела отличные характеристики (дальность стрельбы 5 км при массе системы 148 кг). Разрабатывались и другие образцы легких пехотных мортир. Только в 1931 г. были проведены испытания шести образцов батальонных мортир. Как всегда бывает, одностороннее увлечение одним видом оружия привело к забросу другого важного вида – минометов. В этот период ГАУ игнорировало минометное вооружение. Разработка минометов даже не предусматривалась системой артиллерийского вооружения на вторую пятилетку.
После разработки в 1936 г. 82-мм батальонного миномета и его успешных испытаний произошло шараханье в другую сторону. Началась интенсивная разработка минометов всех калибров. Как и всегда, инженеры быстро выровняли положение, созданное стереотипным мышлением военного руководства. К началу ВОВ Красная Армия получила прекрасные образцы 82-мм и 120- -мм минометов. Было освоено их серийное производство. На 1 июля 1941 г. имелось 14200 82-мм минометов и 3800 120-мм минометов. За период войны минометчики израсходовали 199 миллионов мин, что составило 53% общего расхода боеприпасов полевой артиллерии Красной Армии. Никто не собирается отрицать огромную роль, которую сыграли минометы в ходе ВОВ. Поданным материалов архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, наибольшие потери в живой силе на советско-германском фронте Германия понесла от минометного огня. Эти потери составили около 3 млн. человек. Тем не менее остается очевидным, что прекращение успешно начатой разработки пехотных мортир (и вообще пехотных орудий) было ошибочным. Миномет не мог решать целый ряд огневых задач, с которыми легко бы справилось пехотное орудие с настильной траекторией. Сюда в первую очередь относится борьба с танками, ставшая вполне доступной для низкоскоростных пехотных орудий с появлением в 1943 г. кумулятивного снаряда, и вообще борьба с целями, имеющими вертикальные проекции (здания, выходы туннелей и пещер, бетонные надолбы и бетонные колпаки ДОТов и т.п.). Существенными недостатками миномета были также малые углы горизонтального обстрела, большое время установки миномета на позицию, особенно в условиях каменистого грунта, связанное с необходимостью отрывки площадки под опорную плиту, отсутствие броневого щита, защищающего расчет от пулеметного огня противника, в том числе и огня самолетов-штурмовиков. Отсутствие сбалансированной оценки двух главных видов тяжелого пехотного оружия привело к тому, что к началу Великой Отечественной войны армия подошла без батальонной артиллерии калибра 76-мм и крупнее.
Японская 70-мм батальонная пушка «Тип 92» была самым легким массовым пехотным орудием (масса 212 кг) и одновременно самым известным артиллерийским орудием японской армии времен Второй мировой войны. Пушка была удобной в обращении, для транспортировки могла разбираться на части. Лафет имел пневмогидравлическое устройство. Колеса крепились на коленчатых осях, так что для лучшей устойчивости пушка могла быть установлена непосредственно на грунте или, напротив, приподнята с увеличением длины отката при стрельбе с большими углами возвышения. При одностанинном лафете пушка имела вполне приличный угол горизонтальной наводки 45°. Большое количество этих пушек после капитуляции Японии было захвачено китайской армией, которая использовала их до середины 50-х гг.
75-мм пехотная пушка IG18 (Германия)
76-мм пушка обр. 1943 г. (СССР)
Таблица 1 75-76 – мм легкие и средние пехотные и горные орудия
Угол возвышения | Угол горизонтальной наводки | Масса снаряда, кг | Начальная скорость снаряда, м/с | Максимальная дальность стрельбы, м | Дульная энергия W0, МДЖ | W0/M Дж/кг | |||
Легкие пехотные орудия (масса меньше 400 кг) | |||||||||
76-мм батальонная мортира Б-6 (БПК) (СССР) | 105 | 8,4 | 0? до +70? | 22? | 3 | 180 | 2000 | 0,048 | 462 |
70-мм батальонная пушка Тип 92 (Япония) | 212 | 10,3 | +4? до +75? | 45? | 3,76 | 198 | 2788 | 0,073 | 347 |
7,5-см пехотная пушка IG18 (Германия) | 400 | П.2 | -10? до +75? | 12? | 6,0 | 210 | 3375 | 0,132 | 330 |
76-мм горная пушка обр. 1904 г. (Россия) | 428 | 13 | -10? до +25? | 6? | 6,5 | 290 | 4300 | 0,27 | 630 |
Средние пехотные и горные орудия (масса 400-800 кг) | |||||||||
75-мм горная пушка Шкода обр. 1915 г. (Австро-Венгрия) | 620 | 15 | -9? до+50? | 7? | 6,5 | 350 | 7000 | 0,4 | 642 |
75-мм горная пушка Geb.G. 36 (Германия) | 750 | 19,3 | -2? до +70? | 40? | 5,75 | 476 | 9150 | 0,65 | 868 |
75-мм легкая гаубица М1А1 (США) | 607 | 17,6 | -5? до +45? | 6? | 6,35 | 81 | 8800 | 0,46 | 759 |
76-мм горная пушка обр. ГЛ. (Россия) | 735 | 23 | -10? до +70? | 45? | 6,28 | 485 | 10000 | 0,74 | 1004 |
76-мм горная пушка обр. 1938 г. (СССР) | 785 | -8? до +70? | 10? | 623 | 495 | 10100 | 0,76 | 972 | |
76-мм полковая пушка обр. 1927 г. (СССР) | 740 | 16,5 | -5? до +24,5? | 6? | 6,2 | 380 | 6700 | 0,45 | 605 |
76-мм полковая пушка обр. 1943 г. ОБ-25 (СССР) | 600 | 19,4 | -8? до+25? | 60? | 6,2 | 262 | 4200 | 0,21 | 355 |
Таблица 2 | |||||||||
Легкие орудия калибра 95-152 мм | |||||||||
105 мм гаубица М3 США | 1132 | 16,5 | -9? до +89? | 45? | 14,96 | 311 | 7585 | 0,72 | 639 |
105 мм орудие ОТО Мелара обр. 1956 г. (Италия) | 1273 | 14 | 7? до +65? | 56? | 14,97 | 416 | 11100 | 1,29 | 1017 |
95 мм пехотная гаубица (Англия) | 954 | 19,8 | -5? до +30? | 8? | 11,3 | 330 | 7300 | 0,62 | 645 |
120 мм гаубица Круппа обр. 1905 г. (Германия) | 1125 | 12 | 0? до +42? | 5? | 20 | 275 | 5800 | 0,76 | 672 |
120 мм орудие 2Б16 Нона — К (Россия) | 1200 | 24,2 | -10? до +80? | 60? | 17,3 | 367 | 8800 | 1,16 | 971 |
152 мм полковая мортира НМ обр. 1931 г. (СССР) | 1150 | 9,3 | -2? до +72? | 12? | 38,2 | ~ 250 | 5285 | 1,19 | 1038 |
Средний класс 75-76-мм пушек в основном представлен горными пушками и реально укладывается в диапазон масс 600- 800 кг. Одной из наиболее удачных конструкций своего времени считалась 75-мм горная пушка «Шкода» обр. 1915 г. В период между 1899 и 1915 гг. армия Австро-Венгрии учитывая характер предстоящей войны на юге Европы (Балканы, Альпы, Карпаты), провела испытания четырех различных видов горных пушек, прежде чем остановилась на пушке «Шкода» М1915. После Первой мировой войны это орудие состояло на вооружении армий Австрии, Венгрии и Чехословакии и использовалось вплоть до начала Второй мировой войны.
Широко известным орудием Второй мировой войны была 75-мм легкая гаубица М1А1 США. Она разбиралась на семь частей, что делало возможным ее парашютное десантирование и доставку вьючным транспортом. Гаубица, в частности, широко использовалась в горных районах Италии и на труднодоступных островах Тихого океана. Гаубица применялась в американских и английских воздушно-десантных соединениях вплоть до середины 60-х годов.
Чисто пехотным орудием этого класса была 76-мм полковая пушка обр. 1943 г.
Нелишним будет заметить, что русская артиллерия за всю историю своего существования имела всего две полковых пушки – обр. 1927 г. и обр. 1943 г. В царской России полковых орудий не было. Опыт маневренных операций Гражданской войны выявил острую необходимость в легких и мобильных орудиях пехоты. Поэтому первым орудием, созданным в советское время, была 76-мм полковая пушка обр. 1927 г., разработанная и запущенная в производство Путиловским заводом. При длине ствола 16,5 калибров и массе снаряда 6,2 кг пушка имела начальную скорость 380 м/с, максимальная дальность стрельбы составляла 6700 м. Масса орудия в боевом положении составляла 740 кг и уже по тому времени для орудия сопровождения пехоты считалась слишком большой. Пушка имела малый предельный угол возвышения 24,5? (при подрытом хоботе – около 40?) и одностанинный лафет (угол горизонтальной наводки 6‘ – по 3″ в каждую сторону). Последнее делало невозможным эффективную борьбу с танками.
В ходе войны, ввиду острой потребности войск, была предпринята попытка создать облегченное полковое орудие путем наложения ствола 76-мм пушки обр. 1927 г. на лафет 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 г. М-42. Разработка выполнялась ОКБ завода №172 (Мотовилиха) под руководством М.Ю. Цирюльникова. Переход на лафет с раздвижными станинами позволил резко увеличить угол горизонтального обстрела (до 60‘). В то же время новая пушка оказалась явно перетяжеленной (600 кг). Это особенно рельефно выступает при сравнении с горной пушкой обр. 1904 г., имеющей более высокие баллистические характеристики при массе 330 кг.
Несмотря на свои недостатки, пушка широко использовалась в войне.
Всего было изготовлено 5000 пушек. В боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с осколочно-фугасным снарядом ОФ-350, бронебойным и кумулятивным снарядом.
Рассмотренные выше пехотные пушки калибра 75-76 мм не исчерпывают обширный перечень орудий с массой до 1200 кг или незначительно превышающих эту величину, отнесенных выше к классу пехотных. Из них особый интерес представляет 152-мм мортира «НМ» обр. 1931 г. («Немецкая мортира»), разработанная и введенная на вооружение стрелковых полков Красной Армии. На 1 ноября 1936 г. на вооружении РККА состояло 100 мортир. К сожалению, непродуманное решение привело к снятию этой системы с вооружения. В то же время у немцев ее аналог 15 см SIG 33 (Schwere Infanterie Geschutze), правда более тяжелый, прекрасно показал себя. В ходе войны было выпущено свыше 20 тыс. этих орудий в буксируемом и самоходном вариантах. Простая и надежная конструкция пушки безотказно действовала в самых тяжелых погодных условиях, в песках, снегу и грязи.
105-мм орудие итальянской обр. 1956 г. (1273 кг) было разработано в 50-х гг. как типовая гаубица стран НАТО, способная стрелять унифицированными 105-мм снарядами серии US М1 и пригодная для транспортировки вертолетом. Гаубица образца 1956 г. оказалась чрезвычайно маневренной и удобной в обращении системой и применяется армиями стран НАТО до настоящего времени.
Развитие отечественной артиллерии в послевоенный период проходило в трудных условиях. Основную роль в этом сыграла ошибочная политика в отношении артиллерии высшего руководства страны в лице Н.С. Хрущева. Не только пехотная, но и вообще вся артиллерия была объявлена «каменно-ядерным» архаизмом. Однако уже в конце 50-х гг. корейская и средневосточные войны, а впоследствии вьетнамская война показали, что хоронить артиллерию рано. На фоне развития в мире большого числа региональных конфликтов стало ясно, что роль артиллерии не только не уменьшилась, а, напротив, резко возросла. При этом дорогостоящая и сложная артиллерийская техника основных сил, высокоэффективная в условиях широкомасштабной классической войны, оказалась непригодной в условиях региональных конфликтов, где на первый план выдвигаются такие свойства, как авиа- и вертолетотранспортабельность, высокая подвижность, малое время реакции, простота обслуживания. В то же время требования по дальности стрельбы, безусловно доминирующие для полевой артиллерии основных сил, в региональных конфликтах отодвигаются на второй план.
105-мм орудие обр. 1956 г. (Италия)
Таблица 3
Класс | Калибр, мм | Макс. дальность стрельбы, км | Масса орудия, кг |
Большой дальности | 152-155 | 25-100 | 7000-10000 |
Средней дальности | 152-155 | 15-20 | 3000-4000 |
Малой дальности (пехотные) | 76,100, 120, 152 | 3-8 | менее 1200 |
155-мм гаубица М-389
152-мм гаубица 2А61 «ПАТ-Б»
Постепенное осознание того факта, что «неправильные войны требуют неправильного оружия» и что попытки победить в региональном конфликте с помощью тяжелой классической артиллерии обречены на провал, привели к разработке в последнее десятилетие облегченных орудий. Примерами могут служить отечественная 152-мм полковая гаубица 2А61 «Пат-Б» (масса 4350 кг) и ее экспортный вариант 155-мм гаубица М-389, разработанные екатеринбургским ГУП «Завод №9», английские 155-мм гаубицы UFH (3630 кг) фирмы VSEL и LTH (3810 кг) , американская 155-мм гаубица LW155 (ХМ 777) корпуса морской пехоты (4080 кг).
К проблеме пехотных орудий эти образцы не имеют никакого отношения. Легкими и даже «сверхлегкими» (UFH – Ultralight Field Howitzer) эти гаубицы являются только по сравнению с обычными дальнобойными полевыми гаубицами типа М198 (7200 кг), FH – 70, (9300 кг), 2А65 «Мста-Б» (7000 кг) и др. Весьма сомнительно, что гаубицу «Пат-Б» можно отнести к классу полковых (пехотных) орудий. Дальность стрельбы (15200 м) избыточна для полкового орудия, а масса 4350 кг непомерно велика. Трехстанинный лафет с круговым обстрелом для пехотного (штурмового) орудия является ненужной роскошью. Никто бы не возражал против подобных «наворотов», если бы они не тянули за собой увеличение массы орудия.
Единственной легкой буксируемой системой, которую с натяжкой можно отнести к пехотным системам, является 120-мм орудие 2Б16 «Нона-К» с массой 1200 кг, находящееся на верхнем пределе принятого диапазона масс. Это орудие разработано ЦНИИТочмаш и официально состоит на вооружении десантно-штурмовых бригад. Система, скорее всего, представляет своеобразный компромисс между пехотной и полевой системами. Для пехотной пушки она тяжела, для полевой – недостаточна по максимальной дальности стрельбы (ОФ снаряд – 8,8 км, ОФ мина – 7,1 км, ОФ активно-реактивная мина – 12,8 км). Использование снарядов с готовыми нарезами на ведущем пояске имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Бесспорно позитивным элементом является удачная конструкция снарядов (конструктор М.М. Коноваев) и, в частности, большая масса заряда ВВ (A-IX-2) 4,9 кг (коэффициент наполнения 0,283 – очень высокий!).
Таким образом, из трех основных классов буксируемых артиллерийских орудий (большой, средней и малой дальности) на сегодня реально существуют только два класса. Пехотных орудий нет, и никто их не разрабатывает, потому что военные не дают такого задания. С упорством, достойным лучшего применения, игнорируется реальное положение дел. Между тем, оценки показывают, что несколько сот легких штурмовых орудий в составе батальонов, рот, пограничных застав и, возможно, даже взводов могли бы кардинально изменить обстановку во всех южных взрывоопасных районах. Стоимость тысячи таких гаубиц соизмерима со стоимостью одного боевого самолета. По критерию “стоимость – эффективность» трудно найти пример более рационального капиталовложения в безопасность страны и обеспечение ее целостности.
Американская 155-мм гаубица LW155
Английская 105-мм легкая гаубица
Нельзя сбрасывать со счетов и огромные экспортные возможности пехотных орудий. Эта ниша на мировом рынке вооружений сейчас никем не занята.
Еще один важный и перспективный аспект применения пехотных орудий, обусловленный настильностью их траектории, заключается в возможности использования снарядов с осевыми направленными полями готовых поражающих элементов, обеспечивающих большие глубины поражения. В этой сфере имеется большое количество новых идей. Подробнее об этом см. «Т и В», № 4, 7, 1999 («Возвращение шрапнели»).
В заключение сформулируем современные требования к пехотному орудию: масса орудия, дальность стрельбы, стоимость – в соответствии с таблицей
Калибр, мм | 76 | 100 | 120 | 152 |
Масса орудия, кг | 236 | 400 | 580 | 925 |
Максимальная дальность стрельбы, м | 5200 | 5800 | 6100 | 6500 |
Расчетная стоимость, тыс. долл. | 60 | 70 | 80 | 100 |
• для стрельбы могут использоваться как облегченные снаряды с высоким коэффициентом наполнения, так и штатные;
• предусмотрена возможность стрельбы высокоточными снарядами (ВТС), по крайней мере в калибрах 120 и 152 мм, в том числе штатными ВТС «Сантиметр» и «Краснополь». При этом подсветка цели должна осуществляться непосредственно с места расположения орудия;
• орудие должно иметь двухстанинный раздвижной лафет с углом горизонтальной наводки не менее 80° и углом вертикальной наводки -5° до +50°;
• броневой щит орудия должен обеспечивать при контактном бое защиту расчета от пулеметного и снайперского огня крупнокалиберного оружия (12,7-мм пулеметы ДШК, НСВ, «Корд», 12,7-мм снайперская винтовка ОСВ-96).
• время от начала обстрела буксируемого орудия до открытия огня орудием не более 2 мин.
Послесловие
Показывают телехронику из Чечни. Бойцы ОМОНа штурмуют край деревни, где засели боевики, среди них снайпер. Ожесточенная перестрелка продолжается несколько часов. Крупным планом показывают автоматчиков, выпускающих обойму за обоймой. Обидно за державу. Невместно солдатам великого государства воевать «пукалками». Подкатить бы самую захудалую пушчонку – трехдюймовку, а еще лучше – шестидюймовку, и в два счета решить все проблемы. В чем же дело ? Непонятно…
Литература
1. Одинцов В.А. Региональные войны: нужны штурмовые орудия / Т и В. -2001. -№1-2
2. Одинцов В.А Нужны штурмовые орудия // Военный парад.-2000. -№2.
3. Николаев А. И., Одинцов В.А. Для региональных конфликтов нужны штурмовые орудия // Вооружение. Политика. Конверсия. -2000. -№5(35)
4. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. Минск, Харвест, 2000
5. Шунков В.Н. Артиллерия. Минск, Попурри,2001
6. Артимерия XX века. Энциклопедия военной техники . Изд-во ACT, М.-.2001.
7. Вернидуб И. И. На передовой линии тыла. М.: ЦНИИНТИКПК, 1983.
8. Одинцов В. Возвращение шрапнели // ТиВ. -1999. -№4,7.
Владимир Кравченко
Оглавление