СУ-27, он же «Сушка» или «Сухарь» — многоцелевой истребитель всепогодного действия. Машина относится к 4-му поколению маневренных боевых самолётов, классифицируется НАТО как Flanker-B, что в русскоязычном варианте звучит так: ударяющий во фланг. Этот самолёт был разработан опытно-конструкторским бюро Сухого, с целью достижения превосходства в воздушном пространстве. Машина получилась очень удачной, неоднократно модернизировалась.
В настоящее время, «Сушка» считается основным истребителем российских ВВС, стоит на вооружении нескольких стран мира.
История создания
Четвёртое поколение маневренных истребителей серийного производства начало создаваться в конце 60-х прошлого столетия. Сразу отметим, что необходимость появления таких самолётов возникла у многих стран, но первыми над решением этой проблемы задумались в Соединенных Штатах. В частности, в 1965 году, американским конструкторам была поставлена задача по созданию нового тактического истребителя, который мог бы заменить устаревшие машины F-4C, класса «Фантом». В результате была запущена госпрограмма Fighter Experimental.
В рамках этой программы был спроектирован истребитель F-15 Eagle, тендер на его создание выиграла авиастроительная . Произошло это в 1969 году, и спустя 5 лет самолёт был запущен в серийное производство.
Разумеется, Советский Союз не хотел отказаться среди отстающих, поэтому сразу несколько конструкторских бюро получили госзаказ на создание нового фронтового истребителя. Примечательно, но ОКБ Сухого изначально не принимало в этом участия, однако, успех США в создании нового перспективного истребителя подтолкнул конструкторов этого бюро к собственным наработкам.
Так появился проект с рабочим индексом Т-10. Эти наработки получили официальный статус в 1971 году.
Через год, было проводились научно-технические советы с представителями КБ Сухого, Микояна и Яковлева. По итогу, проекты новых истребителей ЯК были сняты с конкурса. Наработки Сухого и Микояна получили продолжение. В результате комиссия приняла решение, что стране пригодятся два истребителя с максимально унифицированным оборудованием, чтобы снизить производственные затраты.
Так получили путёвку в жизнь 2 самолёта с уникальными боевыми характеристиками: СУ-27 и МиГ-29.
J-11: китайский «родственник»
В 1990 году Су-27 был включен в список разрешенной к поставкам за рубеж военной техники СССР. А уже в 1992 году Китай стал первым зарубежным государством, которое закупило Су-27, значительно укрепив тем самым мощь ВВС Национально-освободительной армии Китая. По отзывам того времени, китайские летчики были потрясены новой российской техникой.
В 1996 году правительства двух стран подписали соглашение по сборке 200 истребителей на территории Китая из российских комплектующих в рамках масштабной программы модернизации китайских ВВС. Первые серийные образцы китайской сборки под названием «J-11» поднялись в небо в 1998 году. Российская сторона поставила по договору 105 комплектов Су-27 для сборки. От дальнейших поставок Китай отказался, выбрав путь самостоятельного развития базовой модели. Модифицированный J-11 на 15 лет стал одним из основных фронтовых истребителей ВВС Китая.
Кроме собственных разработок, Китай продолжал закупать в России более современные версии Су-27. Так, в 1999 году специально для Китая была разработана модель двухместного истребителя Су-30МКК. Изучив этот самолет и использовав в качестве базы модификацию J-11B, китайцы создали более современный всепогодный ударный истребитель J-16. Этот «троюродный брат» Су-27 производится с 2012 года и по имеющимся данным может относиться к истребителям поколения 4++.
Когда был принят на вооружение
Серийный выпуск СУ-27 начался в 1981 году. Сборка началась в цехах авиастроительного завода Комсомольска-на-Амуре. Силовые установки выпускались двумя производственными предприятиями: Московским машиностроительным и Уфимским моторостроительным. В эксплуатацию СУ-27 поступил в 1985 году, однако, в течение 5-ти лет проводились лётные испытания в полевых условиях.
На заметку! Официально истребитель был принят на вооружение только в 1990 году, когда конструкторами были устранены все выявленные недоработки.
Су-30: тандем на 4 с плюсом
Двухместный истребитель Су-30 стал дальнейшим развитием семейства «двадцать седьмого» и относится к поколению 4+. Первый полет опытный экземпляр самолета совершил в 1988 году, а в 1990-е годы на его основе был создан экспортный вариант – Су-30МК, который запустили в серию в двух основных модификациях.
Наиболее «продвинутый» из них – Су-30МКИ. Среди его новинок – радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, которая обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение целей на больших дистанциях и в ближнем бою. Кроме того, Су-30 оборудованы мощными средствами радиоэлектронной борьбы для самообороны, как от вражеских истребителей, так и от систем ПВО.
Добавление в экипаж Су-30МК второго пилота-оператора позволило разделить обязанности и снизить нагрузку на летчиков. Двигатели АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги помогают выполнять в воздухе сложнейшие маневры.
Су-30МК изначально создавался с расчетом на мировой рынок, и его экспортные модификации сегодня эксплуатируются ВВС 12 стран. Иностранные Су-30 не раз встречались на учениях с аналогичными самолетами НАТО и неизменно показывали высокий уровень боевых характеристик. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ. В 2016 году эксплуатацию этих самолетов начала авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи».
Прототипы
Вполне естественно, что СУ-27 не был изначально создан в том виде, в котором его знает весь мир. Силами конструкторского бюро было создано несколько прототипных модификаций, на которых выявлялись и устранялись недостатки лётных характеристик.
- Первым в этой линейке стал самолёт с заводским индексом Т-10-1, который поднялся в воздух в 77-ом году. Пилотировал истребитель Владимир Илюшин. Вооружение на данную модификацию не устанавливалось, всего самолёт совершил 38 вылетов в рамках лётных испытаний. В рамках экспериментальных вылетов проверялась устойчивость машины и функциональность управления.
- Вторая модификация получила индекс Т-10-2 и была заявлена к испытаниям в 1978 году. Пилотировал машину Евгений Соловьёв, Герой Советского Союза. Согласно программе, проверялся коэффициент продольного управления. Испытания закончились неудачно: самолёт разрушился в воздухе, лётчик погиб.
- Третий образец получил более производительные двигатели, четвёртый — инновационную радиолокационную систему класса «Меч». После лётных испытаний 79-го года, была выпущена пробная партия из 5-ти машин, на которых тестировались системы управления и образцы вооружения.
Однако в ходе испытаний выплыли многие недоработки, упущенные на стадии проектирования. В частности, установленная электроника нарушала центровку истребителя. Показатели аэроупругости не соответствовали теории, расход горючего превышал заданные значения. Кроме того, поступила информация, что американский F-15 по многим показателям превосходит советскую разработку.
С учётом этих особенностей, у советских авиаконструкторов было два варианта решения проблемы: дорабатывать имеющийся экспериментальный образец либо создавать новую машину. Было решено создавать самолёт с нуля, используя опыт предыдущих наработок. В результате, «Сушка» претерпела существенные изменения в плане внешнего вида и технических характеристик.
Фактически, от предыдущей модификации не осталось ничего. Однако конструкторам удалось справиться с поставленной задачей: новая модификация превосходила американский истребитель.
Особенности самолета Су-27СМ
Передняя часть машины имела надстроенную часть, в которой был размещен отсек под РЛС, отдел для шасси и кабина экипажа. Также тут было размещено бортовое оборудование. К закабинному отсеку самолета были прикреплены два турбореактивных двигателя, которые оснащены управляемыми воздухозаборниками. К гондолам аппарата крепится оперение фюзеляжа и специальные подфюзеляжные гребни. Повышение аэродинамических свойств самолета было получено за счет интегральной системы корпуса. Кроме того, она позволила увеличить пространство для топливных баков и дополнительного оборудования. Новшеством была и конструкция крыла. Оно было выполнено в оживальной схеме и оснащено усиленным корневым наплывом.
В самолете Су-27СМ впервые была реализована новая концепция продольной неустойчивости на дозвуковых режимах полета. Данная система обеспечивает балансировку за счет автоматики, которая построена по принципу четырехкратного резервирования систем. Что касается системы посадки, то первоначально была использована стандартная трехопорная схема. Но она не давала нужного распределения нагрузки, после чего конструкторы применили упрощенную так называемую велосипедную схему, которая была оснащена системой распределения веса.
Конструктивные особенности СУ-27
Рассмотрим основные узлы этой модели советского истребителя.
Устройство планера
Данный элемент построен по интегральной схеме, когда крыло сочленяется с фюзеляжем, образуя единую несущую основу. С целью повышения аэродинамики, крыло получило корневые наплывы, увеличивающие стреловидность, что повышает лётные характеристики на сверхзвуковых скоростях. Горизонтальное оперение представлено в виде полностью отклоняемой консоли, выполняющей функцию управления по крену и руля высоты.
Технически планер «Сушки» состоит из следующих частей:
- Носовая;
- Серединная;
- Хвостовая.
Узнаваемая форма обеспечивается за счёт центральной балки, выступающей за сопла двигателей.
Двигатели
В качестве силовой установки на СУ-27 устанавливаются двухконтурные турбореактивные двигатели, известные под индексом АЛ-31Ф. Эта линейка форсажных двигателей была спроектирована в конце 70-х, серийный выпуск начался в 1985 году после комплексных испытаний. Установлены движки в гондолах, расположенных в хвостовой части истребителя.
Компоновка силовой установки:
- Компрессоры с 4 и 9 ступенями пониженного и повышенного давления соответственно;
- Форсажная камера;
- Турбина охлаждения со ступенями повышенного и пониженного давления.
Заявленная масса силового агрегата 1 490 килограмм, заявленная тяга — 12 500 кгс. Равноразнесённая установка двигателей повышает стабилизацию и общую выживаемость самолёта в воздухе. Воздухозаборники закрыты защитной сеткой, сопла охлаждаются воздушным потоком.
Система подачи топлива
На самолёте установлено 5 топливных резервуаров: два в плоскостях крыла и три в фюзеляже. При полной загрузке, СУ-27 берёт на борт 9 600 литров топлива, при неполной — 5 600. В качестве горючего используется авиационный керосин Т-1, ТС, РТ.
Подача топлива регулируется установленными датчиками, насосы функционируют в автоматическом режиме.
Гидравлика
Гидравлическая система разделена на два независимых контура с заявленным внутренним давлением до 280 кг/см3. Подача гидравлики осуществляется насосами, работающими от привода двигателя.
Гидросистема обеспечивает функциональность следующих узлов конструкции:
- Тяг рулевого управления;
- Привод шасси;
- Тормоза;
- Управление тормозным щитком;
- Створки экранов воздухозаборных камер.
Пневматическая система и шасси
Пневмоустановка заполняется сжиженным азотом и выполняет две основные функции: открывает пилотскую кабину и дублирует гидравлику, обеспечивая выпуск шасси в экстренных случаях.
Конструкция шасси реализована по трёхопорной схеме. Центральные стойки выполнены в виде опор с телескопическими газомасляными опорами. Фиксируются шасси замковыми элементами, расположенными на силовых шпангоутах.
Энергопитание
Напряжение бортовой сети «Сушки» 200/115В с частотой тока 400 Гц. Подаётся напряжение электрогенераторами, интегрированными в каждый силовой агрегат. Напряжение низковольтной системы 27В, подаётся через установленные выпрямители. Автономное питание обеспечивается двумя аккумуляторами с преобразователем.
Управление
Это комплексный модуль, состоящий из нескольких подсистем. Электродистанционное управление обеспечивает следующие функции:
- Контролирует положение борта в поперечном и продольном канале;
- Оптимизирует аэродинамические показатели при выполнении манёвров;
- Исключает перегрузки при критических углах атаки;
- Снижает нагрузку на планер.
Программное обеспечение работает в трёх режимах:
- Полёт;
- Взлет/посадка;
- Жёсткая связь.
Помимо этого, в самолёте установлен ограничитель предельного режима и автопилот.
Навигационное оборудование
Этот элемент реализован в виде единого бортового узла, состоящего из следующих узлов:
- Высотомер;
- Измеритель скоростных показателей;
- Контрольные датчики воздушных сигналов;
- Электронный компас;
- Радиомаяк;
- Система расчёта вертикали.
Узел связи
Для взаимодействия с наземными и воздушными объектами, самолёт оборудован двумя радиостанциями, работающими на КВ и УКВ частотах. Дополнительно в основной узел связи включены устройства П-515 и П-503Б, для внутренней коммутации и записи разговоров пилотов.
Управление установленным вооружением и оборонительная система
Модуль представлен тремя подсистемами:
- Распознавание сигналов свой-чужой;
- Устройство поиска и сопровождения цели по ИК-излучению;
- Система наведения ракет.
Для защиты самолёта в воздухе используются:
- Генератор активных помех «Сорбция»;
- Модуль противоракетных помех АПП-50, рассчитанный на 96 выстрелов;
- Станция «Берёза», предупреждающая об облучении.
Пилотажное оборудование кабины
Здесь установлены шкальные пилотажные приборы командного и планового типа. Непосредственное управление СУ-27 осуществляется ручкой, расположенной в центральной части кабины. За управление силовыми агрегатами отвечают дополнительные рычаги, скомпонованные по левому борту. Путевое управление педального типа.
Окраска
Типовой камуфляж:
- Нижняя часть — светло-голубое исполнение;
- Верхняя часть — голубые, светло-голубые и серо-голубоватые пятно.
Ракеты выкрашены в белый цвет с тремя чёрными кольцами. Номерные знаки нанесены на переднюю часть фюзеляжа.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-27
Первым в ВВС СССР в 1984 году истребители Су-27 получил 60-й истребительный авиаполк ПВО, дислоцированный на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре). Обучение летчиков на новой происходило в Центрах боевого применения ВВС в Липецке и истребительной авиации ПВО в Саваслейке.
На Западе об истребителе Су-27 широко узнали после столкновения 13 сентября 1987 года Су-27 с патрульным Р-3С ВВС Норвегии. «Орион» выполнял облет района учений Северного флота. Советский истребитель должен был вытеснить его из зоны учений. В результате столкновения оба самолета были незначительно повреждены. После этого событии фотографии Су-27 с полным ракетным вооружением обошли всю западную прессу.
Тактико-технические характеристики истребителя Су-27 | |
Экипаж | 1 чел. |
Силовая установка: | Два ТРДДФ АЛ-31Ф тягой на форсаже по12 500кгс (122,58 кН) |
Размеры, м: | |
размах крыла | 14,70 |
длина с ПВД | 21,94 |
высота | 5,93 |
Площадь крыла, м2 | 62 |
Масса, кг: | |
пустого | 16 000 |
нормальная взлетная | 22 500 |
максимальная взлетная | 30 000 |
Скорость максимальная, км/ч: | |
на большой высоте | 2500 (М=2,35) |
у земли | 1400 |
Потолок практический, м: | 18 500 |
Дальность максимальная, км | 3900 |
Скорость отрыва, км/ч | 360 |
Посадочная скорость, км/ч | 290 |
Длина разбега, м | 700 |
Длина пробега, м | 700 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 9g |
Вооружение: | 1 30-мм пушка ГШ-301 с боезапасом 150 снарядов; 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27Р/Т; 4 ракеты ближнего боя Р-73 |
Су-27 фактически в базовой конфигурации состоял на вооружении как ВВС, так и истребительной авиации (ИА) ПВО СССР. До распада Советского Союза большая часть дислоцированных на европейской территории Союза Су-27 принадлежала войскам ПВО. На 1991 год на вооружении ВВС и ИА ПВО СССР состояло порядка 500 истребителей Су-27.
Су-27 успешно демонстрировался на авиашоу по всему миру. Его маневренность позволяет выполнять ряд уникальных фигур высшего пилотажа («Кобра Пугачева», «Колокол»). Правда, выполнять их могут лишь летчики, допущенные к полетам на крайних режимах. Тем не менее, даже без выполнения этих фигур по маневренности с Су-27 в 1990-е годы не мог сравниться ни один истребитель мира. Кстати, широко известная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» оснащена истребителями Су-27.
Сейчас Су-27, наряду с МиГ-29, остается основным истребителем ВВС и ПВО России, и пожалуй, одним из наиболее эффективных в мире. В настоящее время Россия располагает примерно 350 истребителями Су-27. В целом, массово иметь тяжелые истребители в составе своих ВВС могут себе позволить только крупные государства. Остальные страны если и располагают подобными самолетами, то только в очень скромных количествах. В этой связи следует упомянуть негласное противостояние «МиГа» и «Су» в 90-х гг., связанное с тем, что руководство «Сухого» усиленно лоббировало замену истребителей МиГ-29 на Су-27. В случае осуществления этих планов истребительный парк ВВС России на 100% состоял бы из тяжелых истребителей, что легло бы слишком высокой нагрузкой на бюджет. В конечном итоге, около 300 единиц «двадцать девятых» осталось в составе российских ВВС.
После распада СССР вооруженные Су-27 полки остались на Украине (831-й иап, Миргород; 136-й иап ПВО, Кировское, Крым; сейчас Украина располагает 70 Су-27, из них только 16 исправны) и Узбекистане (9-й гв. иап ПВО, Андижан).
Белоруссия «унаследовала» от СССР более 20 Су-27, находившихся на ремонте в Барановичах.
Казахстан получил Су-27 в 1990-х годах от России в обмен на стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Первые четыре Су-27 прибыли в Казахстан в 1996 году.
Су-27 состоят на вооружении ВВС Анголы (14 единиц) и Эритреи (10 единиц). Анголе, предположительно, самолеты были поставлены Белоруссией. В 1998-1999 годах ВВС Эфиопии было поставлено восемь Су-27/Су-27УБ, ранее состоявших на вооружении российских ВВС.
В отличие от МиГ-29, до настоящего времени было не так уж много случаев применения Су-27 в реальных боевых действиях.
В ходе эфиопо-эритрейского вооруженного конфликта 1999 года эфиопские Су-27 трижды сталкивались в воздушных боях с эритрейскими МиГ-29, в каждом из которых сбили по одному МиГу, не понеся потерь. Сказывалось преимущество Су-27 в скорости и маневренности. По некоторым данным, и с обеих сторон в воздухе сражались бывшие советские летчики (на эфиопских самолетах – россияне, а на эритрейских — украинцы). В 2000 г. посол Эритреи в РФ даже прямо заявил о том, что на стороне Эфиопии в конфликте участвовал ряд бывших советских офицеров, с указанием их фамилий и воинских званий.
В 2000 году ВВС Анголы потеряли истребитель Су-27 от огня с земли.
В 1992 году грузинской ПВО был сбит российский Су-27, выполнявший патрулирование в районе грузино-абхазского конфликта.
В время «пятидневной войны» 2008 года российские Су-27 совместно с Миг-29 контролировали воздушное пространство над Южной Осетией.
Истребитель Су-27 никогда не действовал в настоящем бою против своего основного конкурента — F-15. Зато Су-27 приходилось сталкиваться с ним в условных боях на различных авиашоу и совместных учениях. В ближнем бою Су-27 против F-15 российский истребитель имеет безоговорочное преимущество, легко «садясь на хвост» американцу. Маневренность и тяговооруженность у Су-27 существенно выше. Зато авионика F-15 считается более совершенной, что может дать американскому истребителю преимущество в дальнем ракетном бою. Однако, в учениях «Коуп Индия 2004», где сошлись Су-27 индийских ВВС и F-15C ВВС США американцы выглядели бледно, проиграв 2/3 общего числа воздушных боев. Индийские пилоты использовали нестандартную тактику: выключали РЛС и подбирались к противнику на дистанцию прицельного пушечного огня, используя оптико-электронные системы своих Су-27. Правда, по условиям учений американцы не использовали свои УР AIM-120, а ведь именно при помощи этих ракет американские истребители эффективно сбивали МиГи-29 в Югославии.
Установленное вооружение
«Сушка» вооружена по пушечно-ракетной схеме. Здесь установлена 30-миллиметровая авиапушка ПШ-301, предусмотрены подвески для управляемых ракет ближнего и дальнего радиуса действия «воздух-воздух» и «воздух-земля».
- Дальность поражения воздушных целей.
Обнаружение целей возможно на расстоянии 35-100 км, обеспечивается одновременный захват до 10 объектов. Огонь ведётся по одной цели, возможно наведение двух ракет на один объект.
- Дальность поражения наземных целей.
Система обнаружения наземных целей фиксирует объекты, передвигающиеся со скоростью 15-90 км/час. Надводные объекты засекаются на расстоянии 30-350 километров, в зависимости от объёма цели.
Самолет Су-27 вооружение
Выполняемые элементы высшего пилотажа
Здесь можно выделить знаменитую «Кобру»: самолёт начинает задирать носовую часть, и без изменения вектора движения увеличивает угол атаки до 120 градусов, затем возвращается в режим нормального полёта. Впервые этот элемент на СУ-27 был выполнен Виктором Волком.
Кроме этого, машина выполняет «Кульбит» или «Чакру Фролова»: «Сушка» набирает высоту одновременно сбрасывая скорость и совершает мертвую петлю, фактически разворачиваясь вокруг хвостового оперения.
Су-27 выполняет Кобру
Су-35: трансзвуковой боец
Су-35 – самый молодой из «наследников» базового Су-27. Это глубокая модернизация «двадцать седьмого», которая по своим характеристикам, за исключением малозаметности, соответствует истребителям пятого поколения. Су-35 разработан в 2000 годах и сегодня является самым современным истребителем ВКС России.
В ходе работ по этой машине был модернизирован планер и обновлено бортовое оборудование. На борту Су-35 установлены новая информационно-управляющая система, новейшая РЛС «Ирбис», за сверхманевренность отвечают еще более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С. Благодаря новому двигателю самолет может выполнять длительные полеты на трансзвуковых скоростях без использования режима форсажа. Арсенал боевых средств также был расширен за счет новейших дальнобойных ракет.
По своим возможностям Су-35 превосходит большинство современных истребителей как в ближнем, так и в дальнем бою. Новейшие цифровые системы позволяют группе Су-35 эффективно взаимодействовать в воздухе и решать сложнейшие совместные задачи. Су-35 не имеет ограничений по углам атаки и обладает сверхманевренностью при высокой управляемости. Эти характеристики, а также возможность применения ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия существенно повышают боевой потенциал самолета.
Сравнение с аналогами
Учитывая, что СУ-27 создавался для достижения превосходства над американским истребителем F-15, имеет смысл сравнить эти боевые машины. Совместное маневрирование этих самолётов проводилось в 1996 году, на авиабазе «Саваслейка», расположенной в Нижегородской области. Отечественная разработка победила «американца».
По мнению российских лётчиков, Ф-15 неуверенно чувствует себя при маневрировании на дозвуковых скоростях.
Многие эксперты часто проводят сравнения СУ-27 и МиГ-29, ведь оба самолёта разрабатывались в рамках одного проекта. Однако это не совсем справедливо, ведь речь идёт о машинах разного класса, адаптированных под выполнение конкретных боевых задач. Можно уточнить, что СУ-27 манёвреннее своего собрата, несмотря на больший конструкционный вес. С этим утверждением не согласен Валерий Меницкий — шеф-пилот конструкторского бюро МиГ. Лётчик утверждает, что преимущество «Сушке» дают искусственные ограничения угла атаки.
Многие эксперты часто проводят сравнения СУ-27 и МиГ-29
Су-33: складные крылья морской авиации
Палубная версия Су-27 была создана по заказу ВМФ для защиты флота от воздушного нападения. На вооружение самолет был принят в 1998 году. Для ангарного хранения на авианосце самолет оборудован системой складывания крыльев и стабилизатора. Кроме того, от базовой модели его отличают усиленные опоры шасси и наличие тормозного гака, который при посадке на палубу цепляется за трос аэрофинишера и останавливает самолет. Кроме выполнения боевых задач, Су-33 может оснащаться подвесным агрегатом заправки и использоваться в качестве заправщика.
В 1989 году на Су-33 была совершена первая в отечественной истории посадка самолета обычной схемы на палубу авианосца. Всего было построено 26 серийных истребителей, часть из них до сих пор базируется на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов». В составе авиагруппы «Адмирала Кузнецова» истребители применялись в операциях вооруженных сил РФ в Сирии.
Известные модификации
На базе серийного СУ-27 были построены следующие самолёты:
- СУ-27-ИБ — двухместный истребитель-бомбардировщик;
- СУ-27-М — многоцелевого применения;
- СУ-27-П — перехватчик;
- СУ-27-СК — экспортная модификация для коммерческого использования;
- СУ-27-СМ — модернизированная вариация серийного истребителя;
- СУ-27-СМЗ и СУ-27-СКМ — экспортные варианты;
- СУ-27-Уб — учебно-боевой самолёт;
- СУ-27-УБК — экспортный вариант предыдущей модели;
- СУ-30 — двухместный перехватчик;
- СУ-33 — истребитель палубного типа со складывающимся крылом и хвостовым оперением;
- СУ-33-УБ — учебный самолёт, расположенными рядом креслами пилотов;
- СУ-34 — истребитель-бомбардировщик с рядными сиденьями;
- СУ-35-С — истребитель многоцелевого применения без переднего горизонтального оперения;
- СУ-37 — был построен в одном экземпляре, разбился при совершении испытательного вылета;
- П-42 — форсированный двигатель и уменьшенная взлётная масса.
СУ-30
ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК СУ-27
РАЗМЕРЫ. Размах крыла — 14.7 м; длина самолета (без штанги ПВД) —
21.94 м; высота самолета — 5,93 м (Су- 27УБ — 6,36 м); площадь крыла — 62.04 м’.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг. Нормальная взлетная 23000 (с неполной заправкой топлива в конфигурации истребителя завоевания господства в воздухе, Су-27УБ — 24000), максимальная взлетная 28000 (Су-27УБ — 30500), пустого 16300 (Су-27УБ — 17500). топлива во внутренних баках 9400, максимальная боевая нагрузка 4000.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два ТРДДФ АЛ-31Ф (2×12500 кгс).
Суммарная емкость внутренних топливных баков (три в фюзеляже и два — в консолях крыла) 11975 л. Предусмотрен неполный вариант заправки (6680 л), при котором передний фюзеляжный и два крыльевых топливных бака остаются пустыми.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 2500 км/м (Су- 27УБ — 2125 км/ч); максимальная скорость у земли 1400 км/ч; практический потолок — 18500 м (Су-27УБ — 17250 м); динамический потолок — 24000 м; максимальная скороподъемность — 300 м/с; практическая дальность 3900 км «Су-27УБ — 3000 км); практическая дальность у земли 1400 км; длина разбега — 650 м (Су-27УБ — 750 м); длина пробега с тормозным парашютом — 620 м; максимальная установившаяся перегрузка — 9.0.
ЭКИПАЖ, состоящий из одного или двух (на Су-27УБ) человек, размешен в катапультных креслах К-36КД.
ОБОРУДОВАНИЕ. Су-27 — первый серийный отечественный самолет, оснащенный электронной системой дистанционного управления (аналоговой, с четырехкратным резервированием).
Когерентный импульсно-доплеровский радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 с БРЛС Н001 обеспечивает обнаружение и сопровождение воздушных целей как в свободном пространстве, так и на фоне земли, сопровождение «на проходе» до К) целей с выдачей целеуказания для обстрела одной цели. Дальность обнаружения целей с ЭПР=3 ч2
составляет 100 км в передней и 40 км — в задней полусферах.
Оптико-электронная прицельная станция ОЭПС-27 включает теплопеленгатор с дневным и ночным каналами, а также лазерный дальномер. На истребителе установлена аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющей вывод на цель в директорном и автоматическом режиме по командам с наземного ПУ.
Бортовой комплекс обороны (БКО) включает станцию радиотехнической разведки и предупреждения об облучении, станцию активных помех и пиротехническое устройство постановки пассивных помех.
ВООРУЖЕНИЕ. Истребитель Су-27 оснащен пушкой ГШ-301 (30 мм, 150 патронов). На 10 подкрыльевых и подфюзеляжных узлах подвески может размещаться до 10 УР класса воздух-воздух, в том числе до шести ракет средней дальности Р-27Р и Р-27Т, до двух ракет увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ. Часть самолетов (в том числе и Су-27С) могут нести и неуправляемые средства поражения для действий по наземным целям. Максимальная боевая нагрузка — 4000-6000 кг.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. В 1971 г. в ОКБ П.О.Сухого были начаты проектные работы по созданию перспективного фронтового истребителя (ПФИ). К 1974 г. с участием специалистов ЦАГИ была окончательно сформирована аэродинамическая и конструкторско-силовая схемы самолета (получившего рабочий индекс Т-10). Постройка первого опытного самолета началась в 1976 г.. а 20 мая 1977 г. истребитель впервые поднялся в воздух. В дальнейшем аэродинамический облик и конструкция машины были существенно пересмотрены. Видоизмененный истребитель — Т-10С (прототип Су-27) — поднялся в воздух уже 20 апреля 1981, а в 1982 г. в Комсомольске-на-Амуре начался серийный выпуск самолетов.
Первый опытный двухместный учебно-боевой самолет Т- 10У совершил первый полет 7 мая 1985 г. Серийный выпуск Су-27УБ начался на Иркутском авиационном заводе в 1986 г. К 2000 г. было построено, в общей сложности, более 760 серийных Су-27 и Су-27УБ.
В 1990-х гг. были начаты работы по модернизации парка истребителей Су- 27 ВВС России. При этом предполагается:
— обеспечить применение ракет средней дальности РВВ-АЕ, а также УР воздух-поверхность и КАБ;
— ввести режим одновременной атаки двух целей;
— БРЛС Н001 должна получить возможность работы по земной поверхности (картографирование, селекция движущихся целей, применение оружия по наземным или морским объектам, огибание рельефа местности). Самолет получит способность одновременно обстреливать две воздушные цели при помощи ракет РВВ-АЕ. В дальнейшем потенциал БРЛС может быть еще более увеличен за счет замены антенны Кас- сегрена на фазированную антенную решетку типа «Перо».
Ведутся работы по усовершенствованию авионики самолета. Новый информационно-управляющий комплекс предполагается выполнить с использованием двух многофункциональных жидкокристаллических дисплеев форматом 6×8 дюймов. Планируется установка радиостанции с псевдослучайной перестройкой частоты, новой станции радиотехничекой разведки с повышенными характеристиками, расширенным банком данных и возможностью выдачи целеуказания противорадиолокацнонным ракетам, а также другой аппаратуры.
Возможна адаптация с самолетом контейнера комплексной разведки, имеющего в своем составе оборудование для телевизионной, тепловой и радиотехнической разведки с возможностью транслирования информации в реальном масштабе времени на наземный командный пункт.
Число внешних узлов подвески будет увеличено с К) до 12, максимальная боевая нагрузка возрастет до 8000 кг, самолет получит возможность подвешивать на подкрыльевых узлах два ПТБ емкостью по 2000 л.
Ведутся работы по созданию для модернизированного самолета Су-27 более- мощного варианта ТРДДФ АЛ-31Ф. В 2003 г. МО России подготовило техническое задание на модернизацию двигателя АЛ-31Ф. На первом этапе максимальная тяга ТРДДФ будет доведена до 13300 кгс. В дальнейшем возможно ее увеличение до 14000-15000 кгс. Модернизированный истребитель получит штангу топливоприемника системы дозаправки в воздухе. Для поставок на экспорт (Китай, Вьетнам) создан вариант Су-27СК. К началу текущего десятилетия ВВС России имели около 400 самолетов Су-27 и Су-27УБ. Еще около 60 Су-27 находилось в составе Военно-воздушных сил Украины и 23 (в том числе четыре Су- 27УБ) — Белоруссии. 14 самолетов до конца 1999 г. были переданы Россией Казахстану (планируется поставка еще 12 машин). Около 30 Су-27 осталось после распада СССР в Узбекистане (вероятно, большинство из них в настоящее время небоеспособно).
ВВС Китая к 2000 г. располагали 38 самолетами Су- 27СК и 10 Су-27УБК. закупленными двумя партиями в 1991-96 гг. Кроме того, была приобретена лицензия на выпуск 200 самолетов этого типа в КНР на авиазаводе в Шеньяне. Первый «Су» китайской сборки с использованием российских комплектующих совершил первый полет в ноябре 1998 г. (Су-27 в ВВС КНР присвоено обозначение .1-11). ВВС Вьетнама располагают семью истребителями Су-27СК и пятью УБС Су-27УБК. В 1998 г. четыре истребителя Су-27, ранее находившихся на вооружении российских ВВС, приобрела Эфиопия.
На базе истребителя Су-27 был разработан его двухместный учебно-боевой вариант Су-27УБ.
Оглавление
Основные характеристики конструкции самолета Су-27СМ
Фюзеляж машины состоит из трех основных частей, а именно: носовая с кабиной пилотов, средняя, в которой расположены топливные баки, и хвостовая, в конструкцию которой входят хвостовые балки и центральная балка корпуса машины. Конструкторы широко использовали титан, который значительно уменьшил вес конструкции аппарата и при этом не снизил жесткости и крепости конструкции. При изготовлении данной машины, как ни странно, практически не использовались композиционные материалы. На машине типа Су-27СМ установлено и носовое оперение горизонтального типа.
Самолет Су-27СМ является в нашей стране первой машиной данного типа, который оснащен дистанционной системой управления. За счет новых бортовых систем машина может значительно быстрее обрабатывать информацию и, как следствие, значительно быстрее реагировать и выполнять команды.
Силовая установка машины состоит из двух турбореактивных двигателей типа АЛ, которые оснащены форсажными камерами. Они размещены в гондолах под хвостовым отсеком машины. Данный вид двигателей отличается малым расходом топлива и имеет отличные силовые характеристики на различных режимах работы.
Аппарат типа Су-27СМ оснащен четырьмя топливными баками общей емкостью более чем 11 тысяч литров. Баки расположены в основе фюзеляжа машины и в крыльях. Для полетов самолет использует авиационный керосин, который заправляют через специальную нишу передней ноги.
Для обеспечения всех гидравлических систем машины нужно постоянное давление масла 280 кг/см2. Оба двигателя машины имеют автономные масляные насосы. Кроме двигателей, гидравлика используется в шасси, тормозной системе и системе правления. Для того чтобы произвести аварийный выпуск шасси, самолет модели Су-27СМ имеет дополнительную пневматическую систему, которая работает на сжатом азоте.
Шасси аппарата представлено тремя опорами, которые изготовлены по телескопической схеме. Каждая опора оснащена одним колесом с тормозной системой и амортизаторами газомасляного типа.
Что касается энергоснабжения, то самолет питается током в 200 вольт и частотой в 400 герц. Для производства электроэнергии на двигателях установлены генераторы типа ГП-21. Вторичная система электропитания работает от напряжения в 27 Вольт. В случае поломки генераторов самолет оснащен кадмиевыми батареями, которые расположены в носовой нише для шасси.
Самолет типа Су-27СМ можно считать поистине качественной боевой машиной, которая составляет конкуренцию иностранным аналогам.
Сравнительные тактико-технические характеристики
9.1 Технические характеристики
- Экипаж, чел: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 1; Су-27УБ — 2
- Длина, м: проект (Т10-1) — 18,5; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 21,935
- Размах крыла, м: проект (Т10-1) — 12,7; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 14,698
- Высота, м: проект (Т10-1) — 5,2; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 5,932; Су-27УБ — 6,537
- Площадь крыла, м²: проект (Т10-1) – 48; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 62,04
- Коэффициент удлинения крыла: проект (Т10-1) — 3,38; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,5
- Коэффициент сужения крыла: проект (Т10-1) — 6,57; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,4
- Угол стреловидности: проект (Т10-1) — 45°; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 42°
- База шасси, м: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 5,8
- Колея шасси, м: проект (Т10-1) — 1,8; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 4,34
- Масса пустого, т: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С) – 16,3; Су-27СК – 16,87; Су-27УБ – 17,5
- Нормальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 18; Су-27П(С) — 22,5; Су-27СК — 23,4; Су-27СМ — 23,7; Су-27УБ — 24
- Максимальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 21; Су-27П(С) – 30; Су-27СК, Су-27СМ – 33; Су-27УБ — 30,5
- Масса топлива, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 9 400/5 240; Су-27СМ, Су-27УБ — 9 400/6 120
- Объём топлива, л: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 11 975/6 680; Су-27СМ, Су-27УБ — 11 975/7 800
- Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-31Ф
- Бесфорсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – два на 7 600
- Форсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – два на 10 300; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — два на 12 500
9.2 Лётные характеристики
- Максимальная скорость на высоте 11000 м, км/ч: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 2 500 (М=2,35); Су-27УБ — 2 125 (М=2,0)
- Максимальная скорость у земли, км/ч: проект (Т10-1) — 1 400; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 1 380
- Посадочная скорость, км/ч: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 225 – 240; Су-27УБ – 235 — 250
- Скорость сваливания, км/ч: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 200
- Радиус действия, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 440/1 680
- Практическая дальность, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1) — 800/2 400; Су-27П(С) — 1 400/3 900; Су-27СК — 1 370/3 680; Су-27СМ – нет данных/3 790; Су-27УБ — 1 300/3 000
- Практический потолок, м: проект (Т10-1) — 22 500; Су-27П(С), Су-27СК — 18 500; Су-27СМ — 18 000; Су-27УБ — 17 250
- Скороподъёмность, м/с: проект (Т10-1) – 345; Су-27П(С) – 285 – 300; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
- Длина разбега, м: проект (Т10-1) – 300; Су-27П(С) – 650 – 700; Су-27СК – 700 – 800; Су-27СМ – 650; Су-27УБ – 750 — 800
- Длина пробега, м: проект (Т10-1) – 600; Су-27П(С) – 620 – 700; Су-27СК, Су-27СМ – 620; Су-27УБ – 650 — 700
- Нагрузка на крыло, кг/м²: проект (Т10-1) – 375; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
- Тяговооружённость: проект (Т10-1) — 1,12; Су-27П(С) — 1,2; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
- Минимальный радиус виража, м: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 450
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 9 g
9.3 Вооружение
- Стрелково-пушечное: проект (Т10-1) — 30 мм пушка АО-17А; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 30 мм пушка ГШ-30-1
- Боекомплект, сн.: проект (Т10-1) – 250; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 150
- Узлов подвески вооружения: проект (Т10-1) – 8; Су-27П(С), Су-27СК – 10; Су-27СМ – 12; Су-27УБ — 10
- Боевая нагрузка, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С) — 6 000; Су-27СК, Су-27СМ — 8 000; Су-27УБ — 4 000
- Ракеты «воздух-воздух»: проект (Т10-1) – две К-25 и шесть К-60; Су-27П(С), Су-27СК — шесть Р-27 и четыре Р-73; Су-27СМ — восемь Р-27 или четыре-шесть Р-73 и восемь Р-77; Су-27УБ — шесть Р-27 и четыре Р-73
- Ракеты «воздух-поверхность»: Су-27СМ — шесть Х-29 или шесть Х-31 или две Х-59
- Неуправляемые авиационные ракеты: проект (Т10-1) — нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — восемьдесят С-8 или двадцать С-13 или четыре С-25
- Авиабомбы: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг; Су-27СМ – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг или шесть КАБ-500 или три КАБ-1500; Су-27УБ — 10 на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или пятьдесят 100 кг
9.4 Авионика
- Радиолокационная станция: проект (Т10-1) — Сапфир-23МР; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — РЛПК-27
- Диаметр антенны, мм: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 975
- Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – 40 — 70/20 – 40; Су-27П(С), Су-27СК – 80 — 100/30 – 40; Су-27СМ – нет данных; Су-27УБ – 80 — 100/30 — 40
- Количество одновременно сопровождаемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 10
- Количество одновременно атакуемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С); Су-27УБ – 1; Су-27СК — 2
- ОЭС: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ОЭПС-27
- Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 15/50
- Зона обзора по высоте: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — −15°/+60°
- Зона обзора по азимуту: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ±60°
- Нашлемная система целеуказания: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — «Щель-3УМ»