ИЛ-103 — легкий многоцелевой самолет. Разрабатывался АК им. С.В. Ильюшина. Машина имеет множество вариантов применения, при этом рассчитана на 4 пассажиров, довольно компактна и легка в применении. Часто ИЛ-103 используют для перевозки пассажиров, для грузов при этом он не рассчитан. Иногда помогает осуществлять учебные полеты или выступать в качестве связного аппарата.
Особенности модели
Данное устройство обладает двигателем Teledyne Continental Motors IO-360ES. Это довольно старая модель, первый полет которой осуществился 17 мая 1994 года. После этого прошло некоторое время до получения сертификата отечественного образца, так как данная процедура состоялась лишь 15 февраля 1996 года. Только в 1999 году модель самолета была одобрена США и смогла получить FAA, что означало, что данная машина прошла тесты на соответствие всем нормам. Луховицкий машиностроительный завод отвечает за серийное производство данной модели, поэтому обеспечивается постоянное поступление продукции на отечественный рынок.
Модификации
Данный самолет по изначально разработанному проекту должен служить для многих целей, что было задумано при его проектировании. Можно применять данное устройство для перевозки пассажиров, связного оборудования, тренировочных и учебных целей, используют его не только с шасси, но и с поплавками, также он приспособлен для движения на лыжном шасси.
Есть вероятность, что самолет ИЛ-103 создан для того, чтобы вмещать внутри целую лабораторию. Он может применяться для осуществления экологического контроля, а также в качестве разведчика экологической обстановки не только на суше, но и в море. Еще в октябре 1996 планировалось оснащение самолета новыми параметрами при проведении глубокой модификации данного транспортного средства.
Рассматривался вариант, в котором присутствуют сразу два двигателя. На обсуждении находился вопрос по поводу придания мотору мощности 270-280 л.с. Если при данных параметрах применять ту же нагрузку, то с коммерческой точки зрения летно-технические характеристики с позиции взлета и посадки транспортного средства будут значительно улучшены, что, безусловно, отразится на возможности использовать самолет в расширенных целях.
Есть вариант модификации модели, которая имеет поплавковую структуру. Данное устройство при проектировке рассчитывалось на использование наиболее мощного двигателя. Он должен был подняться в воздух примерно в 1997 году. Модификация данного транспортного средства, предусматривающая лыжные шасси, взлетела примерно в 1996 году.
Области применения
Ил-103 — многоцелевой самолет, в основном использующийся для перевозки пассажиров, на нем также выполняются учебные полеты, его применяют в качестве связного аппарата.
Самолет также может эксплуатироваться как:
- воздушное такси;
- средство патрулирования прибрежных зон;
- машина для проведения научно-исследовательских работа.
Ил-103 может служить передвижной лабораторией и применяться для осуществления экологического контроля, в исследованиях обстановки на суше и на море.
Машина не предназначена для транспортировки грузов.
Размеры
Длина самолета составляет ровно 8 м. Каждое крыло обладает размахом в 10,56 м. Высота устройства составляет всего-навсего более 3 м, а именно 3,135 м. ГО обладает размахом почти в 4 м, точнее в 3,9 м. Каждая колея шасси занимает 2,404 м. Винт имеет достаточно внушительный диаметр, так как составляет 1,9 м. Для пассажиров рассчитано 4 места, при этом есть дополнительное кресло для экипажа.
ИЛ-103: технические характеристики
Масса устройства рассчитывается в зависимости от положения, в котором находится транспортное средство. Если тема касается взлета, то в целом самолет со всем содержимым может весить максимум 1460 кг, иначе будет зафиксирован перегруз. Пустой без всех лишних деталей имеет вес 765 кг. Когда учитывается полезная нагрузка, ее максимальное содержание равняется 395 кг. Топливо можно запасти на определенное значение, которое составляет не более 150 кг. Такие представляет ИЛ-103 характеристики. Фото подтверждают этот факт.
Установка двигателя занимает много места, составляет ровно 158,9 кг, так как является многофункциональной. Данное устройство во время полета может развивать высокую скорость, однако он двигается не быстрее, чем 250 км/ч. Если учитывать только крейсерскую скорость, она составляет 225 км/ч. Полет рассчитан на максимальную длину в 1070 км. Если учитывать общую длину пробега/пробега эквивалентную 340/250 м., перегрузка рассчитывается из значений +4,4/2,2. Данные параметры с лучшей стороны характеризуют самолет ИЛ-103, фото которого подтверждают отличный внешний вид и внутреннюю конструкцию устройства.
Примечания
- [www.ilyushin.org/history/dates.html Официальный сайт ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина». Даты первых полётов.]
- Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005, p. 392
- [www.aviasafety.ru/news/nd22062011 22.06.2011 — Российский самолет упал в Южной Корее // БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЁТОВ. Консультативно-аналитическое агентство]
- [www.metronews.ru/novosti/v-juzhnoj-koree-razbilsja-uchebnyj-il-103/Tpokfv—z7Houy0jwrW/ В Южной Корее разбился учебный Ил-103 // Metro]
- [www.mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-61912.pdf Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия]. МАК (11 октября 2012). Проверено 11 октября 2012. [www.webcitation.org/6BUZHWHzA Архивировано из первоисточника 18 октября 2012].
Оборудование
С 1996 года борт самолета был оборудован бортовыми установками отечественного производства. В 1996 году прошла информация о том, что оборудование устанавливалось только в пилотажной конфигурации, то есть все установки, отвечающие за правильную навигацию, отсутствовали. Через некоторое время появилось навигационное оборудование, которое предоставила компания Bendix King.
Конструкция и материалы
Клепальный цельнометаллический планер установлен во все модификации данной модели самолета. Он выполнен исключительно из алюминия, совмещенного с дополнительными сплавами. Луховицкий машиностроительный завод поставил самолет ИЛ-103, фото которого указывают на его отличный дизайн, на серийное производство. Для этого используется технология клепки тонколистовых обшивок. Она разработана в процессе изготовления известного самолета СЛ-90 «Леший».
Конструкция прибора включает в себя множество различных элементов, в частности, сплавы из титана, композиционные материалы, а также плакированный листовой Д-16, что считается оптимальным составом для различных частей самолета. При производстве самолета используется клепка, обшивки в которой наиболее тонкие. Также применялись стеклопластики в качестве композиционных изделий. Салон подвергся отделке исключительно из современных материалов, поэтому вся обстановка соответствует основным требованиям по горючести, которые регламентированы в FAR 28.853.
Есть специально установленные системы вентиляции, а также полного обогрева помещения, которые способствуют созданию наиболее комфортных оптимальных условий для полета. Внутренняя часть самолета частично состоит из оборудования, являющегося разработкой США. Это касается некоторых двигателей, воздушного винта, а также определенной части бортового оборудования. Базовое исполнение самолета оценивается в $150, ранее устройство стоило дешевле, однако быстро приобрело цену в этой области.
Описание конструкции самолета
Ил-103 представляет собой низкоплан, в котором использована стандартная аэродинамическая схема. Согласно начальному проекту, он был спроектирован из алюминия без применения композитов. Сама конструкция самолета получилась простой, но это не сказалось на летных характеристиках. А применение удачно проработанной компоновки крыла их только улучшило. Она помогает сохранять уровень устойчивости при выборе любого угла во время атаки вражеских формирований. Отчасти помогает в этом наличие однощелевого закрылка с поворотным механизмом, но только при положительном наклоне.
Основным элементом управления Ил 103 стали педали и ручки. Это делает простое пилотирование еще более легким, что снижает требования к опытности летчика, которому можно доверить полет. Установка гашетки управления рулем высоты создает для пилота больше удобств, как и наличие ручки выпуска закрылков. В самолете предусмотрена возможность регулирования размещения педалей. Это помогает установить их в таком положении, которое будет наиболее комфортным для эксплуатации машины. При необходимости, подписывая договор о покупке, заказчик может запросить заменить основную ручку на штурвал и продублировать элементы управления.
В качестве силовой установки используется выбранный изначально двигатель I0-360ES производства Teledyne. Он выдает мощность до 210 л. с. при скорости 2800 оборотов в минуту. Если последние понизить до 2500, то и лошадиные силы сократятся до 157. При этом за один час полета расходуется до 26 кг топлива. Сам двигатель относится к категории шестицилиндровых и вращает двухлопастный винт Hartzell Propeller диаметром 1,9 м.
Топливная система устроена классическим образом, а баки расположены внутри фюзеляжа. Заправка осуществляется только на земле через крыльевые горловины. Топливо отправляется в основные баки, после чего оно во время полета само переливается в расходный, из которого электрический насос передает его к двигателю. Вместимость бензина достигает 200 л или 150 кг.
Схема самолета Ил-103
Шасси у Ил-103 трехопорное рессорного типа. После взлета колеса не убираются и сохраняют свое положение. Наличие носовой опоры позволяет использовать для взлета или посадки грунтовые аэродромы, что упрощает эксплуатацию самолета. На колесах есть гидравлические тормозные диски. Они помогают повысить безопасность при посадке и смягчают управление при рулении на взлетно-посадочной полосе.
Работа электроники обеспечивается системой электроснабжения, имеющей напряжение 28 В. Роль источника энергии выполняет специальный генератор постоянного тока. Если он выходит из строя, то вместо него активируется резервная система. Радиосвязь осуществляется с помощью выделенной станции, использующей ультракороткий волновой диапазон. Переговоры между экипажем проходят через внутреннюю телефонную связь. На борту есть различное пилотажно-навигационное оборудование, включая разные индикаторы полета, указатели скорости, акселерометр и локальные термометры. Производитель может установить российское или зарубежное оборудование, основываясь на пожеланиях заказчика.
Схема электроники Ил-103
Кабина рассчитана всего на пять человек. Одно кресло принадлежит пилоту, четыре предназначены для пассажиров. Внутренняя отделка выполнена с применением пластмассы и различных композитов. Все материалы отличаются практичностью и уровнем огнестойкости, соответствующем установленным государственным стандартам.
Внутри салона есть кондиционер, поддерживающий комфортный температурный режим и исключающий запотевание фонаря. В холодное время года он выполняет функцию обогревателя и прогревает воздух, направляя его на стекло или ноги пассажира. При возникновении аварийной ситуации можно воспользоваться спасательной системой, взяв парашюты из спинок сидений, и покинуть самолет через установленные створки.
Начало производства
История проектировки и воплощения самолета ИЛ-103 началась в 1988 году. Именно тогда был открыт конкурс на создание машины, за что охотно взялись молодые специалисты, во главе которых стоял Пупков. Проект устройства разрабатывался в инициативном порядке. Генеральным конструктором стал Новожилов, который охотно поддержал запланированный проект. Через некоторое время конкурс поменял условия, из-за чего самолет ИЛ-103 должен был быть расширенным в плане возможностей его использования. Технические требования ограничивали только в основных показателях, что дало конструкторам возможность самостоятельно выбрать как концепцию, так и все основные схемы самолета.
В каких странах эксплуатируется
Основным эксплуатантом Ил-103 стала Россия. Всего было закуплено 30 машин разных вариаций. Применяются они для выполнения работ в лесном хозяйстве и разведывательной деятельности на приграничных территориях. Из стран СНГ интерес к самолету проявила только Беларусь. Государством было приобретено 4 машины, но одна из них уже списана. Используются только 3.
Из зарубежных стран больше всего самолетов купила Южная Корея. Для нее выпустили 23 машины, которые давно были переданы заказчику. Целью приобретения стала замена имеющихся T-41D, которые морально устарели и выработали ресурс. Лаос купил только 3 самолета, которые были переданы еще в 2002 году.
Применением для них стали проведение научно-исследовательской деятельности и транспортировка высокопоставленных лиц. Перу произвел закупку 6 самолетов, использующихся для обучения будущих пилотов и оттачивания различных навыков.
Особенности проекта
Условия конкурса также включали необходимость создания такой конструкции, которую можно было бы легко воплотить, причем применительно к разнообразным производственным условиям. Планировался серийный выпуск устройства, а защита проекта должна была состояться в октябре 1988 года. На конкурс прислали огромное количество проектов, разнообразие действительно поражало воображение, так как присутствовали образцы с вкраплением новых идей, а также приспособлением элементов, которые в конкретных целях ранее не использовались.
Важные аспекты в проекте
Проектировкой занимались специалисты из ОКБ, обладающие высокой квалификацией. Они помогли осуществить огромный объем работ, связанный с аэродинамической компоновкой. В специальных аэродинамических моделях оборудовали модели, которые включали несколько различных вариантов. Достаточное количество внимания и должную проработку получила техническая сторона управления устройством. Разработчики постарались сделать данный аспект наиболее упрощенным. Зону рынка решили сразу расширить, добавив варианты с возможностью размещения нескольких пассажиров.
Испытания устройства
Самолет ИЛ-103 отправился в полет 17 мая 1994 г. Пилотом был Гудков. Все полученные от первого испытания данные показали отличные характеристики устройства, из-за чего сразу предприняли серийный выпуск данных машин на Луховицком заводе. Летчики отмечают, что ИЛ-103 характеристики имеет отличные. Также можно выделить хорошее поведение агрегата при сваливании, так как он опускается на нос и сразу начинает набирать скорость, то есть нет проблем с заваливанием на крыло.
При проведении испытаний производились различные маневры, в частности, пилоты попеременно прекращали использование руля направления и высоты, иногда игнорировали функции закрылков или не применяли двигатель. Данный самолет способен осуществить высший пилотаж, что отличает его от аналогичных моделей.
Производились сертификационные испытания, так как в наличии было несколько самолетов, что позволило получить отечественное и американское свидетельства о том, что устройство пригодно к эксплуатации. Данная машина отличается оптимальными характеристиками и удовлетворительной грузоподъемностью, что позволяет устройству быть востребованным в современное время. Высокое качество внутренней конструкции и многофункциональность системы управления позволяют применять самолет в различных целях, делая его полезным не только для малогабаритных грузовых, но и для пассажирских перевозок.
Ссылки
Штурмовики Ил-2 ·
Ил-8
·
Ил-10
·
Ил-16
·
Ил-20 (1948)
·
Ил-40
·
Ил-102Торпедоносцы и противолодочные самолёты ДБ-3ТП ·
Ил-6
·
Ил-38Транспортные самолёты или двойного назначения Ил-32 ·
Ил-76
·
Ил-112
·
Ил-214Специальные самолёты на базе транспортных А-50 ¹ ·
А-60
¹ ·
Ил-78
·
976 СКИП
¹ ·
А-100
¹Пассажирские самолёты Ил-12 ·
Ил-14
·
Ил-18 (1946)
·
Ил-18
·
Ил-62
·
Ил-86
·
Ил-96
·
Ил-103
·
Ил-114Специальные самолёты на базе пассажирских Ил-20 ·
Ил-24Н
·
Ил-80Текущие проекты Ил-112В ·
Ил-214
² ·
Ил-76МД-90А (Ил-476)
·
ПТС «Ермак»Нереализованные / экспериментальные Ил-26 ·
Ил-36
·
Ил-42
·
Ил-52
·
Ил-56
·
Ил-64
·
Ил-66
·
Ил-66
·
Ил-70
·
Ил-72
·
Ил-72
·
Ил-74
·
Ил-84
·
Ил-90
·
Ил-106
·
Ил-108
·
Ил-118
·
Ил-196Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы,
полужирным
— серийные образцы; ¹ совместно с ОКБ Бериева; ² совместно с НПК «Иркут»