Истребитель МиГ-35 является новейшим многофункциональным истребителем, самым совершенным представителем из всего авиасемейства МиГ. Самолеты МиГ-35 относятся к 4++ поколению, к идеологии воздушных бойцов. Более того, по своими боевыми качествам они должны преобладать над истребителями четвертого поколения и служить для благополучного противостояния истребителям пятого поколения при ведении воздушных боев.
Перехватчики Миг-35 должны стать солидной альтернативой для самолетов пятого поколения, которые отличаются своей нешуточной дороговизной. Российские Военно-Воздушные Силы рассматривают МиГ-35 как переходные звенья в поколениях. Новейшие перехватчики, исходя из планера, являются логическим продолжением в развитии непревзойденных МиГ-29.
Поставляться истребители для российских ВВС начали еще с 2014 года. Министерство обороны России уже сформировало несколько эскадрилий истребителей-перехватчиков.
Из истории создания МиГ-35
К работам над перехватчиками типа МиГ-35 приступили еще в начале 2000-х годов. Первую выкатку самолета удалось осуществить только в январе 2007-го. Однако уже в 2010 году работали со вступившими в строй тремя прототипами. Эти три образца принимали активное участие в самых разнообразных авиасалонах, а также в текущих испытаниях.
Как ранее уже упоминалось, МиГ-35 создавались на основе МиГ-29, вследствие этого наладить производство удалось в самые кратчайшие сроки. Они чрезвычайно похожи на своих предшественников, однако «нафаршированы» абсолютно новой «начинкой».
Главным образом, это наличие:
- Облегченного планера;
- Самой современной авионики;
- Радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой;
- Самых перспективных видов вооружений, которые до этого не производились даже в экспортных вариантах;
- Самых современных оборонных комплексов;
- Двигателей с увеличенными ресурсами.
Новая модель самолета отличилась демонстрацией превосходных технических характеристик. Новейшие истребители выделялись высокой скоростью, маневренностью, живучестью, самым передовым вооружением и прочими современными «наворотами». Но, что самое интересное, стоимость летных часов МиГ-35 вышла практически в два с половиной раза меньше, чем у предшественников – МиГ-29.
Например, еще до 2006 года представленные истребители назывались МиГ-29М/М2 и только впоследствии они были переименованы в МиГ-35. Так во время проведения авиасалона МАКС-2005 был продемонстрирован их прообраз – модель истребителя МиГ-29М ОВТ. Налаживание промышленного производства МиГ-35 базировалось на заделах, полученных от реализации проекта МФИ, руководство, которым было поручено Владимиру Барковскому – директору центра инженерии ОКБ имени Микояна.
2007 год ознаменовался представлением МиГ-35 главнокомандующему российскими ВВС, Владимира Михайлова, а также Министру обороны Сергея Иванова. Переговорный процесс о предполагаемом обеспечении истребителями велся еще с 2010 года, и только лишь с 2014 года наступил прорыв, и делам предназначено было сдвинуться с места. Истребители были включены в Государственную программу по вооружению российских ВВС до 2022 года.
Выступление вице-премьера
Свое веское слово о МиГ-35 замолвил и Дмитрий Олегович Рогозин. Выступая сразу после окончания мультимедийной презентации, он сказал следующее: «Думаю, что все присутствующие обратили внимание на уникальные линии, из которых соткан облик МиГ-35. Для нас было чрезвычайно важно развить именно эту линейку истребителей легкого класса. Они традиционно отличаются меньшей стоимостью по отношению к конкурентам, и обладают огромным экспортным потенциалом. Вместе с тем, они способны решать любые задачи, которые возникают на поле боя. Считаю, что работа по созданию такого самолета получилась».
«Вы увидели первую — и очень достойную — презентацию возрождаемого опытного конструкторского бюро Микояна и Гуревича. Сегодня для нас крайне важно стимулировать конкуренцию среди конструкторских и инженерных работ. Искренне поздравляю всех, кто принимал участие в этой работе. РСК «МиГ» провел первую презентацию наступившего года в классе боевой авиации. Впереди у нас — первый полет пассажирского авиалайнера МС-21. А летом мы поднимем в воздух легкий военно-транспортный самолет Ил-112В. Все говорит о том, что потенциал военной авиации, потенциал конструкторских коллективов и производственных компаний Российской Федерации может быть развернут на создание качественной, высоко конкурентной авиационной техники. Россия — великая авиационная держава, и сегодня мы имеем дело с серьезным подтверждением этого факта. Приглашаю всех наших друзей, коллег и партнеров по военно-техническому сотрудничеству подробно ознакомиться с МиГ-35. Не жалейте денег, покупайте этот самолет!»
Затем, в режиме вопросов-ответов, Дмитрий Олегович добавил следующее: «Традиционно легкие истребители имеют более высокий экспортный потенциал, поскольку они дешевле. У нас всегда было разделение – МиГи, в основном, были легкие, а истребители Сухого – более тяжелые, с большей боевой нагрузкой. Так получилось, что нас был большой прорыв в производстве многоцелевых истребителей именно разработки ОКБ им. П.О. Сухого. Особенно хорошо себя показал Су-30МКИ. Такие самолеты в большом количестве закупались и закупаются Индией, поступили на вооружение Алжира и Малайзии. Хорошо проявили себя в ходе сирийской операции фронтовой бомбардировщик Су-34 и многоцелевой истребитель Су-35С. Следующим идет Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации – сокращенно ПАКФА. Все эти самолеты – тяжелого класса, а вот ничего нового в легком классе у нас до сих пор не было. Между тем, на рынке чувствовался большой дефицит, недостаток именно в этом классе самолетов. И вот появился МиГ-35. Это — прорыв нашего второго конструкторского бюро! Считаю, что за счет этого самолета мы можем проложить себе дорогу в рамках развития военно-технического сотрудничества, коль скоро современные машины такого класса востребованы на мировом рынке вооружений». Некоторые из этих слов Дмитрий Олегович сказал на летном поле, после завершения демонстрационного полета МиГ-35УБ с бортовым номером 712.
Машину пилотировал экипаж в составе: Михаил Беляев, начальник летной службы, старший летчик-испытатель РСК «МиГ» и летчик-испытатель Станислав Горбунов. В пылу событий, нам удалось расслышать только короткую часть общения летчиков с вице-премьером: «Мы говорим о том, что эта машина имеет задел корабельный, а дальше – идет наращивание возможностей и модернизация. Иными словами, основная идеология была палубного самолета, на основе которого сейчас создается вариант аэродромного базирования», — сказал Михаил Александрович.
Летно-технические данные МиГ-35
Технические данные МиГ-35 отличаются:
- Экипажем 1 или 2 летчика в зависимости от модификаций МиГ-35/МиГ-35Д;
- Длиной — 17,3 м.;
- Высотой — 4,73 м.;
- Размахом крыльев 11,99 м.;
- Площадью крыла — 42 м².;
- Нормальной взлетной массой — 17500 кг, пустой — 11000 кг.;
- Максимальной взлетной массой – 23500 кг.;
- Двумя двигателями ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»;
- Максимальной тягой — 2×5400 кгс.;
- Максимальной тягой при форсаже — 2×9000 кгс.;
- Углами отклонений векторов тяг: ±8° в любых направлениях, ±15° в вертикальных плоскостях;
- Скоростью отклонения вектора тяги – 60 °/с.;
- Массой двигателя – 1055 кг.
Модификации
Выпущены две модификации самолета:
- базовая одноместная модель Миг 35, созданная на основе прототипа с индексом 29;
- МиГ-35Д — двухместное исполнение, разработанное для поставок в Индию, заключившую контракт на приобретение ста двадцати шести машин. Данное исполнение не смогло победить по итогам проведенного тендера.
За исключением указанной особенности по количеству членов экипажа, существенных отличий в модификациях нет.
МиГ-35Д
Летные ттд МиГ-35
Летные данные МиГ-35 отличаются:
- Максимальной скоростью у земли – 1400 км/ч.;
- Максимальной скоростью на высоте – 2400 км/ч.;
- Практической дальностью машины с подвесным топливным баком – 3000 км.;
- Практической дальностью без подвесного топливного бака – 2000 км.;
- Продолжительностью полета до 2,2 часов;
- Практическим потолком – 17500 м.;
- Тяговооруженностью с предельной взлетной массой – 0,77;
- Тяговооруженностью с номинальной взлетной массой – 1,03;
- Нагрузкой на крыло с предельной массой – 618 кг/м².;
- Нагрузкой на крыло с номинальной взлетной массой 468 кг/м².;
- Максимальной эксплуатационной перегрузкой до 9 g.
Вооружение МиГ-35
Вооружение МиГ-35 выделяется:
- Встроенной 30-ти мм пушкой ГШ-30-1 с боевым комплектом в пределах 150 патронов;
- Точкой подвески: 10;
- Боевой нагрузкой – 6500 кг.;
- Управляемыми ракетами класса «воздух — воздух» с малой дальностью Р-73;
- Управляемыми ракетами класса «воздух — воздух» со средней дальностью РВВ-АЕ и Р-27;
- Противокорабельными ракетами Х-35 и Х-31А;
- Противорадиолокационными ракетами Х-31П;
- Управляемыми ракетами «воздух-поверхность»: НАР, Х-29, Х-25;
- Ракетами класса «воздух» Х-29Л, Х-29Т, Х-25МЛ, РВВ-АЕ, Р-27;
- Корректируемыми и свободнопадающими бомбами, авиационными минами.
Конструкционные особенности самолета МиГ-35
Повысить боевую эффективность самолета решили путем усовершенствования бортового радиоэлектронного оборудования. Собственно этим оборудованием и отличаются МиГ-35 от других истребителей в новом унифицированном семействе МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2: доли БРЭО в приборах и системах пятого поколения от модификации к модификации лишь увеличиваются.
По своим технологическим решениям истребителю МиГ-35 просто нет равных, как минимум в европейском авиастроении, потому, что:
- Сосредоточение на электронной составляющей получилось вследствие великолепного аэродинамического замысла МиГ-29. Так, в процессе проектирования МиГ-35 вышло пятидесятипроцентное повышение внутренних запасов топлива, а также двухразовое увеличение боевой нагрузки. По этим причинам вооружению и радиусу действия МиГ-35 удалось возрасти до уровня тяжелого истребителя;
- Максимальную взлетную массу повысили на треть, вследствие чего она достигла 23,5 тонн. Чтобы сохранить и улучшить летно-технические характеристики в конструкциях внесли некоторые усовершенствования. Так, например, повысили надежность в конструкциях и улучшили несущие качества крыльев;
- Обновили силовую установку. Произошла замена на двигатели РД-33МК, которые обладают бездымными камерами сгорания, повышенной на 10% тягой, большим ресурсом и увеличенной надежностью. Как опциональное решение могут установить модернизированный РД-33, который обладает всеракурсным отклонением вектора тяги;
- Кабина в МиГ-35 оборудуется бортовым радиоэлектронным оснащением последнего поколения, которое основано на принципах открытой архитектуры. В ней применяются мультиплексные шины данных со стандартом MIL-STD-1553B. Таким образом обеспечили многофункциональное боевое использование самолетов, а также упростили интеграцию новейших видов вооружений и оснащения отечественных и импортных производителей, охватывая и подвесные. Для управления вооружениями решили воспользоваться принципами HOTAS. В информационно-управляющем поле кабины установили три широкоформатные многофункциональные восьмидюймовые жидкокристаллические индикатора, а также широкоугольную курсоглиссадную систему;
- Основой в управлении вооружениями МиГ-35 послужило применение: последних радиолокационных станций с активными фазированными антенными решетками «Жук-АЭ», оптико-локационными станциями ОЛС-К, а также оптико-локационными станциями ОЛС-УЭМ, нашлемными системами по целеуказаниям, индикации и прицеливанию НСЦПИ, которые своими возможностями и характеристиками отвечают бортовой системе, устанавливаемой в самолетах пятого поколения. Оптико-локационные станции с лазерными, телевизионными и инфракрасными прицельными приборами выполнены по последним космическим технологиям, которые ранее не применялись в авиастроении. Все это послужило повышению живучести самолетов и эффективности в боевом применении;
- Применили технологию антикоррозийного предохранения в основных системах и планерах. Это значительно облегчило использование самолетов в тропических широтах;
- Для МиГ-35 разработали специальные технологические и технические решения, с обеспечением полной автономности при базировании. В частности, это могут быть бортовые кислорододобывающие станции.
Автоматика
Чтобы снизить нагрузку на летчика, в самолете используется система автоматического управления САУ-451. Кроме того, устанавливается оборудование для ограничительных сигналов СОС-3М. За наводку на цель отвечает комплекс СУВ-29. В его состав входит прицельная система РЛПК-29 и БЦВМ Ц100.
Вообще, современная авиация ориентирована именно на максимальное перекладывание обязанностей пилотов на сложные вычислительные системы. Оно и понятно: скорости боевых самолетов таковы, что реакции человека попросту не хватит для адекватного реагирования на внезапно возникшую угрозу.
Оптико-прицельная система, представленная моделью ОЭПрНК-29, включает в себя комплекс ОЭПС-29. Отлично себя зарекомендовала «Щель-3УМ», являющаяся одной из лучших систем указания целей во всем мире. За навигацию и прокладку маршрута отвечает СН-29.
В качестве аппаратуры для командной радиосвязи применяется Э502-20 «Бирюза». О приближении к вражеским РЛС пилоту загодя сообщит СПО-15ЛМ «Берёза». Для предупреждения обнаружения машины и воспрепятствования наведению высокоточного оружия применяется оборудование для постановки помех «Гардения-1ФУ», а также аппаратура ППИ-26, ответственная за выброс ложных целей.
Экономическая составляющая и боевая готовность МиГ-35
Служебный ресурс МиГ-35 может составлять не меньше сорока лет. Летный ресурс самолетов может превышать шесть тысяч часов. В самолетах значительно увеличили долговечность двигателей и авионики. Агрегатная численность, которая обладает ограниченными ресурсами, уменьшена практически в три с половиной раза по сравнению с истребителями предшествующих модифицирований.
При этом предусматривается увеличение продолжительности между техническими обслуживаниями, необязательные капитальные ремонты, уменьшение их себестоимости, а также трудоемких затрат.
Отличительные характеристики
Машина характеризуется следующими отличительными чертами:
- повышенной маневренностью, превосходящей аналоги по мощности двигателей при меньшей массе и лучших характеристиках планера;
- увеличенной дальностью боевого радиуса, позволяющей добиться преимущества в доступе к удаленным объектам;
- высокой боевой живучестью, значительно повышающей шансы машины на успех.
Превосходя прототип в оснащении, самолет по важнейшим показателям не уступает аналогам пятого поколения. Несмотря на внешнюю схожесть с прототипом, новая разработка истребителя оснащена современным оборудованием.
Некоторые особенности Миг-35 можно разглядеть на фото, представленное в интернете, при довольно высоком разрешении снимка.
Экспортный перевес российских МиГ-35
В минувшем году генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ПАО ОАК С. Коротков высказывался, что еще тогда проводились новейшие проектные работы, которые должны были значительно превзойти имеющиеся аналоги. Он уточнил, что в самом ближайшем времени будут продемонстрированы новейшие комплексы, в том числе и МиГ-35, которые уже тогда являлись чрезвычайно востребованными во многих государствах мира и обладали весьма большим потенциалом.
Радикальное улучшение эксплуатационных характеристик МиГ-35 послужило серьезным козырем в изнурительной битве за мировые рынки, которые все в большей и большей мере сориентированы на авиатехнику, с имеющейся низкой стоимостью жизненных циклов. Наряду с прочими факторами, такая тенденциозность вызвана довольно-таки стремительным повышением цен на авиационное горючее.
Несомненно, МиГ-35 является лучшим решением для российских Военно-Воздушных Сил, а также для авиации прочих государств, которые имеют в своем распоряжении самые разнообразные ранние вариации МиГ-29. Исходя из некоторых оценок представителей российских ВВС и иностранных заказчиков, всего до 2022 года предполагается поставка приблизительно 300–400 истребителей многофункционального назначения МиГ-35 на сумму приблизительно двенадцать миллиардов долларов.