Есть ли будущее у российских боевых машин «Курганец-25»

БМП Курганец-25 впервые был показан зрителям на параде победы 9 мая 2015 года. Бронетранспортёр стал одним из новейших экземпляров военной техники представленной широкой публике в тот день. Ему сразу нашлось дополнительное прозвище среди российской публики – младший брат танка Армата.

Действительно, некоторые наружные элементы и угловатые обводы корпуса схожи с моделью современного танка. Но всё же это самостоятельная разработка Курганского Машиностроительного Завода, производившего бронемашины пехоты СССР долгие годы.

История создания

Новая многоцелевая платформа Курганец-25 должна стать достойной сменой находящихся на вооружении БМП и МТ-ЛБ (многоцелевой тягач). Перед конструкторами завода была поставлена задача, создать новую бронетехнику для транспортировки личного состава и оснастить БМП мощным вооружением для непосредственного участия машины в бою.

Кроме того, новая платформа Курганец-25 должна стать универсальной для создания модифицированных моделей, таких как:

  • боевая машина десанта (БМД);
  • самоходная артиллерийская установка (САУ);
  • БМП Т-15 «Барбарис»;
  • колёсный бронетранспортёр «Бумеранг».

Прототип бронемашины имеет высокий профиль, что значительно отличает современный экземпляр от аналогичной советской техники.

Для живучести БМП, инженеры приняли решение увеличить дорожный просвет, что, несомненно, способствует меньшему поражению техники при подрыве на мине или взрывном устройстве.

Благодаря гидравлическому механизму, клиренс стал регулируемым с возможностью принимать необходимое по высоте положение. Ко всему стоит добавить, что дно выполнено в виде двойного пола.

Увеличенный отсек для пехотинцев ещё одно необходимое требование. Современные бойцы крупного телосложения. Ко всему этому они вынужденные нести громоздкое снаряжение: защитный шлем и очки, бронежилет, индивидуальные средства связи и несколько типов вооружения.

Это заметно отличает современного воина от советского пехотинца, который был вооружён: автоматом, саперской лопатой и каской. Как раз под средний рост и минимальное снаряжение делали советскую технику. Военная доктрина изменилась.

Теперь бойцам необходимо больше места в технике и это требование было учтено.

БМП Курганец-25 имеет раздельные посадочные места, похожие на кресла.

В 2016 году Курганский Машиностроительный Завод продемонстрировал следующие прототипы:

  • БМП Б-11 под индексом «объект-695»;
  • БТР Б-10 «объект-963»;
  • БРЭМ (боевая ремонтно-эксплуатационная машина).

Последний образец вышел на испытания, которые могут продлиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Такой длительный этап прохождения тестов, необходим для проверки всех узлов и систем современной бронемашины.

Проект «Курганец-25»: известное и неизвестное

В настоящее время вооруженные силы России располагают боевыми машинами пехоты нескольких типов, а также техникой иных классов, построенной на их базе. В дальнейшем ситуация должна измениться. В течение последних лет несколько оборонных предприятий работают над проектом унифицированной гусеничной платформы, на базе которой планируется строить боевые машины пехоты, бронетранспортеры, командно-штабные машины и другую технику. Все это позволит решить сразу несколько задач, от модернизации парка техники вооруженных сил до сокращения расходов на ее эксплуатацию. Перспективная БМП, которая должна будет заменить имеющиеся машины, построена на базе платформы «Курганец-25». Разработка этого проекта стартовала в середине десятилетия, а к настоящему времени проект дошел до стадии строительства предсерийных бронемашин. Первые образцы перспективных боевых машин были показаны на Параде Победы в мае. По имеющимся данным, в настоящее время техника семейства «Курганец-25» проходит различные испытания и в обозримом будущем может быть принята на вооружение.

По объективным причинам авторы проекта и будущие эксплуатанты пока не могут раскрывать большую часть сведений о перспективной технике. Поэтому широкой общественности приходится довольствоваться небольшими упоминаниями тех или иных особенностей проекта, а также публикуемыми отрывочными данными или оценками специалистов. Из-за секретности, свойственной всем новым проектам, подробные и точные данные о «Курганце-25» появятся только в будущем. Тем не менее, и имеющиеся на данный момент сведения позволяют составить примерную картину. Попробуем собрать имеющуюся на данный момент информацию об унифицированной платформе и машинах на ее базе.


БМП «Курганец-25». Фото Vitalykuzmin.net

Еще несколько лет назад стало известно, что разработчиком перспективной платформы назначено ОАО «Курганмашзавод», что, среди прочего, сказалось на названии проекта. Проектные работы продолжались в течение нескольких следующих лет, причем время от времени появлялись сообщения о планируемой «премьере» новой техники. Так, изначально прототип БМП на базе платформы «Курганец-25» предполагалось построить в 2012 году. Тем не менее, в итоге первый закрытый показ прототипа состоялся только осенью следующего года на выставке Russia Arms Expo 2013. Примерно в то же время появились сведения о планируемом показе новой техники на параде 9 мая.

Целью проекта было создание гусеничной машины, пригодной для использования в качестве базы для бронетехники различных типов. Прежде всего требовалось создать боевую машину пехоты и гусеничный бронетранспортер. Кроме того, планировалось разработать ремонтно-эвакуационную машину, зенитный и противотанковый ракетный комплексы и т.д. Также упоминалась возможность разработки самоходной артиллерийской установки.

В начале 2013 года в средствах массовой информации появился кадр из цеха Курганмашзавода, где велась сборка корпуса одного из прототипов перспективной бронемашины. Кроме того, на профильных ресурсах с завидной регулярностью появлялись различные рисунки и схемы, авторы которых пытались предугадать облик новой техники. При этом фактический внешний вид БМП и других машин на базе платформы «Курганец-25» оставался тайной до весны 2015 года. Лишь после первых репетиций Парада Победы специалисты и широкая общественность смогли впервые увидеть перспективные боевые машины, а не рисунки, не имеющие прямого отношения к этой технике.


БТР «Курганец-25». Фото Vitalykuzmin.net

Примечательно, что новая техника, участвовавшая в репетиции, не сразу получила весь набор дополнительного оборудования, благодаря чему все желающие смогли разглядеть некоторые ее любопытные особенности. К примеру, во время первых репетиций БМП и БТР семейства «Курганец-25» оставались без дополнительных бортовых блоков, что позволило рассмотреть их ходовую часть. Тем не менее, не обошлось без «ложки дегтя»: боевые модули машин были закрыты брезентовыми чехлами.

К настоящему времени стали известны некоторые основные особенности конструкции платформы и техники на ее базе. Для выполнения новых требований заказчика в лице министерства обороны, а также для обеспечения максимальной унификации различных типов техники в конструкции платформы «Курганец-25» используются некоторые новые идеи и решения. Кроме того, было решено отказаться от ряда предыдущих наработок, использовавшихся в старых проектах бронетехники.

Общая компоновка платформы «Курганец-25» выполнена с учетом последних мировых тенденций в развитии бронетехники. Так, моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части бронекорпуса, причем непосредственно за лобовыми деталями машины размещены агрегаты трансмиссии, а двигатель находится позади них у правого борта. Слева от двигателя предусматривается сравнительно узкое отделение управления с рабочим местом водителя. Непосредственно позади двигателя находятся рабочие места других членов экипажа. К примеру, в варианте боевой машины пехоты там располагаются командир и наводчик-оператор. Кормовая часть корпуса отдается под установку необходимого оборудования или размещение десанта.


Первое известное изображение машины «Курганец-25». Кадр из репортажа телеканала «Звезда» / Gurkhan.blogspot.ru

По данным телеканала «Звезда», не так давно показавшего выпуск программы «Военная приемка» о БМП «Курганец-25», платформа может оснащаться двигателями двух типов, челябинского и ярославского производства. На момент съемок телепрограммы заказчик еще не сделал окончательный выбор силовой установки. Тем не менее, отмечалось, что оба двигателя полностью соответствуют требованиям и обеспечивают необходимые характеристики.

С двигателем, вне зависимости от его типа, соединяется автоматическая коробка передач. Этот агрегат имеет шесть передач переднего хода и три заднего. Утверждается, что на третьей задней передаче БМП способна развивать скорость до 20 км/ч. Крутящий момент двигателя передается на передние ведущие колеса с цевочным зацеплением.

Достаточно давно все интересующиеся смогли рассмотреть все основные особенности ходовой части «Курганца-25». Платформа имеет по семь опорных катков на каждом борту. Применена, по некоторым данным, регулируемая гидропневматическая подвеска. При необходимости водитель может изменять клиренс машины в пределах от 100 мм до 500 мм. Такая особенность ходовой части позволяет уменьшить габариты машины как во время транспортировки, так и при укрытии в окопе.


Коробка передач платформы «Курганец-2». Кадр из т/п «Военная приемка», телеканал «Звезда»

Проект платформы «Курганец-25» подразумевает использование корпуса с противопульным бронированием. Корпус имеет характерную конструкцию лобовой части с сильным наклоном верхнего листа и почти вертикальным нижним. Борта и корма корпуса располагаются строго вертикально. В верхней лобовой детали предусматриваются люки для доступа в моторно-трансмиссионное отделение. Параметры бронезащиты еще не оглашались. Известно только то, что корпус шасси обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 и 12,7 мм. Тип пуль и патронов при этом не назывался. Проектом «Курганец-25» изначально предусматривается установка различных дополнительных систем защиты, в том числе навесного бронирования, динамической защиты и т.д. Все это позволяет заметно повысить уровень защиты в соответствии с предполагаемой ролью машины.

По разным оценкам, бронемашины семейства «Курганец-25», имея сравнительно мощный двигатель, смогут развивать на шоссе скорость до 70-80 км/ч. Также должна быть обеспечена высокая подвижность на пересеченной местности. По требованию заказчика, платформа получила водометные движители для пересечения водных преград вплавь. Используя эти агрегаты, БМП или другая техника семейства сможет двигаться со скоростью до 10 км/ч.


«Рассекреченный» рычаг коробки передач. Кадр из т/п «Военная приемка», телеканал «Звезда»

Управление перспективной машины осуществляется при помощи нескольких основных устройств. В распоряжении водителя имеются штурвал, рычаг коробки передач, пара педалей и набор контрольных приборов. К сожалению, интерьер отделения управления пока является тайной и соответствующие фотографии или видеоматериалы еще не публиковались. На данный момент известен только облик рычага коробки передач – эту деталь разрешили снять журналистам канала «Звезда».

Экипаж располагает набором перископических смотровых приборов. Кроме того, в проекте предусмотрено дополнительное оборудование, улучшающее обзор. По периметру корпуса боевой машины располагаются несколько наборов телекамер, сигнал с которых передается на мониторы, водителя, командира и т.д. Дополнительный монитор с возможностью слежения за обстановкой устанавливается даже в десантном отделении БМП.

На данный момент с уверенностью можно говорить о начале производства только боевой машины пехоты и бронетранспортера на базе общего шасси. Иная техника семейства разрабатывается, но точные данные о ходе работ и планах по ее строительству пока отсутствует. К примеру, в одном уже упомянутом выпуске программы «Военная приемка» телеканал «Звезда» показал процесс сборки бронекорпуса для ремонтно-эвакуационной машины. Кроме того, в кадр попала, предположительно, другая машина этого типа, находящаяся на поздних стадиях сборки. Тем не менее, точные сведения о проекте БРЭМ семейства «Курганец-25» пока отсутствуют. По-видимому, уже начата сборка опытной партии, но это лишь предположение.


Один из блоков телекамер на корпусе. Кадр из т/п «Военная приемка», телеканал «Звезда»

Бронетранспортер и боевая машина пехоты «Курганец-25» получают гораздо больше внимания, чем другая техника семейства. Кроме того, разработчик и заказчик, говоря о новой платформе, в первую очередь вспоминают именно эту технику. Поэтому доступный объем открытых данных о БМП и БТР гораздо больше, чем в случае с другой техникой.

Характерной чертой боевых машин пехоты и бронетранспортеров, участвовавших в параде на Красной площади, стали крупные бортовые модули бронирования. По последним данным, эти агрегаты выполняют ряд важных функций, направленных на повышение характеристик защиты и подвижности. Известно, что бортовые модули оснащаются блоками динамической защиты и неким иным бронированием, что позволяет дополнить собственную броню корпуса. Кроме того, модули выполняют функцию поплавков при движении по воде. За счет собственной плавучести модули улучшают характеристики всей машины. При этом, однако, «Курганец-25» может плавать и без установки дополнительного оборудования.

В случае с перспективной БМП дополнительная защита обеспечивается комплексом активной защиты, отдельные элементы которого устанавливаются на крыше корпуса и на боевом модуле. Также предусматривается радиоэлектронная система, предназначенная для обезвреживания противотанковых мин с магнитным взрывателем.


Результат обстрела брони. Пули калибра 7,62 мм и 12,7 мм остались внутри плиты. Кадр из т/п «Военная приемка», телеканал «Звезда»

Боевая машина пехоты на базе новой платформы имеет экипаж из трех человек и способна перевозить до восьми десантников. Экипаж располагается в передней части обитаемого объема корпуса, а десантное отделение размещено в корме. Известно, что бойцы с оружием должны располагаться спиной к бортам. Внешний вид сидений и их компоновка пока засекречены. Так, на образце боевой машины, снятом телеканалом «Звезда», все оснащение десантного отделения было закрыто брезентом и щитами с недвусмысленными надписями «секретно».

Экипаж боевой машины располагает двумя люками в крыше корпуса: водитель имеет собственный люк, а командир и наводчик-оператор должны использовать общий. В кормовом листе корпуса предусматривается крупная аппарель для посадки и высадки десанта. При открывании она опускается вниз при помощи собственных приводов и облегчает спешивание. Кроме того, в аппарели имеется дверь, которую можно использовать при поломке приводов. Для самообороны в двери предусмотрена амбразура под личное оружие десанта.

Известно, что заказчик в лице министерства обороны внес в требования к перспективной БМП требование о максимальной автономности, а также защите экипажа и десанта от внешних воздействий. Для этого машина получает систему кондиционирования со средствами очистки воздуха. Предусмотрены трубопроводы для подачи очищенного воздуха на места экипажа и десанта. Дополнительный комфорт и возможность длительных действий на удалении от баз обеспечивается при помощи санитарного оборудования, смонтированного на кормовой двери.


Боевой модуль «Эпоха». Фото Nevskii-bastion.ru

Перспективные БМП и БТР отличаются боевым модулем. В случае с боевой машиной пехоты предлагается использовать изделие «Эпоха», также известное под названием «Бумеранг-БМ». Этот боевой модуль представляет собой башню со ствольным и ракетным вооружением, устанавливаемую на крыше базовой машины. Важной особенностью модуля «Эпоха» является размещение всех агрегатов за пределами обитаемого объема корпуса.

БМП с модулем «Эпоха» вооружена автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм с селективным питанием, спаренным с ней пулеметом ПКТМ и ракетным комплексом «Корнет-ЭМ». Боекомплект пушки составляет 500 выстрелов двух типов, ящики боезапаса пулемета вмещают 2000 патронов, а на бортовых пусковых установках размещаются четыре контейнера с управляемыми ракетами. На модуле располагаются блоки оптико-электронного оборудования для наблюдения и поиска целей, а также управления огнем.

Имея иные задачи, бронетранспортер «Курганец-25» оснащается другим боевым модулем. В случае с БТР используется модуль с пулеметным вооружением и некоторым дополнительным оборудованием. Подобные различия в вооружении в первую очередь связаны с разницей в предполагаемых задачах двух классов техники.


Пулеметный боевой модуль бронетранспортера. Фото Vitalykuzmin.net

Оба боевых модуля перспективной техники оснащаются системами дистанционного управления. Органы управления всеми системами вооружений располагаются на рабочих местах командиров и наводчиков-операторов. Таким образом, использование безэкипажных боевых модулей позволило не только обеспечить требуемую огневую мощь, но и оптимизировать компоновку обитаемого объема без необходимости размещения членов экипажа непосредственно под боевым модулем.

К сожалению, до сих пор остаются неизвестными даже самые общие характеристики перспективной техники. Военные еще не оглашали реальные показатели максимальной скорости или запаса хода, не говоря уже о параметрах различного вооружения. Такой подход вполне понятен, поскольку проект еще не доведен до логического конца и большую часть его подробностей все еще не стоит публиковать во избежание различных негативных последствий.

В Параде Победы приняли участие несколько перспективных машин на базе платформы «Курганец-25». По Красной площади прошли девять бронетранспортеров и столько же боевых машин пехоты новых типов. По некоторым данным, строительство первой партии техники, задействованной в параде, завершилось в первых месяцах 2015 года. В дальнейшем сборка техники для испытаний продолжилась и, по-видимому, идет до сих пор.

В ходе недавней выставки Russia Arms Expo 2015 руководство Курганмашзавода рассказало о своих планах на будущее, затронув тему перспективной унифицированной гусеничной платформы. Исполнительный директор предприятия Александр Клюжев сообщил, что в начале следующего года состоится очередная поставка машин «Курганец-25» военным. Министерству обороны передадут как боевые машины пехоты, так и бронетранспортеры новых типов. Количество техники в этой партии не уточнялось.


В цеху Курганмашзавода. на заднем плане — БТР «Курганец-25», впереди, предположительно, перспективная БРЭМ. Кадр из т/п «Военная приемка», телеканал «Звезда»

Также А. Клюжев напомнил, что на базе универсального шасси будет разработано несколько типов военной техники. В ближайшей перспективе – создание бронированной ремонтно-эвакуационной машины. Примечательно, что в программе «Военная приемка» демонстрировалась сборка корпуса подобной машины. Это означает, что предприятие уже занимается реализацией очередного проекта семейства.

В течение этого года представители промышленности и военного ведомства говорили о примерных сроках постановки новой техники на вооружение. В течение 2015-16 годов планируется завершить все необходимые испытания новых БМП и БТР, после чего они могут быть приняты на вооружение и поставлены в серию. Таким образом, серийное производство перспективных бронемашин стартует ориентировочно в 2017-18 годах. По понятным причинам, это пока лишь предварительные планы, а фактическая дата начала серийного производства и эксплуатации может заметно сдвинуться.

До определенного времени промышленность и военные не спешили раскрывать секреты перспективного проекта «Курганец-25», из-за чего общественности приходилось полагаться только на отрывочные сведения и оценки разной степени правдоподобности. В последние несколько месяцев ситуация резко изменилась, благодаря чему все интересующиеся получили возможность узнать некоторые подробности новейших проектов. Будем надеяться, существующая традиция сохранится, а военные и промышленность продолжат радовать нас новыми сообщениями о ходе проекта и различными интересными техническими подробностями.

По материалам сайтов: https://ria.ru/ https://tass.ru/ https://interfax.ru/ https://tvzvezda.ru/ https://nevskii-bastion.ru/ https://army-guide.com/ https://bmpd.livejournal.com/

Конструкция

Корпус бронемашины разделён на несколько отсеков. Носовой правый отсек размещает один из двух вариантов двигателей: оппозитный «2В-06» или рядный «ЯМЗ-780» с парой турбокомпрессоров. Также в этом отсеке находятся агрегаты трансмиссии. Переднее размещение силовой установки позволило удачнее скомпоновать интерьер БМП.

Отсек для перевозки личного состава вмещает восемь бойцов. Высадка из бронетехники происходит, через заднюю аппарель. Она дополнительно оборудована дверью, которая служит аварийным выходом при повреждении системы откидывания рампы.

Левый отсек – место водителя с элементами рулевого управления. Газ и тормоз в виде стандартных педалей контроллера. Курсовое управление координируется рулём штурвального типа, схожим с БМП-3. Кнопки выбора передач находятся на штурвале, напоминая руль спортивного автомобиля.

Курганец-25 имеет экипаж из трёх человек.

Для защиты солдат используется система пассивной брони. Башня оборудована модулем активной защиты, который уничтожает подлетающие снаряды.

Боекомплект и вооружение БМП находятся в индивидуальном отсеке, что повышает защиту личного состава от несанкционированной детонации снарядов. Высокая проходимость достигается с помощью гидропневматической системы, регулирующей дорожный просвет.

По обе части транспортёра могут быть установлены контейнеры, выполняющие функцию поплавков. Они закрывают боковые части от уровня башни до осевых центров ведущих колёс.

При необходимости, это навесное оборудование может в кратчайший срок демонтироваться. Задача навесных контейнеров добавить устойчивости транспортёру на водной поверхности. Кроме того, накладки (поплавки) выполняют роль пассивной защиты личного состава и членов экипажа БМП от попадания снарядов.

Передвижение по воде осуществляется с помощью водомётного двигателя, что значительно отличает новую технику от предшественников, которые двигались по воде за счёт гусеничного хода.

Эксплуатация

Об опыте практического использования новой боевой машины пехоты почти ничего не известно. Отдельные экземпляры отправлялись в войска для предварительного тестирования еще в 2015-16 годах. По итогам этой проверки говорилось о том, что военным не понравился слишком высокий профиль «Курганца». Тем не менее высота машины с тех пор не изменилась.

Весной 2022 года ряд информационных агентств сообщили о том, что «Курганец 25» был замечен в Сирии. Однако никаких подробностей не сообщалось.

Министерство обороны намерено приступить к масштабной эксплуатации этой БМП еще до конца 2022 года, но это станет возможным лишь в том случае, если «Курганмашзавод» не сорвет сроки выполнения необходимых работ.

Вооружение

В зависимости от варианта исполнения, для БМП выбирается установка необходимого вооружения. Например, САУ комплектуется противотанковой пушкой калибром 125 мм.

БМП Курганец-25 и Бумеранг оснащены безэкипажным боевым радиоуправляемым комплексом «Бумеранг-БМ».

Он состоит из автоматической пушки калибра 30 мм с избирательной подачей снарядов из двух ящиков, пулемётом 7,62 мм, а также противотанковым комплексом «Корнет».

управление. Башня необитаема. Возможность управления боевым арсеналом имеется у командира и наводчика при помощи дистанционных пультов управления. Кроме того, запрограммированный комплекс имеет возможность самостоятельно брать цель на контроль и при необходимости вести по ней огонь на поражение.

Для повышенного кругового обзора, бронемашина оснащена восемью видеокамерами, изображение которых выводится на экран.

История разработки боевой машины пехоты «Курганец»

Советская армия, исчезнувшая вместе с СССР, оставила после себя богатое и разнообразное бронированное «наследство». Одних только основных боевых танков было три типа. Ничего подобного не наблюдалось ни в одной другой стране мира. Кроме того, одновременно эксплуатировались БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД и множество различных вспомогательных машин, созданных на их базе. Необходимость проведения унификации и перехода на какую-то единую платформу была очевидной уже тогда, но в условиях распада экономики сделать это было невозможно.


БМП-2, уничтоженная во время «новогоднего штурма» Грозного в ночь на 1 января 1995 года

Дополнительным стимулом к развитию легкой бронетехники стали военные действия в Чечне, сопровождавшиеся тяжелыми потерями и показавшие, насколько уязвимыми являются российские БТР и БМП. Уже в 1995 году Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) подготовило техническое задание на разработку сразу нескольких видов бронированных боевых машин на единой платформе, в качестве каковой тогда рассматривался перспективный танк Т-95. Этот проект, получивший условное название «Однотомник», просуществовал до начала «нулевых» годов, но дальше эскизов и чертежей дело, видимо, не пошло.

В 2004 году в прессу просочилась информация о том, что на предприятии «Курганмашзавод», где производятся БМП-2 и БМП-3, ведутся конструкторские работы, цель которых – обеспечить армию новыми боевыми машинами пехоты и гусеничными бронетранспортерами, созданными на единой унифицированной базе. Были опубликованы даже рисунки, изображавшие будущую БМП «Курганец 25». В то же время сколько-нибудь достоверных данных долгое время не было, что объяснялось повышенным уровнем секретности. В результате возникли сомнения в самом существовании новой машины, окончательно развеянные лишь незадолго до её официального показа.


Первая официальная фотография БМП «Курганец-25». Распространялась Министерством обороны незадолго до показа на параде

«Блеснув» на параде, «Курганец» тем не менее в армию до сих пор не попал, несмотря даже на успешное тестирование в Сирии в условиях реальных боевых действий. Одна из причин столь долгого периода «доводки» БМП – плачевное состояние «Курганмашзавода». Единственное в своем роде российское предприятие вот уже несколько лет балансирует на грани банкротства. Пикантности этой ситуации добавляет то обстоятельство, что Альберт Баков, руководивший «Курганмашзаводом» вплоть до 2022 года, сам был признан некредитоспособным – его личные долги достигли почти 80 млн. рублей. Кроме того, предприятие формально находится в собственности голландских инвесторов, что, мягко говоря, очень странно для компании, являющейся частью оборонного комплекса.

В июле 2022 года Министерство обороны России заключило с «Курганмашзаводом» контракт на поставку первой серийной партии БМП «Курганец». Срок действия этого соглашения – 2022 год. Трудно сказать, что из этого выйдет, если учесть, что более ранний контракт на модернизацию БМП-3 предприятие провалило, несмотря на личное поручение президента страны.

Технические характеристики

Одной из лучших БМП в мире считается немецкая Пума (Schützenpanzer Puma). Вес германской БМП более 40 тонн, что значительно превышает вес Курганца-25, который весит 25 тонн.

Как и все БМП СССР, современная платформа умеет плавать, а немецкая Пума этим качеством не наделена.

Защитный комплекс брони отечественной машины способен защитить её от прямого попадания из РПГ-7. Немецкие производители заявляют о том, что их БМП оснащена дополнительной защитой от аналогичных попаданий из противотанковых гранатомётов, но это далеко не так. Германская техника не имеет динамической защиты.

Если сравнивать боевые модули, то опять преимущество остаётся за Курганцем-25. Так как помимо 30 мм пушек на обеих машинах, отечественная техника дополнительно оснащена управляемым ракетным комплексом «Корнет».

Стоит отметить, что немецкая техника не имеет комплексов управляемого вооружения аналогичным «Бумеранг-БМ». В таблице приведены основные характеристики конкурирующих БМП.

НаименованиеБМП Курганец-25БМП «Пума»
Предприятие изготовительОАО «Курганмашзавод»KMW/RLS
Полная масса, кг25 00025 000
Экипаж, чел33
Вместимость личного состава, чел87
Силовая установкаУралтрак 2В-06/ ЯМЗ-78010V 892 HPD MTU
Мощность силовой установки, л/с550/750800
Средняя скорость, км/ч6060
Тип подвескиТорсионная
ВооружениеКомплекс «Бумеранг-БМ»автоматическая пушка 30-мм «Рейнметалл» МК 30-2/АВМ гранатомет на 6 гранат, установлен на корме корпуса машины

В ходе испытаний

Министерство обороны и предприятия ВПК согласовали график испытаний БМП и БТР из семейства «Курганец-25», рассказали источники в военно-промышленном комплексе. Судя по графику проведения работ, с которым ознакомились «Известия», с мая по октябрь 2022 года пройдут предварительные тесты боевых машин. А государственные испытания начнутся в ноябре и, согласно планам, должны завершиться через 12 месяцев. Примечательно, что в настоящее время уже проводится тестирование отдельных компонентов и агрегатов бронетехники.

По словам источников «Известий», не исключено, что по окончании государственных испытаний «Курганца» будет выделено дополнительное время для исправления выявленных недочетов.

Договор на завершение опытно-конструкторских работ по средней гусеничной платформе Курганмашзавода был подписан в декабре прошлого года. А уже в феврале министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил, что окончательные сроки поставки «Курганцев» определит Минобороны по итогам госиспытаний. По его словам, завершить их предварительно запланировали на 2022 год.

— Государственные испытания — довольно длительный процесс, надо ведь не просто проехать по трассе и отстреляться, а провести целый комплекс мероприятий, — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — В него входят, например, ресурсные испытания, то есть двигатель должен отработать положенное количество моточасов. Ходовая часть должна пройти заданное число километров без замены гусеничных лент, причем по грунтам различного типа. Технику надо протестировать в высокогорье, в условиях сильной жары и суровых морозов. Проверяется также возможность технического обслуживания и ремонта в полевых условиях. Фиксировать будут и реальные сроки, и затраты ресурсов на техобслуживание в процессе эксплуатации.

Смена колес: новые бронемашины изменят облик ВДВ

Первыми перспективные бронеавтомобили «Тайфун-ВДВ» получат разведка и спецназ десантников

По словам эксперта, кроме тестирования ходовой части идет настрел вооружения. Необходимо выдержать заданный ресурс по его живучести и сохранению заданных параметров. Проверять будут абсолютно всё, в том числе оптико-электронную систему и связь. Поэтому год — это еще относительно небольшой срок для полного цикла госиспытаний.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]