Последние броненосцы России. Корабли типов «Андрей Первозванный» и «Евстафий»


Броненосцы типа «Евстафий»

Эскадренные броненосцы типа “Евстафий”

“Евстафий” 23.11.1904 / 03.11.1906 / 28.05.1911 “Иоанн Златоуст” 13.11.1904 / 01.05.1906 / 01.04.1911

Заказаны в рамках судостроительной программы на 1903-1923 гг. В основном строились на кредиты программы “распределения ассигнований на судостроение” на 1907-1911 гг. с целью поддержки деятельности “частных судостроительных заводов и казенных верфей”. Первоначально предполагалось построить для Черноморского флота 2 эскадренных броненосца по чертежам и спецификациям строившегося в тот период эскадренного броненосца “Князь Потемкин-Таврический”, с заменой всех 152-мм орудий на 203-мм. По финансовым соображениям орудия поменяли лишь в нижнем каземате. Проект разработан корабельным инженером полковником Шоттом. Практически полностью повторяли прототип, но имели более совершенную конструкцию боевой рубки и системы броневой защиты противоминной артиллерии.

Тактико-технические даные: Водоизмещение: “Иоанн Златоуст” – 12855 тонн, “Евстафий” – 12840 тонн Размеры: длина – 118,03 метра (“Иоанн Златоуст” – 117,6 метра) ширина – 22,56 метра осадка – 8,23 метра Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 22 котла, 2 винта, 10600 л.с. (“Иоанн Златоуст” – 10804 л.с.) Скорость: 16,5 узла (“Иоанн Златоуст” – 16,65 узла) Дальность плавания: 1,600/1,884 миль (16/12 узловым ходом) / (“Иоанн Златоуст” – 1,300/2,100 миль (16/10 узловым ходом) Экипаж: 928 человек (“Иоанн Златоуст” – 926 человек) Вооружение: 2х2 305/40, 4х1 203/50, 12х1 152/45 и 14х1 75/50 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 2 подводных 457-мм торпедных аппарата Бронирование: борт от 152 до 229 мм, палуба от 38 до 76 мм, боевая рубка – 203 мм, башни – 254 мм, казематы от 127 до 152 мм

“Иоанн Златоуст” 13 июля 1903 года зачислен в списки судов Черноморского флота и 13 ноября 1904 года заложен на эллинге Лазаревского адмиралтейства в Севастополе, спущен на воду 1 мая 1906 года, вступил в строй 1 апреля 1911 года. 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль. 11 августа 1911 года вместе с линейными кораблями “Пантелеймон”, “Евстафий” и “Ростислав” образовал бригаду линкоров Черного моря. В 1911 году главный носовой компас перенесли в носовую боевую рубку, а верхний ходовой мостик демонтировали. Участвовал в Первой мировой войне. С ее началом 6 75-мм орудий со спардека были убраны, с целью замены их на 4 152-мм, а затем на 4 203-мм орудия. Но из-за возникшего, в связи с боевыми действиями дефицита последних, от этих планов отказались. В 1916 году с корабля сняли все 75-мм орудия. Участвовал в обстреле побережья и портов Зунгулдак, Килимли, Козлу и Варна, в операциях на коммуникациях противника. Прикрывал воинские перевозки и минно-заградительные действия разнородных сил флота. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков РККФ.

“Евстафий” (с 6 июля 1921 года – “Революция”) 13 июля 1903 года зачислен в списки судов Черноморского флота и 23 ноября 1904 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 3 ноября 1906 года, вступил в строй 28 мая 1911 года. 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль. 11 августа 1911 года вместе с линейными кораблями “Пантелеймон”, “Иоанн Златоуст” и “Ростислав” образовал бригаду линкоров Черного моря. В 1911 году главный носовой компас перенесли в носовую боевую рубку, а верхний ходовой мостик демонтировали. Участвовал в первой мировой войне. С ее началом 6 75-мм орудий со спардека были убраны, с целью замены их на 4 152-мм, а затем на 4 203-мм орудия. Но из-за возникшего, в связи с боевыми действиями дефицита последних, от этих планов отказались. В 1916 году с корабля сняли все 75-мм орудия. Участвовал в обстреле побережья и портов Зунгулдак, Килимли, Козлу и Варна, в операциях на коммуникациях противника. Прикрывал воинские перевозки и минно-заградительные действия разнородных сил флота, четырежды вступал в артиллерийский бой с германо-турецкими линейным крейсером “Явуз” (“Гебен”) и легким крейсером “Мидилие” (“Бреслау”). 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1922 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков РККФ.

Линейный корабль Евстафий (Россия, 1996)

Если статей про марки СССР на сайте было уже несколько, то марок России, посвященных флоту, можно сказать на сайте и не было пока (Колумб не в счет). Срочно исправляюсь. Сегодняшний рассказ будет о линейном корабле «Евстафий», изображенным на марке России 1996 г., и его последнем бое.

Название: Линейный корабль «Евстафий» (серия марок «300 лет Российскому флоту. Исторические и современные корабли Военно-морского флота») Страна: Россия Дата выпуска: 26 июля 1996 Размер: 58х26 мм Перфорация: гребенчатая 12 x 12½ Бумага: мелованная Печать: офсет + металлография Художник: Плетнев А. Тираж: 550 000 Код по каталогу: Михель RU 519 ИТЦ «Марка» 300
О корабле «Евстафий»

Линейный корабль Балтийского флота «Святой Евстафий Плакида» был построен на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге мастером Улфовым. Заложен был 30 июля 1762 года.

Характеристики корабля:

  • длина — 47,4 м (155 футов 6 дюймов)
  • дирина — 14,65 м (41 фут 6 дюймов)
  • осадка — 4,5 м
  • вооружение — 66 36-ти и 18-ти фунтовых пушек

Свое имя корабль получил в честь святого великомученика Евстафия — небесного покровителя сына императрицы Екатерины II цесаревича Павла.

Корабль принимал участие в военных действиях в Средиземном море в ходе первой русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Погиб в сражении с турецким флотом в Хиосском проливе 24 июня (5 июля) 1770 г.

Хиосское сражение

18 июля 1760 г. эскадра Балтийского флота под командованием адмирала Григория Андреевича Спиридова вышла из Кронштадта и направилась в Средиземное море. Эскадра состояла из 7 линейных кораблей («Святослав», «Три Иерарха», «Ианнуарий», «Европа», «Три святителя», «Северный орёл», «Евстафий»), фрегата «Надежда благополучия», бомбардирского корабля «Гром», 4 пинков и 2 посыльных судов. На эскадре было 640 пушек и 5582 человек команды ( в том числе 3061 матрос, 1106 морских солдат, 448 морских артиллеристов и 967 солдат Кегскольмского полка, сухопутных артиллеристов и мастеровых).

Задача эскадры определялась так:

Поелику главная всему нашему плану есть цель в поднятии на турков подвластных им народов, — следовательно же и долженствует уступать оной первое место все другие операции… Первым же предметом есть и всегда долженствуют прибыть сухопутные операции графа А. Орлова.»

Спиридов должен был доставить в Грецию сухопутный десант, а также прикрывать войска с моря, препятствуя турецким судам. Екатерина II, воодушевленная планом графа Орлова, возлагала большие надежды на эту операцию:

Я так расщекотала наших моряков по их ремеслу, что они огневые стали…. У меня в отменном попечении ныне флот, и я истинно его так употреблю, как Бог велит, как он еще не был

Переход Спиридова в Средиземное море был долгим и сопряжен со многими бедствиями. Много моряков заболели, не подготовленные к долгим переходам корабли сильно страдали во время осенне-зимних штормов. Смелость и даже рискованность замысла состояла в том, что со времени создания в России регулярного военно-морского флота, его корабли ни разу еще не выходили за пределы Балтийского моря. На сборное место в Порт-Магон на Минорке в конце декабря 1769 г. явилось только 4 корабля и 4 мелких судна, все остальные чинились по разным портам.


Переход кораблей с Балтики в Средиземное море. Худ. И. Родионов

Из Порт-Магона отряд из 3 судов отправился в Ливорно, в распоряжение находившегося там графа А. Орлова, остальные 5 судов в середине февраля 1770 г. подошли к Морее, где в порте Витула высадили десант, к которому присоединились восставшие местные жители.

Поражения под Модоном и Триполицей убедили Орлова в ошибочности расчета на успешное содействие местных жителей и после оставления Наварина граф решил сосредоточиться на морских операциях. Эскадра Спиридова была объединена с другой эскадрой, прибывшей в Средиземное море под командованием англичанина на русской службе Эльфистона. Адмиралы не очень ладили между собой и руководство объединенным флотом принял на себя сам Орлов.


Портрет графа А.Г. Орлова на фоне Чесменского сражения. Неизвестный художник. XIX в. Из собраний Государственного эрмитажа

В составе объединенной эскадры было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирское судно, 3 пинок, 1 пакетбот и 13 наемных и призовых судов. Граф Орлов держал свой вымпел на линкоре «Три иерарха», которым командовал Самуил Карлович Грейг. Спиридов держал флаг на «Евстафии», которым командовал капитан (впоследствии известный адмирал) Александр Иванович Круз, Эльфинстон находился на линкоре «Святослав». Кроме того, на корабле Спиридова находился брат главнокомандующего генерал-майор граф Фёдор Орлов.

Русские крейсеры, высланные на поиски турецкого флота, обнаружили его стоящим на якоре в Хиосском проливе у берегов Малой Азии. Турки, в числе 16 кораблей, 6 фрегатов и до 60 мелких судов, галер и пр., стояли в беспорядочной линии близ берега с северной стороны входа в Чесменскую бухту. Флотом командовал известный алжирский моряк Джейзайрмо Хассан-бей. Главный же начальник флота капитан-паша Хассан-Эддин находился в лагере сухопутных войск, расположенном на ближайшем берегу.

24 июня 1770 г. в 11-м часу утра при тихом северо-западном ветре русский флот, построясь в линию, пустился на неприятеля. Первым шел корабль «Европа» под командованием капитана Клокачева, за ним шел Спиридов на корабле «Евстафий». Только подойдя на расстояние ружейного выстрела по команде Спиридова «Начать бой с неприятелем!», русские корабли открыли огонь. Вскоре капитан Клокачев по настоянию греческого лоцмана, указывающего на мель, повернул «Европу» на правый галс и тут же услышал с адмиральского корабля голос Спиридова: «Поздравляю Вас матросом». Спиридов решил, что Клокачев струсил и покидает бой и решил его примерно наказать. «Евстафий» занял место в авангарде русской линии и на него тут же обрушился огонь трех турецких кораблей.

Спиридов с необычайным хладнокровием ходил по палубе «Евстафия» с обнаженной шпагой и образом Св. Иоанна-воина на груди, которым его благословила императрица. Тут же на юте гремел оркестр, музыкантам которого было приказано играть «до последнего». На «Евстафии» был поврежден почти весь такелаж и он, почти неуправляемый, повалился на адмиральский корабль турок «Реал-Мустафа».


Адмирал Спиридов. Марка СССР, 1987 (в коллекции)

Русские моряки вступили с турками в жестокий абордажный бой. Один из матросов бросился срывать кормовой турецкий флаг, его правая рука, протянутая к флагу, была ранена, протянул левую — ранили и ее, матрос вцепился в флаг зубами и только пронзенный турецким штыком упал мертвым на палубу с флагом в зубах. Изорванный в клочья флаг всё-таки был доставлен на «Евстафиий» Спиридову. Хасан-бей, убегая от наших матросов, бросился за борт и был подобран своими шлюпками. Вслед за своим капитаном с «Реал-Мустафы» турки начали массово драпать.

Огнем единорогов с «Евстафия» турецкий корабль был подожжен и пламя быстро перекинулось на наш корабль. Отбуксировать его не удалось и Спиридов вместе с Фёдором Орловым покинули судно. Вскоре горящая мачта турка обрушилась на открытую крюйт-камеру и «Евстафий» взорвался. Погибло 620 моряков. Капитан А.И. Круз взлетел на воздух вместе со своим кораблем, но, уцепившись за обломок мачты, спасся. Вместе с ним уцелело только 9 офицеров и 21 матрос.


Айвазовский И.К. «Бой в Хиосском проливе.» 1848. Феодосийская картинная галерея

В начале 2-го часа дня турецкий флот представлял собой беспорядочную кучу кораблей, спешно бежавших под защиту в Чесменскую бухту. Бегство было беспорядочное, взрыв адмиральского корабля навел на них панический ужас. Наш флот преследовал турок до самой бухты, у входа в которую и стал на якорь.

Этим закончился день 24 июня, день Хиосского, или как еще называют, Первого Чесменского сражения. Наши потери, не считая «Евстафия», были незначительны. Турки же получили очень серьезные повреждения.

Через два дня весь турецкий флот: 15 кораблей, 6 фрегатов, до 50 мелких судов — был сожжен в Чесменской бухте. Русский флот не потерял при этом ни одного корабля, кроме сожженных специально четырех брандеров, сделанных из греческих судов сопровождения. Наши потери — 11 убитых. Турки потеряли до 10 тыс. человек.


Ф. Хаккерт «Подготовка к атаке турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня 1770 г.». Марка СССР, 1995 г. (в коллекции)

Адмирал Спиридов был награжден орденом Святого Андрея Первозванного. В память победы была отчеканена медаль, на одной стороне была изображена императрица, на другой горящий турецкий флот и лаконичная надпись «Был».


Медаль за Чесменское сражение

Источники и дополнительная информация: 1. Википедия. Григорий Андреевич Спиридов 2. Сайт «Военное обозрение». Адмирал Григорий Спиридов 3. «История российского флота (современное издание)». М., Эксмо, 2007. «Архипелагская экспедиция». Очерк, составленный лейтенантом флота Н.Д. Каллистовым 4. Веселаго Феодосий Федорович. «Краткая история Русского Флота». (книга на сайте «Военная литература»).

Похожие записи:

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков» строились для защиты Балтийского побережья. Каждый из них нес по четыре 254 мм орудия («Апраксин» три), четыре 120 мм орудия и малокалиберную артиллерию. Имея относительно небольшое водоизмещение (немногим более 4000 тонн), корабли отличались мощным вооружением.

После падения Порт-Артура начинается формирование 3-й Тихоокеанской эскадры, в которую наряду с «Апраксиным» и «Сенявиным» был включен и « Адмирал Ушаков». Ценность этих кораблей состояла, прежде всего, в прекрасно подготовленных экипажах, которые в составе учебно-артиллерийского отряда занимались подготовкой комендоров флота. Однако перед отправкой кораблей экипажи были заменены, а броненосцы были отправлены на Дальний Восток без замены орудий главного калибра, что впоследствии сыграло роковую роль в судьбе «Адмирала Ушакова».

В Цусимском сражении «Адмирал Ушаков входил в состав 3-го боевого отряда, замыкая колонну главных сил эскадры. В дневном бою 14 мая 1905 года корабль около 15 часов во время перестрелки с броненосными крейсерами адмирала Камимуры получил две большие пробоины в носовой части и отстал от эскадры. Скорость броненосца упала до 10 узлов.

В ночное время шедший без освещения «Адмирал Ушаков» сумел избежать атак японских миноносцев, но на следующий день был настигнут броненосными крейсерами «Якумо» и «Ивате». На предложение японцев сдаться русский корабль открыл огонь. Каждый из японских крейсеров нес по четыре 203 мм и четырнадцать 152 мм орудий, значительно превосходя русский броненосец в скорости. И если первые залпы «Ушакова» накрыли «Ивате», вызвав на японском крейсере пожар, то в дальнейшем японские корабли держались вне досягаемости орудий броненосца на выгодной для себя дистанции боя. После 40-минутного боя «Адмирал Ушаков», когда дальнейшее сопротивление стало бессмысленным, был затоплен экипажем. Среди 94 погибших офицеров и матросов «Ушакова» был и командир броненосца Владимир Николаевич Миклуха (брат известного исследователя Океании Н. Н. Миклухо-Маклая). По одной из версий, он был смертельно ранен осколком, а по другой — сам отказался от спасения, указав японцам на тонущего рядом матроса.

Эскадренный броненосец «Севастополь»

Броненосец «Севастополь» был введен в строй в 1900 году. Корабль нес четыре 305 мм орудия главного калибра. Восемь 152 мм пушек располагались попарно в четырех башнях, а еще четыре шестидюймовки на батарее.

К моменту начала Русско-японской войны «Севастополь», наряду с однотипными «Полтавой» и «Петропавловском», был далеко не новым кораблем, но уничтожить его в артиллерийском бою было очень проблематично.

«Севастополь» принимал участие в бою 27 января 1904 года, поддержке действий сухопутных войск у Порт-Артура и морском сражении в Желтом море. Несколько раз броненосец получал повреждения от подрыва на японских минах, но, в отличие от «Петропавловска», счастливо избежал гибели. В октябре 1904 года японские войска начали методичный расстрел кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры на внутреннем рейде Порт-Артура. Только когда большая часть эскадры погибла под огнем японской осадной артиллерии, командиру броненосца капитану 1-го ранга Эссену по собственной инициативе удалось добиться разрешения вывести броненосец на внешний рейд крепости в бухту Белый Волк, где экипаж приступил к подготовке самостоятельного прорыва блокады.

Однако нехватка людей в команде, отсутствие части переданной на берег артиллерии заставляли откладывать прорыв. Тем временем японское командование, обнаружив «Севастополь» на внешнем рейде, решило уничтожить русский броненосец атаками миноносцев. В течение нескольких ночей «Севастополь», стоявший под защитой береговых батарей, канонерки «Грозящий» и нескольких миноносцев, подвергся многочисленным минным атакам.

Выпустив по русскому кораблю до 80 торпед, японцы добились одного попадания и двух близких взрывов торпед. На «Севастополе» оказался затопленным ряд отсеков и броненосец получил значительный крен. Правда, этот успех очень дорого обошелся японцам. На русской мине заграждения со всем экипажем погиб миноносец № 53, а миноносец № 42, поврежденный огнем «Севастополя был добит торпедой с миноносца «Сердитый».0

Еще два десятка японских истребителей и миноносцев получили повреждения, а некоторые, видимо, уже не вводились в строй до конца войны. Полученные русским кораблем повреждения уже исключали возможность прорыва, и экипаж «Севастополя» переключился на борьбу с японскими батареями, которая продолжалась до самого последнего дня обороны Порт-Артура. В связи со сдачей крепости, броненосец был отбуксирован от берега и затоплен на более чем 100 метровой глубине. Таким образом «Севастополь» стал единственным русским броненосцем, затопленным в Порт-Артуре, который не был поднят японцами и не попал в руки противника.

Описание [ править ]

Евстафи

был 379 футов (115,5 м) в длину по ватерлинии и 385 футов 9 дюймов (117,6 м) в длину в целом . У нее была ширина 74 фута (22,6 м) и максимальная осадка 28 футов (8,5 м). Его водоизмещение составляло 12 738 длинных тонн (12 942 т) по проекту. [1]

У нее были две 3-цилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения, приводящие в движение два гребных винта . 22 водотрубных котла Бельвилля обеспечивали паром двигатели. Двигатели имели общую проектную мощность 10 600 лошадиных сил (7 904 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). При полной загрузке он перевозил 1100 длинных тонн (1118 т) угля, что обеспечивало ей дальность полета 2100 морских миль (3900 км; 2400 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [2]

Evstafi

‘ ы Обуховский 12-дюймовые шаблон 1895 40- калибра орудия были установлены в двух твин-орудийных башен, один каждый носовой и кормовой. Каждая башня имела угол стрельбы 260 °. [3] Все четыре 8-дюймовые (203-мм) пушки образца 1905 года 50 калибра были установлены в углах надстройки в бронированных казематах . Эти орудия имели угол обстрела 120 ° и могли вести огонь прямо вперед или назад. Дюжина 6-дюймовых (152-мм) пушек Canet Pattern 1892 45 калибра была установлена ​​в нижних казематах . Вооружение противоторпедного катера состояло из 14 75-миллиметровых (3,0 дюйма) Canet образца 1892 г.Пушки калибра 50 смонтированы в спонсонах на верхней палубе, прикрытые орудийными щитами. [4] Он нес два 17,7-дюймовых (450 мм) торпедных аппарата на бортовом борту . [5]

Модификации военного времени [ править ]

В

течение 1915 г. на каждой
башне «Евстафи»
были установлены зенитные орудия, а поверх ее воронок были добавлены экраны для защиты от световых бомб. Сначала она получила три 75-мм пушки, но позже они были заменены двумя 63,5-миллиметровыми (2,5 дюйма) орудиями и парой 40-миллиметровых (1,6 дюйма) орудий. [6]

Цитаты

  1. ^ аб
    Маклафлин 2003, стр. 147
  2. Маклафлин 2003, стр.116, 147, 149
  3. Маклафлин 2003, стр. 46
  4. Маклафлин 2003, стр. 148, 151–52
  5. Маклафлин 2003, стр 148, 150
  6. «Русский 12» / 40 (30,5 см) Шаблон 1895 г. 305 мм / 40 (12 «) Шаблон 1895». Navweaps.com. 12 января 2009 г.. Получено 22 декабря 2009.
  7. ^ абcd
    Маклафлин 2003, стр. 150
  8. «Русский 8» / 50 (20,3 см) Шаблон 1905 г. 203 мм / 50 (8 «) Шаблон 1905». Navweaps.com. 21 мая 2006 г.. Получено 18 июн 2010.
  9. «Русский 6» / 45 (15,2 см) Образец 1892 г. 152 мм / 45 (6 «) Образец 1892». Navweps.com. 12 января 2009 г.. Получено 22 декабря 2009.
  10. «Русский 75 мм / 50 (2,95») образца 1892 года — Французский 7,5 см / 50 (2,95 «) Canet Model 1891». Navweps.com. 17 июля 2007 г.. Получено 18 февраля 2010.
  11. ^ абc
    Маклафлин 2003, стр. 151
  12. «Торпеды России / СССР до Второй мировой войны». Navweaps.com. 19 ноября 2008 г.. Получено 16 июн 2010.
  13. Маклафлин 2003, стр 147, 149
  14. Маклафлин 2003, стр. 302–03.
  15. Маклафлин 2001, стр. 131–33
  16. Маклафлин 2001, стр. 132
  17. ^ аб
    Маклафлин 2003, стр. 152
  18. Некрасов, с. 55–57.
  19. Маклафлин 2003, стр. 310
  20. Маклафлин 2003, стр. 304
  21. Некрасов, с. 90–92.

Рекомендации

  • Портал линкоров
  • Гардинер, Роберт, изд. (1979). Все мировые боевые корабли Конвея 1860–1905 гг.
    . Нью-Йорк: Mayflower Books. ISBN 0-8317-0302-4 .
  • Маклафлин, Стивен (2001). «Предредноуты против дредноута: Действие у мыса Сарыч, 18 ноября 1914 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2001–2002 гг.
    . Лондон: Conway Maritime Press. С. 117–40. ISBN 0-85177-901-8 .
  • Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
  • Некрасов, Георгий (1992). К северу от Галлиполи: Черноморский флот в войне 1914–1917 гг.
    . Восточноевропейские монографии.
    CCCXLIII
    . Боулдер, Колорадо: Восточноевропейские монографии. ISBN 0-88033-240-9 .

Сноски [ править ]

  1. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003, p. 147
  2. McLaughlin 2003, стр. 148, 151-52
  3. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003, pp. 148, 150
  4. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003, p. 150
  5. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003, p. 151
  6. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003, p. 310
  7. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003, pp. 147, 152
  8. McLaughlin 2003, стр. 302-03
  9. McLaughlin 2001, стр. 131-33
  10. Перейти
    ↑ McLaughlin 2001, p. 132
  11. ^ а б в Маклафлин 2003, стр. 152

  12. Некрасов, с. 55–57.
  13. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003, p. 304

  14. Некрасов, стр. 90–92.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]