ЗИЛ-4104 является советским представительским автомобилем в кузове лимузин. Разработка и дальнейшее производство данной модели осуществлялось Заводом имени Лихачева в период с 1978 по 1983 год.
Автомобиль пришел на смену ЗИЛ-114, который обладал огромным техническим потенциалом и внушительным ресурсом. Замена вполне удачного автомобиля обусловлена в первую очередь сменой моды в автопромышленности. Если ранее в дизайне применялись плавные и обтекаемые формы, то теперь современными стали строгие и угловатые очертания.
Разработка нового автомобиля началась в 1974 году, когда был создан первый макет из пластилина. В качестве силовой установки был выбран агрегат от предшественника ЗИЛ-114, прошедший несколько значительных доработок. Двигатель форсировали, увеличили его рабочий объем, а также установили два верхних распределительных вала, когда ранее использовался один нижний. В результате доработок удалось добиться максимальной мощности на выходе в 315 лошадиных сил.
Для опытных версий и автомобилей первого выпуска был присвоен индекс ЗИЛ-115. Однако в связи с применением в СССР новой системы классификации данный автомобиль был переименован в ЗИЛ-4104.
Модификации
Хоть автомобиль ЗИЛ-4104 и выпускался малым тиражом, его база послужила основой для создания весьма большого количества модифицированных версий. Это обусловлено тем, что с некоторыми правительственными нуждами стандартная модель не справлялась. Весь список включает в себя следующие версии:
- ЗИЛ-41041. Представляет собой укороченную модификацию, применяемую в сопровождении;
- ЗИЛ-41042. Является медицинской модификацией с кузовом универсал. Данная версия осуществляла перевозку важных пассажиров в больницу. Подобные версии уже создавались на базе ЗИЛ-114, но в связи с обновлением базового автомобиля потребовалось обновить и медицинские;
- ЗИЛ-41043. Эта модель оснащалась системой радиотелефонной подвижной связи для переговоров с различными командными объектами и другими подобными службами;
- ЗИЛ-41044. Является парадной версией, выпущенной в кузове фаэтон. Колесная база такой модели была укорочена, в связи с чем кузов обладает лишь двумя дверьми. Заднее сидение демонтировали и установили вместо него тумбу с поручнем. Выпускались автомобили в сером цвете;
- ЗИЛ-41045. Представляет собой рестайлинговую модель обычной версии ЗИЛ-4104. Техническая составляющая осталась без каких-либо изменений, однако внешний вид был дополнен обновленной радиаторной решеткой, квадратными фарами (ранее использовались круглые), измененными боковыми молдингами и многим другим. Производство модификации осуществлялось в период с 1983 по 1985 год;
- ЗИЛ-41046. Является улучшенной версией автомобиля ЗИЛ-41043. Здесь установлена система радиотелефонной связи “Кавказ”;
- ЗИЛ-41047. Является последним обновлением базового автомобиля. Его производство стартовало в 1985 году. С этого года лимузин стал оснащаться измененными фарами и обновленной радиаторной решеткой, а также передними боковыми стеклами без форточек и иными зеркалами заднего вида;
- ЗИЛ-41072. Эту модель использовала правительственная охрана. Внешне данная модификация практически не отличается от базового автомобиля, но салон был немного доработан. Его оснастили специальными поручнями для удобного ведения огня и люком в крыше. Производство ЗИЛ-41072 началось в 1989 году, и за все время было выпущено 8 экземпляров.
Помимо всех вышеперечисленных версий Завод имени Лихачева выпустил также и несколько бронированных версий, созданных на шасси моделей ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047.
Такие модификации являлись по сути бронекапсулой с дизайном стандартного автомобиля. Вместо обычных стекол были применены стекла с повышенной прочностью. Штатный бензобак заменили специальным, затягивающим пулевые пробоины. Это необходимо для предотвращения возгорания. За весь период производства лимузина было выпущено 14 бронированных версий.
История создания
К середине 70-х годов 20 века СССР был на вершине своего могущества и влияния. США ушли из Вьетнама, арабы и африканцы вроде бы учились воевать с западными империалистами. Просоветская Индия взорвала атомный заряд и выбила Пакистан из Бангладеш. Мир менялся и с ним менялась мода, включая автомобильную. ЗИЛ-114 и его модификации были хороши, но хотелось не отставать от моды. Лидеры великой страны должны были ездить на машине достойного их статуса. Заодно был бы создан бронированный лимузин. После смерти Сталина у нас их не выпускали. Но стало ясно, что он нужен. С конца 60-х в СССР снова проявился терроризм, было забытый еще при жизни Феликса Дзержинского. А конструкция ЗИЛ-114 не позволяла установить необходимую броню.
И с 1974г. было начато создание нового правительственного лимузина. Изначально хотели его поставить на конвейер в 1977-ом, к 60 летнему юбилею Октябрьской революции. Но не успели – производство наладили в 1978г. Разработан он был самостоятельно советскими специалистами за вычетом дизайна – к нему привлекли британскую фирму Carso.
По роскоши и удобству для пассажиров на задних рядах он догнал Roll-Royse и превзошел американские лимузины. Одновременно, как будто в мире не было нефтяного кризиса, он стал самым длинным легковым автомобилем из выпускаемых тогда. Вес в снаряженном состоянии был 3, 335 т. Но благодаря бензиновому двигателю V8 в 315 л. с и объемом 7, 695 л3 он мог достигать скорости в 190 км/ч. Расход топлива – 22 л/100 км. Машина имела бак объемом 120 литров, в который лили АИ-95, бывший тогда только для машин Гаража Особого Назначения (ГОН). И выдавали его только на правительственных заправках, под названием сорт «Экстра».
Детонация была исключена особенностями конструкции двигателя. Мощная и тяжелая рама вместе с подвеской обеспечили практически невозможность переворота машины. Подвеска обеспечила, также, чрезвычайную плавность хода и отсутствие «клевков» при торможении.
Тормоза впервые в Советском Союзе были не только дисковыми, но и вентилируемые на всех колесах. Системы зажигания была дублирована.
ЗИЛы из семейства ЗИЛ-4104 в экспозиции музея завода ЗИЛ в Москве. Индексы модификаций можно увидеть на табличках, на месте номерных знаков.
Изначально его появление было засекречено. Машины имели шильдики ЗИЛ-115. И лишь в 1983 г. было признано его существование. Тогда же был произведен первый его рестайлинг – ЗИЛ-41045, а в 1986г. следующий — ЗИЛ-41047. Существование последнего признали лишь в начале 90-х. Но отличались эти машины лишь внешне. Бронированную версию же (ЗИЛ-4105) запустили на конвейер в 1983г. На тот момент она была самой защищенной из аналогичных автомобилей скрытого бронирования. Машину делали вокруг бронекапсулы производства Курганского машиностроительного завода. Это принципиально отличала его от большинства иностранных аналогов.
Такая технология была возможна лишь в случае мелкосерийного стапельного производства, свойственного именно лимузинам ЗИЛ. От конвейерного там отказались после смерти Сталина. Но именно такое решение обеспечило самую высокую степень защищенности на то время, включая защиту от противотанковых мин. Внешне и конструкцией основных узлов и агрегатов он не отличался от своих стандартных собратьев.
В настоящее время машины данного семейства практически не используется по изначальному предназначению. Последний серийный ЗИЛ-41047 был сделан в 2002 году для президента Казахстана Н. А. Назарбаева.
Внешний вид
В 1970-х годах мировое автомобилестроение начало менять моду дизайна автомобилей. Так, на замену популярного в 1950-х годах плавникового стиля пришли более угловатые и строгие очертания. Такие изменения коснулись не только американских и европейских производителей, но также и советского завода ЗИЛ.
В 1974 году был разработан пластилиновый макет, а в 1977 уже и сам автомобиль. За центральную часть внешнего вида выбрали радиаторную решетку. Данный элемент наделяет автомобиль элегантностью, строгостью, ну и тяжеловесностью. На колесных арках появились хромированные накладки.
Рестайлинг модели
Специалисты завода им. Лихачева после того, как пост главы государства занял Горбачев, приняли решение о проведении рестайлинга лимузина. Необходимость в проведении обновления была обусловлена политическими причинами, а не техническими: характеристики ЗИЛ-41047 были великолепными, двигатель и шасси создавались со значительным конструктивным запасом, который позволял на протяжении длительного времени не вносить изменений в детали и узлы.
Правительственный лимузин в “эпоху перемен” начал производиться в новой версии. Изменения затронули в основном внешний вид автомобиля, что заметно по фото ЗИЛ-41047: радиатор получил более выразительную облицовку, фары получили квадратный дизайн от фирмы Bosch, поворотники сместились на передние крылья, задняя оптика заняла все пространство задней части кузова, передние боковые стекла лишились форточек, боковые зеркала заднего вида стали устанавливаться в угол окна, а не на дверь, как раньше.
Подобные косметические изменения позволили обновить не только экстерьер, но и салон ЗИЛа-41047. Некоторые системы автомобиля подверглись технической доработке – к примеру, восьмицилиндровый двигатель получил электронную бесконтактную систему зажигания.
Гидромеханическая передача, которую ЗИЛ-41047 получил от предыдущей модели, 41045, в 1988 году была также модернизирована: изменилась конструкция муфты свободного хода и прилегающие детали, что позволило повысить надежность конструкции. Обновленный лимузин был оборудован 16-дюймовыми колесами и широкой резиной. Покрышки “Гранит” отличались особой конструкцией, благодаря которой автомобиль мог передвигаться при полностью спущенном колесе, что достигалось за счет боковин повышенной жесткости и специального геля внутри шины.
Салон
Автомобиль обладает закрытым цельнометаллическим кузовом, имеющим четыре двери. Внутри могут разместиться до 7 человек. Между передним и задним рядом присутствует стеклянная перегородка. Средние сидения в случае необходимости могут откидываться назад.
ЗИЛ-4104 вышел действительно очень комфортным. Немалое влияние на это оказали продуманные и эффективные системы кондиционирования, отопления и вентиляции. Помимо этого салон модели оснащен всеволновым стереофоническим радиоприемником и электрическими стеклоподъемниками.
Рулевая колонка имеет несколько регулировок, а также способна отклоняться вверх. Благодаря этому в значительной степени облегчается посадка водителя.
Задние сидения, выполненные в виде комфортного дивана, имеют электрический привод, обеспечивающий настройку угла наклона спинки и положения каждого сидения. Передние сидения используют кожаную обивку, когда для заднего ряда была применена плюшевая или же велюровая обивка.
Водительское сидение оснащено множеством различных регулировок, что позволяет настроить рабочее место водителя с учетом практически любых факторов.
Внутреннее убранство автомобиля имеет массу вкладышей, при изготовлении которых использовалось натуральное ореховое дерево. Однако это не единственный вариант, поскольку в некоторых версиях применялось и красное дерево.
Для поддержания необходимого температурного режима в салоне были установлены две климатические установки, одна из которых отвечает за пассажирский отсек, а вторая за водительский. Дополнительно на климат в салоне повлияли детермальные стекла, состоящие из трех слоев. Они позволяют сохранить температуру салона независимо от условий окружающей среды. Стоит отметить, что на первых моделях данного автомобиля применялись стекла бельгийского производства. Но позже их заменили отечественные.
Для освещения на потолке предусмотрено несколько отдельных плафонов, расположенных по углам.
Автомобиль ЗИЛ-4104 обладает превосходной шумоизоляцией. Это объясняется тем, что изолирующий материал имеет толщину в 50 миллиметров. Благодаря этому при передвижении в салоне практически тишина.
Перегородки, располагаемые между водительским и пассажирским отсеком, имеют электрические приводы. Органы управления этими приводами занимают верхнюю плоскость на каждом подлокотнике задних дверей. Здесь же присутствуют кнопки управления электростеклоподъемниками и штатной аудиосистемой.
На консоли, установленной в центральной части автомобиля, имеются блоки управления кондиционером и такими оснащениями, как громкоговоритель, сигнальная установка и стандартная музыкальная система. Между передними сидениями имеется блок специальной связи.
В состав приборной панели входит спидометр, тахометр и остальные наиболее важные индикаторы. Первые два индикатора интегрированы в круглые колодцы, обладающие конусовидными стеклами, предотвращающими блики.
Тормозная система
Тормоза автомобиля – дисковые механизмы, установленные на всех имеющихся колесах. Система оснащена гидравлическим приводом. Регулировка зазоров осуществляется в автоматическом режиме. Также в наличии внутренняя система охлаждения, состоящая из двух контуров, каждый их которых непосредственно воздействует на все колёса. Кроме этого, каждый контур оборудован вакуумным усилителем. Такой агрегат стоит на главном цилиндре стояночного тормоза – этот уже барабанный механизм на задних колесах. Активация его происходит за счет нажатия на педаль. В момент начала движения машины стояночный тормоз прекращает свою работу.
Технические характеристики
Двигатель
Для ЗИЛ-4104 была выбрана восьмицилиндровая бензиновая силовая установка с V-образным расположением цилиндров. Этот двигатель имеет 16 клапанов в газораспределительном механизме. При довольно внушительном рабочем объеме в 7.7 литров он развивает максимальную мощность на выходе в не менее серьезные 315 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент составляет 608 Ньютон-метров, что обеспечивает отличную тягу даже на малых оборотах.
Двигатель оборудован карбюраторной топливной системой, включающей в себя четырехкамерный карбюратор марки К-259, разработанный на основе американских экземпляров.
Помимо отличных мощностных характеристик конструкторы также обеспечили автомобилю повышенную надежность и безотказность. Для этого были добавлены дублирующие узлы. Так, ЗИЛ-4104 обладает дублированной электрической цепью системы зажигания, двумя бензонасосами и двумя аккумуляторами.
Расход топлива
Средний расход топлива у автомобиля ЗИЛ-4104 варьируется в пределах от 20 до 30 литров топлива на 100 километров пробега. Причем рекомендовалось использовать бензин марки АИ-95, который в советское время не был доступен в свободной продаже и назывался “Экстра”.
Историческая справка
Автомобиль ЗИЛ 4104 выпускался на протяжении пяти лет. Его созданием и выпуском с заводского конвейера занимался завод им. Лихачева. Разработчиками машине был присвоен индекс 115. Однако через некоторое время по причине изменения классифицирующей системы в Союзе элитный «железный конь» получил номер 4104. Все существующие модификации автомашины на базе этого титана производились вплоть до 2002 года.
КПП
В качестве трансмиссии для данного автомобиля была применена автоматическая трехступенчатая коробка передач планетарного типа с гидравлическим управлением. Поскольку ведущими колесами у ЗИЛ-4104 были задние, то передача крутящего момента с двигателя осуществлялась посредством карданного вала с промежуточной опорой.
Несмотря на то, что устанавливаемая коробка передач располагает только тремя передачами, третью сделали максимально длинной, что позволило передвигаться на большой скорости без ощущения дискомфорта.
Автоматическая коробка переключения передач
Этот узел автомобиля оборудован гидравлическим трансформаторам и имеет передачи в количестве трех. Для смены ступени применяют селекторный переключатель, который располагается между передними сиденьями. Конструкция коробки предусматривает наличие механического стопора, который в свою очередь позволяет надёжно удерживать авто на спуске. Деактивация его происходит автоматически в момент начала движения. Промежуточная опора разделяет два карданных вала. Задний мост имеет вид неразрезной штампованно-сварной балки. Передаточное отношение главной передачи равно 3,62. Ступицы колес устанавливаются на роликоподшипники конического типа.
Ходовая часть
Спереди автомобиль оснащен независимой подвеской, имеющей поперечные рычаги и телескопические гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Сзади применялась традиционная для автомобилей того времени зависимая конструкция подвески с рессорами.
Интересной особенностью является то, что используемые шины устойчивы к проколам. Как показали испытания, они способны выдержать до 7 проколов и при этом шины не проминались и выдерживали массу автомобиля. Это объясняется тем, что для лимузина изготавливались специальные шины, имеющие жесткую боковину. Для дополнительной защиты от разгерметизации вместо воздуха использовался специальный гель.
Габаритные размеры
- Полная длина – 6339 мм;
- Полная ширина – 2086 мм;
- Полная высота – 1500 мм;
- Длина колесной базы – 3880 мм;
- Дорожный просвет – 170 мм;
- Ширина передней колеи – 1643 мм;
- Ширина задней колеи – 1663 мм;
Электрооборудование
Все элементы автомобиля, питающиеся электричеством, запитаны от 12-вольтной системы. Функционирует она благодаря генератору, вырабатывающему мощность 1,15 кВт, и паре аккумуляторов с емкостью 120 Ач каждый. Для того чтобы освещение проезжей части было оптимальным в темное время суток или при плохой погоде противотуманные и передние фары оснащены галогенными лампами.
Особенности
Интересной особенностью является то, что автомобиль, перевозящий Л.И. Брежнева, имел в салоне красный велюр и золоченные ручки. Поскольку в СССР подобное решение было практически невозможно реализовать в связи с отсутствием необходимых технологий, кузов лимузина отправляли в Англию, где и перерабатывали интерьер.
Однако для всех остальных важных пассажиров ЗИЛ-4104 и его модификации были однотипными со стандартным салоном. Это объясняется тем, что в случае необходимости машину можно было запросто подменить, причем пассажир даже и не заметил бы этого.
Парадную версию автомобиля окрашивали только в серый цвет, напоминающий по оттенку генеральскую шинель. Вместе с этим изменили и обивку салона, которая стала кожаной желто-рыжего цвета.
Помимо этих моделей существуют и бронированные, которых за все время было выпущено 14 штук. В таких модификациях был действительно очень высокий уровень безопасности, причем для всех пассажиров и водителя. В некоторых местах кузова присутствует броня толщиной в 80 миллиметров, а все стекла имеют толщину в 85 миллиметров, что довольно внушительно. Как показали испытания, все это способно выдержать пули даже 7.62 калибра, имеющие закаленный сердечник.
Крыша автомобиля и днище были усилены, что позволило выдерживать взрыв гранат. Топливный бак также надежно защищен.
Лимузин оснащался специальными шинами, имеющими повышенную стойкость к проколам. Это обусловлено прочной боковиной. Благодаря этому можно было произвести быструю эвакуацию важных пассажиров из опасного места. Еще одной интересной особенностью является то, что конструкция автомобиля обладает внушительной устойчивостью, за счет чего перевернуть его практически невозможно.
Для удобства управления ЗИЛ-4104 был оборудован гидравлическим усилителем рулевого механизма. Кроме этого рулевая колонка имеет несколько регулировок, что позволяет подстроить рабочее место с учетом многих предпочтений водителя. Салон вышел действительно очень роскошным для того времени. Здесь присутствуют вставки из натурального дерева и приятная обшивка, как правило, велюровая или плюшевая. Все сидения имеют удобную форму, а также они оснащены множеством настроек. Свободное пространство в салоне огромное, особенно на втором ряду сидений. Для более удобной посадки были установлены широкие двери. В багажном отделении также присутствует довольно большой полезный объем.
Для данного автомобиля был выбран мощный V-образный восьмицилиндровый силовой агрегат с карбюраторной системой питания. При рабочем объеме в 7.7 литров он развивает максимальную мощность на выходе в 315 лошадиных сил, что наделяло такой большой и весьма тяжелый автомобиль (полная масса составляет 3860 килограмм) вполне неплохой динамикой.
Шасси базового лимузина послужило основой для создания большого количества различных модифицированных версий, использующихся в кортежах и каких-либо спецзаданиях. Такие модификации в настоящее время находятся либо в музее, либо в гаражах частных коллекционеров.
На службе ЗИЛ-4104 был до самого распада СССР. Несмотря на то, что автомобиль был очень комфортным, безопасным и отвечал всем требованиям представительского класса, новые чиновники предпочли вместо него иностранные модели Mercedes-Benz.
В связи с этим данная модель практически полностью потеряла спрос. Выпускались лишь единицы и только для частных лиц. В 2010 году уже практически пустующий завод получил заказ на сборку новых парадных правительственных кабриолетов. Они были собраны из оставшихся деталей.
В 2013 году Завод имени Лихачева окончательно прекратил производство автомобилей. В настоящее время завод полностью разрушен, однако для цеха, занимающегося сборкой лимузинов, обошлось все более удачно. Теперь этот цех представляет собой отдельную фирму под наименованием ООО «МСЦ-6 АМО ЗИЛ», где и сейчас осуществляются сборочные и ремонтные работы старых лимузинов.
Халтура и новогодние ёлки
Как уже говорилось, зарплатой нас не баловали, отчего каждый искал возможность подзаработать. Самое распространённое – организовать трансфер клиенту за наличные во время проведения ресурсной «накатки». Это такой режим испытаний, при котором требуется, чтобы экспериментальный узел, установленный на автомобиле, отработал заданный инженерами пробег. Водитель-испытатель ежедневно сдаёт определённый километраж (около 450 км), а маршрут движения хоть и согласовывается, но остаётся достаточно вольным.
Второй вариант – обслуживание свадеб. Для этого требовалось заблаговременно подать заявление на разрешение использовать машину в личных целях в выходной день, оплатить в кассу 254 000 руб. (после деноминации 1998 года это стоило 254 руб.) и получить путевой лист «на все четыре стороны». Такое счастье (стандартный тариф для «ЗИЛов-лимузинов» на свадьбы накануне дефолта – 200 000 неденоминированных руб. / ч) мне выпадало не часто, так как я был самый молодой водитель и ко мне применялась определённая «дедовщина», впрочем в самой безобидной форме, какой это явление могло бы быть. Дело в том, что получить такую путёвку можно было только на лёгкий ЗИЛ-41047, тяжёлые 41051 и 41052 являлись секретными изделиями и «в личку» их не выпускали. А за мной как раз был закреплён видавший виды ЗИЛ-41051 1985-го года выпуска, поскольку более новые и лёгкие 41047 забрали себе старослужащие коллеги, и поездить на лёгкой машине я мог лишь на подмене во времена их отпуска или больничного.
Толщина ветрового и заднего стекла у «51-го» – 43 мм, боковые стёкла ещё толще – 47 мм, в итоге в районе передних стоек видишь совершенно разное расстояние до других машин, столбов и пешеходов, добавьте к этому малюсенькие зеркала, словом, концентрация внимания требуется колоссальная. К концу дня, особенно зимнего, с ранними сумерками, отчётливо чувствуешь головную боль. Ещё этому тяжеловесу требуются специальные шины. Для повседневной простой работы их не выдавали из-за дороговизны и приходилось довольствоваться чем попадя, из-за чего однажды провозился на обочине Симферопольского шоссе несколько часов: взорвавшаяся покрышка повредила тормозной шланг. Зато на свою собственную свадьбу я поехал в кортеже из двух ЗИЛ-41047. Но, когда настал момент ехать за невестой, у одной из машин забарахлил карбюратор, переобогащённой смесью залило свечи и не пускался двигатель. Пришлось жениху не снимая свадебного костюма (некогда!) закатать рукава и экстренно организовать продувку цилиндров, сохранился даже этот фотофакт в семейном архиве (сфотографировал меня отец).
Через четыре месяца настал декабрь с предновогодней суетой. Мы выполняли серию ресурсных тестов на скоростных магистралях. На нашем пути на окраине Подмосковья, у границы с Тульской областью, был питомник от местного лесничества, где можно было очень недорого самому выбрать и срубить новогоднюю ёлку. Узнав об этом, несколько наших коллег пожелали нам оставить заказ на новогоднюю красавицу, и мы вдвоём с напарником (сдавали ежедневно большие зимние пробеги, поэтому работали вдвоём) приехали в контору лесничества. После недолгого оформления документов лесник, посмотрев на нас, сказал, что люди мы городские, и чтобы не напортачили в его хозяйстве, даст нам в помощь пару своих работников.
И вот наша компания, состоящая из вашего покорного слуги – водителя, ещё одного водителя и двух мужичков из лесничества собирается отправиться на делянку. Разговор примерно следующий: «У вас, парни, какая машина? ЗИЛ… Вот и отлично, мы только что на «131-м» оттуда (имеется в виду ЗИЛ-131 армейский грузовик 6х6. – Авт.), проехать, в принципе, можно…» «А вот и ЗИЛ, наш ЗИЛ-41051, он же типа 115-го, ну что, поехали?» Немая сцена длится не дольше, но и не меньше минуты, мужики в ватниках и валенках с топорами располагаются на заднем диване в пассажирском салоне, который уже через полчаса наполнится новогодним ароматом свежей хвои.
Потом было лето, серия испытаний на горных серпантинах в Краснодарском крае: Гойтхский перевал, Горячий Ключ, Красный Камень. И срочная перевозка свежих фруктов, арбузов, дынь в один присест до Москвы с целью порадовать близких – кондиционер на полную, потом в качестве расплаты за вынужденный технический холод свирепая простуда, температура, насморк, кашель… Но жизнь всё равно бьёт ключом, в хорошем смысле этого слова. Это навсегда в моей памяти, и уже никогда нельзя будет повторить. Спасибо тебе, ЗИЛ! За всё!
Цена
В настоящее время стоимость советского лимузина ЗИЛ-41047 стартует с отметки в 10 миллионов рублей. В базовой комплектации модель оснащена 7.7 литровым V-образным восьмицилиндровым двигателем с максимальной мощностью в 315 лошадиных сил, гидравлическим усилителем рулевого управления, раздельной климатической системой, кондиционером, велюровым салоном, ну электрическими стеклоподъемниками.
Необходимо также отметить, что автомобиль является довольно редким, по крайней мере, на вторичном рынке.
ЗиЛ-4104 на службе
За время использования лимузинов ЗиЛ-4104 в Гараже Особого Назначения, этот автомобиль возил многих высокопоставленных лиц, и в первую очередь это были генеральные секретари ЦК КПСС. Первым генсеком, пересевшим на новый ЗИЛ, был Леонид Ильич Брежнев – начиная с 1978 и до конца своего нахождения в должности он передвигался на модели ЗиЛ-4104.
Следующие за Брежневым Ю.В.Андропов и К.У.Черненко ездили уже на обновленной версии лимузина ЗиЛ, носившей индекс 41045. Для пришедшего к власти в 1985 году Михаила Горбачева выпустили новую модификацию ЗИЛ-41047, на которой он проездил до ухода с поста главы государства.
Первый президент России Борис Ельцин первоначально также пользовался отечественным лимузином, это был бронированный ЗиЛ-41052, но позднее он сменил его на бронированный лимузин Mercedes-Benz Pullman выпущенный по спецзаказу на базе седана поколения W140.
Помимо генсеков, лимузины ЗиЛ-4104 развозили также различных важных чиновников, партработников, министров.
Также на них передвигалась и охрана, сопровождающая важных персон. Также ЗиЛ активно использовались на парадах.
Содержание
- 1 История
- 2 Технические характеристики 2.1 Кузов
- 2.2 Двигатель
- 2.3 Трансмиссия
- 2.4 Шасси
- 3.1 ЗИЛ-41041 Седан
Примечания[ | ]
- Отечественные легковые автомобили, 2009.
- Владимир Винник.
Практика партийного лимузиностроения (ЗИЛ-115) (рус.). МУЗЕЙ РЕТРО-АВТОМОБИЛЕЙ (22 июля 2009). Дата обращения: 22 октября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года. - ЗИЛ-41041 седан (рус.). ОАО «Завод имени И.А. Лихачева». Дата обращения: 22 октября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.
- ЗИЛ 41041 (1986 – 2000) (рус.). Ретро автомобили (Ноябрь 26th, 2009). Дата обращения: 22 октября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.
- Авторевю №20, 2012.
- Главный автомобиль Парада Победы
- Военные, но мирные: все парадные автомобили СССР и России
- Тайны разработки «путинского» лимузина Aurus: какие машины покажут на параде
- В Петербург привезли кабриолеты, которые последние 9 лет открывали парады в Москве
- ↑ 12
Миллиарды — за Кортеж Архивная копия от 12 июля 2014 на Wayback Machine - ↑ 12
Последний парад Архивная копия от 28 февраля 2014 на Wayback Machine - ЗИЛ-41047, 2010, с. 15.
- Алексей Хресин.
Черный доктор (рус.) (недоступная ссылка). MOTOR/МОТОР (апрель 1997). Дата обращения: 22 октября 2012. Архивировано 8 января 2014 года. - ЗИЛ-41072 «Скорпион» (рус.). Ретро автомобили. Дата обращения: 22 октября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.
Новые решения в конструкции кузова
Машина ЗИЛ-4102 с кузовом седан вполне соответствовала пожеланиям генерального секретаря. Но сроки для постройки первого образца были очень сжатыми – на все работы отводилось не более 6 месяцев. Из-за сжатых сроков отработка дизайнерских и конструктивных решений велась на полноразмерном макете седана.
В итоге конструкторский коллектив во главе с Е. Д. Гусевым сумел создать автомобиль с совершенно нехарактерными для продукции ЗИЛ решениями. Для облегчения конструкции кузов ЗИЛ-4102 выполнили по несущей схеме. В конструкции ряда кузовных деталей применили композитные материалы, что позволило повысить жесткость кузова и дополнительно снизило вес. В итоге снаряженная масса машины составила 3,25 тонны. С учетом габаритных размеров машины показатель веса очень неплохой.
Дополнительную прочность кузову придавали вклеенные в проемы лобовое и заднее стекла. Для соединения некоторых частей кузова использовались клеевые соединения. Описание ЗИЛ-4102 будет не полным без упоминания о высоком качестве звукоизоляции кузова. Двигатель и трансмиссия были закрыты специальным кожухом, уменьшавшим шумность и препятствовавшим попаданию пыли на узлы и агрегаты. Наружные панели кузова, склонные к вибрации, обклеивались звукозащитными материалами и снабжались усилителями конструкции.
ГАЗ-13 – прародитель семейства «Чайка»
ГАЗ-13 – прародитель семейства Чайка. Источник фото: Superiormale
Несомненно самым известным советским правительственным авто была «Чайка» – серия машин, историю которой следует отсчитывать от появления в 1959 автомобиля ГАЗ-13. Считается, что из трех тысяч выпущенных «Чаек» первого поколения лишь три попали в частные руки (обладателями таких авто стали писатель Михаил Шолохов, первая советская женщина-космонавт Валентина Терешкова и балерина Галина Уланова), остальные использовались в правительственных нуждах в СССР и за границей. К примеру, на ГАЗ-13 ездили руководители ГДР Вальтер Ульбрихт и Эрик Хонекер. Несколько машин было отдано «Интуристу».
Представительский седан
В 1985 году в производственной программе завода появился новый лимузин ЗИЛ-41047. Появление новой машины практически совпало со сменой руководства страны – главой СССР стал М. Горбачёв. Машина базировалась на узлах своего предшественника модели 41045 и отличалась элементами отделки передней части, светотехникой и отсутствием форточек в передних дверях. Новое руководство страны положительно восприняло новую модель и использовало лимузин в течение некоторого времени.
Но ближе к концу 1986 года у М. Горбачёва возникло желание получить менее громоздкий представительский автомобиль. Спустя год это желание оформилось в техническое задание и поступило на ЗИЛ. Заказчиком машины стал кремлёвский ГОН. К этому времени конструкторы легкового подразделения ЗИЛ несколько лет вели работы над проектом нового лимузина, полностью отличавшегося от выпускаемых машин.
Проект обрел окончательные черты и предусматривал две версии машины – семиместный лимузин ЗИЛ-4101 с удлиненной базой и короткий пятиместный седан ЗИЛ-4102. Теоретически кузова машин могли иметь жесткий или мягкий верх.
Советский лимузин
Являясь недостижимой мечтой для советских автолюбителей, ЗИЛ – 114 был создан для обслуживания иностранных посольств и руководства высших государственных учреждений.
Комфортное передвижение обеспечивала полностью гидравлическая подвеска, не позволяющая выбоинам на дорогах тревожить важного пассажира. Основой безопасности пассажира считалась Х – образная конструкция рамы автомобиля, имеющая лонжероны с объёмным сечением
Такая архитектура обеспечивала большую сопротивляемость возможным деформациям и повреждениям.
Дизайн кузова автомобиля имел строгие прямые формы, гармонично сочетающие огромную длину лимузина и невысокие габариты по высоте. Именно при проектировании автомобиля ЗИЛ – 114 советские инженеры отошли от прямого копирования американских машин и начали выработку собственных дизайнерских и технических решений, что позволило создать уникальные элитные средства передвижения.