Конструкторское бюро Туполева удерживало в СССР одну из лидирующих позиций в сфере создания пассажирских авиалайнеров. Разработка лайнераТу-204 началась в начале 80-х годов, а первый самолет поднялся в воздух незадолго до развала Советского Союза. Из-за этого машине не удалось повторить успех предшественника – среднемагистрально лайнера Ту-154, построенного тиражом более 1000 экземпляров. При создании машины применялся компьютерный расчет конструкции по методике конечных элементов. Система стала первой в стране и впоследствии нашла широкое применение на ряде авиастроительных и аэрокосмических предприятий.
Рождение самолета Ту-214 стало возможным благодаря попытке расширения производства 204-й машины. Собранные на авиазаводе в Казани машины стали обозначаться как модель 214.
Разработка и концепция
Работы по созданию перспективного лайнера, предназначенного для замены Ту-154, стартовали уже в 1973 году, т.е. всего через пять лет после начала серийного производства.
На начальном этапе конструкторы прорабатывали возможность создания усовершенствованной модели на базе фюзеляжа и планера модели 154.
Параллельно появился проект новой машины с тремя двигателями (два под крылом и один в хвосте фюзеляжа).
Макет подобной машины, предназначенной для установки двигателей Д-90, был построен в 1982 году. Но дальнейшего развития проект не получил, конструкторы переключились на создание самолета с двумя двигателями, установленными под крылом.
Старт разработкам авиационной техники в СССР давался постановлением Совета Министров. В 1983 году вышел в свет документ, согласно которому требовалось создание лайнеров с двумя и четырьмя двигателями одной модели. Параллельно был объявлен конкурс на разработку двигателя. КБ Туполева продолжило работу над проектом, получившим индекс Ту-204, в 1985 году ведущим конструктором темы назначили Л.А. Лановского.
При создании нового самолета использовалась универсальная система расчета параметров, созданная в КБ Туполева.
Система использовала вычислительный комплекс и позволяла создавать профили крыльев и фюзеляжа высокого аэродинамического качества. В конструкции будущего Ту-214 широко применялись гибридные материалы и углепластик. Общий вес таких материалов в конструкции составляет около 14%. Самолет стал пионером в области внедрения новых методик сборки и использования титановых крепежных изделий.
Первый полет Ту-204 состоялся в 1989 году. Результатом тестовых полетов стали многочисленные усовершенствования конструкции и систем управления. Из-за прекращения финансирования проектов испытания затянулись, и сертификационный документ самолет получил только в самом конце 1994 года.
«нРЙПШРНЕ МЕАН», ПЮГПЮАНРЮММШИ ЙНМЯРПСЙРНПЯЙХЛ АЧПН УНКДХМЦЮ «рСОНКЕБ», ОНЯРПНЕМ МЮ ЙЮГЮМЯЙНЛ ОПЕДОПХЪРХХ Б ЛЮЕ 2011 ЦНДЮ ОН ГЮЙЮГС ЙНМЖЕПМЮ ПЮДХНЯРПНЕМХЪ «бЕЦЮ». 1 ХЧМЪ 2011 ЦНДЮ Б йЮГЮМХ ЯЮЛНК╦Р ЯНБЕПЬХК ОЕПБШИ ХЯОШРЮРЕКЭМШИ ОНК╦Р. кЕРВХЙХ-ХЯОШРЮРЕКХ ЙНЛОЮМХХ «рСОНКЕБ» БШОНКМХКХ 24 ХЯОШРЮРЕКЭМШУ ОНКЕРЮ Х ДЮКХ БШЯНЙСЧ НЖЕМЙС. рЕОЕПЭ МЮВЮРЮ ОНДЦНРНБЙЮ КЮИМЕПЮ Й ЯЕПРХТХЙЮЖХНММШЛ ХЯОШРЮМХЪЛ, ЙНРНПШЕ ЯРЮПРСЧР Б МЮВЮКЕ 2012 ЦНДЮ, ОЕПЕДЮЕР хрюп-рюяя.
рС-214нм НАНПСДНБЮМ ЯНБПЕЛЕММШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ айюм (АНПРНБШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ ЮБХЮЖХНММНЦН МЮАКЧДЕМХЪ), ОНГБНКЪЧЫХЛ НЯСЫЕЯРБКЪРЭ ЙНМРПНКЭ ЯНАКЧДЕМХЪ ДНЦНБНПНБ НА НЦПЮМХВЕМХХ БННПСФЕМХИ. б ЯНЯРЮБ айюм БУНДЪР ЮЩПНТНРНЮООЮПЮРШ, рб- Х хй-ЙЮЛЕПШ, ПЮДХНКНЙЮРНП АНЙНБНЦН НАГНПЮ Я ЯХМРЕГХПНБЮММНИ ЮОЕПРСПНИ. яНЦКЮЯМН ДНЦНБНПЕММНЯРХ ПЮГПЕЬЕМХЕ ЮЩПНТНРНЮООЮПЮРЮ Х рб- ЙЮЛЕПШ ЯНЯРЮБКЪЕР 30 ЯЮМРХЛЕРПНБ, ДКЪ ПЮДХНКНЙЮРНПЮ АНЙНБНЦН НАГНПЮ — РПХ ЛЕРПЮ, ДКЪ хй-ЙЮЛЕПШ — 50 ЯЛ.
йЮЙ ПЮЯЯЙЮГЮКХ Б ДХПЕЙЖХХ ЙНЛОЮМХХ, МНБХМЙЮ НАНПСДНБЮМЮ ЯНБПЕЛЕММШЛХ ОПХАНПЮЛХ ДКЪ ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЙХ Х ДПСЦХЛХ ЩТТЕЙРХБМШЛХ ЯПЕДЯРБЮЛХ МЮАКЧДЕМХЪ, ОПХВЕЛ БОЕПБШЕ МЕ РНКЭЙН НРЕВЕЯРБЕММШЛХ. пЮМЭЬЕ НЯМЮЫЮРЭ АНПРНБШЕ ЙНЛОКЕЙЯШ МЮАКЧДЕМХЪ ХЛОНПРМНИ РЕУМХЙНИ пНЯЯХЪ МЕ ХЛЕКЮ ОПЮБЮ.
кЮИМЕП ОПЕДМЮГМЮВЕМ ДКЪ ХМЯОЕЙЖХНММШУ ОНКЕРНБ МЮД РЕППХРНПХЪЛХ ЦНЯСДЮПЯРБ √ СВЮЯРМХЙНБ ДНЦНБНПЮ ОН «нРЙПШРНЛС МЕАС». нМ АСДЕР ЯКЕДХРЭ Я БНГДСУЮ ГЮ РЕЛ, ЙЮЙ Б ДПСЦХУ ЯРПЮМЮУ БШОНКМЪЧРЯЪ ОСМЙРШ БЮФМЕИЬХУ ЛЕФДСМЮПНДМШУ ЯНЦКЮЬЕМХИ, Б РНЛ ВХЯКЕ Х Б НАКЮЯРХ БННПСФЕМХИ.
рС-214нм ОПХГБЮМ ГЮЛЕМХРЭ СЯРЮПЕБЬХЕ рС-154 Х юМ-30. мЮ ЯРЮОЕКЪУ йюон ХЛЕМХ цНПАСМНБЮ БЕДЕРЯЪ ЯАНПЙЮ ЕЫЕ НДМНЦН ЮМЮКНЦХВМНЦН КЕРЮРЕКЭМНЦН ЮООЮПЮРЮ.
дНЦНБНП НА «нРЙПШРНЛ МЕАЕ» АШК ОПХМЪР 27 ЦНЯСДЮПЯРБЮЛХ √ СВЮЯРМХЙЮЛХ наяе Б 1992 ЦНДС. яНЦКЮЬЕМХЕ НРЙПШКН БНГДСЬМНЕ ОПНЯРПЮМЯРБН МЮД МХЛХ ДКЪ ЙНМРПНКЪ Б ЖЕКЪУ ОНДДЕПФЮМХЪ ЛХПЮ. мШМЕ Б ЛЕФДСМЮПНДМНЛ ДНЦНБНПЕ СВЮЯРБСЧР 34 ЯРПЮМШ.
бОЕПБШЕ рС-214нм АШК ОПНДЕЛНМЯРПХПНБЮМ НАЫЕЯРБЕММНЯРХ МЮ ЛЕФДСМЮПНДМНЛ ЮБХЮЯЮКНМЕ люйя-2011. яЮЛН ОНЪБКЕМХЕ Б пНЯЯХХ ЯЮЛНКЕРЮ рС-214нм ОНКСВХКН АНКЭЬНИ ПЕГНМЮМЯ. б УНДЕ ЮБХЮЬНС ЯЮЛНКЕР ОНЯЕРХКХ Х ДЮКХ ЕЛС БШЯНЙСЧ НЖЕМЙС ОПЕДЯРЮБХРЕКХ хРЮКХХ, мНПБЕЦХХ, йЮМЮДШ, яью.
нЯМНБМШЛ ЩЙЯОКСЮРЮМРНЛ рС-214нм ЯРЮМЕР лХМНАНПНМШ пт.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | рС-214нм |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | 42.00 |
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л | 46.20 |
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л | 13.90 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ,Л2 | 182.40 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ | 59000 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 110750 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 2 рбпд оя-90ю |
рЪЦЮ, ЙЦЯ | 2 У 16000 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 850 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 6500 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 12000 |
щЙХОЮФ, ВЕК |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
тНРНЦПЮТХХ: | оЕПБШИ ЩЙГЕЛОКЪП рС-214нм (c) нюн рСОНКЕБ |
рС-214нм (c) бХРЮКХИ чПРЮЕБ (el-moino) | |
рС-214нм МЮ люйяЕ | |
рС-214нм МЮ люйяЕ | |
рС-214нм МЮ люйяЕ |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
рС-214нм |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
нюн рСОНКЕБ. рС-214нм Aviaport.ru. яЮЛНКЕР рС-214нм ЯНБЕПЬХК ОЕПБШИ ОНКЕР |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2013
Конструкция
Лайнер Ту-214 является монопланом с расположенным на середине фюзеляжа стреловидным крылом большого удлинения. Конструкция машины позволяет осуществлять безопасное планирование и посадку с отказавшей силовой установкой.
Пассажирский салон стандартного варианта Ту-214 вместимостью 164 пассажира при стандартной туристической расстановке кресел имеет параметры:
- шаг 960 мм для салона 1 класса;
- шаг 810 мм для экономического класса.
Схема салона может меняться, что обеспечивает вместимость до 210 человек. Багаж и груз размещены в 8 стандартных контейнерах типа LD3-46. Три из них установлены в переднем грузовом отсеке, остальные – в заднем. Также имеется дополнительный грузовой отсек, рассчитанный на 2000 кг. Всего Ту-214 способен перевезти до 12,4 т багажа.
Двигатели
Самолеты Ту-214 оснащены турбовентиляторными двигателями ПС-90А, созданными в КБ ОАО «Авиадвигатель» и выпускаемыми Пермским моторным заводом. Двигатели расположены под крылом самолета в закрытой гондоле, закрепленной на пилоне.
Вес двигателя, кг | 4160 |
Длина, мм | 4964 |
Диаметр, мм | 1900 |
Тяга на взлете, кгс | 16000 |
Шасси
На самолете Ту-214 применено шасси трехопорной схемы с носовым расположением управляемого колеса. Главные стойки складываются в ниши, расположенные в фюзеляже самолета. Носовая стойка при уборке движется против набегающего потока воздуха.
После выпуска стоек ниши закрываются створками.
Управление шасси подключено ко второй гидравлической цепи самолета с использованием третьей в качестве запасной. Аварийный выпуск основных стоек производится под собственным весом, носовая опора выходит только от гидравлики.
Створки в этом случае не закрываются. Передняя стойка поворачивается от реечных гидравлических механизмов при помощи педалей (на взлете и посадке) или от рукояток (при рулении).
Тормоза имеют дистанционный электрогидравлический привод от главной и резервной систем. Дисковые тормозные механизмы изготовлены из малоуглеродного материала, установлены на всех колесах. Имеется система защиты от торможения юзом. В тормозах имеется режим аварийной остановки и автоматического торможения.
Система управления
На Ту-214 применяется электродистанционная система управления.
Для отклонения поверхностей рулей управления и высоты, а также тормозных щитков и элеронов применены гидравлические приводы необратимого типа.
Система электроснабжения
На борту самолета имеются несколько систем электроснабжения постоянного и переменного тока:
- основная, трехфазного тока 115/200В при частоте 400 Гц;
- дополнительная, постоянного тока, 27В.
Источниками напряжения являются генераторные установки, расположенные на двигателях и аккумуляторные батареи. На земле электроэнергию вырабатывает генератор вспомогательной газотурбинной установки, размещенной в хвостовой части фюзеляжа. Модели генераторов отличаются на разных самолетах.
Топливная система
На Ту-214 применено раздельное питание топливом для каждого двигателя. Запас топлива расположен в шести кессонных крыльевых и одном килевом баке.
Общая вместимость баков составляет 35700 кг. Заправка выполняется централизовано.
Питание двигателей ведется из отдельных расходных емкостей, оснащенных сигнализатором аварийного остатка. Сигнализация активируется при остатке топлива по 1300 кг в каждой емкости.
Особенностью системы является автоматическая перекачка топлива из баков, установленных на корневой части крыла в бак, размещенный на киле. Перекачка топлива ведется в автоматическом режиме для обеспечения центровки машины в полете.
Гидравлическая система
В состав гидравлики самолета входит три независимые системы, запитанные на насосные установки, расположенные на двигателях. Первая и третья система имеет по одному насосу, втора – подключена к двум насосам.
При отказе двигателей каждая система способна работать от автономного электрического насоса, обеспечивая работу систем управления. В первой системе применяется дополнительный насос с приводом от крыльчатки воздушной турбины. Насос используется при возникновении аварийной ситуации и отказа двигателей.
Противообледенительная система
На самолете Ту-214 установлена система защиты от образования наростов льда на каналах подачи воздуха в двигатели, датчиках на крыльях и лобовых стеклах кабины пилотов. Конструкция оперения активно противодействует образованию льда, поэтому антиоблединительных средств на них не предусмотрено.
Система кондиционирования
Для кондиционирования салона и кабин экипажа применяется отбор воздуха от компрессоров двигателей. При стоянке на земле допускается использование передвижной кондиционерной установки.
Система кондиционирования работает в автоматическом режиме, поддерживая заданную температуру по данным, поступающим от нескольких сенсоров.
Случаи бывали разные
В реальной жизни возникают порой ситуации, которые не может смоделировать ни учебный, ни игровой симулятор. Ту-154 за годы эксплуатации побывал в разных переделках. Этому самолету довелось столкнуться с американским летающим танкером и совершить посадку с поврежденной плоскостью (авиабаза “Манас”, 2006). В другом случае при посадке, заметив снегоуборочные машины, пилот сумел приподнять машину и под углом, на одной стойке шасси, миновать смертельную опасность. Большую известность получил эпизод с посадкой лайнера с полностью обесточенной бортовой системой на заброшенном летном поле (Ижма, 2010). Правда, и тогда имел место человеческий фактор. Бортинженер, не заметив, что один из четырех аккумуляторов вышел из строя, подключил его в общую цепь, вызвав короткое замыкание. Спасти самолет и пассажиров удалось благодаря высочайшей квалификации, смелости и находчивости пилотов Ту-154. Посадка прошла жестко, но обошлась без жертв. К сожалению, не все инциденты оканчивались так благополучно.
Производство и эксплуатация
Выпуск первого Ту-204 датирован 1989 годом. Пик выпуска был достигнут в 2008 году, когда заводские цеха покинули 10 машин. Суммарное количество построенных самолетов моделей 204/214 составляет 85 единиц.
Первый Ту-214 поступил в весной 2001 года.
Машина получила бортовой номер 64502. Передача машины заказчику происходила в торжественной обстановке с привлечением высокопоставленных лиц.
За последующие три года были поставлены еще две машины (борта 64503 и 64507). Всего же к концу 2004 года были собраны семь лайнеров. использовала машины для полетов в Японию, Китай, Южную Корею.
Вторым эксплуатантом стала , получившая три машины в 2004 году. Самолеты применялись для полетов в Индию, Монголию, Израиль, а также внутри страны. Несколько машин применяли и «Трансаэро».
Высокие темпы
В 1965 году начались работы по проектированию, которыми руководил С. М. Егер, затем подключились А. С. Шенгардт и сам генеральный конструктор А. А. Туполев. Менее чем за три года усилия увенчались постройкой шести прототипов, которые вскоре уже испытывались. В октябре 1968 года состоялся первый полет (летчик-испытатель Ю. В. Сухов). На следующий год Ту-154 пошел в серию на заводе № 18 (г. Куйбышев). Тогда же «русский Боинг» показали на аэрокосмическом салоне Ле-Бурже. Параллельно с постройкой первых экземпляров продолжались дальнейшие испытания, ставившие целью выявление недостатков, продолжавшиеся пять лет. Столь высокие темпы проектирования и запуска в производство демонстрировали всему миру огромные возможности советской авиационной промышленности и инженерной школы.
Летно-технические характеристики
Преимуществом Ту-214 является большая дальность полета, которая достигается за счет увеличенного запаса топлива, расположенного в длинных крыльях.
Параметр | Ту-214 | Airbus A-321 | Boeing 737-900 |
Длина, мм | 46140 | 44510 | 42100 |
Размах крыла, мм | 41800 | 34100 | 35700 |
Высота, мм | 13880 | 11760 | 12500 |
Скорость, км/час | 850 | 840 | 823 |
Вместимость, чел. | 210 | 220 | 215 |
Дальность, км | 6890 | 5950 | 6045 |
Потолок, м | 12100 | 12000 | 12500 |
Их осталось мало
Сегодня эту машину, столь известную и узнаваемую в прошедшие четыре десятилетия, можно увидеть в небе все реже. Известно, что, по состоянию на начало 2014 года, мировой парк Ту-154 насчитывал всего восемь десятков экземпляров. Таким образом, вероятность стать пассажиром «большой Тушки» становится все меньше, но она и сегодня не равна нулю. Несколько российских авиакомпаний продолжают эксплуатировать машины, ресурс которых еще не исчерпан. Сто экземпляров законсервированы в летном состоянии.
Уровень комфорта этого лайнера вполне укладывается в современные представления, особенно с учетом того, что продолжительность рейсов нечасто превышает час-полтора.
Модификации и перспективы
На основе Ту-214 были построены несколько модификаций, предназначенных для гражданских и военных заказчиков:
- базовый пассажирский Ту-214;
- машина управления Ту-214ПУ;
- ретрансляционная станция Ту-214СР (пять машин);
- разведчик Ту-214Р (два самолета);
- машина связи для администрации президента Ту-214СУС.
Самолет Ту-214 имеет неплохие перспективы развития из-за неуклонного устаревания авиационного парка. Однако периодически появляющиеся громкие заявления о поставках машин за рубеж или на внутренний рынок заканчиваются только словами. А пока что за 2017 год заводы РФ собрали всего три машины семейства Ту-204.
Общий комфорт
Изначально самолет создавался для эксплуатации на внутренних и международных линиях, поэтому комфорту уделялось много внимания. Интерьер и компоновка продуманы хорошо, кресла в эргономическом отношении безупречны (даже в салоне эконом класса), созданы все условия для обеспечения нужд пассажиров во время дальних перелетов, в том числе за счет лучшего бытового, санитарного и кухонного оборудования. Согласно отзывам, высокой оценки заслуживает система освещения, смонтированная таким образом, чтобы создавать ненавязчивую, но эффективную подсветку. К услугам каждого пассажира индивидуальный развлекательный видеоцентр, встроенный в спинку переднего кресла.
Норовистая «лошадка»
Самолет получился красивым, с отличными летными характеристиками, но управление им требовало особых навыков. Силовая установка имеет избыточную мощность, это решение было принято осознанно. В полете после набора высоты двигатели работают на пониженных оборотах, что приводит к изрядной экономии горючего и снижает шум. Но «рабочая лошадка» оказалась слишком резвой, и пилоту приходилось следить за различными параметрами очень внимательно. В сочетании с тремя положениями горизонтального хвостового оперения, контролирующими тангаж и кабрирование, любая небрежность могла привести к неприятным и даже трагическим последствиям. В дальнейшем многие органы управления конструкторам удалось автоматизировать, увязав их между собой и упростив пилотирование. Большую роль в обучении летчиков сыграл разработанный в КБ летный тренажер – симулятор самолета Ту-154, но каждая машина, по признанию опытных авиаторов, имела свой нрав.
Утерянные возможности
Существуют две главные причины, по которым последим пристанищем этого выдающегося и любимого – как пилотами, так и пассажирами – самолета в ближайшие годы станет только игровой компьютерный симулятор. Ту-154 расходует слишком много топлива, а парк его изрядно поизносился. К сожалению, в то время, когда вполне возможна была модернизация лайнера (его даже успешно оснащали силовой установкой, работающей на сжиженном газе), страна испытывала огромные трудности, связанные с распадом СССР. Новые самолеты практически не строились, а старые эксплуатировались не всегда качественно. Сегодня время упущено, возобновлять производство старых типов бессмысленно. Настает эпоха лайнеров нового поколения.