У кого самый мощный военно-морской флот на Балтике


Предпосылки возникновения Балтийской флотилии

С момента образования Древнерусского государства со столицей в Новгороде начались морские походы на Балтике. Тогда не было отдельного военного флота и военные отряды содержались на купеческих ладьях, что им не мешало защищать знаменитый путь «из варяг в греки» от ливонских рыцарей и других врагов на всем водном пути до Ладоги, одного из древнейших городов Севера Руси. В XII веке русичи закрепились на побережье Финского залива, и оно вошло в состав ганзейского Новгорода. Все последующие века продолжалось постоянное противоборство с ливонцами и шведами за господство в Финском заливе Балтийского моря.

Многолетние войны продолжались десятилетиями и с приходом на царствие Ивана Грозного войны продолжились еще активнее. Начавшаяся в 1558 году Ливонская война первоначально приносила победы русскому оружию и была захвачена Нарва, ставшая главным торговым портом, ведущим на Запад. Швеция и Польша лишились больших доходов с русских купцов, продававших свои товары в Ревеле и Нарве, поэтому началась Шведская война. В ходе войны датские союзники пошли на переговоры со шведами, после чего, их войска захватили Нарву и по заключенному в 1583 году перемирию, Московское царство лишилось не только Нарвы, но и всего побережья Финского залива.

Семнадцатый век в России начался с потрясений Смутного времени, практически полным разрушением государства и десятилетиями восстановления под самодержавной властью царей династии Романовых. Во второй половине века войска Царя Алексея Михайловича, вели воны со шведами, но при незначительных успехах, поражения были серьезней, и это привело к окончательной потере выходов к морю. Даже Иван-город был отдан врагу.

СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ

Российский императорский флот на Средиземном море представлял отдельный отряд в Средиземном море, при том туда не заходили на несколько месяцев в компанию, а находились по нескольку лет. Базировались на порт Пирей и бухты о-вов Порос и Крит (Суда). В зависимости от международной обстановки это подразделение могло именоваться и эскадрой, но как правило оно комплектовалось по остаточному принципу, кроме того в него часто включались корабли которые либо направлялись на Дальний Восток или шли оттуда.

Так в 1902 году начальник отряда контр-адмирал А.Х. Кригер к своему флагману броненосцу «Николаю I», двум канонеркам и двум номерным миноносцам временно присоединил броненосный крейсер «Владимир Мономах» который возвращался в Кронштадт, так же 3 миноносца французской постройки типа «Форель» которые шли в Порт-Артур, но по техническим причинам остались ждать другие корабли на Средиземном море. Благо эти корабли даже окрашивать не приходилось, корабли эскадры Тихого океана ходили в типичной Средиземноморской окраске.

Следует отметить, что в составе сил на Средиземном море были корабли не только Балтийского флота, но и из состава Черноморского, как правило это были канонерские лодки типа «Донец». Однако периодичность службы, из-за ограничений которые накладывала Турция на проходы через проливы военных кораблей, была не регулярной. Например на середину 1902 года в состав отряда черноморских кораблей не входило.

Отдельный отряд в Средиземном море на 1.07.1902

Создание Российского флота на Балтийское море

Новая история Российского присутствия на Балтике началась с приходом на царствие Петра I. Молодой царь внимательно слушал иностранцев служивших в Москве и купцов, плавающих в Россию, в результате чего полюбил море, еще ни разу не увидев его.

В войне за Азов, Петром был создан первый российский флот, но он стал предтечей военно-морской мощи России на Балтийском море. В 1696 году Боярская Дума приговорила: «Морским судам быть …» и это смело можно называть днем рождения военно-морского флота России. Главной идеей царя-реформатора было «окно в Европу», а это значит окончательный выход на Балтику и укрепление на нем. Война со Швецией, продолжавшаяся с 1700 по 1721 год заставила Россию полностью перестроиться и научиться многим прежде диковинным вещам, в том числе строительству настоящих морских судов. После громких побед российского воинства и выхода на берега Финского залива, по распоряжению царя в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, восстановлены все занятые шведские крепости и заложено несколько верфей.

В войне со Швецией на реках и вдоль побережья Финского залива участвовало множество небольших судов, построенных на Волхове и других небольших реках. На новых верфях были заложены большие морские фрегаты, первый корабль Балтийского флота назывался «Штандарт» и был спущен на воду 22 августа 1703 года. Немного позже пришло время побед и первой, пусть небольшой победой стал захват под крепостью Ниеншанц двух шведских судов: галиота «Гедан» и шнявы «Астрильд». Эта скромная победа дала то, что эскадра шведов простояла в устье Невы лето и, не решившись войти с боями, осенью ушла к своим берегам. А в это время на Заячьем острове уже строился Санкт-Петербург и сооружались Адмиралтейские верфи. Эта символическая победа стала знаменательной датой и теперь 18 мая День Балтийского флота.

Шведский военный флот продолжал попытки пушечных обстрелов и высадок морских десантов, но всегда уходил с большими потерями – Россия твердо укреплялась на Балтийских берегах. К 1710 году уже 250 гребных судов блокировали с моря Выборг, осаждаемый сухопутными войсками, и с этой помощью он был взят. Первый полноценный линейный корабль, спущенный на воду в 1712 году, получил имя «Полтава» в честь разгрома шведских сухопутных войск под городком Полтава. Последний удар по доминированию шведов в Балтийском море был нанесен в морском сражении у мыса Гангут, когда шведская эскадра, состоящая из лучших кораблей, была полностью разгромлена. Во всех военных операциях российской армии в прошедшем десятилетии принимал самое действенное участие абордажный гребной флот, который можно назвать Морской пехотой Петра Великого.

БАЛТИ́ЙСКИЙ ФЛОТ

БАЛТИ́ЙСКИЙ ФЛОТ, опе­ра­тив­но-стра­те­гич. объ­е­ди­не­ние ВМФ в Рос­сии и СССР. Соз­дан в хо­де Се­вер­ной вой­ны 1700–21 по­сле то­го, как рос. вой­ска ут­вер­ди­лись в устье р. Не­ва, вер­нув Рос­сии вы­ход к Бал­тий­ско­му мо­рю. Строи­тель­ст­во ко­раб­лей для Б. ф. на­ча­лось на вер­фях на р. Сясь (1702), р. Свирь и в Ло­дей­ном По­ле (1703). Пер­вая ба­за Б. ф. – С.-Пе­тер­бург (с 1724 гл. ба­зой стал Кронш­тадт). В 1703 в со­став Б. ф. во­шёл пер­вый ко­рабль – фре­гат «Штан­дарт» (пер­вый па­рус­ный ли­ней­ный ко­рабль «Пол­та­ва», во­шёл в со­став Б. ф. в 1712). Ко­раб­ли для Б. ф. строи­лись на Ад­ми­рал­тей­ской вер­фи в С.-Пе­тер­бур­ге, а так­же на др. балт. вер­фях, на Бе­лом м. (Со­лом­баль­ская верфь) и по­ку­па­лись за гра­ни­цей. Б. ф. со­дей­ст­во­вал рос. вой­скам при Вы­бор­га оса­де 1710, взя­тии Ре­ве­ля, Пер­но­ва и Ри­ги в 1710, Гель­синг­фор­са и Або в 1713. Он сыг­рал ре­шаю­щую роль при за­ня­тии рос. вой­ска­ми Мо­он­зунд­ских о-вов в 1710 и Фин­лян­дии в 1712–13. Одер­жал по­бе­ды над шве­да­ми в Ган­гут­ском сра­же­нии 1714, Эзель­ском бою 1719 и Грен­гам­ском сра­же­нии 1720, что по­зво­ли­ло Рос­сии ут­вер­дить­ся на Бал­тий­ском м. и стать круп­ной мор­ской дер­жа­вой. Дей­ст­вия рос. ко­раб­лей и га­лер в 1719–21 у по­бе­ре­жья Шве­ции по­влия­ли на её го­тов­ность за­клю­чить Ни­штадт­ский мир 1721. Си­ла­ми Б. ф. ко­ман­до­ва­ли фло­то­вод­цы Ф. М. Ап­рак­син, Н. Ф. Го­ло­вин, М. М. Го­ли­цын (1675–1730), Н. А. Се­ня­вин. В 1721 в со­ста­ве Б. ф. на­счи­ты­ва­лось 32 ли­ней­ных ко­раб­ля, ок. 100 др. па­рус­ных ко­раб­лей и до 400 греб­ных су­дов. До соз­да­ния Чер­но­мор­ско­го фло­та в 1783 Б. ф. был единств. фло­том Рос. им­пе­рии.

«Завершающий эпизод боя в Хиосском проливе» (Чесменское сражение 1770). Художник Я. Ф. Хаккерт. 1770-е гг. Центральный военно-морской музей (С.-Петербург).

В Се­ми­лет­нюю вой­ну 1756–63 Б. ф. уча­ст­во­вал во взя­тии Ме­ме­ля и Коль­бер­га. В хо­де Ар­хи­пе­лаг­ских экс­пе­ди­ций эс­кад­ры Б. ф. под ко­манд. Г. А. Спи­ри­до­ва, С. К. Грей­га, Д. Н. Се­ня­ви­на, Л. П. Гей­де­на и др. дей­ст­во­ва­ли в Сре­ди­зем­ном м., одер­жа­ли по­бе­ды над тур. фло­том в Чес­мен­ском сра­же­нии 1770, Афон­ском сра­же­нии 1807 и На­ва­рин­ском сра­же­нии 1827. В рус.-швед. вой­ну 1788–90 Б. ф. от­ра­зил на­па­де­ние швед. фло­та, стре­мив­ше­го­ся за­хва­тить Крон­штадт и С.-Пе­тер­бург, и одер­жал по­бе­ды в Гог­ланд­ском сра­же­нии 1788, Ро­чен­сальм­ском сра­же­нии 1789 (см. Рочен­сальм­ские сра­же­ния­), Ре­вель­ском сра­же­нии 1790, Крас­но­гор­ском сра­же­нии 1790 и Вы­борг­ском сра­же­нии 1790 (но по­тер­пел по­ра­же­ние во вто­ром Ро­чен­сальм­ском сра­же­нии 1790). В 1826 в со­став Б. ф. во­шёл пер­вый воо­руж. па­ро­ход, но вплоть до сер. 19 в. его ос­но­ву со­став­ля­ли па­рус­ные ко­раб­ли (26 ли­ней­ных ко­раб­лей, 9 фре­га­тов), име­лись так­же 9 па­ро­хо­доф­ре­га­тов и др. В нач. – сер. 19 в. ко­раб­ли Б. ф. уча­ст­во­ва­ли в даль­них и кру­го­свет­ных пла­ва­ни­ях, во вре­мя ко­то­рых со­вер­шён ряд гео­гра­фич. от­кры­тий и су­ще­ст­вен­но рас­ши­ре­ны зна­ния в об­лас­ти океа­но­гра­фии (экс­пе­ди­ции И. Ф. Кру­зен­штер­на и Ю. Ф. Ли­сян­ско­го, Ф. Ф. Бел­линс­гау­зе­на, М. П. Ла­за­ре­ва, Ф. П. Лит­ке, О. Е. Ко­це­бу, Г. И. Не­вель­ско­го и др.).

В хо­де Крым­ской вой­ны 1853–56 Б. ф. со­рвал по­пыт­ки ос­на­щён­но­го па­ро­вы­ми ко­раб­ля­ми анг­ло-франц. фло­та за­хва­тить Крон­штадт, Свеа­борг, Гель­синг­форс и бло­ки­ро­вать С.-Пе­тер­бург с мо­ря. Рос. мо­ря­ки впер­вые ус­пеш­но при­ме­ни­ли мин­ные за­гра­ж­де­ния из якор­ных мин.

С 1861 в Рос­сии для Б. ф. раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во па­ро­во­го бро­не­нос­но­го фло­та. В 1877 в со­став Б. ф. во­шёл пер­вый мо­ре­ход­ный бро­не­но­сец «Пётр Ве­ли­кий». К кон. 19 в. в Б. ф. име­лось 9 бро­не­нос­цев, 20 бро­не­нос­цев бе­ре­го­вой обо­ро­ны и 11 бро­не­нос­ных крей­се­ров. С 1903 на воо­ру­же­ние Б. ф. по­сту­пи­ли под­вод­ные лод­ки (ПЛ).

Эскадренный броненосец «Слава». 1912.

В рус­ско-япон­скую вой­ну 1904–05 из со­ста­ва Б. ф. сфор­ми­ро­ва­ны 2-я и 3-я Ти­хо­оке­ан­ские эс­кад­ры, со­вер­шив­шие сло­ж­ней­ший пе­ре­ход в 18 тыс. миль с Бал­ти­ки на Даль­ний Вос­ток, но за­тем раз­гром­лен­ные в Цу­сим­ском сра­же­нии 1905. Б. ф. вос­ста­нав­ли­вал­ся в хо­де Мор­ских ре­форм 1900–10-х гг. В 1912 на воо­ру­же­нии Б. ф. поя­ви­лась авиа­ция.

В Пер­вую ми­ро­вую вой­ну 1914–18 Б. ф. дей­ст­во­вал на ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка, под­дер­жи­вал су­хо­пут­ные вой­ска, за­щи­щал Пет­ро­град с мо­ря, про­во­дил круп­ные мин­но-за­гра­дит. опе­ра­ции, в хо­де ко­то­рых по­став­ле­но ок. 35 тыс. мин. Гл. ба­зой фло­та был Гель­синг­форс. В но­яб. 1914 в со­став фло­та вклю­че­ны пер­вые рос. ли­ней­ные ко­раб­ли-дред­но­уты ти­па «Се­ва­сто­поль». Б. ф. про­вёл Ир­бен­скую опе­ра­цию 1915, уча­ст­во­вал в Мо­он­зунд­ской опе­ра­ции 1917.

Мо­ря­ки Б. ф. сыг­ра­ли за­мет­ную роль в ре­во­люц. со­бы­ти­ях, в т. ч. в Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917.

Дек­ре­том СНК от 29.1(11.2).1918 Б. ф. вклю­чён в со­став Ра­бо­че-кре­сть­ян­ско­го Крас­но­го Фло­та. В свя­зи с про­дви­же­ни­ем герм. войск к Тал­ли­ну, а за­тем фин. войск к Гель­синг­фор­су со­вер­шён Ле­до­вый по­ход Бал­тий­ско­го фло­та 1918. В 1918–19 Б. ф. вёл бое­вые дей­ст­вия про­тив англ. фло­та, бе­лой Се­ве­ро-За­пад­ной ар­мии. Зна­чит. часть лич­но­го со­ста­ва Б. ф. уча­ст­во­ва­ла в Крон­штадтском вос­ста­нии 1921­. В апр. 1921 Б. ф. пре­об­ра­зо­ван в Мор­ские си­лы Бал­тий­ско­го м. (с 1935 – Крас­но­зна­мён­ный Б. ф.).

В меж­во­ен. пе­ри­од на воо­ру­же­ние Б. ф. по­сту­пи­ли но­вые ко­раб­ли, ПЛ, са­мо­лё­ты, соз­да­ны ВВС Б. ф., ор­га­ни­зо­ва­на ПВО и бе­ре­го­вая обо­ро­на (БО). Часть лич­но­го со­ста­ва и ко­раб­лей Б. ф. ста­ла ос­но­вой для соз­да­ния Се­вер­но­го фло­та и Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та.

К на­ча­лу Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1941–45 в со­став Б. ф. вхо­ди­ли 2 лин­ко­ра, 2 крей­се­ра, 2 ли­де­ра эс­мин­цев, 19 эс­мин­цев, 48 тор­пед­ных ка­те­ров, 69 ПЛ, 656 са­мо­лё­тов, со­еди­не­ния БО и ПВО, бри­га­да мор­ской пе­хо­ты (МП). Гл. ба­зой фло­та был Тал­лин. Во вре­мя вой­ны Б. ф. совм. с су­хо­пут­ны­ми вой­ска­ми обо­ро­нял во­ен­но-мор­ские ба­зы и рай­оны по­бе­ре­жья, в т. ч. в хо­де Тал­ли­на обо­ро­ны 1941, Мо­он­зунд­ских ост­ро­вов обо­ро­ны 1941 и Хан­ко обо­ро­ны 1941, дей­ст­во­вал на ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка. В авг. 1941 с о. Саа­ре­маа даль­ние бом­бар­ди­ров­щи­ки Б. ф. на­нес­ли пер­вые уда­ры по Бер­ли­ну. Боль­шие по­те­ри в ко­раб­лях и лич­ном со­ста­ве Б. ф. по­нёс в авг. 1941 в хо­де Тал­лин­ско­го пе­ре­хо­да в Крон­штадт. Вме­сте с су­хо­пут­ны­ми вой­ска­ми флот уча­ст­во­вал в Ле­нин­град­ской бит­ве 1941–44, обес­пе­чи­вал транс­порт­ные пе­ре­воз­ки по Ла­дож­ско­му оз., при­ни­мал уча­стие в опе­ра­ци­ях по про­ры­ву (1943), а за­тем пол­но­му сня­тию бло­ка­ды (1944) Ле­нин­гра­да. Б. ф. осу­ще­ст­вил Мо­он­зунд­скую опе­ра­цию 1944. Дей­ст­вия ко­раб­лей и авиа­ции Б. ф. по под­держ­ке су­хо­пут­ных войск и на­ру­ше­нию мор­ских ком­му­ни­ка­ций про­тив­ни­ка в 1944–45 спо­соб­ст­во­ва­ли раз­гро­му про­тив­ни­ка на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке, в При­бал­ти­ке, Вост. Прус­сии и Вост. По­ме­ра­нии. За бое­вые за­слу­ги св. 20 ко­раб­лей и час­тей Б. ф. ста­ли гвар­дей­ски­ми, 58 на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми. Св. 100 тыс. бал­тий­цев на­гра­ж­де­ны ор­де­нами и ме­да­ля­ми, 137 при­свое­но зва­ние Ге­роя Сов. Сою­за.

В февр. 1946 Б. ф. раз­де­лён на 4-й и 8-й фло­ты (в дек. 1955 вос­ста­нов­лен в преж­ней ор­га­ни­за­ции). Б. ф. по­лу­чил воз­мож­ность ба­зи­ро­вать­ся в пор­тах ГДР и Поль­ши. С 1950-х гг. Б. ф., как и весь ВМФ СССР, ос­на­щал­ся ка­че­ст­вен­но но­вой бое­вой тех­ни­кой. В со­став Б. ф. вхо­ди­ли ди­зель­ные ра­кет­ные ПЛ, ра­кет­ные ко­раб­ли и ра­ке­то­нос­ные са­мо­лё­ты, спо­соб­ные не­сти ядер­ное ору­жие, а так­же ди­зель­ные тор­пед­ные ПЛ, эс­мин­цы, про­ти­во­ло­доч­ные ко­раб­ли, ра­кет­ные ка­те­ра, траль­щи­ки, де­сант­ные ко­раб­ли (в т. ч. на воз­душ­ной по­душ­ке), др. сред­ние и ма­лые су­да, ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты разл. ти­пов.

«Сторожевые корабли типа «Неустрашимый» ведут поиск подводных лодок». Художник В. А. Печатин. 1998. Центральный военно-морской музей (С.-Петербург).

К на­ча­лу 1991 Б. ф. был круп­ней­шим во­ен­но-мор­ским фло­том в ре­гио­не Бал­тий­ско­го м., имел в сво­ём со­ста­ве 232 бое­вых ко­раб­ля (в т. ч. 32 ПЛ), 328 са­мо­лё­тов и 70 вер­то­лё­тов, 16 пус­ко­вых ус­та­но­вок бе­ре­го­вых ра­кет­ных час­тей, со­еди­не­ния БО и МП, час­ти ты­ло­во­го и тех­нич. обес­пе­че­ния. По­сле рас­па­да СССР си­лы Б. ф. вы­ве­де­ны с тер­ри­то­рии быв. ГДР, Поль­ши, стран При­бал­ти­ки (флот ли­шил­ся до 80% пунк­тов ба­зи­ро­ва­ния, 60% пред­при­ятий и ок. 50% ка­зар­мен­но­го и жи­лищ­но­го фон­да). В 1995 в со­став Б. ф. во­шла Ле­нингр. во­ен­но-мор­ская ба­за. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­ла за­щи­та мор­ских пу­тей со­об­ще­ния с изо­ли­ро­ван­ным рос. анк­ла­вом – Ка­ли­нин­град­ской обл. Гл. ба­за Б. ф. – г. Бал­тийск. К 2004 в со­ста­ве Б. ф. на­хо­ди­лось ок. 70 ко­раб­лей и ПЛ.

До нач. 20 в. на Б. ф. фак­ти­че­ски су­ще­ст­во­ва­ли по­сто­ян­ные долж­но­сти толь­ко нач. эс­кадр, ко­манд. фло­том на­зна­чал­ся, как пра­ви­ло, на пе­ри­од бое­вых дей­ст­вий. Функ­ции управ­ле­ния фло­том на бе­ре­гу вы­пол­ня­ли ко­ман­ди­ры во­ен. пор­тов. Пер­вым фак­тич. ко­манд. Б. ф. в мае 1904 стал адм. А. А. Би­ри­лёв, на­зна­чен­ный гл. ко­ман­ди­ром Б. ф. и нач. мор­ской обо­ро­ны Бал­тий­ско­го мо­ря. В 1908 для управ­ле­ния Б. ф. уч­ре­ж­де­на долж­ность ко­манд. Со­еди­нён­ны­ми от­ря­да­ми Бал­тий­ско­го м. (с 1911 ко­манд. Мор­ски­ми си­ла­ми Бал­тий­ско­го м., с 1914 ко­манд. фло­том Бал­тий­ско­го м.). Ко­ман­дую­щи­ми Б. ф. бы­ли: Н. О. Эс­сен (1908–15), М. В. Вик­то­ров (1921–24, 1926–32), Л. М. Гал­лер (1932–37), В. Ф. Три­буц (1939–46), ви­це-адм., с 1964 адм. А. Е. Орёл (1959–67), ви­це-адм., с 1969 адм. В. В. Ми­хай­лин (1967–75), И. М. Ка­пи­та­нец (1981–85), ви­це-адм., с 1987 адм. В. П. Ива­нов (1986–91) и др.

Б. ф. на­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Крас­но­го Зна­ме­ни (1928, 1965).

Российская империя – морская держава

К 1725 году в состав Балтийского флота входило 646 парусных судов и гребных галер. Это и военные успехи позволили назвать Московское царство морской державой – Российской Империей, ставшей хозяйкой в Балтийском, Черном морях, и на северном побережье государства.

Лучшими свершениями Петра Великого на Балтике можно назвать:

  • Создание мощного флота;
  • Победы при Гангуте, Эзеле, Гренгаме;
  • Взятие при поддержке флота Ревеля (Таллина), Риги, Выборга, Гельсингфорса (Хельсинки), Або и Моозундских островов;
  • Основание Петербурга и Кронштадта – первой военно-морской базы российского флота.

Многие следующие десятилетия и весь девятнадцатый век Балтийский флот показывал всему миру мощь, а лучшие адмиралы и офицеры вносили величайший вклад в развитие русского оружия и освоение мирового океана. История помнит имена великих флотоводцев и первооткрывателей новых заморских территорий и командиров кораблей, совершавших кругосветные плавания, которые поднимали гордый флаг Балтийского флота в южных и северных широтах, на островах Океании, на Аляске, у берегов Антарктиды и в других местах. О величии Российского Балтийского флота говорят 432 открытия по всему земному шару, которые отмечены на глобусе именами 98 лучших людей – адмиралов и офицеров балтийцев.

Первая Мировая война охватила акваторию Балтийского моря, русские моряки в ожесточенных сражениях уничтожили более 100 немецких кораблей и транспортных судов. В тяжелейших условиях, флот смог нанести поражение Германии и ее союзникам, выиграв большинство сражений за Балтику и города на ее побережье, включая Петроград. И уже в дни и месяцы, когда была предпринята морская иностранная интервенция 1918-1922 годов, балтийцы смогли удержать морские рубежи, и не допустили врага к столице.

Содержание:

  • БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ
  • СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ
  • ТИХИЙ ОКЕАН

Балтийский флот хоть и считался сильнейшим из двух флотов Российской Империи, в реальности был не велик. Кроме того он был разделен на три морских театра- непосредственно Балтийское море, Средиземное море и Тихий океан, кроме того корабли флота эпизодически привлекались и для плаваний в Северные широты в район Белого моря (в 1902 г. это было посыльное судно «Бакан»), а так же в Атлантику. К сожалению представить точную организационную структуру Балтийского флота на середину 1902 года крайне сложно, я просто ее не нашел и всю информацию собирал по крупицам, рассматривая монографии по отдельным кораблям. К тому же корабли включались в те или иные тактические подразделения по мере необходимости и корабельный состав каждого из них колебался год от года. Рассмотрим, что из себя представляли силы флота по каждому из трех районов.

Создание и развитие Красного флота на Балтике

Балтийский флот в Первой Мировой войне, Гражданском противостоянии и интервенции потерял почти все корабли и портовую инфраструктуру. Первые годы после революции Советской власти было не до восстановления флота, так как требовалось побороть разруху и создать новое государство справедливости и мира. Но уже к концу двадцатых годов, враждебное окружение вынудило власти заняться созданием нового Красного флота СССР. Настоящий подъем Балтийского флота выпал на тридцатые годы, когда на Ленинградских судостроительных предприятиях создавались современные корабли по новым проектам. Суда спускались на воду и оснащались лучшим вооружением. В эти годы, Балтфлот стал центром инженерной и конструкторской мысли, отсюда на все флота Советского Союза приходили передовые корабли, новейшая техника, оружие и обученные флотские экипажи, воспитанные в духе моряков балтийцев. Уже к концу тридцатых годов на защите Родины стоял мощный Краснознаменный Балтийский флот.

Участие Балтийского флота в Великой Отечественной войне

С первого дня Великой Отечественной войны Балтийский флот вступил в ожесточенную борьбу с Военно-Морским флотом фашистской Германией. Все эти годы командование Балтийского флота под руководством адмирала В. Ф. Трибуца разрабатывало операции по участию всех сил в обороне Ленинграда, уничтожали коммуникации противника, вели морские бои с кораблями и подводными лодками. Моряки-балтийцы в большом количестве воевали в составе сухопутных войск, героически защищая Ханко, Моонзундские острова, берега Финского залива. Позже моряки громили Балтийские порты фашистов уже на территории Германии. О героизме флота написано много книг и снято фильмов, а писать и показывать есть что. За годы ВОВ силами Балтийского флота было уничтожено 1205 единиц фашистского флота, сбито 2418 самолетов люфтваффе и проведено 24 успешных десантных операции.

В честь Великой Победы Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени. За героические подвиги в деле защиты Родины от врага 24 формирования и корабля получили почетное звание гвардейских. Советские люди высоко оценили морское братство балтийцев и личное мужество краснофлотцев, поэтому в Ленинграде, Кронштадте и других городах моряки пользуются огромной любовью жителей.

Послевоенное развитие Балтийского флота

За годы Великой Отечественной войны Балтийский флот понес серьезные потери, и, встав на путь мирного восстановления страны, Советская власть огромные силы вложила в развитие могущества армии и флота. Тратить дополнительные ресурсы заставила агрессивная политика США, выступивших открыто против СССР и других стран, входящих в состав Варшавского блока. Усилилось влияние американского авианосного, подводного и надводного флота во всех морях мирового океана, а в пятидесятые годы он начал оснащаться ракетами с ядерными боеголовками. Советские Вооруженные силы должны были восстанавливать ядерный паритет и научные кадры сделали все, чтобы на флотах и других подразделениях встали на дежурство ракетные установки. Советский Союз создал мощный Военно-Морской флот:

  • моря бороздили российские корабли;
  • в небе дежурила дальняя морская авиация противолодочного класса;
  • советские подводные крейсера с баллистическими ракетами стали реальной угрозой для Соединенных Штатов.

С нашей страной вынуждены были разговаривать, и такое равновесие сохранялось вплоть до развала СССР.

Балтфлот — бывший флот? Нет!

Балтийские корветы на учениях, 2022 год

Бытует мнение, что Балтийский флот – флот без будущего, что он устарел и развивать его не имеет смысла. Даже шутка есть про бывший флот. Стоит разобраться с этим вопросом.

Некоторые характеристики театра военных действий, расположенных на нём стран и их влияние на обстановку

Балтийское море – очень небольшое по площади и мелкое. Глубины повсеместно измеряются десятками метров, есть отмели. Географически море запертое – выход в открытый океан из него проходит через Датские проливы, контролируемые недружественной по отношению к России страной – Данией. Кильский канал контролирует Германия. Россия контролирует считанные проценты Балтийского побережья, и имеет на нём только две военно-морских базы – Кронштадт (это прямо скажем, больше, чем просто база, она имеет большую инфраструктуру) и ВМБ Балтийск. Последняя находится внутри дальности действительного огня польской армейской артиллерии.

Для тех, кто не помнит карту региона

Гидрология Балтийского моря существенно затрудняет обнаружение подводных лодок акустическими методами, однако из-за малых глубин подлодке трудно укрыться от неакустических – прежде всего радиолокационного обнаружения волновых следов на поверхности воды, над движущейся подлодкой, обнаружения кильватерного следа, обнаружения вырабатываемого подводной лодкой тепла с помощью тепловизионной аппаратуры.

Ленинградская база ВМФ в Кронштадте находится внутри узкого Финского залива, северное побережье которого принадлежит преимущественно Финляндии, а южное – входящим в НАТО странам Балтии. Финский залив может быть очень быстро блокирован постановкой минных заграждений, что отрежет Северо-запад России от морских коммуникаций. Это станет экономической катастрофой для страны в целом.

На берегу Финского залива находится второй по важности и численности населения город России – Санкт-Петербург, с его портом, а также важнейшая экспортная инфраструктура, например порт Усть-Луга.

России принадлежит Калининградская область, находящаяся «на полпути» от собственно российской территории к выходу из Балтийского моря. Её население более миллиона человек и сохранение устойчивой связи с этой территорией является критически важным для России, и для населения Калининградской области. Связь с территорией, не зависящая от третьих (враждебных) стран осуществляется исключительно морем. Линии, связывающие Калининградскую область, с остальной Россией, таким образом, являются критически важными морскими коммуникациями, которые должны оставаться свободными при абсолютно любых обстоятельствах.

Население стран Балтийского региона относится к Российской Федерации в основном враждебно. Это имеет как исторически обусловленные причины, так и обусловлено совершенно безумным и непредставимым для среднестатистического россиянина накалом антироссийской пропаганды. Так, в Швеции например, снимают драматические художественные фильмы, где российские военные массово травят население Швеции дождями, загрязнёнными психотропными веществами, причём это подаётся на полном серьёзе и не вызывает у массового зрителя никакого отторжения. Отношение поляков также не требует комментариев, за исключением населения приграничных с Калининградской областью районов. Население Финляндии в значительной степени относится к России с подозрением, хотя до враждебности уровня Польши или шведской паранойи там очень далеко.

ВМС Британии и США имеют свободный и неограниченный доступ в Балтийское море благодаря позиции Дании и могут развёртывать там практически любые силы, численность которых ограничивается только военной целесообразностью.

Риск полномасштабной войны в регионе низкий – все страны, которые в нём находятся в большей или меньшей степени «дружат против» РФ, и между собой воевать не будут, полномасштабное же нападение на Россию стоит считать маловероятным в силу её ядерного статуса (хотя полностью исключать нельзя). В то же время накал антироссийской пропаганды в СМИ некоторых стран уже привёл к частичной утрате адекватного восприятия реальности их населением и политическим руководством, и это создаёт риски локальных ограниченных по масштабам столкновений.

Особо увеличивает эти риски тот факт, что руководство США во-первых, заинтересовано в подобных столкновениях, а во-вторых, имеет почти неограниченное влияние на механизмы принятия внешнеполитических решений в некоторых странах, население которых уже не в состоянии оценивать действия своих властей адекватно. Более того, наметились возможности по внедрению во властные структуры той же Польши психически больных людей, больных с медицинской точки зрения, примером чего некоторое время назад был министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич. С такими кадрами обретение США, Британией или иным противником России собственной страны-камикадзе, согласной принести себя в жертву в войне с Россией, является чисто технической задачей, выполнимой в любой момент времени.

Специфика боевых действий на Балтике

Малые дистанции между базами противоборствующих сторон, а также большое количество шхер, где можно маскировать и прятать боевые корабли, привели к тому, что для обеспечения если не победы, то хотя бы не-поражения на Балтике, воюющая сторона имеет только один способ действий – решительное наступление с целью максимально быстрой нейтрализации флота противника. Других вариантов этот театр военных действий не даёт, скорость проведения любых операций на этом ТВД слишком высока из-за его малости, и противника просто необходимо упреждать во всём.
В ходе Первой мировой войны и Россия, и Германия игнорировали это положение и как результат, ни одна из сторон в Балтийском регионе стратегически значимого положительного для себя изменения обстановки не достигла, что сделало все понесённые в боях сторонами потери во многом напрасными. Немцы сделали из этого правильные выводы. В ходе второй мировой войны очень малочисленные и состоящие во многом из мобилизованных гражданских судов немецко-финские силы смогли в первые же дни войны эффективно нейтрализовать несоизмеримо больший по силе Балтийский флот РККФ. Причиной этого было владение инициативой и опережающий противника темп операций.

Балтфлот же в условиях своего численного превосходства над любым потенциальным противником в регионе ничего не смог этому противопоставить.

Причин у такого положения дел была масса, сегодня мы смело можем сказать про то, что Балтийский флот, как и РККФ в целом, пребывал в состоянии системного кризиса, который и обусловил его результативность.

Что должен был сделать Балтийский флот?

Использовать свои лёгкие силы и авиацию для эффективной разведки на большую глубину, а большие надводные корабли для недопущения немецких операций по наступательному минированию в Финском заливе. Сил для этого хватало, смелости личного состава тоже, в конце концов, огонь по немецким кораблям советские лётчики открыли в первый раз ещё до «канонического» момента начала войны в 03.30 утра 22 июня 1941 года. Понимание того, когда примерно начнётся война, у командования было, круг будущих противников был ясен. При принятии подобных мер заблаговременно никакой блокады флота не случилось бы и он смог бы оказать на ход боёв совсем другое влияние.

Но ничего сделано не было, по сложному комплексу причин. Результаты известны.

Ещё одной особенностью боевых действий на Балтике является то, что это единственный ТВД, где лёгкие силы реально способны выполнять широкий круг задач самостоятельно, и где ведение надводными кораблями боя против других надводных кораблей вероятнее, чем где бы то ни было ещё.

Ещё одной специфической особенностью ТВД, также проистекающей из его географии, является возможность ведения минной войны в масштабах, нигде более не возможных. Долгое время минные заградители были весьма распространённым классом боевых кораблей как в НАТО, так и в нейтральных странах, и даже сегодня именно минзаги являются основными боевыми кораблями в ВМС Финляндии.

Текущее состояние Балтийского флота РФ

В настоящий момент времени Балтфлот России всё ещё является «осколком» Балтфлота СССР. Это не объединение, созданное под задачу или задачи, это остатки того, что там ранее было и что должно было действовать в совсем других условиях. За структурой Балтийского флота ВМФ России, за его корабельным составом, за имеющимися у флота силами Морской авиации не стоит никакая доктрина или концепция боевого применения. Это просто «много кораблей» и не более.
Приведём несколько примеров.

Налицо явное пренебрежение подводными силами Балтийского флота, на сегодняшний момент в их составе одна исправная подводная лодка Б-806 «Дмитров». Гипотетически скоро ей составит , но сначала она должна выйти с ремонта и совершить переход на Балтику.

Налицо непонимание того, какими надводными силами и где должен обладать флот – наиболее ценные и крупные корабли флота, корветы проекта 20380, базируются в Балтийске, где их может достать польская артиллерия. Там же и флагман флота – эскадренный миноносец «Настойчивый», естественно, когда он выйдет из ремонта.

Находящийся в ремонте СКР проекта 11540 «Неустрашимый» возможно по-прежнему выйдет из него без «полагающегося» ему ракетного комплекса «Уран», впрочем, тут ещё могут быть варианты.

А вот с наличными противоминными силами вариантов нет – даже если бы те тральщики, которые есть у Балтфлота, могли бы бороться с современными минами, то их бы было недостаточно. Но они не могут. В целом, отношение ВМФ к минной угрозе на Балтике мало чем отличается от отношения к минной угрозе на Севере или Тихом океане, но, как только что было сказано, на Балтике даже география благоприятствует ведению минной войны, и соседи готовятся именно к ней.

В целом к серьёзной войне Балтийский флот не готов.

Это неудивительно. На сайте Минобороны РФ

основные задачи Балтийского флота определяются как:

—защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; —обеспечение безопасности судоходства; —выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.).

Явным образом МО закрепляет за Балтфлотом характер этакого «ритуального» формирования, цель которого «казаться, а не быть». Отсюда и отсутствие внятной стратегии за имеющимися поставками новых кораблей на Балтику – они есть, но носят в значительной степени бессистемный характер, не соответствующий модели угроз, которые стоят перед Россией на этом ТВД.

Угрозы и задачи

«Модельной» войной, которая может сегодня вестись против России является война с Грузией в августе 2008 года. То есть это конфликт, в ходе которого Россию под прикрытием какой-то провокации атакует страна-камикадзе, действующая в интересах третьих стран (например, США), которая наносит ей потери в людях и технике, а затем терпит военное поражение, но ценой нанесения России колоссального внешнеполитического ущерба. При этом вопрос военных потерь и политический ущерб взаимосвязаны – чем менее дееспособной показала себя военная организация России, тем выше политический ущерб. Судьба страны-камикадзе значения не имеет, более того, чем сильнее ей «достанется» тем лучше для бенефициара конфликта. Таким образом, чем сильнее Россия ударит в ответ, тем лучше для бенефициара конфликта (в первом приближении это опять США и бюрократия блока НАТО).
Балтика является идеальным местом для таких провокаций. Во-первых, из-за наличия как минимум четырёх потенциальных стран-камикадзе – Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. Во-вторых, благодаря наличию страны, которая сама не вступит в наступательные боевые действия против России, но с радостью сыграет роль жертвы – Швеции. В-третьих, благодаря наличию у России крайне уязвимой точки – Калининградской области, отделённой от территории РФ. В-четвёртых, благодаря тому, что есть техническая возможность сосредоточить основные усилия сторон на море, где Россия не просто не имеет адекватных морских сил, но ещё и не понимает как их применять, и в чём сущность морской войны в принципе.

Что может быть объектом такой провокации?

Калининградская область.

Коль скоро некоему бенефициару нужна война с участием России, то надо атаковать такую точку, которую Россия не сможет не защищать. В 2008 году это были миротворцы в Южной Осетии и её гражданское население.

Когда в 2014 году американцам нужно было спровоцировать вторжение России на Украину, то украинские войска специально вели огонь по мирному населению Донбасса, так как их хозяева считали, что Россия не сможет остаться в стороне в этом случае. Тогда от открытого вторжения удалось уклониться, ограничившись менее масштабными мерам, но в случае с гипотетическим нападением на Калининград так не получится, придётся бить в ответ открыто.

В какой форме может происходить нападение? В любой, в зависимости от требуемых бенефициаром масштабов конфликта. Так, в минимальном варианте это может быть артиллерийский обстрел военных объектов в Балтийске со стороны Польши, с одновременной пропагандистской накачкой своего населения на то, что это Россия сама себя обстреливает или что это у криворуких русских взрываются снаряды, а они пытаются сделать виноватыми «силы добра». Любой ответ России на такое будет обыгран как неспровоцированная агрессия.

В более жёстком варианте подобный обстрел будет только началом, за которым последует продолжение, разного рода ответные акции. На этом этапе войну очень удобно перенести в море, чтобы исключить для России возможность реализовать своё превосходство на суше.

Возможность такого переноса вполне реальна. Для этого достаточно, чтобы субъектом конфликта не являлось НАТО, а чтобы это была независимая операция польских ВС, например.

В этом случае Россия окажется в ситуации, когда она не граничит с совершившей нападение стороной на суше. Причём, чтобы сразу же расставить все ловушки, противник может повести себя следующим образом – бывшие советские республики Балтии на словах осудят действия нападающей стороны – Польши, и потребуют от неё отказаться от продолжения боевых действий, инициировав с Россией переговоры о прекращении огня. Одновременно иностранные военные контингенты на территории стран Балтии будут усилены.

У России, таким образом, пропадает политическое основание для «пробоя» коридора в Калининград силой – на её пути страны, которые её саму и поддержали, пусть и на словах, и которые состоят в НАТО, и имеют право претендовать на помощь от других стран блока в соответствии с пятой статьёй Устава НАТО. И которые не участвуют в нападении на РФ. Нападение на эти страны в таких условиях, да ещё и когда там находятся военные подразделения других стран НАТО, тоже не участвующих открыто в конфликте, будет политическим самоубийством для РФ, причём потенциально чреватым по-настоящему большой войной с непредсказуемыми последствиями.

Далее противник может предпринять любые меры по блокаде Калининграда с моря, например, массированное наступательное минирование, ответить на которое РФ нечем. Любой удар со стороны России по нейтральным странам, это уже победа для США, отказ Беларуси от участия в войне и разрешения России деблокировать Калининград с суши это уже победа для США, а уж угроза применения в Европе ядерного оружия это победа вдвойне, так как ярко покажет всему миру недееспособность России даже при обороне своей территории и её околонулевую ценность, как союзника.

Фактически абсолютно любой исход такой войны будет поражением для России и победой для её врагов кроме одного – молниеносного разгрома Россией тех сил, которые противник задействует против неё, без серьёзного ущерба его территории и населению, и без ущерба нейтралам, в роли которых в таком сценарии как ни странно выступит НАТО.

Но для этого России как минимум нужно сохранить коммуникации с Калининградом за собой, для быстрой переброски туда крупных сил, достаточных для решительного разгрома противника, что требует дееспособного флота, которого нет и который РФ, судя по всему, не планирует иметь на Балтике вообще.

Причём, что очень важно – разгром противника должен быть выполнен быстрее, чем бенефициар конфликта (например США) сможет развернуть в регионе свои силы – к моменту их прибытия всё должно быть закончено.

Такой сценарий далеко не единственный. Есть варианты куда более трудно разрешимые. Если санкционное давление на РФ продолжится, то будет возможным довести дело до морской блокады российских портов, причём господствующий на море противник вполне сможет сделать это где-то у Датских проливов. Причём, можно банально заворачивать любые суда под нейтральными флагами, идущими в Россию или из неё, не трогая суда под российским, тогда с точки зрения международного права у РФ вообще не будет повода вмешаться – ни её территория, ни её суда не тронуты.

Выходом из такого кризиса явилось бы принуждение Дании к пропуску кораблей через проливы под угрозой нанесения ущерба где угодно в другом месте, и одновременное развёртывание группировки Северного флота в Северном море и Балтийского в Балтийском, чтобы сделать блокадные действия невозможными. И опять речь идёт о необходимости иметь флот адекватный задачам.

Опасность представляет сочетание нескольких сценариев боевых действий и провокаций. Так, в ходе некоего кризиса вокруг Калининграда, НАТО, независимо от Польши может инспирировать очередной раунд провокаций с подлодками в шведских территориальных водах (см. «Подводные лодки и психологическая война. Часть 1»

и
«Подводные лодки и психологическая война. Часть 2»
), что может способствовать втягиванию Швеции или в войну с Россией или в НАТО или в блокадные действия против РФ и в любом случае нанесёт России существенный политический ущерб.

Помимо военных кризисов, у Балтфлота существуют и задачи мирного времени, не связанные с собственно военными действиями на Балтике. Так, именно Балтийск является военной базой, ближе всего расположенной к Атлантике. Наличие некоторого количества крупных надводных кораблей на Балтике в мирное время вполне рационально, так как им ближе всего до тех районов мирового океана, где группировки ВМФ действуют в настоящее время (за исключением Средиземноморья, куда ближе всего добраться из Чёрного моря). Собственно сейчас это единственная задача, которую флот отрабатывает по-настоящему.

В то же время при массе военных сценариев наличие больших надводных кораблей на Балтике будет наоборот, неоправданно, и ВМФ наоборот, должен быть готов заблаговременно вывести их на Север или развернуть в Атлантике совместно с силами других флотов.

Важно понимать – нигде более нет такого сборища антироссийских стран, как на Балтике, нигде более нет таких возможностей для интриг против России, как на Балтике. И на Украине, и вокруг Курил возможны двухсторонние противостояния, одной из сторон в которых будет РФ. На Балтике возможно что угодно, причём в предельно высоком темпе.

Чем будет чревата победа какой-то страны над Россией на Балтийском ТВД? Выключением, пусть даже временным, экономики второго по важности региона в РФ – Северо-Запада России, вместе с Санкт-Петербургом, а также утрата связи с заморской территорией РФ – Калининградом, где, повторимся, проживает более одного миллиона человек. Это катастрофа. Правда, если из-за банальной нехватки тральщиков или противолодочных самолётов придётся прибегнуть к ядерному оружию, это будет не сильно лучше.

Выводы по значению Балтийского флота

В мирное время Балтфлот имеет значение для проведения военно-морских операций надводными кораблями в Атлантике, Карибском бассейне и Средиземном море. Однако, ограниченность мест базирования и ограниченная ценность таких кораблей в некоторых вариантах конфликта на Балтийском море требует, чтобы количество больших надводных кораблей было ограничено.
В то же время сохраняется важность подводных лодок и лёгких сил. Балтийское море – единственный морской ТВД, где лёгкие силы смогут выполнять широкий спектр задач самостоятельно, без поддержки больших надводных кораблей и атомных подводных лодок. Они, однако, будут зависеть от авиации.

Балтийский регион является местом потенциального военного конфликта, который примет не совсем привычные формы – высокоинтенсивного и высокотехнологичного конфликта ограниченных масштабов, в котором одна из сторон будет преследовать цели, далёкие от военной победы, что потребует от России адекватного целеполагания. Особенностями боевых действий будет являться их высочайший темп – на грани потери управляемости со стороны политиков, так как в некоторых случаях у воюющих сил не будет иного выбора, кроме поддержания сверхвысокого темпа операций.

Чисто российской спецификой будет необходимость быть готовыми осуществить развёртывание в море как сил флота, так и плавучего тыла при первых же разведпризнаках любой готовящейся провокации. При этом, так как вопрос обладания коммуникациями между российскими территориями на Балтике будет ключевым, то не только силы флота, но и ВКС и даже части морской пехоты и воздушно-десантных и сухопутных войск должны быть готовы к действиям по уничтожению кораблей противника, например путём рейдов против его военно-морских баз по суше с эвакуацией по воздуху или морю.

Ключевым вопросом победы будет скорость проведения морских операций и иных операций против флота противника.

В ходе Второй мировой войны именно Балтийский театр военных действий оказался самым сложным для СССР. Нет особых оснований считать, что сегодня ситуация окажется иной.

Она уже сейчас сложная – на Балтике Россия граничит с массой враждебных стран, и имеет только две военно-морских базы, при этом Польша потихоньку модернизирует свои ВМС, и при их скромной численности уже имеет три подлодки в строю, и превосходит Балтфлот России по числу тральщиков, а Швеция имеет технологическое превосходство над РФ в морском подводном оружии, противолодочных кораблях и авиации и ряде других вооружений.

Также важнейшим качеством Балтфлота должна быть готовность к минной войне, как в части обороны, так и в части наступательного минирования. С этим всё плохо, отдельные корабли отрабатывают минирование, но учений по массированным постановкам на время не проводится, что до противоминных действий, то всё уже в принципе сказано.

Стоит и обрисовать то, какими должны быть силы Балтфлота.

Балтийский флот для первой половины ХХI века

Как мы помним из статьи «Строим флот. Теория и предназначение
», флот должен установить господство на море, если можно то без боя, если нет, то ведя бои с ВМС противника, в которых последние должны быть уничтожены или разбиты и принуждены к бегству.

Специфика Балтики в том, что флоты потенциальных противников в основном представлены надводными кораблями. Кроме того, при гипотетическом развёртывании ВМС не-балтийских стран в регионе, оно тоже будет выполняться в основном надводными кораблями – для атомных или больших неатомных подлодок Балтика мелковата (хотя технически они вполне могут там действовать), риски потерять их в незнакомой гидрологической обстановке весьма велики. А вот крупные надводные корабли США и НАТО на Балтике не раз развёртывали, в том числе и авианесущие – последний раз это был испанский УДК с самолётами «Харриер II». Таким образом, Россия, с её бюджетными ограничениями и недостаточными ресурсами должна иметь в составе Балтфлота силы и средства для уничтожения надводных кораблей.

Наиболее логичным для Балтики представляется массированное задействование лёгких сил в качестве основного ударного средства, и чуть более мощных ударных кораблей для их защиты. Малые размеры Балтийского моря позволяют обеспечить дежурство истребительной авиации в воздухе для защиты корабельных ударных групп. В этой ситуации «композиция» сил выглядит так: крупные НК (например, модернизированные для повышения эффективности ПВО и ПЛО корветы проекта 20380 или другие многофункциональные корветы в будущем) под защитой истребителей с берега являют собой силы, обеспечивающие боевую устойчивость (считай – оборону от любых сил и средств противника) лёгким силам, выполняющим основные ударные задачи, а также оборону от любых сил и средств противника судов плавучего тыла.

Какие это должны быть лёгкие силы? С учётом необходимости нанесения ударов по надводным кораблям это должны быть скоростные и мореходные ракетные катера, малозаметные в радиолокационном диапазоне. Причём необходимо сделать важную оговорку. Не может быть и речи о том, чтобы превращать такой катер в «Звезду смерти». Это должен быть простой и дешёвый корабль, небольшого водоизмещения. Его должно быть не жалко потерять (сейчас мы говорим не об экипаже). Но он должен быть по-настоящему скоростным. Для примера, старые турецкие ракетные катера класса «Картал» при водоизмещении в двести с хвостиком тонн несли четверку ПКР и имели максимальную скорость в 45 узлов на четырёх не самых мощных дизелях. Что более важно, это то, что и на большие дистанции они могли перемещаться с высокой скоростью, так, при 35 узловом ходе эти кораблики могли пройти 700 миль и у них с высокой степенью вероятности ничего бы не сломалось.

«Картал» — несовсем пример для подражания, но определённо «направление, в сторону которого стоит посмотреть.»

Конечно, этот пример из прошлого не совсем актуален – сегодня нужно существенно более мощное радиоэлектронное вооружение. Но, тем не менее, эти ракетные катера – хорошая демонстрация подхода к лёгким ударным силам в том виде, в котором они имеют право на существование. Наши «Молнии» проекта 1241 в любой его модификации «идеологически» весьма близки к желаемому варианту корабля, но им не хватает малозаметности в радиолокационном и тепловом диапазоне, к тому же они, скорее всего слишком дорогие, учитывая газотурбинную ГЭУ. Нужно что-то проще, дешевле, малозаметнее, меньше и, возможно, совсем немного скоростнее. И в принципе, пока «Молнии» в строю, разработка такого дешёвого ракетного катера вполне реальна.

Ракетный катер пр. 12411М Тихоокеанского флота

Ни в коем случае нельзя путать такой корабль с МРК. Современный МРК проекта 22800 «Каракурт» стоит около десяти миллиардов рублей, что полностью лишает его смысла как атакующую «единичку» — он банально слишком дорог, чтобы на нём лазить под огонь. К тому же ему не хватает скорости, в сравнении с ракетным катером. А как часть «тяжёлых» сил – он слишком специализирован. ПЛО нет, противоторпедной защиты нет, вертолёт на него посадить нельзя… Их, конечно, придётся в этом качестве использовать, пока они в строю, но постепенно роль носителей «Калибров» на Балтике должны забирать многофункциональные корветы и подлодки, и, если до этого дойдёт – наземные пусковые установки. Что до «Буянов-М», то это чистые плавбатареи, и на исход вооружённой борьбы они способны повлиять в самой минимальной степени.

«Тяжёлые» же силы будут вступать в бой при попытке противника достать массированной атакой «лёгкие», или, как альтернативный вариант – при успешной попытке прорыва ВМС третьей стороны через Датские проливы, если будет принято решение её туда не пускать. А если получится установить господство на море, особенно с уничтожением подлодок противника, то такие корабли смогут сопровождать десантные отряды, поддерживать их огнём своих орудий, обеспечивать базирование вертолётов, в том числе ударных, способных работать по берегу, обеспечить блокаду портов противника, ПВО корабельных соединений, десантных отрядов и конвоев.

Они же смогут не допустить противника к районам, где ведётся противолодочный поиск, и сами смогут его вести в будущем, когда вместо МПК проекта 1331 будут другие корабли, какими бы они ни были бы.

Нужны подводные лодки, но меньшего размера и водоизмещения, чем то, что мы делаем сегодня или даже то, что планируем сделать. Причём для Балтики критично иметь ВНЭУ – у лодок будет от силы пара суток на развёртывание пока противник адаптируется к боевым действиям, потом над морем повиснет его авиация и, во-первых, вряд ли получится всплыть хотя бы под РДП для зарядки батарей, а во-вторых, очень актуальным будет выполнения отрыва от противолодочных сил противника в подводном положении, а для подлодки лишённой ВНЭУ это будет означать полный расход запаса электроэнергии за буквально один час. Наличие ВНЭУ критично для Балтийского моря.

Лодки же должны быть небольшими – так у поляков на вооружении состоят ДЭПЛ класса «Коббен», имеющие подводное водоизмещение 485 тонн. Именно малые размеры критичны для снижения вероятности обнаружения лодки неакустическими методами. Да и на отмелях проще работать. На этом фоне наши «Палтусы» с их 3000 и более тоннами на Балтике выглядят несколько странно. Не стоит понимать это как призыв к массовому строительству сверхмалых лодок, но определённо для Балтики наши «Палтусы», «Варшавянки» и «Лады» слишком велики. Проект «Амур-950» с ВНЭУ был бы близок к некоему идеалу ПЛ по своему водоизмещению и габаритам, для условий Балтийского моря, если бы кто-то сделал бы и его, и ВНЭУ.

Рисунок ПЛ «Амур-950» — увы, только рисунок

В авиации могут сыграть огромную роль вертолёты Ка-52К, но при условии замены их РЛС на более эффективные. Если на боевых кораблях, действующих в дальней морской и океанской зонах для них жалко места – вертолёты в действующих автономно соединениях должны уметь бороться с подводными лодками, то вот на Балтике такие узкоспециализированные бойцы будут вполне к месту, особенно если получится отладить их взаимодействие с надводными кораблями. Действовать в силу малости расстояний на ТВД они вполне смогут и с берега, в том числе по ротации «берег-корабль-берег».

Корабельный боевой вертолёт Ка-52К «Катран»

Это, конечно, не отменяет необходимости в морских штурмовых авиаполках на Су-30СМ и в полноценной базовой противолодочной авиации, которой у нас сегодня, увы, нет. При необходимости такие силы, будь они в наличии, могли бы перебрасываться с других флотов.

Особенно важно уделить внимание минной войне. Мы должны ставить минимум сотни мин в каждые сутки военных действий. Для этого могут привлекаться и подводные лодки, и авиация, и десантные корабли, и, те самые «лёгкие силы» — ракетные катера. Ничего не мешает иметь на каждом место под пять-шесть мин разного типа. В конце концов, во время Великой отечественной войны торпедные катера вполне ставили мины. Более того, раз мы строим простые и дешёвые катера, то ничего не мешает иметь в составе «лёгких» сил и скоростные катера-постановщики мин, ещё более простые и дешёвые, чем ракетный катер, оснащённые примитивным комплексом средств самообороны, и вооружённые минами. Такие катера вполне могли бы действовать в момент удара по берегу нашей авиации, и под её прикрытием, и обеспечить скоростную и точную постановку большого количества мин разного типа, таких, которые по техническим причинам не может выставлять авиация.

Рисунок создаваемого тайваньского скоростного катера-минзага с водоизмещением 500 тонн. Можно и попроще и подешевле

Показателен и такой факт – из сорока пяти боевых кораблей польских ВМС, двадцать это тральщики. Нам, по всей видимости, придётся сначала придти к таким же пропорциям, а потом осознать, что в старые времена тральщики абсолютно правильно и закономерно имели более мощное, чем сегодня оружие. Нам придётся «вернуться на путь истинный» и в этом вопросе тоже.

Какие задачи сможет выполнить такой флот?

Захватить господство на море быстрее, чем бенефициары конфликта введут на Балтику своим морские силы и поставят РФ перед необходимостью принять не желаемую эскалацию конфликта, уничтожить противостоящие надводные флоты, оставив противолодочным силам (корветам, МПК, пока они есть и авиации, когда она будет реанимирована) считанные подлодки противника на ТВД.

Обеспечить проводку конвоев и десантных отрядов по обеспеченным силами Балтфлота коммуникациям. Обеспечить невозможность блокады Калининграда, кто бы не пытался её выполнить. Успеть при необходимости с помощью завес из своих ПЛ, минных заграждений, развёртывания сил флота на выгодном для атаки расстоянии, обеспечить недопущение прохода сил третьих стран через Датские проливы.

Создать, таким образом, благоприятный оперативный режим на всей Балтике, обеспечить возможности по проведению десантных операций против противника, который не хочет сдаваться и продолжает сопротивление.

В общем, выполнить обычную флотскую работу по прямому предназначению.

А в мирное время корабли Балтфлота и так ходят на Кубу, в Средиземку и в Индийский океан, надо лишь правильно и с умом использовать их возможности там.

И уж точно не может быть и речи о том, чтобы относиться к Балтийскому флоту как в известной флотской шутке: «Балтфлот — бывший флот». Балтика – наш самый сложный театр военных действий, и потенциально самый проблемный, с уязвимыми местами типа прибрежного города Санкт-Петербурга (есть ли у России сравнимая с этой уязвимость вообще?) и откровенно сумасшедшими соседями.

А значит, что в правильном варианте Балтфлот должен и дальше готовиться к тяжелым войнам и организационно, и технически. Ведь традиционно самые тяжелые морские войны России проходят именно здесь. Будущее в этом смысле вряд ли будет сильно отличаться от прошлого.

Современное состояние Балтийского флота

Остались в истории разрушительные для Вооруженных сил России девяностые и нулевые годы, когда своими руками уничтожался флот, принижались подвиги, и уменьшалось значение вклада Балтийского флота в становлении России, как великой морской державы. С середины две тысячи десятых годов начался постепенный подъем военной мощи страны. Военно-Морской флот вернулся на просторы Мирового океана и завоевал свои позиции по защите военно-стратегических и экономических интересов страны. Надводные и подводные ракетно-ядерные силы дежурят во всех уголках земного шара, а штаб Балтийского флота ведет постоянную работу над повышением мастерства и боевой выучки экипажей. Сегодняшний флот России это грозная сила, с которой считаются все морские державы, а Соединенные Штаты вынуждены признавать равенство и уважать наших моряков. Командующие Балтийским флотом, адмиралы, офицеры и матросы внесли огромный вклад в победное развитие ВМФ России со времен Петра Великого и по сегодняшний день. Уже больше 300 лет моряки-балтийцы служат примером всем другим российским флотам, поэтому День Балтийского флота ВМФ России отмечается, как важнейший всенародный праздник.

Аванпост на Балтике

Расположенный в Калининградской области Балтийск (бывший Пиллау) считается самым западным городом России. Долгое время он оставался закрытым для посещения, но в последнее время здесь активно развивается туризм. Особенно популярный месяц — июль. Парад кораблей Балтийского флота в честь Дня ВМФ привлекает множество людей.

Экспресс-залп: «гоночные» зенитные полки сдали экзамен

Для чего России мобильные части противовоздушной обороны

Официальный отсчет существования базы в Балтийске ведется с 1 марта 1956 года. В этот день она была сформирована приказом министра обороны СССР. С каждым годом усиленно наращивался ее военный потенциал, в результате чего она превратилась в крупнейший пункт базирования российского флота в регионе.

— Германия долгое время использовала базу в Пиллау как пункт базирования собственных морских сил, — рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков. — По итогам Второй мировой войны она отошла СССР. Но проблема советского флота заключалась в хронически низком финансировании систем ее жизнеобеспечения, что затрудняло службу кораблей.

Сейчас Министерство обороны идет по другому пути: сначала обеспечивается система базирования, ремонтируются пирсы, электричество, проводится сжатый воздух, организуется жизнедеятельность, а потом уже приводят новые корабли. В связи с усилением сил НАТО в Европе Россия тоже укрепляет свои средства в регионе, заключил эксперт.

До начала реконструкции были проведены работы по инженерному обследованию причалов, используемых на протяжении 60 лет без капитального ремонта. Было обнаружено их аварийное состояние и неготовность к постановке боевых кораблей и судов, особенно современных. С 2012 года начались работы по масштабной модернизации, которые велись Спецстроем России и Главным военно-строительным управлением №4.

Уже построены и начнут действовать после окончания работ очистные сооружения с возможностью трехступенчатой очистки сточных вод, смонтирована и новая ливневая канализация.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]