Как развивался Военно-воздушный флот России?

На сегодняшний день значение военно-воздушных сил огромно, и некоторые конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают.

Военно-воздушные силы России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам. Российская военная авиация имеет длинную и славную историю.

До 2015 года ВВС России являлись отдельным видом войск, но в августе 2015 года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

История

Официально началом существования военно-воздушных сил России считается 1904 год, когда в городе Кучино открылся первый аэродинамический институт, главой которого стал Жуковский, один из создателей аэродинамики в целом. По стране в эти годы открывались летные училища, а уже в 1910 году создан Императорский военно-воздушный флот, который исчез только после Октябрьской революции 1917 года.

Авиация Российской империи активно обороняла воздушные границы страны во время Первой мировой войны. При этом техника государства находилась не на самом высшем уровне, и большинство воздушных суден были созданы на иностранных заводах. Однако Россия не отставала от конкурентов. Например, к 1915 году отечественные инженеры воплотили в жизнь задумку создания многомоторного бомбардировщика, который был назван «Илья Муромец».

На момент Первой мировой войны авиация России развивалась, и флот, и армия имели собственные самолеты и другие летательные средства.

Изначально отечественные самолеты выполняли разведывательные задачи, но вскоре начали использоваться истребители, которые принимали участие в воздушных сражениях. В них они также стали добиваться успехов: автором первого воздушного тарана стал пилот Нестеров, который также отличился выполнением мертвой петли. После смены власти развитию авиационной техники также уделялось большое внимание, что через десяток лет дало возможность СССР стать членом клуба самых мощных авиационных государств планеты.

Открывались учебные заведения, связанные с авиацией, появлялись талантливые авиаконструкторы, разрабатывались новые модели самолетов.

Перед Великой Отечественной войной авиация СССР поднялась на качественно новый уровень, выпускались новые модели военных самолетов.

При этом в начале войны авиация Советского Союза терпела поражение за поражением из-за того, что летчикам не доставало профессионализма, а также машины немцев имели более высокое качество. К 1943 году преимущество в воздушных боях перешло к отечественной авиации. Силы Германии начали уменьшаться, а советские специалисты освоили новые методы создания авиационной техники. Великая Отечественная война унесла жизни двадцати семи тысяч отечественных летчиков.

Во времена холодной войны развитию авиации также уделялось повышенное внимание. В СССР разрабатывались новые модели военных самолетов, таких, как Миг-29, Су-27. Ситуация поменялась с распадом СССР, когда ВВС, как и другие военные структуры были разделены между отдельными республиками.

Официально ВВС РФ существуют с 1997 года. Данная структура постоянно пополняется новыми преобразованиями, а также принимает участие в международных конфликтах.

Уделяется внимание подготовке пилотов, количеству часов налета, профессиональному образованию и опыту военнослужащих.

Непосредственное руководство военно-воздушными силами осуществляет глава военно-космических сил Российской Федерации Сергей Суровикин.

К ВВС относятся не только авиационные подразделения, но и другие структуры: медицинские, метеорологические, тыловые и другие.

Основные командования ВВС РФ находятся в таких городах, как Новосибирск, Хабаровск, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону.

Основные задачи

Военно-воздушные силы (ВВС) — род сил в составе Воздушно-космических сил России, наиболее маневренная и мобильная составляющая армии страны.

Российская Федерация располагает Военно-воздушными силами, которые могут быть использованы для разрешения любых конфликтов, представляющих угрозу не только нашему государству, но и странам-союзникам. Примером могут послужить события в Сирии.

ВВС РФ призваны выполнять следующие боевые задачи:

  1. Отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита государственных и военных органов управления, промышленно-экономических районов, важнейших объектов инфраструктуры, группировок войск.
  2. Поражение объектов военно-экономического потенциала, авиационных, противовоздушных, ракетно-ядерных и корабельных группировок противника.
  3. Транспортировка по воздуху военной техники, а также выброска (высадка) войск и военной техники на вражеской территории.
  4. Поддержка и обеспечение боевых действий Сухопутных войск и сил Военно-морского флота.
  5. Стратегическая, оперативная и тактическая разведка.

СПРАВКА. В мирное время Военно-воздушные силы занимаются охраной границ РФ и наблюдением за полетами иностранных разведывательных аппаратов в приграничном пространстве.

Из чего состоят ВВС России и какие задачи они выполняют?

Основными задачами ВВС России в современных условиях являются:

  • отражение агрессии в воздушной сфере и защита от ударов с воздуха важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);
  • поражение объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;
  • навигационное обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

Статья по теме

Полеты во сне и наяву. Военный лётчик о жизни в небе и на земле

По своему предназначению авиация ВВС подразделяется на:

  • дальнюю,
  • фронтовую,
  • военно-транспортную,
  • армейскую.

В своём составе эти подразделения могут иметь:

  • бомбардировочную,
  • штурмовую,
  • истребительную,
  • разведывательную,
  • транспортную,
  • специальную авиацию.

На вооружении ВВС состоят:

  • самолёты (Ту-160, Ту-22МЗ, Ту-95МС, Су-24, Су-34, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31 разных модификаций, Су-25, Су-27, Су-39, МиГ-25Р, Су-24MP, А-50, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76, Ил-78),
  • вертолеты (Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26, Ка-31, Ка-52, Ка-62),
  • зенитные ракетные системы (С-200, С-300, С-300ПМ, С-400 «Триумф»),
  • радиолокационные станции и комплексы («Противник-Г», «Небо-У», «Гамма-ДЕ», «Гамма-С1», «Каста-2»).

Также на смену самолётам четвертого поколения пришли новые модификации и современные типы самолётов (вертолётов), имеющие более широкие боевые возможности и лётно-технические характеристики. В их числе различные модификации сверхзвукового истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31, среднемагистральный грузовой военно-транспортный самолёт нового поколения Ан-70, лёгкий военно-транспортный самолёт типа Ан-140-100, модифицированный штурмовой военно-транспортный вертолёт Ми-8, многоцелевой вертолёт средней дальности с газотурбинными двигателями Ми-38, боевые вертолёты Ми-28 (различных модификаций) и Ка-52 «Аллигатор».

Самые странные и необычные самолёты за всю историю авиации | Фотогалерея

Монстр Каспийского моря, также известный как «Каспийский монстр», был экспериментальным экранопланом, разработанным в конструкторском бюро Ростислава Алексеева в 1966 году. © wikipedia.org

ВВА-14 (Вертикально-взлетающая амфибия, модификация: экранолёт 14М1П) — экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец) конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как а © wikipedia.org

Lockheed XFV «The Salmon», экспериментальный прототип истребителя сопровождения с возможностью взлёта «с хвоста» (1953 год) © wikipedia.org

De Lackner HZ-1 Aerocycle летающая платформа, предназначенная для перевозки одного солдата (1954). В центре платформы находилась площадка для пилота, пульт управления и несколько приборов. Скорость и направление движения аппарата пилот мог изменять, сме © wikipedia.org

McDonnell XF-85 «Goblin» — американский реактивный самолёт, создававшийся как истребитель сопровождения, который мог бы базироваться на тяжёлом бомбардировщике. Прототип, серийно не производился. Самолёт был запущен с бомбардировщика Boeing ЕВ-29В. В резу © wikipedia.org

«Libellula», британский экспериментальный самолёт с двойными крыльями и двумя двигателями, давал пилоту отличную видимость при посадке на авианосцы (1945 год). © wikipedia.org

North American F-82 Twin Mustang — американский двухместный дальний истребитель. Известен как последний поршневой истребитель ВВС США. Прототип XP-82 впервые поднялся в воздух 6 июля 1945 года — слишком поздно, чтобы успеть принять участие во Второй мир © wikipedia.org

Snecma C-450. Первый свободный вертикальный полет он совершил 6 мая 1959 г., но во время перехода от вертикального к горизонтальному полету 25 июля самолет разбился, пилот Август Морель успел катапультироваться. © wikipedia.org

В начале 30-х годов инженер Луиджи Стипа служивший в ВВС Италии предложил оригинальную идею с использованием фюзеляжа-трубы для увеличения эффективности винтов. Эта концепция получила наименование «Ala a turbina». Первый полет самолета Stipa, оборудованно © wikipedia.org

Vought XF5U Skimmer («Шумовка») — экспериментальный истребитель вертикального взлета и посадки (СВВП), исследовавшийся флотом США во время Второй мировой войны.К тому времени, как было построено два экспериментальных самолета, война уже закончилась и надо © wikipedia.org

Caproni Ca.60 Noviplano — экспериментальная летающая лодка-авиалайнер. Основное назначение прототипа — обкатка решений перед постройкой 150-местного транс-атлантического лайнера. Самолёт имел необычную аэродинамическую схему: девять крыльев были расположе © wikipedia.org

Hyper III – полноразмерный дистанционно управляемый самолёт, построенный в Центре изучения полётов NASA в 1969 году. © wikipedia.org

«Бломм+Фосс BV 141» — прототип немецкого разведывательного самолёта. Отличался асимметричным строением планера. Оригинальный вариант самолёта с асимметрично расположенной кабиной и обрубленным горизонтальным оперением, что улучшало обзор. © wikipedia.org

B377PG – супер-турбинный грузовой самолёт NASA, первый полёт которого состоялся в 1980 году. © wikipedia.org

VZ-9-AV Avrocar — летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd.. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» от © wikipedia.org

. Northrop B-2 Spirit — американский тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик. Предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. © wikipedia.org

Airbus A300-600ST Super Transporter, также известный как Airbus Beluga — широкофюзеляжный турбореактивный грузовой самолёт Airbus для транспортировки крупногабаритных грузов. Всего было выпущено 5 экземпляров Airbus A300-600ST, которые работают практическ © wikipedia.org

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2022 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Структура ВВС

ВВС РФ состоит из следующих родов войск (сил):

  1. Авиация, в зависимости от назначения:
      бомбардировочная;
  2. штурмовая;
  3. истребительная;
  4. противовоздушной обороны;
  5. разведывательная;
  6. транспортная;
  7. специальная.
  8. Зенитные ракетные войска, главной функцией которых является защита стратегических объектов, а также группировок войск от ударов с воздуха. В качестве оружия используют зенитные ракетные комплексы и системы, которые обладают высокой огневой мощью и точностью поражения.
  9. Радиотехнические войска, выполняющие разведывательную функцию.
  10. Специальные войска.
  11. Части и учреждения тыла.


Истребители Миг-29

Боевая техника российской авиации

Самолеты дальней и стратегической авиации

Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолетов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?

Самолет Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух еще при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелеты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.

Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полеты на сверхзвуке, оснащен крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолетов был налажен еще в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолетов Ту-22М законсервированы.

Самолеты истребители

Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвертого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолета числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолетов.

Еще более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолет относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.

Эти самолеты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолетов.

Четвертое поколение российских самолетов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Еще один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

Су-24 – это точная копия F-111 самолета ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока еще в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолетов находится на консервации.

Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолетов.

Основной парк транспортных самолетов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них легкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъемности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трех сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолеты

Спроектированный после развала Союза, пошел в серию единственный учебный самолет Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолета, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолет L-39 и самолет для подготовки летчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.

Армейская авиация

Этот вид авиации представлен в основном вертолетами Миля и Камова да еще машиной Казанского вертолетного . После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолетов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмерок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц.

Надежность этих советских машин не вызывает сомнений.

Беспилотные ЛА

Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съемку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми.

В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», еще остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».

ВОЕ́ННО-ВОЗДУ́ШНЫЕ СИ́ЛЫ

ВОЕ́ННО-ВОЗДУ́ШНЫЕ СИ́ЛЫ (ВВС), вид воо­ру­жён­ных сил (ВС), пред­на­зна­чен­ный для от­ра­же­ния аг­рес­сии в воз­душ­но-кос­мич. сфе­ре и за­щи­ты от уда­ров с воз­ду­ха адм.-по­ли­тич. цен­тров, пром.-эко­но­мич. рай­онов, важ­ных объ­ек­тов стра­ны и груп­пи­ро­вок войск (сил), а так­же для уни­что­же­ния объ­ек­тов и войск про­тив­ни­ка с при­ме­не­ни­ем как обыч­ных, так и ядер­ных средств по­ра­же­ния, и для обес­пе­че­ния бое­вых дей­ст­вий войск (сил) др. ви­дов и ро­дов войск ВС.

Первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» (1913).

Пер­вые са­мо­лё­ты для ис­поль­зо­ва­ния в во­ен. це­лях поя­ви­лись в нач. 20 в. Воен. мин-ва Фран­ции (1909), Рос­сии (1909–11) и др. стран на­ча­ли при­об­ре­тать са­мо­лё­ты и го­то­вить кад­ры во­ен. лёт­чи­ков. В 1911 Ита­лия впер­вые при­ме­ни­ла авиа­цию для раз­вед­ки и бом­бар­ди­ров­ки войск про­тив­ни­ка. В Рос­сии са­мо­лё­ты в пер­вый раз бы­ли ис­поль­зо­ва­ны в во­ен. це­лях на ма­нёв­рах Пе­тер­бург­ско­го, Вар­шав­ско­го и Ки­ев­ско­го ВО в 1911, где они ве­ли возд. раз­вед­ку и фо­то­гра­фи­ро­ва­ние ме­ст­но­сти. В бое­вых ус­ло­ви­ях рос. са­мо­лё­ты впер­вые бы­ли при­ме­не­ны в 1-й Бал­кан­ской вой­не 1912–1913, в ко­то­рой рос. авиац. от­ряд дей­ст­во­вал на сто­ро­не Бол­га­рии. При­ка­зом по во­ен. ве­дом­ст­ву от 12.8.1912 все во­про­сы ор­га­ни­за­ции и раз­ви­тия во­ен. авиа­ции Рос­сии бы­ли пе­ре­да­ны Гл. управ­ле­нию Ген­шта­ба, в ко­то­ром с этой це­лью бы­ла соз­да­на Воз­ду­хо­пла­ва­тель­ная часть (да­та 12 авг. Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ ус­та­нов­ле­на как День ВВС Рос­сии). К нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны Рос­сия име­ла св. 200 во­ен. са­мо­лё­тов, Гер­ма­ния – св. 230, Фран­ция – ок. 160, Ав­ст­ро-Венг­рия – св. 60, Ве­ли­ко­бри­та­ния – св. 50, США и Ита­лия – по 30. Во­ен. са­мо­лё­ты мог­ли раз­ви­вать ско­рость до 120 км/ч, дос­ти­га­ли вы­со­ты 4 тыс. м и при­ме­ня­лись гл. обр. для ве­де­ния возд. раз­вед­ки и кор­рек­ти­ро­ва­ния ог­ня ар­тил­ле­рии. В 1914 в Рос­сии при­нят на воо­ру­же­ние пер­вый в ми­ре 4-мо­тор­ный бом­бар­ди­ров­щик «Илья Му­ро­мец», ко­то­рый мог брать до 400 кг авиа­бомб, а к мар­ту 1915 сфор­ми­ро­ва­на эс­кад­ра из 10 та­ких са­мо­лётов. При­ме­не­ние в хо­де вой­ны са­мо­лё­тов-раз­вед­чи­ков и бом­бар­ди­ров­щи­ков да­ло тол­чок ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию и средств борь­бы с ни­ми – зе­нит­ной ар­тил­ле­рии и са­мо­лё­тов-ис­тре­би­те­лей, воз­ник­ли вой­ска ПВО и ис­тре­би­тель­ная авиа­ция. За го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны об­щая чис­лен­ность са­мо­лё­тов воюю­щих стран уве­ли­чи­лась в де­сят­ки раз. Вы­де­ли­лись ро­да авиа­ции: раз­ве­ды­ва­тель­ная, ис­тре­би­тель­ная, бом­бар­ди­ро­воч­ная. Ко­ли­че­ст­вен­ное и ка­че­ст­вен­ное раз­ви­тие авиац. тех­ни­ки по­вы­си­ло роль авиа­ции в бою, опе­ра­ции и вой­не в це­лом. Боль­шое зна­че­ние ста­ла при­об­ре­тать борь­ба за гос­под­ство в воз­ду­хе. По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны во всех го­су­дар­ст­вах про­дол­жал­ся рост ВВС. Осо­бен­но фор­си­ро­ван­но на­ра­щи­ва­лась возд. мощь в 1930-е гг. в ус­ло­ви­ях на­чав­шей­ся гон­ки воо­ру­же­ний, под­го­тов­ки к но­вой вой­не.

Сов. ВВС соз­да­ва­лись вме­сте с Крас­ной Ар­ми­ей. В дек. 1917 в со­ста­ве Нар­ко­ма­та по во­ен. де­лам бы­ла уч­ре­ж­де­на Все­рос. кол­ле­гия по управ­ле­нию Возд. Фло­том Рес­пуб­ли­ки. Пе­ре­ход к строи­тель­ст­ву ре­гу­ляр­ных ВВС на­чат в 1918, 24 мая об­ра­зо­ва­но Гл. управ­ле­ние Ра­бо­че-кре­сть­ян­ско­го Крас­но­го Во­ен.-Возд. Фло­та, а в сен­тяб­ре – По­ле­вое управ­ление авиа­ции и воз­ду­хо­пла­ва­ния дей­ст­вую­щей ар­мии. К но­яб. 1918 в со­ста­ве сов. ВВС бы­ло 38, а к дек. 1920 – 83 авиа­от­ря­да (в т. ч. 18 мор­ских). На фрон­тах Гражд. вой­ны 1917–22 од­но­вре­мен­но дей­ст­во­ва­ло до 350 сов. са­мо­лё­тов. В по­сле­во­ен­ные го­ды од­но­вре­мен­но с ко­ли­че­ст­вен­ным и ка­че­ст­вен­ным рос­том ВВС со­вер­шен­ст­во­ва­лась их ор­га­ни­зац. струк­ту­ра. Крас­ный Во­ен.-Возд. Флот в 1924 был пре­об­разо­ван в ВВС РККА, ко­то­рые в 1932 по­лу­чи­ли ста­тус са­мо­сто­ят. ро­да войск и со­стоя­ли из авиа­ции вой­ско­вой (в со­ста­ве об­ще­вой­ско­вых кор­пу­сов), ар­мей­ской (в со­ста­ве об­ще­вой­ско­вых ар­мий) и фрон­то­вой (ВВС ВО). В мае 1932 оформ­ля­ют­ся как са­мо­сто­ят. род войск Вой­ска ПВО, а в 1933 – тя­жё­лая бом­бар­ди­ро­воч­ная авиа­ция как сред­ст­во Глав­но­го Ко­ман­до­ва­ния. В 1938 сов. мор­ская авиа­ция бы­ла вы­ве­де­на из со­ста­ва ВВС и ста­ла од­ним из ро­дов сил фло­та. В 1936–38 в со­ста­ве ВВС соз­да­ют опе­ра­тив­ные авиац. объ­е­ди­не­ния – три ар­мии осо­бо­го на­зна­че­ния сме­шан­но­го со­ста­ва, пред­на­зна­чен­ные для ре­ше­ния са­мо­сто­ят. опе­ра­тив­ных и стра­те­гич. за­дач на ТВД, но в 1940 их рас­фор­ми­ро­вы­ва­ют и на их ба­зе соз­да­ют даль­не­бом­бар­ди­ро­воч­ные авиац. кор­пу­са од­но­род­но­го со­ста­ва. В 1937–38 для ПВО Мо­ск­вы, Ле­нин­гра­да и Ба­ку фор­ми­ру­ют кор­пу­са ПВО, Кие­ва – ди­ви­зию ПВО, др. круп­ных го­ро­дов – бри­га­ды ПВО. В 1930-е гг. в стра­не бы­ла по­строе­на мощ­ная авиац. пром-сть. В 1940–41 ос­во­ен се­рий­ный вы­пуск но­вых ис­тре­бите­лей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бом­бар­ди­ров­щи­ков Пе-2 и штур­мо­ви­ков Ил-2. Толь­ко за 1940 и 1-ю пол. 1941 бы­ло вы­пу­ще­но св. 12 тыс. бое­вых са­мо­лё­тов. Од­на­ко пе­ре­воо­ру­жить сов. ВВС на но­вые ти­пы са­мо­лё­тов до на­ча­ла Вел. Отеч. вой­ны не уда­лось. На во­о­ру­же­ние час­тей Войск ПВО по­сту­пи­ли 76-мм, 85-мм и 37-мм зе­нит­ные по­лу­ав­то­ма­тич. пуш­ки, про­жек­тор­ные стан­ции, аэ­ро­ста­ты за­гра­ж­де­ния, РЛС РУС-1, РУС-2 и др. тех­ни­ка. Но в це­лом бое­вая го­тов­ность ВВС Крас­ной Ар­мии не со­от­вет­ст­во­ва­ла тре­бо­ва­ни­ям то­го пе­рио­да. 25.2.1941 ЦК ВКП(б) и СНК СССР при­ня­ли поста­нов­ле­ние «О ре­ор­га­ни­за­ции авиа­ци­он­ных сил Крас­ной Ар­мии». На­чав­шая­ся Вел. Отеч. вой­на не по­зво­ли­ла за­вер­шить на­ме­чен­ные ме­ро­прия­тия, но бы­ла за­ло­же­на ос­но­ва, дав­шая воз­мож­ность вос­соз­дать ВВС по­сле тя­жё­лых по­ра­же­ний на­чаль­но­го пе­рио­да вой­ны.

Многоцелевой самолёт Су-2 (1940, СССР).

К началу 2-й ми­ро­вой вой­ны Гер­ма­ния в со­ста­ве сво­их ВВС име­ла ок. 4,1 тыс., Ита­лия – св. 2,8 тыс., Япо­ния – ок. 3,8 тыс., Ве­ли­ко­бри­та­ния – ок. 3,9 тыс., Фран­ция – св. 3,3 тыс., США – ок. 1,6 тыс. бое­вых са­мо­лё­тов. В со­ста­ве ВВС ря­да стран бы­ли соз­да­ны авиац. объ­е­ди­не­ния, спо­соб­ные ре­шать опе­ра­тив­но-стра­те­гич. за­да­чи. В Гер­ма­нии та­ки­ми объ­е­ди­не­ния­ми яв­ля­лись 5 возд. фло­тов, ка­ж­дый из ко­то­рых вклю­чал 800–1200 са­мо­лё­тов разл. ро­дов авиа­ции и пред­на­зна­чал­ся для вы­пол­не­ния бое­вых за­дач во взаи­мо­дей­ст­вии с груп­пой ар­мий и са­мо­стоя­тель­но. За го­ды Вел. Отеч. вой­ны сов. ВВС бы­ли ко­рен­ным об­ра­зом ре­ор­га­ни­зо­ва­ны. Ре­ше­ни­ем Став­ки Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­до­ва­ния (ВГК) 29.6.1941 уч­ре­ж­де­на долж­ность ко­ман­дую­ще­го ВВС – зам. нар­кома обо­ро­ны, соз­дан Во­ен. со­вет ВВС. При­ня­ты ме­ры по ус­ко­рен­но­му вво­ду в строй авиац. за­во­дов, строи­тель­ст­во ко­то­рых на­ча­лось ещё до вой­ны. В ко­рот­кие сро­ки уда­лось зна­чи­тель­но уве­ли­чить мощь сов. ВВС. На воо­ру­же­ние ВВС ста­ли по­сту­пать но­вые ис­тре­би­те­ли Як-7б, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, двух­ме­ст­ные штур­мо­ви­ки Ил-2, а с ле­та 1944 – Ил-10, фрон­то­вые бом­бар­ди­ров­щи­ки Ту-2, даль­ние бом­бар­ди­ров­щи­ки Ил-4 и Пе-8, транс­порт­но-де­сант­ные са­мо­лё­ты Ли-2 (ли­цен­зи­он­ная вер­сия Ду­гла­са DC-3); пуш­ки, бом­бы, ра­дио- и ра­дио­ло­кац. стан­ции, аэ­ро­на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ние и др. тех­ни­ка и воо­ру­же­ние. За го­ды вой­ны бы­ло на­ла­же­но се­рий­ное про­из-во 25 но­вых ти­пов са­мо­лё­тов (вклю­чая и мо­дер­ни­за­цию); все­го авиац. пром-сть вы­пус­ти­ла св. 125,6 тыс. са­мо­лё­тов, в т. ч. бое­вых и во­ен­но-транс­порт­ных – 119,3 тыс. По­став­ки со­юз­ни­ков со­ста­ви­ли ок. 20 тыс. са­мо­лё­тов. Про­изош­ли зна­чит. из­ме­не­ния в струк­ту­ре ВВС. В те­че­ние 1942 вся бое­вая авиа­ция бы­ла изъ­я­та из об­ще­вой­ско­вых ар­мий и кор­пу­сов, ВВС всех фрон­тов пре­об­ра­зо­ва­ны в возд. ар­мии, что по­зво­ли­ло мас­си­ро­ван­но при­ме­нять авиа­цию на гл. на­прав­ле­ни­ях дей­ст­вий войск и цен­тра­ли­зо­ван­но управ­лять ею. В мар­те 1942 даль­не­бом­бар­ди­ро­воч­ная авиа­ция ре­ор­га­ни­зо­ва­на в авиа­цию даль­не­го дей­ст­вия и под­чи­не­на Став­ке ВГК, а в дек. 1944 на её ба­зе соз­да­на 18-я возд. ар­мия. Су­ще­ст­вен­ные струк­тур­ные из­ме­не­ния про­изош­ли в Вой­сках ПВО. В но­яб. 1941 Вой­ска ПВО тер­ри­то­рии стра­ны бы­ли вы­де­ле­ны в са­мо­сто­ят. вид ВС. В янв. 1942 в со­ста­ве Войск ПВО тер­ри­то­рии стра­ны на пра­вах ро­да войск офор­ми­лась авиа­ция ПВО, в со­став ко­то­рой из ВВС бы­ло пе­ре­да­но 40 ис­тре­би­тель­ных авиац. пол­ков.

В го­ды вой­ны со­вер­шен­ст­во­ва­лись прин­ци­пы, фор­мы и спо­со­бы при­ме­не­ния ВВС. Бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны отд. авиац. кор­пу­са ре­зер­ва ВГК, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ли бы­строе со­сре­до­то­че­ние круп­ных сил авиа­ции на гл. на­прав­ле­ни­ях дей­ст­вий су­хо­пут­ных войск. Важ­ней­шей фор­мой при­ме­не­ния ВВС ста­ли возд. опе­ра­ции в це­лях раз­гро­ма (ос­лаб­ле­ния) авиац. груп­пи­ро­вок, унич­то­же­ния опе­ра­тив­ных ре­зер­вов и сры­ва их пе­ре­во­зок, раз­ру­ше­ния важ­ных во­ен.-пром. цен­тров про­тив­ни­ка. Но­вое со­дер­жа­ние при­об­ре­ли бое­вые дей­ст­вия объ­е­ди­не­ний ВВС в об­ще­вой­ско­вых опе­ра­ци­ях. К се­ре­ди­не ле­та 1943 сов. ВВС проч­но за­вое­ва­ли стра­те­гич. гос­под­ство в воз­ду­хе. За го­ды Вел. Отеч. вой­ны они со­вер­ши­ли св. 3,1 млн. бое­вых са­мо­лё­то-вы­ле­тов и на­нес­ли про­тив­ни­ку боль­шой урон в жи­вой си­ле и бое­вой тех­ни­ке. Из 77 тыс. са­мо­лё­тов, по­те­рян­ных про­тив­ни­ком на сов.-герм. фрон­те, сов. авиа­ци­ей бы­ло унич­то­же­но 57 тыс., из них 44 тыс. в возд. бо­ях и 13 тыс. на аэ­ро­дро­мах. Зе­нит­ной ар­тил­ле­ри­ей Войск ПВО унич­то­же­но св. 7 тыс. са­мо­лё­тов про­тив­ни­ка. Об­щие бое­вые по­те­ри сов. авиа­ции за го­ды вой­ны на зем­ле и в воз­ду­хе со­ста­ви­ли ок. 45,6 тыс. са­мо­лё­тов. За про­яв­лен­ные му­же­ст­во и от­ва­гу св. 200 тыс. вои­нов-авиа­то­ров бы­ли на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми, 2420 при­свое­но зва­ние Ге­роя Сов. Сою­за, 65 лёт­чи­ков удо­стое­ны это­го зва­ния два­ж­ды и 2 лёт­чи­ка – три­ж­ды. Ор­де­нами СССР на­гра­ж­де­ны 897 авиа­со­еди­не­ний и час­тей, 708 по­лу­чи­ли по­чёт­ное на­име­но­ва­ние и 228 удо­стое­ны зва­ния гвар­дей­ских.

Стратегический бомбардировщик «Мираж» IV (1959, Франция).

Российский стратегический ракетоносец Ту-95МС (1988, СССР).

В 1946 бы­ла вве­де­на долж­ность Глав­но­ко­ман­дую­ще­го ВВС – зам. ми­ни­ст­ра Воо­руж. Сил (за­тем зам. ми­ни­ст­ра обо­ро­ны) СССР. Штаб ВВС пре­об­ра­зо­ван в Гл. штаб ВВС. В со­ста­ве ВВС как ро­да авиа­ции вы­де­ли­лись даль­няя (1946), во­ен­но-транс­порт­ная (1955), ис­тре­би­тель­но-бом­бар­ди­ро­воч­ная (1957, вме­сто штур­мо­вой). В кон. 1950-х гг. как род войск ПВО фор­ми­ру­ют зе­нит­ные ра­кет­ные вой­ска. Вой­ска ПВО за по­сле­во­ен­ный пе­ри­од про­шли неск. ста­дий ре­ор­га­ни­за­ции. Сов. ВВС пе­ре­шли от порш­не­вой авиа­ции к ре­ак­тив­ной, бы­ли соз­да­ны вер­то­лё­ты разл. на­зна­че­ния, сфор­ми­ро­ва­ны вер­то­лёт­ные час­ти. При­ме­не­ние тур­бо­вин­то­вых и тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­лей по­зво­ли­ло не толь­ко по­вы­сить ско­рость (до 3500 км/ч) и вы­со­ту (св. 20 км) по­лё­та, но и зна­чи­тель­но уве­ли­чить даль­ность по­лё­та (св. 10 тыс. км) и гру­зо­подъ­ём­ность са­мо­лё­тов. Для обес­пе­че­ния на­дёж­но­го са­мо­лё­то­во­ж­де­ния, точ­но­го бом­бо­ме­та­ния и стрель­бы са­мо­лё­ты ос­на­ща­ют ра­дио­элек­трон­ным обо­ру­до­ва­ни­ем, аэ­ро­дро­мы – бо­лее совр. ра­дио­тех­нич. сис­те­ма­ми по­сад­ки са­мо­лё­тов. В 1960-х гг. на воо­ру­же­ние ВВС по­сту­па­ют но­вые сред­ст­ва по­ра­же­ния – авиац. арт. ору­жие с боль­шим за­па­сом па­тро­нов и гра­нат, управ­ляе­мые и не­управ­ляе­мые ра­ке­ты, бом­бы и ра­ке­ты с ядер­ны­ми за­ря­да­ми; со­вер­шен­ст­ву­ет­ся ор­га­ни­зац. струк­ту­ра час­тей, со­еди­не­ний и объ­е­ди­не­ний. Бое­вые дей­ст­вия в Аф­га­ни­ста­не в 1979–89 по­тре­бо­ва­ли воз­рож­де­ния штур­мо­вой авиа­ции на но­вом ка­че­ст­вен­ном уров­не. Од­ним из ком­по­нен­тов стра­те­гич. ядер­ных сил ста­ла даль­няя авиа­ция, ос­но­ву ко­то­рой со­ста­ви­ли ра­ке­то­нос­цы боль­ших гру­зо­подъ­ём­но­сти и ра­диу­са дей­ст­вия. На воо­ру­же­ние фрон­то­вой авиа­ции по­сту­пи­ли сверх­зву­ко­вые все­по­год­ные бом­бар­ди­ров­щи­ки, ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки, штур­мо­ви­ки, ис­тре­би­те­ли, са­мо­лё­ты-раз­вед­чи­ки, транс­порт­ные и спец. са­молё­ты. Во­ен­но-транс­порт­ная авиа­ция по­лу­чи­ла на воо­ру­же­ние совр. боль­ше­груз­ные са­мо­лё­ты. Даль­няя и во­ен­но-транс­порт­ная авиа­ция ста­ли сред­ст­вом ВГК.

ВВС ве­ду­щих зап. го­су­дарств (США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Гер­ма­нии) в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од так­же ос­на­ща­лись ре­ак­тив­ной авиац. тех­ни­кой, ра­ке­та­ми и бом­ба­ми разл. клас­сов и на­зна­че­ния, ко­то­рые ак­тив­но при­ме­ня­лись в хо­де ло­каль­ных войн. В строи­тель­ст­ве ВВС боль­шин­ст­ва зап. го­су­дарств осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось раз­ви­тию так­тич. авиа­ции как осн. сред­ст­ва дос­тав­ки опе­ра­тив­но-так­тич. ядер­ных бо­е­при­па­сов и под­держ­ки войск. Ос­но­ву са­мо­лёт­но­го пар­ка так­тич. авиа­ции со­ста­ви­ли ис­тре­би­те­ли F-15, F-16, F-111, F-117, А-6, А-10 (США), «Тор­на­до», «Ягу­ар», «Хар­ри­ер», «Лай­тинг» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), «Ми­раж» V, «Ми­раж» 2000, «Ми­раж» F.1С (Фран­ция). Стра­те­гич. авиа­ция ос­на­ща­лась ре­ак­тив­ны­ми стра­те­гич. бом­бар­ди­ров­щи­ка­ми В-1В, В-2А, В-52Н (США), «Вул­кан», «Вик­тор» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), «Ми­раж» (Фран­ция) и др.

ВВС РФ соз­да­ны в 1998 на ос­но­ве объ­е­ди­не­ния ВВС и Войск ПВО стра­ны в со­от­вет­ст­вии с Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 16.7.1997, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­вал со­сре­до­то­че­ние управ­ле­ния все­ми вой­ска­ми и си­ла­ми, ве­ду­щи­ми бое­вые дей­ст­вия в воз­ду­хе и с воз­ду­ха, под еди­ным ко­ман­до­ва­ни­ем. В 2003 в ВВС бы­ла пе­ре­да­на ар­мей­ская авиа­ция из со­ста­ва Су­хо­пут­ных войск. ВВС РФ вклю­ча­ют: авиа­цию, зе­нит­ные ра­кет­ные вой­ска и ра­дио­тех­нич. вой­ска, яв­ляю­щие­ся ро­да­ми войск ВВС, а так­же спец. вой­ска (раз­ве­ды­ва­тель­ные; свя­зи; ра­дио­тех­нич. обес­пе­че­ния и ав­то­ма­ти­зир. сис­тем уп­рав­ле­ния; ра­дио­элек­трон­ной борь­бы; ин­же­нер­ные; ра­ди­ац., хи­мич. и био­ло­гич. за­щи­ты; по­ис­ко­во-спа­са­тель­ные; ме­тео­ро­ло­гич.; тех­нич. обес­пе­че­ния) и тыл. В за­ви­си­мо­сти от пред­на­зна­че­ния и под­чи­нён­но­сти авиа­ция ВВС под­раз­де­ля­ет­ся на даль­нюю, фрон­то­вую (опе­ра­тив­но-так­тич.), ар­мей­скую и во­ен­но-транс­порт­ную; ис­хо­дя из ре­шае­мых за­дач и ха­рак­те­ра дей­ст­вий она под­раз­де­ля­ет­ся по ро­дам авиа­ции на бом­бар­ди­ро­воч­ную, штур­мо­вую, ис­тре­би­тель­ную, раз­ве­ды­ва­тель­ную, транс­порт­ную и спе­циаль­ную. Ор­га­ни­за­ци­он­но ВВС РФ в сво­ём со­ста­ве име­ют: Ко­ман­до­ва­ние спец. на­зна­че­ния (гл. зве­но воз­душ­но-кос­ми­че­ской обо­ро­ны стра­ны); возд. ар­мию ВГК стра­те­гич. на­зна­че­ния; возд. ар­мию ВГК во­ен­но-транс­порт­ной авиа­ции; ар­мии ВВС и ПВО; возд. ар­мии; во­ен.-учеб­ные за­ве­де­ния, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские и ис­пы­та­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, со­еди­не­ния и час­ти центр. под­чи­не­ния, цен­тры бое­вой под­го­тов­ки и пе­ре­учи­ва­ния лёт­но­го со­ста­ва.

Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 (1977, СССР).

На воо­ру­же­нии авиац. пол­ков даль­ней авиа­ции со­сто­ят стра­те­гич. ра­ке­то­нос­цы-бом­бар­ди­ров­щи­ки Ту-160, стра­те­гич. ра­ке­то­нос­цы Ту-95МС, даль­ние ра­ке­то­нос­цы-бом­бар­ди­ров­щи­ки Ту-22М3 и са­мо­лё­ты-за­прав­щи­ки Ил-78Т. Стра­те­гич. ра­ке­то­нос­цы воо­ру­же­ны вы­со­ко­точ­ны­ми авиац. стра­те­гич. кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми клас­са «воз­дух-по­верх­ность» в ядер­ном и обыч­ном сна­ря­же­нии (Ту-160 ещё авиац. бом­ба­ми), даль­ние ра­ке­то­нос­цы-бом­бар­ди­ров­щи­ки – авиац. бом­ба­ми и управ­ляе­мы­ми ра­ке­та­ми клас­са «воз­дух-по­верх­ность» ср. даль­но­сти в ядер­ном и обыч­ном сна­ря­же­нии. Ра­ди­ус дей­ст­вия Ту-95МС и Ту-160 с пол­ной бое­вой на­груз­кой и без до­за­прав­ки то­п­ли­вом в по­лё­те со­став­ля­ет до 5,5 тыс. км, Ту-22М3 – до 2,1 тыс. км. Авиац. пол­ки фрон­то­вой авиа­ции на воо­ру­же­нии име­ют: фрон­то­вые бом­бар­ди­ров­щики Су-24М с ра­диу­сом дей­ст­вия до 630 км и макс. бое­вой на­груз­кой 8 т; штур­мо­ви­ки Су-25 с ра­диу­сом дей­ст­вия до 470 км и макс. бое­вой на­груз­кой 4 т; ис­тре­би­те­ли МиГ-31, Су-27 и МиГ-29 разл. мо­ди­фи­ка­ций с ра­диу­сом дей­ст­вия от 400 км до 1500 км и макс. бое­вой на­груз­кой от 3 до 7 т; опе­ра­тив­но-так­тич. раз­вед­чи­ки Су-24МР и МиГ-25РБ; транс­порт­ные вер­то­лё­ты Ми-8 разл. мо­ди­фи­ка­ций. Авиац. пол­ки ар­мей­ской авиа­ции во­ору­же­ны бое­вы­ми (удар­ны­ми) вер­то­лё­та­ми Ми-24 разл. мо­ди­фи­ка­ций (ко­то­рые пла­ни­ру­ет­ся за­ме­нить вер­то­лё­та­ми К-50, К-52 и Ми-28), транс­порт­но-бое­вы­ми вер­то­лё­та­ми Ми-8МТ, тя­жё­лы­ми де­сант­но-транс­порт­ны­ми вер­то­лё­та­ми Ми-26, бес­пи­лот­ны­ми са­мо­лё­та­ми-раз­вед­чи­ка­ми ВР-3Д («Рейс-Д»). На воо­ру­же­нии авиац. пол­ков во­ен­но-транс­порт­ной авиа­ции со­сто­ят во­ен­но-транс­порт­ные са­мо­лё­ты: стра­те­ги­че­ские (даль­ние тя­жё­лые) Ан-124 и Ан-22, опе­ра­тив­но-стра­те­ги­че­ские (тя­жё­лые) Ил-76 разл. мо­ди­фи­ка­ций, вспо­мо­га­тель­ный (лёг­кий) Ан-26.

Зе­нит­ные ра­кет­ные час­ти ВВС РФ име­ют на воо­ру­же­нии ЗРК даль­не­го дей­ст­вия (до 400 км) С-400 и ср. даль­но­сти (до 150 км) С-300 (ПС, ПМУ), спо­соб­ные по­ра­жать са­мо­лё­ты (вер­то­лё­ты), кры­ла­тые ра­ке­ты и го­лов­ные час­ти опе­ра­тив­но-так­тич. бал­ли­стич. ра­кет на ко­неч­ном уча­ст­ке тра­ек­то­рии по­лё­та на вы­со­тах от 10 м до 185 км. Га­ран­ти­ро­ван­ная ве­ро­ят­ность по­ра­же­ния од­ним пус­ком возд. це­ли 0,8 и бо­лее, аэ­ро­бал­ли­стич. це­ли 0,6–0,7.

Ра­дио­тех­нич. вой­ска ВВС РФ пред­став­ле­ны ра­дио­тех­нич. бри­га­да­ми и пол­ка­ми, имею­щи­ми на воо­ру­же­нии РЛС разл. диа­па­зо­нов ра­дио­волн. Даль­ность об­на­ру­же­ния возд. и аэ­ро­бал­ли­стич. це­лей за­ви­сит от вы­со­ты их по­лё­та и со­став­ля­ет на выс. до 100 м – 40–50 км, 500 м – 80–90 км, 1 км – до 360 км. Зо­на ви­ди­мо­сти за­го­ри­зонт­ных РЛС от 900 до 2800 км.

ВВС боль­шин­ст­ва зап. го­су­дарств ор­га­ни­за­ци­он­но вклю­ча­ют авиац. ко­ман­до­ва­ния, объ­е­ди­няю­щие со­еди­не­ния и час­ти так­тич. ис­тре­би­те­лей, штур­мо­ви­ков, раз­ве­ды­ва­тель­ных и во­ен­но-транс­порт­ных са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов, а ВВС США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции – со­еди­не­ния стра­те­гич. авиа­ции и бал­ли­стич. ра­кет. В со­став ВВС ря­да го­су­дарств вхо­дят со­еди­не­ния и час­ти ПВО, а в США – си­лы и сред­ст­ва пре­ду­пре­ж­де­ния о ра­кет­но-ядер­ном уда­ре и кон­тро­ле кос­мич. про­стран­ст­ва. США име­ют авиац. ко­ман­до­ва­ния в разл. зо­нах зем­но­го ша­ра (на Ти­хом ок., в Ев­ро­пе, на п-ове Аля­ска, в Центр. и Юж. Аме­ри­ке). ВВС США в Ев­ро­пе со­став­ля­ют ос­но­ву бое­вой мо­щи объ­е­ди­нён­ных ВВС НАТО, у ко­то­рых на воо­ру­же­нии авиац. час­тей – совр. сверх­зву­ко­вые са­мо­лё­ты, ос­на­щён­ные вы­со­ко­точ­ны­ми управ­ляе­мы­ми бом­ба­ми и ра­ке­та­ми, спо­соб­ны­ми не­сти и ядер­ные за­ря­ды.

Перспективы ВВС России

Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них – в завершающей стадии.

Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2021 году.

Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112, которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35, его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.

Уже в ближайшем времени новые машины планируют поставлять в войска и вертолетостроители: Ми-38 и Ка-60 проходят последние этапы испытаний.

Начались работы над созданием нового российского «стратега» (ПАК-ДА), но, вероятно, что мы увидим его только после 2021 года.

Символика ВВС РФ

Что касается символики военно-воздушных сил, шеврон ведомства имеет щитообразную форму. На синем фоне изображаются те или иные предметы, что зависит от того, к какому подразделению относится отдельный служащий. Швейное производство Obtex занимается профессиональной вышивкой шевронов, при желании Вы можете заказать шевроны ВВС РФ на нужное количество человек на официальном сайте нашего производства.

Кроме того, ВВС РФ имеет особый отличительный знак. Это звезда красного цвета, которая обрамлена красной и белой линиями. Такая же символика, правда чуть большего размера, применялась у ВВС СССР с 1943 года. Подобный знак имеют ВВС Беларуси.

На флаге военно-воздушных сил Российской Федерации изображены полукрылья самолетов, перекрещивающиеся друг с другом, по бокам от которых изображены птичьи крылья. Это все находится на фоне из синих и желтых полос, расположенных вперемежку.

Современная форма ВВС

Форма одежды для военнослужащих Военно-воздушных сил создана, в первую очередь, для удобства в повседневной носке и имеет отличия в зависимости от статуса сотрудника и его половой принадлежности.

Существует несколько вариантов форменной одежды:

  1. Форма для рядовых и курсантов, летний вариант которой состоит из костюма синего цвета, белой майки, черных ботинок и полевой фуражки.
  2. Зимний вариант состоит из камуфляжного костюма, майки и фуражки такой же расцветки, кашне и пальто защитного цвета, ботинок черного цвета и перчаток.
  3. Для офицеров разработаны два варианта повседневной формы:
      Летняя, состоящая из синих брюк и кителя, голубой рубашки и черного галстука с золотой закрепкой. Головным убором служит фуражка синего или защитного цвета. На ноги предусмотрены черные ботинки.
  4. Зимняя форма, которая аналогична летней и дополняется серым или синим пальто с шапкой-ушанкой серого цвета и перчатками черного цвета.
  5. Форма высших офицеров аналогичная, отличие состоит в том, что она дополнена съемным воротником из каракуля серого цвета и серой папахой.
  6. Форма для женщин-военнослужащих также имеет два варианта:
      Летний, состоящий из юбки и жакета синего цвета или цвета хаки и аналогичной блузки, а также черного галстука с золотой закрепкой. Головным убором служит синяя или защитная пилотка. В качестве обуви допустимы туфли и ботинки черного или телесного цвета.
  7. Зимний, дополненный кашне синего или защитного цвета, а также пальто синего или серого цвета. Головной убор – каракулевый берет серого цвета.

СПРАВКА. Для военнослужащих ВВС также разработана парадная форма, которая имеет некоторые отличия от повседневной


Военная форма ВВС России

Интересные факты о ВВС РФ

Командиром ВВС России с 2015 года является генерал-лейтенант Андрей Юдин.

По данным Министерства обороны России, за текущее десятилетие увеличилось количество налетанных часов у летчиков ведомства. Каждый год этот показатель увеличивается на несколько процентов.

На вооружении данного ведомства сейчас находится огромное количество летательных аппаратов, среди которых истребители Су-27, Су-30, Су-35, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160, Су-24.

Военно-воздушные силы Российской Федерации ежедневно выполняют массу важных стратегических задач: следят за неприкосновенностью воздушных и космических границ государства, принимают участие в международных конфликтах, одной из сторон которых является Российская Федерация, также участвуют в различного рода парадах военной техники, в частности, на День Победы.

Силы ведомства постоянно модернизируются и претерпевают изменения. Правительство и министерство обороны проводят реформы и мероприятия, направленные на улучшение работы структуры (например, реформа 2008 года). Авиационная техника пополняется новейшими боевыми единицами, которые тут же проходят испытания и вводятся в оборот.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]