На сегодняшний день значение военно-воздушных сил огромно, и некоторые конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают.
Военно-воздушные силы России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам. Российская военная авиация имеет длинную и славную историю.
До 2015 года ВВС России являлись отдельным видом войск, но в августе 2015 года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.
История
Официально началом существования военно-воздушных сил России считается 1904 год, когда в городе Кучино открылся первый аэродинамический институт, главой которого стал Жуковский, один из создателей аэродинамики в целом. По стране в эти годы открывались летные училища, а уже в 1910 году создан Императорский военно-воздушный флот, который исчез только после Октябрьской революции 1917 года.
Авиация Российской империи активно обороняла воздушные границы страны во время Первой мировой войны. При этом техника государства находилась не на самом высшем уровне, и большинство воздушных суден были созданы на иностранных заводах. Однако Россия не отставала от конкурентов. Например, к 1915 году отечественные инженеры воплотили в жизнь задумку создания многомоторного бомбардировщика, который был назван «Илья Муромец».
На момент Первой мировой войны авиация России развивалась, и флот, и армия имели собственные самолеты и другие летательные средства.
Изначально отечественные самолеты выполняли разведывательные задачи, но вскоре начали использоваться истребители, которые принимали участие в воздушных сражениях. В них они также стали добиваться успехов: автором первого воздушного тарана стал пилот Нестеров, который также отличился выполнением мертвой петли. После смены власти развитию авиационной техники также уделялось большое внимание, что через десяток лет дало возможность СССР стать членом клуба самых мощных авиационных государств планеты.
Открывались учебные заведения, связанные с авиацией, появлялись талантливые авиаконструкторы, разрабатывались новые модели самолетов.
Перед Великой Отечественной войной авиация СССР поднялась на качественно новый уровень, выпускались новые модели военных самолетов.
При этом в начале войны авиация Советского Союза терпела поражение за поражением из-за того, что летчикам не доставало профессионализма, а также машины немцев имели более высокое качество. К 1943 году преимущество в воздушных боях перешло к отечественной авиации. Силы Германии начали уменьшаться, а советские специалисты освоили новые методы создания авиационной техники. Великая Отечественная война унесла жизни двадцати семи тысяч отечественных летчиков.
Во времена холодной войны развитию авиации также уделялось повышенное внимание. В СССР разрабатывались новые модели военных самолетов, таких, как Миг-29, Су-27. Ситуация поменялась с распадом СССР, когда ВВС, как и другие военные структуры были разделены между отдельными республиками.
Официально ВВС РФ существуют с 1997 года. Данная структура постоянно пополняется новыми преобразованиями, а также принимает участие в международных конфликтах.
Уделяется внимание подготовке пилотов, количеству часов налета, профессиональному образованию и опыту военнослужащих.
Непосредственное руководство военно-воздушными силами осуществляет глава военно-космических сил Российской Федерации Сергей Суровикин.
К ВВС относятся не только авиационные подразделения, но и другие структуры: медицинские, метеорологические, тыловые и другие.
Основные командования ВВС РФ находятся в таких городах, как Новосибирск, Хабаровск, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону.
Основные задачи
Военно-воздушные силы (ВВС) — род сил в составе Воздушно-космических сил России, наиболее маневренная и мобильная составляющая армии страны.
Российская Федерация располагает Военно-воздушными силами, которые могут быть использованы для разрешения любых конфликтов, представляющих угрозу не только нашему государству, но и странам-союзникам. Примером могут послужить события в Сирии.
ВВС РФ призваны выполнять следующие боевые задачи:
- Отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита государственных и военных органов управления, промышленно-экономических районов, важнейших объектов инфраструктуры, группировок войск.
- Поражение объектов военно-экономического потенциала, авиационных, противовоздушных, ракетно-ядерных и корабельных группировок противника.
- Транспортировка по воздуху военной техники, а также выброска (высадка) войск и военной техники на вражеской территории.
- Поддержка и обеспечение боевых действий Сухопутных войск и сил Военно-морского флота.
- Стратегическая, оперативная и тактическая разведка.
СПРАВКА. В мирное время Военно-воздушные силы занимаются охраной границ РФ и наблюдением за полетами иностранных разведывательных аппаратов в приграничном пространстве.
Из чего состоят ВВС России и какие задачи они выполняют?
Основными задачами ВВС России в современных условиях являются:
- отражение агрессии в воздушной сфере и защита от ударов с воздуха важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);
- поражение объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;
- навигационное обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.
Статья по теме
Полеты во сне и наяву. Военный лётчик о жизни в небе и на земле
По своему предназначению авиация ВВС подразделяется на:
- дальнюю,
- фронтовую,
- военно-транспортную,
- армейскую.
В своём составе эти подразделения могут иметь:
- бомбардировочную,
- штурмовую,
- истребительную,
- разведывательную,
- транспортную,
- специальную авиацию.
На вооружении ВВС состоят:
- самолёты (Ту-160, Ту-22МЗ, Ту-95МС, Су-24, Су-34, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31 разных модификаций, Су-25, Су-27, Су-39, МиГ-25Р, Су-24MP, А-50, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76, Ил-78),
- вертолеты (Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26, Ка-31, Ка-52, Ка-62),
- зенитные ракетные системы (С-200, С-300, С-300ПМ, С-400 «Триумф»),
- радиолокационные станции и комплексы («Противник-Г», «Небо-У», «Гамма-ДЕ», «Гамма-С1», «Каста-2»).
Также на смену самолётам четвертого поколения пришли новые модификации и современные типы самолётов (вертолётов), имеющие более широкие боевые возможности и лётно-технические характеристики. В их числе различные модификации сверхзвукового истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31, среднемагистральный грузовой военно-транспортный самолёт нового поколения Ан-70, лёгкий военно-транспортный самолёт типа Ан-140-100, модифицированный штурмовой военно-транспортный вертолёт Ми-8, многоцелевой вертолёт средней дальности с газотурбинными двигателями Ми-38, боевые вертолёты Ми-28 (различных модификаций) и Ка-52 «Аллигатор».
Самые странные и необычные самолёты за всю историю авиации | Фотогалерея
Монстр Каспийского моря, также известный как «Каспийский монстр», был экспериментальным экранопланом, разработанным в конструкторском бюро Ростислава Алексеева в 1966 году. © wikipedia.org
ВВА-14 (Вертикально-взлетающая амфибия, модификация: экранолёт 14М1П) — экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец) конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как а © wikipedia.org
Lockheed XFV «The Salmon», экспериментальный прототип истребителя сопровождения с возможностью взлёта «с хвоста» (1953 год) © wikipedia.org
De Lackner HZ-1 Aerocycle летающая платформа, предназначенная для перевозки одного солдата (1954). В центре платформы находилась площадка для пилота, пульт управления и несколько приборов. Скорость и направление движения аппарата пилот мог изменять, сме © wikipedia.org
McDonnell XF-85 «Goblin» — американский реактивный самолёт, создававшийся как истребитель сопровождения, который мог бы базироваться на тяжёлом бомбардировщике. Прототип, серийно не производился. Самолёт был запущен с бомбардировщика Boeing ЕВ-29В. В резу © wikipedia.org
«Libellula», британский экспериментальный самолёт с двойными крыльями и двумя двигателями, давал пилоту отличную видимость при посадке на авианосцы (1945 год). © wikipedia.org
North American F-82 Twin Mustang — американский двухместный дальний истребитель. Известен как последний поршневой истребитель ВВС США. Прототип XP-82 впервые поднялся в воздух 6 июля 1945 года — слишком поздно, чтобы успеть принять участие во Второй мир © wikipedia.org
Snecma C-450. Первый свободный вертикальный полет он совершил 6 мая 1959 г., но во время перехода от вертикального к горизонтальному полету 25 июля самолет разбился, пилот Август Морель успел катапультироваться. © wikipedia.org
В начале 30-х годов инженер Луиджи Стипа служивший в ВВС Италии предложил оригинальную идею с использованием фюзеляжа-трубы для увеличения эффективности винтов. Эта концепция получила наименование «Ala a turbina». Первый полет самолета Stipa, оборудованно © wikipedia.org
Vought XF5U Skimmer («Шумовка») — экспериментальный истребитель вертикального взлета и посадки (СВВП), исследовавшийся флотом США во время Второй мировой войны.К тому времени, как было построено два экспериментальных самолета, война уже закончилась и надо © wikipedia.org
Caproni Ca.60 Noviplano — экспериментальная летающая лодка-авиалайнер. Основное назначение прототипа — обкатка решений перед постройкой 150-местного транс-атлантического лайнера. Самолёт имел необычную аэродинамическую схему: девять крыльев были расположе © wikipedia.org
Hyper III – полноразмерный дистанционно управляемый самолёт, построенный в Центре изучения полётов NASA в 1969 году. © wikipedia.org
«Бломм+Фосс BV 141» — прототип немецкого разведывательного самолёта. Отличался асимметричным строением планера. Оригинальный вариант самолёта с асимметрично расположенной кабиной и обрубленным горизонтальным оперением, что улучшало обзор. © wikipedia.org
B377PG – супер-турбинный грузовой самолёт NASA, первый полёт которого состоялся в 1980 году. © wikipedia.org
VZ-9-AV Avrocar — летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd.. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» от © wikipedia.org
. Northrop B-2 Spirit — американский тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик. Предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. © wikipedia.org
Airbus A300-600ST Super Transporter, также известный как Airbus Beluga — широкофюзеляжный турбореактивный грузовой самолёт Airbus для транспортировки крупногабаритных грузов. Всего было выпущено 5 экземпляров Airbus A300-600ST, которые работают практическ © wikipedia.org
Структура военно-воздушных сил ВВС России
Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2022 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.
Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.
Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.
В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.
Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.
Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.
Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.
После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.
Структура ВВС
ВВС РФ состоит из следующих родов войск (сил):
- Авиация, в зависимости от назначения:
- бомбардировочная;
- штурмовая;
- истребительная;
- противовоздушной обороны;
- разведывательная;
- транспортная;
- специальная.
- Зенитные ракетные войска, главной функцией которых является защита стратегических объектов, а также группировок войск от ударов с воздуха. В качестве оружия используют зенитные ракетные комплексы и системы, которые обладают высокой огневой мощью и точностью поражения.
- Радиотехнические войска, выполняющие разведывательную функцию.
- Специальные войска.
- Части и учреждения тыла.
Истребители Миг-29
Боевая техника российской авиации
Самолеты дальней и стратегической авиации
Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолетов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?
Самолет Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух еще при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелеты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.
Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полеты на сверхзвуке, оснащен крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолетов был налажен еще в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолетов Ту-22М законсервированы.
Самолеты истребители
Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвертого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолета числом около 360 единиц.
На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолетов.
Еще более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолет относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.
Эти самолеты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолетов.
Четвертое поколение российских самолетов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.
Еще один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.
Штурмовики и перехватчики
Су-24 – это точная копия F-111 самолета ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока еще в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.
Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолетов находится на консервации.
Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолетов.
Основной парк транспортных самолетов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них легкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъемности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трех сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.
Учебные самолеты
Спроектированный после развала Союза, пошел в серию единственный учебный самолет Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолета, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолет L-39 и самолет для подготовки летчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.
Армейская авиация
Этот вид авиации представлен в основном вертолетами Миля и Камова да еще машиной Казанского вертолетного . После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолетов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмерок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц.
Надежность этих советских машин не вызывает сомнений.
Беспилотные ЛА
Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съемку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми.
В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», еще остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».
ВОЕ́ННО-ВОЗДУ́ШНЫЕ СИ́ЛЫ
ВОЕ́ННО-ВОЗДУ́ШНЫЕ СИ́ЛЫ (ВВС), вид вооружённых сил (ВС), предназначенный для отражения агрессии в воздушно-космич. сфере и защиты от ударов с воздуха адм.-политич. центров, пром.-экономич. районов, важных объектов страны и группировок войск (сил), а также для уничтожения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, и для обеспечения боевых действий войск (сил) др. видов и родов войск ВС.
Первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» (1913).
Первые самолёты для использования в воен. целях появились в нач. 20 в. Воен. мин-ва Франции (1909), России (1909–11) и др. стран начали приобретать самолёты и готовить кадры воен. лётчиков. В 1911 Италия впервые применила авиацию для разведки и бомбардировки войск противника. В России самолёты в первый раз были использованы в воен. целях на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского ВО в 1911, где они вели возд. разведку и фотографирование местности. В боевых условиях рос. самолёты впервые были применены в 1-й Балканской войне 1912–1913, в которой рос. авиац. отряд действовал на стороне Болгарии. Приказом по воен. ведомству от 12.8.1912 все вопросы организации и развития воен. авиации России были переданы Гл. управлению Генштаба, в котором с этой целью была создана Воздухоплавательная часть (дата 12 авг. Указом Президента РФ установлена как День ВВС России). К нач. 1-й мировой войны Россия имела св. 200 воен. самолётов, Германия – св. 230, Франция – ок. 160, Австро-Венгрия – св. 60, Великобритания – св. 50, США и Италия – по 30. Воен. самолёты могли развивать скорость до 120 км/ч, достигали высоты 4 тыс. м и применялись гл. обр. для ведения возд. разведки и корректирования огня артиллерии. В 1914 в России принят на вооружение первый в мире 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец», который мог брать до 400 кг авиабомб, а к марту 1915 сформирована эскадра из 10 таких самолётов. Применение в ходе войны самолётов-разведчиков и бомбардировщиков дало толчок интенсивному развитию и средств борьбы с ними – зенитной артиллерии и самолётов-истребителей, возникли войска ПВО и истребительная авиация. За годы 1-й мировой войны общая численность самолётов воюющих стран увеличилась в десятки раз. Выделились рода авиации: разведывательная, истребительная, бомбардировочная. Количественное и качественное развитие авиац. техники повысило роль авиации в бою, операции и войне в целом. Большое значение стала приобретать борьба за господство в воздухе. После 1-й мировой войны во всех государствах продолжался рост ВВС. Особенно форсированно наращивалась возд. мощь в 1930-е гг. в условиях начавшейся гонки вооружений, подготовки к новой войне.
Сов. ВВС создавались вместе с Красной Армией. В дек. 1917 в составе Наркомата по воен. делам была учреждена Всерос. коллегия по управлению Возд. Флотом Республики. Переход к строительству регулярных ВВС начат в 1918, 24 мая образовано Гл. управление Рабоче-крестьянского Красного Воен.-Возд. Флота, а в сентябре – Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии. К нояб. 1918 в составе сов. ВВС было 38, а к дек. 1920 – 83 авиаотряда (в т. ч. 18 морских). На фронтах Гражд. войны 1917–22 одновременно действовало до 350 сов. самолётов. В послевоенные годы одновременно с количественным и качественным ростом ВВС совершенствовалась их организац. структура. Красный Воен.-Возд. Флот в 1924 был преобразован в ВВС РККА, которые в 1932 получили статус самостоят. рода войск и состояли из авиации войсковой (в составе общевойсковых корпусов), армейской (в составе общевойсковых армий) и фронтовой (ВВС ВО). В мае 1932 оформляются как самостоят. род войск Войска ПВО, а в 1933 – тяжёлая бомбардировочная авиация как средство Главного Командования. В 1938 сов. морская авиация была выведена из состава ВВС и стала одним из родов сил флота. В 1936–38 в составе ВВС создают оперативные авиац. объединения – три армии особого назначения смешанного состава, предназначенные для решения самостоят. оперативных и стратегич. задач на ТВД, но в 1940 их расформировывают и на их базе создают дальнебомбардировочные авиац. корпуса однородного состава. В 1937–38 для ПВО Москвы, Ленинграда и Баку формируют корпуса ПВО, Киева – дивизию ПВО, др. крупных городов – бригады ПВО. В 1930-е гг. в стране была построена мощная авиац. пром-сть. В 1940–41 освоен серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2. Только за 1940 и 1-ю пол. 1941 было выпущено св. 12 тыс. боевых самолётов. Однако перевооружить сов. ВВС на новые типы самолётов до начала Вел. Отеч. войны не удалось. На вооружение частей Войск ПВО поступили 76-мм, 85-мм и 37-мм зенитные полуавтоматич. пушки, прожекторные станции, аэростаты заграждения, РЛС РУС-1, РУС-2 и др. техника. Но в целом боевая готовность ВВС Красной Армии не соответствовала требованиям того периода. 25.2.1941 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О реорганизации авиационных сил Красной Армии». Начавшаяся Вел. Отеч. война не позволила завершить намеченные мероприятия, но была заложена основа, давшая возможность воссоздать ВВС после тяжёлых поражений начального периода войны.
Многоцелевой самолёт Су-2 (1940, СССР).
К началу 2-й мировой войны Германия в составе своих ВВС имела ок. 4,1 тыс., Италия – св. 2,8 тыс., Япония – ок. 3,8 тыс., Великобритания – ок. 3,9 тыс., Франция – св. 3,3 тыс., США – ок. 1,6 тыс. боевых самолётов. В составе ВВС ряда стран были созданы авиац. объединения, способные решать оперативно-стратегич. задачи. В Германии такими объединениями являлись 5 возд. флотов, каждый из которых включал 800–1200 самолётов разл. родов авиации и предназначался для выполнения боевых задач во взаимодействии с группой армий и самостоятельно. За годы Вел. Отеч. войны сов. ВВС были коренным образом реорганизованы. Решением Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК) 29.6.1941 учреждена должность командующего ВВС – зам. наркома обороны, создан Воен. совет ВВС. Приняты меры по ускоренному вводу в строй авиац. заводов, строительство которых началось ещё до войны. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь сов. ВВС. На вооружение ВВС стали поступать новые истребители Як-7б, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, двухместные штурмовики Ил-2, а с лета 1944 – Ил-10, фронтовые бомбардировщики Ту-2, дальние бомбардировщики Ил-4 и Пе-8, транспортно-десантные самолёты Ли-2 (лицензионная версия Дугласа DC-3); пушки, бомбы, радио- и радиолокац. станции, аэронавигац. оборудование и др. техника и вооружение. За годы войны было налажено серийное произ-во 25 новых типов самолётов (включая и модернизацию); всего авиац. пром-сть выпустила св. 125,6 тыс. самолётов, в т. ч. боевых и военно-транспортных – 119,3 тыс. Поставки союзников составили ок. 20 тыс. самолётов. Произошли значит. изменения в структуре ВВС. В течение 1942 вся боевая авиация была изъята из общевойсковых армий и корпусов, ВВС всех фронтов преобразованы в возд. армии, что позволило массированно применять авиацию на гл. направлениях действий войск и централизованно управлять ею. В марте 1942 дальнебомбардировочная авиация реорганизована в авиацию дальнего действия и подчинена Ставке ВГК, а в дек. 1944 на её базе создана 18-я возд. армия. Существенные структурные изменения произошли в Войсках ПВО. В нояб. 1941 Войска ПВО территории страны были выделены в самостоят. вид ВС. В янв. 1942 в составе Войск ПВО территории страны на правах рода войск оформилась авиация ПВО, в состав которой из ВВС было передано 40 истребительных авиац. полков.
В годы войны совершенствовались принципы, формы и способы применения ВВС. Были сформированы отд. авиац. корпуса резерва ВГК, которые обеспечивали быстрое сосредоточение крупных сил авиации на гл. направлениях действий сухопутных войск. Важнейшей формой применения ВВС стали возд. операции в целях разгрома (ослабления) авиац. группировок, уничтожения оперативных резервов и срыва их перевозок, разрушения важных воен.-пром. центров противника. Новое содержание приобрели боевые действия объединений ВВС в общевойсковых операциях. К середине лета 1943 сов. ВВС прочно завоевали стратегич. господство в воздухе. За годы Вел. Отеч. войны они совершили св. 3,1 млн. боевых самолёто-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Из 77 тыс. самолётов, потерянных противником на сов.-герм. фронте, сов. авиацией было уничтожено 57 тыс., из них 44 тыс. в возд. боях и 13 тыс. на аэродромах. Зенитной артиллерией Войск ПВО уничтожено св. 7 тыс. самолётов противника. Общие боевые потери сов. авиации за годы войны на земле и в воздухе составили ок. 45,6 тыс. самолётов. За проявленные мужество и отвагу св. 200 тыс. воинов-авиаторов были награждены орденами и медалями, 2420 присвоено звание Героя Сов. Союза, 65 лётчиков удостоены этого звания дважды и 2 лётчика – трижды. Орденами СССР награждены 897 авиасоединений и частей, 708 получили почётное наименование и 228 удостоены звания гвардейских.
Стратегический бомбардировщик «Мираж» IV (1959, Франция).
Российский стратегический ракетоносец Ту-95МС (1988, СССР).
В 1946 была введена должность Главнокомандующего ВВС – зам. министра Вооруж. Сил (затем зам. министра обороны) СССР. Штаб ВВС преобразован в Гл. штаб ВВС. В составе ВВС как рода авиации выделились дальняя (1946), военно-транспортная (1955), истребительно-бомбардировочная (1957, вместо штурмовой). В кон. 1950-х гг. как род войск ПВО формируют зенитные ракетные войска. Войска ПВО за послевоенный период прошли неск. стадий реорганизации. Сов. ВВС перешли от поршневой авиации к реактивной, были созданы вертолёты разл. назначения, сформированы вертолётные части. Применение турбовинтовых и турбореактивных двигателей позволило не только повысить скорость (до 3500 км/ч) и высоту (св. 20 км) полёта, но и значительно увеличить дальность полёта (св. 10 тыс. км) и грузоподъёмность самолётов. Для обеспечения надёжного самолётовождения, точного бомбометания и стрельбы самолёты оснащают радиоэлектронным оборудованием, аэродромы – более совр. радиотехнич. системами посадки самолётов. В 1960-х гг. на вооружение ВВС поступают новые средства поражения – авиац. арт. оружие с большим запасом патронов и гранат, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и ракеты с ядерными зарядами; совершенствуется организац. структура частей, соединений и объединений. Боевые действия в Афганистане в 1979–89 потребовали возрождения штурмовой авиации на новом качественном уровне. Одним из компонентов стратегич. ядерных сил стала дальняя авиация, основу которой составили ракетоносцы больших грузоподъёмности и радиуса действия. На вооружение фронтовой авиации поступили сверхзвуковые всепогодные бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, штурмовики, истребители, самолёты-разведчики, транспортные и спец. самолёты. Военно-транспортная авиация получила на вооружение совр. большегрузные самолёты. Дальняя и военно-транспортная авиация стали средством ВГК.
ВВС ведущих зап. государств (США, Великобритании, Франции, Германии) в послевоенный период также оснащались реактивной авиац. техникой, ракетами и бомбами разл. классов и назначения, которые активно применялись в ходе локальных войн. В строительстве ВВС большинства зап. государств особое внимание уделялось развитию тактич. авиации как осн. средства доставки оперативно-тактич. ядерных боеприпасов и поддержки войск. Основу самолётного парка тактич. авиации составили истребители F-15, F-16, F-111, F-117, А-6, А-10 (США), «Торнадо», «Ягуар», «Харриер», «Лайтинг» (Великобритания), «Мираж» V, «Мираж» 2000, «Мираж» F.1С (Франция). Стратегич. авиация оснащалась реактивными стратегич. бомбардировщиками В-1В, В-2А, В-52Н (США), «Вулкан», «Виктор» (Великобритания), «Мираж» (Франция) и др.
ВВС РФ созданы в 1998 на основе объединения ВВС и Войск ПВО страны в соответствии с Указом Президента РФ от 16.7.1997, который предусматривал сосредоточение управления всеми войсками и силами, ведущими боевые действия в воздухе и с воздуха, под единым командованием. В 2003 в ВВС была передана армейская авиация из состава Сухопутных войск. ВВС РФ включают: авиацию, зенитные ракетные войска и радиотехнич. войска, являющиеся родами войск ВВС, а также спец. войска (разведывательные; связи; радиотехнич. обеспечения и автоматизир. систем управления; радиоэлектронной борьбы; инженерные; радиац., химич. и биологич. защиты; поисково-спасательные; метеорологич.; технич. обеспечения) и тыл. В зависимости от предназначения и подчинённости авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую (оперативно-тактич.), армейскую и военно-транспортную; исходя из решаемых задач и характера действий она подразделяется по родам авиации на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную. Организационно ВВС РФ в своём составе имеют: Командование спец. назначения (гл. звено воздушно-космической обороны страны); возд. армию ВГК стратегич. назначения; возд. армию ВГК военно-транспортной авиации; армии ВВС и ПВО; возд. армии; воен.-учебные заведения, научно-исследовательские и испытательные учреждения, соединения и части центр. подчинения, центры боевой подготовки и переучивания лётного состава.
Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 (1977, СССР).
На вооружении авиац. полков дальней авиации состоят стратегич. ракетоносцы-бомбардировщики Ту-160, стратегич. ракетоносцы Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 и самолёты-заправщики Ил-78Т. Стратегич. ракетоносцы вооружены высокоточными авиац. стратегич. крылатыми ракетами класса «воздух-поверхность» в ядерном и обычном снаряжении (Ту-160 ещё авиац. бомбами), дальние ракетоносцы-бомбардировщики – авиац. бомбами и управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность» ср. дальности в ядерном и обычном снаряжении. Радиус действия Ту-95МС и Ту-160 с полной боевой нагрузкой и без дозаправки топливом в полёте составляет до 5,5 тыс. км, Ту-22М3 – до 2,1 тыс. км. Авиац. полки фронтовой авиации на вооружении имеют: фронтовые бомбардировщики Су-24М с радиусом действия до 630 км и макс. боевой нагрузкой 8 т; штурмовики Су-25 с радиусом действия до 470 км и макс. боевой нагрузкой 4 т; истребители МиГ-31, Су-27 и МиГ-29 разл. модификаций с радиусом действия от 400 км до 1500 км и макс. боевой нагрузкой от 3 до 7 т; оперативно-тактич. разведчики Су-24МР и МиГ-25РБ; транспортные вертолёты Ми-8 разл. модификаций. Авиац. полки армейской авиации вооружены боевыми (ударными) вертолётами Ми-24 разл. модификаций (которые планируется заменить вертолётами К-50, К-52 и Ми-28), транспортно-боевыми вертолётами Ми-8МТ, тяжёлыми десантно-транспортными вертолётами Ми-26, беспилотными самолётами-разведчиками ВР-3Д («Рейс-Д»). На вооружении авиац. полков военно-транспортной авиации состоят военно-транспортные самолёты: стратегические (дальние тяжёлые) Ан-124 и Ан-22, оперативно-стратегические (тяжёлые) Ил-76 разл. модификаций, вспомогательный (лёгкий) Ан-26.
Зенитные ракетные части ВВС РФ имеют на вооружении ЗРК дальнего действия (до 400 км) С-400 и ср. дальности (до 150 км) С-300 (ПС, ПМУ), способные поражать самолёты (вертолёты), крылатые ракеты и головные части оперативно-тактич. баллистич. ракет на конечном участке траектории полёта на высотах от 10 м до 185 км. Гарантированная вероятность поражения одним пуском возд. цели 0,8 и более, аэробаллистич. цели 0,6–0,7.
Радиотехнич. войска ВВС РФ представлены радиотехнич. бригадами и полками, имеющими на вооружении РЛС разл. диапазонов радиоволн. Дальность обнаружения возд. и аэробаллистич. целей зависит от высоты их полёта и составляет на выс. до 100 м – 40–50 км, 500 м – 80–90 км, 1 км – до 360 км. Зона видимости загоризонтных РЛС от 900 до 2800 км.
ВВС большинства зап. государств организационно включают авиац. командования, объединяющие соединения и части тактич. истребителей, штурмовиков, разведывательных и военно-транспортных самолётов и вертолётов, а ВВС США, Великобритании и Франции – соединения стратегич. авиации и баллистич. ракет. В состав ВВС ряда государств входят соединения и части ПВО, а в США – силы и средства предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроле космич. пространства. США имеют авиац. командования в разл. зонах земного шара (на Тихом ок., в Европе, на п-ове Аляска, в Центр. и Юж. Америке). ВВС США в Европе составляют основу боевой мощи объединённых ВВС НАТО, у которых на вооружении авиац. частей – совр. сверхзвуковые самолёты, оснащённые высокоточными управляемыми бомбами и ракетами, способными нести и ядерные заряды.
Перспективы ВВС России
Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них – в завершающей стадии.
Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2021 году.
Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112, которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35, его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.
Уже в ближайшем времени новые машины планируют поставлять в войска и вертолетостроители: Ми-38 и Ка-60 проходят последние этапы испытаний.
Начались работы над созданием нового российского «стратега» (ПАК-ДА), но, вероятно, что мы увидим его только после 2021 года.
Символика ВВС РФ
Что касается символики военно-воздушных сил, шеврон ведомства имеет щитообразную форму. На синем фоне изображаются те или иные предметы, что зависит от того, к какому подразделению относится отдельный служащий. Швейное производство Obtex занимается профессиональной вышивкой шевронов, при желании Вы можете заказать шевроны ВВС РФ на нужное количество человек на официальном сайте нашего производства.
Кроме того, ВВС РФ имеет особый отличительный знак. Это звезда красного цвета, которая обрамлена красной и белой линиями. Такая же символика, правда чуть большего размера, применялась у ВВС СССР с 1943 года. Подобный знак имеют ВВС Беларуси.
На флаге военно-воздушных сил Российской Федерации изображены полукрылья самолетов, перекрещивающиеся друг с другом, по бокам от которых изображены птичьи крылья. Это все находится на фоне из синих и желтых полос, расположенных вперемежку.
Современная форма ВВС
Форма одежды для военнослужащих Военно-воздушных сил создана, в первую очередь, для удобства в повседневной носке и имеет отличия в зависимости от статуса сотрудника и его половой принадлежности.
Существует несколько вариантов форменной одежды:
- Форма для рядовых и курсантов, летний вариант которой состоит из костюма синего цвета, белой майки, черных ботинок и полевой фуражки.
- Зимний вариант состоит из камуфляжного костюма, майки и фуражки такой же расцветки, кашне и пальто защитного цвета, ботинок черного цвета и перчаток.
- Для офицеров разработаны два варианта повседневной формы:
- Летняя, состоящая из синих брюк и кителя, голубой рубашки и черного галстука с золотой закрепкой. Головным убором служит фуражка синего или защитного цвета. На ноги предусмотрены черные ботинки.
- Зимняя форма, которая аналогична летней и дополняется серым или синим пальто с шапкой-ушанкой серого цвета и перчатками черного цвета.
- Форма высших офицеров аналогичная, отличие состоит в том, что она дополнена съемным воротником из каракуля серого цвета и серой папахой.
- Форма для женщин-военнослужащих также имеет два варианта:
- Летний, состоящий из юбки и жакета синего цвета или цвета хаки и аналогичной блузки, а также черного галстука с золотой закрепкой. Головным убором служит синяя или защитная пилотка. В качестве обуви допустимы туфли и ботинки черного или телесного цвета.
- Зимний, дополненный кашне синего или защитного цвета, а также пальто синего или серого цвета. Головной убор – каракулевый берет серого цвета.
СПРАВКА. Для военнослужащих ВВС также разработана парадная форма, которая имеет некоторые отличия от повседневной
Военная форма ВВС России
Интересные факты о ВВС РФ
Командиром ВВС России с 2015 года является генерал-лейтенант Андрей Юдин.
По данным Министерства обороны России, за текущее десятилетие увеличилось количество налетанных часов у летчиков ведомства. Каждый год этот показатель увеличивается на несколько процентов.
На вооружении данного ведомства сейчас находится огромное количество летательных аппаратов, среди которых истребители Су-27, Су-30, Су-35, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160, Су-24.
Военно-воздушные силы Российской Федерации ежедневно выполняют массу важных стратегических задач: следят за неприкосновенностью воздушных и космических границ государства, принимают участие в международных конфликтах, одной из сторон которых является Российская Федерация, также участвуют в различного рода парадах военной техники, в частности, на День Победы.
Силы ведомства постоянно модернизируются и претерпевают изменения. Правительство и министерство обороны проводят реформы и мероприятия, направленные на улучшение работы структуры (например, реформа 2008 года). Авиационная техника пополняется новейшими боевыми единицами, которые тут же проходят испытания и вводятся в оборот.