Несчастливый итальянец: линкор, которому всегда не везло


От броненосцев к дредноутам

В конце XIX — начале XX веков развитие военно-морских флотов ведущих мировых держав шло поистине стремительными темпами. Из-за того, что проектирование и строительство броненосца или большого крейсера занимало несколько лет, боевые корабли порой морально устаревали еще до вступления в строй.

Но даже на этом фоне появление английского «Дредноута» произвело настоящую революцию в военном кораблестроении. В один день все броненосцы мира, в том числе и новейшие, устарели безнадежно и окончательно.

Проект «Дредноута» не только воплотил на практике давно продвигавшуюся теоретиками идею «all-big-gun» («только большие пушки»). Он еще и задал новый стандарт скорости для корабля главных сил.

Новейшие броненосцы тех лет и даже «Мичиган», американский собрат «Дредноута», строительство которого, кстати, американцы начали раньше англичан, развивали ход в 18–19 узлов (33–35 км/ч). Англичане, благодаря использованию паровых турбин, добились скорости 21 узел (почти 39 км/ч).

Это означало, что, будучи вдвое сильнее любого броненосца старого типа, «Дредноут» мог легко его догнать и уничтожить. При встрече же с целой эскадрой вражеских броненосцев, он столь же легко мог разорвать дистанцию и уйти от преследования.

Чтобы не остаться на море практически безоружными, все морские державы вынуждены были включиться в процесс «дредноутизации» флотов. Не остались в стороне и итальянцы.

Собственно говоря, они являлись одними из инициаторов этого процесса. Инженер-кораблестроитель Витторио Куниберти задолго до появления «Дредноута» предложил к рассмотрению соотечественников, а затем и англичан, проект корабля, воплощавшего в себе принцип «только большие пушки».

Классический броненосец с четырьмя крупнокалиберными орудиями в носовой и кормовой башнях полностью лишался артиллерии среднего калибра (152–203 мм), ставшей в начале ХХ века уже малоэффективной. Вместо нее линейный корабль нового типа получал еще несколько пушек, таких же, как носовые и кормовые. В результате общее число орудий главного калибра возрастало до восьми, десяти и даже двенадцати.

Ссылки [ править ]

  • Баньяско, Эрминио и Гроссман, Марк (1986). Regia Marina: итальянские линкоры Второй мировой войны: иллюстрированная история
    . Миссула, Монтана: Издательство иллюстрированных историй. ISBN 0-933126-75-1.
  • Баргони, Франко и Гей, Франко (1972). Corazzate classe Conte di Cavour
    . Рим: Биззарри. OCLC 34904733 .
  • Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини: Справочник по «Реджайне Марина» 1930–45
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-544-8.
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4.
  • Чернуски, Эрнесто и О’Хара, Винсент П. (2010). «Таранто: Рейд и последствия». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2010 года
    . Лондон: Конвей. С. 77–95. ISBN 978-1-84486-110-1.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
  • Джорджерини, Джорджио (1980). «Линкоры класса Кавур и Дуилио». В Робертс, Джон (ред.). Военный корабль IV
    . Лондон: Conway Maritime Press. С. 267–79. ISBN 0-85177-205-6.
  • Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (2004). Черный принц и морские дьяволы: история Валерио Боргезе и элитных подразделений Decima MAS
    . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 0-306-81311-4.
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны
    . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Хор, Питер (2005). Линкоры . Лондон: Книги Лоренца. ISBN 0-7548-1407-6.
  • Маклафлин, Стивен (2007). Джордан, Джон (ред.). Гибель линкора «Новороссийск»
    . Военный корабль 2007. Лондон: Конвей. С. 139–52. ISBN 978-1-84486-041-8.
  • Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4.
  • О’Хара, Винсент П. (2008). «Действие у Калабрии и миф о моральном превосходстве». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2008 года
    . Лондон: Конвей. С. 26–39. ISBN 978-1-84486-062-3.
  • Котов, М.В. (2002). «Ремонт и модернизация бывших германских и итальянских кораблей в советском ВМФ (1945-1955)» . Тайфун
    .
    №02
    (42).
  • Ордовини, Альдо Ф .; Петронио, Фульвио; и другие. (Декабрь 2017 г.). «Главные корабли Королевского итальянского флота, 1860–1918: Часть 4: Линкоры-дредноуты». Военный корабль Интернэшнл
    .
    LIV
    (4): 307–343. ISSN 0043-0374 .
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918
    . Нью-Йорк: Книги Галахад. ISBN 0-88365-300-1.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны
    (третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных судов
    . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0.
  • Стилле, Марк (2011). Итальянские линкоры времен Второй мировой войны
    . Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84908-831-2.
  • Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-184-Х.

«Джулио Чезаре»

Итальянцы, которые, по мнению англичан, гораздо лучше строили корабли, чем на них воевали, решили перещеголять всех. Первый же свой дредноут они вооружили двенадцатью, а три последующих — тринадцатью орудиями калибром 12 дюймов (305 мм). Один из трех однотипных линкоров получил имя «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»).


© Фото из архива Линкор «Джулио Чезаре».

Проект отличался оригинальным расположением артиллерии. Над носовой и кормовой трехорудийными башнями возвышались еще две двухорудийные. Посреди корпуса, между дымовыми трубами, располагалась третья трехорудийная башня.

Благодаря такой компоновке «Джулио Чезаре» мог вести огонь на борт из тринадцати орудий главного калибра, а прямо по курсу и на корму било по пять двенадцатидюймовок. Это делало итальянский линкор одним из сильнейших в мире на момент начала его строительства.

Но пока итальянцы строили свои линкоры, более промышленно развитые страны уже перешли к главному калибру в 343, 356 и даже 381 мм. Такие корабли стали называть «сверхдредноутами» (или «супердредноутами»).

В начале Первой мировой войны «Джулио Чезаре» уже не относился к числу самых современных и сильных линейных кораблей. Можно даже сказать, что он морально устарел, едва вступив в строй.

Имелись у итальянского линкора и весьма значительные конструктивные недостатки. Так, выяснилось, что даже одна-единственная торпеда способна отправить линкор этого типа на дно. То есть система противоминной защиты «Джулио Чезаре» и его собратьев оказалась неверной в принципе.

Ничем не отличившись в Первой мировой войне, «Джулио Чезаре» в 1928 году и вовсе был выведен из состава флота. Он стал учебным артиллерийским кораблем. Но когда в Европе запахло новой большой войной, итальянцы старый корабль глубоко модернизировали и вернули в строй.

После модернизации, прошедшей в 1933–1937 годах, линкор значительно изменился. Средняя трехорудийная башня была демонтирована. На месте ее подбашенных отделений разместили механизмы новой силовой установки. Она втрое превосходила мощностью старую, благодаря чему максимальная скорость корабля выросла с 21,5 до 28 узлов.

Носовую часть линкора удлинили на 10,3 метра, придав его корпусу новые обводы, позволявшие добиться вышеуказанного увеличения скорости. Было усилено бронирование палубы и улучшена противоторпедная защита.

Потерю трех орудий частично компенсировали увеличением калибра десяти оставшихся (с 305 до 320 мм). Кроме того, заменой станков придали им больший максимальный угол возвышения, что увеличило дальнобойность пушек.

Все эти меры привели «Джулио Чезаре» в соответствие с требованиями времени, хотя, конечно же, не могли сделать его равным по мощи новым итальянским и зарубежным «одноклассникам». Да и само время линкоров близилось к концу. На смену тяжелой артиллерии уже летела авиация.

Во Второй мировой «Джулио Чезаре» отметился чуть большим участием, чем в Первой, но никаких подвигов опять-таки не совершил. Окончание войны он встретил в сицилийском порту Аугуста.


© Фото из архива

Линкор «Джулио Чезаре» перед передачей СССР.

Заметки [ править ]

  • Портал линкоров
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Джулио Чезаре (корабль, 1914 г.)
.

  1. Источники расходятся во мнениях, был ли у
    Джулио Чезаре
    катапульта или нет. Джорджерини говорит, что оба корабля получили по одному; [9] Whitley, Bagnasco & Grossman и Bargoni & Gay говорят, что только
    Конте ди Кавур
    получил один. [10] [11] [12]
  2. Немецкая подводная лодка U-596 утверждал, что безуспешно атаковали судно в заливе Таранто 7 марта 1944 г. [32]

С новым именем

Советский Союз в качестве державы-победительницы имел законное право на часть трофейной вражеской техники. Желание получить по репарациям хотя бы один из новых итальянских линкоров типа «Литторио», вооруженных девятью 15-дюймовыми (381-мм) орудиями, натолкнулось на неуступчивость западных союзников. По жребию же нам достался только старик «Чезаре».

В декабре 1948 года линкор покинул Италию, а 3 февраля 1949 года в албанском порту Влёра прошла официальная передача его советской комиссии. Там же 6 февраля на корабле был впервые поднят советский военно-морской флаг. В Севастополь линкор прибыл 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили имя «Новороссийск».

В Италии корабль долгое время стоял у причала и не проходил технического обслуживания. Состояние его было удручающим. В удовлетворительном состоянии находились артиллерия и энергетическая установка, а также сам корпус ниже ватерлинии. Все остальные было запущено до крайности. Часть оборудования пребывала в нерабочем состоянии. Помещения для команды оказались малопригодны для жизни, не утеплены, камбуз отсутствовал как таковой.

Особую сложность при ремонте вызывало то, что техническая документация частью отсутствовала, а частью была на итальянском языке. Переводчики же не владели знанием специальных терминов.

Несмотря на все вышеперечисленное, командование потребовало в течение трех месяцев привести линкор в боеспособное состояние и выйти на нем в море для отработки учебно-боевых задач. Корабль объявили флагманом Черноморского флота.

По воспоминаниям командира трюмной группы корабля, «командующий эскадрой контр-адмирал В.А.Пархоменко, убедившись в невыполнимости поставленной задачи, устроил офицерскому составу линкора грандиозный разнос и вслед за тем в первых числах августа буквально «вытолкнул» линкор в море. В составе эскадры мы подошли к турецким берегам, дождались появления самолета НАТО, убедившегося, что «Новороссийск» плавает, и вернулись в Севастополь».

Уже после этого начались капитальный ремонт и модернизация корабля, тянувшиеся шесть долгих лет. В строй Черноморского флота «Новороссийск» вошел только в мае 1955 года.


© Фото из архива

Групповое фото команды «Новороссийска».

Сноски [ править ]

  1. Giorgerini, стр. 269
  2. ^ a b Гардинер и Грей, стр. 259
  3. Giorgerini, стр. 270, 272
  4. Giorgerini, стр. 268, 272
  5. Хор, стр. 175
  6. Giorgerini, стр. 268, 277-278
  7. Giorgerini, стр. 270-272
  8. Маклафлин, стр. 421
  9. ^ a b c Джорджерини, стр. 277
  10. ^ a b c Уитли, стр. 158
  11. ^ a b c Баньяско и Гроссман, стр. 64
  12. Bargoni & Gay, стр. 18
  13. Bargoni & Gay, стр. 19
  14. Брешия, стр. 58
  15. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003, p. 422
  16. Bagnasco и Гроссман, стр. 64-65
  17. Bagnasco & Grossman, стр. 65
  18. ^ a b Bargoni & Gay, стр. 21 год
  19. ^ a b Маклафлин 2003, стр. 421–22
  20. Сильверстоун, стр. 298
  21. Престон, стр. 176
  22. ^ а б Хальперн, стр. 150

  23. Halpern, стр. 141–142
  24. Уитли, стр. 158-61

  25. О’Хара, стр. 28–35
  26. Уитли, стр. 161
  27. Сернуши & О’Хара, стр. 81 год
  28. Уитли, стр. 161-162
  29. Брешия, стр. 59
  30. ^ a b Уитли, стр. 162
  31. Bargoni & Gay, стр. 71
  32. Ровер, стр. 298
  33. Перейти
    ↑ Kotov, M (2002). «Ремонт и модернизация бывших немецких и итальянских кораблей Советским ВМФ».
    Тайфун
    .
    2
    : 4.
  34. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003, pp. 419, 422
  35. ^ а б Маклафлин 2003, стр. 423
  36. McLaughlin 2007, стр. 142-52

  37. Бар-Бирюков, Октябрь (24 октября 2005 г.). «Убить« Цезаря » » [Убить Цезаря].
    иторни
    (43) . Проверено 20 марта 2014 .
  38. «Уго Д’Эспозито: la Novorossiysk affondata nel ’55 da incursori della Xa MAS» [Уго Д’Эспозито: «Новороссийск» был потоплен в ’55 коммандос Xa MAS] (на итальянском). 4Arts. 25 июля 2013. Архивировано из оригинала 24 августа 2013 года . Проверено 20 марта 2014 .
  39. Greene & Massignani, стр. 195-98

Катастрофа

Вечером 28 октября 1955 года флагманский линкор вернулся в Севастополь после одного из немногочисленных учебно-тренировочных выходов в море. Он должен был принять участие в торжествах, посвященных юбилею обороны Севастополя в Крымской войне. Корабль занял предназначенное ему место в Северной бухте недалеко от Морского Госпиталя, в 110 метрах от берега.

При швартовке к «линкорной бочке» произошла ошибка. Командир корабля находился в отпуске, а исполнявший его обязанности старший помощник не был достаточно опытен и проскочил «бочку» почти на полкорпуса линкора. Исправить помарку решили уже при утреннем свете…

Но дожить до утра «Новороссийску» было не суждено. В 1 час 31 минуту 29 октября под носовой частью корпуса со стороны правого борта раздался мощнейший взрыв. Вслед за ним, почти одновременно, со стороны левого борта грянул еще один. В правом борту образовалась огромная пробоина площадью 150–160 квадратных метров. 8 палуб, в том числе 3 бронированных, оказались пробиты устремившейся вверх гигантской кумулятивной струей.

Сразу же погибли от 50 до 200 человек (по различным оценкам) спавших в кубриках на баке. Остальная команда начала борьбу за живучесть корабля. Исполняющий обязанности командира и многие другие офицеры в момент взрыва находились на берегу. Также были отпущены в город сверхсрочники. Но остававшиеся на борту дежурные офицеры, старшины и рядовые матросы стали делать все от них зависящее для спасения «Новороссийска».

Всего в эту роковую ночь на линкоре должно было находиться немногим более 1200 человек, но 28 октября для дальнейшего прохождения службы прибыли морские пехотинцы и курсанты военно-морских училищ. Вместе с ними и аварийными партиями с других кораблей, прибывшими на помощь терпящему бедствие флагману, на борту оказалось примерно 1600 человек.

Старпом и другие офицеры вскоре вернулись на корабль по боевой тревоге. Еще раньше них на «Новороссийске» оказалась внушительная «делегация» флотских чинов, состоящая из семи адмиралов и двадцати восьми старших офицеров. Возглавлял их Пархоменко. Он в звании вице-адмирала теперь командовал всем Черноморским флотом.

Как это обычно бывает, обилие начальников лишь вносило дополнительную сумятицу и неразбериху в действия личного состава. Хуже того, Пархоменко стал принимать «волевые решения», назвать которые просто ошибочными будет не совсем верно.

Сначала он отменил отданный до его прибытия приказ о буксировке линкора к берегу, где тот мог бы сесть на мель и не затонуть. Затем в резкой форме отверг предложение эвакуировать всех, кто не был задействован в борьбе за живучесть корабля. Более того, это предложение поступало несколько раз, но каждый раз Пархоменко отвечал: «Отставить панику!» Вместо эвакуации командующий флотом приказал построить команду на юте и ждать.

Только когда крен на левый борт и дифферент на нос стали угрожающими, он разрешил начать буксировку. Но было уже поздно! Носовая часть линкора погрузилась в воду настолько глубоко, что стала цепляться за дно, и буксиры не справлялись с поставленной задачей.


© Фото из архива

Линкор «Новороссийск» перед опрокидыванием.

Впоследствии Пархоменко оправдывался тем, что до дна было 17 метров, а ширина линкора — 28 метров, и он полагал, что, даже опрокинувшись на борт, «Новороссийск» частично останется над водой. Вице-адмирал, однако, не учел, что под толщей воды находился 30-метровый слой вязкого ила, а он не настолько тверд, чтобы выдержать огромную массу бронированного гиганта. Разрешение на эвакуацию было дано только в самый последний момент, когда времени на нее уже не осталось.

В 4 часа 14 минут крен достиг критической отметки в 20 градусов. Линкор опрокинулся на левый борт, накрыв им посыпавшихся в воду людей. Хотя рядом находились спасательные шлюпки, да и вплавь до берега было чуть более сотни метров, спасшихся и спасенных оказалось гораздо меньше, чем погибших при взрыве, утонувших, придавленных огромным корпусом линкора и смертельно травмированных срывавшимися с накренившейся палубы механизмами и зенитными установками.

Очень многие остались во внутренних помещениях корабля. Они долго еще держались, надеясь на спасение. Их стуки по переборкам были слышны до конца дня 1 ноября. Но вызволить удалось только 9 человек: семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту.

По свидетельству водолазов, погибающие внутри затонувшего линкора моряки хором пели: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!

Всего при катастрофе «Новороссийска» погибли по разным данным от 609 до 829 человек, еще многие были ранены и покалечены. Так как спасти корабль не удалось, то список представленных к наградам за мужество и героизм в ходе борьбы за живучесть даже не был рассмотрен высшим советским руководством. Только в 1999 году 716 членов команды «Новороссийска» были награждены орденом Мужества, из них более 600 — посмертно.

Диверсия или халатность?

Экспедиция в прошлое: на Енисее ищут следы затонувших купеческих судов

Карту с их расположением исследователи обещают выложить в интернет

Адмирал Колчак в диверсию не верил. Но морской министр Григорович был уверен в обратном: «Личное мое мнение, что это был злонамеренный взрыв при помощи адской машины и что это дело рук наших врагов. Успеху их адского преступления способствовал беспорядок на корабле, при котором ключи от погребов имелись в двух экземплярах: один висел в шкафу при часовом, а другой был на руках у хозяина погребов, что не только незаконно, но и преступно. Кроме того, оказалось, что по просьбе артиллерийского офицера корабля и с ведения первого его командира завод в Николаеве уничтожил крышку люка, ведущего в пороховой погреб. При такой обстановке немудрено, что кто-нибудь из подкупленных лиц, переодетый матросом, а, может быть, и в блузу рабочего, попал на корабль и подложил адскую машину.

Другой причины взрыва я не вижу, а следствие выявить не может, и все должны идти под суд. Но так как под суд должен идти и Командующий флотом, то я просил государя отложить оный до окончания войны, а теперь отрешить от командования судном командира корабля и не давать назначения тем офицерам, которые причастны к открывшимся беспорядкам на корабле» (Цит. по: Григорович И.К. «Воспоминания бывшего Морского министра»).

Линкор_7


Военно-морской министр Российской империи адмирал Иван Константинович Григорович

Фото: commons.wikimedia.org

Работы по подъему «Императрицы Марии» начали еще в 1916-м, но Гражданская война не позволили завершить их и продолжить расследование. В 1918 году всплывший под давлением закачанного в отсеки воздуха корпус корабля отбуксировали в док, осушили, перевернули, выгрузили боеприпасы и сняли вооружение. Советская власть планировала восстановить линкор, но средств не нашлось. В 1927 году останки судна продали на металл.

Со временем свидетели событий на «Императрице» и участники расследования стали возвращаться к трагическим моментам 20 октября 1916 года. Постепенно стали раскрываться и некоторые другие подробности, которые членам комиссии известны быть не могли.

3D-модель крейсера «Варяг»

Трансформация линкора

На завершающем этапе войны авианосные силы японского Императорского флота практически были исчерпаны (только в сражении у Мидуэй Страна восходящего солнца утратила четыре авианосца). В то же время уже ни у кого не вызывало сомнения, что именно палубная авиация становится главенствующей силой в войне на океане. Осознание этого привело к кардинальному изменению судьбы третьего корабля из серии типа «Ямото». Из запланированного линкора он, нареченный теперь «Синано», был перестроен в огромный авианосец. Учитывая самые радикальные изменения при этом всей конструкции огромного корабля, строительство сильно затянулось. Все же 5 октября 1944 г. новый авианосец был подготовлен к спуску на воду. Однако при подготовке к спуску «Синано» ворота сухого дока, в котором он строился, неожиданно сорвало, и хлынувшая в док волна ударила корабль о стены дока. Спуск пришлось отложить на три недели. Спущенный в конце концов на воду «Синано» стал самым большим в мире авианосцем. Этот рекорд числился за ним вплоть до 1960 г., когда в море вышел первый американский атомный авианосец «Интерпрайс». Но дожить до встречи с ним японскому гиганту было не суждено.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]