Сравнение тактико-технических особенностей самолётов
Су-35 считается самым грозным истребителем России. Он совершил первый свой полёт в 2008 году. ВВС России пополнил свой авиапарк этими самолётами в 2012 году. До конца 2022 г. в Минобороне будет насчитываться 50 таких летательных аппаратов.
Этот самолёт имеет отличные теххарактеристики и боевые возможности. Однако он относится лишь к 4 поколению истребителей, что существенно отличает его от более современного американского F-22 — истребителя пятого поколения. Так кто же из них имеет превосходство в воздушном бою? Сможет ли «американец» выстоять против Су-35, какие характеристики ему позволят одержать победу в сражении?
Сравнение двух военных самолётов: 1. Наибольшая скорость на форсаже, расстояние беспосадочного полёта, максимальная высота.
- Су-35: 2 410 км/ч, 3 600 000 м, 20 000 м.
- F-22: 2 410 км/ч, 3 220 000 м, 20 000 м.
2. Уровень заметности для радаров противника.
- Су-35: РЛС «Ирбис», дальность выявления воздушной цели — 90 000 м, ОЛС-35, имеется инфракрасная система сканирования.
- F-22: РЛС «APG-77», дальность выявления воздушной цели — 150 000 м, нет оптики в инфракрасном спектре, нет системы инфракрасного обнаружения.
3. Боевое оснащение.
- Су-35: ракеты «воздух–воздух» 6+8, боевая нагрузка — 8 т, оружие ближнего боя — Р 73-М (расстояние — 20 000 м), дальнего боя — Р-27 (110 000 м), К-77М (190 000 м), Р-37 (300 000 м), авиапушка — ГШ-30-1 30 мм.
- F-22: ракеты «воздух-воздух» 6+2, боевая нагрузка — 3,5 т, оружие ближнего боя — AIM-9 (18 000 м), дальнего боя — AIM-120 (180 000 м), авиапушка — Вулкан М 612 А 20 мм.
Из этих характеристик видно, что оба военных самолёта могут летать на сверхзвуковой скорости, имеют современное РЛС, могут поражать цели с любых ракурсов. Однако «американец» скорее обнаружит противника. Самолёт Су-35 он увидит со 150 000 м, в то время как российский истребитель заметит «американца» только с расстояния 90 000 м. F-22 намного быстрее выпустит свою ракету (AIM-120 — 180 км). Правда, Су-35 уязвим, когда он не видит своего противника на радаре. При поддержке своей ПВО он имеет преимущество над «американцем».
Российский военный самолёт может атаковать воздушные, морские, а также наземные цели. Истребитель быстро обходит и облетает любые препятствия. Его боевое снаряжение не имеет аналогов по количеству боеголовок, применяемых в морском, воздушном и наземном бою. На внешних узлах может размещаться 14 ракет. Его боеголовки помещаются на 8 крыльевых точках подвески, а также под фюзеляжем и под мотогондолами.
F-22 — самый засекреченный летательный аппарат. Возможно, некоторые его характеристики не соответствуют действительности. Это единственный самолёт, который не продаётся в другие страны. У американских ВВС на вооружении 180 таких истребителей. Стоят они по 140 млн. долл. (российские — по 50 млн. долл.).
Су-35С – универсальный охотник за хищниками
Российский Су-35С изначально создавался как самолет-охотник. Вся концепция его создания – от двигателя до комплексов вооружения – была разработана для решения главной задачи: это агрессивный воздушный бой, перехват и уничтожение средств воздушного нападения противника.
Многие западные эксперты в качестве основного недостатка указывают на то, что Су-35С более заметен, чем F-22. При этом они старательно замалчивают возможности нашего истребителя как боевой единицы.
Ну не в засаде же ему сидеть и стрелять исподтишка?! Снижение радиолокационной заметности лишь немного, всего на 30%, снижает максимальную дистанцию обнаружения любого «невидимого» самолета в идеальных условиях. В реальных же ситуациях этот показатель еще меньше, так как по самолету «работают» РЛС комплексов ПВО и авиации.
Зачем это нашему самолету? Его конструкция и так имеет достаточно низкую ЭПР, а вот комплекс бортового радио-электронного оборудования (БРЭО) дает ему ряд преимуществ, которые с лихвой покрывают «выявленный недостаток».
Во-первых, это его БРЛС Н035 «Ирбис», которая при мощности 1 кВт позволяет обнаруживать цели на дальности 300 км, осуществлять захват – на 250 км. То же самое делает и БРЛС F-22, но при мощности 12 кВт. К тому же, как мы выяснили, истребителю Raptor в дальнем обнаружении помогает AWACS.
Во-вторых, Су-35С имеет в своем арсенале бортовой комплекс обороны – РЭБ «Хибины-10М». Он гарантированно обнаруживает излучение всех РЛС на поле боя и формирует алгоритм противодействия им в виде постановки помех на тех же частотах. С одной стороны, «Хибины» воздействуют на возможности AWACS давать своей авиации точные координаты о нашем самолете (дальность, скорость и угловое положение). С другой стороны, бортовой комплекс обороны маскирует наш самолет от БРЛС самолета противника и не дает ГСН ракеты осуществить захват.
В результате AWACS и F-22 наведут ракеты AIM-120 на цель-фантом, местонахождение которой будет на большом удалении от Су-35С. А вот российская «Сушка» сможет отправить им в ответ «гостинцы» в виде РВВ-БД, и с «адресом» не промахнется. Такой режим работы комплекса РЭБ «Хибины-10М» называют постановкой уводящих помех. Есть у него и другие режимы, но пусть они пока остаются в секрете.
В качестве итога, подводящего черту под спором «Кто лучше: Су-35С или F-22?», приведу известный случай из боевой практики, который случился 13 декабря 2022 года в небе Сирии.
В тот день пара штурмовиков Су-25 на высоте 3.300 метров сопровождала автоколонну с гуманитарной помощью в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат). К нашим самолетам со стороны восточного берега Евфрата прилетел незваный «гость» – истребитель F-22. Американский Raptor попытался не дать российским штурмовикам выполнить боевую задачу.
Реальная оценка боя Су-35 против F-22 Raptor
По мнению экспертов, F-22 будет всячески избегать ближнего боя. Ведь концепция самолёта — «невидимки» предполагает исключительно дальний бой. Существует правило: кто первый увидел противника, тот первым и послал ракету. Российский самолёт считается сверхманёвренным истребителем. Ведь его двигатели имеют всеракурсно отклоняющийся вектор тяги. Такое происходит за счёт сопел, которые могут поворачиваться в вертикальной, а также горизонтальной плоскости. F-22 «Раптор» может отклонять вектор тяги лишь по вертикали. Российский военный самолёт за его маневренность назвали настоящим НЛО.
На малых расстояниях российский истребитель имеет преимущество. Хотя, это не очень важно при сражении. Американские самолёты имеют очень низкую видимость для РЛС своего врага. У них очень мощные радары и они могут увидеть российские летательные военные судна быстрее, из-за чего скорее выпустит по ним свои ракеты.
Однако российские самолёты также используют стел-технологии. Их не так уж легко заметить. Кроме того, обнаружив Су-35, «американец» полностью выдаст себя. Ответный залп русский истребитель сделать не успеет, но он сможет подготовиться к противоракетному манёвру, учитывая его сверхманёвренность. К тому же он приведёт в готовность свою систему обороны. Американская ракета не сможет попасть в цель из-за радиопомех для ГСН.
У «американца» нет системы инфракрасного обнаружения цели. Он не может спокойно сканировать себе воздушное пространство и никак не обнаруживать себя. У российского истребителя такая система имеется. Правда, дальность её действия всего 80 км. В сражении на большом расстоянии шансы у этих истребителей почти равные. Решающую роль играет — маневренность самолёта, мастерство пилота, вооружение. У российских военных самолётов больше шансов на победу. Ведь их ракеты Р-73М могут запускаться при любых режимах полёта и имеют лучшие боевые возможности.
Незаметность
Для придания незаметности самолету необходимо много параллельных граней, чтобы избежать отражения волн радара обратно к источнику, а так же использование волнопоглощающего материала и красок, чтобы «впитывать» волны радара, избежавшие рассеивания гранями, тем самым мешая врагу отследить их. Вот главные принципы стелс-технологии, но есть и другие методы снижения заметности, один из них — минимизировать излучения сенсоров самолета, что значит, например, что радар F-22? APG-77, использует лишь столько энергии, сколько необходимо для отслеживания противника, значит Раптор может избежать обнаружения пассивными сенсорами. Другая важная способность — предотвращение обнаружения через коммуникативные системы, так как всегда есть возможность оследить источник сигнала, самолет становится видимым, это причина того, что Ф-22 может общаться только с другими Рапторами, поскольку другие самолеты будут излучать лишние заметные сигналы. Так же необходимо уменьшить инфракрасное излучение самолета, так как новейшие ИК-сканеры (вроде русского ОЛС-35) могут отследить самолет не только через инфракрасное излучение от сопл двигателей, но и от самих систем и поверхностей. Для сниженя инфракрасных излучений сопла B-2 и F-22 рассеивают тепло реактивных струй, и поверхности с основными гранями у F-22, F-35 и B-2 специально охлаждаются и заметность в инфракрасном спектре значительно снижается. В F-22 представлены все эти функции, ПАК-ФА более заметен в инфракрасном диапазоне и проигрывает по системам «стелс».
Как показано на картинке, у F-22 намного больше параллельных граней, чем у ПАК-ФА, особенно на заднем фюзеляже ПАК-ФА, что признано наиболее заметной частью этого самолета. С точки зрения незаметности, F-22 впереди, так как он построен по всем правилам стелса, двигатели охлаждены, а отражающая поверхность менее 0.0001 кв.м, ПАК-ФА не такой незаметный как F-22, без снижения ИК-сигнатуры, отражающая поверхность у него от 0.5 до 0.01 кв.м, а его радиопоглощающее покрытие не такое крутое, как у Раптора. Сопла двигателей у ПАК-ФА открыты, в отличие от F-22, что значительно увеличивает инфракрасную заметность. Но есть одна вещь, которая есть у ПАК-ФА, но нет у F-22, «Плазма стелс» ( https://www.cnews.ru/news/top/?2005/10/19/190317 ), Плазма, по утверждениям, является эффективным методом снижения заметности, создавая облако плазмы вокруг самолета для отражения или впитывания волн радара, но в любом случае, даже с плазменными стелс-технологиями ПАК-ФА гораздо более заметен, а так же плазма возможно будет ослеплять ПАК-ФА, заглушая собственный радар и сенсоры. Более того, стоит вопрос вообще о возможности создания плазменного облака и стабильной поддержки его, существует теоретическая возможность, но практической скорее всего нет.
Радар F-22 (AN/APG-77) включает в себя от 2000 до 2200 принимающих модулей и его малозаметный AESA радар, способный отслеживать цель в 1 кв.м на расстоянии 240км, был признан самым продвинутым радаром на истребители. У радара ПАК-ФА 1500 элементов, отслеживающих цель в 2.5 квм на расстоянии в 400км. Так же у ПАК-ФА покрытие радара составляет 360 градусов, благодаря двум радарам Л-диапазона(лямбда?) на крыльях и маленький радар Х-диапазона на хвосте. Раптор в принципе может иметь круговой обзор благодаря анализу сигналов со всех систем, включая пассивные радары, но кругового радарного обзора у него нет. Единственная проблема ПАК-ФА — его радар не имеет режима «Низкой вероятности перехвата сигнала».
APG-77
- Самый высокотехнологичный радар для истребителей
- Возможность обнаружения врага с низкой вероятностью обнаружения радара
- Способность подавлять и блокировать вражескую электронику и авионику
Как Су-35 поймал в прицел F-22
Эксперты до сих пор пытаются понять, как в прицел Су-35 попал американская «невидимка». Фотография пойманного американского истребителя была сделана в сирийском небе в 2022 году. Возможно, военное воздушное судно США теряет свои стелс-характеристики при некоторых условиях. «Американец» незаметен, если он находится от своего противника на большом расстоянии, а системы инфракрасного обнаружения на него не направлены.
При приближении противника вся стел-защита не действует. F-22 становится видимым. Тот факт, что российский истребитель смог его обнаружить и поймал в небе над Сирией на свои радары далеко не единственный. Даже обыкновенные гражданские системы поиска и слежения обнаруживали «незаметного невидимку» ВВС США.
Су-35 победит F-22 Raptor в воздушной дуэли ?
ДаНет
Фото «американца» в прицеле Су-35 говорит, что российские радары сильнее американских. К тому же РЭБ россиян мощнее, чему американцев. Это значит, что после того как оба истребителя обнаружат друг друга, F-22 будет тяжелее прицелиться. Русский истребитель за это время успеет поймать цель и совершить запуск своих ракет.
J-20 Чёрный Орел
Не только F-22 и ПАК-ФА будут доминировать в небе будущего, все ещё есть китайский J-20, догоняющий их. Он не такой маневренный как ПАК-ФА или F-22, из-за своих размеров и аэродинамики, но у него бОльшая полезная масса и дальность. Может быть он не такой незаметный, как Раптор, но уже незаметней ПАК-ФА, поэтому F-22 и ПАК-ФА имеют лучшую скорость и лучшую авионику
После всего этого, понятно что он проигрывает этим двум истребителям, но это не важно, J-20 — тяжеловооруженный дальнобойный перехватчик, превосходящий радар F-22 и его незаметность защитят от фиксации и поражения дальнобойными ракетами, так что F-22 не потеряет своё преимущество: «первый увидел, первый выстрелил, первый убил». Для ПАК-ФА ситуация другая, так как он не такой незаметный, так что J-20 сможет отследить его и зафиксироваться на цели, но ПАК-ФА сможет увернуться от ракет и контратаковать своими Р-77, что скорее всего поразит J-20
Или экстремально маневреный ПАК-ФА превзойдет J-20 в ближнем бою. В заключение, J-20 довольно опасный противник, но не превосходящий.
«F/A-18E/F Super Hornet ВМС США, превзойденный во всех отношениях, будет неэффективным против J-20, так что он против F-22A Раптор. Все варианты F-35 будут так же полностью превзойдены, учитывая даже что этот заваленый проект прогрессирует во всех родах производств.
Все ВВС США, ВМС и все связанные с ним истребители превзойдены в таком же ключе, и абсолютно бесполезны против системы такого класса.»
Вот что Ausapower говорит об истребителях F-35 и F/A-18E/F, записывая их в абсолютно неэффективные против китайских истребителей J-20.