Репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ «Ракушка»


01-Rakushka_zr-09_15


Дебют Ракушки на параде Победы. Хорошо видны резиновые вставки в траки гусениц для движения по асфальту и брусчатке.
Дебют Ракушки на параде Победы. Хорошо видны резиновые вставки в траки гусениц для движения по асфальту и брусчатке.

Дебют Ракушки на параде Победы. Хорошо видны резиновые вставки в траки гусениц для движения по асфальту и брусчатке.

История создания бронетранспортера

В конце 60-х годов, уже после принятия на вооружение очень удачной БМП-1, стала очевидной необходимость серьезной модернизации бронетранспортера БТР-60 или замены его новой машиной с более мощным двигателем и вооружением. У военных вообще была мысль отказаться от бронетранспортеров и пересадить пехоту на БМП. В итоге решили делать что-то среднее между колесным бронетранспортером и боевой машиной пехоты.

На БТР-60 установили башню от БМП-1 с гладкоствольной пушкой и пулеметом ПКТ. Опытный образец получил обозначение БМП ГАЗ-60, но в серийное производство он так и не был запущен. Потому что из-за увеличившегося веса, новая машина имела крайне неудовлетворительную скорость и маневренность. Однако полученные наработки не пропали впустую, именно на базе БМП ГАЗ-60 и был создан БТР-70.

Конструкторы установили на бронетранспортер два бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, каждый из которых имел мощность в 120 л. с. Это позволило достичь высокой удельной мощности и, как следствие, хороших скоростных характеристик нового бронетранспортера. В качестве основного вооружения БТР-70 конструкторы предложили пулемет КПВТ, установленный во вращающейся башенке.

По сравнению с БТР-60 новый бронетранспортер имел меньшую высоту корпуса (на 185 мм), что несколько снижало вероятность поражения его вражеским огнем.

В целом, новая машина военным, поэтому в 1972 году она была принята на вооружение. С конца 70-х годов по советской лицензии выпуск БТР-70 был налажен в Румынии. До конца 90-х годов румынами было выпущено 154 машины.

Опыт эксплуатации БТР-70 показал целый ряд недостатков, которые стали причиной остановки серийного производства этого бронетранспортера. Самой большой проблемой стала большая сложность ремонта и обслуживания трансмиссии и силовой установки, состоящей из двух двигателей. В этом отношении БТР-70 был очень похож на своего предшественника – бронетранспортера БТР-60. Нельзя назвать удачной и конструкцию водометного движителя машины, который имеет склонность к засорению водорослями, тиной и илом.

02-Rakushka_zr-09_15


Люк в кормовой части рубки для высадки десанта. На нем закреплены плавательные жилеты для бойцов и экипажа.
Люк в кормовой части рубки для высадки десанта. На нем закреплены плавательные жилеты для бойцов и экипажа.

Люк в кормовой части рубки для высадки десанта. На нем закреплены плавательные жилеты для бойцов и экипажа.

С КОМФОРТОМ НА ПЕРЕДОВУЮ

Корпус транспортера сварной, так называемого рубочного типа. Состоит из отделения управления, десантного отделения и моторно-трансмиссионного. Броня противопульная.

Проверка кучности и меткости боя пулеметов

Перед проведением работ изготовить пристрелочную мишень, которая рисуется на листе светлой плотной бумаги (картона) размером 1×1 м (рис.28).

Рис. 28. Пристрелочная мишень (размеры в мм).

Работы проводятся с боеприпасами одной партии с пулей Б-32 для пулемета КПВТ и с пулей со стальным сердечником для пулемета ПКТ.

Снарядить боеприпасы в комплектности:

— одна лента с 5 патронами и три-четыре ленты по 10 патронов для КПВТ;

-одна лента с 5 патронами и три-четнре ленты по 10 патронов для ПКТ;

Порядок проведения работы:

— выполнить работы в части подготовки машины, башенной установки, пулеметов и прицела к работе;

— на расстоянии 100 м от среза пламегасителя КПВТ установить щит с закрепленной на нем мишенью так, чтобы линия отвеса на мишени была параллельна вертикальному штриху в прицеле, а о на мишени находилась близко к перекрестию в прицеле;

— подготовить пулеметы к стрельбе зарядив их лентами с 5 патронами;

— навести пулеметы мимо мишени и произвести очереди по пять осадочных выстрелов: сначала из КПВТ, затем из ПКТ;

— зарядись пулеметы лентами с 10 патронами;

— установить горизонтальный штрих в поле зрения прицела на нулевую отметку шкал дальностей;

— навести перекрестие прицела в на мишени и плавно, без рывков затормозить тормоза погона и подъемного механизма. Убедиться, что перекрестие прицела совпадает с на мишени;

— произвести непрерывным огнем очередь из10 выстрелов из КПВТ;

— определить среднюю точку попадания первой очереди (см. рис. 1)

Определить кучность боя первой очереди, для чего провести окружность радиусом 350 мм с центром в СТП. В пределах этой окружности должно быть не менее 8 пробоин, т.е. кучность боя ) должна быть не менее 80%.

Кучность боя считаемся неудовлетворительной, а живучесть ствола исчерпанной, если радиус рассеивания превышаем 875 мм. Ствол подлежит замене.

Осмотреть пробоины в мишени. Если более 5 пробоин имеют овальную форму, то живучесть ствола также исчерпана. Такой ствол подлежит замене.

При положительных результатах проверки кучности боя по первой очереди продолжить проверку по меткости боя КПВТ, для чего:

— отметить на мишени имеющиеся в ней пробоины;

— зарядить KПВТ второй лентой с 10 патронами и повторить прицельную стрельбу по мишени;

— определить СТП второй очереди;

— отметить на мишени имеющиеся в ней пробоины;

— зарядить КПВТ третьей лентой с 10 патронами и в третий раз произвести прицельную стрельбу по мишени;

— определить СТП третьей очереди;

определить СТП трех очередей — СТП действительную (рис.29)

Рис. 29. Определение СТП попадания трех очередей.

Меткость боя КПВТ считается удовлетворительной, если СТП. действительная находится в пределах круга с радиусом не более 135 мм (рис.28).

Если СТП действительная находится за пределами этого круга или на его границе, выполнить корректировку выверки прицела относительно фактической линии огня КПВТ, используя при этом механизмы подвижки сетки.

Величины поправок определять:

— по горизонтали — по шкале боковых поправок (одно малое деление 0-02);

— по вертикали — по высоте штрихов шкалы боковых поправок (высота малого штриха 0-04, большого 0-06).

После получения положительных результатов проверки меткости и кучности боя КПВТ провести проверку меткости и кучности боя ПКТ, для чего:

— навести перекрестие прицела в на мишени, и плавно, без рывков затормозить тормоза погона и подъемного механизма. Убедиться, что перекрестие прицела совпадает с на мишени;

— произвести непрерывным огнем очередь из 10 выстрелов с ПКТ;

— определить СТП первой очереди.

Определить кучность боя первой очереди, для чего провести окружность радиусом 180 мм с центром в СТП. В пределах этой окружности должно быть не менее 8 пробоин, т.е. кучность боя должна быть не менее 80%.

Кучность боя считается неудовлетворительной, а живучесть ствола исчерпанной, если радиус рассеивания превышает 450 мм. При неудовлетворительной кучности боя заменить пулемет.

После замены пулемета повторить работы.

При положительных результатах проверки кучности боя по первой очереди продолжить работы по проверке меткости боя ПКТ , для чего:

— отметить на мишени имеющиеся на ней пробоины;

— зарядить ПКТ второй лентой с 10 патронами и повторись прицельную стрельбу по мишени;

— определить СТП второй очереди; отметить на мишени имеющиеся в ней пробоины;

— зарядить ПКТ третьей лентой с 10 патронами и в третий раз произвести прицельную стрельбу по мишени;

— определить СТП третьей очереди;

— определить СТП трех очередей — СТП действительную (см.рис.29).

Меткость боя ПКТ считается удовлетворительной, если СПП действительная находится в пределах круга с радиусом не более 60 мм (рис.28).

Если СТП действительная находится за пределами круга с радиусом 60 мм или в его пределах, но на его границе, выполнить корректировку положения ПКТ, для чего:

— определить фактические величины (в мм) отклонения СТП действительной от центра отметки ПКТ на мишени как по вертикали, так и по горизонтали;

— подсчитать количество рисок, на которые необходимо повернуть регулировочные втулки выверочного механизма основания каретки ПКТ, для того, чтобы «привести» СТП действительную в центр отметки ПКТ на пристрелочной мишени.

При подсчете исходить из того, что для перемещения СТП на 100 мм (как по вертикали, так и по горизонтали) втулки необходимо повернуть на одну риску. Риски нанесены на поверхности бурта втулки;

— расшплинтовать регулировочные втулки, довернуть их на необходимое количество рисок и затянуть;

— повторить работы по проверке мекости боя ПКТ по пристрелочной мишени.

После положительных результатов зашплинтовать регулировочные втулки. Если при проверке меткости и кучности боя выполнялись работы по корректировке положения прицела и (или) ПКТ относительно КПВТ, обязательно составить новую контрольно-выверочную мишень.

03-Rakushka_zr-09_15


Обороты, скорость, пройденный путь, моточасы отображаются на цветном мониторе. Можно вывести и другие показания. Место механика-водителя — в центре машины. Командир — слева, десантник и по совместительству стрелок курсового пулемета — справа. Рычаг полуавтоматической коробки передач и штурвал управления. Черная кнопка в центре ступицы включает режим вращения на месте.
Обороты, скорость, пройденный путь, моточасы отображаются на цветном мониторе. Можно вывести и другие показания. Место механика-водителя — в центре машины. Командир — слева, десантник и по совместительству стрелок курсового пулемета — справа. Рычаг полуавтоматической коробки передач и штурвал управления. Черная кнопка в центре ступицы включает режим вращения на месте.

Обороты, скорость, пройденный путь, моточасы отображаются на цветном мониторе. Можно вывести и другие показания. Место механика-водителя — в центре машины. Командир — слева, десантник и по совместительству стрелок курсового пулемета — справа. Рычаг полуавтоматической коробки передач и штурвал управления. Черная кнопка в центре ступицы включает режим вращения на месте.

Меньше всего простора у командира. Его кресло окружено приборами и оптикой, а люк, пожалуй, самый узкий. Неудивительно: рядом на крыше элементы крепления дистанционно управляемого пулемета кругового обстрела, прицельного и приборного комплексов и осветителя. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части справа, перед сиденьем десантника. Здесь тоже достаточно комфортно.

Рабочее место механика-водителя похоже на то, что в БМД‑4М. Вместо руля — штурвал. Рядом рычаг четырехступенчатой полуавтоматической коробки передач. Педалей две: газ и тормоз. Кресло легко поднять вверх, чтобы управлять машиной, высунув голову в открытый люк.

В боевой обстановке (при закрытом люке) ориентируются по трем перископическим приборам наблюдения, причем центральный при необходимости заменяется прибором ночного видения. Аналоговых приборов в Ракушке нет. В распоряжении механика-водителя огромный дисплей цифровой информационно-управляющей системы. Все параметры — температура, давление, напряжение, обороты, скорость и прочее — отображаются на цветном жидкокристаллическом экране.

Бронетранспортер БТР-80

Бронетранспортер БТР-80

Колесный четырехосный бронетранспортер, разработанный на базе БТР-70 с учетом опыта использования этих машин в Афганистане. Принят на вооружение в 1986 году. Серийное производство на АМЗ с 1986 года.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ: БТР-80 (ГАЗ-5903) – общая компоновка аналогична БТР-70. В лобовом и бортовых листах корпуса имеются семь лючков с шаровыми опорами для стрельбы из личного оружия. В бортах машины расположены две двухстворчатых двери, а в крыше корпуса – четыре люка, два из нихнад десантным отделением. БТР оснащен башенной пулеметной установкой БПУ-1, на которой размещены дымовые гранатометы системы 902В “Туча”. Силовая установка состоит из одного дизельного двигателя КамАЗ-7403. С 1993 года на бронетранспортер устанавливается дизель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. Пулестойкие шины КИ-80 или КИ-126. Машины ранних выпусков имели радиостанцию Р-123М.

БТР-80А (ГАЗ-59029, 1994 г.) – башенная пушечно-пулеметная установка, предназначенная для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями, в которой размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный пулемет ПКТ. Вертикальные углы наведения от -5° до +70°. Боекомплект 300 снарядов и 2000 патронов. Дневной прицел 1ПЗ-9 и ночной ТПН-3-42 “Кристалл”. Боевая масса 14,5 т.

БТР-80С (1994 г.) – вариант БТР-80А для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки установлен крупнокалиберный пулемет КПВТ. БТР-80К-бронетранспортер, предназначенный для командира мотострелкового батальона. Для работы офицеров оборудовано три рабочих места. На машине установлены две радиостанции Р-163-50У, 11-м телескопическая мачта, навигационная аппаратура ТНА-4-6 с индикаторным планшетом. Две выносные УКВ-радиостанции Р-159.

БТР-80КШ (ГАЗ-59032) – командно-штабная машина на базе БТР-80.

БММ-80 (ГАЗ-59039) – бронированная медицинская машина. Кроме экипажа возможна перевозка 7 раненых в медицинском отделении и 2 – на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно-хозяйственного имущества БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).

Бронетранспортеры БТР-80 начали поступать на вооружение мотострелковых частей Советской Армии, морской пехоты ВМФ, пограничных и внутренних войск в конце 80-х годов. Они применялись советскими войсками в Афганистане. Помимо перечисленных модификаций, на базе БТР-80 созданы машина радиационной и химической разведки РХМ-4, машина управления артиллерии 1В118, подвижной командно-наблюдательный пункт ПКНП “Кушетка-Б”, станция спутниковой связи, звуковещательная станция, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К и самоходно-артиллерийское орудие 2С23 “Нона-СВК”.

БТР-80 состоят на вооружении практически во всех странах СНГ, а также в Эстонии (20 единиц), Венгрии (245), Турции (100)и Сьерра-Леоне. Бронетранспортеры БТР-80 различных модификаций использовались Российской Армией в Чечне и Таджикистане, а также российскими контингентами сил ООН в Боснии и Косово.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-80

БОЕВАЯ МАССА, т: 13,6. ЭКИПАЖ, чел.: 2. ДЕСАНТ, чел.: 8. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 7650, ширина – 2900, высота – 2350, база – 4400, колея – 2410, дорожный просвет-475. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 6 пусковых установок для 81-мм дымовых гранат. БОЕКОМПЛЕКТ; 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: прицел 1ПЗ-2. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса-10, борт-7…9, корма-7,башня-7. ДВИГАТЕЛЬ: КамАЗ-7403, 8-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, с турбокомпрессорным наддувом, жидкостного охлаждения; мощность 260 л.с. при 2600 об/мин, рабочий объем 10 850 см3. ТРАНСМИССИЯ: сухое двухдисковое сцепление, пятискоростная коробка передач с синхронизаторами на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах, карданная передача, двухступенчатая раздаточная коробка с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-й – 3-й и на 2-й – 4-й мосты) и блокировкой дифференциала, на раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку, четыре главные передачи, четыре дифференциала, восемь колесных редукторов. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8х8, размер шин 13,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см2, подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше – 80, на плаву – 9. ЗАПАС ХОДА: по суше – 600 км, на плаву – 12 часов. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 2; высота стенки, м – 0,5. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-163-50У и переговорное устройство Р-174.

06-Rakushka_zr-09_15


Десантное отделение вмещает 13 бойцов или 2 тонны груза. Для спартанского салона бронетехники здесь достаточно просторно.
Десантное отделение вмещает 13 бойцов или 2 тонны груза. Для спартанского салона бронетехники здесь достаточно просторно.

Десантное отделение вмещает 13 бойцов или 2 тонны груза. Для спартанского салона бронетехники здесь достаточно просторно.

Общая информация

В начале 70-х годов прошлого столетия появилась потребность в улучшении БТР-60. Изначально инженеры хотели установить на шасси 60-й модели башню с БМП-1, чтобы перевозить десантников. Так появился БМП ГАЗ-50, но дальше стадии прототипа проект не развился. На его базе разработали бронетранспортёр БТР-70. Проходимость улучшили за счёт установки более мощных силовых установок.

Техника выполняет несколько задач. Сначала она доставляет отряды пехоты к месту боевых действий, а затем осуществляет огневую поддержку солдат. Для этого используется два пулемёта, входящие в вооружение БТР-70. Транспорт прошёл через огромное количество военных операций в 20 и 21 веках. Сейчас состоит на вооружении более чем в 20 странах.

Советское руководство приняло авто на вооружение в 1971 году, а массовое производство запустили в 1976 году. Изначально 70-й бронетранспортёр собирали на Горьковском автомобильном заводе. С 1986 года выпуск сосредоточен на Арзамасском предприятии.

Модификации

На базе стандартной версии конструкторы в разных странах сделали следующие разновидности:

  • КШМ — модификация используется в качестве командно-штабного пункта передвижения;
  • МС — техника используется для осуществления связи. Привычная башня упразднена, её заменили дополнительными радиостанциями;
  • БТР 70М — улучшенный вариант классической версии. Два мотора заменили дизельным КамАЗ-7403, который развивает до 260 лошадиных сил. Трансмиссию установили от БТР-80;
  • ТАВ-77 — 70-я модель румынского производства;
  • «Гром» — разработка украинских специалистов из Харьковского КБ. Стандартный силовой агрегат заменили дизельным УТД-20. Башню сменил боевой комплект «Гром», состоящий из автоматической пушки, пулемёта и автоматического гранатомёта;
  • КБА-2 — продукт Харьковского КБ. Установлен мотор УТД-20. КПВТ заменили 30-миллиметровой пушкой КБА-2;
  • Т — модификация украинской . Переняты многие элементы с 80-й модели (задние фонари, боковые люки и т.д.). Бензиновые двигатели поменяли на дизельные, развивающие до 312 лошадиных сил в сумме;
  • БТР-7 — глубокая переработка первоначального варианта. Создана украинскими инженерами. От первоначальной машины остался только корпус и несколько технических узлов. Конструкцию составляют украинские и европейские современные технологии;
  • БТР 70М-А1 — модификация белорусского производства. ГАЗ-49Б заменили дизельными силовыми агрегатами (по 136 лошадиных сил каждый). Есть возможность заменить стандартную башню модулем БМ-30. Внутри салона установлен кондиционер для повышения комфорта;
  • БТР 70М Б1 — белорусский вариант, разработанный организацией «140-й ремонтный завод». Многие технические решения перенесли с 80-й модели. Два мотора заменили дизельным двигателем (260 лошадиных сил);
  • Кобра-К — совместная разработка российских, белорусских и словацких специалистов. Отличительные особенности: модуль улучшенного вооружения «Cobra», дымовая система «Туча» и кондиционеры немецкой сборки;
  • БТР 70М — азербайджанский продукт, в разработке которого так же принимали участие российские и южно-африканские инженеры. Стандартная броня улучшена, башня заменена боевым модулем «Шимшек»;
  • БТР 70М Д — казахстанский вариант. Работает на моторе Д-235.9Е2, который развивает до 270 лошадиных сил. Устройство дополнено турецкими тепловизорами.

Популярность 70-го бронетранспортёра доказывается многочисленными модификациями, разработкой которых занимаются во многих странах мира.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]