По всей видимости, барражирование у российских границ занятие нервное. Вот и пилоты американских многоцелевых самолётов-разведчиков P-8 Poseidon («Посейдон») рассказали в эфире CNN, что при каждой встрече в небе над Чёрным морем с российскими сверхзвуковыми истребителями Су-27 они ощущают страх. Капитан Тим Томпсон назвал главной опасностью возможный просчёт человеческого фактора российскими экипажами самолётов-перехватчиков, а лейтенант Дэниел Лаудон заявил, что экипаж «при каждой встрече выбрасывает адреналин», ибо российские истребители могут мгновенно изменить траекторию и высоту, тогда как «Посейдоны» предназначены для спокойного полёта без резких действий.
Тем не менее американцы продолжают провокации в небе у границ российского Крыма. Хотя известны случаи, когда за такие проделки им здорово доставалось.
И получили по носу
Вечером 1 июля 1960 года американский военный самолёт нарушил государственную границу СССР над Баренцевым морем в 22 километрах севернее мыса Святой Нос и был сбит советским истребителем. «Обязательно им нужен был этот Святой Нос, — пошутил на пресс-конференции 12 июля Никита Сергеевич Хрущёв. — И вот возле этого Носа они и сунули к нам свой нос».
В течение десяти дней, пока Никита Хрущев находился в зарубежной поездке, советская сторона ничего не сообщала об уничтожении самолёта-нарушителя. Видимо, ждали его возвращения и соответствующих решений. Впрочем, на пресс-конференции с участием советского лидера речь шла только о финальной стадии этой драматической истории.
Подробности штурман и второй пилот первые лейтенанты ВВС США Джон Маккоун и Фримен Олмстед (из шести членов экипажа американского самолёта только они остались в живых) рассказали на следствии в Комитете государственной безопасности СССР.
Из материалов следствия
— Подготовка к полёту была необычной, даже странной, но нас поразило другое. Командира экипажа капитана Эрнста Палма провожала жена.
— При чём здесь жена? (вопрос следователя. — Ред.)
— Плохая примета, когда лётчика провожает жена. До этого она никогда не провожала, а тут прощалась, словно больше не увидит мужа, слезы на глазах. Знал наш командир, видимо, что за полёт предстоит…
Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47 ровно через два месяца после того, как над Уралом был сбит U-2, пилотируемый старшим лейтенантом американских ВВС Френсисом Пауэрсом. И мировую общественность интересовало, что же это было: или американцы пошли на обострение международной обстановки, поэтому устроили авантюру, или RB-47 просто заблудился? Действия экипажа, подкреплённые показаниями самих пилотов позволили советской стороне сделать вывод о том, что это была заранее спланированная шпионская акция с задачей произвести разведку стратегически важного района СССР и проверить, будет ли засечён бомбардировщик, переоборудованный в дальний разведчик и получивший индекс RB-47.
© fishki.net
Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47.
Принадлежавший авиационному подразделению американской военно-стратегической разведки самолёт взял старт с американской военной базы в Брайз-Нортон (Англия) 1 июля 1960 года в 10 часов по гринвичскому времени и направился по маршруту, проходившему вдоль северных границ Норвегии и Советского Союза. Подобные полёты совершались и ранее, но…
Из показаний первых лейтенантов Маккоуна и Олмстеда:
«За несколько дней до вылета с нами провели занятие, как вести себя в России, если вдруг нас «занесёт» туда. Советовали тайно связываться с дипломатами посольств, консульств западных стран. Непосредственно перед вылетом командир подразделения майор Дебелл предупредил нас: полёт должен сохраняться в строгой тайне — вам запрещается поддерживать регулярную радиосвязь с базой. А затем вручил командиру экипажа пакет, ранее это никогда не делалось».
Особенности полёта состояли в том, что штурману приходилось вносить поправки: самолёт почему-то всё время отклонялся от запланированного маршрута. На следствии Джона Маккоуна спросили: «Мог ли командир экипажа обойтись без штурмана?» Подумав, пилот ответил, что капитан Палм, будучи опытнейшим лётчиком (к тому времени он, образно говоря, облетел весь мир), вёл самолёт самостоятельно. К восемнадцати часам по московскому времени RB-47 уже летел над Баренцевым морем, под крылом были воды СССР.
© flickr.com
Boeing RB-47 Stratojet в Музее ВВС США. Дейтон, Огайо.
.
дКЪ RB-47B ПЕЬХКХ ХЯОНКЭГНБЮРЭ ЯХЯРЕЛС СОПЮБКЕМХЪ ЮПРХККЕПХИЯЙХЛ НЦМ╦Л ю-5 Х АНКЕЕ ЛНЫМШЕ ДБХЦЮРЕКХ J47-GE-25. вРН ЙЮЯЮЕРЯЪ ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМНЦН НАНПСДНБЮМХЪ, РН АШКЮ ПЮГПЮАНРЮМЮ ЯОЕЖХЮКЭМЮЪ ОКЮРТНПЛЮ Я БНЯЭЛЭЧ ТНРНЙЮЛЕПЮЛХ. щРЮ ОКЮРТНПЛЮ СЯРЮМЮБКХБЮКЮЯЭ Б АНЛАНБШИ НРЯЕЙ, РЮЙХЛ НАПЮГНЛ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ ЛНФМН АШКН АШЯРПН ОЕПЕНАНПСДНБЮРЭ Б ПЮГБЕДВХЙ. аНЛАНБШИ НРЯЕЙ РЮЙФЕ РПЕАНБЮК ДНПЮАНРЙХ: НАНПСДНБЮКХ КЧЙ ЛЕФДС ЙЮАХМНИ Х АНЛАНБШЛ НРЯЕЙНЛ, ОПНКНФХКХ ЙЮАЕКХ ДКЪ СОПЮБКЕМХЪ ТНРНЙЮЛЕПЮЛХ Х РПСАНОПНБНД ДКЪ ОНДЮВХ Р╦ОКНЦН БНГДСУЮ ДКЪ ХУ НАНЦПЕБЮ. оНМЪРМН, ВРН ДЮММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЛНЦКЮ ХЯОНКЭГНБЮРЭЯЪ РНКЭЙН ДМ╦Л. хМРЕПЕЯМН, ВРН RB-47B ЯРЮКХ ОНЯРСОЮРЭ Б яюй ПЮМЭЬЕ, ВЕЛ АШК ХЯОШРЮМ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМШИ YRB-47B. оНЯКЕДМЪЪ БЕПЯХЪ ЯКСФХКЮ ДКЪ АНКЕЕ ЦКСАНЙНИ НРПЮАНРЙХ ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМНИ БЕПЯХХ б-47. бЯЕЦН АШКН ОЕПЕНАНПСДНБЮМН 90 ЯЮЛНК╦РНБ Б БЕПЯХЧ RB-47B, ЙНРНПШЕ ОНЯРСОХКХ МЮ БННПСФЕМХЕ Б 91-Е юБХЮЙПШКН ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙНИ ПЮГБЕДЙХ Х Б 320-Е аНЛАЮПДХПНБНВМНЕ ЮБХЮЙПШКН. б НЯМНБМНЛ ЩРХ ЯЮЛНК╦РШ ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ ЙЮЙ СВЕАМШЕ, ДКЪ ОНДЦНРНБЙХ ЩЙХОЮФЕИ ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШУ RB-47E.
щРН АШКЮ ЯОЕЖХЮКЭМЮЪ ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМЮЪ БЕПЯХЪ, ЯНГДЮММЮЪ МЮ НЯМНБЕ б-47е. б НРКХВХЕ НР ОПНРНРХОЮ, МНЯНБЮЪ ВЮЯРЭ АШКЮ СДКХМЕМЮ МЮ 825 ЛЛ. щРН ОНГБНКХКН Б ЦЕПЛЕРХВМНИ ЙЮАХМЕ Я ЙНМДХЖХНМХПНБЮММШЛ БНГДСУНЛ ПЮГЛЕЯРХРЭ НДХММЮДЖЮРЭ ТНРНЙЮЛЕП Х ДПСЦНЕ ВСБЯРБХРЕКЭМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ.
б АНЛАНБНЛ НРЯЕЙЕ БЯ╦ АНЛАЮПДХПНБНВМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ АШКН ЯМЪРН, Ю БЛЕЯРН МЕЦН СЯРЮМНБКЕМШ ОПХЯОНЯНАКЕМХЪ ДКЪ БШОСЯЙЮ НЯБЕРХРЕКЭМШУ АНЛА Х ЯОЕЖХЮКЭМШУ ОЮРПНМНБ ТНРНБЯОШЬЙХ. б ЙЮАХМЕ СЯРЮМНБХКХ ЯОЕЖХЮКЭМШИ БХДНХЯЙЮРЕКЭ Х ЯХЯРЕЛС СОПЮБКЕМХЪ ЙЮЛЕПЮЛХ. нАНПНМХРЕКЭМНЕ НПСФХЕ ХГ ОЮПШ 20-ЛЛ ОСЬЕЙ Я ЯХЯРЕЛНИ СОПЮБКЕМХЪ НЦМ╦Л ю-5 АШКН ЯНУПЮМЕМН.
яЮЛНК╦Р ХЛЕК ЯХЯРЕЛС ДНГЮОПЮБЙХ Б БНГДСУЕ, МН, МЕЯЛНРПЪ МЮ ЩРН, ╦ЛЙНЯРЭ БМСРПЕММХУ АЮЙНБ АШКЮ ДНБЕДЕМЮ ДН 69 750 К.
йЮЙ ЩРН МХ СДХБХРЕКЭМН, МН МЮ МЕЙНРНПШУ RB-47E БЕПМСКХЯЭ Й БЯРПНЕММНИ ЯХЯРЕЛЕ СЯЙНПХРЕКЕИ RATO Я 18 «АСРШКЙЮЛХ».
щЙХОЮФ НЯРЮКЯЪ ОПЕФМХЛ — 3 ВЕКНБЕЙЮ, Ю Я ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ СОПЮБКЪКЯЪ ЬРСПЛЮМ-ТНРНЦПЮТ. йЮЛЕПШ ХЛЕКХ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЕ СОПЮБКЕМХЕ НР ТНРНЩКЕЛЕМРЮ — Б ЛНЛЕМР БЯОШЬЙХ НЯБЕРХРЕКЭМНИ АНЛАШ НРЙПШБЮКЯЪ ГЮРБНП.
рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, БШОСЯЙЮЪ ОН НВЕПЕДХ АНЛАШ ХКХ ОЮРПНМШ, ЛНФМН АШКН ОНКСВХРЭ ТНРНЦПЮТХХ ОНКНЯШ ЛЕЯРМНЯРХ АНКЭЬНЦН ПЮГЛЕПЮ. оЕПБШИ RB-47E БГКЕРЕК 3 ХЧКЪ 1953 Ц., Ю ОНЯКЕДМХИ — Б ЮБЦСЯРЕ 1955-ЦН. гЮ ЩРНР ОЕПХНД АШКН БШОСЫЕМН 255 ПЮГБЕДВХЙНБ RB-47E, ХГ МХУ ОНЯКЕДМХЕ 15 ЛЮЬХМ АШКХ ГЮЙНМВЕМШ Б БЕПЯХХ ПЮГБЕДВХЙЮ ОНЦНДШ — RB-47K.
щРХ ЯЮЛНК╦РШ ОНЯРСОХКХ МЮ БННПСФЕМХЕ 7-ЦН юБХЮЙПШКЮ ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙНИ ПЮГБЕДЙХ (No. 26, 55, 70, 90, 91, 301 Х 305).
хМРЕПЕЯМН НРЛЕРХРЭ, ВРН МЕЙНРНПНЕ БПЕЛЪ Б ДНЙСЛЕМРЮУ ббя ЯЮЛНК╦Р НАНГМЮВЮКЯЪ R-47E, АЕГ АСЙБШ «б». щРН ФЕ ЛНФМН ЯЙЮГЮРЭ Х Н ЯЮЛНК╦РЮУ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНИ БНИМШ е-47е (РНФЕ АЕГ «б»).
нАНГМЮВЕМХЕ еб-47е
ОПХЛЕМЪКНЯЭ ЙН ЛМНЦХЛ БЮПХЮМРЮЛ ОЕПЕДЕКНЙ б-47е, Б ЯЮЛНК╦Р ПЮДХНЩКЕЙРПНММНИ АНПЭАШ (пща). оЕПБНМЮВЮКЭМН ЩРН АШК ЯОЕЖХЮКЭМШИ ЙНМРЕИМЕП, РЮЙ МЮГШБЮЕЛНИ «яРЮДХХ IV». щРНР ЙНМРЕИМЕП ХЛЕК МЕЯЙНКЭЙН ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМШУ ОПХ╦ЛМХЙНБ РХОЮ AN/ALT-16, ОЮПС ОЕПЕДЮРВХЙНБ ОНЛЕУ AN/ALT-6B Х ОПЕДСОПЕФДЮЧЫХИ НАМЮПСФХРЕКЭ пкя НАКСВЕМХЪ AN/APS-54. йПНЛЕ ЩРНЦН, Б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ОНЯРЮБХКХ ДБЕ СЯРЮМНБЙХ ДКЪ БШАПНЯЮ ДХОНКЭМШУ НРПЮФЮРЕКЕИ AN/ALE-2.
сВЕМХЪ Б 1957 Ц. ОНЙЮГЮКХ, ВРН ОПХЛЕМЕМХЕ еб-47е ЛНЦКН НЯБНАНДХРЭ СДЮПМШЕ б-47е НР ОНЯРЮМНБЙХ ХМДХБХДСЮКЭМШУ ПЮДХНОНЛЕУ. бН БПЕЛЪ СВЕМХИ ЮПЛЮДЮ ХГ 30-40 СДЮПМШУ б-47е, ОНД ОПХЙПШРХЕЛ 14 еб-47е, «МЮОЮДЮКХ» МЮ ЯЕБЕПН-БНЯРНВМСЧ ВЮЯРЭ яью ЯН ЯРНПНМШ йЮМЮДШ. й БНЯРНВМНЛС ОНАЕПЕФЭЧ юЛЕПХЙХ АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ ОНДУНДХКХ МЮ БШЯНРЕ 7600-9150 Л Х МЮОПЮБКЪКХЯЭ Й ЯБНХЛ ЖЕКЪЛ (аНЯРНМ, мЭЧ-иНПЙ, бЮЬХМЦРНМ Х ДП. ЦНПНДЮ МЮ ОНАЕПЕФЭЕ). яЮЛНК╦РШ еб-47е ПЮЯОПЕДЕКХКХЯЭ МЮ МЕЯЙНКЭЙХУ БШЯНРЮУ Х МЮВЮКХ ЦКСЬЕМХЕ. сДЮПМШЕ ЯЮЛНК╦РШ ОПЕЙПЮРХКХ ОНЯРЮМНБЙС ЯНАЯРБЕММШУ ОНЛЕУ, БШЙКЧВХКХ ПЮДХНЯРЮМЖХХ Х РХУН ЯОСЯРХКХЯЭ МЮ БШЯНРС 300 Л. мЮ ЩРНИ БШЯНРЕ НМХ ОПЕНДНКЕБЮКХ ЯПЕДЯРБЮ обн, ОПХЙПШБЮБЬХЕ ЖЕКХ. б ПЮИНМЮУ ЖЕКЕИ б-47е БШОНКМЪКХ ОНКСОЕРКЧ Я СЯКНБМШЛ ЯАПНЯНЛ ЪДЕПМНИ АНЛАШ Х РЮЙФЕ МЮ ЛЮКНИ БШЯНРЕ СУНДХКХ ХГ НОЮЯМНИ ГНМШ. йНЛЮМДНБЮМХЕ обн АШКН БШМСФДЕМН ОПХГМЮРЭ, ВРН АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ БШОНКМХКХ ЯБНЧ ГЮДЮВС…
яКЕДСЧЫЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ ДКЪ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНИ АНПЭАШ МЮГШБЮКЮЯЭ «яРЮДХЪ V». дКЪ МЕ╦ АШКЮ ПЮГПЮАНРЮМЮ ЯОЕЖХЮКЭМЮЪ ЦЕПЛЕРХВМЮЪ ЙЮОЯСКЮ, ЙНРНПЮЪ СЯРЮМЮБКХБЮКЮЯЭ Б АНЛАНБНЛ НРЯЕЙЕ. б ЩРНИ ЙЮОЯСКЕ ПЮГЛЕЫЮКХЯЭ ДБЮ ЯОЕЖХЮКХЯРЮ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНИ БНИМШ, ЙНРНПШУ ОХКНРШ МЮГШБЮКХ «БНПНМШ». рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, ЩЙХОЮФ ЯНЯРЮБХК 5 ВЕКНБЕЙ.
йЮОЯСКЮ ХЛЕКЮ ЮБРНМНЛМШИ ХЯРНВМХЙ ЩКЕЙРПНЩМЕПЦХХ, ЙХЯКНПНДМСЧ ЯХЯРЕЛС, НЯБЕЫЕМХЕ Х ЯХЯРЕЛС ЙНМДХЖХНМХПНБЮМХЪ. «бНПНМШ» ЯХДЕКХ АНЙ Н АНЙ Б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ЙЮОЯСКШ Б ЙЮРЮОСКЭРМШУ ЙПЕЯКЮУ, БШЯРПЕКХБЮЕЛШУ БМХГ, ВЕПЕГ ЯРЕЙКНОКЮЯРХЙНБШИ ОНК. б ЩЙЯРПЕММШУ ЯКСВЮЪУ ОНЙХДЮМХЕ ЯЮЛНК╦РЮ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКНЯЭ ВЕПЕГ БУНДМНИ КЧЙ. дКЪ «БНПНМНБ» ДСАКХПНБЮКХЯЭ ОНЙЮГЮМХЪ ЙНЛОЮЯЮ, БШЯНРНЛЕПЮ, СЙЮГЮРЕКЪ ЯЙНПНЯРХ, Ю РЮЙФЕ ВЮЯНБ Х ДЮБКЕМХЪ Б ЙЮОЯСКЕ. аШКЮ РЮЙФЕ ЯБЪГЭ Я ОХКНРЮЛХ. оПХ БГК╦РЕ Х МЮ ОНЯЮДЙЕ «БНПНМШ» ЯХДЕКХ Б ОПНУНДЕ, МХФЕ ОЮКСАШ ОХКНРНБ, Ю ГЮРЕЛ ВЕПЕГ КЧЙ ОПНМХЙЮКХ Б ЙЮОЯСКС. щКЕЙРПНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ ЙЮОЯСКШ ЯН ЯРНЪКН ХГ НДХММЮДЖЮРХ ОПХ╦ЛМХЙНБ-ОЕПЕДЮРВХЙНБ ОНЛЕУ, РХОЮ AN/ALT-6B, МЮЯРПНЕММШУ МЮ ПЮГМШЕ ДХЮОЮГНМШ ВЮЯРНР, Ю РЮЙФЕ ОН НДМНЛС ОЕПЕДЮРВХЙС ОНЛЕУ, AN/ ALT-7 Х AN/ALT-8B. б ЯКСВЮЕ «аНКЭЬНИ БНИМШ» ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ, ВРН еб-47е ГЮИЛСР ПЮИНМ ЛЕФДС лНЯЙБНИ Х кЕМХМЦПЮДНЛ, АСДСР КЕРЮРЭ РЮЛ «БНЯЭЛ╦ПЙЮЛХ» Х ЦКСЬХРЭ ЯНБЕРЯЙХЕ пкя, НАЕЯОЕВХБЮЪ ОПНПШБ ДН РП╦У БНКМ СДЮПМШУ ЯЮЛНК╦РНБ. й ЯВЮЯРЭЧ, ЩРН МЕ АШКН ОПНБЕПЕМН МЮ ОПЮЙРХЙЕ.
еЫ╦ НДХМ БЮПХЮМР еб-47е (рр) АШК ЯНГДЮМ ДКЪ ПЮГБЕДЙХ ЯНБЕРЯЙХУ ПЮЙЕРМШУ ОСЯЙНБ. йЮЙ ХГБЕЯРМН, ЙНМЕЖ 50-У — МЮВЮКН 60-У ЦЦ. ОПНЬКНЦН БЕЙЮ АШКХ ОЕПХНДНЛ АСПМНЦН ПЮГБХРХЪ ПЮЙЕРМНИ РЕУМХЙХ. дКЪ БШЪЯМЕМХЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ ПЮЙЕР, ГЮОСЯЙЮЕЛШУ Б йЮОСЯРХМНЛ ъПС Х Б рЧПЮРЮЛЕ (аЮИЙНМСП), ЯНГДЮКХ ЯОЕЖХЮКЭМШИ ЯЮЛНК╦Р-ПЮГБЕДВХЙ еб-47е (рр). йПНЛЕ ЦЕПЛЕРХВМНИ ЙЮОЯСКШ НМХ ХЛЕКХ ДКХММШЕ ЮМРЕММШ, СЯРЮМНБКЕММШЕ ОН АНПРЮЛ МНЯНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. щРХ ЮМРЕММШ ХМНЦДЮ АШКХ ОНУНФХ МЮ АНКЭЬХЕ ГСАНВХЯРЙХ, Ю ХМНЦДЮ — МЮ ЦКЮДХКЭМШЕ ДНЯЙХ.
оЕПБШИ еб-47е (рр), ХГ РП╦У ОНЯРПНЕММШУ, АШК ОЕПЕДЮМ 55-ЛС юБХЮЙПШКС ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙНИ ПЮГБЕДЙХ Б ДЕЙЮАПЕ 1958 Ц. мЮ ПНРЮЖХНММНИ НЯМНБЕ ОЮПЮ РЮЙХУ ЯЮЛНК╦РНБ МЮУНДХКЮЯЭ Б рСПЖХХ, МЮ АЮГЕ хМ-ВЕПКХЙ нДХМ-ДБЮ ЯЮЛНК╦РЮ БЯЕЦДЮ МЮУНДХКХЯЭ Б АНЕБНИ ЦНРНБМНЯРХ. оПХ ОНЯРСОКЕМХХ ХМТНПЛЮЖХХ Н ЦНРНБЪЫХУЯЪ ОСЯЙЮУ ЯНБЕРЯЙХУ ПЮЙЕР НМХ ОНДМХЛЮКХЯЭ Б БНГДСУ Х КЕРЮКХ МЮ АНКЭЬНИ БШЯНРЕ БДНКЭ ЯНБЕРЯЙХУ ЦПЮМХЖ. еЯКХ ОСЯЙ ОПЕДОНКЮЦЮКЯЪ Б йЮОСЯРХМНЛ ъПС, РН ЛЮПЬПСР ОПНУНДХК МЮД в╦ПМШЛ ЛНПЕЛ, Ю ЕЯКХ Б рЧПЮРЮЛЕ, — РН БДНКЭ ЯНБЕРЯЙН-ХПЮМЯЙНИ ЦПЮМХЖШ. оПХ БГК╦РЕ ПЮЙЕРШ Е╦ РЕКЕЛЕРПХЪ ТХЙЯХПНБЮКЮЯЭ МЕ РНКЭЙН МЮЛХ, МН Х ЮЛЕПХЙЮМЖЮЛХ.
RB-47H
АШК БЕПЯХЕИ ЯЮЛНК╦РЮ Я ТСМЙЖХЪЛХ ПЮГБЕДВХЙЮ Х ОНЯРЮМНБЫХЙЮ ОНЛЕУ МЮГЕЛМШЛ пкя. оЕПБНМЮВЮКЭМН УНРЕКХ НАНИРХЯЭ ЙЮОЯСКНИ пща Я ДБСЛЪ НОЕПЮРНПЮЛХ, МН ОНГФЕ ВХЯКН «БНПНМНБ» ОПХЬКНЯЭ СБЕКХВХРЭ ДН РП╦У. рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, ЩЙХОЮФ ДНЯРХЦ ЬЕЯРХ ВЕКНБЕЙ: ЙНЛЮМДХП, БРНПНИ ОХКНР, ЬРСПЛЮМ — ПЮДЮПМШИ МЮБХЦЮРНП Х РПХ НОЕПЮРНПЮ пща. гЮОЮЯ ДХОНКЭМШУ НРПЮФЮРЕКЕИ ДНЯРХЦ 380 ЙЦ.
щКЕЙРПНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ ЯХКЭМН НРКХВЮКНЯЭ С ПЮГМШУ ЯЮЛНК╦РНБ. мЮХАНКЕЕ ОПХЛЕВЮРЕКЭМШЛ АШК ОНДБЕЯМНИ ЙНМРЕИМЕП «яЕПЕАПЪМШИ ЙНПНКЭ», ОНЯРСОХБЬХИ Б ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ Б 1961 Ц. йНМРЕИМЕП ДКХМНИ 7,6 Л Х ДХЮЛЕРПНЛ 1,5 Л ОНДБЕЬХБЮКЯЪ ЯАНЙС ТЧГЕКЪФЮ МЮ ЯОЕЖХЮКЭМНЛ ОХКНМЕ. б ЙНМРЕИМЕПЕ АШКЮ СЯРЮМНБКЕМЮ ЯХЯРЕЛЮ AN/ALD-4, ПЮГПЮАЮРШБЮЕЛЮЪ Я ЙНМЖЮ 40-У ЦЦ. нМЮ АШКЮ ВПЕГБШВЮИМН ЯКНФМЮ Х ЯНДЕПФЮКЮ 200 ЙБЮПЖЕБШУ ЯРЮАХКХГЮРНПНБ ВЮЯРНРШ, ОНГБНКЪБЬХУ ОЕПЕЙПШРЭ ЬХПНЙХИ ДХЮОЮГНМ ПЮДХНБНКМ. дБЕ ЯТЕПХВЕЯЙХЕ ЮМРЕММШ СЯРЮМЮБКХБЮКХЯЭ МЮ ЙНМЖЮУ ЙНМРЕИМЕПЮ, Ю ОПХМЪРЮЪ ХМТНПЛЮЖХЪ НАПЮАЮРШБЮКЮЯЭ Х ГЮОХЯШБЮКЮЯЭ 15 ОПНЖЕЯЯНПЮЛХ. йПНЛЕ ЩРНЦН, ХЛЕКХЯЭ РПХ ВСБЯРБХРЕКЭМШУ ОПХ╦ЛМХЙЮ ДКЪ ОНХЯЙЮ ЯКЮАШУ ЯХЦМЮКНБ.
оН ЯСЫЕЯРБС, «яЕПЕАПЪМШИ ЙНПНКЭ» СДБНХК НАЗ╦Л ХМТНПЛЮЖХХ, ЯНАХПЮЕЛНИ RB-47H. оПХЬКНЯЭ ДЮФЕ ОНЯРПНХРЭ ЯОЕЖХЮКЭМНЕ ГДЮМХЕ МЮ АЮГЕ нТТСР ДКЪ НАПЮАНРЙХ ОН ЯРСОЮЧЫЕИ ХМТНПЛЮЖХХ Х ДКЪ ДЮКЭМЕИЬЕИ ОЕПЕДЮВХ Е╦ ДПСЦХЛ ОНДПЮГДЕКЕМХЪЛ яюй.
оЕПБШИ RB-47H АШК ОЕПЕДЮМ 55-ЛС юБХЮЙПШКС ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙНИ ПЮГБЕДЙХ Б ЮБЦСЯРЕ 1955 Ц., Ю ОНЯКЕДМХИ — Б ЪМБЮПЕ 1957-ЦН. бЯЕЦН ОНЯРПНЕМН 35 RB-47H, ОПХВ╦Л РПХ ХГ МХУ ОНЯРПНХКХ ЙЮЙ ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШИ ЯЮЛНК╦Р ЩКЕЙРПНММНИ АНПЭАШ ERB-47H.
оЪРМЮДЖЮРЭ RB-47H АШКХ ОЕПЕДЕКЮМШ Б БЕПЯХЧ RB-47K
. йПНЛЕ ЯРЮМДЮПРМНЦН ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМНЦН НАНПСДНБЮМХЪ, НМХ МЕЯКХ ОПХАНПШ ДКЪ ГЮАНПЮ ОПНА БНГДСУЮ Х ДПСЦНЕ ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙНЕ НАНПСДНБЮМХЕ. щРХ ЯЮЛНК╦РШ ВЮЯРН КЕРЮКХ ОН БЯЕЛС ЛХПС, ЯНАХПЮЪ ЛЕРЕНХМТНПЛЮЖХЧ Б ХМРЕПЕЯЮУ яюй. нМХ ЬХПНЙН ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ ДКЪ БГЪРХЪ ОПНА БНГДСУЮ Б ПЮГМШУ ВЮЯРЪУ ЛХПЮ ОНЯКЕ ЪДЕПМШУ ХЯОШРЮМХИ. хГСВЮЪ ЩРХ ОПНАШ, ЛНФМН АШКН ЛМНЦНЕ СГМЮРЭ Н ЪДЕПМНЛ НПСФХХ ОПНРХБМХЙЮ (Х МЕ РНКЭЙН). щРХЛХ ЯЮЛНК╦РЮЛХ ЙНМРПНКХПНБЮКХЯЭ ХЯОШРЮМХЪ МЕ РНКЭЙН яяяп, МН Х йХРЮЪ, Ю РЮЙФЕ — юМЦКХХ Х тПЮМЖХХ, УНРЪ НА ЩРНЛ ЮЛЕПХЙЮМЖШ МЕ КЧАЪР БЯОНЛХМЮРЭ.
б 1963 Ц. 36 СЯРЮПЕБЮЧЫХУ б-47е АШКХ ОЕПЕНАНПСДНБЮМШ Б ЯЮЛНК╦РШ-ПЕРПЮМЯКЪРНПШ. нМХ ОПЕДМЮГМЮВЮКХЯЭ ДКЪ ОНДДЕПФЮМХЪ ЯБЪГХ ЛЕФДС МЮГЕЛМШЛХ ОСМЙРЮЛХ Х ЯЮЛНК╦РЮЛХ, МЮУНДЪЫХЛХЯЪ Б БНГДСУЕ: АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮЛХ, ГЮОПЮБЫХЙЮЛХ Х РПЮМЯОНПРМХЙЮЛХ. оН БЯЕИ РЕППХРНПХХ яью АШКХ ПЮГБ╦ПМСРШ 135 ОСМЙРНБ ДКЪ ЯБЪГХ Я ЮБХЮЖХЕИ, Ю ПЕРПЮМЯКЪРНПШ EB-47L
ДНКФМШ АШКХ НАЕЯОЕВХРЭ ХЛ СЯРНИВХБНЯРЭ БН БПЕЛЪ Х ОНЯКЕ ЪДЕПМШУ СДЮПНБ. пЕРПЮМЯКЪЖХНММЮЪ ЮООЮПЮРСПЮ ПЮГЛЕЫЮКЮЯЭ Б РП╦У ЦЕПЛЕРХВМШУ ЙНМРЕИМЕПЮУ, ПЮЯОНКНФЕММШУ Б АНЛАНБНЛ НРЯЕЙЕ. йЮФДШИ ЙНМРЕИМЕП ХЛЕК ПЮДХНЯХЯРЕЛС ARC 89 Б ДХЮОЮГНМЕ сбв Х ОЕПЕДЮРВХЙ ART 42. йНМРЕИМЕПШ ХЛЕКХ ЯХЯРЕЛС МЮДДСБЮ Х ЯХЯРЕЛС НУКЮФДЕМХЪ Я НДМХЛ БШЯРСОЮЧЫХЛ БНГДСУНГЮАНПМХЙНЛ, ПЮЯОНКНФЕММШЛ МЮ ЯРБНПЙЕ АНЛАНКЧЙЮ, Х НДМХЛ ЯНБЙНБШЛ БНГДСУНГЮАНПМХЙНЛ, ПЮЯОНКНФЕММШЛ МХФЕ, МЮ НЯХ ЯЮЛНК╦РЮ. яХЯРЕЛЮ ARC 89 ОНЙЮГЮКЮ ЛЮКСЧ МЮД╦ФМНЯРЭ, ЙЮЙ БШЪЯМХКНЯЭ, ХГ-ГЮ ОКНУНЦН НУКЮФДЕМХЪ. б ОНК╦РЕ БНГДСУНГЮАНПМХЙ НАЛЕПГЮК Х НУКЮФДЕМХЕ МЮПСЬЮКНЯЭ. оНЯКЕ СЯРЮМНБЙХ НАНЦПЕБЮ ЮООЮПЮРСПЮ ЯРЮКЮ ПЮАНРЮРЭ СЯРНИВХБЕЕ.
б АНЕБШУ СЯКНБХЪУ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ, ВРН EB-47L АСДЕР ХДРХ ЙСПЯНЛ, ОЮПЮККЕКЭМШЛ ОНРНЙС АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ, Х ПЕРПЮМЯКХПНБЮРЭ ХЛ ПЮЯОНПЪФЕМХЪ Я МЮГЕЛМШУ ЙНЛЮМДМШУ ОСМЙРНБ. оПХ ОНДУНДЕ Й РЕППХРНПХХ ОПНРХБМХЙЮ НМХ НЯРЮБЮКХЯЭ Б МЕИРПЮКЭМНЛ БНГДСЬМНЛ ОПНЯРПЮМЯРБЕ, ВРН НЯБНАНФДЮКН ХУ НР МЕНАУНДХЛНЯРХ ОПНПШБЮРЭ ЯХЯРЕЛС обн. бЯЕ EB-47L АШКХ ЯОХЯЮМШ Б 1965-1966 ЦЦ.
лЕРЕНЯКСФАЮ ббя яью ХЯОНКЭГНБЮКЮ Б ЙЮВЕЯРБЕ ПЮГБЕДВХЙНБ ОНЦНДШ ЯОЕЖХЮКЭМШЕ ЯЮЛНК╦РШ WB-29 Х WB-50. б 19541955 ЦЦ. БНГМХЙКЮ ХДЕЪ ОПХЛЕМХРЭ ДКЪ ЩРХУ ЖЕКЕИ АНКЕЕ ЯЙНПНЯРМШЕ б-47б. дКЪ ОПНАШ НДХМ ХГ МХУ ОЕПЕНАНПСДНБЮКХ Б БЕПЯХЧ WB-47B
Б 1956 Ц. яЮЛНК╦Р НЯМЮЯРХКХ МЕНАУНДХЛШЛХ ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙХЛХ ОПХАНПЮЛХ, Ю РЮЙФЕ ЯХЯРЕЛНИ МЮЙНОКЕМХЪ Х ОЕПЕДЮВХ ДЮММШУ Я ОНЛНЫЭЧ РЕКЕРЮИОЮ. WB-47B ХЯЯКЕДНБЮК СПЮЦЮМШ, ГЮПНФДЮЧЫХЕЯЪ Б юРКЮМРХЙЕ, Ю РЮЙФЕ ОПХМХЛЮК СВЮЯРХЕ Б НРПЮАНРЙЕ ОЕПБШУ ЛЕРЕНЯОСРМХЙНБ, ОПНБЕПЪЪ Б БНГДСУЕ ОНЯРСОЮЧЫХЕ НР МХУ ДЮММШЕ. мЕЯЛНРПЪ МЮ РН, ВРН ХГ-ГЮ БШПЮАНРЙХ ПЕЯСПЯЮ ЯЮЛНК╦Р ХЛЕК ПЪД К╦РМШУ НЦПЮМХВЕМХИ (ГЮОПЕЫЮКХЯЭ ОНК╦РШ МНВЭЧ Х ОПНМХЙМНБЕМХЪ Б ЦПНГНБНИ ТПНМР), НМ ГЮПЕЙНЛЕМДНБЮК ЯЕАЪ УНПНЬН, РЮЙ ВРН ОНЯКЕДНБЮК ГЮЙЮГ МЮ 34 ОНДНАМШУ ЯЮЛНК╦РЮ.
оЕПБШИ ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙХИ WB-47E АШК ОЕПЕДЮМ 55-И щЯЙЮДПХКЭЕ ЛЕРЕНПЮГБЕДЙХ 20 ЛЮПРЮ 1963 Ц. лЮЬХМЮ ХЛЕКЮ БЕЯЭЛЮ ЯНБЕПЬЕММШИ ЛЕРЕНЙНЛОКЕЙЯ, БЙКЧВЮБЬХИ ДНОКЕПНБЯЙХИ ПЮДЮП AN/APN-102 Х ПЮДХНБШЯНРНЛЕП AN/APN-42. нАШВМШЕ ДЮРВХЙЮ БКЮФМНЯРХ, ДЮБКЕМХЪ Х РЕЛОЕПЮРСПШ РЮЙФЕ ОПХЯСРЯРБНБЮКХ. бЯ╦ ЩРН НАНПСДНБЮМХЕ АШКН НАЗЕДХМЕМН Б ЯХЯРЕЛС НАПЮАНРЙХ, УПЮМЕМХЪ Х ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНИ ОЕПЕДЮВХ ДЮММШУ ОН РЕКЕРЮИОС.
дКЪ ОНЯРПНЕМХЪ ПЮГПЕГЮ ЮРЛНЯТЕПШ ОН БШЯНРЕ ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ ЯАПЮЯШБЮЕЛШЕ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХЕ ГНМДШ AN/AMT-13. мЕЯЙНКЭЙН ДЕЯЪРЙНБ ЩРХУ ОПХАНПНБ Б ЯОЕЖХЮКЭМНИ ЙЮЯЯЕРЕ ОНЛЕЯРХКХ Б ЙНПЛНБНИ ВЮЯРХ АНЛАНБНЦН НРЯЕЙЮ.
хГЧЛХМЙНИ ОПНЕЙРЮ АШКЮ ЯХЯРЕЛЮ БГЪРХЪ ОПНА БНГДСУЮ Х ПЮЯЯЕЪММШУ Б М╦Л ЛХЙПНВЮЯРХЖ. лМЕ ЙЮФЕРЯЪ, ЩРН АШКЮ ЦКЮБМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЯЮЛНК╦РЮ, ХГ-ГЮ ЙНРНПНИ БЯ╦ Х АШКН ГЮРЕЪМН. юЦПЕЦЮР ДКЪ БГЪРХЪ ОПНА ПЮГЛЕЫЮКЯЪ Б ОЕПЕДМЕИ ВЮЯРХ АНЛАНБНЦН НРЯЕЙЮ. б МСФМШИ ЛНЛЕМР НМ БШОСЯЙЮК Б ОНРНЙ ЯОЕЖХЮКЭМШИ ВСКНЙ ХГ ТНКЭЦХ ДКХМНИ 1,83 Л Х ДХЮЛЕРПНЛ 0,6 Л, МЮ ДМЕ ЙНРНПНЦН МЮУНДХКЯЪ АСЛЮФМШИ ТХКЭРП ДХЮЛЕРПНЛ 457 ЛЛ. лХЙПНВЮЯРХЖШ НЯЮФДЮКХЯЭ МЮ ТХКЭРПЕ, Х НМ БЛЕЯРЕ Я НЙПСФЮЧЫХЛ БНГДСУНЛ, МЮУНДЪЫХЛЯЪ Б ТНКЭЦЕ, БРЪЦХБЮКЯЪ МЮГЮД Х ОНЛЕЫЮКЯЪ Б ЦЕПЛЕРХВМСЧ ЙЮЯЯЕРС. б МСФМШИ ЛНЛЕМР ЛНФМН АШКН БШОСЯРХРЭ ЯКЕДСЧЫХИ ВСКНЙ Х Р. Д. гЮВЕЛ ЩРН МСФМН? юМЮКХГХПСЪ ЯНЯРЮБ ЛХЙПНВЮЯРХЖ, ОПНБНДХКХ ЙНМРПНКЭ МЮД ЪДЕПМШЛХ ХЯОШРЮМХЪЛХ ЙЮЙ БПЮЦНБ (яяяп, йХРЮИ), РЮЙ Х ЯНЧГМХЙНБ (юМЦКХЪ, тПЮМЖХЪ). бЕДЭ «ПЮГБЕДВХЙХ ОНЦНДШ» КЕРЮКХ МЕ РНКЭЙН БНЙПСЦ яью, МН Х БН БЯ╦Л ЛХПЕ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | RB-47H |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | 35.36 |
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л | 33.50 |
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л | 8.50 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л2 | 132.70 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ | 36630 |
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 63049 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 90000 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 6 рпд General Electric J47-GE-25 |
рЪЦЮ, ЙЦЯ | 6 x 3266 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 975 |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 695 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 6437 |
аНЕБНИ ПЮДХСЯ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ | 2815 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 12345 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 6 |
бННПСФЕМХЕ: | ДБЕ 20-ЛЛ ДХЯРЮМЖХНММН СОПЮБКЪЕЛШЕ ОСЬЙХ Б УБНЯРНБНЛ НРЯЕЙЕ |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
яРЮРЭЪ «оЕПБШИ ОНКЕР RB-47 МЮД яяяп» яРЮРЭЪ «оПНЕЙР уНСПЛЮМ» яРЮРЭЪ «бНГДСЬМШИ АНИ МЮД йНКЭЯЙХЛ ОНКСНЯРПНБНЛ» тНРНЦПЮТХХ: | RB-47E (RB-47K) (c) nationalmuseum.af.mil |
RB-47E | |
сДКХМЕММЮЪ МНЯНБЮЪ ВЮЯРЭ ТЧГЕКЪФЮ — ЦКЮБМЮЪ НРКХВХРЕКЭМЮЪ НЯНАЕММНЯРЭ RB-47 (RB-47E) | |
RB-47H | |
RB-47H ХЯОНКЭГНБЮБЬХИЯЪ ДКЪ ХЯОШРЮМХИ пкя ЯЮЛНКЕРЮ F-111 Х НЯМЮЫЕММШИ МНЯНБНИ ВЮЯРЭЧ ЩРНИ ЛЮЬХМШ | |
RB-47H | |
RB-47H | |
RB-47H | |
RB-47H | |
RB-47K | |
щЙХОЮФ БНГКЕ EB-47E(TT) | |
WB-47E | |
WB-47E | |
йНМРЕИМЕП Я ТНРНЙЮЛЕПЮЛХ МЮ YRB-47B | |
йЮАХМЮ ОХКНРЮ RB-47H (c) nationalmuseum.af.mil |
яУЕЛШ:
RB-47H |
йНЛОНМНБНВМЮЪ ЯУЕЛЮ RB-47H |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
RB-47H 55th SRW (c) Lou Drendel |
WB-47E 9th WRW 55th WRS (c) Lou Drendel |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
йНМЯРЮМРХМ йСГМЕЖНБ. яРПЮРЕЦХВЕЯЙХИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ аНХМЦ B-47 «яРПЮРНДФЕР» юБХЮйНККЕЙЖХЪ 2010-06. й.ю. йСГМЕЖНБ. яРПЮРЕЦХВЕЯЙХИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ аНХМЦ B-47 «яРПЮРНДФЕР» Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Boeing RB-47H Stratojet USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Boeing RB-47H ‘Stratojet’ FAQs.org. Greg Goebel. Air Vectors. The Boeing B-47 Stratojet Aircraft Profile 83. Pete M. Bowers. The Boeing B-47 Squadron/Signal 1028. Lou Drendel, Tom Y’Blood. B-47 Stratojet in action Nationalmuseum.af.mil. Boeing RB-47H Stratojet Aviation News 2015-01. Bob Archer. Boeing RB-47H Stratojet Le Fana de l’Aviation 2012-11. Douglas Gordon. Un jeu dangereux 1000aircraftphotos.com. No. 10801 addition. Boeing 450-157-35 EB-47E(TT) Stratojet (53-2315 c/n 4501128) US Air Force |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2019
МиГ-19 идёт на перехват
К тому времени советские локаторы засекли неопознанную цель. Именно цель, ибо из причастных к тому драматическому факту специалистов никто не знал, какого гостя они «принимают». В авиационном истребительном полку, где в этот день боевое дежурство нёс капитан Василий Поляков, объявили готовность.
«Обычное было дежурство, — делился воспоминаниями с автором этих заметок житель Севастополя Василий Амвросиевич Поляков, уже будучи майором в отставке. — Осложнений не предвиделось, а к вечеру — сигнал…»
Василий Поляков в полку был одним из опытных лётчиков, в совершенстве освоившим МиГ-19, командовал звеном. Кроме учёбы в Армавирском военном авиационном училище, у него за плечами было восемь лет в истребительных частях противовоздушной обороны. Не случайно 1 мая на перехват самолёта-шпиона U-2, пилотируемого Пауэрсом, из полка назначили именно Полякова. Но тогда поединок просто не состоялся — американский самолёт-шпион не долетел до Кольского полуострова, был сбит на Урале. И вот очередной самолёт-нарушитель.
© wikipedia.org
Военные атташе иностранных государств на выставке останков сбитого самолёта в ЦПКиО в мае 1960.
В готовности к немедленному взлёту на аэродроме находился и пилот соседнего полка, где на вооружении стояли высотные перехватчики Су-9. Однако Поляков оказался расторопнее и поднялся в воздух раньше. Пилоту Су-9 предстояло ещё надеть гермошлем, вот и не успел.
— Подбегаю к самолёту, — рассказывал Василий Амвросиевич, — а двигатель машины уже запущен. Взлетел, и сразу пошло наведение. Знал ли, что передо мной американский бомбардировщик, вооружённый двумя 20-мм пушками? Нет. В душе надеялся: цель — учебная. Но вот поступает команда «Перезарядить оружие». Понял: поединок предстоит реальный. Стремительное сближение, и я увидел самолёт, опознавательные знаки ВВС США, лица пилотов. Подошёл ближе к бомбардировщику и эволюциями машины начал показывать: следуйте за мной. Самолёт военный, но он мог заблудиться. Наилучшее решение — посадить его. Однако бомбардировщик не реагировал на сигналы. Это осложняло дело, пилоты просто не могли не видеть меня. «Что делать?» — запросил землю. Молчание…
Прервём на этом месте рассказ Василия Амвросиевича для небольшого отступления, чтобы прояснить ситуацию. Если в воздухе лётчик действовал безукоризненно, то на земле не обошлось без изъянов. Наводил Полякова на цель один из старших офицеров полка. Он грамотно руководил действиями лётчика истребителя до того момента, пока Поляков не сообщил, что цель уходит. Офицер растерялся и, по свидетельству очевидцев, не мог прийти в себя в течение нескольких минут.
Но хорошо, что рядом оказался его помощник, член боевого расчёта командного пункта старший лейтенант Анатолий Котляров. Убедившись, что самолёт боевой и не реагирует на требование идти на посадку, он приказал лётчику уничтожить цель, за что впоследствии был удостоен государственной награды.
© авиару.рф
В воздух был поднят МиГ-19, управляемый капитаном Василием Поляковым.
Продолжение рассказа Полякова
— После затянувшегося молчания — команда: «Уничтожить». Приготовился к атаке, сначала мелькнула мысль использовать ракеты, но до нарушителя было слишком близко, и я дал пушечный залп. RB-47 вздрогнул и пошёл на снижение. Я понял: попадание точное, и сделал крутой отворот — бомбардировщик мог открыть ответный огонь. На вершине горки почувствовал: меня не достать и уже спокойно воспринял исходящие от самолёта яркие пульсирующие точки. Потом Маккоун и Олмстед утверждали, что орудия сработали вопреки их воле — при катапультировании кто-то из пилотов случайно нажал на гашетку. А может, и не стреляли орудия, а я увидел играющие на металле стремительно падающего RB-47 солнечные блики… Сначала машина задымилась, затем из неё вырвался факел, и в ту же секунду — провалилась в облаках. Я сделал ещё круг, убедился, что самолёт уничтожен, и доложил: «Цель исчезла». Понимал, переговоры могли прослушиваться американской радиоразведкой (так оно и было. — Ред.) и намеренно придал докладу некую неопределённость. Но тут с земли донеслось суровое: «Где цель?» И я чётко ответил: «Уничтожена». Только после этого последовала команда на посадку.
А через несколько дней капитана Полякова вызвали в Москву. Вернулся он уже с наградой — орденом Красного Знамени.
КАК БЫЛ УНИЧТОЖЕН RB 47
КАК БЫЛ УНИЧТОЖЕН RB 47
Весной 1949 года в ответ на блокаду Западного Берлина в приграничном воздушном пространстве Советского Союза началась разведывательная деятельность американской авиации.
Именно тогда в США появился на свет секретный план войны с СССР под названием «Дропшот», по которому Пентагон планировал сбросить на нашу страну в течение 30 суток 300 атомных и 200 тысяч тонн обычных бомб.
Примерно в декабре 1950 года комитет начальников штабов пришел к выводу о необходимости использовать в этих целях новые самолеты B 47B, которые только запускались в производство. Предполагалось оснастить их фотокамерами, устанавливавшимися в бомбовых отсеках. Президент Трумэн дал «добро» на два полета «47 х» вглубь советской территории: один над Чукоткой и северным побережьем Сибири, другой – южнее, вдоль побережья Приморья. Впервые выполнили разведывательные полеты с попутным фотографированием советской территории экипажи пары B 47B полковников Дональда Хиллмэна и Патрика Флеминга. Это произошло 15 октября 1952 года с авиабазы Йельсон. После дозаправки от самолетов KC 97 у мыса Барроу Флеминг достиг острова Врангеля и прошел обратным курсом на восток вдоль северного побережья Чукотки. Хиллмэн сразу же углубился над полуостровом между Становой и Амбарчиком, вышел к Эгвекиноту и достиг бухты Провидения, после чего повернул к полуострову Сьюард на Аляске. В ходе этого полета со стороны советских МиГ 15бис 53 го смешанного авиационного корпуса, где заместителем командира служил полковник Иван Пстыго – впоследствии заслуженный военный летчик СССР, Герой Советского Союза, маршал авиации – была отмечена безуспешная попытка перехвата высокоскоростного высотного бомбардировщика. Вместе с тем в период перехвата второй пилот Хиллмэна майор Лестер Гантер перебрался в хвостовую башню и был готов вести огонь из пулеметов по нашим «МиГам». Однако те шли ниже «47 го». В итоге за 7 часов 45 минут нахождения в воздухе оба экипажа покрыли расстояние в 5500 километров, причем около 1300 километров они прошли над территорией СССР. Заместитель командира 306 й эскадрильи бомбардировщиков полковник Дональд Хиллмэн был отмечен командованием стратегической авиации крестом «За летные заслуги». Естественно, американцев очень интересовало состояние боеготовности общевойсковой армии русских, дислоцированной Сталиным на Чукотском полуострове на случай возможной войны с США, а также степень освоения тундровых ледовых аэродромов в приморском регионе. Некоторые из этих аэродромов были им знакомы еще со времен Второй мировой войны, когда по трассе «Алсиб» перегонялась на советско германский фронт по программе ленд лиза их авиационная техника. В начале декабря 1951 года в Великобритании, на авиабазе Скалторп, пилоты королевских ВВС под началом полковника Мериона Миксона начали тренировочные полеты на американских модернизированных машинах RB 47C. Это был уже чисто разведывательный вариант бомбардировщика B 47. Экипажи комплектовались по смешанному принципу – из англичан и американцев, а полеты выполнялись днем и ночью над Англией и Западной Европой. На случай, если они подвергнутся атакам истребителей противника, шпионы должны были передавать в эфир на запасной частоте сигнал «ОМБ» («О, мой Бог»). 29 апреля 1954 года американская стратегическая авиация провела глубокую разведку для возможного ядерного удара по основным городам СССР. Группа бомбардировщиков B 47, стартовав с европейских натовских аэродромов и пользуясь недосягаемостью огня зенитных артиллерийских систем и высоты со стороны советской истребительной авиации, успешно вышла на рубеж Новгород – Смоленск – Киев. По мнению специалистов того времени, не исключалось, что на их борту находились ядерные боеприпасы. Позже появление американских бомбардировщиков фиксировалось отечественными средствами радиолокации над Ленинградом и Подмосковьем. Наши РЛС могли наблюдать эти полеты, но боевые средства ПВО были еще не в состоянии эффективно противодействовать реактивным бомбардировщикам янки, следовавшим на больших скоростях и высотах. Первое столкновение RB 47 х с советскими «МиГами» произошло 8 мая 1954 года над Кольским полуостровом. В нем участвовали 3 новеньких RB 47E 91 го авиакрыла ВВС США, взлетевшие с английской авиабазы Фаерфорд. Эти самолеты отличала особая конструкция носовой части, где разместили фотокамеру K 38. Еще 3 камеры K 17 поместили в бомбовом отсеке. Пулеметы в кормовой башне заменили на спаренную 20 миллиметровую пушку. Но, как выяснилось позже, этого вооружения оказалось явно недостаточно. Наиболее массированно самолеты разведчики RB 47 были использованы против Советского Союза в операции «Хоумран» («Дорога домой»), одобренной президентом Эйзенхауэром в начале февраля 1956 года. Для ее осуществления на авиабазе в Туле в Гренландии было сформировано специальное соединение под командованием бригадного генерала Хьюитта Уэллса, состоявшее из 16 самолетов RB 47E, 28 заправщиков KC 97 и 5 новейших RB 47H. Последние машины, помимо фотокамер, уже могли нести в бомбовых отсеках аппаратуру радиоперехвата и радиолокационного слежения с тремя офицерами операторами. Один из таких опытных операторов Брюс Бейли, участвовавший более чем в 400 шпионских полетах, так описал суть своей работы: «В ходе выполнения задания мы не раз делали ложные маневры в сторону советской границы (?!), чтобы заставить Советы включить дополнительные радиолокаторы. Несомненно, что радиолокаторы русских не работают все время. Зачем раскрывать свои карты? Поэтому самолеты радиолокационной разведки обманывают операторов радиолокаторов – умышленно летают на близком расстоянии в надежде, что подключатся другие радиолокаторы. Радиолокаторщики уже не попадаются на этот обман так легко, как раньше. Опытный бортовой оператор разведчик изучает не только сигналы радиолокационных станций. Он может перехватывать данные секретной радиосвязи. Однако основным назначением самолета радиолокационной разведки является получение данных, с помощью которых определяются методы подавления радиолокаторов противника». По мнению американских исследователей Херша и Бэмфорда, все это необходимо было на случай, если «их ядерные бомбардировщики могли получить приказ атаковать Советский Союз или ответить на его первый удар. Соединенным Штатам при этом требовалось располагать сведениями о месторасположении и потенциальных возможностях каждой советской радарной установки и каждого противовоздушного объекта, чтобы гарантировать прорыв достаточному количеству своих самолетов». Объектами американского шпионажа были первые советские атомные подводные лодки, стратегические бомбардировщики – носители ядерных боеприпасов Ту 4 (аналог их B 29 «Суперкрепость»), Ту 95 («Медведь»), реактивные М 4 («Бизон»), Ту 16 («Барсук») и места их базирования, испытательные полигоны ядерного оружия в Семипалатинске и на Новой Земле («Банановый остров», как его окрестили янки), ракетного оружия в Капустином Яру и в Тюратаме. Летая вдоль границ и над территорией СССР, самолеты шпионы собирали телеметрические данные и радиосигналы, передававшиеся в эфир во время запусков баллистической ракеты, что позволяло составлять представление о работе ее бортовых систем, определять расход топлива, скорость движения ракеты, оценивать в реальном времени успехи советской ракетно ядерной программы. Большая часть самолетов проникала в воздушное пространство Советского Союза на несколько километров, но некоторые долетали до Урала. Все полеты выполнялись в светлое время суток. Всего в ходе операции «Хоумран» за семь недель американские пилоты сделали 156 вылетов, в том числе 1 массированный, когда 6 мая 1956 года шестерка RB 47E прошла над Амбарчиком до Анадыря и обратно. При этом ни одна машина потеряна не была. Перехваты же «МиГов» были осуществлены только в 3–4 случаях и то безрезультатно. 14 мая 1956 года последовал официальный протест Москвы. Но, как обычно, Вашингтон в ответной ноте сослался на «ошибки пилотов в сложных погодных условиях Арктики». 26 июля 1958 года самолет разведчик RB 47 в очередной раз нарушил границу СССР в районе Каспийского моря и углубился в его воздушное пространство на 15 километров. Этот и последующие полеты санкционировал лично Эйзенхауэр, утвердив в конечном итоге операцию «Хот шоп» («Горячий цех»). В соответствии с ней самолеты, взлетавшие с турецкой авиабазы Инджирлик, должны были летать вдоль советско иранской границы и фиксировать испытательные пуски баллистических ракет на территории СССР. Для этой цели к марту 1958 года туда перевели 3 новых самолета разведчика RB 47E. До весны 1959 года RB 47E парили в небе над Ираном в ожидании пусков советских ракет. Иногда выше их совершали патрулирование и знаменитые самолеты шпионы U 2. Утро 1 июля 1960 года, казалось бы, не предвещало ничего плохого экипажу американского самолета разведчика RB 47H капитана Уильяма Палма. Второй пилот 1 й лейтенант Фримэн Олмстэд привычно принял доклады технической команды о готовности корабля к вылету. Штурман 1 й лейтенант Джон Маккоун сверил полетные карты и проверил работоспособность своего навигационного оборудования. Это был их седьмой вылет на разведку русских объектов с английской авиабазы Брайз Нортон, где дислоцировалось 55 е авиакрыло стратегического авиационного командования ВВС США, в районы Баренцева и Балтийского морей и к границе ГДР с ФРГ. Все они прошли успешно. На этот раз «хорькам» – так именовались члены экипажей самолетов разведчиков в американской авиации – предстояло лететь с новой группой «воронов» – так называли бортовых операторов радиолокационной разведки: капитаном Юджином Поузом и лейтенантами Дином Филлипсом и Оскаром Гоуфортом. Для последнего это был первый вылет на задание в его служебной карьере. Ночью в обстановке полной секретности на борту RB 47 была установлена новейшая электронная спецаппаратура радиоперехвата и радиолокации. В ходе предполетного инструктажа командир крыла майор Дэбелл после объявления цели и маршрута очередного полета подчеркнул Палму, что этот полет особенный – он должен сохраняться в строжайшей тайне и экипажу категорически запрещено поддерживать регулярную связь с базой. Впрочем, последнее указание не было ново для «хорьков». Начиная с июля 1951 года все полеты «47 х» к границам и над территорией СССР проводились в режиме полного радиомолчания с момента взлета и до момента возвращения на свой аэродром. Если в эфире произносилось хотя бы одно слово, все полеты, намеченные на день, отменялись. Маршрут данного полета, планировавшегося в интересах ВВС, ЦРУ, НАСА и других заинтересованных организаций США, пролегал от берегов туманного Альбиона вдоль северного побережья Норвегии к советскому Кольскому полуострову и обратно. Время полета – 12 часов. В 10.00 по гринвичскому времени самолет разведчик RB 47H, ведомый капитаном Палмом, стартовал из Англии и взял курс на Норвегию и далее на СССР. Примечательно, что весь полет янки в самой Норвегии контролировала их спасательная станция запасного аэродрома Буде, работавшая на приеме в течение всего полета и расположенная на северо западе страны. Туда же шпионский экипаж должен был сесть в случае непредвиденных обстоятельств. Обогнув мыс Нордкап, самолет лег на курс, параллельный побережью Кольского полуострова. Периодически включая бортовую радиолокационную станцию, Маккоун проверял стремительно сокращавшееся расстояние до советского берега. Дважды штурман давал поправки в курсе своему командиру, на что следовал неизменный ответ: «Я знаю». Палм действительно знал, что делал, направляя свою машину в сторону Архангельска. На пятом часу полета позади остались нейтральные воды. Впереди всего лишь в трех десятках километров находился советский мыс Святой Нос. Как вдруг второй пилот Фримэн Олмстед заметил в 3–5 километрах от них след реактивного выброса русского «МиГа». Но Уильям Палм оставался невозмутимым и продолжал углубляться в советское воздушное пространство… А теперь слово полковнику в отставке Василию Полякову: «В тот день 1 июля 1960 года я нес боевое дежурство во 2 й готовности на аэродроме под Мурманском. Команду «Воздух!» дали сразу двум экипажам: мне на МиГ 19 и второму – на Су 9. Мне на «МиГе» сделать взлет было легче, нежели товарищу на «Сухом». Пока он гермошлем наденет, комбинезон… минут 10 потребуется. Американцы в те годы обнаглели совсем. Пользовались своим преимуществом по высоте и скорости и безраздельно бороздили наше воздушное пространство. Главной целью RB 47 были советские радары. Часто они подходили к границе фронтом со стороны Норвегии, затем разворачивались на 180 градусов и уходили. При этом засекали работу включавшихся наших РЛС… Когда 1 июля меня подняли на нарушителя, я еще не знал, что это был RB 47. После наведения на него дали команду: «Перезарядить оружие!» Помимо пушки, на любом «МиГе» висели еще НУРСы. Доложил: «Цель вижу. Что делать?» В ответ: «Подойти поближе и определить». Выполнил, приблизился со стороны правого крыла разведчика примерно до 30 метров и в соответствии с международными правилами подал ему сигнал: «Внимание! Следуйте за мной». Но RB 47 вместо выполнения команды попытался оторваться от меня…» Заметив за спиной подошедший МиГ 19 Василия Полякова, Фримэн Олмстед закричал: «Внимание, внимание, истребитель по правому борту!» Уильям Палм оглянулся и воскликнул: «Черт, из какого ада выпрыгнул этот русский парень?» Прошло ровно 8 часов полета. По команде командира второй пилот перебрался в кормовую башню к пушкам. По рекомендации штурмана Джона Маккоуна Палм начал выполнять поворот налево. Там, по карте, лежал «Банановый остров», где «Москва в 1955 году построила новый ядерный полигон». «После явного неподчинения, видя, что шпион пытается покинуть наше воздушное пространство, я запросил КП: «Цель уходит. Что делать?» – вспоминает Василий Поляков. – После продолжительной паузы последовала команда: «Уничтожить!» Я сделал два залпа, и RB 47 загорелся…» В тот день Василия Амвросиевича наводил на перехват один из старших офицеров полка. После последнего доклада Полякова он растерялся. Еще свежи в памяти всех были события с Пауэрсом. Тогда от своего же огня погиб и летчик истребитель на таком же МиГ 19 старший лейтенант Сергей Сафронов. В соединениях и частях войск ПВО были объявлены соответствующие приказы, виновные понесли суровые наказания – снижены в должностях, в воинских званиях. Правовой режим охраны границы был еще не отработан… Увидев огни выстрелов из пушек «МиГа», Олмстед привел в работу свои пушки, но безрезультатно. Русский летчик оказался точнее. После первой очереди объяло пламенем двигатели под левым крылом. Самолет стал резко терять высоту. Вторая 20 секундная очередь принесла еще большие разрушения. Палм отдал приказ: «Приготовиться! Приготовиться!» Все поняли, что речь идет о выброске с парашютами. Всего 10 секунд командир и второй пилот пытались восстановить управление машиной, но потом Палм был вынужден скомандовать: «Прыгаем! Прыгаем!» Палм, Олмстед и Маккоун выбросились с парашютами. Последним двоим по приземлении на воду удалось вскарабкаться на свои спасательные плотики. Командир запутался в парашютных стропах и захлебнулся. Не повезло и трем «воронам», ушедшим на дно Баренцева моря вместе с обломками самолета. Через 6 часов Олмстеда и Маккоуна, а также тело Палма, подобрал советский траулер. Их, как и Пауэрса, доставили в Москву, на Лубянку, в КГБ СССР на допрос. Останки их командира передали представителям Соединенных Штатов. «Когда я вернулся на свой аэродром, сразу же написал боевое донесение, – рассказывает Василий Поляков. – Время моего дежурства еще не вышло, и прилетевший командующий спросил меня, могу ли я продолжать дежурить? Я ответил: «Конечно». Сначала у командования даже были сомнения – не свой ли это был Ту 16. Но объективные средства фотоконтроля подтвердили, что это американский RB 47. В столице, на Лубянке, я присутствовал на очной ставке со сбитыми мной Олмстедом и Маккоуном. Их допрос проходил параллельно с завершением следствия по делу их коллеги Пауэрса. И второй пилот, и штурман признали, что их самолет нарушил наше воздушное пространство. 12 июля состоялся Указ Верховного Совета СССР о награждении меня «за выполнение боевого задания по уничтожению самолета разведчика США, вторгшегося 1 июля 1960 года в пределы Советского Союза», орденом Красного Знамени. В Кремле награду я получал из рук лично председателя Леонида Ильича Брежнева». Итогом уничтожения RB 47 стали требования турецких и японских властей от янки ликвидировать их секретные базы самолетов U 2 на своих территориях. Турцию также тайно покинули и британские пилоты, привлекавшиеся для разведывательных полетов против СССР. Через 7 месяцев Маккоун и Олмстед были переданы на родину. Но шпионские рейды американской авиации над советской территорией продолжались. Их история хранит еще немало тайн и загадок.
< Предыдущая | Следующая > |
Комментарии
1
2
0 #19 Viktorgax 08.09.2019 14:37 Наша компания предлагает возможности строительство под ключ https://www.stoimsya.ru частных домов из газобетона. Мы специализируемс я на комплексном предоставлении услуг, начиная от выполнения проекта и заканчиваем отделкой построенного нами дома. Сразу после сдачи наши дома полностью готовы к заселению. Работа нами выполняется по первоначальной смете, которая составлена еще до заключения договора. В последующем перерасход средств полностью исключаются. https://www.stoimsya.ru — https://b.radikal.ru/b34/1908/5b/f09986182889.jpg
Цитировать
0 #18 RichardMog 20.08.2018 20:12 Всем привет!
Цитировать
0 #17 Norma Jackson 22.07.2018 19:58 Но такой бред можно было ещё написать своему командованию. А вот как докладывать ТОТ ФАКТ хозяину в Кремле, что решение на уничтожение самолёта принимал капитан Поляков самостоятельно? Ведь Никита может задать резонный вопрос, А НА ХРЕНА ТОГДА ВЫ ВСЕ МАРШАЛЫ И ГЕНЕРАЛЫ НУЖНЫ, ЕСЛИ ЗА ВАС ДУМАЕТ КАПИТАН? Да, задал задачку капитан Поляков своим командирам…
Цитировать
0 #16 Pavlosmcc 20.07.2018 04:53 удалите,пожалуй ста! . s.hi.na.m.i.nsk.2.0.15gmail.com
Цитировать
0 #15 Danielhaisa 07.07.2018 16:05 Фирма Реал предлагает высококачествен ную продукцию собственного производства. Это разнообразные хозяйственные, спортивные и мужские сумки https://www.mix-bags.ru , которые реализуются мелким и крупным оптом. Наша компания работает на рынке начиная с 2009 года и является предприятием самостоятельног о цикла производства. Мы специализируемс я на изготовлении сумок из замши и кожи. Благодаря собственному циклу производства мы можем гарантировать великолепное качество реализуемой нами продукции. https://www.mix-bags.ru — https://s019.radikal.ru/i625/1709/33/099565e2c040.jpg
Цитировать
0 #14 Helenadcx 01.07.2018 22:40 удалите,пожалуй ста! . su.perv.i.s.or.2.0.15.i.nv.inogmail.com s.u.p.erv.isor.2.0.15.invi.n.ogmail.com sup.e.r.v.is.or201.5invi.n.ogmail.com s.u.p.e.rvi.so.r20.1.5.in.v.in.ogmail.com s.up.er.v.i.s.or2.0.1.5in.vin.ogmail.com
Цитировать
0 #13 Andreaskln 05.04.2018 05:33 Доброго времени суток товарищи! Наша контора занимается свыше 10 лет изготовлением кухни под заказ bo.ri.s.198.0s.ecen.ovgmail.com
Цитировать
0 #12 AnnushkaAlcop 20.03.2018 11:16 https://suveniir.ru/images/9068b248538e.jpg
Цитировать
0 #11 Karloshzp 07.03.2018 02:41 удалите,пожалуй ста! . s.hi.na.mi.nsk.201.5gmail.com
Цитировать
0 #10 Bogdanmim 21.12.2017 10:34 удалите,пожалуй ста! . b.lizkoy.an2.017gmail.com b.l.izk.o.y.an.20.17gmail.com bl.izk.oy.a.n.2017gmail.com b.l.izkoy.a.n2.017gmail.com bl.iz.k.oya.n20.17gmail.com
Цитировать
1
2
Обновить список комментариев RSS лента комментариев этой записи.
Добавить комментарий
Конструкция
Вертолет двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси.
Фюзеляж
Цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину объемом 41,7 м³ , в которой установлено 44 сиденья (33 основных и 11 дополнительных, вдоль центрального прохода), заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу, снабженную тремя откидными секциями, и отсеки пилонов несущих винтов. Грузовая кабина с размерами 9,19 х 2,29 х х 1,98 м и площадью пола 21 м² имеет с правой стороны большую сдвижную дверь с размером 1,68 х 0,9 м и дополнительно люки аварийного покидания кабины. Грузовая кабина и кабина экипажа соединены проходом. В санитарном варианте в кабине могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара, в пассажирском варианте устанавливаются сиденья для 44 пассажиров, по 4 в ряд с центральным проходом. Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на усилие 11 970 кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140 кг каждый.
Несущие винты
Трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей, вращающиеся в противоположных направлениях. Лопасти прямоугольной формы в плане площадью 7,43 м² каждая и хордой 0,81 м. D-образный лонжерон лопасти выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, с оковкой носка из титановых и никелевых сплавов, хвостовые отсеки также выполнены из стеклопластика с заполнителем из номекса. В носке лопасти установлены противовесы, в лонжероне также устанавливают заменяемые противовесы из вольфрама – для регулировки конусности. Лопасти имеют усовершенствованный аэродинамический профиль VR-7 (а на лицевой части, где достигается скорость обтекания, соответствующая числу М=0,85, – профиль VR-8) и, линейную крутку -12°. Предусмотрена установка противообледенительной системы на лопастях. Окружная скорость концов лопастей 215 м/ с.
Силовая установка
Двигатели установлены с каждой стороны пилона заднего несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, затянутые сетчатым экраном. Вспомогательная силовая установка Comp Т-62Т-2В мощностью 71 кВт/95 л. с. используется для привода вспомогательных агрегатов, а на земле обеспечивает работы электросистемы, гидроусилйтелей системы управления, шасси, гидравлических насосов и других агрегатов.
Трансмиссия
Состоит из центрального редуктора, редукторов несущих винтов, редукторов двигателей и соединительных валов. Передаточное Отношение от двигателя к несущим винтам 1: 67.
Системы охлаждения и смазки редукторов
Усовершенствованы: воздух для охлаждения подается из воздухозаборника, расположенного в носовой части заднего пилона. Маслосистема дублирована. Трансмиссия рассчитана на максимальную мощность 5590 кВт/7500 л. с. и на 330 мин работы без масла. Емкость маслобака 14 л.
Топливная система
Включает шесть самогерметизирующихся, заправляемых под давлением топливных баков (по три в боковых обтекателях) общей емкостью 3900 л. Возможна установка в грузовой кабине трех дополнительных топливных баков по 3025 л каждый.
Шасси
Неубирающееся, четырехопорное, с масляно-пневматическими амортизаторами. На передних опорах сдвоенные колеса. Колеса задних опор самоориентирующиеся, управляемые. Все колеса имеют пневматики с давлением 0,45 мПа/4,6 кг/см² и дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Предусмотрена установка на колеса съемных лыж. База шасси 6,86 м, колея 3,2 м.
Система управления
Бустерная, усовершенствованная, фирмы “Хануиэлл”, обеспечивающая выдерживание положения и скорости, полета вертолета, а также выбор и выдерживание курса и высоты полета; включает гидроусилители и систему стабилизации.
Гидравлическая система
Модульной конструкции обеспечивает работу гидроусилителей системы управления, тормозной системы шасси и несущего винта. Давление в гидравлической системе управления составляет 20 МПа/207 кг/см² скорость протекания смеси 53 л/ мин, имеется сферический резервуар емкостью 5,32 л с давлением 0,17 мПа/1,72 кг/см² . В гидравлической системе общего назначения давление составляет 23 мПа/230 кг/см² , скорость протекания смеси 51,5 л/ мин, имеется поршневой гидравлический резевуар объемом около 7 л с давлением 0,39 мПа/3,86 кг/см² .
Электросистема
Состоит из двух автономных цепей, питание которых обеспечивается двумя генераторами переменного тока (40 кВА) с воздушным охлаждением, приводимых от центрального редуктора.
Радиоэлектронное оборудование
Стандартное, включает УКВ- радиостанцию АРС-164 дециметрового диапазона с AM; СПУ С-6533; систему опознавания “свой-чужой” Бендикс АРХ-100, всенаправленный уКВ-маяк ARN-123, радиовысотомер ARN-209, радиокомпас ARN-89B; стандартные пилотажные приборы включают указатель горизонтального положения AQV-бА.
Модификации
СН-47А – базовый вариант.
ACH-47A – «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
СН-47В – модификация с новыми двигателями и лопастями.СН-47С – модификация с новыми двигателями.
CH-47D – модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик.
СН-47D International Chinook (Model 414—100) – первая экспортная модификация CH-47DНС.
Мк.1 и Мк.1В – вариант СН-47 для ВВС Англии
MH-47D – вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.
С/МН-47Е – многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
CH-47F – развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
MH-47G – вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
HH-47 – спасательная модификация MH-47G.
СН-47J – вариант для Сил самообороны Японии.
CH-47SD (Супер D) – дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление.