Тухачевский и легкая добыча басмачей
Тухачевщина (по фамилии печально известного маршала) – это вбухивание сумасшедших денег во внешне эффектные, но совершенно бесполезные системы вооружений. Притом что действительно необходимых образцов у страны во время реальной войны не оказывается. Помните, как стали совершенно мертворожденными все эти радиоуправляемые катера и танки, универсальные орудия и противотанковые торпеды? В то время как у СССР до конца войны так и не появилось своих самолетов – корректировщиков огня, как немецкая «рама» ФВ-189, или бронетранспортеров?
Недавно мое внимание привлек кричаще-бульварный заголовок «Российский смертоносный «Маркер» подготовят через год».
«Проект российского смертоносного робота «Маркер», впервые представленный в октябре 2022 года, будет завершен в 2021-м. Об этом сообщил РИА «Новости» глава научно-технического совета – заместитель генерального директора фонда перспективных исследований Виталий Давыдов.
По его словам, машина станет полностью автономной. «Оператор будет выдавать только целеуказание, а робот сам решит, как двигаться к цели с учетом типа местности, преодолеет встретившиеся на пути препятствия и уже на месте выберет и применит оптимальный тип вооружения», – сказал специалист.
“Надо заканчивать с таким вот пропагандистским угаром. Ревизовать то, что делается в военно-технической сфере, безжалостно отбрасывая тухачевщину и откровенное доение бюджета на военно-патриотической шумихе”
Давыдов отметил, что к настоящему времени «Маркер» умеет работать со стрелковым оружием и уничтожать наземные и воздушные цели, а в ближайшее время машина будет испытана с гранатометом. В перспективе, по словам гендиректора, устройство сможет оснащаться беспилотниками».
Перед нами – реинкарнация танкеток двадцатых годов и начала тридцатых. Техники, которая потерпела сокрушительное фиаско и оказалась тупиковой ветвью развития. Только тут – безэкипажный вариант. Представьте себе этих роботов на поле боя. Они слишком малы, чтобы преодолевать большие препятствия, и крайне уязвимы.
Откроем статью Игоря Шмелева «Латники ХХ века» («Техника – молодежи», № 7, 1979). В Первую мировую войну «полковник Ж. Этьенн и английский майор Дж. Мартель еще в 1915 году мечтали о «роях бронированных застрельщиков». Эту идею после войны возродил известный военный теоретик Дж. Фуллер. Он считал, что нужно иметь множество легких и дешевых в производстве бронированных машин, рассчитанных на одного-двух человек».
Не избежал сей моды и СССР. И там начали конструировать дешевые с использованием узлов обычных автомобилей и двигателями в 18–40 лошадиных сил танкетки. Как хорошо! На смену пехоте идут моторизованные, с пулеметами, рыцари индустриальной эры!
Однако реальные боевые действия показали, что танкетки не могут преодолевать больших рвов и ям – по причине своей миниатюрности. Кроме того, они уничтожаются огнем не пушек, а даже пулеметов и винтовок: их броня слишком тонка. В отличие от пехотинца, танкетка не может укрыться в окопе или воронке от снаряда. Когда Красная армия попробовала применить танкетки Т-23 во время войны с басмачами-колтоманами в Туркмении 1932–1933 годов, то столкнулась с их огромными потерями. Басмачи расстреливали их из пулеметов, ловили в «волчьи ямы» и потом обливали бензином, бросали факелы. Такой же печальный опыт приобрели войска Саудовской Аравии в те же годы, сталкиваясь с отрядами йеменцев. Боливия пробовала применить танки-малютки войне с Парагваем в 1932–1935 годах. А окончательно поставили крест на танкетках попытки итальянцев применить их для поддержки атак пехоты в испанской войне 1936–1939 годов. Концепция механизированной «брони от инфантерии» в таком виде оказалась провальной. Уцелевшие танкетки использовались для разведки и боевого охранения.
«Маркер». Фото: fpi.gov.ru
И вот теперь нам предлагают танкетку-робота. Легко представить, какой желанной добычей они станут для пулеметчиков, для снайперов с крупнокалиберными винтовками и даже для обычной пехоты. Как и для малых ударных беспилотников. Брось такие машинки в городской бой – и остовы подбитых роботов запрудят улицы. Стрелки из домов и развалин перещелкают их как семечки. Так к чему нам такие «смертоносные роботы»? Чтобы освоить государственные деньги и показать красивую картинку для восторженного электората? Рассуждения о введении в состав мотострелковых рот четвертого «робовзвода» – сказки, повторение танкеточных утопий 1920-х.
Конечно, можно предположить, что на «Маркере» отрабатывают решения для большого танка-робота, но тут меня терзают большие сомнения. В городских условиях (и для борьбы с террористами) больше подойдут роботы шагающие и лазающие, нежели гусеничные. А будущее танковых войск – боевые стаи из специализированных машин, работающих в связке с ударными беспилотниками и штурмовыми вертолетами.
Словом, перед нами – скорее новая тухачевщина, нежели действительно перспективное оружие. Деньги на ветер ради внешнего пропагандистского эффекта. Ибо в реальных, а не придуманных войнах такая техника не пригодится так же, как когда-то оказались ненужными многие затеи маршала-прожектера. Войны между тем скорее будут партизанскими, иррегулярными. И наземные роботы нужны прежде всего для таких вот конфликтов.
Тут есть чему поучиться у «тупых пиндосов», кстати. Ничего зазорного – мы у немцев в свое время многое переняли.
Танкетка
Танкетка
(англ. wedge – клин) – женские туфли, у которых толстая подошва в области пятки сужается до тонкой в области носка. Подобный дизайн обувной подошвы можно было увидеть в разные времена в различных цивилизациях – см. статью — Обувь на платформе.
Термин «танкетка» пришел в обувную индустрию из военного ведомства, где он обозначает легкую быстроходную машину. Женские туфли на танкетке и босоножки на танкетке
получили своё название из-за внешнего сходства с одноименной гусеничной машиной, которое можно заметить, если посмотреть на обувь сбоку.
В истории моды изобретателем танкетки считают итальянского обувного мастера Сальваторе Феррагамо (Salvatore Ferragamo).
Из-за экономических санкций, наложенных на Италию после её вторжения в 1935 году в Эфиопию, в стране начался недостаток материалов, которые были традиционны для производства обуви. Сальваторе Феррагамо решил опробовать новые методы, вспомнив забытые материалы, и начал делать пробковые подошвы, которые в XV веке, в период моды на чопины, были распространены в Италии. Феррагамо придумал заполнить пространство между носочной частью туфель и пяткой пробковым деревом с Сардинии. Этот материал отличала прочность, легкость и долговечность. Впервые полноценную модель туфель на танкетке
дизайнер представил в 1935 году. Комфортная и практичная, она пришлась как нельзя кстати. Танкетка завоевала популярность и стала копироваться другими мастерами.
Обувь на танкетке
, как и обувь на платформе была модной в 1940-е годы. В 1950-е многие женщины носили удобную обувь на танкетке, но модной она не считалась.
Триумфальное возвращение платформ и танкеток произошло в 1970-е годы.
С тех пор танкетка, крепко держит свои позиции и периодически входит в модный обувной топ.
В XXI веке супермодной стала спортивная обувь на танкетке
–
кроссовки на танкетке
,
сникерсы на танкетке
,
кеды на танкетке
, теннисные туфли на танкетке и пр.
В 2011 году французский дизайнер Изабель Маран (Isabel Marant) начала выпускать высокие кроссовки на танкетке
, которые в России часто называют сникеры или
сникерсы на танкетке
(от англ. sneakers, что собственно и означает кроссовки).
Сникерсы на танкетке
очень быстро завоевали популярность у западных звезд, тенденция носить кроссовки в таком стиле начала набирать обороты и стала неотъемлемой частью современной моды.
Категории: Азбука моды
Теги: Танкетка | туфли на танкетке | босоножки на танкетке | сникерсы на танкетке | кроссовки на танкетке
Мул и оруженосец
Янки решили оснастить свой спецназ и легкую пехоту сверхпроходимым шестиколесным роботом SMSS . Он может перевозить 300 килограммов груза, следуя за подразделением или за одним из бойцов его, причем самостоятельно. Им управляют и с помощью дистанционного пульта. Так же есть опция перемещения из одной географической точки в другую с помощью спутниковой навигации.
Танкетка Carden-Loyd 1928 год. Рисунок Михаила Петровского
В отличие от «Маркера», перед нами – аналог выносливого мула и оруженосца. Его задача – не в бой идти (его быстро уничтожат), а тащить за бойцами снаряжение и боеприпасы. И если надо, то SMSS повезет на себе раненого. А вот «Маркер» тут бесполезен. Американцы очень верно смекнули, что современный солдат вынужден тащить на себе по сути доспехи римского легионера или средневекового кнехта, все те же четверть центнера. Шлем, бронежилет, оружие с боекомплектом, средства связи и коммуникации, аптечку, воду и паек. И наш воин с комплектом «Ратник» тяжело нагружен. Потому и нужно иметь своего мула-робота. Чтобы не скиснуть на переходе.
Американцы выбрали весьма удачное шасси. Перед нами – не что иное, как популярный в 1960–1970 годы молодежный шестиколесный вездеход типа «Джигер». На Западе выпускали несколько их моделей, называя чем-то средним между трактором и автомобилем (управлялись легкие «джигеры» рычагами, а не баранкой). Обладая двигателями мощностью от восьми до 55 лошадиных сил, они могли ходить по целине и брать подъемы до 45 градусов. При этом умея разворачиваться на пятачке и плавать. Думаю, такие машины, причем не только в роботизированном виде, нужны для спецназа или иррегулярных отрядов боевиков ничуть не меньше, чем знаменитые багги. Каковые сейчас все больше используют в войсках.
Теперь вы сами видите, что полезнее для реальных войн сегодняшнего и завтрашнего дня: реинкарнация танкетки «Маркер» или вот этот робот-джигер. И у кого к новой боевой технике подход рациональнее.
Характеристики [ править ]
Танкетки выпускались как двухместными, так и трехместными. Некоторые из них были настолько низкими, что пассажиру приходилось лечь ничком. [3] Некоторые модели не были оснащены турелями (и вместе с гусеничной подвижностью, это часто рассматривается как определение концепции) или просто очень простой турелью, которую можно было перемещать рукой или ногой. Они были значительно меньше легких танков и не имели танковой пушки ; вместо этого их основным оружием, как правило, были один или два пулемета или, реже, 20-мм автопушка или гранатомет .
Примеры [ править ]
Немецкий Визель , родственная современная концепция, замеченная здесь в зенитной версии Озелота
.
- объединенное Королевство Карден Лойд
- Моррис-Мартель
- L3 / 33
- Тип 92 Джю-Сокоша
- ТКС / ТК-3
- AH-IV
- Т-17
- Renault UE Chenillette
- Panzer I — хотя и классифицируется как легкий танк, большинство его вариантов соответствуют обозначению танкетка.
- Marmon-Herrington CTLS — танкетки официально не обозначены