Сталинец-2: транспортный трактор Челябинского завода

У этого термина существуют и другие значения, см. Сталинец.

Сталинец-2
Производитель СССР СССР, Челябинский тракторный завод
Года производства 1938-1942 (1275 шт)[1]
Тип кузова кузов армейского типа[2]
Привод гусеничный
Масса 11940 кг
Грузоподъёмность 1500 кг
Вместимость 2+8
Длина × Ширина × Высота 4674×244×2756 мм
Дорожный просвет 462 мм
Преодолеваемый брод 0,8 м
Тип двигателя дизель
Модель двигателя МТ-17[1]
Количество цилиндров 4
Объём 15465 см³
Мощность двигателя 77 кВт (104.8 л.с.)
Оборотов в мин 1100
Удельная мощность 8,75 л.с./т
Сорт топлива дизтопливо, смесь автола с бензином и керосином
Ёмкость топливного бака 222 (3 бака) л
Тип охлаждения водяное
Удельное давление на грунт 0,768 кг/кв.см

«Сталинец-2» (C-2)

— средний артиллерийский тягач. Из выпущенных 1275 штук в действующей армии использовалось всего 669[3].

Примечания

  1. 123Прочко Е.
    Транспортный трактор «Сталинец-2» // [modelist-konstruktor.ru/bk/0203 Артиллерийские тягачи Красной Армии]. — Бронеколлекция. — М., 2002. — Т. 1. — С. 14-18. — 36 с.
  2. Александр Иоффе.
    [chtz-uraltrac.ru/news/topics/233.php Вездесущая «сотка»] (рус.). chtz-uraltrac.ru (январь 2007). — Дизель МТ-17 имел мощность 105 л.с. при 1100 об/мин. Проверено 8 августа 2013. [www.webcitation.org/6IvQDJvab Архивировано из первоисточника 17 августа 2013].
  3. [ibryansk.ru/news/other/2011/01/27/stalinec-vytaschili.11309.html «Сталинец» вытащили!] (рус.). iBryansk.ru (27 января 2011). — Трактор-тягач СТ-2 находка довольно редкая, в действующей армии их использовалось всего 669 штук. Проверено 8 августа 2013. [www.webcitation.org/6IvQRxIMC Архивировано из первоисточника 17 августа 2013].
  4. [chtz-uraltrac.ru/news/topics/446.php «Сталинец» из 41-го] (рус.). chtz-uraltrac.ru (октябрь 2008). — Дизель МТ-17 имел мощность 105 л.с. при 1100 об/мин. Проверено 8 августа 2013. [www.webcitation.org/6IvQJoHyZ Архивировано из первоисточника 17 августа 2013].

В 1935 году было принято решение о переводе тракторов ЧТЗ на дизельные двигатели, в том же году был собран первый дизель М-17, спроектированный так, чтобы его можно было установить на трактор типа С-60 с минимальными переделками последнего. В апреле — июне 1937 года сборочный конвейер завода был переоборудован, и с 20 июня был начат серийный выпуск нового трактора С-65, первого в нашей стране с дизельным двигателем. 4-тактный 4-цилиндровый дизель М-17 имел мощность 75 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 850 об/мин. Рабочий объем двигателя 13,53 л. Диаметр цилиндра 145 мм, ход поршня 205 мм. Пуск дизеля осуществлялся при помощи двухцилиндрового четырехтактного бензинового пускового двигателя В-20 мощностью 18 л.с. Сам «пускач» заводили при помощи рукоятки, установленной внизу на лобовом листе капота. В остальном «пускач» весьма похож на те, что и сегодня стоят на тракторах ЧТЗ. Система зажигания — от магнето. Число передач в коробке осталось таким же, как у С-60. Максимальное тяговое усилие 4200 кгс, максимальная скорость движения — 6,5 км/ч. Масса трактора 10800 кг.

Тракторы С-65 получили широкое признание и в сельском хозяйстве, и на стройках, и в армии, где они использовались как тягачи тяжелых орудий.

Говоря о довоенном тракторостроении на ЧТЗ, нельзя не упомянуть транспортный трактор С 2, производство которого было начато в 1940 году. За вынесенной вперед кабиной был установлен кузов армейского типа. Дизель МТ-17 имел мощность 105 л.с. при 1100 об/мин.

За период 1937 — 1941 гг. было изготовлено 37182 трактора С-65, в 1938 — 1941 гг. — 7365 тракторов СГ-65, и в 1940 — 1941 гг. — 23+1275 тракторов С-2. «Сталинцы» всех моделей внесли немалый вклад в Великую Победу.

После Великой Отечественной войны тракторостроение на заводе было возобновлено. Новый трактор С-80 был намного совершеннее своих довоенных предшественников. По существу это была новая машина.

Сталинец-2

Используя новый двигатель, конструкторский коллектив НАТИ разработал тяжелый транспортный трактор «Сталинец-2». Компоновку нового трактора сделали по типу трактора СТЗ-5, при этом двигатель сместили внутрь кабины, установленной на полураме, задняя часть которой крепилась к несущей главной передаче. Четырехцилиндровый двигатель МТ-17 мощностью 115 лошадиных сил агрегатировался с четырехскоростной коробкой передач тракторного типа — в общем картере с задним мостом, который был заимствован у трактора С-65. Двигатель МТ-17 — относительно тихоходный четырехцилиндровый, четырехтактный дизель с тракторной компоновкой (типа «Катерпиллар») — отличался высокой надежностью, долговечностью и экономичностью, хотя и имел увеличенные массу (2200 кг) и габариты, то есть был явно «нетранспортного» типа. Шестеренные приводы всех вспомогательных агрегатов работали безотказно. Был добавлен глушитель выхлопа, изменен всасывающе-выхлопной коллектор. Воздухоочиститель устанавливался в кабине. МТ-17 мог уверенно работать не только на дизтопливе, но и на смеси автола с бензином и керосином, что нередко использовалось во фронтовых условиях. Легко заводился даже при — 30 °С от специального пускового бензинового двигателя В-20 мощностью 20 л.с, в свою очередь, имевшего ручной и автомобильный электростартеры — При холодном запуске существенным было то обстоятельство, что В-20 одновременно с прокручиванием дизеля через двухступенчатый редуктор прогревал его систему охлаждения и всасывающий тракт.

Три топливных бака вмещали, в общей сложности, 220 литров горючего. Максимальная скорость трактора снаряженной массой 12 тонн составляла 27 км/ч.

Ходовая часть с шестью опорными катками имела рессорно-балансирную подвеску (как у танка Т-26) и гребневую ведущую звездочку с мелкозвенчатой гусеницей.

Между двигателем и коробкой передач, под платформой, располагалась лебедка конструкции ЧТЗ с тяговым усилием 10 000 кгс, с выдачей через направляющую скобу назад 30-метрового троса диаметром 20 мм. Привод лебедки — от нижнего ведомого вала коробки передач через червячный и цилиндрический с внутренним зацеплением редукторы. Работала лебедка при выключенных бортовых фрикционах.

Закрытая двухместная кабина, заимствованная у грузовика ЗиС-5, была расширена. Грузовая платформа площадью 5,05 м2 с двумя откидными сиденьями по бортам могла закрываться тентом и вмещала восемь человек. Грузоподъемность задней платформы составляла 1,5 тонны, масса буксируемого прицепа — до 19 тонн.

После испытаний нового трактора, в 1938 году на ЧТЗ была изготовлена первая опытная партия по чертежам НАТИ. А уже в августе 1939 года два трактора «Сталинец-2» совершили испытательный пробег Челябинск — Москва, пройдя почти две тысячи километров за двенадцать дней.

В конце 1939 года эти машины прошли цикл испытаний на танковом полигоне в Кубинке, по результатам которых «Сталинец-2» пришлось серьезно усовершенствовать. Военных не устроили надежность и удобство трактора в управлении и обслуживании, хотя динамические характеристики были признаны удовлетворительными.

В 1940 году трактор «Сталинец-2» максимально унифицировали с трактором ЧТЗ С-65 с целью их производства на одном конвейере, и осенью началось серийное производство. До конца года с трудом было сдано армии 23 единицы. В 1941 году было выпущено уже 1235 тягачей (по другим данным — 1179), причем во 2-м полугодии — 859. С началом войны темп их сборки достиг шести — девяти машин в сутки. Однако в ноябре в связи с переключением ЧТЗ на выпуск тяжелых танков тракторостроение там было полностью прекращено (в декабре сделали еще девять машин). Последние пять тягачей С-2, из выпущенных 1275, сдали уже в 1942 году. С-2 попали на все фронты, особенно много — на Юго-Западный. Они буксировали пушки от 85-мм зенитных до средних и тяжелых артсистем в корпусных артполках, а также 203-мм гаубицы образца 1931 года и 280-мм мортиры образца 1939 года. Были эффективны при эвакуации легких и средних танков. На 1 сентября 1942 года в армии работало 892 трактора С-2. При общей нехватке тягачей их берегли.

Несмотря на отсутствие с 1942 года заводских поставок запчастей (как и для С-65), тягачи С-2 не хуже других транспортных тракторов доработали в армии до конца войны и ограниченно использовались в мехтяге артиллерии до начала 1950-х годов.

Тактико-технические характеристики транспортного трактора «Сталинец-2» (С-2)

Масса в снаряженном состоянии без груза, кг: опытного 11787, серийного 11940

Грузоподъемность платформы, кг 1500

Масса буксируемого прицепа, кг 10000, с перегрузкой 19000

Мест в кабине 2, в кузове для сидения 8

Габариты, мм: длина 4674, ширина 2440, высота по кабине (без нагрузки) 2756, с тентом 3065

База опорных катков, мм 2025

База полная (по звездочкам), мм 2988 — 3055

Колея (по серединам гусениц), мм 1823

Ширина гусениц, мм 420

Дорожный просвет, мм 462,5

Среднее удельное давление на грунт с экипажем и грузом на платформе, кгс/см? 0,768

Мощность двигателя, л.с:

номинальная при частоте вращения, 1100 об/мин 105

максимальная при частоте вращения 1350 об/мин 115

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 26,5

Запас хода по шоссе с прицепом, км до 183

Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа, град 24 — 25

Ссылки

  • [chtz-uraltrac.ru/news/topics/446.php «Сталинец» из 41-го] (рус.). chtz-uraltrac.ru (октябрь 2008). — Дизель МТ-17 имел мощность 105 л.с. при 1100 об/мин. Проверено 8 августа 2013. [www.webcitation.org/6IvQJoHyZ Архивировано из первоисточника 17 августа 2013].
  • [ibryansk.ru/news/other/2011/01/27/stalinec-vytaschili.11309.html «Сталинец» вытащили!] (рус.). iBryansk.ru (27 января 2011). — Трактор-тягач СТ-2 находка довольно редкая, в действующей армии их использовалось всего 669 штук. Проверено 8 августа 2013. [www.webcitation.org/6IvQRxIMC Архивировано из первоисточника 17 августа 2013].
Это заготовка статьи о военной технике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Сталинец-2

– Отчего вы никогда не бывали у Annette? – спросила маленькая княгиня у Анатоля. – А я знаю, знаю, – сказала она, подмигнув, – ваш брат Ипполит мне рассказывал про ваши дела. – О! – Она погрозила ему пальчиком. – Еще в Париже ваши проказы знаю! – А он, Ипполит, тебе не говорил? – сказал князь Василий (обращаясь к сыну и схватив за руку княгиню, как будто она хотела убежать, а он едва успел удержать ее), – а он тебе не говорил, как он сам, Ипполит, иссыхал по милой княгине и как она le mettait a la porte? [выгнала его из дома?] – Oh! C’est la perle des femmes, princesse! [Ах! это перл женщин, княжна!] – обратился он к княжне. С своей стороны m lle Bourienne не упустила случая при слове Париж вступить тоже в общий разговор воспоминаний. Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил Париж, и как понравился ему этот город. Анатоль весьма охотно отвечал француженке и, улыбаясь, глядя на нее, разговаривал с нею про ее отечество. Увидав хорошенькую Bourienne, Анатоль решил, что и здесь, в Лысых Горах, будет нескучно. «Очень недурна! – думал он, оглядывая ее, – очень недурна эта demoiselle de compagn. [компаньонка.] Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, – подумал он, – la petite est gentille». [малютка – мила.] Старый князь неторопливо одевался в кабинете, хмурясь и обдумывая то, что ему делать. Приезд этих гостей сердил его. «Что мне князь Василий и его сынок? Князь Василий хвастунишка, пустой, ну и сын хорош должен быть», ворчал он про себя. Его сердило то, что приезд этих гостей поднимал в его душе нерешенный, постоянно заглушаемый вопрос, – вопрос, насчет которого старый князь всегда сам себя обманывал. Вопрос состоял в том, решится ли он когда либо расстаться с княжной Марьей и отдать ее мужу. Князь никогда прямо не решался задавать себе этот вопрос, зная вперед, что он ответил бы по справедливости, а справедливость противоречила больше чем чувству, а всей возможности его жизни. Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима. «И к чему ей выходить замуж? – думал он, – наверно, быть несчастной. Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой? И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!» Так думал, одеваясь, князь Николай Андреевич, а вместе с тем всё откладываемый вопрос требовал немедленного решения. Князь Василий привез своего сына, очевидно, с намерением сделать предложение и, вероятно, нынче или завтра потребует прямого ответа. Имя, положение в свете приличное. «Что ж, я не прочь, – говорил сам себе князь, – но пусть он будет стоить ее. Вот это то мы и посмотрим». – Это то мы и посмотрим, – проговорил он вслух. – Это то мы и посмотрим. И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Bourienne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Bourienne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! – подумал он, злобно взглянув на дочь. – Стыда нет: а он ее и знать не хочет!» Он подошел к князю Василью. – Ну, здравствуй, здравствуй; рад видеть. – Для мила дружка семь верст не околица, – заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно. – Вот мой второй, прошу любить и жаловать. Князь Николай Андреевич оглядел Анатоля. – Молодец, молодец! – сказал он, – ну, поди поцелуй, – и он подставил ему щеку. Анатоль поцеловал старика и любопытно и совершенно спокойно смотрел на него, ожидая, скоро ли произойдет от него обещанное отцом чудацкое. Князь Николай Андреевич сел на свое обычное место в угол дивана, подвинул к себе кресло для князя Василья, указал на него и стал расспрашивать о политических делах и новостях. Он слушал как будто со вниманием рассказ князя Василья, но беспрестанно взглядывал на княжну Марью.

Самодельные трактора и вездеходы

«Сталинец-60» — первая модель трактора, серийно выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1933 по 1937 год.

В 30 — х годах в СССР, остро стояла проблема механизации сельского хозяйства. К тому времени в стране выпускалось уже несколько видов тракторов, но их количество было мизерным, к тому же колёсные проигрывали по проходимости гусеничным тракторам, и не могли работать во времена распутицы. Гусеничные «Коммунары», выпуск которых наладили в Харькове применялись по большей части на лесозаготовках и в строительстве железных дорог.


В 1929 году, во время рассмотрения плана на пятую «пятилетку» принимается решение о строительстве еще одного тракторного завода. Строить его решили в Челябинске, так как дальнейшая реформа сельского хозяйства подразумевала выращивание зерновых преимущественно в Казахстане, Заволжье, Зауралье, соответственно, строительство завода выпускавшего трактора недалеко от мест их дальнейшего применения было решением логичным.

За основу нового трактора взяли американский трактор Caterpillar Sixty, с двигателем мощностью в 60 л.с.


Гусеничный, соответствовавший всем основным требованиям, предъявляемым к будущему первенцу ЧТЗ.

Одним из важных требований была пригодность трактора к массовому производству на конвейере, из этих соображений, возможно, и пал выбор на Caterpillar, ведь конструкция трактора была несложной.

Челябинский завод проектировался на мощность производства до 30 тыс. тракторов в год, и ставить на конвейер желательно было конструкцию уже проверенную временем, но вместе с тем не устаревшую технически.


Caterpillar Sixty подходил по большинству параметров, но поставить его в чистом виде на конвейер не представлялось возможным. Необходимо было провести работу по переводу машины из дюймов в метрическую систему, заодно подобрать советские аналоги стали, подходящей для изготовления машины, ну и по ходу этого процесса конструкторы внесли ряд изменений в конструкцию, где-то её улучшив, где-то упростив и сделав более ремонтопригодной в наших условиях.


Работа по адаптации американского трактора была проведена в рекордно короткие сроки – всего сорок дней понадобилось коллективу инженеров. Работали круглосуточно.


В 1930 году Казимир Ловин, начальник строительства ЧТЗ и 40 советских инженеров выезжают в командировку в Детройт, США, где совместно с американскими специалистами компании Caterpillar занимаются проектировкой производственной линии ЧТЗ.

Строительство завода начинается 10 августа, и уже в ноябре этого года начинает работу опытно-экспериментальный цех. В начале 1931 года его ворота покидает первый трактор С-60. «Сталинец».


Пока основной завод строился, экспериментальная партия тракторов проходила испытания, в конструкцию вносились небольшие изменения, и 1 июня 1933 года на ЧТЗ официально стартует массовый выпуск самого массового на то время советского гусеничного трактора, который вскоре можно было встретить уже во многих уголках страны.

С-60 был высоко оценен и за пределами СССР, в 1937 году на международной выставке в Париже он получает Гран-При. Но об этих тракторах мир узнал раньше, в январе 1936 года. В конце 1935 года в водах Лены льды сковали транспорты, везшие разные грузы в Якутию, в основном продовольствие. Было принято решение перевозить грузы из вмерзших в лёд кораблей … тракторами. И они не подвели, пройдя более 2 тыс. километров в северных условиях грузы привезли. В начале 1936 года несколько груженных продовольствием С-60 прошли через перевалы Памира, доставив продовольствие в посёлок Муграб, испытывавший бедственное положение из-за непогоды.


«Сталинец» С-60 выпускался с 1933 по 1937 год, всего было выпущено 69261 тракторов этой модели.

Мощность трактора составляла 60 л.с., двигатель четырёхцилиндровый, карбюраторый с водяным охлаждением, работал на лигроине, это такой вид «тяжелого» бензина, а вот запускать мотор необходимо было на обычном бензине, запас которого был в отдельном небольшом бачке. Все цилиндры были отдельными, мотор был верхнеклапанный. Сцепление – однодисковое сухое, коробка передач трёхступенчатая, вперед мог двигаться со скоростью от 3 до 6 км/час, назад – 2.2 км/час. Имелся шкив отбора мощности для стационарных установок.

В скорее на смену С-60 вышла обновлённая модель С-65 с более экономичным дизельным двигателем.

Похожие самоделки на нашем сайте:

  • Трактор своими руками сделанный из ГАЗ-53
  • Трактор Т-4 «Алтаец»: характеристики, фото и описание
  • Минитрактор с двигателем УД-25
  • Трактор сделанный своими руками
  • Самодельный минитрактор на базе КПП ЗАЗ
  • Самодельный трактор с двигателем Д-144
  • Самодельный мини трактор из деталей УАЗ-469
  • Трактор своими руками
  • Самодельный минитрактор с двигателем УД-2: фото и описание
  • Самодельный трактор на базе ГАЗ-66
  • Мини трактор переломка самодельный
  • Мотоблок своими руками с двигателем УД-15
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]