Танк Лебеденко: Как в разгар Первой мировой в России создали самую большую боевую машину в мире


Размер Царь-танка впечатляет! Фото: Канал «Звезда»

Начнем с середины. Понимая, что далеко не все наши читатели — военные эксперты, все же спрошу: посмотрев на иллюстрации, скажите: где самое уязвимое место танка Лебеденко? Правильно — его девятиметровые колеса на спицах: танк высотой с трехэтажный дом — прекрасная мишень, и всего несколько обыкновенных пушечных снарядов выведут его из строя.

Но кто обращал внимание на такие мелочи, если высочайшее соизволение и 210 тысяч рублей буквально из кармана выдал разработчику сам Николай II?! Сначала проект посмотрел глава Союза земств и городов князь Георгий Львов — тоже не великий инженер. Но именно он добился личной аудиенции у императора. Встреча состоялась 8 января (21 января) 1915 года. Лебеденко пришел на нее с хорошо подготовленной презентацией в виде деревянной модели своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. Придворные вспоминали: император и инженер, «аки дети малые», полчаса ползали по полу, а игрушка бегала по ковру, запросто преодолевая наваленные на нем стопки томов «Свода законов Российской империи».

Общая характеристика

Фактически танк Лебеденко, фото которого выглядит очень необычно, не является танком в привычном понимании этого слова. Скорее это колесная боевая машина. В ее разработке, кроме Николая Лебеденко, приняли участие Н. Жуковский и два его племянника — А. Микулин и Б. Стечкин. По результатам испытаний, проведенных в 1915 году, танк был признан непригодным к использованию в реальном бою. В итоге проект закрыли. Позже построенный экземпляр был разобран на металлолом. Несмотря на полный провал танка Лебеденко, он вошел в историю как чрезвычайно смелый и незаурядный проект. Именно благодаря оригинальности этой боевой машины о ней помнят по сей день.

Танк Лебеденко

Танк Лебеденко

Еще одной интересной машиной, изготовленной в России в годы Первой мировой войны, являлся танк Лебеденко. Он упоминается практически во всех трудах по истории отечественного танкостроения, причем зачастую с громкими (но не существовавшими на самом деле) названиями: «Царь-танк», «Нетопырь», «Мастодонт». Как и в случае с «Вездеходом», история этой машины за много лет обросла множеством домыслов и легенд.

Проектирование колесной боевой машины изобретатель Николай Николаевич Лебеденко (иногда в литературе его называют капитаном, что не соответствует действительности) начал в 1916 году. Предполагалось, что при массе 35–40 т она сможет развивать скорость до 15–17 км/ч. Машину предполагалось спроектировать в виде гигантского орудийного лафета с диаметром колес 9 м. Считалось, что при таких параметрах она без труда будет преодолевать окопы, стенки и другие препятствия.

К сожалению, о самом Лебеденко удалось найти мало сведений. Известно, что он имел свою собственную приватную (то есть частную) лабораторию, которая находилась в Москве, в особняке на Садово-Кудринской улице. В 1914 году Лебеденко взялся за проектирование бомбосбрасывателя для самолетов «Илья Муромец», выполнял он и другие заказы военного ведомства. Известно, что Лебеденко хорошо знал профессора Н. Жуковского — они познакомились еще до войны, на XII съезде естествоиспытателей и врачей, где Жуковский был председателем, а Лебеденко секретарем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда последнему понадобилась помощь, Жуковский не только не отказал, но и рекомендовал для этого своих племянников — студентов Московского Императорского технического училища (ныне Московский Государственный технический университет имени Баумана) Б. Стечкина (впоследствии известный конструктор авиационных двигателей) и А. Микулина (впоследствии академик, видный ученый в области аэромеханики и теплотехники).

Танк Лебеденко, общий вид (ЦМВС).

Средства на постройку своей машины Лебеденко решил искать не у военных — возможно, он предполагал, что это будет непросто, и дело может не выгореть), а у Союза земских городов. Не исключено, что этот шаг был обусловлен знакомством председателя Союза князя Львова с профессором Жуковским, хотя, быть может, были и какие-то другие причины. Но факт остается фактом — танк Лебеденко НИКОГДА не рассматривался Главным военно-техническим управлением, его изготовление велось без контроля военного ведомства.

После проведения предварительных расчетов Лебеденко, Микулин и Стечкин изготовили деревянную модель машины с 30-сантиметровыми никелированными колесами и приводом от граммофонной пружины. Помещенную в шикарный ларец из красного дерева ее продемонстрировали князю Львову, через которого Лебеденко добился Высочайшей аудиенции. Модель произвела на Николая II благоприятное впечатление: на полу в кабинете императора она «легко преодолевала „препятствия“, взбираясь на толстые тома „Свода законов Российской империи“». Николай II попросил оставить ему модель и распорядился открыть финансирование проекта. В результате, на изготовление боевой машины Союз земских городов выделил немалую по тому времени сумму — 210 000 рублей.

Изготовление танка началось в конце 1916 года, при этом сборка деталей велась отдельными секциями — именно так предполагалось делать на фронте. Секции собирались в Москве, в манеже у Хамовнических казарм, а сборку самой машины решили вести недалеко от Дмитрова, у железнодорожной станции Орудьево. Здесь были построены деревянные бараки и специальные помосты, оборудована мастерская.

Сборку машины удалось завершить лишь в августе 1917 года, так как при изготовлении ряда деталей возникли проблемы технического и технологического характера. Собранный танк поражал своими размерами. Он имел корпус, склепанный из 6 мм неброневой стали (по терминологии того времени — котельного железа) на каркасе из металлического профиля. Каждое 9-метровое ходовое колесо приводилось в движение от отдельного двигателя «Майбах» мощностью 240 (по другим данным 210) л.с. при 2500 об/мин. Моторы были сняты с подбитого немецкого дирижабля «Цеппелин» (скорее всего с «Цеппелина» L-38, который 29 декабря 1916 года совершил вынужденную посадку в Курляндии). Колесо со спицами, рассчитанное на прочность Жуковским, имело тавровое сечение. К боковым полкам тавра, обитым деревянными досками, при помощи железнодорожной рессоры прижимались два катка с автомобильными покрышками, которые, вращаясь навстречу друг другу, за счет трения проворачивали ходовое колесо. Передача вращения от вала двигателя на катки осуществлялась через шестеренчатые конические пары. Заднее колесо меньшего диаметра, опиравшееся на хвостовую станину, могло поворачиваться на специальном шарнире, но не было управляемым. Поворот всей машины осуществлялся за счет разной скорости вращения ходовых колес при помощи увеличения или уменьшения оборотов двигателей.

Что касается вооружения машины, то точных сведений о нем обнаружить не удалось (есть упоминания о нескольких пулеметах и двух орудиях без указания калибра). Его предполагалось установить в бортовых спонсонах и башне, размещенной в центральной части (башня не вращалась).

Испытания, проведенные в августе 1917 года, показали низкую скорость движения машины, неудобство управления и плохую проходимость — заднее поворотное колесо застревало, требовалось увеличить его диаметр. Кроме того, фрикционная передача на ходовые колеса оказалась неэффективной, когда колеса застревали или намокали — шины при этом проскальзывали. К тому же выяснилось, что мощности установленных двигателей для такой массивной машины явно недостаточно.

Дорабатывать свою машину Лебеденко не стал, и осенью 1917 года уехал в Америку, так и не представив отчет о количестве израсходованных на постройку своего танка денег.

В большинстве публикаций об этой боевой машине, как правило, говориться о том, что она совершила всего одну поездку и, сломав березу, застряла, после чего испытания прекратили. Однако, как следует из документов, танк Лебеденко испытывался и при советской власти. Так, 23 февраля 1919 года Главное броневое управление Народного комиссариата по военным и морским делам направило в Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной Армии следующий доклад:

«По справкам, наведенным в Комитете по делам изобретений ВСНХ (Высший совет народного хозяйства. — Прим. автора

), танк H. H. Лебеденко обладает следующими свойствами:

1). Броня легко пробиваема навылет (1/4 дм. котельное железо);

2). Третье колесо на хоботе мало размером, что вызывает большое удельное давление и неизбежное застревание;

3). Вес танка колоссален — 2400 пудов (38 400 кг), и никакой мост (кроме железнодорожного) его не выдержит;

4). Передача движения фрикционная — для такой грузной конструкции неприменима;

Танк Лебеденко, вид слева. Размер машины можно представить, сопоставив с фигурками стоящих рядом людей (ЦМВС).

5). Скорость, которую удалось достигнуть Комитетом по делам изобретений ВСНХ при испытании этого танка, достигала всего 3 версты в час.

В настоящее время танк и подступы к нему засыпаны снегом на большое расстояние. Главное броневое управление полагает танк H. H. Лебеденко небоеспособным и не подлежащим использованию для боевых задач ввиду указанных свойств его, а затрату на раскопки танка для испытания его непроизводительными, что усугубляется еще тем обстоятельством, что он, несомненно, заржавел.

Если Чрезвычком по снабжению Красной Армии полагает все-таки необходимым произвести испытание, то Главброней будет представлена смета на выполнение его.

Начальник Главного броневого управления (подпись)

Комиссар Главного броневого управления (подпись)».

Еще несколько лет, растаскиваемая на куски, единственная в своем роде колесная боевая машина одиноко стояла в лесу, пугая своими размерами случайных прохожих. В 1923 году ее окончательно разобрали на металл.

Идея

Согласно воспоминаниям Николая Лебеденко, на создание столь необычной конструкции его натолкнули повозки-арбы, которые использовались в Средней Азии и благодаря огромным колесам без проблем преодолевали бездорожье. Таким образом, от привычных танков, в которых для передвижения используются гусеничные ленты, царь-танк отличался в первую очередь наличием колес. По конструкции он напоминал орудийный лафет, сильно увеличенный в размерах.

Конструкция

Пара огромных передних спицевых колес танка Лебеденко, фото которого поражает масштабом конструкции, имела диаметр около 9 метров. Диаметр заднего катка был значительно меньше – около 1,5 метра. Верхняя пулеметная рубка была неподвижной и находилась на высоте около 8 метров. Ширина Т-образного коробчатого корпуса составляла 12 метров. На его крайних точках, выступающих за плоскости колес, были установлены спонсоны с пулеметами. Кроме того, предполагалась возможность установки пушек. Под днищем корпуса планировалось установить дополнительную пулеметную башню. Проектная скорость движения машины составила 17 км/ч.

Проект первого русского танка

План по созданию уникального в своём роде танка на колёсах родился у инженера Николая Лебеденко в 1914 году. В то время Николай Николаевич был руководителем лаборатории военных изобретений. На её базе занимались разработкой приборов для сброса бомб для русского бомбардировщика «Илья Муромец». Но вместе с этим российская армия нуждалась и в сухопутной технике, способной напугать и разгромить врагов.

Именно такой техникой и стал Царь-танк Лебеденко, прозванный так по аналогии с Царь-колоколом и Царь-ванной. Строго говоря, танком он не являлся — вместо гусениц у него были спицевые колёса. Получалась своего рода огромная колесница с установленными на ней орудиями. И стоит сказать, что она была поистине шедевром. На девятиметровых колёсах покоился лафет, а на нём стояли четыре пулемёта и две пушки. Сзади же у первого русского танка была небольшая тележка с маленькими колёсами. Кстати, машина могла развить хорошую по тем временам скорость — около 17 км/ч. Управлять такой махиной и заряжать её орудия должна была команда из десяти человек.

После разработки проекта дело оставалось за малым. Лебеденко и его команде предстояло добыть деньги, чтобы разработать опытный образец. И за этим инженер через вторые руки обратился к самому императору Николаю II.

Признание

Удивительно, но при всей сложности, необычности и огромных габаритах машины конструктор Лебеденко сумел убедить высшие инстанции в ее пригодности к использованию в условиях реального боя. Танк был одобрен в ряде государственных органов, однако главную оценку он получил 8 января 1915 года во время аудиенции у Николая Второго. Конструктор подарил императору уменьшенную заводную модель своего танка, выполненную из дерева, с двигателем, в основе которого лежала граммофонная пружина. Согласно воспоминаниям придворных, император вместе с инженером «подобно малым детям ползали по полу, гоняя игрушку по всей комнате». Деревянный танк резво ездил по ковру и без проблем преодолевал стопки из нескольких толстых книг. В результате впечатленный машиной император приказал начать финансирование проекта. На создание танка Лебеденко было выделено 210 тысяч рублей.

Испытания

27 августа 1915 года танк был полностью готов и прошел свои первые испытания. Благодаря применению громадных колес устройство обладало повышенной проходимостью – оно ломало березы на своем пути подобно спичкам. Однако задний каток из-за малых габаритов и неправильного распределения массы машины практически сразу увяз в мягкой земле. Большие колеса, даже несмотря на применение очень мощной для тех времен двигательной установки, не могли вытащить его. Кстати говоря, на танке Лебеденко разработки 1914-1915 гг. стояли два трофейных мотора . Каждый из них развивал мощность в 240 лошадиных сил, что значительно превосходило мощность силовых установок российских танков того времени. Эти двигатели были сняты с подбитого вражеского дирижабля.

Кроме того, испытания выявили значительную уязвимость машины, которая впоследствии будет казаться очевидной. Самым слабым звеном конструкции стали колеса, которые в случае вражеского обстрела фугасными снарядами быстро приходили в негодность.

В результате далеко не самых удачных испытаний уже в сентябре 1915 года проект закрыли. Официальной тому причиной стало отрицательное заключение Высокой комиссии. Несмотря на закрытие проекта, Стечкин и Микулин продолжили его развивать и попытались создать новый мотор для танка. Впрочем, их старания ни к чему не привели, равно как и попытки сдвинуть увязший в земле танк с места и вывести его с района испытаний.

До 1917 года танк Лебеденко стоял на месте испытаний под охраной, пока из-за начавшихся политических проблем о нем не забыли. Еще семь лет огромная боевая машина ржавела в лесу. В 1923 году ее разобрали на металлолом.

Броневики на защите Франции

Первая мировая, 1914 год. Стороны ещё не уселись в окопы, а яростно пытались друг друга переманеврировать. В бой шли первые французские броневики.
Всё делалось на скорую руку, французы бронировали автомобили «Рено» и «Пежо» и оснащали их пушками и пулеметами. Уже осенью 1914-го первая французская бронечасть вступила в бой.

Но позиционная война на Западном фронте сделала бронеавтомобили почти бесполезными.

А вскоре на сцену выступил Его Величество Танк.

Французы строили тихоходные «шнейдеры» и монструозные «сен-шамоны», пока Луи Рено не показал всему миру, что танк может быть маленьким, но удаленьким.

Конечно, танки «Рено» задали компоновку на сотню лет вперёд. Но колёсные машины французы тоже не забросили, несмотря на свой самый массовый в мире после Первой мировой танковый парк.

Во времена интербеллума никто толком не знал, какой будет война будущего (а что она будет, мало кто сомневался) и как в ней применять бронетанковые силы. Все экспериментировали кто во что горазд. Так, серию полугусеничных бронеавтомобилей построила на базе разработок Адольфа Кегресса — механика Его Императорского Величества гаража, убравшегося подобру-поздорову из революционной России.

А вот в начале 30-х по заказу кавалерии разработала машину «Панар 178», или AMD-35 по армейской классификации. Полный привод, два поста управления, 25-мм пушка «Гочкисс» (на основе лёгкой противотанковой пушки) с неплохим пробивным действием, спаренный пулемёт. Лобовая броня достигала солидных для броневика 30-х 26 мм.

Но Францию сотрясали кризисы и забастовки. Выпуск машины откладывался. Когда немецкие панцеры начали давить пограничные столбы на бельгийской границе, в 11 эскадронах было всего 217 единиц такой техники.


Бронеавтомобиль AMD-35 (Панар 178)

За май–июнь производство стало напоминать пожар в кабаре.

С башнями вышел дефицит, и пару десятков броневиков оснастили наспех сделанными рубками без крыши с щелями для ручных пулемётов. Впрочем, погоды они уже сделать не могли. Как и не помогли спастись от поражения тысячи толстокожих танков.


Немецкий солдат рассматривает подбитый AMD-35

AMD-35 в разведэскадронах и разведполках танковых и механизированных дивизий проявили себя очень неплохо, выступая в боях с немецкими броневиками — а то и с танками — практически на равных. Пулемётный Pz. I и вовсе был «Панару» на один зубок.

Немцы модные машины тоже оценили и взяли себе пару сотен в вермахт и СС. Часть из них стали бронедрезинами и действовали против партизан на оккупированных территориях.


Советские солдаты осматривают трофейный «Панар», переделанный в бронедрезину

В 1944 году часть «панаров», в том числе и без башен, воевала уже в частях Свободной Франции.

Оценка проекта

В целом судьба танка Лебеденко разработки 1914-1915 годов схожа с судьбами едва ли не всех опытных образцов, которые разрабатывались в те времена. Из-за отсутствия как устоявшихся канонов в проектировании такого рода машин, так и какой-либо их концепции, все они заканчивали свое существование весьма прозаично. Отчасти этим можно объяснить парадоксальную ситуацию, когда очень амбициозный и перспективный проект получает одобрение в высоких инстанциях, но по факту остается лишь грудой металла.

Уже на первом испытании была выявлена невероятная уязвимость танка – обычный залп шрапнели, направленный в спицы колес, выводил машину из строя. При этом из-за колоссальных размеров танка и малой скорости его движения он был отличной мишенью. Габариты машины предопределили ее невысокую проходимость. Скрытая переброска танков к линии фронта была маловероятна.

Жан, они на деревьях!

После войны нужно было возрождать государство и армию. К выпуску столь полюбившегося всем АМД было решено вернуться. Только новую башню спроектировали под 47-мм орудие SA-35 — 25-мм пушчонки уже явно не хватало.

В 1950 году пара десятков «Панар 178B» отправились в мятежный (как казалось французам) или революционный (так считали вьетнамцы) Вьетнам. Там молодой Во Нгуен Зиап задавал жару колонизаторам, обучаясь на кошках галлах партизанской войне в джунглях. Там броневики сильно пригодились при сопровождении колонн и конвоев, на которые борцы за независимость Вьетнама часто устраивали засады. Позже эти навыки на своей шкуре испытали американцы.


«Панар» 178 в Индокитае

Борьба шла с переменным успехом, но случился Дьенбьенфу.

Merde! С Вьетнамом всё пошло не так.

Французы всё-таки не оставляли попыток сохранить остатки колоний — «панары» пригодились в Алжире, Марокко и много где ещё. Ветераны служили до 1964 года. После чего партию удалось сбагрить доверчивым сирийцам.

Психологическое оружие

Использовать танк Лебеденко, будь он построен серийно, можно было разве что как психологическое оружие. Однозначно, подавляющее большинство солдат тех времен могло увидеть подобную машину разве что в страшном сне. Военная история показывает, что списывать со счетов подобные механизмы запугивания однозначно не стоит. Во времена ВОВ, к примеру, советские солдаты весьма успешно вынуждали противника отступать, «одев» простые трактора в деревянные каркасы, по форме напоминающие танки. Впрочем, серийное производство такого рода машин в те времена само по себе было маловероятно. Главной тому причиной был дефицит мощных моторов. Да и вряд ли страна осилила бы такое производство.

Результат проекта

Окончательный «разгром» проекта был связан с тем, что создание и постройка танка Лебеденко практически никак не повлияли на отечественное (и уж тем более мировое) танкостроение. Боевая машина стала еще одной тупиковой попыткой в развитии отрасли, которая на тот момент пробивалась в мир главным образом через пробы и ошибки.

Единственным положительным результатом от данного проекта стал опыт, который приобрели молодые конструкторы Микулин и Стечкин. Когда было выяснено, что мощности силовой установки танка недостаточно, они разработали новый мотор, получивший название АМБС-1. В этом двигателе были реализованы передовые для того времени решения, к примеру, непосредственный впрыск горючего в цилиндры. Оба конструктора позже стали выдающими специалистами в области авиационных силовых установок и членами АН СССР.

Чем на самом деле был самый большой танк в мире?

После завершения строительства «Нетопырь» поражал размерами. Высота монстра равнялась трёхэтажному дому. Кроме того, весила машина почти 60 тонн. Внешне танк больше напоминал огромный лафет: станок для артиллерийских пушек. На платформе между колёсами покоились две башенки с пулемётами. По уверению конструкторов, такая громадина, несмотря на свой вес, могла на шоссе разгоняться до 17 километров в час. Для сравнения: максимальная скорость автомобиля в то время едва достигала 60 километров в час. А здесь речь шла о шестидесятитонном гиганте.

Внутри «Нетопыря» билось необычное «сердце». Русский танк подпитывали два немецких мотора «Майбах», которые были добыты в ходе сражений. При этом каждый двигатель имел мощность 240 лошадиных сил. «Майбахи» сняли с подбитого дирижабля. Ни одна машина в мире в начале XX века не имела такой мощности. И именно такая мощность требовалась для того, чтобы колёса «Нетопыря» ломали деревья, как спички.

Царь-танк было решено собирать тайно. В лесу, рядом с селом Орудьево инженеры работали в несколько смен. В результате лес стал запретной зоной. Вокруг места сборки стояли военные. Любая попытка проникнуть за оцепление жестоко пресекалась. Детали для танка изготавливали заводы, размещённые в Хамовниках. У машины была выдающаяся броня — тяжеленные листы стали. Первые тесты показали, что танк обладал невероятной проходимостью. Однако последующие испытания закончились печально.

После того, как строительство было закончено, на машине попытались выехать из леса. Как только танк съехал с бревенчатого настила, начались проблемы. Задний каток угодил в мягкий грунт и намертво застрял. Как вытащить шестидесятитонного монстра из земли? Оказалось, что сделать это невозможно. Мало того, Царь-танк нельзя было и поднять. Оставалось два выхода: оставить чудо техники в лесу или бросить все силы на его модернизацию. Конструкторы придерживались второй точки зрения. Микулин и Стечкин даже взялись за создание нового, ещё более мощного двигателя. Они были убеждены, что с его помощью машина сама себя вытянет из западни. Но смелое решение требовало вложений. А свободных денег на тот момент в казне не было.


Модель Царь-танка

Интересные факты

С незаурядной машиной связано множество интересных фактов. Вот лишь главные из них:

  1. Кроме прочих прозвищ, танк Николая Лебеденко называли «Летучей мышью» или «Нетопырем». Дело в том, что при переноске за заднее колесо машина действительно напоминала по форме летучую мышь, которая спит вниз головой на ветви дерева или стене пещеры.
  2. Деревянную модель, которую конструктор Лебеденко изготовил для демонстрации своих наработок императору, Николай Второй оставил себе. Дальнейшая судьба модели неизвестна.
  3. Есть легенда о заговоре, главным звеном которого стал Царь-танк. Согласно ей, заведомо провальная идея машины усиленно лоббировалась высокопоставленными особами, действующими в интересах Англии и служащими в Генеральном штабе России. В соответствии с данной версией, эти же чины поставили крест на проекте «вездехода Пороховщикова», чертежи которого попали впоследствии к великобританским инженерам и легли в основу первых английских танков. Внешняя схожесть того самого «вездехода» c танками серии Mk I говорит в пользу последней гипотезы. Тем не менее документальных подтверждений эти суждения не имеют, к тому же гусеничный движитель английских машин сильно отличается от аналогичного элемента несостоявшейся русской машины.
  4. Лес, в котором проходил испытания, а затем попросту ржавел Царь-танк, среди местных жителей получил название «лес Танка».
  5. История разработки танка Лебеденко, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, была описана в художественно-историческом романе «Талант (Жизнь Бережкова)», снятом в 1956 году Александром Беком. Картина рассказывает о жизни и деятельности А. А. Микулина, который в ней представлен под псевдонимом Алексей Бережков.
  6. Дизайнеры ракетного танка IG-227 Hailfire, который был представлен в картине «Звездные войны II», вдохновлялись Царь-танком Лебеденко. Фото киношного аппарата действительно напоминает российский танк начала 20-го века. Фантастический танк отличается лишь тем, что у него нет заднего катка, а большие колеса находятся под углом друг к другу.

Технические характеристики

Напоследок отметим основные тактико-технические параметры танка Лебеденко разработки 1914-1915 гг:

  1. Экипаж – 15 человек.
  2. Количество произведенных экземпляров – 1.
  3. Масса – 60 т (в проекте планировалось на 20 т меньше).
  4. Длина – 17,8 м.
  5. Ширина – 12 м.
  6. Высота – 9 м.
  7. Тип брони – стальная катанная;
  8. Толщина брони: лоб, борт и корма корпуса – 10 мм/град (планировалось 7); днище, борт башни и крыша корпуса – 8 мм/град (планировалось 5).
  9. Тип пушки – капонирная.
  10. Калибр пушки – 76,2 мм.
  11. Боекомплект пушки – 60 снарядов.
  12. Прицелы – оптические.
  13. Модель пулемета – «Максим».
  14. Калибр пулемета – 7,92 мм.
  15. Боекомплект пулемета – до 10 тысяч снарядов.
  16. Тип мотора – авиационный карбюраторный высокобортный, марки «Майбах».
  17. Количество моторов в силовой установке – 2 шт.
  18. Мощность мотора – 240 л.с. при крутящем моменте 2500 об/мин;
  19. Скорость машины на шоссе – 17 км/ч.
  20. Скорость на пересеченной местности – 10 км/ч.
  21. Запас хода на шоссе – около 60 км.
  22. Запас хода на пересеченной местности – около 40 км.
  23. Тип подвески – жесткая.
  24. Колесная формула – 3*2.
  25. Удельная мощность танка – 8,3 л. с./т (по проекту – 12,5).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]