«Боевой сокол» F-16: насколько хорош, если не смотреть на цифры?

General Dynamics F-16 Fighting Falcon – легкий многофункциональный американский истребитель 4-го поколения, разработкой которого занималась компания General Dynamics.

  1. Стоимость: 14 600 000–18 800 000 USD (1998 г.)

F-16 отличается универсальностью и относительно невысокой стоимостью. По состоянию на июнь 2014 года это самый массовый истребитель 4-го поколения (выпущено более 4540 самолетов). Очень популярен на мировом рынке вооружений. Стоит на вооружении в 25 государствах мира. Последние самолеты, построенные для ВВС США, поступили в их распоряжение в 2005 году. По плану выпуск экспортного F-16 продлится до 2022 года.

Прототип истребителя, получившего название YF-16 (№ 72-01567), совершил первый полет 21.01.1974, после того как появился риск возникновения аварийной ситуации во время пробежки. Полноценный полет по программе испытаний был совершен впервые 2.02.1974. В 1975 году построили F-15A, а в 1977 − двухместный F-16B.

История появления новой версии

F-16 — американский самолёт-истребитель 4-го поколения. Благодаря своим лётным и техническим параметрам, а также невысокой стоимости (от 34 до 50 млн. долл.), эта машина стала самой покупаемой. В 1975 году F-16 стоил всего 4,5 млн. долларов. Лёгкий истребитель составляет основу военного авиапарка США и других стран.

Американцы называют F-16 «атакующим соколом». Разработчик этой серии — авиакомпания General Dynamics. F-16 впервые взлетел в 1974. Компания-разработчик выиграла конкурс на проектирование лёгкого истребителя для нужд армии США ещё в 1972. Американским военным нужен был лёгкий летательный аппарат, вес которого не превышал бы 9 тонн. Самолёт должен был при скорости до 1,6 Мах участвовать в ближнем сражении на высоте до 12 200 метров.

В объявленном конкурсе General Dynamics вместе с Northrop обошли такие известные авиакомпании, как Lockheed Corporation (впоследствии слившейся с компанией Martin Marietta), Boeing, LTV. Компания Northrop также получила финансирование на проведение проектных работ и представила разработку F-17, вошедшую в основу выпуска летательного аппарата F/А18 для ВМФ США.

Министерство обороны подписало с General Dynamics контракт на 39 млн. долларов. F-16 выпускался мелкими партиями с 1975 г., крупными — с 1978 г. до 1980 г. было изготовлено 650 боевых машин. Авиакомпания General Dynamics в середине 90-х вошла в группу Lockheed Martin. До 2022 г. было выпущено более 4,5 тыс. таких истребителей. Около 2 200 единиц техники закупило Минобороны США. Остальные истребители были раскуплены военными ведомствами Израиля, Турции, Египта и других стран.

F-16 морально устарел?

ДаНет

История разработки

Разработка нового проекта легкого истребителя для американских ВВС началась в рамках конкурсной программы, объявленной в самом начале 1972 года. На предложение откликнулись пять ведущих авиастроительных корпораций, причем Northrop представила сразу два варианта самолета. Рассмотрение черновых проектов заняло месяц, и в марте были объявлены финалисты — General Dynamics и Northrop. Руководство ВВС заключило с компаниями контракты на постройку прототипов машин YF-16 и YF-17.

Параллельно свет увидели требования флотской авиации, которым требовался многоцелевой палубный штурмовик (с возможностью применения в роли истребителя) и перехватчик палубного базирования. По странному стечению обстоятельств, конкурентами в этих проектах оказались все те же фирмы General Dynamics и Northrop. С целью сокращения затрат и ускорения разработки родилась идея унификации проектов наземных и палубных машин.

Командование ВВС одобрило использование наработок по палубным машинам только осенью 1972 года, а технические проекты были готовы к концу года.

Конструкторские работы и постройка прототипов самолета заняли несколько лет, в ходе которых армейская авиация отдала предпочтение разработке General Dynamics. Первый прототип будущего истребителя F-16 совершил пробег по аэродрому в январе 1974 года. Причем в ходе пробежки возникла аварийная ситуация, и летчик был вынужден взлететь на новой машине.

Серийный выпуск F-16А начался с 1975 года, двумя годами позже появился вариант с двухместной кабиной F-16B. С 1993 года машины Fighting Falcon поставляются под маркой Lockheed, которая стала владельцем компании General Dynamics. Производство велось не только в США, но и в Европе и Турции. Для сборки самолетов в Европе был создан международный консорциум, в который входили поставщики из стран-участниц альянса НАТО.

Летно-технические параметры

F-16 может без посадки пролететь почти 4000 км со скоростью 2120 км/ч и подняться на расстояние 12000 и 18000 метров. Боевой радиус машины — 1361-1759 км. Дальность полёта с конформными топливными баками (3,9 тыс. л в ПТБ) — 3,9 тыс. км, без конформных топливных баков (5,5 тыс. л в ПТБ) — 4,4 тыс. км.

Экипаж

Истребитель пилотируется одним человеком. Некоторые модели были переоборудованы в 2-местные (F-16В, F-16D, F-16I).

Скорость

Скоростные параметры:

  • крейсерская скорость — 0,93 М;
  • максимальная скорость — 2 145 км/ч;
  • макс. скорость у поверхности — 1 432 км/ч;
  • макс. скороподъёмность — 18 900 м/мин.

Пpактический потолок

Воздушное судно способно подниматься на высоту 17–18 тыс. метров. Практический потолок — 14000–16000 метров. Скорость подъема — 275 м/с.

Габаpиты самолёта

Размеры истребителя:

  • длина — 15,03 м;
  • высота — 5,09 м;
  • размах и площадь крыла — 9,45 м и 27,87 кв. м;
  • нагрузка на крыло — 781,2 кг/кв. м;
  • вес порожнего — 7–9 т;
  • макс. взлётный вес — 17–21 т;
  • объём топ. баков — 3,9 тыс. л.;
  • вес топлива — 2,5–3,2 т;
  • тип мотора — Pratt & Whitney F100 или General Electric F110;
  • мощность — 129,40 Кн;
  • вес внешней нагрузки — 8,7 т;
  • общий вес боевой нагрузки на всех 9 узлах подвески —5,42 т.

Характеристики F-16 в сравнении с другими машинами

Сравнение параметров американского самолета и советского МиГ-23МФ показывает, что по ряду параметров отечественная машина не уступает иностранной технике. Это было подтверждено в ходе воздушных боев над Афганистаном.

F-16С Block 52МиГ-23МФМиГ-29
Длина, мм150301671017320
Размах крыла, мм9450-100007780-1397011360
Высота, мм509048204730
Максимальный взлетный вес, кг217721840018480
Скорость, км/час2120 (на 12200 м)25002450
Потолок, м152401750018000
Радиус действия, км1361-175914501430-2100

Преимуществом машины F-16 является большая тяга двигателя, обеспечивающая тяговооруженность на уровне 1,13 кгс/кг. Благодаря этому самолет быстро разгоняется и обладает хорошей маневренностью.

Тот же российский истребитель МиГ-29, имея два двигателя, имеет тяговооруженность не более 1,09 кгс/кг.

Вооружение

У истребителя 9 точек подвески. Боевая нагрузка составляет 5420 кг. Правда, в ущерб маневренности она может составлять 9276 кг. F-16 может нести 1 пушечный контейнер GPU-5/A с 30 мм пушкой.

Масса вооружения:

  • центральные — два по 1,58 тыс. кг;
  • под фюзеляжем — 1 тыс. кг;
  • внутренние — два по 2,04 тыс. кг;
  • на законцовках — два по 193 кг;
  • внешние — два по 318 кг;
  • доп. точки подвески сбоку воздухосборника — два по 408 кг.

Боекомплект:

  • стрелково-пушечное — 6-ствольная пушка М61А1 20 мм на 511 снарядов;
  • «воздух-воздух» — AIM-7(9,120), Python 3(4), Derby, Magic 2, Sky Flash;
  • «воздух-поверхность» — AGM-65 (45, 84, 158);
  • бомбы — корректируемые (GBU-10/31), корректируемые кассетные (GBU-103/105), свободнопадающие (Mark 82/84);
  • БРЛС — AN/APG-66/80.

Вооружение F-16

б 1973 Ц. ЮЛЕПХЙЮМЯЙНИ ТХПЛЕ, ХГБЕЯРМНИ ЙЮЙ ЯНГДЮРЕКЭ ЯЮЛНКЕРНБ F-111 Х YF-22, ЙЮФЕРЯЪ, СДЮКНЯЭ ПЕЮКХГНБЮРЭ ДЮБМЧЧ ЛЕВРС ЮБХЮЙНМЯРПСЙРНПНБ: ЯОПНЕЙРХПНБЮРЭ ЯЮЛШИ КЕЦЙХИ Х ОПХ ЩРНЛ ЛЮЙЯХЛЮКЭМН РЪЦНБННПСФЕММШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ. дЕКЮ ОНЬКХ БОНКМЕ СДЮВМН. б 1974 Ц. СФЕ АШК ОНКМНЯРЭЧ ПЮГПЮАНРЮМ НОШРМШИ ЯЮЛНКЕР YF-16, ОНЯКСФХБЬХИ НЯМНБНИ ДКЪ ОЕПБНЦН ЯЕПХИМНЦН БЮПХЮМРЮ F-16A

, ОНЯРПНЕММНЦН Б 1976 Ц., Х ЕЫЕ АНКЕЕ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММНИ ЛНДЕКХ F-16C, ОНЪБХБЬЕИЯЪ Б 1984-Л. оНЯРПНИЙЮ «тЮИРХМЦ тНКЙНМЮ» (Б ОЕПЕБНДЕ — «АНЕБНИ» ХКХ «ЯПЮФЮЧЫХИЯЪ ЯНЙНК») МЮПЪДС Я ЮЩПНЙНЯЛХВЕЯЙХЛХ ОПНЕЙРЮЛХ ЯРЮКЮ ДКЪ дФЕМЕПЮК дЮИМЕЛХЙЯ НДМНИ ХГ ОПХНПХРЕРМШУ ОПНЦПЮЛЛ МЮ 1980-Е Х 1990-Е ЦНДШ. дН 1994 Ц. АШКН ОНЯРПНЕМН АНКЕЕ 4000 ЩРХУ БШЯНЙНЛЮМЕБПЕММШУ Х УНПНЬН БННПСФЕММШУ ЛЮЬХМ, НАКЮДЮЧЫХУ, ОН ЛМЕМХЧ ЯОЕЖХЮКХЯРНБ, ОПЕЙПЮЯМШЛХ РЮЙРХЙН-РЕУМХВЕЯЙХЛХ ДЮММШЛХ.

йЮЙ Х С ЛМНЦХУ ЯНБЕРЯЙХУ ЛЮЬХМ, БШЯНЙХЕ кру F-16 ДНЯРХЦМСРШ, Б ОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ, ГЮ ЯВЕР НВЕМЭ БШЯНЙНИ РЪЦНБННПСФЕММНЯРХ. лНЫМШИ ДБХЦЮРЕКЭ оПЮРР сХРМХ Я РЪЦНИ Б 11340ЙЦЯ ОПХ ЯПЕДМЕЛ БГКЕРМНЛ БЕЯЕ ЯЮЛНКЕРЮ 10000ЙЦ НАЕЯОЕВХБЮЕР ЩРНР ОНЙЮГЮРЕКЭ ОНПЪДЙЮ 1,13 ЕДХМХЖШ Х ОНГБНКЪЕР ЛЮЬХМЕ ПЮГБХРЭ ЯЙНПНЯРЭ ДН 2 л. дКЪ ЯПЮБМЕМХЪ, С F-14 «рНЛЙЩР» РЪЦНБННПСФЕММНЯРЭ ПЮБМЮ 0,58 ЕДХМХЖШ. F-15 «хЦК» — 0,71, лХц-31 — 0,75, лХц-29 — 1. яЮЛНКЕР F-16 ХЛЕЕР НВЕМЭ ЙНЛОЮЙРМСЧ ЩКЕЙРПНММСЧ ЯХЯРЕЛС, ЯНБЕПЬЕММНЕ ОПХЖЕКЭМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ, ПЮГМННАПЮГМШИ МЮАНП ОНДБЕЯМШУ АЮЙНБ, ОНГБНКЪЧЫХУ ДНЯРХВЭ ДЮКЭМНЯРХ ОНКЕРЮ ДН 3700 ЙЛ. й РНЛС ФЕ НМ ПЮЯОНКЮЦЮЕР ЛНЫМШЛ БННПСФЕМХЕЛ: ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ Х ЙПШКНЛ ЛНЦСР АШРЭ ПЮГЛЕЫЕМШ ДН 50 ПЮГКХВМШУ БХДНБ АНЛА Х ПЮЙЕР. оПХ ЩРНЛ ЛЮЙЯХЛЮКЭМШИ БГКЕРМШИ БЕЯ F-16 ОПХ ОНКМНИ ГЮЦПСГЙЕ МЕ АНКЕЕ 15 000 ЙЦ, ЙЮЙ Х С МЮЬЕЦН ДБСУДБХЦЮРЕКЭМНЦН лХц-29, ХЛЕЧЫЕЦН, БОПНВЕЛ, РЮЙСЧ ФЕ ЛЮЙЯХЛЮКЭМСЧ ЯЙНПНЯРЭ. нДХМ ХГ БЕДСЫХУ ЯОЕЖХЮКХЯРНБ ТХПЛШ «лХц» ЯЙЮГЮК: «еЯКХ АШ Х С МЮЯ АШК РЮЙНИ ФЕ МЮДЕФМШИ Х АЕГНРЙЮГМШИ ДБХЦЮРЕКЭ, ЙЮЙ «оПЮРР сХРМХ», ЛШ МЕ ГЮДСЛШБЮЪЯЭ ЯОПНЕЙРХПНБЮКХ АШ НДМНДБХЦЮРЕКЭМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ».

оН АНЕБНЛС ОПХЛЕМЕМХЧ ЯЮЛНКЕР ЯОНЯНАЕМ БШОНКМЪРЭ ЙЮЙ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМШЕ ГЮДЮВХ, РЮЙ Х ЯНБЛЕЯРМН Я ДПСЦХЛХ БХДЮЛХ ЮБХЮЖХХ, ВРН БОНКМЕ ДНЙЮГЮМН БН БПЕЛЪ НОЕПЮЖХХ «аСПЪ Б ОСЯРШМЕ» Х ПЕЦХНМЮКЭМШУ БНИМЮУ МЮ аКХФМЕЛ бНЯРНЙЕ. йЮЙНБЮ ФЕ, БЙПЮРЖЕ, АХНЦПЮТХЪ ЩРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ?

тХПЛЮ дФЕМЕПЮК дЮИМЕЛХЙЯ Б ЙНМЖЕ 1960-У ЦНДНБ МЮВЮКЮ ОПЕДБЮПХРЕКЭМШЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН БЮПХЮМРС ДЕЬЕБНЦН Б ОПНХГБНДЯРБЕ ТПНМРНБНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ. щРЮ ПЮАНРЮ ОНЯКЕ ЯНГДЮМХЪ F-15 «хЦК» АШКЮ ОПНДНКФЕМЮ Х ЮЙРХБХГХПНБЮМЮ Б ПЕГСКЭРЮРЕ ОНКСВЕМХЪ Б 1971 Ц. ЙНМРПЮЙРЮ НР СОПЮБКЕМХЪ ЮБХЮЖХНММШУ ЯХЯРЕЛ ббя МЮ ОПНБЕДЕМХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХИ ОН СКСВЬЕМХЧ ЛЮМЕБПЕММНЯРХ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. б ТЕБПЮКЕ 1972 Ц. ТХПЛЮ ОПЕДЯРЮБХКЮ ЯБНХ ОПЕДКНФЕМХЪ МЮ ЙНМЙСПЯ ОПНЕЙРНБ КЕЦЙНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ, Х Б ЮОПЕКЕ АШК БШАПЮМ КСВЬХИ БЮПХЮМР.

жЕКЭЧ ОПНЕЙРХПНБЮМХЪ АШКН ДНЯРХФЕМХЕ ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ ЛЮМЕБПЕММНЯРХ ЯЮЛНКЕРЮ Б БНГДСЬМНЛ АНЧ Б ОПЕДЕКЮУ ПЮГСЛМН ЯАЮКЮМЯХПНБЮММШУ НЦПЮМХВЕМХИ МЮ ЯРНХЛНЯРЭ Х ЯКНФМНЯРЭ ЯХЯРЕЛШ. йНМЯРПСЙРНПЮЛ РПЕАНБЮКНЯЭ ЯНГДЮРЭ НРМНЯХРЕКЭМН ДЕЬЕБШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ МЕАНКЭЬНЦН БЕЯЮ Х ЦЮАЮПХРНБ, ЯОНЯНАМШИ ЩТТЕЙРХБМН БЕЯРХ БНГДСЬМШИ АНИ ОПХ ЯЙНПНЯРЪУ, ЯННРБЕРЯРБСЧЫХУ ДХЮОЮГНМС ВХЯЕК л НР 0,8 ДН 1,6. оПХВЕЛ ОПНЦПЮЛЛНИ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКЮЯЭ МЕ КЕРМЮЪ НЖЕМЙЮ НРДЕКЭМШУ РЕУМХВЕЯЙХУ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХИ, Ю ЯНГДЮМХЕ Х ХЯОШРЮМХЕ ОПХМЖХОХЮКЭМН МНБНЦН ЯЮЛНКЕРЮ, ЯОНЯНАМНЦН БОНЯКЕДЯРБХХ ОЕПЕПЮЯРХ Б ЩТТЕЙРХБМСЧ ЯХЯРЕЛС БННПСФЕМХЪ. яРЮМНБКЕМХЕ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНЦН НАКХЙЮ ХЯРПЕАХРЕКЪ F-16 ЯБЪГЮМН Я МЕЯЙНКЭЙХЛХ МЕГЮБХЯХЛШЛХ ХЯЯКЕДНБЮМХЪЛХ, БШОНКМЕММШЛХ Б ОЕПХНД Я 1968 ОН 1971 ЦНДШ.

б 1969 — 1970 ЦНДЮУ АШКХ ОПНБЕДЕМШ ЬХПНЙХЕ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМШЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ БНГДСУНГЮАНПМХЙНБ Х ХУ ПЮЯОНКНФЕМХЪ МЮ F-16 Я ЖЕКЭЧ НАЕЯОЕВЕМХЪ ПЮБМНЛЕПМНЦН ОНКЪ ЯЙНПНЯРЕИ Х ЛЮКШУ ОНРЕПЭ ДЮБКЕМХЪ Б ЬХПНЙНЛ ДХЮОЮГНМЕ СЦКНБ ЮРЮЙХ Х ЯЙНКЭФЕМХЪ. аШКН БШОНКМЕМН ХЯЯКЕДНБЮМХЕ ЯПЕДЯРБ СОПЮБКЕМХЪ ОН ЙПЕМС Б НЙНКНГБСЙНБНЛ ДХЮОЮГНМЕ ОПХ АНКЭЬХУ ОЕПЕЦПСГЙЮУ. йПНЛЕ РНЦН, ХГСВЮКХЯЭ ОПХПНДЮ АЮТРХМЦЮ ОПХ АНКЭЬХУ СЦКЮУ ЮРЮЙХ Х ЯПЕДЯРБЮ ЕЦН НЯКЮАКЕМХЪ. б ПЕГСКЭРЮРЕ ЩРХУ ЩЙЯОЕПХЛЕМРНБ АШКН НОПЕДЕКЕМН ПЮЯОНКНФЕМХЕ Х РХО БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ, ЯУЕЛЮ ЛЕУЮМХГЮЖХХ ЙПШКЮ Х НАЫЮЪ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙЮЪ ЙНЛОНМНБЙЮ АСДСЫЕЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ.

дЮКЕЕ ЯНАШРХЪ ЬКХ ЙЮЙ ОН МНРЮЛ: Б 1974 ЦНДС МЮВЮРШ ПЮГПЮАНРЙХ ОПЕДЯЕПХИМШУ ЯЮЛНКЕРНБ. я 1975 ДН ЙНМЖЮ 1976-ЦН — КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ Х ХГЦНРНБКЕМХЕ НЯМЮЯРЙХ. я ЯЕПЕДХМШ 1975 ОН 1978 Ц. БШОСЫЕМШ 15 ОЕПБШУ ЯЮЛНКЕРНБ. я ЙНМЖЮ 1976 ДН ЯЕПЕДХМШ 1978 Ц. ОПНБЕДЕМШ БЯЕ КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ, 1978 Ц — МЮВЮКН ОНЯРЮБНЙ ЯЮЛНКЕРНБ F-16 ббя яью, Ю ГЮРЕЛ аЕКЭЦХХ — 116 ЩЙГЕЛОКЪПНБ. мХДЕПКЮМДЮЛ — 102, мНПБЕЦХХ — 72, дЮМХХ — 58 ЯЮЛНКЕРНБ. я 1978 ОН 1980 Ц. АШКХ ОНЯРПНЕМШ ОЕПБШЕ 650 ЛЮЬХМ.

мЮДН ЯЙЮГЮРЭ, ВРН ЯПЮГС ФЕ Б еБПНОЕ, НЯНАЕММН Б аЕКЭЦХХ Х мХДЕПКЮМДЮУ АШКН МЮКЮФЕМН ОПНХГБНДЯРБН ЙНЛОКЕЙРСЧЫХУ ВЮЯРЕИ Й МНБНЛС ЯЮЛНКЕРС. гЮЙЮГВХЙЮЛХ ЯРЮКХ РЮЙФЕ ЯПЕДХГЕЛМНЛНПЯЙХЕ ЯРПЮМШ — МЮОПХЛЕП, цПЕЖХЪ Х ЦНЯСДЮПЯРБЮ аКХФМЕЦН Х яПЕДМЕЦН бНЯРНЙЮ — хГПЮХКЭ, хПЮМ Х хНПДЮМХЪ. й ЯЮЛНКЕРС F-16 ОПНЪБХКХ ХМРЕПЕЯ йЮМЮДЮ Х ъОНМХЪ. яПЕДХ ГЮОЮДМНЕБПНОЕИЯЙХУ ЯРПЮМ ОНЙСОЮРЕКЪЛХ МНБНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ РЮЙФЕ ЯРЮКХ тпц, юМЦКХЪ Х хРЮКХЪ, ДКЪ ЙНРНПШУ НМ ЛНФЕР ХЦПЮРЭ ПНКЭ ДНОНКМЕМХЪ Й ЛМНЦНЖЕКЕБНЛС ХЯРПЕАХРЕКЧ оЮМЮБХЮ «рНПМЮДН». ьБЕИЖЮПХЪ БШАПЮКЮ F-16 ДКЪ ГЮЛЕМШ ЯЮЛНКЕРНБ дЮЯЯН «лХПЮФ» III.

рЮЙХЛ НАПЮГНЛ «тНКЙНМ» ЪБКЪЕРЯЪ НДМХЛ ХГ НЯМНБМШУ РЮЙРХВЕЯЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ ббя яью Х 17 ЦНЯСДЮПЯРБ ЛХПЮ. бЯЕЦН Й 1993 ЦНДС АШКН ОНЯРПНЕМН 3793 РЮЙХЕ ЛЮЬХМШ. 2203 ХГ МХУ ОНЯРСОХКХ МЮ БННПСФЕМХЕ ббя Х бля яью, Ю 1564 ЩЙЯОНПРХПНБЮМШ Б ДПСЦХЕ ЯРПЮМШ. мЮХАНКЭЬЕЕ ВХЯКН — 240 — Б рСПЖХЧ, 210 — Б хГПЮХКЭ, 174 — Б еЦХОЕР. аЕКЭЦХЪ, мХДЕПКЮМДШ Х рСПЖХЪ МЮВЮКХ ЯРПНХРЭ ХЯРПЕАХРЕКХ F-16 МЮ ЯНАЯРБЕММШУ ГЮБНДЮУ, ОПХ ЩРНЛ, ПЮГСЛЕЕРЯЪ, ВЮЯРЭ ЙНЛОКЕЙРСЧЫХУ ХГДЕКХИ ОНЯРЮБКЪЕРЯЪ ХГ яью.

тХПЛЮ дФЕМЕПЮК дЮИМЕЛХЙЯ ПЮГПЮАНРЮКЮ ВЕРШПЕ НЯМНБМШУ ЯЕПХИМШУ БЮПХЮМРЮ ЯЮЛНКЕРЮ. оЕПБНМЮВЮКЭМН БШОСЯЙЮКХЯЭ НДМНЛЕЯРМШИ F-16A Х ДБСУЛЕЯРМШИ СВЕАМН-АНЕБНИ F-16B. ю Я 1984 Ц. МЮВЮКНЯЭ ОПНХГБНДЯРБН АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШУ ЛЮЬХМ — НДМНЛЕЯРМШУ F-16C Х ДБСУЛЕЯРМШУ F-16D. лШ СФЕ ОПХЛЕВЮКХ, ВРН БЯЕ БЮПХЮМРШ ХЯРПЕАХРЕКЪ ХЛЕЧР ХДЕМРХВМШЕ НЯМНБМШЕ ЙНМЯРПСЙРХБМШЕ ЩКЕЛЕМРШ. б ОПНЖЕЯЯЕ ХЯОШРЮМХИ АШКН СБЕКХВЕМН НОРХЛЮКЭМНЕ НРМНЯХРЕКЭМНЕ СДКХМЕМХЕ ЙПШКЮ НР 3 ДН 3,8 ЕДХМХЖШ. оПХ ЩРНЛ СДЕКЭМЮЪ МЮЦПСГЙЮ МЮ ЙПШКН СЛЕМЭЬЮКЮЯЭ Я 292 ДН 219 ЙЦ/Л2.

йПШКН ЯЮЛНКЕРЮ F-16 ЯПЕДМЕПЮЯОНКНФЕММНЕ, ХЛЕЕР РЮЙ МЮГШБЮЕЛСЧ ХМРЕЦПЮКЭМСЧ ЯУЕЛС, НРКХВЮЧЫСЧЯЪ ОКЮБМШЛ ЯНВКЕМЕМХЕЛ ЙПШКЮ Х ТЧГЕКЪФЮ (ЙЮЙ С лХц-29 Х яС-27). нАЗЕДХМЕМХЕ ТЧГЕКЪФЮ Я ЙПШКНЛ Х ОПХЛЕМЕМХЕ МЮОКШБНБ, ОПЕДЯРЮБКЪЧЫХУ ЯНАНИ ПЮЯЬХПЕММСЧ БОЕПЕД ЙНПМЕБСЧ ГНМС ЙПШКЮ, НАЕЯОЕВХБЮЕР МЕ РНКЭЙН ЯНГДЮМХЕ ДНОНКМХРЕКЭМНИ ОНДЗЕЛМНИ ЯХКШ ОПХ АНКЭЬХУ СЦКЮУ ЮРЮЙХ, МН Х АНКЭЬХЕ БМСРПЕММХЕ НАЗЕЛШ ЯЮЛНКЕРЮ. йПНЛЕ РНЦН, ЩРН ГМЮВХРЕКЭМН ОНБШЬЮЕР ФЕЯРЙНЯРЭ Х СЛЕМЭЬЮЕР ЛЮЯЯС ЙНМЯРПСЙЖХХ.

йПШКН (ЕЦН ОПНТХКЭ NACA 64A-204) Я СЦКНЛ ЯРПЕКНБХДМНЯРХ ОН ОЕПЕДМЕИ ЙПНЛЙЕ 40╟ БШОНКМЕМН Б НЯМНБМНЛ ХГ ЮКЧЛХМХЕБШУ ЯОКЮБНБ. нМН ХЛЕЕР 12 КНМФЕПНМНБ, 5 МЕПБЧП, КХЯРНБСЧ НАЬХБЙС Х ЙПЕОХРЯЪ Й ТЧГЕКЪФС Я ОНЛНЫЭЧ ЮКЧЛХМХЕБШУ ТХРХМЦНБ. дНОНКМХРЕКЭМЮЪ ОНДЗЕЛМЮЪ ЯХКЮ НАЕЯОЕВХБЮЕРЯЪ БХУПЪЛХ, ЯУНДЪЫХЛХ Я НЯРПШУ ОЕПЕДМХУ ЙПНЛНЙ МЮОКШБНБ, ВРН ОНГБНКХКН ГМЮВХРЕКЭМН СЛЕМЭЬХРЭ ОНРПЕАМСЧ ОКНЫЮДЭ ЙПШКЮ.

хГЛЕМЕМХЕ ЙПХБХГМШ ОКНЯЙНЯРЕИ ОПХ ЛЮМЕБПХПНБЮМХХ ДНЯРХЦЮЕРЯЪ ОПХ ОНЛНЫХ МНЯЙНБ ЙПШКЮ, ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХ НРЙКНМЪЕЛШУ Б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР ГМЮВЕМХЪ ВХЯКЮ л Х СЦКЮ ЮРЮЙХ. мНЯНЙ ЙЮФДНИ ЙНМЯНКХ ЯНЯРНХР ХГ НДМНИ ЯЕЙЖХХ Х ХЛЕЕР ЮКЧЛХМХЕБСЧ ЯНРНБСЧ ЙНМЯРПСЙЖХЧ. й ЛЕУЮМХГЮЖХХ ЙПШКЮ ЛНФМН РЮЙФЕ НРМЕЯРХ Х ТКЮОЕПНМШ (ЩКЕПНМШ-ГЮЙПШКЙХ). тЧГЕКЪФ F-16 ЖЕКЭМНЛЕРЮККХВЕЯЙХИ РХОЮ ОНКСЛНМНЙНЙ, ЯНЯРНХР ХГ ОЕПЕДМЕИ ВЮЯРХ, НЙЮМВХБЮЧЫЕИЯЪ ГЮДМХЛ ЯПЕГНЛ ЙЮАХМШ, ЖЕМРПЮКЭМНИ, УБНЯРНБНИ Х БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ. мНЯЙНЛ ТЧГЕКЪФЮ ЯКСФХР НАРЕЙЮРЕКЭ ЮМРЕММШ ТХПЛШ аПЮМЯБХЙ.

уБНЯРНБНЕ НОЕПЕМХЕ НДМНЙХКЕБНЕ. яРЮАХКХГЮРНП Х ЙХКЭ ЙНМЯНКЭМНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ Я НАЬХБЙНИ ХГ СЦКЕОКЮЯРХЙЮ Х ЮКЧЛХМХЕБШЛ ГЮОНКМХРЕКЕЛ. мНЯЙХ ЙХКЪ Х ЯРЮАХКХГЮРНПЮ ЯРЮКЭМШЕ, ГЮЙНМЖНБЙЮ ЙХКЪ ХГ ЯРЕЙКНОКЮЯРХЙЮ. хЛЕЕРЯЪ МЕАНКЭЬНИ ЯРЕЙКНОКЮЯРХЙНБШИ ТНПЙХКЭ Х БГЮХЛНГЮЛЕМЪЕЛШЕ ОНДТЧГЕКЪФМШЕ ЙХКХ ХГ ЦПЮТХРНЩОНЙЯХДМНИ ЙНЛОНГХЖХХ.

йНМЯНКХ СОПЮБКЪЕЛНЦН ЯРЮАХКХГЮРНПЮ РЮЙФЕ БГЮХЛНГЮЛЕМЪЕЛШ. дБЮ ПЮЯЫЕОКЪЧЫХУ БНГДСЬМШУ РНПЛНГЮ ПЮЯОНКНФЕМШ ОН НАЕ ЯРНПНМШ УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. хУ ОНБЕПУМНЯРХ НРЙКНМЪЧРЯЪ МЮ 60╟ БМЕ ГЮБХЯХЛНЯРХ НР ЯЙНПНЯРХ ОНКЕРЮ. дКЪ СОПЮБКЕМХЪ ПСКЕЛ МЮОПЮБКЕМХЪ Х ЯРЮАХКХГЮРНПНЛ ХЯОНКЭГСЧРЯЪ ЯЕПБНОПХБНДШ. ьЮЯЯХ С F-16 Я ЦХДПЮБКХВЕЯЙХЛ ОПХБНДНЛ. мНЯНБЮЪ ЯРНИЙЮ САХПЮЕРЯЪ МЮГЮД Б ТЧГЕКЪФ, НЯМНБМШЕ ЯРНИЙХ — БОЕПЕД Б ТЧГЕКЪФ. мНЯНБЮЪ ЯРНИЙЮ ЬЮЯЯХ ПЮЯОНКНФЕМЮ ГЮ БНГДСУНГЮАНПМХЙНЛ, Я ЖЕКЭЧ СЛЕМЭЬЕМХЪ НОЮЯМНЯРХ ОНОЮДЮМХЪ ОНЯРНПНММХУ ОПЕДЛЕРНБ Б ДБХЦЮРЕКЭ ОПХ ДБХФЕМХХ ЯЮЛНКЕРЮ ОН ГЕЛКЕ Х ОНБНПЮВХБЮЕРЯЪ ОПХ САНПЙЕ МЮ 90╟ ДКЪ ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН ПЮГЛЕЫЕМХЪ ОНД ЙЮМЮКНЛ БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ.

ьЮЯЯХ ХЛЕЕР ЛЮЯКЪМН-ОМЕБЛЮРХВЕЯЙХЕ ЮЛНПРХГЮРНПШ. рНПЛНГЮ Х НЯМНБМШЕ ЙНКЕЯЮ ТХПЛШ цСДЭХП. оМЕБЛЮРХЙХ НЯМНБМНИ ЯРНИЙХ ЬЮЯЯХ ТХПЛШ цСДПХВ ПЮГЛЕПНЛ 61,2×33 ЯЛ, СОПЮБКЪЕЛНЕ МНЯНБНЕ ЙНКЕЯН Я ОМЕБЛЮРХЙНЛ ПЮГЛЕПНЛ 43,2×19,2 ЯЛ. нЙНКН 80% ДЕРЮКЕИ НЯМНБМШУ ЯРНЕЙ ЬЮЯЯХ БГЮХЛНГЮЛЕМЪЕЛШ. яРБНПЙХ НРЯЕЙЮ ЯРНЕЙ ЬЮЯЯХ БШОНКМЕМШ ХГ СЦКЕОКЮЯРХЙЮ. оНД МХФМЕИ ВЮЯРЭЧ ТЧГЕКЪФЮ ПЮЯОНКНФЕМ РНПЛНГМНИ ЙПЧЙ.

б ЙЮВЕЯРБЕ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ МЮ ЯЮЛНКЕРЕ СЯРЮМНБКЕМ рпддт «оПЮРР-сХРМХ» F100-PW-100 Я ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ РЪЦНИ 11300ЙЦЯ. нЯМНБМНИ ГЮОЮЯ РНОКХБЮ ПЮГЛЕЫЮЕРЯЪ Б ЙПШКЕ Х ОЪРХ НРЯЕЙЮУ ТЧГЕКЪФЮ, НАПЮГСЧЫХУ ДБЮ РНОКХБМШУ АЮЙЮ. бЕЯ РНОКХБЮ БН БМСРПЕММХУ ЕЛЙНЯРЪУ МЮ F-16A — 3150 ЙЦ, Ю МЮ F-16B — МЮ 16% ЛЕМЭЬЕ. мЮ БЕПУМЕИ ОНБЕПУМНЯРХ ЖЕМРПЮКЭМНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ГЮ ЙЮАХМНИ ПЮЯОНКНФЕМ ОЕПЕУНДМХЙ ДКЪ ГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б ОНКЕРЕ. дНОНКМХРЕКЭМШИ ГЮОЮЯ РНОКХБЮ ЛНФЕР АШРЭ ПЮГЛЕЫЕМ Б ОНДБЕЯМШУ АЮЙЮУ ОНД ЙПШКНЛ Х ТЧГЕКЪФЕЛ.

йЮАХМЮ НЯМЮЫЕМЮ ЯХЯРЕЛНИ ЙНМДХЖХНМХПНБЮМХЪ Х ЙЮРЮОСКЭРХПСЕЛШЛ ЙПЕЯКНЛ ТХПЛШ яРЕМЯЕК, ОНГБНКЪЧЫХЛ ОПНХГБНДХРЭ ЙЮРЮОСКЭРХПНБЮМХЕ МЮ БЯЕЛ ДХЮОЮГНМЕ ЯЙНПНЯРЕИ Х БШЯНР. тНМЮПЭ ЙЮОКЕБХДМНИ ТНПЛШ НАЕЯОЕВХБЮЕР НРКХВМШИ ЙПСЦНБНИ НАГНП. аНЙНБЮЪ ПСВЙЮ СОПЮБКЕМХЪ Я НВЕМЭ ЛЮКШЛ ОЕПЕЛЕЫЕМХЕЛ СЯРЮМНБКЕМЮ МЮ ОНДКНЙНРМХЙЕ Х НАЕЯОЕВХБЮЕР РНВМНЕ СОПЮБКЕМХЕ ЯЮЛНКЕРНЛ БН БПЕЛЪ АНЕБНЦН ЛЮМЕБПХПНБЮМХЪ.

мЮ F-16 СЯРЮМНБКЕМ ХЛОСКЭЯМШИ ДНОКЕПНБЯЙХИ ПЮДХНКНЙЮРНП Я ОКНЯЙНИ ЮМРЕММНИ ПЕЬЕРЙНИ Б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. нМ БШОНКМЕМ Б ЙНЛОКЕЙРЕ ЛНДСКЭМШУ ЙНЛОНМЕМРНБ НАЫХЛ БЕЯНЛ 118 ЙЦ. рПЕАНБЮМХЪ Й КНЙЮРНПС ОПЕДСЯЛЮРПХБЮЧР ОНХЯЙ Х ЯНОПНБНФДЕМХЕ БНГДСЬМШУ ЖЕКЕИ ОПХ МЮКХВХХ ЛЕЯРМШУ ОНЛЕУ Я ДЮКЭМНЯРЭЧ НАМЮПСФЕМХЪ 28 — 37 ЙЛ Б МХФМЕИ ОНКСЯТЕПЕ Х 37 — 46 ЙЛ — Б БЕПУМЕИ. б ОЕПЕДМЕЛ НРЯЕЙЕ ОЕПЕД ЙЮАХМНИ ЩЙХОЮФЮ СЯРЮМНБКЕМШ ПЮДХНКНЙЮРНП ЯХЯРЕЛШ МЮБХЦЮЖХХ Х МЮБЕДЕМХЪ, Ю РЮЙФЕ АНПРНБЮЪ щбл. б ГЮДМЕЛ НРЯЕЙЕ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНЦН НАНПСДНБЮМХЪ СЯРЮМНБКЕМШ ЯХЯРЕЛШ ОНХЯЙЮ Х НОНГМЮБЮМХЪ ЖЕКХ. мЮ ЯЮЛНКЕРЕ РЮЙФЕ СЯРЮМНБКЕМЮ ЮООЮПЮРСПЮ ГЮЫХРШ УБНЯРЮ ALR-46.

яБЪГМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ БЙКЧВЮЕР сйб ОЕПЕДЮРВХЙ ARC-164, ОЕПЕЦНБНПМНЕ СЯРПНИЯРБН ТХПЛШ юМДПЕЮЙ, СЯРЮМНБЙЮ ЙНДХПНБЮММНИ РЕКЕТНММНИ ЯБЪГХ ТХПЛШ лЮЦМЮБНЙЯ, ЙПХОРНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАНПСДНБЮМХЕ Х СЯРПНИЯРБН ОНДЮБКЕМХЪ ОНЛЕУ. еЯРЭ РЮЙФЕ БШВХЯКХРЕКЭ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХУ ОЮПЮЛЕРПНБ, ХМЕПЖХЮКЭМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ МЮБЕДЕМХЪ SKN-2400, ДЮРВХЙХ СЯХКХИ МЮ ПСВЙЕ СОПЮБКЕМХЪ, ХМДХЙЮРНП МЮ КНАНБНЛ ЯРЕЙКЕ, СЙЮГЮРЕКЭ НАЯРЮМНБЙХ Б ЦНПХГНМРЮКЭМНИ ОКНЯЙНЯРХ, ТНРНЙХМНОСКЕЛЕР, ПЮДХНКНЙЮЖХНММШИ ЩКЕЙРПННОРХВЕЯЙХИ ХМДХЙЮРНП. мЮ ЯЮЛНКЕРЕ РЮЙФЕ СЯРЮМНБКЕМ ЮБРНЛЮР ЯАПНЯЮ ДХОНКЭМШУ НРПЮФЮРЕКЕИ ТХПЛШ рПЮЙНП.

бРНПНИ НОШРМШИ ЯЮЛНКЕР YF-16 ХГМЮВЮКЭМН АШК БННПСФЕМ КХЬЭ НДМНИ ЬЕЯРХЯРБНКЭМНИ ОСЬЙНИ дФЕМЕПЮК щКЕЙРПХЙ л61-ю-1 ЙЮКХАПНЛ 20 ЛЛ. нМЮ АШКЮ СЯРЮМНБКЕМЮ Я КЕБНИ ЯРНПНМШ ТЧГЕКЪФЮ Х ХЛЕКЮ АНЕГЮОЮЯ 500 ОЮРПНМНБ. гЮРЕЛ ОН УНДС ПЮГПЮАНРЙХ АШКХ СЯРЮМНБКЕМШ СГКШ ОНДБЕЯЙХ ПЮЙЕР «БНГДСУ-БНГДСУ» Я хй ЯХЯРЕЛНИ МЮБЕДЕМХЪ ОН ДБЮ ОНД ЙНМЯНКЪЛХ ЙПШКЮ Х НДХМ ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ. йПНЛЕ РНЦН, ОНД ЙПШКНЛ ЯЮЛНКЕРЮ НАНПСДНБЮКХ ВЕРШПЕ СГКЮ ДКЪ ОНДБЕЯЙХ ДНОНКМХРЕКЭМШУ ЦПСГНБ. йНКХВЕЯРБН СГКНБ ОНД ЙПШКНЛ АШКН СБЕКХВЕМН ДН ЬЕЯРХ. рЮЙХЛ НАПЮГНЛ МЮ ЯНБПЕЛЕММНЛ F-16 ХЛЕЕРЯЪ СФЕ ДЕБЪРЭ СГКНБ ОНДБЕЯЙХ. нАЫХИ БЕЯ АНЕБНИ МЮЦПСГЙХ МЮ БМЕЬМХУ СГКЮУ ОПХ СЛЕМЭЬЕММНЛ ГЮОЮЯЕ РНОКХБЮ ПЮБЕМ 6900 ЙЦ Х 4990 ЙЦ ОПХ ОНКМНИ ГЮКХБЙЕ РНОКХБЮ БН БМСРПЕММХУ АЮЙЮУ. рХОХВМШИ АНЕЙНЛОКЕЙР, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ЯНЯРНХР ХГ ДБСУ ЯМЮПЪДНБ юIл-9J/L»яЮИДСХМДЕП» МЮ ЙНМЖЮУ ЙПШКЮ Х ВЕРШПЕУ МЮ БМЕЬМХУ СГКЮУ ОНД ЙПШКНЛ; ЯАПЮЯШБЮЕЛШУ ОНДБЕЯМШУ ЙПШКЭЕБШУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ ЕЛЙНЯРЭЧ 1400 ХКХ 2270К Х ЯАПЮЯШБЮЕЛШУ ОНДТЧГЕКЪФМШУ АЮЙНБ ЕЛЙНЯРЭЧ 567 К ХКХ АНЛАШ БЕЯНЛ 1000 ЙЦ; ЙНМРЕИМЕПЮ Я КЮГЕПМНИ ЯХЯРЕЛНИ ЯКЕФЕМХЪ ГЮ ЖЕКЭЧ; ЯМЮПЪДНБ ЙКЮЯЯЮ БНГДСУ-ГЕЛКЪ ХКХ ЙНМРЕИМЕПЮ Я НЯБЕРХРЕКЭМШЛХ АНЛАЮЛХ. бНГЛНФМЮ РЮЙФЕ ОНДБЕЯЙЮ ЙНМРЕИМЕПНБ Я НАНПСДНБЮМХЕЛ ПЮДХНОПНРХБНДЕИЯРБХЪ ТХПЛШ бЕЯРХМЦЮСГ. оПЕДСЯЛНРПЕМЮ БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЛЕМЕМХЪ ПЮЙЕР ДЮКЭМЕЦН ДЕИЯРБХЪ ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ-БНГДСУ» «яОЩППНС» Я ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ ЯХЯРЕЛНИ МЮБЕДЕМХЪ Х ойп «цЮПОСМ» МЮ ЯЮЛНКЕРЮУ F-16 ЕБПНОЕИЯЙНЦН АЮГХПНБЮМХЪ.

йЮЙНБШ ФЕ КЕРМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ F-16? нМХ БОНКМЕ ЯННРБЕРЯРБСЧР НЯМНБМНЛС МЮГМЮВЕМХЧ ЯЮЛНКЕРЮ — ГЮБНЕБЮМХЧ ОПЕБНЯУНДЯРБЮ Б БНГДСУЕ. «тЮИРХМЦ тНКЙНМ» АШК ЯОПНЕЙРХПНБЮМ МЮ НЯМНБЕ РПЕАНБЮМХИ БШЯНЙНИ ЛЮМЕБПЕММНЯРХ Б БНГДСЬМНЛ АНЧ МЮ ЯПЕДМХУ БШЯНРЮУ (Б НЯМНБМНЛ — МХФЕ 9000 Л) Х ЯЙНПНЯРЪУ, ЯННРБЕРЯРБСЧЫХУ ВХЯКЮЛ л = 0,8-1,6. яЮЛНКЕР ЯОНЯНАЕМ МЮАХПЮРЭ БШЯНРС 15000Л ГЮ 90 Я Х БШУНДХРЭ МЮ ЯБЕПУГБСЙНБНИ ПЕФХЛ ЛЕМЕЕ ВЕЛ ВЕПЕГ 40 Я ОНЯКЕ БГКЕРЮ.

дБЮ НОШРМШУ F-16 Б ОПНЖЕЯЯЕ КЕРМШУ ХЯОШРЮМХИ ЯНБЕПЬХКХ АНКЕЕ 550 ОНКЕРНБ Я НАЫХЛ МЮКЕРНЛ АНКЕЕ 600 ВЮЯНБ. аШКЮ ДНЯРХЦМСРЮ БШЯНРЮ АНКЕЕ 18 300 Л Х ЯЙНПНЯРЭ, ОПЕБШЬЮЧЫЮЪ ДБЮ «лЮУЮ». лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРЭ ОНКЕРЮ Я ГЮОПЮБЙНИ РНОКХБНЛ Б БНГДСУЕ — 4 В 30 ЛХМ, Ю АЕГ ГЮОПЮБЙХ Б ОНКЕРЕ — 2 В 55 ЛХМ. бЯЕ ПЮЯВЕРМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ ЯЮЛНКЕРЮ АШКХ ОНДРБЕПФДЕМШ ХКХ ДЮФЕ ОПЕБГНИДЕМШ БН БПЕЛЪ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ. F-16 ОПХ БЕЯЕ 10 205 ЙЦ ЛНФЕР ЯНБЕПЬЮРЭ ЛЮМЕБПШ Я ОЕПЕЦПСГЙЮЛХ ДН 7,33 ЕДХМХЖШ. оПХ ЛЕМЭЬХУ БЕЯЮУ ДНОСЯРХЛЮЪ ОЕПЕЦПСГЙЮ БНГПЮЯРЮЕР ДН 9 ЕДХМХЖ.

бОЕПБШЕ «аНЕБШЕ ЯНЙНКШ» F-16 АШКХ ХЯОНКЭГНБЮМШ Б БНЕММШУ ДЕИЯРБХЪУ МЮД РЕППХРНПХЕИ кХБЮМЮ. хЛЕММН Й РНЛС ЩОХГНДС НРМНЯХРЯЪ СРБЕПФДЕМХЕ, ЯНДЕПФЮЫЕЕЯЪ Б ПЕЙКЮЛМШУ ОПНЯОЕЙРЮУ ТХПЛШ дФЕМЕПЮК дЮИМЕЛХЙЯ Н РНЛ, ВРН «Б УНДЕ АНЕБ Б ДНКХМЕ ПЕЙХ аЕЙЮЮ КЕРНЛ 1982 Ц. ХГПЮХКЭЯЙХЕ ХЯРПЕАХРЕКХ F-16 СМХВРНФХКХ 45 «лХцНБ!». йНМЕВМН, ПЮДХ ОПЕЯРХФЮ ВЕЦН РНКЭЙН МЕ МЮОХЬСР. б ФХГМХ БЯЕ АШКН ХМЮВЕ. оН ДЮММШЛ ЯНБЕРЯЙНИ ПЮГБЕДЙХ Х МЮЬХУ БНЕММШУ ЯНБЕРМХЙНБ, МЮУНДХБЬХУЯЪ РНЦДЮ Б яХПХХ, ХГПЮХКЭЯЙХЕ ЯЮЛНКЕРШ F-16A 8 ХЧМЪ 1982 ЦНДЮ ЯАХКХ МЮД кХБЮМНЛ ЯХПХИЯЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ лХц-23лт, Ю 10 ХЧМЪ — ЯЕЛЭ ХЯРПЕАХРЕКЕИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ яС-22. йПНЛЕ РНЦН, Б УНДЕ ЙНМТКХЙРЮ «тЮИРХМЦ тНКЙНМШ» СМХВРНФХКХ МЕЯЙНКЭЙН ЯХПХИЯЙХУ БЕПРНКЕРНБ «цЮГЕКЭ» Х лХ-8. б РН ФЕ БПЕЛЪ ХЯРПЕАХРЕКЪЛХ лХц-21 Х лХц-23лт ббя яХПХХ Б БНГДСЬМШУ АНЪУ СМХВРНФЕМН, ЙЮЙ ЛХМХЛСЛ, ЬЕЯРЭ F-16A. яХПХИЯЙХЕ ббя ОНРЕПЪКХ ЕЫЕ ОЪРЭ лХц-23лт, ЯАХРШУ ХГПЮХКЭЯЙХЛХ F-15.

F-16 Я ЬЕЯРХЙНМЕВМШЛХ ГБЕГДЮЛХ ДЕИЯРБНБЮКХ МЮД КХБЮМЯЙНИ ДНКХМНИ аЕЙЮЮ «Б ЯБЪГЙЕ» Я ХЯРПЕАХРЕКЪЛХ F-16A «хЦК» Х ОНКСВХКХ ДЮММШЕ ОН ЖЕКЕСЙЮГЮМХЪЛ НР ЯЮЛНКЕРНБ дпкн «уНЙЮИ». рЮЙРХЙЮ АШКЮ ЯКЕДСЧЫЮЪ: F-15 БШОНКМЪКХ ПНКЭ ОПХЛЮМЙХ ДКЪ «лХцНБ». йНЦДЮ ОНЯКЕДМХЕ БШУНДХКХ Б ЮРЮЙС, ОШРЮЪЯЭ ОПХЛЕМХРЭ ПЮЙЕРШ ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ п-23, ХУ Я ЛЮКНИ БШЯНРШ ЮРЮЙНБЮКХ F-16, «лХцЮЛ» НЯРЮБЮКНЯЭ НДМН ХГ ДБСУ: ХКХ ОПЕЙПЮРХРЭ ЮРЮЙС Х БШИРХ ХГ АНЪ МЮ ТНПЯЮФЕ, «ОНДЯРЮБХБЬХЯЭ» ОПХ ЩРНЛ ОНД СДЮП ЯН ЯРНПНМШ F-15, БННПСФЕММШУ сп ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ, ХКХ ББЪГШБЮРЭЯЪ Б МЕБШЦНДМШИ АКХФМХИ ЛЮМЕБПЕММШИ АНИ, ЦДЕ F-16 ОПЕБНЯУНДХК лХц-23 Х, ОН ЛЕМЭЬЕИ ЛЕПЕ, МЕ СЯРСОЮК лХц-21АХЯ.

яЮЛНКЕРШ F-16A ббя оЮЙХЯРЮМЮ СВЮЯРБНБЮКХ Б АНЕБШУ ЯРНКЙМНБЕМХЪУ Я ЮТЦЮМЯЙНИ Х ЯНБЕРЯЙНИ ЮБХЮЖХЕИ Б УНДЕ БНИМШ Б юТЦЮМХЯРЮМЕ. нМХ ЯАХКХ ДБЮ ХЯРПЕАХРЕКЪ лХц-23 Х ДБЮ ХЯРПЕАХРЕКЪ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ яС-22 ббя дпю, Ю РЮЙФЕ ЬРСПЛНБХЙ ЯНБЕРЯЙХУ ббя яС-25, ЙНРНПШИ ОХКНРХПНБЮК ОНКЙНБМХЙ пСЖЙНИ. б УНДЕ БШОНКМЕМХЪ АНЕБНЦН ГЮДЮМХЪ яС-25 МЮ ЙНПНРЙНЕ БПЕЛЪ БРНПЦЯЪ Б БНГДСЬМНЕ ОПНЯРПЮМЯРБН оЮЙХЯРЮМЮ Х АШК ЮРЮЙНБЮМ F-16A, ОНДНЬЕДЬХЛХ МЮ ЛЮКНИ БШЯНРЕ. оПХВЕЛ Б ЩРНЛ ФЕ АНЧ ОЮЙХЯРЮМЖШ ЯЮЛХ ОПНГЕБЮКХ ДБСУ лХц-23лкд, ЙНРНПШЕ ОПХЙПШБЮКХ ЬРСПЛНБХЙ. нДХМ ХГ ЯНБЕРЯЙХУ лХц-23 БАКХГХ ЦПЮМХЖШ Я оЮЙХЯРЮМНЛ ПЮЙЕРНИ «БНГДСУ-БНГДСУ» СМХВРНФХК «тЮИРХМЦ тНКЙНМ».

б УНДЕ АНЕБШУ ДЕИЯРБХИ Б ПЮИНМЕ оЕПЯХДЯЙНЦН ГЮКХБЮ Б ЯНЯРЮБЕ ббя яью, ПЮГБЕПМСРШУ МЮ рбд, ХЛЕКНЯЭ 249 ЯЮЛНКЕРНБ F-16ю, ЙНРНПШЕ ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ Б ЙЮВЕЯРБЕ ЬРСПЛНБХЙНБ, Х F-16C, ОПХЛЕМЪБЬХУЯЪ ЙЮЙ ХЯРПЕАХРЕКХ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ. щРХ ЯЮЛНКЕРШ ЯНБЕПЬХКХ 13 500 АНЕБШУ БШКЕРНБ, Б НЯМНБМНЛ, ДКЪ МЮМЕЯЕМХЪ СДЮПНБ ОН МЮГЕЛМШЛ ЖЕКЪЛ НАШВМШЛХ ЯБНАНДМНОЮДЮЧЫХЛХ АНЛАЮЛХ Х сп «лЕИБПХЙ». оН ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛ НТХЖХЮКЭМШЛ ДЮММШЛ АШКН ОНРЕПЪМН ЬЕЯРЭ ЛЮЬХМ, ЯАХРШУ НЦМЕЛ Я ГЕЛКХ. лЕФДС РЕЛ, НАЗЕЙРХБМШИ ЮМЮКХГ ЯРЮРХЯРХЙХ ОНРЕПЭ ЮБХЮЖХХ яью ГЮ 1991 Ц. ЯБХДЕРЕКЭЯРБСЕР Н РНЛ, ВРН ХЯРХММШЕ ОНРЕПХ ЯНЯРЮБХКХ 20 ЯЮЛНКЕРНБ. б МЮВЮКЕ 1992 Ц. F-16C ббя яью ЯАХК ХПЮЙЯЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ лХц-25о, БРНПЦЬХИЯЪ Б «ГЮОПЕРМСЧ» ГНМС МЮ ЯЕБЕПЕ хПЮЙЮ. оПХ ЩРНЛ БОЕПБШЕ МЮ «тЮИРХМЦ тНКЙНМЕ» АШКХ ХЯОНКЭГНБЮМШ МНБШЕ ПЮЙЕРШ ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ AIM-120 AMRAAM.

оНЯКЕ ЯЕПЭЕГМШУ ДЕАЮРНБ Б ЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ ЮЩПНЙНЯЛХВЕЯЙХУ ЙПСЦЮУ, ЙЮЯЮЧЫХУЯЪ ОНХЯЙЮ МНБНЦН ЯПЕДЯРБЮ АНПЭАШ Я ЙПШКЮРШЛХ ПЮЙЕРЮЛХ АНКЭЬНИ ДЮКЭМНЯРХ, оЕМРЮЦНМ НЯРЮБХК ЯБНИ БШАНП МЮ ХЯРПЕАХРЕКЕ F-16A. щРХЛХ ЯЮЛНКЕРЮЛХ Б ЯБНЕ БПЕЛЪ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ ОЕПЕБННПСФХРЭ 11 ЩЯЙЮДПХКХИ обн ХГ ЯНЯРЮБЮ ббя МЮЖХНМЮКЭМНИ ЦБЮПДХХ, ГЮЛЕМХБ Б МХУ, ЯВХРЮЧЫХЕЯЪ СЯРЮПЕБЬХЛХ, ХЯРПЕАХРЕКХ-ОЕПЕУБЮРВХЙХ F-106A «дЕКЭРЮ дЮПР» Х ЛМНЦНЖЕКЕБШЕ ХЯРПЕАХРЕКХ F-4C «тЮМРНЛ-2».

яЮЛНКЕР F-16A ОПНЬЕК МЕЯЙНКЭЙН ЩРЮОНБ ЛНДЕПМХГЮЖХХ — Block 10 НЯМЮЫЕМ ДБХЦЮРЕКЕЛ P&W F100-PW-200 Х ОНДБЕЯМШЛ ЙНМРЕИМЕПНЛ GPU-5/A. хЯОНКЭГСЕРЯЪ ПЮДХНКНЙЮЖХНММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ Westinghouse AN/APG-65. Block 15 НАНПСДНБЮМ пкя AN/APG-66. мЮ F-16A Block 15 15OCU (Operational Capability Upgrade) СЯРЮМНБКЕМ рпддт F100-PW-220, БНГЛНФМЮ ОНДБЕЯЙЮ ойп Penguin Mk.3, AGM-65 Х AIM-120 AMRAAM. оЕПБШИ F-16A Block 15 15OCU АШК ОНЯРЮБКЕМ Б ЪМБЮПЕ 1988 ЦНДЮ. F-16A Block 15 15OCU ОПНХГБЕДЕММШИ ДКЪ ббя рЮИБЮМЪ ОНКСВХК НАНГМЮВЕМХЕ Block 20.
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪF-16A Block 10
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л9.45
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ ЯН ЬРЮМЦНИ обд,Л15.03
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л5.09
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л227.87
сЦНК ЯРПЕКНБХДМНЯРХ, ЦПЮД40.0
лЮЯЯЮ , ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ7386
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ11467
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ17010
РНОКХБЮ3105
рХО ДБХЦЮРЕКЪ:1 рпддт Pratt Whitney F100-PW-200
рЪЦЮ ЙЦЯ
МЮ ТНПЯЮФЕ1 У 10810
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ1 У 6654
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ
С ГЕЛКХ1432
МЮ БШЯНРЕ 12200 Л2120 (л=2.05)
оЕПЕЦНМНВМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ3862
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ1315
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ18900
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л16764
лЮЙЯ. ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММЮЪ ОЕПЕЦПСГЙЮ9
щЙХОЮФ, ВЕК1
бННПСФЕМХЕ:НДМЮ 20-ЛЛ ОСЬЙЮ M61A1 Vulcan ( 515 ОЮРПНМНБ) АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 5420 ЙЦ МЮ 9 СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ (Б СЫЕПА ЛЮМЕБПЕММНЯРХ БНГЛНФМЮ МЮЦПСГЙЮ 9276 ЙЦ): ДН 6 сп АКХФМЕЦН АНЪ AIM-9L/M/P Sidewinder сп AIM-7 Sparrow or AIM-120A AMRAAM Б БЮПХЮМРЕ ХЯРПЕАХРЕКЪ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ — ЛНФЕР МЕЯРХ НАШВМШЕ АНЛАШ Mk.82, Mk 83 Х Mk 84.ХКХ ОНДБЕЯМНИ ЙНМРЕИМЕП GPU-5/A Я 30-ЛЛ ОСЬЙНИ
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
вЕПРЕФ «General Dynamics F-16A Falcon

» вЕПРЕФ «
General Dynamics F-16 Falcon
» вЕПРЕФ «General Dynamics F-16A/B Fighting Falcon» пкщ «
General Dynamics F-16 Fighting Falcon
» пкщ «
General Dynamics F-16A/B Fighting Falcon
» пкщ «
General Dynamics F-16A-B MLU Pilot Guide (Part 1)
» пкщ «
General Dynamics F-16A-B MLU Pilot Guide (Part 2)
«
тНРНЦПЮТХХ:

оЕПБШИ ОПНРНРХО YF-16
оЕПБШИ ОПНРНРХО YF-16
бРНПНИ ОПНРНРХО YF-16
F-16A (c) Gavin Conroy
F-16A Block 15 MLU (c) Mike Freer
F-16A Block 20 (c) Paul Carter
F-16A Block 20 MLU (c) Bill Word
F-16A Block 10 (c) David A. Cornwell
F-16A Block 15 OCU
йЮАХМЮ ОХКНРЮ F-16A

яУЕЛШ:

F-16A
йНЛОНМНБНВМЮЪ ЯУЕЛЮ

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

оЕПБШИ ОПНРНРХО YF-16
бРНПНИ ОПНРНРХО YF-16
F-16A ббя мХДЕПКЮМДНБ
F-16A ббя аЕКЭЦХХ
F-16A Block 10 388th TFW (c) юМЮРНКХИ хБЮМХМ
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
юБХЮЖХЪ Х бПЕЛЪ 1999-04. юМДПЕИ яНБЕМЙН. «цПХОЕМ» Х ЕЦН ЙНМЙСПЕМРШ. «яПЮФЮЧЫХИЯЪ ЯНЙНК» йПШКЭЪ пНДХМШ 1996-11-12. бЮКЕМРХМ цЮБПХКНБ. «аНЕБНИ ЯНЙНК» дЪДХ яЩЛЮ щДЛСМД жХУНЬ. яБЕПУГБСЙНБШЕ ЯЮЛНКЕРШ бХЙРНП ьСМЙНБ. яНБПЕЛЕММЮЪ БНЕММЮЪ ЮБХЮРЕУМХЙЮ пНЯРХЯКЮБ бХМНЦПЮДНБ, юКЕЙЯЮМДП оНМНЛЮПЕБ. пЮГБХРХЕ ЯЮЛНКЕРНБ ЛХПЮ Airforce Technology. F-16 Fighting Falcon Multi-Role Fighter Aircraft FAQs.org.Greg Goebel. Air Vectors. The Lockheed Martin F-16 Squadron/Signal 1053. Lou Drendel. F-16 Fighting Falcon in action Flugzeug Profile 12. Gerhard Lang. General Dynamics F-16 «Fighting Falcon» Scale Models Warplane Special. T. Lynch. General Dynamics F16 Flugzeug 1986-05. Jet-Eleganz: Die F-16-Story Zlinek 1992-01. F-16 Fighting Falcon L+K 1976-15. Rizeni po drate L+K 1980-01-02. Jiri Motavec. General Dynamics F-16A Condor

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2019

Конструкция

F-16 — однокилевый моноплан, выполненный по классической схеме. У авиамашины один мотор в хвосте. Фюзеляж — полумонокок. Крыло с увеличенной стреловидностью плавно перетекает в фюзеляж. Такая конструкция позволяет создать вспомогательную подъёмную силу при увеличенном угле атаки.

Конструкция F-16

Угол передней кромки крыла — 40 градусов. Нерегулируемый воздухосборник находится под фюзеляжем. Шасси снабжены гидравлическим приводом. Передняя стойка находится сразу за воздухозаборником. У истребителя интегральная аэродинамическая компоновка, центр тяжести борта смещён вперёд, имеется высокочувствительная РЛС.

F-16 — это первый на вооружении американской армии летательный аппарат с расчётной скоростью 2 Маха. Боевая машина с ресурсом в 8 000 ч. предназначена для боевых вылетов и выполнения манёвров при перегрузке в 9 g.

Секции фюзеляжа F-16 в разрезе

Инновации в устройстве кабины: беспереплётный фонарь каплевидной формы; откидное кресло, снижающее влияние перегрузок на лётчика; боковая ручка управления. Катапультируемое сидение может эвакуировать лётчика на любой скорости и высоте. Планер истребителя изготовлен на 80% из сплавов алюминия, на 8% — из стали, на 3% — из композитных материалов.

Кабина боевого истребителя F-16

F-16 имеет немало модификаций. Начиная с модели «Block 25» у летательных аппаратов снижена радиолокационная заметность. На поверхность створок фонаря кабины нанесён тонкий слой золота. Благодаря такому новшеству падающее излучение равномерно рассеивается и не попадает вглубь кабины. Начиная с версии «Block 32» при изготовлении воздухозаборников применялись радиопоглощающие материалы.

Все детали и узлы истребителя унифицированы. Например, мотор марки Pratt & Whitney применяется на истребителях F-15. К тому же у самолета F-16 точно такие же стойки шасси и некоторые аэродинамические элементы (крылья, горизонтальное хвостовое оперение, руль высоты).

F-16 много почерпнул у истребителя третьего поколения F-4/Е (автоматизированная СУ ракетами и бомбами, аппаратура радиоэлектронного подавления, устройство узлов подвески и механизмов отцепки, одинаковый состав боеприпасов). В противоположность бомбардировщику F-111, конструкция которого насчитывала 250 видов крепежа, F-16 имеет всего 50 типов крепежа. По габаритам боевая машина F-16 меньше, чем F-14 или F-15.

Компоновочная схема F-16

У истребителя F-16 импульсный доплеровский радиолокатор, который позволяет ему видеть цель на расстоянии 37 км в нижней полусфере и 46 км — в верхней. На борту самолета — ЭДСУ постоянного действия, РЭП ALQ, навигационная установка TACAN, аппаратура сброса дипольных отражателей, РЛС предупреждения, ЭВМ для анализа обстановки в воздухе, управления полётом и огнём.

Выводы

С момента первого полета самолета F-16 прошло уже более 40 лет, но заложенный в конструкцию потенциал развития позволил истребителю остаться востребованным и сегодня. Несмотря на создание машин пятого поколения (тот же F-22), старая машина остается на вооружении США и многих государств.

Одной из причин является низкая стоимость – в три раза меньше, чем у новейших машин.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов пониженные эксплуатационные расходы и наличие обученного персонала.

Одним из направлений дальнейшей модернизации парка самолетов является доработка до стандарта F-16V (Viper). Новый вариант истребителя оснащается радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой, улучшенным компьютерным и пилотажным оборудованием. В любом случае, пройдет еще не один год, прежде чем с вооружения будет снят последний «Атакующий сокол».

Модификации

Разработка и производство новейших моделей F16 проводились силами международного консорциума с главным офисом в США. Государства, принимавшие участие в изготовлении истребителя: Бельгия, Нидерланды, Дания, Англия и США. Голландская авиакомпания Fokker изготавливала центроплан, крылья и закрылки. Бельгийская Sabca — хвост фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение. Бельгийский завод FN изготавливал моторы F 100.

В Европе работало 3 сборочные линии по производству истребителей. Большая часть деталей и механизмов изготавливалась на американском авиазаводе №4 в г. Форт-Уэрте, а затем перевозилась для монтажа в Нидерланды и Бельгию. Истребители американского производства имели голландские центропланы и бельгийские хвостовые детали.

Модификации:

  • F-16А — базовая модель, одноместный, многофункциональный, используется в дневное время;
  • F-16В — 2-местный, учебно-боевой, выпускается с 1977 г.;
  • F-16С — одноместный, модернизированный, используется ВВС с 1984 г.;
  • F-16D — 2-местный, учебно-боевой, выпуск с 1984 г.;
  • F-16N и TF-16N — одно и 2-местные варианты, изготовленные для лётной школы «Топ Ган» ВМС США;
  • F-16ADF — ПВО-истребитель для Нацгвардии США на основании F-16А;
  • F-16С и F-16R — разведчик вместо RF-4C;
  • FSX — авиамашина на основе F-16 для подмены бомбардировщика F-1.

Планы модернизации

Изготовитель планирует дальнейшее усовершенствование всей серии истребителей. Боевые машины должны иметь CCV и AFTI. Улучшения затронут конфигурацию и цифровую систему управления полетом. F-16XL будет иметь бесхвостовую схему и усовершенствованную маневренность, большее расстояние беспосадочного перелёта, более современное вооружение.

Night Falcon и «Block 50»

Летательные аппараты «Block 40/42» Night Falcon изготавливаются с 1988. Истребителя оснащены системой LANTIRN, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления полетом, автоматической системой рельефного следования по местности. Боевая машина может нести управляемые ракеты AGM-88B.

Night Falcon

Установка дополнительного оборудования повлекла увеличение взлётного веса и усиление шасси. С 1991 г. производятся авиамашины «Block 50» и «Block 52». Они оснащены РЛС APG-68, современным ИЛС и ЭВМ, дипольным отражателем, СИП. Установлены новые моторы (F110-GE-229, F100-PW-220).

Block 50

Истребитель-перехватчик ПВО

В 1986 году 270 истребителей F16-А/В были переоборудованы в истребители-перехватчики ПВО. Самолеты были оснащены новой РЛС, отслеживающей небольшие объекты, пусковыми установками для управляемых ракет AIM-7 Sparrow. Перехватчики могут поднять целых 6 ракет AIM-120, AIM-7, AIM-9.

F-16CJ и F-16DJ

Для замены старых противорадиолокационных истребителей F-4GWWV были созданы F-16CJ в рамках серии «Block 50». Новые самолёты были одноместными. Вся работа второго пилота возлагалась на компьютер. Было выпущено несколько 2-местных машин серии F-16DJ. Истребители использовались парами. Они несли ракеты против РЛС (AGM-88, AGM-45) и самонаводящиеся ракеты (AIM-9 и AIM-120).

F-16CJ

F-16V

В 2015 году была изготовлена новейшая версия — F-16V, её назвали «Гадюка» («Viper»). Машина оснащена масштабированной радарной антенной APG-83 SABR, система дневного и ночного прицеливания SNIPER. Авиакомпания Lockheed Martin собирается улучшить все F-16C до стандарта F-16V или F-16S.

F-16I

2-местный F-16I создан на базе «Block 52» для ВВС Израиля. Истребитель получил название «Гроза» («Sufa»). Бортовая оснастка и вооружение летательного аппарата F-16I изготавливаются израильтянами. Закуплено — 102 машины. Стоимость одного самолёта — 70 млн. долларов.

Модификации F-16 и страны-эксплуатанты

Машины F-16A/B выпускались в нескольких модификациях (так называемый Block). Отличием версии В является двухместная кабина, благодаря которой самолет применяется для обучения пилотов. Самыми первыми стали Block 5 и 10, построенные до 1980 года.

Начиная с Block 15, стал использоваться кондиционер воздуха в кабине пилота, и расширились возможности точек подвески. По мере введения нового вооружения и узлов выпускались новые партии машин и модернизировались уже построенные. В настоящее время старые машины постепенно переоборудуются в беспилотные мишени под обозначением QF-16.

Начиная с Block 25, в серию пошел улучшенный вариант самолета F-16C/D, оборудованный новой бортовой радиолокационной станцией и модернизированное пилотажное оборудование. Индекс D присвоен двухместному учебно-боевому варианту. На Block 30 применили турбореактивный двигатель General Electric F110.

В конце 1988 года появился вариант истребителя Block 40/42, предназначенный для действий в ночное время. Самолет оснащался радаром LANTIRN и системой проецирования информации на лобовое стекло фонаря кабины. Последний вариант F-16 — Block 50/52 строится с 1990 года.

За счет увеличенной тяги удалось улучшить разгонные и маневренные характеристики машины. На базе этой версии создана модификация Block 50D/52D, предназначенная для борьбы с радиолокаторами противника. На основе Block 52 разработан двухместный вариант самолета F-16I, поставляемый для ВВС Израиля.

В 1977 году в администрации президента Джимми Картера родилась идея запрета поставок на экспорт машин, аналогичных используемым в США. Для этого был разработан «урезанный» вариант F-16/79 FX Export Fighter, оснащенный силовой установкой, аналогичной истребителю F-104/F-4.

Новый турбореактивный двигатель имел напряженный термический режим работы, поэтому конструкцию фюзеляжа усилили жаропрочными вставками, увеличившими вес на 900 кг. Применение упрощенного двигателя позволило сократить стоимость самолетов на 11%.

Был построен прототип, но развития проект не получил из-за прихода администрации нового президента.

Машина состоит на вооружениине только ВВС США, хотя именно Америка имеет наибольшее количество строевых F-16. В 2012 году в списках числилось более 1200 машин различных версий. Крупным эксплуатантом является Турция, закупившая лицензию на производство истребителей. Различные модификации самолета F-16 числятся в составе вооруженных сил ряда государств Европы, Южной Америки, арабских государств. В Италии машины использовались по программе лизинга.

Эксплуатация

Авиакомпания General Dynamics изготовила лёгкий и недорогой F-16, долгое время пользующийся спросом. Авиамашина находится в авиапарке ВВС 25 стран мира. F-16 до сих пор изготавливаются и поставляются на экспорт.

Находится на вооружении

Истребитель в данный момент эксплуатируют такие страны: Бельгия, Бахрейн, Венесуэла, Греция, Дания, Египет, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия. Самолёт эксплуатируется израильскими ВВС. Авиамашины закупили Сингапур, Пакистан, Оман, ОАЭ, Ирак, Таиланд, Турция, Марокко, Чили.

Около 34 истребителей этой версии было на вооружении Италии. Самолёты находились в авиапарке итальянской армии с 2001 по 2012 гг. по соглашению «Мирный Цезарь».

Боевое применение

Впервые авиамашина в составе армии Израиля сражалась в воздушных боях в Ливане в 1981г. F-16 уничтожили около 33–45 самолетов Сирии, закупленных в СССР (МиГ-23, Су-22). Сирийцы подбили около 6 самолётов марки F-16. Израильская армия использовала F-16 для боевых атак в Ираке, Тунисе, Сирии, Секторе Газа. В 2022 г. израильские авиамашины использовались в Сирии, а одна машина была подбита.

ВВС Иордании использовали авиамашины F-16 в 2014-2016 годах в войне в Сирии и во внутреннем конфликте в Йемене. В 2015 г. Ирак использовал истребитель для атак по базам ИГИЛ. Истребитель использовали для совершения боевых вылетов армия Венесуэлы и Марокко. В 1980–1988 гг. предоставленные Пакистану американские авиамашины сражались в Афганистане.

США использовали F-16 в конце минувшего века в сражениях в Персидском заливе. Почти 5 лет в начале 2000-х американские авиамашины вели бои в Ираке. Турция эксплуатировала лёгкие F-16 в местных конфликтах и в войне в Сирии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]