Гайд по крейсерам в World of Warships: как играть и какие нации качать?


Тяжёлые крейсера типа «Йорк»
York-class heavy cruisers


Тяжёлый крейсер «Йорк»

Проект
Страна
  • Великобритания Великобритания
Операторы
  • Королевский флот
Предшествующий типтип «Норфолк»
Последующий типНет
Запланировано7
Построено2
Отменено5
Потери2
Основные характеристики
ВодоизмещениеСтандартное — 8700 , полное — 11 273…11 295 т
Длина164,6/175,3 м
Ширина17,4 м («Эксетер» — 17,7 м)
Осадка6,2 м
БронированиеПояс — 76 мм; Траверзы — 89 мм; палуба — 37 мм; башни — 25 мм; барбеты — 25 мм; погреба — 76…111 мм («Эксетер» — 76…140 мм)
Двигатели4 ТЗА Parsons
Мощность80 000 л. с.
Скорость хода32,25 узла («Эксетер» — 32 узла)
Дальность плавания10 000 морских миль на 14 узлах
Экипаж628 человек
Вооружение
Артиллерия3 × 2 — 203-мм/50
Зенитная артиллерия4 × 1 — 102-мм/45, 2 × 4 — 12,7-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружениеДва трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа1 катапульта, 1 гидросамолёт («Эксетер» — 2 катапульты, 2 гидросамолёта)[1]

«Йорк»

— тип тяжёлых крейсеров британского королевского флота. Всего построено 2 единицы — «Йорк» (
York
), «Эксетер» (
Exeter
).

История создания

После закладки головного корабля серии, которая согласно кораблестроительной программе 1925 года планировалась из семи единиц. Адмиралтейство пла­нировало второй корабль этого типа начать строить 15 марта 1928 года на верфи в Девонпорте, третий и чет­вертый заложить в 1929 году, и ещё две единицы были включены в программу 1929—1930 годов. Однако из-за ограниченности морского бюджета и охватившего вско­ре страны западной Европы экономического кризиса постройка крейсеров «класса В» из года в год откладывалась. Пока Лондонский морской договор 1930 года, принятый по результатам Лондонской конференции, установивший лимиты общего водоизмещения по классу тяжёлых крейсеров для каждой страны-участни­цы конференции, положил конец строительству крейсеров с восьмидюймовой артиллери­ей в британском флоте. Постройкой двух крейсеров типа «Йорк» Великобритания исчерпала установленный для неё предел общего водоизмещения по тяжёлым крейсерам и могла теперь строить только лёгкие крейсера.

Корабли [ править ]

ИмяВымпелСтроительПоложилЗапущенЗавершенныйСудьба
Йорк90Palmers Shipbuilding & Iron Company , Ярроу16 мая 1927 г.17 февраля 1928 г.6 июня 1930 г.Затоплен в результате продолжительных атак с моря и авиации 22 мая 1941 года. Поднят и списан на металлолом в феврале 1952 года.
Эксетер68HM Dockyard , Девонпорт1 августа 1928 г.13 июля 1929 г.31 июля 1931 г.Погруженный в поверхности действия , 1 марта 1942 года.

Конструкция

Корпус

Тяжёлые крейсера типа «Йорк» являлись высокобортными ко­раблями с полубаком при заметной седловатостьи в оконечностях, двумя высокими дымовыми трубами и двумя мачтами. Голов­ной крейсер серии в большей степени сохранил архитек­турный облик прототипа — тяжелых крейсеров типа County, хотя и он нес целый ряд внешних отличий. Об­щими отличительными чертами «йорков» являлись:

— меньшее количество дымовых труб; смещение к корме носовой группы башен ГК, а вслед за ней и надстроек шельтердека, носовой над­стройки и дымовых труб.

«Эксетер» отличался от головного корабля шириной корпуса (шире на 1 фут = 0,3048 м), новым типом надстройки (башенной формы), отсутствием наклона мачт и труб, иным расположением грот-мачты, количеством гидросамолетов и схемой размещения авиационного оборудования.

Стандартное водоизмещение по проекту должно было составить 8400 дл. т, но в процессе постройки удалось сэкономить, в результате чего его стандартное водоизмещение «Йорка» соста­вило 8250 дл. т, полное — 10 350 дл. т, а «Ексетера» — 8390 и 10 490 дл. т.

Корабли имели следую­щие размерения: наибольшая длина — 175,25 м, длина между перпендикулярами — 164,59 м, ширина — 17,37 м («Йорк»), 17,68 м («Эксетер»), осадка — 5,18-6,17 м.

Вооружение

Вооружение новых крейсеров первоначально включало в себя шесть 203-мм и четыре 102-мм орудия, два одноствольных автомата «Пом-Пом» и больше десятка 7,62-мм пулемётов Льюиса. На Йорке

использовали башни Mark II, на которых планировали сэкономить 20 тонн по сравнению Mark I, но экономия не вышла[2]. Полная масса вооружения (с вращающейся бронёй башен) составила 1000 дл. тонн (12 % от стандартного водоизмещения), стоимость составляла около трети всей стоимо­сти корабля.

Бронирование

Бронирование «йорков» пред­ставляло собой «коробчатую», прикрывавшую только жизненно важные части ко­рабля бронезащиту крейсеров типа County, усиленную установкой бортового пояса и усилением горизонтальной брони. Бронирование выполнялось плитами из не­цементированной гомогенной стали NT, а также из высокоупругой кораблестроительной стали Дюколь.

Короткий броневой пояс из плит высотой 4 метра и толщиной 76 мм, которые крепились на болтах, за­щищал машинно-котельные отделения (МКО) по всей их длине. При нормальном водоизмещении он возвышался над ва­терлинией на 1,2 м. Траверзы одинаковой толщины — 89 мм.

Броня стенок артиллерий­ских башен, а также их барбеты — 25 мм; броневые траверзы передние и задние погребов воз­вышенной башни «В» — 76 мм; бортовые траверзы погребов всех башен ГК −111 мм;

Наличие двойных бортов в районе МКО.

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка включала в себя восемь трёхколлекторных Адмиралтейских котлов и четыре одноступенчатых редуктора, четыре комплекта паровых турбин Парсонса, работа­ющих на четыре греб­ных вала. Турбозубчатые агрегаты (ТЗА), состояли из турбин низкого (ТНД) и высокого давления (ТВД) и имели обороты (при номинальной мощности): 3000 об/мин на валу турбины высокого давления, 2100 об/мин на валу турбины низко­го давления.

Рабочее давление пара — 21,2 кгс/см² (20,5 атм.), температура — 329 (625 ). Проектная максимальная скорость хода ожидалась 32,5-33 узла — на один узел быстрее, чем у «Графств»[3]. Но этого не случилось. И хотя «Йорк» и показал во время ходовых ис­пытаний неплохую скорость, его «паспортный показатель» максимальной скорости ока­зался почти таким же, как и у «Графств» последних серий −32,3 узла. Более широкий «Эксетер» развил только 32 узла.

Последний рейд «Шарнхорста»

По словам немецкого историка: «Военное положение Германии, после разгрома под Сталинградом, к декабрю 1943 года стало очень тяжелым. Армия вынуждена была постоянно отступать, что вынуждало оставлять фронтовые укрепления и стоило немалых средств. Кроме того, во многих местах русские совершили огромные прорывы, и там их наступление шло вперед, не встречая сопротивления. Ряды потрепанной боями пехоты опасно ослабли, от прежних дивизий остались лишь костяки – группы солдат, отчаянно сражающихся на необъятных просторах России. Главное командование в ставке фюрера поняло, что требуется что-то предпринять, чтобы ослабить всесокрушающее давление на Восточном фронте. Понесшее большие потери люфтваффе было почти ни на что не способно. Успехи подводных лодок тоже резко уменьшились с февраля 1943 года. Оставалась лишь 1-я боевая группа высоко в широтах Северной Норвегии – линкор «Шарнхорст». Из других больших кораблей ни один не годился для действий против арктических конвоев. Поврежденный «Тирпиц» был на якоре в Каа-фьорде внутри Альта-фьорда после атаки одной из английских подводных лодок».


Линейный корабль «Шарнхорст»

Поэтому было решено, что при благоприятной возможности «Шарнхорст» и несколько эсминцев сопровождения совершат нападение на следующий идущий северным маршрутом конвой из Галифакса в СССР. Корабль был построен в Вильгельмсхафене, Германия, заложен 15 июня 1935, спущен на воду 3 октября 1936, вступил в строй 7 января 1939 года.


Схема общего расположения линкора «Шарнхорст»


Схема бронирования линкора «Шарнхорст»

Линкор «Шарнхорст». Водоизмещение 31 552 т (стандартное), 38 900 т (полное), основные размерения 235,4×30,0×9,91 м, мощность 161 164 л. с. (119 МВт), скорость хода 31 узел (57,4 км/ч), экипаж 1968 человек (60 офицеров, 1908 матросов). Бронирование: главный броневой пояс высотой 4,5 м и длиной около 148 м имел толщину 350 мм, утоньшаясь к нижней кромке до 170 мм, в нос и корму от барбетов концевых башен он заканчивался соответственно 150-мм и 200-мм траверсами, к оконечностям от главного пояса шел тонкий противоосколочный пояс такой же высоты, но толщиной 70 мм в носу и 90 мм в корме; башни ГК, барбеты и боевые рубки — до 360 мм; палуба – 95 мм. Вооружение: 3×3 – 283-мм, 4×2 + 4×1 – 150-мм орудия, 14×105-мм, 16×37-мм, 10×20-мм зениток, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 3 самолета «Arado» Ar-196 A-3, 1 катапульта. Во время проектных работ Гитлер отклонил предложение адмирала Редера увеличить калибр орудий до 380 мм. Но после подписания англо-германского морского соглашения и начала строительства новых французских линкоров с 380-мм главным калибром фюрер одобрил такую замену; ее планировали произвести зимой 1940/41 гг., но с началом Второй мировой войны от перевооружения отказались.


Вице-адмирал Роберт Л. Барнетт

24& декабря 1943 года в канун Рождества главное командование военно-морских сил получило сообщение, что в море находится долгожданный конвой JW-55В в Мурманск. Трасса JW пролегала по так называемому северному маршруту мимо Гренландии, Исландии, Шпицбергена и вокруг мыса Нордкап в Мурманск. Прикрывал караван британский военно-морской флот. Небольшие суда – фрегаты, корветы, эсминцы и патрульные корабли – служили прикрытием от атак подводных лодок. Крупные корабли соединения 1 (тяжелый крейсер «Норфолк» и легкие крейсеры «Шеффилд» и «Белфаст»), под командой вице-адмирала Роберта Л. Барнетта (Sir Robert Leslie Burnett; 1887–1959), ветерана арктических конвоев, шли вне ордера, параллельно транспортам и несколько южнее, то есть в направлении, с которого ожидался противник. Они прикрывали конвой от нападений надводных кораблей, и хотя шли отдельно от соединения, но были готовы в любой момент при необходимости вступить в бой. Дальнее прикрытие, на случай появления в этом районе немецких линкоров, осуществляло соединение 2 (линкор «Дюк оф Йорк», крейсер «Ямайка» и 4 эсминца) ими командовал адмирал Брюс Остин Фрэзер (Bruce Austin Fraser, 1-st Baron Fraser of North Cape; 1888—1981).


Контр-адмирал Эрих Бей

Немецкому главному командованию было крайне сложно принять окончательное решение. Однако исполняющий обязанности командующего 1-й боевой группы контр-адмирал Эрих Бей (Erich Bey; 1898—1943) был достаточно уверен в своих силах, и это склонило гросс-адмирала Карла Денница (Karl Dönitz; 1891—1980) в пользу проведения операции. На его решение повлияли и доклады воздушной разведки и подводных лодок, которые не смогли обнаружить линкор и сообщали, что конвой прикрыт лишь несколькими крейсерами. 25 декабря 1945 года был получен приказ о выходе в море эскадры в составе линкора «Шарнхорст» и пять эсминцев. Операции присвоили громкое название «Остфронт», как бы подчеркивая ее важность для немецких сухопутных армий на Восточном фронте. В 19.00 «Шарнхорст» снялся с якоря и вышел из Альта-фьорда. Его сопровождала 4-я флотилия эсминцев (Z-29, Z-30, Z-33, Z-34 и Z-38).

Эскадренные миноносцы Z-29, Z-30 относились к типу 1936A, все были построены в 1941 г. верфью «Дешимаг» в Бремене. Водоизмещение 2603 т (стандартное), 3597 т (полное), основные размерения 121,9×12×3,7 м, ГЭУ 2 ТЗА, 6 ПК, мощность 70 000 л.с., скорость 36–37 узлов, экипаж 332 (11) человека. Вооружение: четыре 150-мм/48 орудия, 2×2 – 37-мм/83 и 5×1 – 20-мм/65 зениток, 2×4 – 533-мм ТА. Остальные относились к типу 1936A(Mob) не имели отличий в отношении энергетической установки и размеров, но были заказаны по мобилизационной программе и отличались упрощенной технологией постройки, а вооружение ГК предусматривало носовую двухорудийную башню (всего 1×2, 3×1 – 150-мм/48 орудий). Z-33, Z-34 построены верфью «Дешимаг» в Бремене в 1942 г., Z-38 – на в Киле в 1943-м.


Германский эскадренный миноносец Z-30


Модели эсминца типа 1936A(Mob)

Эсминцы были оснащены радиолокационной станцией (РЛС) FuMO 24/25, установленной на ходовом мостике. РЛС имела антенную решетку «матрасного» типа размерами 6×2 м, рабочую частоту 368 МГц (длина волны 81,5 см) и дальность действия 15–18 км. Следует отметить, что немецкие РЛС серьезно уступали радарам союзников. Пеленг определялся с точностью до 3°, ошибка по дальности достигала 70 м, две близкорасположенные цели сливались на экране в одну отметку, что исключало ведение «слепой» стрельбы. К тому же FuMO оказались весьма сложными в обслуживании и часто выходили из строя.

Однако планы немцев для англичан очень скоро перестали быть тайной. О выходе германского соединения сообщил по рации норвежский подпольщик Б. Рорхольт, затем британской разведке удалось перехватить и расшифровать шедшие из Берлина приказы… Ибо в полночь на 26 декабря немецкие корабли нарушили режим радиомолчания, доложив командованию, что из-за тяжелых погодных условий боевые действия эскадренных миноносцев практически невозможны – в ответ ему в 3.19 было передано разрешение вести боевую операцию силами одного линкора. Эти радиограммы были перехвачены и расшифрованы. Поэтому, когда Бей читал новый приказ, британские адмиралы Бернет и Фрэйзер уже держали в руках его английский перевод.

В 7.03 26 декабря немецкое соединение, находясь в 40 милях к юго-западу от о. Медвежий, повернуло к точке, где в утренних сумерках — около 10 часов — по расчетам, должна была состояться встреча с конвоем. Эсминцы вели поиск в 10 милях к юго-западу от «Шарнхорста», экипажи с 03.00 находились в состоянии полной боевой готовности. В штормовом море эсминцам приходилось тяжело, и их скорость пришлось уменьшить до 10 узлов, поэтому они начали отставать. Вице-адмирал Бернет расположил свое соединение между конвоем и возможным направлением появления «Шарнхорста». «Шарнхорст» пока не подозревал о присутствии британских кораблей, поскольку для большей скрытности не включал свой радар. В непогоду, не имея правильной информации, «Шарнхорст» вышел прямо на крейсерскую группу англичан («Норфолк», «Шеффилд» и «Белфаст»).


Легкий крейсер «Белфаст» корабль-музей (HMS Belfast; С-35)


Схема общего расположения крейсера «Белфаст»

Легкие крейсеры «Белфаст» (HMS Belfast) и «Шеффилд» (HMS Sheffield). Водоизмещение 10550 т (стандартное), основные размерения 190,17×19,32×6,32 м, мощность 82 500 л.с. (60 МВт), скорость хода 32,5 узла, экипаж 730 человек. Бронирование: пояс – 114/102 мм, палуба – 50-76 мм, траверз (носовой/кормовой) – 63/63 мм, барбеты – 50-25 мм, башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша) – 102/50/50/50 мм. Вооружение: 4×3 – 152-мм/50 орудий в башенных установках, 6×2 – 102-мм/45 и 2×8 – 40-мм зениток, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата TR-4, 1 катапульта, 2 гидросамолета. «Белфаст» введен в эксплуатацию 5 августа 1939 года, «Норфолк» – 25 августа 1937-го.

В 8.40 на борту «Белфаста» – флагмана вице-адмирала Р. Барнетта – прозвучал сигнал тревоги. Один из операторов радарной установки типа 273, предназначенной для дальнего обнаружения надводных целей по курсу, засек четкий сигнал, отраженный от объекта на дистанции 32 км — иначе говоря, между крейсерами и конвоем. Три крейсера Барнетта со скоростью 24 узла продолжали движение на северо-запад, «Белфаст» впереди, а за ним, последовательно, «Шеффилд» и «Норфолк». В 9.21 впередсмотрящий на борту «Шеффилда» в бинокль увидел на юго-западе серый силуэт «Шарнхорста», который шел противоположным курсом.


Тяжелый крейсер «Норфолк»


Схема общего расположения крейсера «Норфолк»

В 9.29 началось последнее морское сражение в европейских водах, известное как бой у мыса Норд-Кап. Высоко в небе разорвался первый осветительный снаряд, выпущенный «Белфастом»; факел горел, образуя яркое зеленовато-желтое пламя и озаряя бушующий океан. Британский тяжелый крейсер «Норфолк» открыл огонь из своих 203-мм орудий. Немецкий линкор немедленно ответил залпами артиллерии главного калибра, попытался уклониться от боя и изменил курс. «Норфолк» произвел шесть полных бортовых залпов. Однако ни «Белфаст», ни «Шеффилд» не могли точно наводить орудия, потому что «Норфолк» занимал позицию между ними и целью. Кроме того, в штормовом море британские крейсера не могли давать больше 24 узлов.

Тяжелый крейсер «Норфолк» (HMS Norfolk) построен верфью ВМС в городе Портсмут, вошел в строй 30 апреля 1930 года. Водоизмещение стандартное 10 087 т, основные размерения 192,9×20,1×6,3 м, мощность 80 000 л.с., скорость хода 32,25 узла, экипаж 784 человека. Бронирование: пояс – 25 мм; траверзы – 25 мм; палуба – 35…37 мм; погреба – до 111 мм; башни – 25 мм; барбеты – 25 мм. Вооружение: 4×2 – 203-мм/50 орудий в башенных установках, 4×2 – 102-мм/45 и 2×8 – 40-мм/40 зенитки, 2×4 – 533-мм торпедных аппарата, 1 катапульты, 1 гидросамолет.


Бой «Шарнхорста» с английскими крейсерами

В течение 20-минутной перестрелки в «Шарнхорст» попало три 203-мм снаряда. Первый ударил в верхнюю палубу с левого борта между палубной 150-мм установкой и торпедным аппаратом, оказался в столовой машинного отделения, но не взорвался; возникший пожар был вскоре потушен. Другой снаряд попал в носовые дальномеры. Была уничтожена антенна носового радара. Третий снаряд попал в полубак и взорвался в кубрике. Выход из строя носового радиолокатора, новейшей станции «Seetakt», повлиял на судьбу линкора самым роковым образом – полярная ночь и штормовая погода делали лишенный радара корабль полностью ослепшим. Последней надеждой немцев оставался кормовой локатор, но тот имел значительную мертвую зону в носовых углах и не мог дать более или менее полную картину обстановки и имел дальность действия всего 8–10 км. Тем не менее, «Шарнхорст» смог оторваться от британских крейсеров и, имея преимущество в 4–6 узлов, быстро увеличивал дистанцию от преследователей. В дальнейшем он снова предпринял атаку на конвой. Ибо, в 10.02, на «Шарнхорсте» было получено сообщение об обнаружении конвоя. Обер-лейтенант Роберт Любсен, командир U-277 (Тип VII С), заметил скопление судов, которые из-за шторма и опасности столкновения шли с включенными ходовыми огнями. К 12 часам линкор вышел на перехват к северо-востоку от него.


Схема боя у мыса Нордкап

В это время радиолокатор «Белфаста» вновь засек «Шарнхорст». Все три британских крейсера пошли в атаку. На «Шарнхорсте» их заметили и в очередной раз изменили курс. Этот поворот не дал сопровождавшему крейсеры дивизиону эсминцев выйти в атаку на немецкий рейдер. Вскоре крейсеры открыли огонь. «Шарнхорст» немедленно ответил. Англичане развили высокую плотность огня: за первые три минуты дуэли «Белфаст» сделал 9 полных залпов, «Шеффилд» — 5. В бой вступила даже артиллерия эсминцев, ринувшихся в торпедную атаку, но вынужденных отойти под ураганным огнем немецкого линкора.

В этом бою крейсер «Норфолк» получил прямое попадание в кормовую башню. Персонал был срочно эвакуирован и артиллерийский погреб залит водой. Второй снаряд попал в середину «Норфолка». В итоге все радиолокационное оборудование крейсера было выведено из строя. Погибли один офицер и шесть матросов, еще пять человек были ранены. В это же время залп из 283-миллиметровых орудий накрыл «Шеффилд», и на палубу посыпались осколки. Крейсер был поврежден в разных местах. Эта фаза боя была крайне опасна для англичан: если бы Бей поставил цель расправиться с крейсерами Бэрнетта, он при своем превосходстве в скорости смог бы это сделать без особого труда — все-таки «Шарнхорст» был гораздо силь­нее всех трех крейсеров. Однако адмирал Бей видел главной своей задачей разгром конвоя и рассматривал бой с крейсерами как досадную помеху на пути к цели. Поэтому он, пытаясь уйти, приказал увеличить ход до 30 узлов. Крейсеры в сильный шторм по сравнению с гигантом-линкором имели значительно худшую мореходность: против волны они могли идти со скоростью не более 24 узлов.


«Шарнхорт» ведет огонь главным калибром

С немецких эсминцев видели осветительные снаряды, которые английские крейсера выпускали в утреннем бою, но они находились далеко от «Шарнхорста». Адмирал Бей приказал им идти на северо-восток на соединение с флагманом, но в 11.58 снова послал их на запад для поиска конвоя. После этого уже никакого тактического взаимодействия между «Шарнхорстом» и немецкими эсминцами не было. Около 13 часов эсминцы, сами того не зная, прошли всего в 15 000 м к югу от конвоя. Наконец, в 13.43 адмирал Бей приказал им прекратить поиск и возвращаться в базу. На следующий день около 10.00 они вернулись в Каа-фиорд.

Пользуясь преимуществом в скорости, «Шарнхорст» снова вышел из боя, но разорвать радиолокационный контакт с англичанами не смог. На крейсерах знали, что соединение 2 адмирала Фрэйзера уже рядом и немецкий линкор мчится прямо на него, поэтому приложили все усилия, чтобы его не потерять. Около 13.15 адмирал Бей решил воз­вращаться в базу, не ожидая больше ка­ких-либо стычек. Экипаж корабля, не евший с самого утра, приступил к обеду, но боевая готовность сохранялась. Кормовой радар выключили, чтобы не обнаруживать себя его работой. С уничто­женным носовым радаром и выключен­ным кормовым, к тому же не способным производить поиск прямо по курсу, «Шарнхорст» шел прямо в ловушку, из кото­рой не было выхода.


«Шарнхорст» на полном ходу

Что самое интересное – при правильном взаимодействии флота с авиацией, ловушки можно было бы избежать. Во время патрулирования морской акватории самолет люфтваффе (кригсмарине никогда не имела собственных самолетов из-за позиции Г. Геринга) обнаруживает группу кораблей, о чем и сообщает в свой разведотдел: «Пять кораблей, один предположительно крупный, северо-западнее мыса Нордкап». Один из основополагающих принципов разведки гласит: первоначальную обработку и анализ информации должно осуществлять одно и то же лицо, имеющее полный доступ к внутренней информации конечного получателя разведданных. Однако схема передачи люфтваффе информации, подлежавшей использованию морским командованием, являлась грубым нарушением этого принципа. Офицер разведки люфтваффе, руководствуясь правилом, что информация должна содержать факты, а не предположения, вычеркивает из сообщения слова «один предположительно крупный». А офицер разведки кригсмарине на основании урезанного сообщения «пять кораблей северо-западнее мыса Нордкап» ошибочно идентифицирует фактически обнаруженный «Дюк оф Йорк» с кораблями сопровождения как пять немецких эсминцев, отделившихся от «Шарнхорста», и оставляет маршрут следования линкора без изменений…

В 16.17 радар британского линкора «Дюк оф Йорк» обнаружил противника на дистанции 225 кабельтовых, адмирал Фрезер начал немедленное сближение с немецким рейдером. В 16.32 уже и артиллерийский радар типа 284 нащупал цель в 147 кабельтовых (27 200 м). В 16.47 был открыт огонь осветительными снарядами, а в 16.50 все 10 орудий главного калибра линкора «Дюк оф Йорк» и 12 шестидюймовых орудий крейсера «Ямайка» встретили «Шарнхорст» залпами. Стрельба англичан с самого начала оказалась очень меткой — первый же залп с «Дюк оф Йорка» уничтожил носовую башню «Шарнхорста» и временно вывел из строя вторую. Башню заклинило с подня­тыми орудиями, приводы горизонтальной и вертикальной наводки вышли из строя.


Британский линкор «Дюк оф Йорк»


Схема общего расположения линкора «Дюк оф Йорк»

«Дюк оф Йорк» (HMS Duke of York – «Герцог Йоркский») линкор типа «Кинг Джордж V», построен на верфи (John Brown) в Клайдбэнке, вступил в строй 4 ноября 1941 года. Водоизмещение 42 500 т, основные размерения 227×31,4×10,5 м, мощность 125 000 л. с. (92 МВт), скорость хода 28 узлов (51,86 км/ч), экипаж 1556 человек. Бронирование: главные пояс – 374 мм, нижний пояс – 137 мм, палуба – 136 мм, башни ГК – 324 мм, барбеты – 324 мм. Вооружение: 10×356-мм (14″ Mk VII) и 16×133,4-мм (5.25″ Mk. I) орудий, 64×40-мм QF 2, 8×40-мм «Bofors», 16×20-мм «Oerlikon» Mk. V, 39×20-мм «Oerlikon» Mk. IIIA зениток, четыре самолета «Supermarine Walrus», 1 катапульта.

Дуэль между «Шарнхорстом» и линкором «Дюк оф Йорк» была явно неравной — немецкие 283-мм снаряды с такой дистанции не могли пробить толстую броню, защищавшую жизненно важные части английского линкора. Кроме того, лишь несколькими залпами немцы смогли накрыть «Дюк», борт которого засыпало осколками, а прямым попаданием в фок-мачту снесло за борт одну из ее опор и временно вывело из строя артиллерийский радар типа 284. Взобравшемуся на мачту лейтенанту Бейтсу удалось починить перебитый кабель между антенной и экраном радара и англичане смогли продолжить огонь с прежней эффективностью. Остальные повреждения на «Дюке» оказались от собственного огня: снесенные вентиляционные грибки, попорченная палуба, разбитые шлюпки. То есть, «Дюк оф Йорк» отделался минимальными повреждениями. Британские же 356-мм «чемоданы» причиняли очень серьезные разрушения. Немецкий линкор повернул на север, и в 16.57 по нему открыл огонь «Белфаст», а через 3 минуты – вовремя подоспевший «Норфолк». «Шарнхорст» дал два залпа по крейсерам и повернул на восток, увеличив скорость до 30 узлов.


«Шархорст» под огнем линкора «Дюк-оф-Йорк»

Англичане бросились в погоню. Но теперь «на хвосте» у адмирала Бея находились не только крейсеры, но и огромный, мощный современный линкор, тоже не боявшийся шторма. «Дьюк» теоретически уступал «Шарнхорсту» в скорости на 1,5–2 узла, но реализовать свое преимущество немцам в сложившихся условиях было непросто. Тем более что британские снаряды вызывали все новые и новые повреждения. Лишь к 18.24 Бею удалось оторваться на 19,5 км, из-за чего англичане прекратили огонь. Одновременно Бей, теперь точно зная, что его загнали в угол, приказал отправить последнюю радиограмму Гитлеру: «Мы будем сражаться до последнего снаряда». Около 19 часов командир корабля приказал сжечь все секретные документы.

Этот бой получил имя «Битвы при Нордкапе». В ходе его «Дюк оф Йорк» израсходовал 446 снарядов ГК, дав 52 залпа, из которых 31 лег накрытием, и к тому времени «Шарнхорст» получил не менее 13 прямых попаданий 356-мм снарядами. Большая часть его вспомогательной артиллерии была уничтожена, и Фрэйзер решил атаковать противника торпедами. «Шарнхорст» пытался отстреливаться из уцелевших орудий, его снаряды пробили на эсминце «Сомарец» (HMS Saumarez) директор и дальномер, осколки изрешетили борт и надстройки, а скорость упала до 10 узлов. На корабле погибли офицер и 10 матросов, 11 человек было ранено. Однако английские крейсеры и эсминцы продолжили торпедную атаку, выпустив в ходе ее в общей сложности 55 торпед, из которых 11 попали в цель. Вокруг «Шарнхорста» было плотное облако дыма, поэтому с британских кораблей не видели, как он затонул. По словам выживших немцев «громадное судно будто взлетело на воздух, рассыпавшись вокруг на сотни метров фейерверком».


Гибель линкора «Шарнхорст»

На следующий день около 10.00 немецкие эсминцы вернулись в Каа-фиорд. Многие специалисты считают, что именно их отсутствие в финальной фазе боя у мыса Норд-Кап оказалось фатальным для «Шарнхорста». Ведь при выходе из строя его носового радара эсминцы могли бы своевременно обнаружить противника, помочь флагману отражать торпедные атаки, да и сами представляли бы серьезную опасность для английских кораблей, имея 150-мм орудия и по 8 торпедных аппаратов. Таким образом, операция Кригсмарине «Остфронт», имевшая целью уничтожение конвоя JW-55В, закончилась потоплением английской эскадрой под командованием адмирала Фрэйзера последнего германского действующего линкора «Шарнхорст». Его гибель положила конец исходящей от немецкого надводного флота угрозе и серьезно пошатнула положение Германии в Норвегии, а адмирал Фрэзер, таким образом, отомстил за гибель авианосца «Глориес», которым он ранее командовал (1936 г), погибшего от снарядов «Шарнхорста» и его собрата «Гнейзенау» в 1940 году.

Адмирал Брюс Фрэзер

Из экипажа, состоявшего из более 1900 человек, включая 40 кадетов, спаслось лишь 38 матросов. Из них 36 попали в английский плен (30 выловил из воды эсминец «Scorpion» и 6 — «Matchless»). Двое же сумели доплыть до берега Норвегии. И, едва они принялись готовить пищу на спасенной с «Шарнхорста» горелке, та взорвалась, убив обоих «счастливчиков». Погибли все офицеры, включая контр-адмирала Эриха Бэя и командира корабля капитана цур зее Фрица-Юлиуса Хинтце (Hintze Fritz-Julius; 1898–1943). После боя адмирал Брюс Фрэзер, собрав офицеров на борту «Дюк оф Йорк», сказал: «Джентльмены, битва с «Шарнхорстом» закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придется вести свой корабль в бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблем так же доблестно, как сегодня командовали «Шарнхорстом». За победу адмирал Фрэзер стал Рыцарем-командором Большого креста ордена «Британской империи» и ему присвоили титул «Лорд мыса Нордкап». Советское правительство наградило адмирала Фрэзера и вице-адмирала Барнетта орденами Суворова I и III степеней, соответственно.


Капитана цур зее Фриц-Юлиус Хинтце

10 сентября 2000 года остов «Шархорста» был найден норвежской экспедиций с борта научно-исследовательского судна MS «H. U. Sverdrup» на глубине 290 м. Корабль лежит вверх килем, носовая часть до самого мостика уничтожена взрывом погребов боезапаса. Оконечность кормовой части тоже отсутствует. Башен главного калибра не видно нигде – ни на корпусе, ни вблизи. Сегодня «Белфаст» стоит на вечной стоянке в Лондоне, на реке Темза недалеко от Тауэрского моста. Вот уже двадцать пять лет он является музеем.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Авторская рубрика Каторина

Предыдущая статья Некоторые аспекты Аргентино-Бразильского противостояния

Следующая статья Гибель «Индианаполиса»

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Оценка проекта

Британские крейсера уменьшенного водоизмещения с восьмидюймовой пушками были заказаны из-за поворота в британской кораблестроительной политики, ориентированного на удешевление программ развития флота. Появление малых тяжёлых крейсеров в своих флотах было обусловлено совершенно разными причинами, недостаточность защиты была очевидной (крейсеров типа «Йорк» иногда даже назывались «полутяжелые»)[4], их бронирование не защищало от прямых попаданий восьмидюймовых снарядов и все малыши проигрывали в сопоставлении с полноценными «вашингтонскими» крейсерами. «Йорку» не повезло и он в бою встретился с «супертяжами» (крейсерами в нарушение договора построенными с превышавшим стандарт водоизмещением) — японскими крейсерами типа Мёко (в последнем для себя бою в одиночку пришлось драться против четырёх) с предсказуемым результатом.

Сравнительные ТТХ типа «Йорк» и его зарубежных аналогов
Основные элементы«Альмиранте Браун»
[5][6]
26-бис[7][прим. 1]«Фурутака»[8][прим. 2]«Аоба»[9][прим. 3]«Йорк»[10][прим. 4]
Водоизмещение, стандартное/полное, т6800/90008048/9575 — 98828700/11 273 — 11 2759088/11 6608250 — 8390/10 350 — 10 490
Энергетическая установка, л.с.85 000110 000103 400110 00080 000
Максимальная скорость, узлов3235333332 — 32,25
Дальность плавания, миль на скорости, узлов8030 (14)4880 (17,8)7900 (14)8223 (14)10 000 (14)
Артиллерия главного калибра3×2 — 190-мм3×3 — 180-мм3×2 — 203-мм[прим. 5]3×2 — 203-мм[прим. 6]3×2 — 203-мм
Универсальная артиллерия6×2 — 102-мм6×1 — 100-мм4×1 — 120-мм[прим. 7]4×1 — 120-мм[прим. 8]4×1 — 102-мм
Лёгкая зенитная артиллерия6×1 — 40-мм9×1 — 45-мм/46, 4×1 — 12,7-мм4×2 — 25-мм, 2×2 — 13,2-мм4×2 — 25-мм, 2×2 — 13,2-мм4×1 — 40-мм, 2×4 — 12,7-мм
Торпедное вооружение2×3 — 533-мм ТА2×3 — 533-мм ТА2×4 — 610-мм ТА2×4 — 610-мм ТА2×3 — 533-мм ТА
Бронирование, ммпояс — 70, палуба — 25, башни — 50, рубка — 65пояс — 70, палуба — 50, башни — 70, рубка — 150пояс — 76, палуба — 32 — 35, башни — 25пояс — 76, палуба — 32 — 35, башни — 25пояс — 76, палуба — 37, башни — 25, погреба — 76 — 140
Экипаж, чел.780897639657628

Классовые особенности крейсеров

Для чего предназначены крейсеры?

Как уже говорилось выше, крейсеры являются кораблями поддержки со всеми вытекающими последствиями. При игре на крейсере действовать приходится от команды, внимательно анализируя ситуацию на мини-карте. Как правило, в задачи крейсера входят:

  1. Уничтожение вражеских эсминцев по засвету союзных эсминцев.
  2. Нанесение урона по вражеским крейсерам-бортоходам.
  3. Закидывание вражеских линкоров фугасами в кооперации с союзными кораблями.
  4. Прикрытие союзного ордера своим ПВО.

Для чего не предназначены крейсеры?

Ответ на этот вопрос сложен, потому как по большому счёту крейсеры предназначены практически для всего. Не рекомендуется, разве что, дуэлиться с вражескими линкорами. Впрочем, устраивать дуэли в сессионных шутерах вообще не лучшая идея, ведь намного интереснее раскатывать противников за счёт создания локального численного преимущества.

Примечания

Комментарии

  1. Головной.
  2. Все данные на декабрь 1941 г.
  3. Все данные на декабрь 1941 г.
  4. Все данные на сентябрь 1939 г.
  5. До модернизации несли по 6×1 200-мм орудий в одноорудийных башнях.
  6. До модернизации несли по 3×2 200-мм орудий в двухорудийных башнях.
  7. До модернизации несли по 4×1 76-мм орудия.
  8. До модернизации несли по 4×1 76-мм орудия.

Использованная литература и источники

  1. Все данные приведены по состоянию на 1939 г.
  2. Marriott, p.35
  3. Marriott, p.29, p.35
  4. Александр Донец
    Тяжелые крейсера типа «York»
  5. Патянин С.В., Дашьян А.В, Балакин К.С. и др.
    Все крейсера Второй мировой. — М: Яуза, ЭКСМО, 2012. — С. 29. — ISBN 5-699-19130-5.
  6. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — New York: Mayflower Books, 1980. — P. 420. — ISBN 0-83170-303-2.
  7. Патянин С.В., Дашьян А.В, Балакин К.С. и др.
    Все крейсера Второй мировой. — С. 313.
  8. Патянин С.В., Дашьян А.В, Балакин К.С. и др.
    Все крейсера Второй мировой. — С. 437.
  9. Патянин С.В., Дашьян А.В, Балакин К.С. и др.
    Все крейсера Второй мировой. — С. 441.
  10. Патянин С.В., Дашьян А.В, Балакин К.С. и др.
    Все крейсера Второй мировой. — С. 74.

Библиография [ править ]

  • Все мировые боевые корабли Конвея 1922–1946
    , Naval Institute Press, ISBN 0-87021-913-8
  • Колледж, JJ ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота
    (Ред. Ред.). Лондон: Chatham Publishing. ISBN 978-1-86176-281-8.
  • Марриотт, Лео. Крейсеры Договора: первое международное соревнование по строительству военных кораблей
    . Pen & Sword Maritime, Барнсли, 2005. ISBN 1-84415-188-3

Литература

  • Донец А.И.
    тип «Кент»¹ «Кент» · «Бервик» · «Камберленд» · «Корнуолл» · «Саффолк» · «Австралия» · «Канберра»
    тип «Лондон»¹ «Лондон» · «Девоншир» · «Сассекс» · «Шропшир»
    тип «Норфолк»¹ «Норфолк» · «Дорсетшир»
    тип «Йорк» «Йорк» · «Эксетер»
    ¹ Иногда объединяются в тип Каунти
    Линейные крейсера
    • тип «Ринаун»
    • «Худ»
    Авианосцы
    • тип «Корейджес»
    • «Фьюриес»
    • «Аргус»
    • «Гермес»
    • «Игл»
    • «Арк Ройял»
    • тип «Илластриес»
    • «Юникорн»
    • тип «Имплакабл»
    • тип «Колоссус»
    • тип «Маджестик»*
    • тип «Одейшес»*
    • тип «Мальта»
    • тип «Сентор»*
    Эскортные авианосцы
    • «Арчер»**
    • «Одесити»
    • тип «Эвенджер»**
    • тип «Эттакер»**
    • тип «Рулер»**
    • «Активити»
    • «Претория Касл»
    • тип «Наирана»
    Тяжёлые крейсера
    • тип «Хокинс»
    • тип «Кент»
    • тип «Лондон»
    • тип «Норфолк»
    • тип «Йорк»
    • тип «Суррей»
    Лёгкие крейсера
    • тип «Каледон»
    • тип «Даная»
    • тип «Эмеральд»
    • тип «Линдер»
    • тип «Аретьюза»
    • тип «Саутгемптон»
    • тип «Манчестер»
    • тип «Белфаст»
    • тип «Дидо»
    • тип «Улучшенный «Дидо»
    • тип «Фиджи»
    • тип «Уганда»
    • тип «Свифтшур»
    • тип «Тайгер»*
    Эсминцы и лидеры
    • тип «R»
    • тип «S»
    • типы «V» и «W»
    • тип «Шекспир»
    • тип «Скотт»
    • тип «Колдуэлл»**
    • тип «Викс»**
    • «Эмбьюскейд»
    • «Амазон»
    • тип «A»
    • тип «B»
    • типы «C» и «D»
    • типы «E» и «F»
    • типы «G» и «H»
    • тип «I»
    • тип «Трайбл»
    • типы «J», «K» и «N»
    • типы «L» и «M»
    • типы «O» и «P»
    • типы «Q» и «R»
    • типы «S» и «Т»
    • типы «U» и «V»
    • тип «W» (1943)
    • типы «Z» и «Ca»
    • типы «Ch», «Co» и «Cr»
    • тип «Бэттл»
    • тип «Уипон»
    • тип «G» (1944)
    • тип «Дэринг»*
    Эскортные миноносцы, фрегаты и корветы
    • тип «Хант»
    • тип «Ривер»
    • тип «Кэптен»**
    • тип «Такома»**
    • тип «Лох»
    • тип «Бэй»
    • тип «Флауэр»
    • тип «Касл»
    Шлюпы
    • тип «24»
    • тип «Бриджуотер»
    • тип «Гастингс»
    • тип «Хиндустан»
    • тип «Банф»**
    • тип «Шорхэм»
    • тип «Гримсби»
    • тип «Кингфишер»
    • тип «Биттерн»
    • тип «Эгрет»
    • тип «Блэк Суон»
    • тип «Модифицированный «Блэк Суон»
    Подводные лодки
    • тип «H»
    • тип «L»
    • тип «O»
    • тип «P»
    • тип «R»
    • тип «S»
    • тип «Ривер»
    • тип «Грампус»
    • тип «T»
    • тип «U»
    • тип «V»
    • тип «Эмфион»
    Сверхмалые ПЛ
    • тип «X»
    • тип «XE»
    Мониторы
    • тип «Эребус»
    • тип «Робертс»
    Тральщики
    • тип «Хант»
    • тип «Хальсион»
    • тип «Ок»**
    • тип «Алджерин»
    Гидроавиатранспорты
    • «Пегасус»
    • «Альбатрос»
    Боевые катера
    • MTB
    • MGB
    Переоборудованные суда
    • «MAC-шипы» (Торговые суда с полётной палубой)
    • «CAM-шипы» (Торговые суда с авиационной катапультой)
    • тип «Три»
    • тип «Аилс» (вооружённые траулеры)
    курсивом выделены не достроенные либо не закладывавшиеся серии кораблей

    ; * — достроены после окончания войны; ** — зарубежной постройки

Как играть на крейсере против кораблей других классов?

Крейсер против линкоров

Убивать вражеский линкор 1 на 1 – не самая лучшая идея. Линкоры обладают отличной бронёй и большой дальностью стрельбы, а несколько попаданий в цитадель гарантированно отправляет крейсер на дно. Поэтому линкоры лучше уничтожать совместными усилиями. В идеале нужно убивать вражеский линкор, перестреливающийся с союзным линкором. Просто стреляйте линкору по надстройкам фугасами, в надежде поджечь вражеский корабль. После появления первого очага пожара начните выцеливать другую секцию корабля, которая ещё не охвачена пламенем. Ведь в World of Warships можно вешать на корабль по несколько пожаров.

А вот пикировать на вражеский линкор, пытаясь уничтожить его торпедами – не самая лучшая идея. Вражеский линкор вполне может расстрелять вас в борт в момент разворота для торпедной атаки.

Крейсер против крейсеров

На самом деле охота на крейсеры – отличное развлечение! Секрет успеха – в грамотном комбинировании фугасных и бронебойных снарядов и знании особенностей своего главного калибра и толщины бортовой брони вражеских кораблей. Так, в большинстве случаев выгоднее дождаться, пока один из вражеских крейсеров повернётся бортом, и дать по нему залп бронебойными снарядами. Как правило, цитадели отлично выбиваются на ближней и средней дистанции, тогда как при стрельбе на большую дистанцию, по носу/корме и в ромб выгоднее стрелять фугасами.

Дальность эффективной стрельбы бронебойными снарядами зависит от особенностей ГК вашего корабля. Так, на советских крейсерах с VI по VIII уровень 152 мм бронебойные снаряды особенно эффективны на дистанциях до 8 км, тогда как крейсер IX уровня Дмитрий Донской благодаря своим 180 мм орудиям способен вынимать цитадели крейсерам на дистанции до 15 км.

Крейсер против эсминца

В режиме «Превосходство» основной задачей крейсера является поддержка союзных эсминцев, а именно уничтожение вражеских эсминцев по засвету союзников. Учитывая, что очки начисляются не за количество выбитых очков прочности, а за процент выбитых очков, нанесение урона по эсминцам является быстрым и сравнительно лёгким способом набрать много очков в битве. Поскольку эсминцы не обладают ни серьёзным бронированием, ни цитаделями, стрелять по ним рекомендуется исключительно фугасными снарядами. К тому же каждый уничтоженный эсминец заметно сокращает шансы противника на победу, ведь скрытно захватывать точки становится некому.

Крейсер против авианосца

Авианосцам традиционно непросто совладать с крейсерами, имеющими, как правило, небольшие размеры и хорошую манёвренность. За исключением советских исполинов, разумеется. Впрочем, в игре World of Warships рукастый авианосец может забрать с пары заходов абсолютно любой корабль, и гроза авианосцев американский крейсер Des Moines – не исключение.

Отрывок, характеризующий Тяжёлые крейсера типа «Йорк»

Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину. – Ну, до свидания, – сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину. – До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! прощайте, голубчик, – сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза. Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом. Становилось темно, и тем яснее обозначалось в двух местах зарево пожаров. Канонада стала слабее, но трескотня ружей сзади и справа слышалась еще чаще и ближе. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб офицер и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина. Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда итти, и делали ему упреки и замечания. Тушин ничем не распоряжался и молча, боясь говорить, потому что при каждом слове он готов был, сам не зная отчего, заплакать, ехал сзади на своей артиллерийской кляче. Хотя раненых велено было бросать, много из них тащилось за войсками и просилось на орудия. Тот самый молодцоватый пехотный офицер, который перед сражением выскочил из шалаша Тушина, был, с пулей в животе, положен на лафет Матвевны. Под горой бледный гусарский юнкер, одною рукой поддерживая другую, подошел к Тушину и попросился сесть. – Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко. – Ради Бога, я не могу итти. Ради Бога! Видно было, что юнкер этот уже не раз просился где нибудь сесть и везде получал отказы. Он просил нерешительным и жалким голосом. – Прикажите посадить, ради Бога. – Посадите, посадите, – сказал Тушин. – Подложи шинель, ты, дядя, – обратился он к своему любимому солдату. – А где офицер раненый? – Сложили, кончился, – ответил кто то. – Посадите. Садитесь, милый, садитесь. Подстели шинель, Антонов. Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи. Его посадили на Матвевну, на то самое орудие, с которого сложили мертвого офицера. На подложенной шинели была кровь, в которой запачкались рейтузы и руки Ростова. – Что, вы ранены, голубчик? – сказал Тушин, подходя к орудию, на котором сидел Ростов. – Нет, контужен. – Отчего же кровь то на станине? – спросил Тушин. – Это офицер, ваше благородие, окровянил, – отвечал солдат артиллерист, обтирая кровь рукавом шинели и как будто извиняясь за нечистоту, в которой находилось орудие. Насилу, с помощью пехоты, вывезли орудия в гору, и достигши деревни Гунтерсдорф, остановились. Стало уже так темно, что в десяти шагах нельзя было различить мундиров солдат, и перестрелка стала стихать. Вдруг близко с правой стороны послышались опять крики и пальба. От выстрелов уже блестело в темноте. Это была последняя атака французов, на которую отвечали солдаты, засевшие в дома деревни. Опять всё бросилось из деревни, но орудия Тушина не могли двинуться, и артиллеристы, Тушин и юнкер, молча переглядывались, ожидая своей участи. Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты. – Цел, Петров? – спрашивал один. – Задали, брат, жару. Теперь не сунутся, – говорил другой. – Ничего не видать. Как они в своих то зажарили! Не видать; темь, братцы. Нет ли напиться? Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда то вперед. В темноте как будто текла невидимая, мрачная река, всё в одном направлении, гудя шопотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто то проехал со свитой на белой лошади и что то сказал, проезжая. Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? – послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги. Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо красным, то на сутуловатую слабую фигуру Тушина, по турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему. Со всех сторон слышны были шаги и говор проходивших, проезжавших и кругом размещавшейся пехоты. Звуки голосов, шагов и переставляемых в грязи лошадиных копыт, ближний и дальний треск дров сливались в один колеблющийся гул. Теперь уже не текла, как прежде, во мраке невидимая река, а будто после бури укладывалось и трепетало мрачное море. Ростов бессмысленно смотрел и слушал, что происходило перед ним и вокруг него. Пехотный солдат подошел к костру, присел на корточки, всунул руки в огонь и отвернул лицо. – Ничего, ваше благородие? – сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. – Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю, где. Беда! Вместе с солдатом подошел к костру пехотный офицер с подвязанной щекой и, обращаясь к Тушину, просил приказать подвинуть крошечку орудия, чтобы провезти повозку. За ротным командиром набежали на костер два солдата. Они отчаянно ругались и дрались, выдергивая друг у друга какой то сапог. – Как же, ты поднял! Ишь, ловок, – кричал один хриплым голосом. Потом подошел худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой, и сердитым голосом требовал воды у артиллеристов. – Что ж, умирать, что ли, как собаке? – говорил он. Тушин велел дать ему воды. Потом подбежал веселый солдат, прося огоньку в пехоту. – Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, – говорил он, унося куда то в темноту краснеющуюся головешку. За этим солдатом четыре солдата, неся что то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся. – Ишь, черти, на дороге дрова положили, – проворчал он. – Кончился, что ж его носить? – сказал один из них. – Ну, вас! И они скрылись во мраке с своею ношей. – Что? болит? – спросил Тушин шопотом у Ростова. – Болит. – Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину. – Сейчас, голубчик. Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра… Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами. В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов. – Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал. Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было? – Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился. – Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство. На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику. – Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру. – Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно. Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано. – Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею. – Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому. – Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей. Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.

Как играть на крейсере?

В режиме «Превосходство» вашей основной задачей является прикрытие союзных эсминцев, идущих на захват точек и уничтожение вражеских эсминцев, и прикрывающих их крейсеров. Для уничтожения эсминцев лучше подходят крейсеры с быстрой перезарядкой, в этом случае цена промаха намного ниже. В других режимах игры уничтожение эсминцев также является одной из основных задач крейсеров, однако из-за отсутствия на карте явно обозначенных «точек интереса», которые притягивают к себе эсминцы, реализовать себя как истребитель эсминцев бывает намного сложнее.

Охота на крейсеры является, пожалуй, одной из самых интересных задач для крейсера. При попадании по вражескому крейсеру с ближней или средней дистанции бронебойными снарядами в район ватерлинии возможно пробитие цитадели с самыми печальными для вражеского крейсера последствиями. При этом небольшой максимальный урон с одного снаряда зачастую компенсируется хорошей кучностью стрельбы.

Следует отметить, что далеко не все вражеские крейсеры имеют достаточную толщину бортовой брони для того, чтобы бронебойные каморные снаряды взвелись и нанесли полный урон. Да, при попадании точно в цитадель снаряды, как правило, взводятся, а вот при попадании выше цитадели или по оконечностям часто случаются сквозные пробития. Поэтому при стрельбе по вражеским крейсерам обращайте внимание на индикатор сквозного пробития, появившийся в World of Warships в обновлении 0.5.8.

Так, если при стрельбе в борт вражеского крейсера вылетают сплошь одни «сквозняки», дождитесь, пока враг чуть подвернёт борт ромбом. В этом случае приведённая броня будет больше, а вероятность сквозного пробития – меньше. Однако вырастет вероятность рикошета.

Дистанция, с которой ваши бронебойные снаряды пробивают вражеский крейсер в цитадель, зависит от характеристик главного калибра вашего корабля и особенностей бронирования и расположения цитадели вражеского корабля, и определяется экспериментальным путём. Как правило, чем больше калибр и чем настильней траектория полёта снаряда, тем выше дистанция пробития.

Ну и, наконец, линкоры лучше всего осыпать фугасными снарядами, выцеливая надстройки. При этом не желательно вступать в дуэль с вражеским линкором без особой необходимости. Намного выгоднее обстреливать вражеский линкор, пока тот отвлечён на одного из ваших союзников. Если же линкор вами всё-таки заинтересовался, старайтесь повернуться к нему носом или кормой. В этом случае велика вероятность рикошетов, да и просто попасть в узкий силуэт крейсера намного сложнее.

Как прокачать командира крейсера?

Полноценный гайд по навыкам командиров в World of Warships можно посмотреть в этой статье. Здесь я приведу только выжимки по прокачке навыков командирам крейсеров без особых пояснений.

В отличие от линкоров удобной универсальной заготовки по навыкам для командиров крейсеров не существует, так что давайте рассмотрим навыки по уровням и типам кораблей:

  1. На 1 уровне берите: Приоритетную цель
    . Тут можно было бы поставить точку и перейти к следующему уровню, но есть и другие варианты. Чисто теоретически на крейсеры с ГК от 180 мм можно брать
    Мастер-заряжающий
    или
    Артиллерийскую тревогу
    , однако умелому игроку однозначно лучше зайдёт
    Приоритетная цель
    . Её, кстати, следует брать на все крейсеры до 4 уровня включительно.
  2. На 2 уровне берите Отчаянный
    или
    Из последних сил
    , в зависимости от того, насколько хрупкие на вашем крейсере двигатели и рули. На некоторые крейсеры (например, на японскую Furutaka или французского Émile Bertin) нужно в обязательном порядке брать
    Из последних сил
    , на некоторых это умение вообще не нужно. Определяется исключительно экспериментально, прямо катайте несколько боёв подряд и смотрите, насколько важно для вас это умение. Тратить очки на
    Отчаянного
    потом придётся в любом случае.
  3. На 3 уровне берите Взрывотехник
    на фугасные скорострелки (все советские крейсеры до VIII уровня включительно),
    Бдительность
    на все остальные крейсеры. На высокоуровневые крейсеры со снаряжением Ремонтная команда можно взять
    Суперинтендант
    . На все британские лёгкие крейсеры начиная с V уровня нужно брать
    Суперинтендант
    и премиумное снаряжение.
  4. На 4 уровне в первую очередь берите Мастера маскировки
    . Во вторую очередь на крейсеры с ГК 6 дюймов (152 мм) можно смело брать
    Инерционный взрыватель ОФ-снарядов
    . На ПВО-баржи можно взять перки на ПВО. Можете попробовать не брать командиру навыки 4 уровня вообще, так вы сможете набрать целую кучу полезных навыков 1-3 уровней.

Теперь давайте смотреть, что у нас получилось:

  • Киров
    :
  • Будённый
    ,
    Щорс
    , другие крейсеры со 152 мм пушками:
  • Чапаев
    и другие крейсеры со 152 мм пушками и большим количеством снаряжения:
  • Дмитрий Донской
    ,
    Москва
    и другие тяжёлые крейсеры с ГК от 180 мм:
  • Британские крейсеры
    IV-VIII уровня:
  • Британские крейсеры
    IX-X уровня:

Крейсеры какой нации качать?

Японские крейсеры

Отличные корабли с небольшим силуэтом, мощной артиллерией и эльфийскими фугасами с повышенным шансом на пожар. В качестве бонуса японские крейсеры могут спамить проливы дальноходными торпедами. НУ а премиумный крейсер VIII уровня Atago можно вообще считать лучшим крейсером игры (с учётом уровня боёв, разумеется). Он обладает всеми плюсами бесплатных прокачиваемых аналогов, а в качестве приятного бонуса имеет снаряжение «Ремонтная команда», позволяющее восстанавливать потраченные очки прочности.

В целом японские крейсера хорошо подойдут начинающим игрокам, ведь на них можно просто закидывать вражеские корабли фугасами и спамить проливы торпедами. Ну а низкий силуэт позволяет неплохо уворачиваться от залпов линкоров. Из минусов японских крейсеров стоит отметить совсем слабое ПВО.

Американские крейсеры

В отличие от японцев высокоуровневые американские крейсеры лишены торпед, зато бронебойные снаряды имеют улучшенную нормализацию, а потому лучше пробивают вражеские крейсеры в борта. К тому же американские крейсеры имеют мощное ПВО.

Хотите меньше страдать от авианосцев? Тогда качайте американские крейсеры!

Советские крейсеры

Огромные, картонные и неповоротливые махины с плохой маскировкой и скорострельными пушками. Типичные «корабли поддержки второй и третьей линии», если вы понимаете, о чём я. За счёт высокой скорострельности советские крейсеры до VIII уровня включительно отлично подходят для уничтожения эсминцев, в том числе и благодаря наличию гидроаккустического поиска (ГАП). До VIII уровня Советские крейсеры особенно эффективны при игре на фугасах, бронебойные же снаряды выгодно использовать на ближней и средней дистанции для пробития вражеских крейсеров в борта. Тяжёлые крейсеры Дмитрий Донской IX уровня и Москва X уровня способны выбивать цитадели из вражеских крейсеров с дистанции до 15 км.

Хотите играть на советах – качайте советов, они нагибают не хуже других. Однако из-за вышеперечисленных недостатков советские крейсеры достаточно сложны в использовании. Уж очень быстро они складываются от залпов линкоров.

Немецкие крейсеры

При вводе ветки немецких крейсеров их главной фишкой были очень хорошие бронебойные снаряды и очень слабые фугасы. Фугасы с тех пор слегка улучшили, но уроном в минуту на фугасах немецкие крейсеры до сих пор не блещут. Зато высокоуровневые немецкие крейсеры имеют отличное бронирование и хорошо держат удар, выбить цитадель из высокоуровневого немецкого крейсера очень непросто. Однако как и в случае с немецкими линкорами, они хорошо принимают «белый урон».

В целом у немцев имеются очень любопытные образцы техники, игра на которых наверняка доставит вам удовольствие. Как обычно, немецкая техника рекомендуются к прокачке ведущими немцефилами.

Британские крейсеры

В момент своего выхода британские лёгкие крейсеры были самыми необычными крейсерами в игре. Совсем без брони, с торчащими из воды на IX — X уровне цитаделями, отвратительной баллистикой, без фугасных снарядов (фугасы доступны только на премиумном крейсере VII уровня Belfast), но с невероятной нормализацией у бронебойных снарядов, навыком Ремонтная команда и Дымогенератором.

В отличие от крейсеров других наций, которые игрок может смело брать и прокачивать независимо от опыта игры в World of Warships, британские лёгкие крейсеры предназначены для опытных игроков и в руках опытных игроков буквально аннигилируют всё вокруг. Выбирать британцев для знакомства с классом крейсеров категорически не рекомендуется.

Французские крейсеры

Начнём с главного вопроса — для кого предназначены французские крейсеры? Во-первых, для франкоговорящих игроков, а во-вторых, для игроков, которые уже выкачали себе крейсеры других наций. В отличие от вышедших перед ними британцев французы не имеют ярких фишек. Нельзя же считать фишкой полную картонность и стеклянные модули, из-за чего прокачка умения Из последних сил

командиру просто обязательна.

Высокоуровневые французские крейсеры относятся к классу тяжёлых крейсеров, имеют быстрые башни, неплохую баллистику, бронепробиваемость и высокий урон при игре на бронебойных снарядах. Фугасные снаряды отлично поджигают. В целом, в отличие от тех же немцев или британцев, французам ничего такого не отрезали, но и не добавили. По факту интересные корабли начинаются с VII-VIII уровня, низкоуровневые корабли получились совершенно проходными.

На низких и средних уровнях как то совсем не радует скорострельность, хотя до VI уровня включительно корабли считаются как бы лёгкими крейсерами. Однако по темпу стрельбы французы вчистую проигрывают другим нациям, тем самым косплея тяжёлые крейсеры. Идея, конечно, оригинальная, но выглядит всё это не очень логично.

Сами разработчики считают, что фишки французов это высокие скорости хода, с возможностью использования снаряжения «Форсаж» начиная с VI уровня, и длинноходные торпеды, однако в реалиях World of Warships это достаточно скромные достоинства нации, никак не компенсирующие очевидный недостаток — явную вторичность французских крейсеров. Желаете поиграть на тяжёлых крейсерах? Почему бы просто не выкачать японцев или американцев?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]