Самолет-разведчик Morane-Saulnier Type L (Моран-Парасоль).


Самолет-разведчик Morane-Saulnier Type L (Моран-Парасоль).

Самолет-разведчик Morane-Saulnier Type L (Моран-Парасоль).

Разработчик: Morane-Saulnier Страна: Франция Первый полет: 1913 г.


В августе 1913 года доработала самолет типа G, оснастив его новым расчалочным крылом, установленным над фюзеляжем (моноплан-парасоль). Эта опытная машина стала прототипом двухместного разведчика типа L, появившегося в 1914 году, представляла из себя двухместный цельнодеревянный моноплан-парасоль с полотняной обшивкой. Разработан в 1913 году французскими авиаконструкторами братьями Леоном и Робертом Моран совместно с Раймондом Солнье.

Модификация L — первая в ряду самолетов «Моран-Солнье», созданная специально для военного применения. Поднятое над фюзеляжем крыло обеспечивало идеальный обзор вниз, что немаловажно для разведчика и артиллерийского наблюдателя. За такое расположение крыла самолет и получил своё название (фр. «parasole» — «зонтик»), позднее ставшее нарицательным для всех аппаратов подобной схемы. В начале 1915 на него установили элероны. Самолет, получивший обозначение «Моран-Солнье LA», был выпущен малой серией.

Тип L был запущен в серию после получения заказа от Турции на 50 машин. В августе 1914 года, после начала войны, турецкие самолеты были реквизированы правительством Франции. Оснащенные 80-сильными (60 кВт) ротативными двигателями «Gnome» или «Le Rhone», самолеты типа L поступили на вооружение двух вновь сформированных эскадрилий — MS.23 и MS.26. В число пилотов последней входил знаменитый Ролан Гаррос. В 1914-1915 годах тип L часто использовался в качестве одноместного, а его вооружение состояло только из пистолета или карабина пилота. Р.Гаррос проводил на типe L эксперименты с пулеметом и отсекателем и с помощью этого устройства 1 апреля 1915 года сбил вражеский аэроплан. Летавший на одноместном типе L флайт-лейтенант Уоренфорд из 1-го авиакрыла авиации ВМС Великобритании 7 июня 1915 года сбил дирижабль Zeppelin LZ 37 германской Армии, сбросив на него небольшие бомбы, вызвавшие пожар. Но большинство самолетов типа L (из более чем 600 выпущенных) использовались Францией, Россией и Великобританией в качестве двухместных разведчиков, обычно не имевших вооружения.

В Российской Империи «Morane-Saulnier Type L» стал одним из наиболее распространенных аэропланов на раннем этапе Первой Мировой войны. Всего на российских предприятиях «сдано в казну» примерно 450 аппаратов этого типа. Более 400 из них выпустил московский и около 30 — петроградский завод Лебедева. Еще 100 машин получено из Франции. Фронтовая служба российских «Парасолей» продолжалась гораздо дольше, чем на Западе. Незначительное количество германо-австрийских истребителей на восточном фронте позволяло без особого риска использовать эти аппараты еще в 1917 году. Немало их числилось и в летных школах. В 1916 году многие российские «Мораны» вооружили синхропулеметами «Colt» или «Vickers».

Данных о применении «Парасолей» в гражданской войне не сохранилось, но известно, что их можно было увидеть на аэродромах до середины двадцатых годов.

ЛТХ:

Тип: Morane-Saulnier Type L Размах крыла, м: 11,20 Длина, м: 6,88 Высота, м: 3,93 Площадь крыла, м2: 18,30 Двигатель: 1 х ПД «Le Rhone» или «Gnome» -мощностью, л.с.: 1 х 80 (60 кВт) Максимальная скорость, км/ч: 115 Продолжительность полета, ч: 2 Масса, кг -пустого снаряженного: 385 -максимальная взлетная: 655 Экипаж, ч: 2.

Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.

Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.

Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.

Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.

Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.

Morane-Saulnier Type L на стоянке.

Morane-Saulnier Type L на стоянке.

Morane-Saulnier Type L на лыжном шасси.

Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier Type L.

Русские летчики около Morane-Saulnier L.

Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier Type L. Среди офицеров русский авиатор А.М. Габер-Влынский.

Русские летчики в Morane-Saulnier Type L.

Кабина Morane-Saulnier Type L.

Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.

Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.

Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.

Morane Saulnier Type L красного воздушного флота.

Morane-Saulnier Type L. Рисунок.

Вооруженный Morane-Saulnier Type L с отсекателями пуль на лопастях. Рисунок.

Morane-Saulnier Type L. Схема.

.

.

Список источников: А.Шепс. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты. Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой. Крылья Родины. Сергей Горожанин. «Моран» — «Убийца гигантов».

Основная модификация «Парасоля»

«Моран-Солнье» L (MoS.3) — двигатель «Гном» (80 л.с), «Гном-Моносупап» (100 л.с.) либо «Рон» 9С (80 л.с). Вооружение на большинстве самолетов отсутствовало, но применяющиеся в качестве истребителей получали 1 пулемет. Экипаж – 2 человека, при применении в качестве истребителя — 1-2 человека. Управление осуществлялось гошированием крыла, а на самолетах поздних выпусков, получивших обозначение «Моран-Солнье» LA уже появились элероны.

Примечания[ | ]

  1. Bruce, 1998, с. 5.
  2. 12
    Herris, Jack.
    Pfalz Aircraft of World War I
    . Great War Aircraft in Profile, Volume 4. 2001. ISBN 1891268155. P.4-7,20
  3. 1234The Illustrated Encyclopedia of Aircraft
    1985, p. 2698.
  4. Obuchovich, V., Nikiforov, A. Samolyoty Pyervoy Mirovoy voyny
    (Самолеты первой мировой войны), Harvest: 2003, ISBN 985-13-1701-2 (рус.), p. 285
  5. Bruce 1982, p. 291.

Эксплуатация

Перед войной, во многих странах мира, в частности в СССР, внедрение в войска новых моделей самолётов тормозилось сложностью с переучиванием лётчиков, привыкших летать на старых машинах. С Мораном такой проблемы не было. Этот истребитель французские лётчики настолько легко осваивали, что даже не потребовалось создавать учебные машины.
Кроме этого MS 406 имел низкую посадочную скорость. Однако были у машины и существенные недостатки. На ней отмечался перегрев двигателя. При этом это был конструктивный недостаток. Дело в том, что для того чтобы развить скорость 450 км/час и более, нужно было втянуть радиатор в фюзеляж, а это, в свою очередь, приводило к перегреву мотора.

Из других конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, лётчики отмечали самопроизвольный выпуск шасси и радиатора, в ходе выполнения фигур высшего пилотажа. На больших высотах случалось замерзания пулемётов из-за чего они переставали стрелять. Сами пулемёты критиковались за недостаточный боезапас из-за магазинного питания. Не было у самолётов и бронеспинок. Однако этот недостаток устраняли сами лётчики.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме ИИ Морана-Солнье
.
  • Страница аэродрома Старого Рейнбека на их оригинальном ИИ Моран-Солнье (неверно обозначенное как «A-1», архивировано в июне 2014 г.)
  • Коул Пален летает на ИИ Морана старого Райнбека в начале августа 1990 года.
vтеСамолет Моран-Солнье
Буквы обозначения
  • А
  • B
  • C
  • F
  • грамм
  • GA
  • ГБ
  • ЧАС
  • я
  • J
  • K
  • L
  • ЛА
  • LH
  • M
  • N
  • Нм
  • О
  • п
  • Q
  • S
  • Т
  • TRK
  • U
  • V
  • Morane-Saulnier WR
  • Икс
  • Y
  • AC
  • AE
  • AF
  • AFH
  • AI
  • AN / ANB / ANR / ANL / ANS
  • AR
  • В КАЧЕСТВЕ
  • В
  • AU
  • средний
  • BB
  • BH
Числовая последовательность
  • MoS.1
  • MoS.2
  • MoS.3
  • MoS.4
  • MoS.5
  • MoS.6
  • MoS.7
  • MoS.8
  • MoS.9
  • MoS.10
  • MoS.11
  • MoS.12
  • MoS.13
  • MoS.14
  • MoS.15
  • MoS.16
  • MoS.17
  • MoS.18
  • MoS.19
  • MoS.20
  • MoS.21
  • MoS.22
  • MoS.23
  • MoS.24
  • MoS.25
  • MoS.26
  • MoS.27
  • MoS.28
  • MoS.29
  • MoS.30
  • MoS.31
  • MoS.32
  • MoS.33
  • MoS.34
  • MoS.35
  • MoS.36
  • MoS.37
  • MoS.38
  • MoS.39
  • MoS.40
  • MoS.41
  • MoS.42
  • MoS.43
  • MoS.44
  • MoS.45
  • MoS.46
  • MoS.47
  • MoS.48
  • MoS.49
  • MoS.50
  • MoS.51
  • MoS.52
  • MoS.53
  • MoS.56
  • MoS.60
  • MoS.120
  • MoS.121
  • MoS.129
  • MoS.130
  • MoS.131
  • MoS.132
  • MoS.133
  • MoS.134
  • MoS.136
  • MoS.137
  • MoS.138
  • MoS.139
  • MoS.140
  • MoS.141
  • MoS.147
  • MoS.148
  • MoS.149
  • MS.152
  • MS.160
  • MS.180
  • MS.181
  • MS.185
  • MS.200
  • MS.221
  • MS.222
  • MS.223
  • MS.224
  • MS.225
  • MS.226
  • MS.227
  • MS.229
  • MS.230
  • MS.250
  • MS.251
  • MS.260
  • MS.275
  • MS.278
  • MS.300
  • MS.301
  • MS.302
  • MS.315
  • MS.316
  • MS.317
  • MS.325
  • MS.340
  • MS.341
  • MS.342
  • MS.343
  • MS.345
  • MS.350
  • MS.405
  • MS.406
  • MS.408
  • MS.410
  • MS.411
  • MS.430
  • MS.433
  • MS.435
  • MS.450
  • MS.470
  • MS.472
  • MS.474
  • MS.470
  • MS.475
  • MS.476
  • MS.477
  • MS.479
  • MS.500
  • MS.501
  • MS.502
  • MS.504
  • MS.505
  • MS.506
  • MS.560
  • MS.570
  • MS.603
  • MS.630
  • MS.631
  • MS.700
  • MS.701
  • MS.703
  • MS.704
  • MS.730
  • MS.731
  • MS.732
  • MS.733
  • MS.755
  • MS.760
  • MS.785
  • MS.860
  • MS.880
  • MS.1001
  • MS.1500
Имена и псевдонимы
  • Альцион
  • Борель
  • Пуля
  • Конте де Ницца или Ницца (проект)
  • Criquet
  • Épervier, Épervier II и Super 1500
  • Фантом
  • Fleuret
  • Леврие
  • Монокок
  • Париж и Супер Париж
  • Петрель
  • Rallye, Rallye Club, Super Rallye и Rallye Commodore
  • Statodyne (проект)
  • Vanneau
  • Версаль (проект)
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]