Самолет-разведчик Morane-Saulnier Type L (Моран-Парасоль).
Самолет-разведчик Morane-Saulnier Type L (Моран-Парасоль).
Разработчик: Morane-Saulnier Страна: Франция Первый полет: 1913 г.
В августе 1913 года доработала самолет типа G, оснастив его новым расчалочным крылом, установленным над фюзеляжем (моноплан-парасоль). Эта опытная машина стала прототипом двухместного разведчика типа L, появившегося в 1914 году, представляла из себя двухместный цельнодеревянный моноплан-парасоль с полотняной обшивкой. Разработан в 1913 году французскими авиаконструкторами братьями Леоном и Робертом Моран совместно с Раймондом Солнье.
Модификация L — первая в ряду самолетов «Моран-Солнье», созданная специально для военного применения. Поднятое над фюзеляжем крыло обеспечивало идеальный обзор вниз, что немаловажно для разведчика и артиллерийского наблюдателя. За такое расположение крыла самолет и получил своё название (фр. «parasole» — «зонтик»), позднее ставшее нарицательным для всех аппаратов подобной схемы. В начале 1915 на него установили элероны. Самолет, получивший обозначение «Моран-Солнье LA», был выпущен малой серией.
Тип L был запущен в серию после получения заказа от Турции на 50 машин. В августе 1914 года, после начала войны, турецкие самолеты были реквизированы правительством Франции. Оснащенные 80-сильными (60 кВт) ротативными двигателями «Gnome» или «Le Rhone», самолеты типа L поступили на вооружение двух вновь сформированных эскадрилий — MS.23 и MS.26. В число пилотов последней входил знаменитый Ролан Гаррос. В 1914-1915 годах тип L часто использовался в качестве одноместного, а его вооружение состояло только из пистолета или карабина пилота. Р.Гаррос проводил на типe L эксперименты с пулеметом и отсекателем и с помощью этого устройства 1 апреля 1915 года сбил вражеский аэроплан. Летавший на одноместном типе L флайт-лейтенант Уоренфорд из 1-го авиакрыла авиации ВМС Великобритании 7 июня 1915 года сбил дирижабль Zeppelin LZ 37 германской Армии, сбросив на него небольшие бомбы, вызвавшие пожар. Но большинство самолетов типа L (из более чем 600 выпущенных) использовались Францией, Россией и Великобританией в качестве двухместных разведчиков, обычно не имевших вооружения.
В Российской Империи «Morane-Saulnier Type L» стал одним из наиболее распространенных аэропланов на раннем этапе Первой Мировой войны. Всего на российских предприятиях «сдано в казну» примерно 450 аппаратов этого типа. Более 400 из них выпустил московский и около 30 — петроградский завод Лебедева. Еще 100 машин получено из Франции. Фронтовая служба российских «Парасолей» продолжалась гораздо дольше, чем на Западе. Незначительное количество германо-австрийских истребителей на восточном фронте позволяло без особого риска использовать эти аппараты еще в 1917 году. Немало их числилось и в летных школах. В 1916 году многие российские «Мораны» вооружили синхропулеметами «Colt» или «Vickers».
Данных о применении «Парасолей» в гражданской войне не сохранилось, но известно, что их можно было увидеть на аэродромах до середины двадцатых годов.
ЛТХ:
Тип: Morane-Saulnier Type L Размах крыла, м: 11,20 Длина, м: 6,88 Высота, м: 3,93 Площадь крыла, м2: 18,30 Двигатель: 1 х ПД «Le Rhone» или «Gnome» -мощностью, л.с.: 1 х 80 (60 кВт) Максимальная скорость, км/ч: 115 Продолжительность полета, ч: 2 Масса, кг -пустого снаряженного: 385 -максимальная взлетная: 655 Экипаж, ч: 2.
Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.
Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.
Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на лыжном шасси.
Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier Type L.
Русские летчики около Morane-Saulnier L.
Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier Type L. Среди офицеров русский авиатор А.М. Габер-Влынский.
Русские летчики в Morane-Saulnier Type L.
Кабина Morane-Saulnier Type L.
Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.
Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.
Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.
Morane Saulnier Type L красного воздушного флота.
Morane-Saulnier Type L. Рисунок.
Вооруженный Morane-Saulnier Type L с отсекателями пуль на лопастях. Рисунок.
Morane-Saulnier Type L. Схема.
.
.
Список источников: А.Шепс. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты. Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой. Крылья Родины. Сергей Горожанин. «Моран» — «Убийца гигантов».
Основная модификация «Парасоля»
«Моран-Солнье» L (MoS.3) — двигатель «Гном» (80 л.с), «Гном-Моносупап» (100 л.с.) либо «Рон» 9С (80 л.с). Вооружение на большинстве самолетов отсутствовало, но применяющиеся в качестве истребителей получали 1 пулемет. Экипаж – 2 человека, при применении в качестве истребителя — 1-2 человека. Управление осуществлялось гошированием крыла, а на самолетах поздних выпусков, получивших обозначение «Моран-Солнье» LA уже появились элероны.
Примечания[ | ]
- Bruce, 1998, с. 5.
- ↑ 12
Herris, Jack.
Pfalz Aircraft of World War I
. Great War Aircraft in Profile, Volume 4. 2001. ISBN 1891268155. P.4-7,20 - ↑ 1234The Illustrated Encyclopedia of Aircraft
1985, p. 2698. - Obuchovich, V., Nikiforov, A. Samolyoty Pyervoy Mirovoy voyny
(Самолеты первой мировой войны), Harvest: 2003, ISBN 985-13-1701-2 (рус.), p. 285 - Bruce 1982, p. 291.
Эксплуатация
Перед войной, во многих странах мира, в частности в СССР, внедрение в войска новых моделей самолётов тормозилось сложностью с переучиванием лётчиков, привыкших летать на старых машинах. С Мораном такой проблемы не было. Этот истребитель французские лётчики настолько легко осваивали, что даже не потребовалось создавать учебные машины.
Кроме этого MS 406 имел низкую посадочную скорость. Однако были у машины и существенные недостатки. На ней отмечался перегрев двигателя. При этом это был конструктивный недостаток. Дело в том, что для того чтобы развить скорость 450 км/час и более, нужно было втянуть радиатор в фюзеляж, а это, в свою очередь, приводило к перегреву мотора.
Из других конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, лётчики отмечали самопроизвольный выпуск шасси и радиатора, в ходе выполнения фигур высшего пилотажа. На больших высотах случалось замерзания пулемётов из-за чего они переставали стрелять. Сами пулемёты критиковались за недостаточный боезапас из-за магазинного питания. Не было у самолётов и бронеспинок. Однако этот недостаток устраняли сами лётчики.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме ИИ Морана-Солнье . |
- Страница аэродрома Старого Рейнбека на их оригинальном ИИ Моран-Солнье (неверно обозначенное как «A-1», архивировано в июне 2014 г.)
- Коул Пален летает на ИИ Морана старого Райнбека в начале августа 1990 года.
vтеСамолет Моран-Солнье | |
Буквы обозначения |
|
Числовая последовательность |
|
Имена и псевдонимы |
|