Рабочая лошадка Французских ВВС. Morane-Saulnier MS 406


В 30-е годы 20-го века стали появляться сверхмощные авиационные силовые агрегаты, развивавшие более 1000 л.с. Под эти моторы авиаконструкторы начали разработку самолёты. Первые самолёты начали появляться в середине 30-х годов, их можно было считать самолётами нового поколения, или «новой волны», как они назывались в то время. Главной чертой этих летательных аппаратов были планеры типа моноплан, закрытые кабины пилотов и убирающиеся шасси.

Ярким представителем этой новой волны среди истребителей был знаменитый, и хорошо известный у нас, Messerschmitt Bf.109. Первые Мессеры оснащались двигателями мощностью 720 л.с. и имели максимальную скорость 465 км/час на высоте 4000 км.

История разработки

Параллельно с работами в Германии разработка новых истребителей начались и в других развитых промышленных странах, в том числе и во Франции. Эти работы начались с технического задания, которое было подготовлено Министерством авиации Франции в конце 1935 года.

По этому заданию во Франции провели конкурс, на который вышло сразу шесть боевых машин:

  • Bloch MB.150;
  • Bleriot-SPAD S.710;
  • Loire 250;
  • Nieuport Ni.160;
  • Dewoitine D.513;
  • Morane-Saulnier MS.406.

Среди этих самолётов, победителями в конкурсе стали два истребителя, Моран-Солнье и Ньюпор. Однако вскоре из-за постоянных аварий и поломок из гонки выбыл представитель компании Ньюпор. Таким образом, победителем конкурса стал Morane-Saulnier MS.406. Правда, прототип истребителя, который участвовал в конкурсе, носил название MS.405.

Первая машина оснащалась двигателем Hispano-Suiza 12Y, мощностью 860 л. с.

Она осуществила свой первый полёт 8 августа 1935 года. За штурвалом машины был лётчик-испытатель М. Детройя. В 1937 году машина была передана для испытаний в войска. В этом же году, после того как на истребителе был установлен трёхлопастной винт, он сумел развить скорость 482 км/ч.

Кроме хороших лётных характеристик истребитель был ещё и очень хорошо вооружён. Его вооружение состояло из одной пушки калибром 20 мм Hispano-Suiza HS-404 и двух пулемётов MAC 1934 калибром 7,5 мм.

К началу 1938 года было сделано 15 единиц установочной серии, которые отправились для расширенных испытаний во Французские ВВС. Так же был изготовлен ещё один самолёт, который стал эталонным для будущей большой серии самолётов.

Первый заказ на серийное производство был размещён так же в 1938 году на государственном предприятии SNCAO в Нанте, и он состоял из 50 машин.

Вслед за ним, в этом же году, был размещён заказ ещё на 80 машин. Далее последовал большой заказ, который был, размещён на двух заводах, упомянутом выше SNCAO, и на заводе Morane-Saulnier. Хотели разместить заказ ещё на двух заводах, но потом от этой идеи отказались.

Главной причиной, которая тормозила выпуск истребителей, стала нехватка силовых агрегатов. Для решения этой проблемы французы даже пытались организовать закупки моторов за границей (двигатели Hispano-Suiza 12Y по лицензии производились во многих странах мира, даже в СССР). Однако существенных поставок из-за границы добиться так и не удалось.

Из Чехословакии, до её оккупации, было поставлено 80. СССР поставлять моторы Франции отказался, а Швейцария, с которой то же договорились, так и не успела организовать выпуск движков, до разгрома Франции.

Но как бы там ни было, со временем все проблемы были устранены, и производство вышло на запланированные объёмы. Истребитель Morane-Saulnier MS 406 производился до марта 1940 года. За период производства было выпущено 1098 MS 405 и MS 406. С этими показателями, до сегодняшнего дня, данный самолёт является самым массовым французским истребителем.

Результаты конкурса…

18 июня 1932 года в Тулузе под управлением пилота Марселя Доре прототип Dewoitine D-500 совершил свой первый полет. В течение последующих девяти месяцев первые полеты совершили остальные девять прототипов. В воздух они поднялись в следующем порядке: Nieuport-Delage NiD 122, Bernard 260, Loire 43, Mureaux 170, Wibault 313, SPAD 510, Morane-Saulnier MS.325, Gourdou-Leseurre 482 и, наконец, в начале марте 1933 года Hanriot H-110.

Конкурс на лучший истребитель сопровождался тяжелой утратой – 14 января 1933 года произошло крушение Loire 43. Вероятно это было связано с недомоганием пилота Мориса Морина (Maurice Morin) на большой высоте.

Два других самолета с крылом типа «прямая чайка» – Gourdou-Leseurre 482 и Mureaux 170 – были отклонены из-за недостаточного обзора вперед. Также были отклонены:

  • Bernard 260 и Wibault 313 – за слишком низкую скороподъемность;
  • Nieuport-Delage Ni.D.122 – за слишком большую уязвимость крыльевых радиаторов;
  • Hanriot H-110 – за слишком низкую скорость;
  • Morane-Saulnier M.S.325 – не был представлен технической службе.

23 ноября 1933 года победителем конкурса был объявлен Dewoitine D-500, который получил первый заказ на производство в количестве 45 экземпляров. Последовавшие затем контракты с ВВС увеличили заказ на D-500 до 98 экземпляров. Затем был сделан заказ на 250 истребителей D-501, оснащенных мотор-пушками и двигателями 12 Xcrs, а потом еще на 98 самолетов с мотор-пушками и 860-сильными двигателями 12 Ycrs.

Французские ВВС также получили 60 истребителей-бипланов Blériot-SPAD 510 и столько же монопланов-«пулавчиков» Loire 46 C-1, который был оснащен модифицированным крылом, улучшившим обзор до уровня Loire 43 и 45.

Эксплуатация

Перед войной, во многих странах мира, в частности в СССР, внедрение в войска новых моделей самолётов тормозилось сложностью с переучиванием лётчиков, привыкших летать на старых машинах. С Мораном такой проблемы не было. Этот истребитель французские лётчики настолько легко осваивали, что даже не потребовалось создавать учебные машины.

Самолёты имели малую нагрузку на крыло, благодаря этому у него была очень хорошая манёвренность на горизонталях.

Кроме этого MS 406 имел низкую посадочную скорость. Однако были у машины и существенные недостатки. На ней отмечался перегрев двигателя. При этом это был конструктивный недостаток. Дело в том, что для того чтобы развить скорость 450 км/час и более, нужно было втянуть радиатор в фюзеляж, а это, в свою очередь, приводило к перегреву мотора.

Из других конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, лётчики отмечали самопроизвольный выпуск шасси и радиатора, в ходе выполнения фигур высшего пилотажа. На больших высотах случалось замерзания пулемётов из-за чего они переставали стрелять. Сами пулемёты критиковались за недостаточный боезапас из-за магазинного питания. Не было у самолётов и бронеспинок. Однако этот недостаток устраняли сами лётчики.

Сборка

Главное в сборке АЗ-овского Морана – не следовать инструкции

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]