«Дагестан» спущен на воду в апреле 2011 году. Изначально сдать проект предполагалось осенью того же года, однако приемо-сдаточные испытания пришлось перенести на 2012 год. Неприятная ситуация приключилась с «Дагестаном» во время швартовочных испытаний у Новороссийска. Из-за внезапно возникшего шторма корабль был серьезно поврежден. Однако проведенные в очень сжатые сроки ремонтно-восстановительные работы вернули его к жизни.
Немного из истории создания кораблей проекта 11661
Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М – малого противолодочного корабля, с «Ливнем» – противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов – противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.
В том же году, вслед за изменениями претензий со стороны Военно-Морского Флота к проекту, второму проекту присвоили номер 11660 (а экспортном варианте – 11660Э) и переклассифицировали в сторожевой корабль. Аналитика исследований в проектах показывала, что сдавать «сторожевика» в экспортном варианте можно было уже в 1990 году, тогда как сдавать советскую версию можно было бы не ранее чем через два года.
Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.
К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.
В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.
Затем поставили задачу унифицировать проекты 11660 и 11661. При использовании концепции «Базовой платформы» Зеленодольское Проектное Конструкторское Бюро начало выпускать рабочую конструкторскую документацию по проекту 11661, а также разрабатывать техпроекты проекта 11660.
После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.
Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.
Однако в периоды 1995-1998 годов Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро разработало экспортные проекты «Гепард» и «Гепард-3.9» для иностранного заказчика.
В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.
Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.
Модификации[ | ]
- Проект 11660
— первоначальный вариант СКР прибрежной зоны. Заложен головной корабль, позже разобран[1]. - Проект 11661
— развитие пр. 11660 с изменённым составом вооружения и радиотехнического оборудования. Постройка единственного корабля остановлена.
Проект 11661К
— скорректированный проект для ВМФ России на базе пр. 11661. Построено два корабля. Отличаются (в том числе между собой) конструкцией, составом вооружения и радиотехнического оборудования. Переклассифицированы в ракетные корабли[1]. - Проект 11661Э
— экспортный проект сторожевого корабля на базе позднего пр. 11661К. Отличаются конструкцией, составом вооружения и радиотехническим оборудованием в экспортном исполнении, имеют возможность размещения палубного вертолёта типа Ка-27[1].
-[1]
— планировавшаяся модификация, с СЭУ полностью российского производства[1].
Образчики проекта 11661 – “Татарстан” и “Дагестан”
Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.
Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».
Участие в стрельбах на дистанции в сто морских миль были проведены благополучно. Сторожевому кораблю «Дагестану» пришлось еще поучаствовать в параде на День российского Военно-Морского Флота в городе Астрахань. Осенью того же года его задействовали в маневрах «Кавказ-2012», в морской их части.
Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2022 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».
Представители проекта[ | ]
Всего на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького было заложено восемь кораблей. Первый и единственный заложенный по проекту 11660 достроен не был, после распада СССР корабль был разобран в 1993 году. Для ВМС России построены два корабля по скорректированному проекту 11661К: «Татарстан» и «Дагестан», сейчас оба корабля входят в состав Каспийской флотилии ВМФ России. Строительство корабля (зав. № 953), заложенного по проекту 11661 остановлено в 1995 году, корпус законсервирован. На экспорт корабли предлагаются в противолодочной комплектации по проекту 11661Э. В частности, с ВМС Вьетнама были заключены два контракта (в 2006 году и в 2011 году) на 4 корабля, получившие общее обозначение «Гепард 3.9»[19].
Цвета таблицы:
- Зелёный — действующий в составе ВМФ РФ
- Жёлтый — действующий в составе иностранных ВМС
- Красный — списан, утилизирован или потерян
Проект 11660/11661[ | ]
Название | б/н | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
«Ястреб» [1] | — | 901 | 1990 | — | — | — | Отменен | Разобран на стапеле в 1993 году[1] |
«Буревестник» [20] | — | 953 | 1990 | — | — | — | Отменен | Разобран на стапеле в 2012 году |
Проект 11661К[ | ]
№ | Название | б/н | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
1 | «Татарстан» | 691 | 951 | 05.05.1990 | 01.07.1993 | 31.08.2003 | КФл | В строю | До 03.10.1996 — СКР-200[1][21] |
2 | «Дагестан» | 693 | 952 | 05.05.1990 | 01.04.2011 | 28.11.2012 | КФл | В строю | До 2002 года — СКР-201[1]. |
Проект 11661Э[ | ]
№ | Название | б/н | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
3 | Đinh Tiên Hoàng | 011 | 954 | 10.07.2007 | 12.12.2009 | 05.03.2011 | ВМС Вьетнама | В строю | |
4 | Lý Thái Tổ | 012 | 955 | 27.11.2007 | 16.03.2010 | 25.07.2011 | ВМС Вьетнама | В строю | |
5 | Trần Hưng Đạo | 015 | 956 | 24.09.2013 | 27.04.2016[22] | 06.02.2018 | ВМС Вьетнама | В строю | |
6 | Quang Trung | 016 | 957 | 24.09.2013 | 26.05.2016[23] | 06.02.2018 | ВМС Вьетнама | В строю |
По данным на 21 декабря 2022 года, Россия успешно поставила во Вьетнам четыре корвета проекта 11661 «Гепард-3.9».
Корпусы
Корпусы кораблей – это водонепроницаемые отсеки в количестве десяти единиц. Материалом для их исполнения послужила низколегированная сталь, а для блоков надстройки – стойкий к морским средам алюминиево-магниевый сплав. В случае затопления двух сопредельных отсеков корабль останется на плаву, имея ход с сохранением боеспособности.
Защита от атак подлодок
Чтобы не оставлять корабль «Дагестан» проекта 11661 беззащитным перед лицом возможного нападения вражеских подлодок, конструктивно предусмотрены два торпедных аппарата калибром 533 мм. Заметим, что на экспортные варианты кораблей того же проекта монтируется реактивная бомбометная установка модели РБУ-6000. Возможна посадка и базирование противолодочного вертолета Ка-27. Для его заправки, в частности, предусмотрены отдельные топливные резервуары на борту. При условии его транспортировки вертолет может находиться в специальном ангаре (со сложенными лопастями).
Впрочем, все это не слишком необходимо, если обсуждать корабль «Дагестан». Каспийская флотилия (693 судно закреплено за ней), а также морские соединения других стран в этом регионе, попросту не имеют здесь ни одного подводного корабля. Но здесь нужно помнить, что судно в любой момент может быть отправлено в Черное море, а там гипотетическая вероятность атаки из-под воды имеется.
Вооружение кораблей “Татарстан” и “Дагестан”
У кораблей по проекту 11661 имеются мощные ракетные, зенитно-ракетные и артиллерийские вооружения. Основным оружием «Татарстана» является «Уран». Это ударный комплекс, имеющий противокорабельные крылатые ракеты Х-35, с дальностью стрельбы до ста тридцати километров.
У «Дагестана» на вооружении универсальный ракетный комплекс – «Калибр-НК», в котором могут использоваться высокоточные крылатые ракеты нескольких типов. Они поражают надводные и береговые цели с дальностью до трехсот километров. Из артиллерийского вооружения – 76,2-мм арткомплекс АК-176М и 30-мм автоматизированная спаренная артиллерийская установка АК-630М, которые обеспечивают поражение морских, наземных и низколетящих воздушных целей.
Зеленодольские «Буяны» разрастаются в море
Между тем зеленодольские «Буяны» пробили себе выход в море. На торжественной церемонии спуска на воду МРК «Ингушетия» начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников заявил, что их серийное строительство вырастет до 12 кораблей до 2023 года включительно. По его словам, сегодня на зеленодольском заводе развернута самая большая серия ракетных кораблей. «Хотя корабли и с малым водоизмещением, но сбалансированным составом вооружения», — отметил он.
В настоящее время на предприятии строят еще два корабля проектов «Грайворон» и «Град», а еще два будут заложены в этом году. Средний цикл строительства кораблей может сократиться за счет налаживания ритмичных поставок дизелей, тогда как последний корабль строили почти 5 лет (был заложен в 2014 году, — прим. ред.).
Контр-адмирал флота Владимир Тряпичников выразил надежду, что к 2024 году флот получит модернизированную версию зеленодольских «Буянов», но в каком количестве, пока рано говорить. В свою очередь, главный конструктор проекта ЗПКБ Яков Кушнир заверил, что бюро не стоит на месте и разрабатывает модернизированную версию с усиленной противовоздушной обороной и повышенным ракетным потенциалом.
«Зеленодольцы в очередной раз удивили», — похвалил корабелов на торжественной церемонии начальник управления кораблестроения Главного командования ВМФ России Владимир Тряпичников. «В Зеленодольске спущен на воду малый ракетный корабль «Ингушетия», а в Новороссийске поднят Андреевский флаг на патрульном корабле «Дмитрий Рогачев», который, кстати, также сделан на зеленодольском судостроительном заводе», — сообщил он. Контр-адмирал не исключает, что в ближайшем будущем в один день могут произойти не два, а сразу три события — закладка одного корабля, спуск на воду другого и поднятие флага на третьем.
Главным виновником торжества стал глава Ингушетии, Герой России, генерал Юнус-Бек Евкуров. Фото prav.tatarstan.ru
Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации
Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» – второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.
Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).
С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток. Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях.
«Гепарды-3.9» являются многоцелевыми кораблями, предназначенными для патрулирования в территориальных водах и исключительных экономических зонах, нанесения ударов по надводным целям неприятеля, огневой поддержки десантирующихся подразделений, для обеспечения противовоздушной и противолодочной обороны в мероприятиях по конвоированию.
Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем – ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.
Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).
При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.
Примечания[ | ]
- ↑ 12345678910111213
Сторожевые корабли проекта 11660 - «Татарстан», сторожевой корабль (фрегат) проекта 11661 типа «Гепард» (неопр.)
(недоступная ссылка). arms-expo.ru. Архивировано 27 февраля 2012 года. - The Military Balance 2022. стр. 196
- ↑ 12Пресс-служба Южного военного округа.
Ракетный корабль «Дагестан» вышел в Каспийское море для выполнения ракетных стрельб (рус.). Министерство обороны РФ (23 июля 2012). Дата обращения: 24 июля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года. - Под флагом Вьетнама
- Российские корабли-невидимки покупает Вьетнам (неопр.)
. «Независимое военное обозрение» (29 октября 2008). - Вьетнам купил вторую партию российских фрегатов «Гепард»
- Зеленодольский завод построит два корвета «Гепард» для Вьетнама // 7 марта 2013
- Пресс-: На стапеле — шестой «Грачонок» // 7 мая 2013
- Зеленодольский завод в сентябре приступит к строительству второй пары «Гепардов» для Вьетнама // 5 июля 2013
- Пресс-релиз по случаю закладки двух фрегатов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама Архивная копия от 1 ноября 2013 на Wayback Machine // 19 сен 2013
- Торжественная церемония закладки двух фрегатов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама // 24 сен 2013
- Два «Гепарда» для ВМС Вьетнама соберут судостроители Татарстана // flot.com, 24 сен 2013
- Украина сорвала поставку российских сторожевых кораблей класса «Гепард» в интересах Вьетнама // 29.02.2016
- Василий Исаков.
Происшествия Тольятти (ЧП, ДТП)
(неопр.)
. Социальная сеть «ВКонтакте» (17 августа 2016). Дата обращения: 19 августа 2016. - Каспийская флотилия получит модернизированный флагман «Татарстан» (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июня 2016. Архивировано 12 августа 2016 года. - Минобороны опубликовало видео массированного удара по Сирии с моря (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 8 октября 2015. Архивировано 8 октября 2015 года. - Флагманом удара по ИГ был «Дагестан»
- Алексей Угаров.
Зеленодольский завод завершил строительство боевого фрегата «Гепард» для ВМФ Вьетнама (рус.)
(неопр.)
.
Армия и ОПК
. ТАСС (25 апреля 2016). Дата обращения: 8 марта 2022. - Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | пр.11661 Гепард — GEPARD
- Сторожевой корабль проекта 1161К «Татарстан»
- Пресс-центр Зеленодольского завода им. А.М. Горького.
Фрегат «Гепард 3.9» торжественно спущен на воду (рус.)
(неопр.)
. ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» (27 апреля 2016). Дата обращения: 8 марта 2022. - Второй фрегат «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама спустили на воду в четверг
Предназначение
«Гепарды-5.3» – это фрегаты, предназначенные для:
- Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
- Исполнения задач при конвоировании;
- Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
- Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
- Установки минных заграждений;
- Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
- Поддержания морских операций;
- Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.
Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.
Универсальность
Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.
Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.
Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.
Наконец, «Дагестан» проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль
Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени
Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.
Вооружение «Гепардов»
Ударное ракетное вооружение
В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.
Артиллерийское вооружение
Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».
Противолодочное и минное вооружение
Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:
- Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
- Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
- Комплексом приборов по управлению «Пургой» – противолодочным вооружением.
В периоды мирного времени корабли укомплектовываются поисково-спасательными вариантами вертолетов Ка-28, либо Ка-31, а в периоды военного времени противолодочными вариантами.
Содержание
- 1 История разработки
- 2 Строительство 2.1 Поставки на экспорт
- 3.1 Корпус и надстройка
- 5.1 Боевое применение
- 6.1 Проект 11660/11661
Энергоустановка
Главной энергетической установкой является дизельный двухвальный агрегат, имеющий гребные винты регулируемых шагов, исполненный по схемам CODAD. Главная энергоустановка включает четыре дизеля с мощностью 4700 лошадиных сил, но может иметь два дизеля мощностью 6494 лошадиных сил и двумя дизелями мощностью 2425 3298 лошадиных сил, два редуктора и локальную систему защиты и управления.
Как искали замену немцам
На днях спущенный на воду восьмой в серии МРК вобрал в себя всевозможные доработки по устранению недостатков китайского дизеля. Надо сказать, что как раз по этой причине с опозданием на год был сдан седьмой МРК «Вышний Волочек». В состав Черноморского флота он вошел лишь в середине 2022 года. Все это время инженеры в области двигателестроения вместе с зеленодольскими корабелами доводили его до необходимых для военных технических характеристик.
По словам источников, изначально десять кораблей из строящейся серии «Буянов-М» планировали оснастить немецкими двигателями MTU. Прекращение поставок немецких двигателей сильно ударило по проекту ЗПКБ. Из-за действия антироссийских санкций ими укомплектованы только пять МРК, которые были переданы флоту в 2014—2015 годах. Последующие шестой и седьмой оказались, можно сказать, экспериментальными образцами ВМФ РФ, но другого выбора нет. Российское машиностроение не готово прямо сейчас выпустить собственные дизели для судостроения. По информации собеседников «Реального времени», китайские дизельные двигатели поставляют не сами китайцы, а , работающая в Санкт-Петербурге.
Однако вытащить из «судостроительного дизельгейта» боевые корабли проекта «Каракурт» зеленодольцам не удалось. По словам источников, военные насмерть встали против китайских двигателей, поэтому перенос сроков может случиться еще не раз.
Владимир Тряпичников заявил, что серийное строительство вырастет до 12 кораблей до 2023 года включительно. Фото tvzvezda.ru
Конструкция
Корпус и надстройка
Корпус ракетного катера — гладкопалубный, выполнен из стали, имеет небольшую седловатость и комбинированные обводы. Восемью водонепроницаемыми переборками разделён на девять отсеков. Надстройки катера (за исключением газоотбойников) изготовлены из лёгких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках в кормовой части корпуса.
Главные размерения ракетного катера: длина корпуса — 56,1 м, наибольшая ширина — 10,2 м. Осадка по корпусу — 2,5 м (2,3 м для катеров проекта 1241РЭ), по винтам при полной осадке — 3,60 м, осадка эксплуатационная (для проекта 12421) — 2,55 м. Водоизмещение у различных модификаций проекта несколько различается, но лежит в пределах 500 тонн. Высота борта на миделе — 5,31 м.
Энергетическая установка
Из-за задержки с разработкой дизель-газотурбинной энергетической установки (ЭУ) первые катера проекта 1241.1, 1241РЭ, 12417 оснащались двухвальной газо-газотурбинной ЭУ (газо-турбозубчатым агрегатом) М-15, состоящей из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. каждая, двух маршевых турбин типа М-75 мощностью по 5000 л. с. и четырёх редукторов. Обладая рядом достоинств, в том числе большей экономичностью, газо-газотурбинная энергетическая установка оказалась неудобной для управления катером на малых ходах и, особенно, при швартовках. Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Максимально развиваемая катерами с газо-газотурбинной ЭУ скорость — 42 узла, экономическая — 13 узлов. Дальность плавания: полным ходом — 760 морских миль, экономическим ходом — 1400 морских миль.
Энергетическая установка ракетных катеров проекта 12411, 12418, 12421 — двухвальная дизель-газотурбинная. Она состоит из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. и двух маршевых дизельных агрегатов М-510 мощностью 4 000 л. с. (каждый из дизельных агрегатов состоит из дизеля М-504 с двухскоростным редуктором и гидротрансформатора). Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Скорость максимальная — 41 узел, экономическая — 14 узлов. Дальность плавания: 36-узловым ходом — 400 морских миль, экономическим ходом — 1600 морских миль, 12-узловым ходом — 2400 морских миль.
На катерах всех проектов установлены два дизель-генератора ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый и один дизель-генератор ДГР-75 мощностью 100 кВт.
Общекорабельные устройства
Рулевое устройство
В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага.
Швартовное, якорное и буксирное устройства
На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и выборки якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки.
Спасательные устройства
Спасательные устройства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых размещены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, между автоматами АК-630), и два — в нос от ходовой рубки.
Мореходность
Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов.
Обитаемость
Экипаж катеров проекта 12411-Т — 41 человек (на катерах проекта 12411-М он уменьшен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в двух четырёхместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5×4 метра расположена на главной палубе в районе юта.
Автономность корабля по запасам провизии — 10 суток. Для хранения провизии оборудованы кладовые помещения, расположенные на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков; под шахтой боезапаса АУ АК-176 находится цистерна пресной воды.
Подарки Евкурова
Впрочем, главным виновником торжества стал глава Ингушетии, Герой России, генерал Юнус-Бек Евкуров. Он приехал, как и полагается восточным гостям, с государственным ансамблем песни и пляски. Впервые имя Ингушетии появится в названии боевой техники. Передачу корабля приурочили к 27-й годовщине образования республики.
«Так совпало, что в эти дни наш регион отмечает 27-ю годовщину со дня своего образования. И сегодня этот праздник ознаменован важным событием — впервые в истории республики на воду спускается малый ракетный корабль, который будет носить имя «Ингушетия». Вы успешно и за короткий срок справились с задачей, и сегодня со стапелей сходит самый современный корабль, который будет решать задачи по охране и защите нашего государства. Наша республика возьмет шефство над кораблем», — пообещал Евкуров.
Интересно, что во время церемонии он удостоил званием «Заслуженный строитель Ингушетии» главу холдинга «Ак Барс» Ивана Егорова и гендиректора Зеленодольского завода Александра Карпова. Глава судостроительной корпорации Ренат Мистахов в это время был на Новороссийской военно-морской базе и передавал патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачев».
Спуск на воду МРК «Ингушетия» оказался настолько важен для республики, что он проходил под звуки гимна, который был специально записан заслуженной артисткой Ингушетии Лемой Нальгиевой и вице-премьером правительства РИ Марет Газдиевой. Собственно, она была названа крестной матерью корабля и по специальному помосту спустилась в док-камеру и разбила бутылку шампанского.
Луиза Игнатьева
ПромышленностьМашиностроениеОПК Татарстан
Силовая установка
Основной двигатель – дизельный, двухвальный, модели CODOG. Тип дизеля – 61Д, среднеоборотистый. Суммарная мощность мотора равна 8000 л. с. Эта силовая установка ответственна за стандартные режимы хода. Имеются также две газовые турбины, суммарная мощность которых составляет 29 000 л. с
Они могут разогнать корабль до 28 узлов, и предназначены для использования в боевом режиме, когда жизненно важной становится степень маневренности судна. Для обеспечения всего судового оборудования электричеством имеется сразу три дизельных генератора, причем мощность каждого составляет 600 кВт