В 1978 году на автозаводе в Миассе было запущено производство седельного тягача «Урал» 4420. Он был выполнен на базе грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал» 4320. Это транспортное средство стало необычайно популярным в военном ведомстве и строительстве, у работников нефтегазовой и прочих отраслей народного хозяйства. Мощный мотор, высокий клиренс, формула 6х6 позволяла машине пройти по любым непроходимым дорогам. Свои достоинства внедорожник передал приёмнику, модели 44202. В нашем обзоре расскажем о технических характеристиках «Урала» 44202, познакомимся с работой узлов и механизмов.
Силовой агрегат
Машина комплектуется четырёхтактным дизелем ярославского моторного завода моделью 236-НЕ2.
Перечислим технические характеристики мотора седельного тягача «Урал» 44202:
- рабочий объём: 11,15 л;
- мощность: 230 л. с. (169 кВт);
- макс. крутящий момент: 882 Н. м (90 кгс. м.);
- количество цилиндров: 6 (V-образное расположение).
Работа агрегата по экологической чистоте соответствует европейским стандартам Euro-2.
Силовая установка характеризуется непосредственным впрыском, турбонаддувом, жидкостным охлаждением закрытого типа (принудительная циркуляция). За создание нужного рабочего режима в системе отвечает термостат, который автоматически поддерживает нужную температуру. Для облегчения запуска агрегата в холодную погоду в моторном отсеке установлен предпусковой подогреватель. Приспособленность узлов и механизмов транспортного средства уральского автозавода к нашему суровому климату позволяет эксплуатировать его в температурном диапазоне от -45 до +40°C.
Автомобиль способен развивать скорость 85 км/час. Расход топлива на 100 км «Урала» 44202 в среднем равен 40 л на 100 км. Бак для горючего имеет объём 300 л.
Кабина
Урал 4320 оснащался различными типами кабин металлического типа. В классическом исполнении использовался 2-дверный 3-местный вариант. Первые образцы кабины для модели были разработаны в середине прошлого века, с тех пор изменения внутри были минимальными, потому по показателям комфорта автомобиль сильно уступает современным модификациям.
Водительское сиденье имеет несколько настроек для выбора оптимальной позиции. В салоне присутствуют системы отопления и вентиляции для поддержания нормального микроклимата. Опционально кабина оснащается спальным местом. По заказу доступна установка кондиционера, предпускового подогревателя Вебасто и независимого отопителя.
С весны 2009 года отдельные версии Урал 4320 комплектуются кабинами нового образца, созданными совместно с компанией Ивеко. Бескапотный вариант со стеклопластиковым оперением оборудован 3 анатомическими сиденьями с подголовниками и подлокотниками. Внутренняя отделка выполнена из качественных материалов с хорошей тепло- и шумоизоляцией. Органы управления расположены рядом с водителем. Новая кабина по уровню комфорта существенно опережает прежний вариант, но в плане харизматичности явно уступает ему.
Кузов Урал 4320 выполнен в формате металлической платформы с задним откидным бортом. Он оснащается скамейками, съемными дугами, тентом и дополнительными бортами. Для повышения проходимости структура сделана в виде небольших свесов.
Ходовая
Рама транспортного средства состоит из двух соединённых между собой лонжеронов, имеющих переменное сечение. Элементами их соединения являются шесть поперечных балок и буфер.
В переднюю подвеску входят следующие компоненты:
- две полуэллиптические рессоры;
- гидроамортизаторы телескопического типа двухстороннего действия;
- резиновые втулки амортизаторов;
- кронштейны.
Крепление амортизаторов производится с помощью втулок через верхние проушины на скобы кронштейна, с противоположной стороны – через нижние проушины к самому кронштейну.
Задняя подвеска состоит из рессор, которые вставлены в проушины кронштейнов. Они закреплены при помощи балансиров на балансирной оси. Также это устройство оснащено реактивными штангами (четыре нижних и две верхних), которые передают тормозные и толкающие силы к раме от мостов.
Устройство
Основой автомобиля является несущая клепаная рама, выполненная из высокопрочной стали и отличающаяся повышенной жесткостью. Конструкцией предусмотрены короткий задний и передний свесы, за счет чего увеличивается проходимость. Платформа для перевозки людей и груза выполнена из металла. Она имеет подъемные боковые сиденья и открывающийся задний борт. Кузов предполагает возможность установки тента, дуг и монтировки бортов с обеих сторон. Отдельные модификации получили платформу из дерева. Борта Урал 4320 бывают решетчатыми или сплошными. Конструкция предусматривает переднее расположение агрегата. Для доступа к двигателю капот открывается вверх. По бокам находятся широкие плоские крылья, обеспечивающие защиту кабины от попадания посторонних предметов и грязи во время движения.
Грузовик имеет колесную формулу 6 на 6. На модель устанавливаются односкатные колеса с авторегулировкой наполняемости камер воздухом на 3 ведущих мостах. Рекомендуемая резина – 14.00-20 ОИ-25.
Урал 4320 имеет зависимую переднюю подвеску на полуэллиптических рессорах. В ее состав входят амортизаторы 2-стороннего действия. Задняя подвеска автомобиля также является зависимой (на рессорах с реактивными штангами). Все мосты грузовика – ведущие. Управляемые колеса расположены на переднем мосту.
Автомобиль комплектуется фрикционным сцеплением с приводом, оснащенным пневматическим усилителем. 2-ступенчатая механическая раздаточная коробка имеет постоянно подключенный привод на передний мост. Урал 4320 оснащается полностью синхронизированной трансмиссией производства Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 5 скоростей, переключаемых механическим способом.
Тормозная система включает двухконтурную рабочую и одноконтурную запасную тормозные системы. Также присутствует вспомогательная тормозная система с пневматическим приводом от выхлопной системы. Стояночная тормозная система механического типа оснащается тормозным барабаном на раздатке.
Сзади на раме и спереди на жестком бампере находятся мощные буксирные приспособления, выполненные в виде тягово-сцепного механизма и крюков. Благодаря этому технические характеристики модели удалось повысить.
Разработчики Урал 4320 позаботились и о водителе. Рулевое управление в последних моделях получило гидроусилитель. В кабине установлен обогреватель, поддерживающий нормальную температуру в холодное время. Кресло водителя настраивается по 3 направлением (вверх-вниз, вперед-назад и по наклону спинки). Панель приборов находится на удобном расстоянии от водителя. Приборы читаются легко, а переключатели и кнопки водитель достает, не вставая с сиденья. Грузовик имеет удобный и большой бардачок и полку для хранения предметов. Под креслами пассажиров находится ящик для документов.
В базовом исполнении на раму монтируется 3-местная кабина, сделанная из штампованного листового металла. Продуманное остекление гарантирует хорошую обзорность и позволяет контролировать ситуацию на дороге. Помогают в этом и большие зеркала заднего вида.
Также доступны и другие виды кабин:
- 3-местная цельнометаллическая 2-дверная кабина;
- 3-местная цельнометаллическая 2-дверная кабина со спальником (производство данного варианта в настоящее время прекращено);
- современная объемная кабина капотного типа с подрессоренным водительским креслом и пластиковым оперением;
- кабина на базе модуля ГАЗель Некст (выпускаются 3- и 7-местные варианты).
Опционально предлагаются кабины повышенной комфортности, система блокировки дифференциалов, ABS, утепление аккумуляторного отсека, дополнительный бак и тяговая лебедка.
Тормозная система
Транспортное средство имеет три разных системы торможения:
- Рабочая система состоит из барабанов, колодок, гидроцилиндров (2 – на механизм). Взаимозаменяемые колодки размещены на опорных осях. Их регулировка осуществляется при помощи эксцентрика исходя от состояния износа. Привод состоит из двух контуров, раздельно воздействующих на ведущий передний и задние мосты.
- При выходе из строя контура основной системы срабатывает запасное устройство. Её роль на себя берёт действующий контур.
- В стояночную систему торможения входит барабан и две колодки.
- Вспомогательная (компрессионный тип) – помогает уменьшить скорость транспортного средства при спуске. Выходные газопроводы силовой установки перекрываются заслонками, что помогает затормозить машину.
Подобное комбинированное торможение помогает эффективно удерживать тягач с прицепом большой массы.
Цена нового и б/у Урал 4320
Стоимость нового автомобиля Урал 4320 существенно различается в зависимости от исполнения:
- шасси – от 1,9 миллиона рублей;
- бортовая версия – от 2,1 миллионов рублей;
- бортовой автомобиль с КМУ – от 3,8 миллионов рублей;
- автоцистерна – от 3 миллионов рублей;
- сортиментовоз – от 2,8 миллиона рублей;
- грузопассажирская версия – от 3,1 миллиона рублей.
Подержанных Урал 4320 предлагается сравнительно немного. Здесь цены варьируются от 0,3 до 1,8 миллиона рублей. На стоимость влияют состояние автомобиля, год выпуска, область использования и комплектация.
Рулевая система
Этот узел состоит из следующих компонентов:
- рулевой колонки;
- механизма;
- привода;
- гидроусилителя (ГУР).
На различных модификациях седельных тягачей используются разные типы управления:
– винт — гайка (шариковая) — рейка — сектор;
– червяк — боковой сектор.
Колонка соединяется с механизмом руля с помощью карданов и промежуточной опоры. В последней установлены подшипники закрытого типа, не требующие смазки, что облегчает их эксплуатацию.
Модификации «Урала» 44202
На базе тягача 44202 миасского автозавода произведено несколько модификаций. Представим некоторые из них.
Версия 3511-82. Эта модель отличается от своих предшественников кабиной без капота, которая была позаимствована у итальянских тягачей «Ивеко».
Приведём основные технические характеристики бескапотного «Урала» 44202 серии М:
- допустимая нагрузка на сидельно-сцепное устройство – 12 т;
- диаметр шкворня – 2’;
- формула колёс – 6х6;
- ёмкость топливного бака – 300+210 л.
Машина оснащена коробкой отбора мощности (КОМ), дополнительным отбором мощности (ДОМ).
Next 5311-74. Современная модель седельного тягача «Урал». Предназначена для перевозки полуприцепов по любым дорогам в суровых климатических условиях.
Цены
Цена на спецтехнику существенно разниться с учетом того, о какой ее модели идет речь. В настоящее время обычный его можно приобрести за 250-300 тысяч рублей. Такая цена объясняется тем, что разновидность грузовика доступна только на вторичном рынке. В этом случае речь идет о машинах, имеющих уже довольно длительный срок службы.
В то же время более свежая разновидность, которой присвоен индекс 44202-59, будет доступна уже по цене, начинающейся от полутора миллионов. Наконец, более современный тягач (бескапотный), индекс которого 44202-3511-80 обойдется потенциальному покупателю уже в два миллиона рублей.
Таким образом, Урал 44202 – это неприхотливый и производительный трудяга, превосходно подходящий под отечественное бездорожье. Этот автомобиль способен произвести перевозку груза по любой местности и не отступает перед полным отсутствием трассы, грязью и неровностями местности. Автомобиль весьма бюджетен и не требует трудоемкого и затратного обслуживания, при этом он отличается безусловно мощным мотором.
Характеристики модификации:
- масса снаряжённого автомобиля – 8,19 т;
- масса полная 21,12 т;
- масса прицепного устройства – 29 т;
- допустимая нагрузка на сцепное устройство – 12 т;
- типоразмер шин – 425/85 R21.
Машина комплектуется мотором ЯМЗ-53613-10 мощностью 310 л. с. и девятиступенчатой МКПП известного немецкого производителя ZF9S131OT0.
Весовые параметры автомобиля | |
Снаряженная масса а/м | 8 690 кг |
Грузоподъемность | 12 000 кг |
Полная масса буксируемого полуприцепа | 19 100 кг |
Полная масса автопоезда | 27 590 кг |
на переднюю ось | 5 090 кг |
на заднюю тележку | 3 600 кг |
Габариты | |
Длина | 7 290 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 2 740 мм |
Вместимость топливного бака | 300 +210 л |
Колесная формула | 6х6 |
Коробка передач | Механическая ZF9S131OT0 |
Максимальная скорость | 75 км/ч |
Раздаточная коробка | Механическая двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом |
Двигатель | ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) |
Мощность | 169 (230) л.с. |
Объём двигателя | 11,15 л |
Шины | ИД-П284 149F,1200 мм* 500 мм*508 мм |