Для Российского Военно-Морского Флота задача обороны прибрежной морской зоны была, есть и остается одной из самых насущных задач. Это вызвано большой протяженностью морских границ государства, наличием в прибрежной морской зоне большого количества стратегически важных объектов военного и экономического назначения. Подобной стратегии придерживались еще в Советском Союзе, где функцию по охране морских рубежей выполняли сторожевики. Не изменилась картина и в наши дни. Сегодня на смену устаревшим боевым судами пришли новые и совершенные боевые суда – корабли проекта 20380.
Боевая необходимость или дань традиции
Сторожевики в российском флоте – явление не новое. С кораблями этого класса русские моряки познакомились в годы Первой Мировой войны. Эти сравнительно небольшие военные суда стали универсальными боевыми единицами, выполняющими огромный объем боевой работы. За рубежом подобные суда классифицировались как фрегаты и корветы. В Российском флоте пошли своим путем, создав отдельный класс боевых судов – сторожевые корабли.
Появление этих судов в составе флота было вызвано острой необходимостью. Функции охраны побережья и морских рейдов, охрану конвоев и противодействие малым силами флота противника могли выполнять и эсминцы, однако эти корабли были немногочисленны. Строить новые эсминцы в большом количестве было дорогостоящим занятием. Посчитали, что будет выгоднее использовать для выполнения поставленных задач однотипные суда меньшего водоизмещения. Не следует сравнивать сторожевики по боевым и мореходным качествам с эсминцами – это совершенно разные по характеру применения боевые корабли. Такие корабли должны быть универсальными и строиться в массовом порядке.
Играл огромную роль и экономический фактор. Постройка одного сторожевого корабля, фрегата или корвета обходилась казне в два, в три раза дешевле, чем постройка одного эсминца. В Советском Союзе сумели оценить эти преимущества. В 20-е и в 30-е годы, в тяжелых экономических условиях постройка сторожевиков стала для СССР единственной возможностью поднять боеспособность своего флота. В предвоенное время, в годы войны сторожевые корабли стали самыми массовыми боевыми судами советского Военно-Морского Флота. Аналогичного принципа комплектования флота придерживались в СССР и в послевоенное время. На оснащении флота появились более мощные и совершенные корабли, ввиду которых класс сторожевых кораблей получил новое развитие.
В отличие от первых судов подобного класса, советские сторожевики (СКР) стали на порядок сильнее и мощнее. В Советском Союзе строятся корабли, которые по огневой мощи и техническому оснащению не уступают эсминцам. За рубежом советские сторожевики давно причисли к классу фрегатов, считая их полноценным боевыми судами. В СССР привыкли строить много и мощно. Соответственно и сторожевики стали больше в размерах, получили мощные средства вооружения. Такая тенденция сохранялась до последних дней существования Советского Союза. Для флота планировалось построить сторожевики проект 11540 – большие военные корабли океанского класса. Говорить о том, что флоту нужны СКР для охраны и обороны прибрежной морской зоны не приходилось. Эта ниша в советском ВМФ так и осталась незаполненной.
В России, которая унаследовала от Советского Союза огромный военный флот, пришлось с нуля решать задачу создания кораблей ближней морской зоны. Первоначально решить проблему должны были корабли проекта 12441, однако с «Новиком» – головным кораблем проекта – не сложилось. Проект был отклонен. Было решено начать строительство СКР в том виде и в том варианте, в котором эти корабли должны быть изначально. В таких условиях родился проект 22380, предусматривающий постройку малого сторожевого корабля для охраны ближней морской зоны.
Серийные, но разные по своей неповторимости корветы
Как часто это случается со всеми новыми проектами, корабли повстречали на своих путях множество критических замечаний. В основном, подвергалась критике недостаточная дальность плавания. Однако это все же вызвано тем, что ранее вообще отсутствовал сам класс корветов на вооружении российских Военно-Морских Сил. Скептики должны понять, что и сам перечень задач, стоящий перед ВМС, значительно изменился. На сегодняшний день иметь в своем распоряжении десятки корветов куда актуальнее, чем обладать в небольшом количестве океанскими эсминцами.
Дискуссии часто завязывались из-за корабельных вооружений, сомнения вызывала защищенность и живучесть. Тем не менее, этим качествам тоже непросто уделять внимание, если не иметь хотя бы общего представления о тех тактических схемах, которыми характеризуются собственно классы корветов. Хотя сам проект и перспективный, но пока еще не совершенный.
В первые несколько лет служебно-боевой деятельности на «Стерегущем» два раза появлялись проблемы с главной энергетической установкой. Эти чрезвычайные ситуации стали предлогами для сопоставления «дизель-дизеля» с газотурбинным двигателем, который более надежный и легкий, однако несравненно более дорогой.
Также корвет «Бойкий» не смог сразу же войти в строй, когда обнаружились неполадки в сто миллиметровой артустановке. «Универсал» отказался функционировать в условиях штатного режима, причем не только на самом проекте 20380. Эта же участь постигла индийский фрегат от российского производителя.
Как бы там ни было, главным преимуществом всех кораблей типа корвет является их гибкость. Дизельные установки имеют потенциал доработок, артиллерийские установки могут быть заменены, однако сами корабли не будут оставаться на стапелях, и не станут превращаться в «недострои». По словам разработчиков корветов ни один из кораблей не будет повторять предыдущего. Собственно из-за гибкости, доступности, серийности и в перспективе массовости корветов российского производства проект 20380 ожидает большой успех, впрочем, как и все российские Военно-Морские Силы.
Первые шаги на пути постройки нового сторожевика
В трудные 90-е годы основная задача командования российского ВМФ заключалась в сохранении боеспособности корабельного состава, доставшегося в наследство от советского военного флота. Необходимость в постройке новых судов ощущалась остро, однако экономические трудности и недостаток финансирования не позволяли с размахом начать строительство новых боевых кораблей. Ввиду того, что реализовать проект 12441, было признано нецелесообразно, высшее военно-морское руководство страны поставило перед отечественными кораблестроителями задачу: создать малый сторожевой корабль, которым можно будет заменить выводящиеся из состава флота сторожевики советской постройки.
Поручили это задание традиционно ЦМКБ «Алмаз», одному из ведущих отечественных проектно-конструкторских бюро страны. В техническом задании к будущему проекту указывались основные технические параметры нового корабля. Это должен был быть, в соответствии с западной классификацией, многоцелевой корвет проекта 20380. Говоря простым языком, было необходимо создать простой и дешевый надводный корабль 2-го ранга, предназначенный для выполнения боевых задач в прибрежных морских акваториях.
Начало проектирования пришлось на 1997 год. В окончательном виде проект сформировался к 2001 году. Строительство новых судов было решено поручить Санкт-Петербургской «Северной верфи». Это судостроительное предприятие должно было обеспечить постройку судов для нужд Балтийского флота. При удачной реализации проекта со временем планировалось начать постройку новых корветов на Дальнем Востоке, которыми будет оснащаться Тихоокеанский флот.
В соответствии с проектом новый сторожевик должен был выполнять следующие боевые задачи:
- основная зона действия корабля – прибрежные акватории и экономическая морская зона;
- основная функция кораблей заключалась в борьбе с надводными кораблями и подводными силами флота вероятного противника;
- патрулирование в зоне ответственности, защита прибрежных морских коммуникаций, блокада объектов береговой инфраструктуры.
В целом, ничего нового в предназначении новых боевых судов не было. Все перечисленные цели соответствовали этому классу кораблей, которые должны будут наглухо закрыть прибрежный морской фланг от посягательств.
Закладка головного корабля проекта корвета «Стерегущий» состоялась в декабре 2001 года. Всего командование ВМФ в рамках первого заказа планирует получить от корабелов 7 судов проекта 20380. Через два года состоялась закладка следующего корабля этого типа, корвета «Сообразительный». В 2005 году состоялась закладка третьего корабля, получившего название «Бойкий». К этому времени состоялся спуск на воду головного корабля. Корвету «Стерегущему» предстояло еще пройти долгий цикл заводской достройки, оснащение средствами навигации и вооружения, приемки и ввода в строй.
Строительство оставшихся судов в соответствии с Государственным заказом для Балтийского флота на «Северной верфи» продолжается и сегодня. Первые четыре корабля введены в строй и входят в состав Балтийского флота. Ввиду успешности конструкции кораблей, проект получил продолжение. В 2015 году состоялась закладка еще двух судов для балтийских моряков, корвет «Ретивый» и корабль того же класса «Строгий» планируется сдать флоту до 2022 года.
Летом 2006 года состоялась закладка первого корабля проекта 20380 на «Амурском судостроительном заводе» в г. Комсомольск на Амуре. Сегодня этот совершенный и современный корабль под названием «Совершенный» уже числится в составе Тихоокеанского флота. Последующая реализация проекта 20380 ориентирована на строительство боевых судов для нужд Тихоокеанского флота. Второй корабль, строившийся на АСЗ в соответствии с программой технического переоснащения Тихоокеанского флота, корвет «Громкий» предполагается передать флоту в 2022 году. Сегодня на корабле ведется доводка и отладка основных систем корабля, включая комплекс управления и электротехнического обеспечения.
На данный момент мощности судостроительного завода в Комсомольске на Амуре загружены полностью. Следом за «Громким» ведется постройка еще двух однотипных корветов: кораблей «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий», на котором начаты работы по формированию корпуса. Суда должны быть переданы Тихоокеанскому флоту в 2020-21 гг.
Сила в универсальности: российские офицеры оценили корвет «Громкий»
Корветы проекта 20380 — разработка Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз». Длина кораблей этого типа составляет 104,5 метра, ширина — 13, полное водоизмещение — 2, 2 тысяч тонн. Максимальная скорость — до 27 узлов, способен преодолевать до 4000 морских миль, экипаж — 100 человек.
Отечественные корветы данного типа строят на двух предприятиях в разных концах страны. Первое — судостроительный (Санкт-Петербург) — уже может похвастаться выпущенными кораблями «Бойкий», «Стерегущий», «Сообразительный» и «Стойкий», несущими службу в Балтийском море. Второе предприятие, где создают современные «сторожевики», находится на Дальнем Востоке — в Комсомольске-на-Амуре. Здесь серийное производство ведет ПАО «Амурский судостроительный завод». В отличие от питерских коллег, достижения здесь пока скромнее: на данный момент построен только один корвет, над которым кораблестроители трудились более 11 лет. Боевая единица, с 2022 года зачисленная в состав ТОФ, носит название «Совершенный». Вот уже год корабль находится на службе, неся боевое дежурство, а также принимая участие в военных учениях и международных военных играх «АрМИ». Однако на «Совершенном» выпуск корветов на Дальнем Востоке не остановился — на очереди следующий под названием «Громкий».
«Громкий» был заложен в 2012 году в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край), и в отличие от своего «старшего брата» был построен практически в два раза быстрей. Уже через пять лет, в июле 2017 года корабль, сошел со стапелей, а в 2018-м его отправили на достройку во Владивосток в транспортно-спусковом плавучем доке (ТСТПД-5) «Зея». Переброска военного корабля из реки Амур в Татарский пролив, а после в столицу Приморья осуществлялась таким способом впервые за несколько десятков лет и длилась более 20 дней.
— Данный переход из Хабаровского края во Владивосток пошел только на пользу, поскольку это позволило нам заняться уже швартовыми испытаниями. Корабль морской, а потому испытывать его необходимо в море, а не на реке Амур. Мы, как представители завода, вполне осознаем ту ответственность перед нами в связи со строительством нового военного корабля. Сдать его мы должны до конца года, — рассказывает Юрий Лысенков, главный строитель Амурского судостроительного завода.
Уже во Владивостоке на сдаточной базе ПАО «АСЗ» в бухте Золотой Рог новый корабль подготовили к контрольным проверкам и покрасили — на борту появился номер «335». А с 28 октября корвет «Громкий» своим ходом отправился в первый морской поход, пройдя под Золотым и Русским мостами в сторону залива Петра Великого. По словам руководителя сдаточной базы ПАО «Амурский судостроительный завод» Вячеслава Атюкова, ходовые испытания — обязательное мероприятие по оценке мореходных качеств корабля, а также проверки пригодности его к эксплуатации. Так, в ходе важной технологической фазы заводчане вместе с военнослужащими будут наблюдать, как работает навигационное оборудование, а также энергетические установки. К тому же специалисты проконтролируют соответствие мореходных, ходовых и маневренных качеств. Все оборудование и системы должны работать надежно и согласно проектной документации. Все эти проверки будут длиться на протяжении нескольких дней в Японском море, после чего будет составлен перечень замечаний, подлежащих устранению до государственных испытаний и зачисления корабля в состав Военно-морского флота.
Поднять Андреевский флаг на «Громком» представители Министерства обороны должны до конца этого года. Он станет вторым современным кораблем, который поступит на Тихоокеанский флот впервые со времен распада СССР. Военные специалисты выражают мнение, что новый корабль, как и последующие представители корветов этой серии, позволят усилить защиту России в ближней морской зоне.
Ветеран Вооруженных сил, экс-заместитель командующего ТОФ, вице-адмирал запаса Александр Конев, вспоминая советские аналоги современных корветов, приводит в пример сторожевые корабли. По его мнению, нынешние корветы проекта 20380 гораздо эффективней, являются многофункциональными боевыми единицами:
— Это хорошие корабли, которые создавались уже современными специалистами и c применением новых технологий. Такой корвет оснащен целым комплексом вооружения против подводных лодок, надводных кораблей, воздушных целей. Поэтому их сила в универсальности. В совокупности появление таких кораблей даст новые возможности для флота, — считает вице-адмирал запаса Александр Конев.
Отметим, основным противокорабельным вооружением корвета «Громкий» является ракетный комплекс «Уран». Его ракеты способны поразить цель на расстоянии до 260 км. Из артиллерийских установок на корабле имеется 100-мм А-190, а также две шестиствольные 30-мм АК-630М. От воздушных целей корабль может защитить зенитный ракетный комплекс «Редут». Комплекс «Пакет-НК» оберегает корвет от подводных лодок противника. Примечательно, что конструкторы старались сделать современные корабли данного проекта малозаметными для радаров противника, применив технологию «стелс». Вдобавок корабль построен в модульном варианте. По словам инженеров и военных, в случае необходимости на нем можно в довольно быстрые сроки провести модернизацию, заменив целые секции корабля или вооружение. К примеру, ракеты «Уран», поменять на более грозное оружие — крылатые ракеты «Калибр», способные нести ядерный заряд.
Военный эксперт, председатель Совета ветеранов ТОФ, командир дизельной подводной лодки проекта 611, капитан I ранга запаса Игорь Литвиненко отмечает, что в настоящее время функция защиты прибрежной зоны на ТОФ отдана малым ракетным кораблям, которые не идут в сравнение с новыми поступающими на вооружение корветами.
— Сейчас ближнюю морскую зону охраняют малые ракетные катера (МПК), но каждый корабль должен осуществлять свои функции и не должен перегружаться иными задачами. Конечно, МПК не имеют таких мощных ударных комплексов, как «Уран», или же эффективного противолодочное вооружение, как «Пакет-НК». Корветы проекта 20380 сейчас нам очень нужны, причем не в штучном количестве, а десятками. Если сравнивать с советским периодом, то тогда функции корветов выполняли сторожевые корабли. С появлением у ВМФ СССР кораблей 2 ранга проекта 1135, одним из примеров которого был сторожевой корабль «Разящий», положение на море кардинально изменилось. Я как-то принимал участие в одной из морских операций, и тогда вишенкой на торте был именно сторожевой корабль «Разящий» с его противолодочным комплексом, уникальным по тем временам. Но понятно, что со временем их ресурс начал истекать, и охрану берегов отдали малым противолодочным кораблям, — рассказывает капитан I ранга запаса Игорь Литвиненко.
По мнению военного специалиста, новые корабли позволят также снять несвойственные функции с других кораблей Тихоокеанского флота. В том числе и с больших противолодочных кораблей.
— На ТОФ сейчас четыре корабля океанской зоны доживают свой последний ресурс. Громадными, героическими и титаническими усилиями личного состава они выполняют задачи, принимая участие в дальних походах. Я говорю о таких кораблях, как БПК «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев», а также эсминец «Быстрый». Появление корветов позволит снять с них определенную нагрузку, — считает ветеран Вооруженных сил.
Что касается расстановки сил в Тихом океане, то Игорь Литвиненко полагает, что корветы 20380 особо ничего не смогут изменить, так как преимущество надводного флота всегда было у США.
— Мы всегда уступали Военно-морским силам Соединенных Штатов Америки, даже в советский период. Сейчас же наше положение и их несравнимы, если говорить одним словом. Корветы — это корабли ближней морской зоны, а для глобального изменения необходим океанский флот. Сейчас задачи о создании такого флота вообще не стоит. В настоящее время военное ведомство ставит задачи защищать береговые рубежи. А для этого нужен надежный прибрежный флот. Кстати, уже дважды наш командующий ТОФ, адмирал Сергей Авакянц, когда его поздравляли с Днем Военно-морского флота, говоря о процессе модернизации, упоминал именно такую формулировку — Тихоокеанский прибрежный флот.
Учитывая преимущество США в надводном флоте на Тихом океане, военный специалист называет главной силой России стратегические атомные подводные лодки. Именно их должны будут оберегать в ближней морской зоне современные корветы. Надводный флот, по мнению, офицера запаса ТОФ в этом регионе могли бы усилить фрегаты проекта 11356, однако они, по планам Минобороны, в ближайшей перспективе будут служить только на Черноморском флоте
Особенности корветов проекта 20380
Не стоит думать о том, что корветы проекта 20380 стали чем-то новым для Российского флота. Внимательно присмотревшись к кораблям, можно увидеть внешнее сходство с другими боевыми судами, стоящими на вооружении отечественного флота. Подобная схема сегодня в разных вариантах реализована в ходе строительства других боевых кораблей. Малые ракетные корабли типа «Буян-М», хотя и обладают вдвое меньшим водоизмещением, имеют те же обводы корпуса и конфигурацию надстройки. Подобным сходством обладают и корабли проекта 22350, строившиеся для боевой службы в дальней морской зоне. Корабли разнятся только в размерах, в водоизмещении и в комплексе вооружений.
Следует отметить, что концепция развития современного российского военного флота, в корветах проекта 20380 получила максимальную реализацию. Конструкция кораблей продумана и проработана. Основные системы боевого судна автоматизированы и оснащены современными электронно-цифровыми приборами и устройствами.
Благодаря удачной конструкции, корабли имеют превосходные мореходные качества. Несмотря на то, что корветы считаются кораблями прибрежного действия, дальность плавания этих судов составляет 3500 км. На борту судна созданы комфортные условия для экипажа, который может автономно пребывать в боевом походе до 15 суток.
Все основные узлы и агрегаты корабля обладают высокой технологичностью и отличаются высокой степенью ремонтопригодности. Конструкция корабля позволяет осуществлять в дальнейшем его модернизацию. Двигательная установка корветов представлена двумя дизельными двигателями ДДА 12000 конструкции ОАО «Коломенский машиностроительный завод». В результате удачной компоновки корпуса корабля и двигателей, корабль водоизмещением 1500 тонн обладает хорошим ходом. Двухвальная двигательная установка позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 27 узлов. Особо стоить отметить низкую шумность работающих двигателей, которая обеспечивает тем самым кораблю малую заметность в гидроакустическом диапазоне. В плане невидимости новые российские корветы представляют собой образец инженерной мысли. Помимо того, что сам корабль имеет специфическую конфигурацию надстройки и обводы корпуса, в конструкции корабля массово применены композитные материалы.
Навигационное оборудование, мачты и антенны могут быть убраны внутрь надстройки. Общая концепция выдержана в рамках использования технологии «Стелс». Корветы «Бойкий» и «Стойкий» во время испытаний на морском полигоне продемонстрировали удовлетворительные параметры радиолокационной заметности. Это особенно важно в условиях плавания в акватории Балтийского мора, где присутствуют береговые и авиационные комплексы противокорабельных вооружений стран НАТО.
Вооружение кораблей проекта 20380 универсально. На первых серийных судах, которые находятся в строю действующих флотов, установлены:
- основное ударное вооружение, противокорабельный комплекс «Уран», оснащенный 8-мю ракетами Х-35;
- оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», состоящий из артиллерийских 30-мм установок АК-630М и переносных ЗРК «Игла». В дальнейшем планируется оснастить корабли более совершенным ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы 10 км;
- артиллерийская 100-мм артустановка А-190, способная поражать все виды наземных и надводных целей на дистанции до 21 км;
- противолодочный комплекс «Пакет-НК», в состав которого входят два торпедных аппарата калибром 330 мм.
В качестве вспомогательного противолодочного и поискового средства на корветах базируется вертолет Ка-27. Летательный аппарат размещается на открытой взлетно-посадочной площадке или в закрытом ангаре.
Навигационный комплекс корветов проекта 20380 представлен радиолокационной станцией обнаружения «Фурке-2». Для управления ракетным комплексом имеется своя РЛС целеуказания и система управления ракетным огнем «Монумент». Управление и позиционирование судном осуществляется с помощью системы спутниковой навигации СН-3101, ориентированной на ГЛОНАСС.
Для управления всеми боевыми система корабля имеется система БИУС «Сигма-20830» и СУО 5П-10-02 «Пума». Радиолокационное вооружение корвета усилено системой постановки радиоэлектронных помех, другими средствами радиоэлектронной борьбы.
Корвет «Стойкий»
Корвет «Стойкий» является третьим серийным корветом в проекте 20380, построенным для Балтийского флота. Это уже принципиально новый корабль для российских ВМС, тактико-технические характеристики и боевые свойства которого на порядок превосходят подобные корабли в своем классе.
Важнейшей особенностью корвета является то, что он более резкий, многофункциональный, гибкий, компактный, малозаметный, с высоким уровнем автоматизированных и интегрированных систем. Проектом предусмотрены существенные потенциалы для его дальнейшего модернизирования. Корвет проекта 20380 с водоизмещением более двух тысяч тонн, длиной сто метров и шириной тринадцать метров развивае скорость до двадцати семи узлов. Дальность морских переходов, которые может совершить корабль, увеличена до четырех тысяч морских миль. Корабль уже не такой громкий, каковыми были его предшественники.
Корвет вооружен сто миллиметровым универсальным артиллерийским комплексом, зенитным ракетно-артиллерийским комплексом. Кроме того на вооружении имеются сверхзвуковые ракеты и автоматические артиллерийские установки. В авиагруппу этого судна, впрочем, как и в предыдущих корветах, включили по одному вертолету Ка-27ПЛ. Корабль получил строгий внешний вид, который отвечает всем современным требованиям Стелс-технологий.
Разработка и дизайн [ править ]
Основная статья: корвет класса «Стерегущий»
Корветы класса « Стерегущий
» имеют стальной корпус и надстройку из композитных материалов , с луковичной носовой частью и девятью водонепроницаемыми отсеками . У них есть совмещенный мостик и командный пункт, а также предусмотрено место и вес для восьми ракет SS-N-25 . При постройке кораблей широко использовалась технология стелс , а также был получен 21 патент и 14 новых компьютерных программ. Также были применены новейшие решения по уменьшению физического поля [
требуется пояснение
] . В результате конструкторы значительно снизили радиолокационную заметность корабля за счет конструкции корпуса и огнестойкого радиопоглощающего материала. в конструкции tophamper применен стеклопластик . [1]
На первом корабле БРВС « Каштан» на последующих судах заменено на 12 ячеек Redut VLS, содержащих ЗРК средней дальности 9М96Е системы С-400 . SS-N-27 (ракеты типа «Калибр») будет устанавливаться на более крупную отечественную версию проекта 20385. [2]
Экспортный вариант, известный как проект 20382 « Тигр»,
несет либо восемь сверхзвуковых противокорабельных ракет SS-N-26 ( P-800 Oniks ), либо шестнадцать дозвуковых SS-N-25 «Switchblade» (Kh-35E Uran). Он также несет две двухтрубные пусковые установки для 533-мм тяжелых торпед. 100-мм пушка А-190Э, впервые использованная на фрегатах класса Talwar , управляется системой 5P-10E, которая может отслеживать четыре цели одновременно. Защиту от воздушных атак обеспечивают Каштанская БРК и восемь установок для ЗРК SA-N-10 «Рябчик» (9К38 Игла). [3]