Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция «Искра» и Дорога Победы

На исходе 1942 года обстановка под Ленинградом была сложной: сухопутная связь между городом и «Большой землей» отсутствовала, войска Ленинградского фронта, а также Балтийского флота были изолированы. В течение сорок второго года наши Вооруженные силы дважды предпринимали попытку прорыва блокады. Однако Любанская и Синявинская операции успехом не увенчались. По-прежнему частями немецкой 18-й армии был занят район между южным побережьем Ладоги и поселком Мга (здесь расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим – всего 12-16 километров).

В связи с этими обстоятельствами Ставкой Верховного главнокомандования было принято решение о разработке плана новой операции, которая получила название «Искра».Войска Ленинградского и Волховского фронтов должны были разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и таким образом разбить осаду города на Неве, выйдя на линию река Мойка – Михайловский – Тортолово. Операцию планировалось закончить в конце января сорок третьего года.Готовилась операция без малого месяц. Подготовка была всесторонней. Командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия.

Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо

В количественном отношении под Ленинградом превосходство было на стороне СССР, но его полностью нивелировало лучшее оснащение противника – у них было больше автоматов, пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Кроме того, во многих местах их расположение давало им безоговорочное превосходство в бою, например более высокие точки, с которых была отличная видимость обстреливаемых территорий. А советские бойцы были измотаны непрерывными боями с захватчиками, пишет spbvedomosti.

Силы и особенности организации сторон

Ради успеха важнейшей операции СССР принял все возможные меры для усиления ударных частей Ленинградского и Волховского фронтов, которые должны были одновременно атаковать шлиссельбургский выступ с двух сторон. Присылка многочисленных резервов дала возможность обеспечить 5-кратное превосходство над противником по численности войск. Всего в наступлении должны были участвовать около 300 тыс. человек при поддержке почти 5 тыс. орудий, более 600 танков, 809 самолетов.

Гитлеровцы на участке атаки располагали примерно 60 тыс. солдат наземных частей, 250 самолетами, 700 орудиями. Их главная сила состояла в глубоком эшелонировании обороны. Был еще один нюанс, плохо учтенный советской стороной: в распоряжении немецких танкистов под Ленинградом было несколько новейших тяжелых танков «Тигр». Советские солдаты были с ними незнакомы, не знали уязвимых мест их конструкции и не могли результативно с ними бороться (приходилось стрелять наугад). Эти машины были изучены советскими специалистами уже в ходе боев (и только тогда появились рекомендации по противодействию им).

Зная о мощности обороны врага на участке прорыва, советское командование уделило большое внимание подготовке бойцов. Были построены тренировочные городки, где солдат учили преодолевать эшелонированную оборону. Общее командование подготовкой и осуществлением операции осуществляли генерал-лейтенант Л.А. Говоров (Ленинградский фронт), генерал армии К.А. Мерецков (Волховский фронт), а также Г.К. Жуков и К.Е. Ворошилов в качестве координаторов от Ставки.

Операция «Искра»

Первоначально операция «Искра» назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны – «бутылочном горле» у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – разгромить группировку фашистских войск.

Исследователь Вячеслав Мосунов говорит:

«Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров.»

Лед бомбить нельзя

Также не все шло гладко в наступлении: порой длины штурмовых лестниц на высоту берега не хватало, и бойцам приходилось оперативно менять место подъема.

Тяжело пришлось и наступавшим в районе ГРЭС двум штрафным ротам (158-я и 159-я). Штрафники понесли серьезные потери, попав под пулеметный огонь из недр бетонного гиганта. Нынче некоторые историки уверены: переход Невы на этом участке был отвлекающим маневром.


ГРЭС-8 (ныне Дубровская ТЭЦ-8) возвышается над Невой.

Пехота шла при поддержке легких Т-60, БТ-5, Т-26 и бронеавтомобилей. Бронебойные снаряды прошивали их насквозь. Как подчеркивает собеседник, первый день со стороны наступления Ленфронта прошел без тяжелых танков – под них требовалось строить переправы: такой лед их бы точно не выдержал. Однако в дальнейшем общий перевес по тяжелой технике был достигнут более чем в 10 раз.


Бойцы РККА и танки БТ на льду Невы.

Наступление прикрывалось навесным пулеметным огнем, который не позволял фашистам поднять головы из укреплений. Артиллерия накрывала вражеские позиции в глубину на 200 метров, с берега же пушки лупили по передовой, перемешивая укрепления в кашу.


Советские артиллеристы ведут огонь из гаубицы М-30. Ленинградский фронт.

«Все было просчитано так, чтобы не разбить лед и сохранить переправу для техники и подвоза боеприпасов, подхода пополнения. По некоторым данным, плотность стрельбы по вражескому берегу при прорыве составила три снаряда калибром не менее 76 мм на 1 квадратный метр», — отмечает собеседник.

Таким образом, первый рубеж укреплений бойцы на направлении главного удара в Марьино прошли относительно легко. Однако впереди оставалась лесистая местность, где притаились отдельные пункты обороны противника.


Пехота и танки 152-й танковой бригады полковника П. И. Пинчука готовятся к наступлению. Ленинградский фронт.

Дорога Победы, или Коридор смерти

Шесть дней напряженных боев позволили совершить прорыв, однако Ленинград все еще был на осадном положении. Но бойцы Красной армии сделали главное – обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad.tv. В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера.


Железная дорога

Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО

Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км – Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах. Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба.

Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями – зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше.

В смертельном кольце

Блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, в самые черные и безнадежные дни войны. Красная армия отступала. Вместе с жителями пригородных районов в тисках окружения оказались почти 3 млн мирных жителей. Немцам не удалось захватить колыбель революции. Следуя своей бесчеловечной логике, они приняли решение уничтожить город голодом и бомбежками. Шансов на жизнь они ленинградцам не оставляли.

блокада


Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте

Фото: РИА Новости/Борис Кудояров

Подвиг и боль: героические 872 дня блокадного Ленинграда

Город выжил, несмотря ни на что

В дневнике генерала Франца Гальдера, возглавлявшего генеральный штаб вермахта, в те дни появилась такая запись: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которые в противном случае мы будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки». «Фюрер хотел бы Ленинград сравнять с землей, а затем передать финнам», — писал близкий соратник Гитлера Мартин Борман.

Самым трудным временем было начало первой блокадной зимы. 20 ноября ленинградцы стали получать 250 г хлеба по рабочей карточке и 125 г — по служащей и детской. Рабочие карточки полагались лишь третьей части жителей. Город голодал. Повысить норму удалось только 25 декабря. Рабочим прибавили по 100 г хлеба, служащим, иждивенцам и детям — по 75. Жизнь подчас зависела от лишних 5 г… Муку приходилось заменять гидроцеллюлозой — то есть, по существу, обработанной древесиной.

блокада


125 г хлеба на весах, установленная норма для служащих, иждивенцев и детей во время блокады города в ходе Великой Отечественной войны, Ленинград, 1941 год

Фото: ТАСС/Николай Адамович

«Благодаря тем, кто выжил, мы появились на свет»

Лидеры общественного мнения — о значении Дня снятия блокады Ленинграда для каждого из россиян

Зима выдалась исключительно холодной — морозы доходили до −32 градусов. Электричества не было, водопровод замерз, канализация не работала. Последней ниточкой, связывавшей город со страной, стала ладожская ледовая Дорога жизни. На Нюрнбергском процессе было установлено, что жертвами блокады стали 649 тыс. мирных жителей, современные историки считают, что в действительности эта цифра составила не менее 800 тыс. Большинство из них унес голод.

Даже на исходе 1942 года Гитлер был уверен, что Красной армии не удастся прорвать кольцо блокады — и город рано или поздно вымрет. Но у советского командования на этот счет имелось иное мнение.

Из дневников блокадников

Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера:

«Ура, ура, ура! Вчера в «Последний час» объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые. Неужели это начало конца? Скорее бы!»

Николай Горшков, старший бухгалтер Ленинградского института легкой промышленности:

«Всюду ликование. Люди целуются, на глазах слезы радости. Победа, победа. Всю ночь не умолкает радио. Никто уже не смог спать в эту ночь. Ленинградцы дождались желанного дня. Радость и счастье. Смерть немецким оккупантам».

28 февраля, 12:09

Наступление «в огненном мешке»

…С тех времен, кажется, ничего не изменилось: открытая местность, серое небо падает на чахлые березки, отвратительная вонь от незамерзшего мелиоративного канала.

Ступаешь на белое, ровное, как стол, поле. Сверху подмерзший снег, хрустит наст. И вдруг уходишь по колено, а ниже – незамерзшая торфяная жижа, жадно затягивает на дно. Здесь легко провалиться и утонуть человеку, для автомобилей и танков – вообще погибель.

«С начала 1920-х здесь добывали торф гидравлическим способом. Посему всего два вида ландшафта: голые поля и канавы да ямы, заполненные водой. Более того, по этому болоту уже прокатилось три Синявинских наступательных – все изрыто воронками. Одна надежда — проложенные еще до войны песчаные насыпи узкоколеек, по которыми вывозился торф: нормально передвигаться удавалось только по ним, — объясняет старший научный сотрудник. — Условия для наступления – отвратительные. Но это было единственным местом, где немец не смог зацепиться». На всех «крепких» местах скрывались вражеские укрепления.


Саперы 611-го отдельного саперного батальона 327-й стрелковой дивизии Волховского фронта делают проходы в проволочном заграждении в районе Синявина.

Например, опорный пункт рощи Круглой был весьма велик. Одна из его частей седлала единственную нормальную дорогу — Путиловский тракт, и еще до октября 1943-го оставалась за немцами. Однако объект удалось обогнуть и продвигаться вперед.


Советский тяжелый танк КВ-1. Волховский фронт.

«Это было тяжелейшее наступление. Дивизия могла в день потерять более 3 тысяч человек убитыми и раненными, — подчеркивает старший научный сотрудник. – Например, Рабочие поселки №5 и №8 стоят на взгорках, между ними – около 6 км. Местность отлично просматривается с Синявинских высот. Били и с Приладожской дюны – возвышения, где сейчас проложено Мурманское шоссе, – тогда там находились бараки. Военные называют это «наступлением в огневом мешке».

Немецкая оборона в районе шлиссельбургско-синявинского выступа

Оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии.

Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счёт мощи своей обороны: большинство посёлков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами.

В полосе наступления 67-й армии оборону держали 328-й полк 227-й пехотной дивизии, 170-я пехотная дивизия в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии[14]. На первой линии главными узлами обороны являлись сооружения 8-й ГРЭС, 1-го и 2-го Городков и дома города Шлиссельбурга. Второй рубеж обороны проходил через рабочие посёлки № 1 и № 5, станции Подгорная, Синявино, рабочий посёлок № 6, посёлок Михайловский.

В полосе наступления 2-й ударной армии и правого крыла 8-й армии оборону держали 227-я пехотная дивизия (без одного полка), 1-я пехотная дивизия, 374-й полк 207-й охранной дивизии и 344-й полк 223-й пехотной дивизий. Главными узлами сопротивления были Липка, Рабочий посёлок № 8, роща «Круглая», деревни Гайтолово и Тортолово[14].

Численность 26-го армейского корпуса (командующий — генерал пехоты Эрнст фон Лейзер) составляла примерно 60 000 солдат и офицеров (1-я, 170-я, 223-я, 227-я пехотные дивизии)[15]. В резерве в районе Мги находились 96-я пехотная дивизия, основные силы 5-й горнострелковой дивизий[17], а также 502-й тяжёлый танковый батальон[20]. На 30 октября в батальоне насчитывалось 9 танков Pz.Kpfw.VI «Тигр» и 18 PzKpfw III. Только в феврале 1943 года батальон получил ещё 6 тяжёлых танков[21].

Таким образом, оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли примерно 6 расчётных дивизий при поддержке 700 орудий и миномётов[22], а также 27 танков.

Авиационную поддержку 18-я армией и всей Группы армий «Север» осуществлял 1-й воздушный флот. У противника только под Ленинградом было 250 самолётов, а в распоряжении всей Группы армий «Север» насчитывалось около 450 боевых машин[23].


Ставка Верховного Главнокомандования, разрабатывая план стратегических действий на зимнюю кампанию 1942—1943 годов, главной задачей считала разгром группировки немецко-фашистских войск, прорвавшейся к Волге и в предгорья Кавказа. Но в то же время планом предусматривалось еще несколько операций, среди которых важное место занимала операция по снятию фашистской блокады с Ленинграда.

С 8 сентября 1941 года враг терзал осажденный город. Его население пережило две трудные военные зимы. Но ни неоднократные штурмы, ни варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы, ни костлявая рука голода – ничто не помогло фашистам сломить волю мужественных ленинградцев. Гитлеровцам казалось, что еще немного и город падет. Фюрер самоуверенно заявлял: «Немецкие гренадеры, прошедшие с победой все расстояние от Восточной Пруссии до пригородов Ленинграда, найдут в себе силы пройти и оставшийся десяток километров!» Но они этих сил не нашли. Город, в который со дня его основания ни разу не вступала нога поработителя, не покорился врагу. Подступы к Ленинграду стали тем рубежом, дальше которого фашисты пройти не смогли. После провала бесплодных попыток овладеть городом немецко-фашистское командование было вынуждено отдать войскам приказ о переходе к обороне.

Командующий войсками Ленинградского фронта Л.А. Говоров

К началу 1943 года обстановка под Ленинградом оставатлась весьма сложной. Войска Ленинградского фронта, оборонявшие северо-западные, южные и юго-восточные подступы к городу, были изолированы от остальных сил действующей армии, Краснознаменный Балтийский флот блокирован в восточной части Финского залива. Линия фронта проходила от Ораниенбаумского плацдарма по побережью Финского залива до Урицка, далее на юг на Пулково, Пушкин, Колпино, затем на северо-восток до Усть-Тосно и далее по западному берегу реки Невы до Ладожского озера. Затем по льду Ладожского озера на восток, в районе деревни Липки она выходила на берег и шла на юг до озера Ильмень. Такая конфигурация линии фронта образовывала так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ. На юге линия фронта была удалена от города всего на 4 км, а на юго-востоке – на 25—30 км. На таком же удалении находились и финские войска на северо-западе. Проблема сухопутной связи Ленинграда с остальной страной продолжала оставаться такой же сложной, как и в 1941 году.

Неоднократные попытки войск Ленинградского (командующий — генерал-лейтенант артиллерии Л. А. Говоров) и Волховского (командующий — генерал армии К. А. Мерецков) фронтов прорвать блокаду в 1942 года к успеху не привели. Ставка ВГК потребовала от командования фронтов более тщательной подготовки к снятию блокады с Ленинграда.

Германское командование держало под Ленинградом 18-ю армию (командующий — генерал-полковник Г. Линдеман), имевшую в своем составе почти 26 дивизий и действовавшую в полосе протяженностью до 450 км от Балтийского моря до озера Ильмень. Наиболее плотная и сильная группировка войск 18-й армии находилась в шлиссельбургско-синявинском выступе между Ладожским озером и городом Мга (ширина выступа у берега Ладожского озера — до 12 км, у основания выступа – 16—17 км, расстояние от озера до основания выступа – 15 км).

В выступе (немцы называли его «Flaschenhals» – бутылочное горло) противник имел около 5 дивизий, численность каждой достигала 10—12 тыс. человек. Личный состав был обучен действиям в лесисто-болотистой местности, треть его участвовала в осаде Севастополя. Например, 170-я пехотная дивизия воевала во Франции, под Одессой, Керчью, Феодосией, Севастополем. В составе этой группировки насчитывалось до 450 орудий и 250 минометов различных калибров (плотность — около 28 орудий и минометов на 1 км), до 50 танков и штурмовых орудий. Действия сухопутных войск могла поддержать часть сил 1-го воздушного флота (до 450 самолетов).

В западной части выступа к югу от Шлиссельбурга перед войсками Ленинградского фронта передний край обороны противника проходил по левому берегу реки Невы. По верху крутого берега был сооружен земляной вал шириной до 1 м и высотой до 1,5 м. Крутые обледенелые скаты были минированы и находились под перекрестным огнем всех видов оружия. На каждый километр приходилось 30—40 огневых точек, укрытых в каменных строениях и блиндажах. Хорошо просматривалась противником и река Нева. Опиралась оборона на мощные узлы сопротивления, созданные в населенных пунктах. Между собой эти узлы были связаны тремя линиями траншей полного профиля. Мощный узел сопротивления противник оборудовал в глубине своей обороны в Синявино, от которого, пересекая выступ, шли две линии траншей.

Волховский фронт

Не менее сильной была оборона противника и перед войсками Волховского фронта. Там также были созданы мощные опорные пункты, соединенные в единую систему двумя дерево-земляными валами высотой до 1,5 м и толщиной до 2 м. С наступлением морозов гитлеровцы облили валы водой, превратив их в ледяные. Передний край был насыщен большим количеством огневых средств. Свыше 400 пулеметных точек и артиллерийских орудий, сплошная сеть проволочных заграждений, минные поля делали оборону противника труднопреодолимой.

Лесистая местность с большим количеством незамерзающих болот затрудняла наступавшим войскам маневр и использование тяжелой боевой техники. «Я редко встречал местность, – писал впоследствии К. А. Мерецков, – менее удобную для наступления. У меня навсегда остались в памяти лесные дали, болотистые топи, залитые водой торфяные поля и разбитые дороги. Оборону усиливали противопехотные и противотанковые препятствия, сплошные минные поля, изрезанные глубокими канавами торфоразработки».

Командующий войсками Волховского фронта генерал армии К.А. Мерецков награждает отличившихся в боях

Оценивая оборону противника, можно сделать три вывода:

– шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой один из важнейших участков кольца вражеской блокады, и командование противника правильно оценивало его роль и место в системе сухопутной обороны;

– это было наиболее сильное место в обороне противника, и по своему характеру оборона представляла полевой укрепленный район;

– в то же время это был участок кольца блокады города, где расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов было наикратчайшим.

Именно этот фактор был положен в основу замысла операции по прорыву блокады, и в начале декабря 1942 года Ставка ВГК утвердила предложения военных советов Ленинградского и Волховского фронтов на проведение наступательной операции с целью прорыва блокады. Операция получила кодовое наименование «Искра». Утвердив план операции, Ставка для координации действий войск фронтов назначила двух своих представителей – Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова и генерала армии Г. К. Жукова.

Замысел операции сводился к тому, чтобы одновременными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов навстречу друг другу разгромить группировку противника в шлиссельбургско-синявинском выступе и таким образом прорвать блокаду Ленинграда. В дальнейшем развивать наступление на Мгу и обеспечить сухопутные коммуникации Ленинграда и Ленинградского фронта.

Проведению операции должны были способствовать действия Краснознаменного Балтийского флота, 13-й и 14-й воздушных армий, Ленинградской армии ПВО, партизанских отрядов в тылу врага и нанесение вспомогательного удара с плацдарма в районе Невской Дубровки. Начало наступления устанавливалось на 1 января 1943 года, но в связи с погодными условиями было перенесено на 12 января. Таким образом, непосредственно на подготовку к операции имелось 33 дня.

Самоходные артиллерийские установки направляются на передовую. Невские ворота. Фото Д. Трахтенберга

По разработанному плану, в операции должны были участвовать со стороны Ленинградского фронта войска 67-й армии (командующий — генерал-майор М. П. Духанов), со стороны Волховского фронта – войска 2-й ударной армии (командующий — генерал-лейтенант В. З. Романовский) и часть сил 8-й армии (командующий — генерал-лейтенант Ф. Н. Стариков). Так как на других участках фронтов активные действия не планировались, то командующие направили в состав ударных группировок дополнительные силы и средства. Это позволило сделать эти группировки довольно внушительными.

Ударная группировка Ленинградского фронта, усиленная артиллерией Краснознаменного Балтийского флота, в своем составе имела более 103 тыс. человек (численность стрелковых дивизий составляла 7 – 9 тыс., стрелковых бригад – 5 тыс., лыжных бригад – 2,5 тыс. человек), 1873 орудия и миномета калибром от 76 до 406 мм, 222 танка (69 средних Т-34-76 и 153 легких БТ, Т-60, Т-70).

В составе 2-й ударной армии насчитывалось 165 тыс. человек, 2206 орудий и минометов калибром от 76 мм и выше, 225 танков (38 тяжелых, 131 средний и 61 легкий).

Экспериментальный образец нового тяжелого танка «Тигр», направленный на Волховский фронт для испытаний

Немецие войска создали глубокоэшелонированную систему укреплений

В 8-й армии, обеспечивавшей левый фланг ударной группировки Волховского фронта и наносившей удар частью своих сил, привлекалось две стрелковые дивизии, стрелковая бригада, 679 орудий и минометов, 92 танка.

Таким образом, путем привлечения стратегических резервов, осуществления внутрифронтовых перегруппировок удалось создать превосходство над противником по дивизиям 2 : 1 (20 советских против 10 немецких: пяти, находившихся в обороне, и пяти, которые могли быть переброшены вражеским командованием в район прорыва). По артиллерии и минометам соотношение было 7 : 1 (около 5000 против 700), по танкам — 10,3 : 1 (539 против 50), по самолетам (с учетом авиации КБФ) — 3,3: 1 (829 против 250).

Для согласования действий фронтов, наносивших встречные удары, был разработан и 27 декабря 1942 года представителем Ставки ВГК Маршалом Советского Союза К. Е. Ворошиловым утвержден план взаимодействия фронтов. Учитывая трудности прорыва сильно укрепленной обороны, сложные географические условия района предстоящих действий, недостаточный опыт наших войск в ведении наступательных действий, неудачи предыдущих попыток прорыва блокады, средний темп наступления планировался от 2 до 4 км в сутки. При этом в плане взаимодействия фронтов указывалось, что если какая-либо ударная группировка не успеет подойти к рубежу установленной встречи, то другая группировка должна продолжать решительное наступление до установления фактической встречи.

Сборка танков. Фото Б. Кудоярова
Ремонт корабельных орудий на . Фото Б. Кудоярова
Подростки на производстве авиабомб. Фото Б. Кудоярова

Войска 67-й армии должны были преодолеть по льду реку Неву, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург шириной 13 км, разгромить его группировку в западной части выступа и, развивая наступление, соединиться с войсками Волховского фронта. Перед войсками 2-й ударной и 8-й армий ставилась задача взломать оборону противника на участке Липка, Гайтолово шириной 12 км, разгромить его группировку в восточной части выступа и, развивая наступление, соединиться с войсками ударной группировки Ленинградского фронта.

При подготовке наступательной операции большое внимание было уделено организации надежного огневого поражения противника. Основная роль в нем отводилась артиллерии. На обоих фронтах впервые за годы Великой Отечественной войны готовилось артиллерийское наступление в полном объеме: артиллерийская подготовка атаки, артиллерийская поддержка атаки и артиллерийское сопровождение наступающих войск.

Артиллерийская подготовка атаки планировалась в 67-й армии продолжительностью 140, во 2-й ударной армии – 105 и в 8-й армии – 125 минут. Плотности составляли в среднем: в 67-й армии — 144, во 2-й ударной – до 180, в 8-й армии – 100 орудий и минометов на 1 км полосы наступления. Однако в зависимости от важности избранных направлений они могли быть и большими. Так, в полосе 136-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта они составляли 163, а в полосе 327-й стрелковой дивизии Волховского фронта – 360 орудий и минометов на 1 км.

В полосе наступления 67-й армии для сохранения целостности льда на Неве разрушение оборонительных сооружений противника на переднем крае и в глубину до 200 м от него планировалось проводить только орудиями, выставленными для стрельбы прямой наводкой. Во 2-й ударной армии для стрельбы прямой наводкой также было выставлено почти 250 орудий.

Артиллерийская поддержка атаки планировалась одинарным огневым валом на глубину 1 км, а затем последовательным сосредоточением огня. В 67-й армии было решено с выходом пехоты на лед реки Невы на вражеском берегу на удалении 200—250 м от берега создать рубеж сплошного заградительного огня, который на местности совпадал с первым рубежом огневого вала.

В армиях создавалось большое количество артиллерийских групп различного назначения: для борьбы с артиллерией противника – группы дальнего действия, для поражения целей в глубине обороны противника – группы особого назначения из наиболее дальнобойных орудий, для разрушения самых прочных оборонительных сооружений – группы разрушения из крупнокалиберных орудий. В отдельные группы были сведены гвардейские минометные части (реактивной артиллерии). В стрелковых дивизия создавались группы поддержки пехоты, группы ближнего боя и контрминометные группы (гаубичный или минометный полк со средствами звуковой разведки).

Авиация должна была решать одновременно две боевые задачи: поражать наземного противника и обеспечить надежное прикрытие ударных группировок фронтов от ударов авиации противника с воздуха. Использование авиации планировалось в виде авиационного наступления, включавшего в себя проведение предварительной и непосредственной авиационной подготовки и авиационной поддержки наступающих войск. Были отработаны вопросы взаимодействия сил 13-й и 14-й воздушных армий и авиации флота. Для улучшения эффективности использования штурмовой и бомбардировочной авиации при поддержке наземных войск разработан так называемый «челночный» способ действий. Заключался он в том, что самолеты 14-й воздушной армии, нанеся удары по целям, не возвращались назад, а садились на аэродромы Ленинградского фронта, где заправлялись, принимали бомбовый груз и вылетали для повторного удара теперь в обратном направлении с посадкой уже на свои аэродромы. Аналогично планировались и действия авиации 13-й воздушной армии.

Саперы красноармеец А.Г. Зубакин и сержант М.В. Каменский (справа) делают проходы во вражеских заграждениях. Фото Б. Лосина

Особого внимания заслуживают способы применения танков. Небольшая глубина операции «Искра» и лесисто-болотистая местность не позволяли в полной мере использовать маневренные и скоростные качества боевых машин. Поэтому командующие армиями приняли решение использовать танки исключительно для непосредственной поддержки пехоты, распределив их заблаговременно между соединениями первого и второго эшелонов. В 67-й армии первому эшелону были приданы только легкие танки, которые могли преодолевать реку Неву по льду вместе с пехотой. Для преодоления реки средними и тяжелыми танками саперы должны были уложить на лед специальный деревянный колейный настил, а его поперечины крепить ко льду сквозными болтами и нарастить таким образом толщину льда. Это планировалось сделать после выхода наступавших войск на вражеский берег. Испытания предложенной саперами конструкции проводили незадолго до начала операции в присутствии маршала К. Е. Ворошилова и генерала Л. А. Говорова. И танк, однако, провалился и затонул. Но идея была одобрена, проверена и сослужила свою службу.

Инженерные войска 67-й армии были разделены на четыре эшелона. Первый эшелон должен был сопровождать и обеспечивать боевые действия войск первого эшелона; второй эшелон – прокладывать колонные пути и дороги вслед за наступающими войсками; задачей третьего эшелона было сооружение четырех переправ через реку Неву; четвертый эшелон предназначался для перевозки грузов. В состав этого эшелона входил батальон, имевший 80 собачьих упряжек. Аналогичное использование инженерных войск планировалось и во 2-й ударной армии, с той лишь разницей, что у них не было необходимости в подготовке к преодолению широкой водной преграды.

Началом подготовки операции «Искра» можно считать предварительное разрушение обороны противника огнем артиллерии и ударами авиации. Артиллеристы в течение месяца разрушили 80 дзотов, 35 пулеметных гнезд и блиндажей, 8 наблюдательных пунктов, уничтожили много вражеских пулеметов и несколько артиллерийских орудий. Разрушение велось на широком фронте и не могло раскрыть направление главного удара. Генерал М. П. Духанов так писал впоследствии: «Со стороны казалось, что на участке 67-й армии жизнь течет в ленивом русле позиционной войны. Не меняло положения и то, что с некоторых пор наша артиллерия методически, ежедневно разрушала тот или иной дзот гитлеровцев – то же происходило и на других участках фронта». Авиация в период предварительной подготовки наносила удары по аэродромам и железнодорожным узлам, по опорным пунктам в глубине, по местам расположения резервов и по позициям артиллерии.

Прямой наводкой по врагу. Январь 1943 года. Фото Б. Уткина

Артиллерия сопровождает пехоту. Январь 1943 года. Фото Б. Уткина

В ночи на 10 и 11 января 1943 года войска ударных группировок фронтов начали занимать исходное положение для наступления. Соединения первого эшелона 67-й армии расположились в траншеях на правом берегу реки Невы, войска Волховского фронта — на исходных позициях в 300—500 м от первой траншеи противника. Подготовка к операции проводилась настолько скрытно, что немецко-фашистское командование только за 3—4 дня до ее начала стало догадываться о том, что в районе «фляшенхальс» советские войска, возможно, готовятся к наступлению. Но определить заранее силу удара и время начала наступления ему не удалось.

В ночь перед наступлением авиация обоих фронтов группами ночных бомбардировщиков нанесла удар по войскам противника, по артиллерии, штабам, аэродромам, узлам коммуникаций. Авиация дальнего действия за 70 минут произвела 450 вылетов, нанося удары по войскам противника в районе станции Мга и по самой станции. Одиночные самолеты 14-й воздушной армии в течение всей ночи проводили налеты с целью изнурения войск противника.

Истребитель Як-9 готовится к взлету

Непосредственный прорыв блокады Ленинграда начался в 9 часов 30 минут 12 января 1943 года артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовкой. В 11 часов 45 минут, когда огонь артиллерии Ленинградского фронта достиг наивысшего напряжения, на лед Невы спустились штурмовые группы и группы разграждения и стремительно бросились к противоположному берегу. В 11 часов 50 минут после последнего залпа гвардейских минометов на лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона. Под прикрытием огня орудий прямой наводки и ударов самолетов 13-й воздушной армии они шли через Неву. Штурмовые группы и группы разграждения стремительным броском за 4 минуты преодолели открытое ледяное пространство Невы и с помощью металлических «кошек», багров, лестниц и веревок поднялись на ледяной скат противоположного берега и ворвались в траншеи врага. Завязался ожесточенный рукопашный бой. Главные силы 136-й стрелковой дивизии шли на штурм под звуки «Интернационала», исполнявшегося духовым оркестром. Наступательный порыв был так велик, что даже раненые бойцы не покидали боевых порядков и продолжали идти вперед. Командир 268-й стрелковой дивизии (тогда полковник, впоследствии генерал армии С. Н. Щеглов) писал об этом так: «…падали убитые, а раненые, те, кто не мог стоять на ногах, ползком, напрягая последние силы, старались помочь товарищам. Казалось, вся боль Ленинграда, вся его ненависть к врагу клокочет в сердцах этих героев и нет такой силы, которая могла бы их остановить».

Бойцы подразделения гвардии капитана Малашенкова в наступлении. Январь 1943 года. Фото Г. Коновалова

Жаркие бои развернулись и в полосе Волховского фронта. Части 327-й стрелковой дивизии (командир — полковник Н. А. Поляков) за семь минут до конца артиллерийской подготовки дружно бросились в атаку. Преодолев дерево-земляной вал, атакующие ворвались во вражеские траншеи, когда противник еще не успел прийти в себя от ударов советской артиллерии. Массовый героизм проявляли советские воины и на этом направлении. В бою за деревню Липку бессмертный подвиг совершил старший лейтенант Я. И. Богдан. Его подразделение достигло окраины деревни, когда неожиданно почти рядом застрочил вражеский пулемет из хорошо замаскированного дзота. Опытный офицер понял, что огонь фашистов может вывести из строя всех его бойцов. Не раздумывая, Богдан поднялся во весь рост и закрыл своим телом амбразуру дзота. Так же закрыл амбразуру вражеского дзота связист 136-й стрелковой дивизии Д. С. Молодцов.

В первый день операции соединения 67-й армии, преодолев реку Неву, захватили плацдарм глубиной до 3 км. Соединения 2-й ударной армии вклинились в оборону противника на 1–3 км. Существенную помощь наступавшим войскам оказывали артиллерия и авиация, в том числе береговые батареи и корабельная артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. В течение ночи на 13 января войска закреплялись на захваченных рубежах.

Атакуют войска Волховского фронта

Пехота на танках входит в освобожденный Шлиссельбург. 20 января 1943 года. Фото Б. Тарасевича

С утра 13 января наступление продолжилось. Особенно успешно в этот день действовали части 136-й стрелковой дивизии (командир —генерал-майор Н. П. Симоняк) при поддержке танков 61-й отдельной танковой бригады (командир — полковник В. В. Хрустицкий). Остальные соединения обоих фронтов значительных успехов не имели, а 268-я стрелковая дивизия под воздействием контратакующих пехоты и танков противника вынуждена была даже отойти.

В упорных боях 14 января, введя в сражение дополнительные силы, ударные группировки фронтов медленно продвигались навстречу друг другу. Войска 67-й армии вышли к южной окраине Шлиссельбурга, а левофланговые соединения Волховского фронта стремились овладеть станцией Синявино. Действиям 128-й стрелковой дивизии в районе деревни Липки помогали воины 12-й лыжной бригады, вышедшей в тыл противника по льду Ладожского озера.

В этот день произошел эпизод, о котором написал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Ему доложили, что между Рабочими поселками № 5 и № 6 артиллеристы подбили немецкий танк, который по внешнему виду резко отличался от других, уже известных типов боевых машин. При этом гитлеровцы предпринимали настойчивые попытки эвакуировать его из «нейтральной полосы». Маршал Жуков приказал создать специальную группу и захватить вражескую машину. В ночь на 17 января группа в составе стрелкового взвода и четырех танков под командованием старшего лейтенанта Косарева при поддержке артиллерийско-минометного огня приступила к выполнению задания. Участок местности, где находился подбитый танк, противник держал под непрерывным обстрелом. Тем не менее танк был захвачен и отбуксирован в расположение советских войск. Удалось даже обнаружить формуляр боевой машины.

Блокада прорвана!

Танк действительно оказался необычной конструкции. Было установлено, что это экспериментальный образец нового тяжелого танка Т-VI «тигр» № 1, направленный гитлеровским командованием на Волховский фронт для проведения боевых испытаний. Захваченный танк был отправлен на всесторонние исследования на танковый полигон, где с него были сняты все боевые характеристики. Результаты исследования в виде инструкций поступили в войска и сослужили добрую службу, когда в битве под Курском враг в массовом масштабе применил свои «тигры».

В течение 15 – 17 января, введя в сражение оставшиеся силы вторых эшелонов и резервов, армии продолжали наступление. Войска 67-й армии вели бои за освобождение Шлиссельбурга, войска 2-й ударной армии заняли станцию Синявино. Загнанная в леса и болота на побережье Ладожского озера северная часть шлиссельбургско-синявинской группировки врага несколько раз пыталась, пока она еще не была полностью отрезана от остальных сил, прорваться через узкую горловину для соединения со своими главными силами. В свою очередь, вражеское командование, стремясь не допустить соединения советских войск, непрерывно перебрасывало в район Синявино свои резервы.

С утра 18 января развернулись решающие действия. В 9 часов 30 минут на восточной окраине Рабочего поселка № 1, прорвав блокаду, встретились воины 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта во главе с заместителем командира по политической части майором Мелконяном и 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта во главе с начальником 1-го отделения штаба дивизии майором Мельниковым. На месте встречи был составлен Акт, хранящийся в настоящее время в Центральном архиве Министерства обороны.

В 12 часов дня воины 136-й стрелковой дивизии и 61-й отдельной танковой бригады, отразив последнюю отчаянную вражескую контратаку, уничтожив при этом до 600 и взяв в плен до 500 гитлеровцев, на плечах противника ворвались в Рабочие поселки № 1 и № 5, где соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В тот же день была окончательно добита группировка противника в Шлиссельбурге и город полностью перешел в руки советских войск. Оставшиеся в лесах и болотах немецкие солдаты и офицеры были пленены или уничтожены. К концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от врага.

Наступление войск фронтов на юг, в сторону станции Мга, развития не получило. Противник непрерывно подбрасывал войска и артиллерию в район Синявино. За короткое время ему удалось подтянуть в этот район до пяти дивизий. Не исключалась попытка противника восстановить утраченное положение. Поэтому войска 67-й и 2-й ударной армий, прекратив наступательные действия, стали закрепляться на достигнутых рубежах.

Секретарь Ленинградского обкома и горкома А.А. Кузнецов принимает военный парад. Фото Б. Трахтенберга

Таким образом был создан «коридор» по берегу Ладожского озера шириной 8–11 км. Вражеская блокада, столько времени душившая Ленинград, была прорвана. Произошло то, чего так долго ждали все граждане Советского Союза. Созданный «коридор» позволил восстановить сухопутные коммуникации города со страной. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города оказался сорван. Была ликвидирована угроза соединения немецко-фашистских и финских войск восточнее Ленинграда. Ленинградский и Волховский фронты обрели непосредственную связь.

Важнейшим результатом стало резкое падение международного престижа фашистской Германии. Военный обозреватель английского агентства Рейтер писал, что «прорыв германской укрепленной линии южнее Ладожского озера является таким же ударом по престижу Гитлера, как и сокрушительное поражение германских войск у Сталинграда».

Советские воины продемонстрировали при прорыве блокады возросшее воинское мастерство, массовый героизм. За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистами, 25 воинов удостоились высокого звания Героя Советского Союза, около 22 тыс. были награждены орденами и медалями. 136-я и 327-я стрелковые дивизии преобразованы, соответственно, в 63-ю и 64-ю гвардейские дивизии, а 61-я танковая бригада – в 30-ю гвардейскую танковую бригаду, 122-я танковая бригада награждена орденом Красного Знамени.

В короткий срок, всего за 17 дней, на отвоеванной полосе земли вдоль Ладожского озера по решению Государственного Комитета Обороны были построены железная и автомобильная дороги. Утром 7 февраля 1943 года ленинградцы восторженно встречали первый состав с Большой земли. До конца 1943 года по ней было доставлено 4, 4 млн тонн различных грузов.

С успешным завершением операции «Искра» наступил переломный момент в битве за город на Неве. Отныне инициатива ведения боевых действий под Ленинградом перешла всецело к советским войскам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]