Экспериментальные САУ – АТ-1
АТ-1 (Артиллерийский танк-1) – по классификации танков середины 1930-х годов относился к классу специально созданных танков, по современно классификации считался бы противотанковой самоходной артиллерийской установкой 1935 года выпуска. Работы по созданию танка артиллерийской поддержки на базе Т-26, который получил официальное обозначение АТ-1, начались на заводе №185 им. Кирова в 1934 году. Предполагалось, что созданный танк заменит Т-26-4, серийный выпуск которого советской промышленности так и не удалось наладить. В качестве основного оружия АТ-1 выступала 76,2-мм пушка ПС-3, сконструированная П. Сячентовым. Данная артиллерийская система была спроектирована как специальное танковое орудие, которое оснащалось панорамным и телескопическим прицелами и ножным спуском. По своей мощности пушка ПС-3 превосходила 76,2-мм орудие обр. 1927 года, которое устанавливалось на танки Т-26-4. Все работы по проектированию нового танка АТ-1 велись под руководством П. Сячентова, являвшегося начальником конструкторского отдела по САУ опытного завода № 185 им. Кирова. К весне 1935 года было произведено 2 опытных образца данной машины.
Особенности конструкции
САУ АТ-1 относилась к классу закрытых самоходных установок. Боевое отделение было расположено в средней части машины в защищенной бронерубке. Основным вооружением САУ была 76,2-мм пушка ПС-3, которая монтировалась на вращающемся вертлюге на штыревой тумбе. Дополнительным вооружением служил 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в шаровой установке справа от орудия. Дополнительно АТ-1 могла вооружаться вторым пулеметом ДТ, который мог использоваться экипажем для самообороны. Для его установки в корме и бортах бронерубки имелись специальные амбразуры, прикрываемые бронезаслонками. Экипаж САУ состоял из 3 человек: механика-водителя, который располагался в отделении управления справа по ходу движения машины, наблюдателя (он же заряжающий), который находился в боевом отделении справа от орудия и артиллериста, который размещался слева от него. В крыше рубки имелись люки для посадки и высадки экипажа самоходки.
Пушка ПС-3 могла посылать бронебойный снаряд со скоростью 520 м/с, имела панорамный и телескопический прицелы, ножной спуск и могла использоваться как для стрельбы прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Углы вертикального наведения составляли от -5 до +45 градусов, горизонтального наведения – 40 градусов (в обе стороны) без поворота корпуса САУ. Боекомплект включал в себя 40 выстрелов к пушке и 1827 патронов к пулеметам (29 дисков).
Броневая защита самоходки была противопульной и включала в себя катаные броенелисты толщиной 6, 8 и 15 мм. Бронерубка изготавливалась из листов толщиной 6 и 15 мм. Соединение бронированных деталей корпуса обеспечивалось заклепками. Бортовые и кормовые бронелисты рубки для возможности удаления пороховых газов при ведении огня наполовину своей высоты были сделаны откидными на петлях. При этом щели в 0,3 мм. между откидными щитками и корпусом самоходки не обеспечивали экипажу машины защиты от поражения свинцовыми брызгами от пуль.
Ходовая часть, трансмиссия и двигатель были в неизменном виде заимствованы у танка Т-26. Пуск двигателя производился при помощи электростартера «МАЧ-4539» мощностью 2,6 л.с. (1,9 кВт), или «Сцинтилла» мощностью 2 л.с. (1,47 кВт), или при помощи заводной рукоятки. В систем зажигания применялось основное магнето типа «Сцинтилла», «Бош» или АТЭ ВЭО, а также пусковое магнето «Сцинтилла» или АТЭ ПСЭ. Емкость топливных баков установки АТ-1 составляла 182 литра, этого запаса топлива хватало для того чтобы преодолеть 140 км. при движении по шоссе.
Электрооборудование САУ АТ-1 было изготовлено по однопроводной схеме. Напряжение внутреннее сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии применялись генераторы «Сцинтилла» или ГА-4545 мощностью 190 Вт и напряжением 12,5 В и аккумуляторная батарея 6СТА-144, обладающая емкостью 144 А•ч.
Судьба проекта
Первый экземпляр самоходной установки АТ-1 был передан на испытания в апреле 1935 года. По своим ходовым качествам он ничем не отличался от серийного танка Т-26. Проведение огневых испытаний показало, что скорострельность орудия без исправления наводки достигает 12-15 выстрелов в минуту при наибольшей дальности ведения огня в 10,5 км., вместо требуемых 8 км. В отличие от испытываемой ранее установки СУ-1, ведение огня во время движения прошло в целом успешно. При этом были выявлены и недостатки машины, которые не позволили передать АТ-1 на войсковые испытания. Относительно орудия ПС-3 военинженер 3 ранга Соркин написал в своем письме на имя наркома обороны следующее:
«Ствол № 23 был смонтирован на АТ-1 и прошел с ним полный цикл полигонных испытаний… Орудия №№ 4 и 59 многократно проходили испытания на НИАПе и дали удовлетворительные результаты, при этом полностью бесперебойной работы автоматики добиться так и не удалось. До устранения данного дефекта передавать систему АТ-1 на войсковые испытания не представлялось возможным …»
По результатам проведенных испытаний САУ АТ-1 была отмечена удовлетворительная работа пушки, но по ряду параметров (к примеру, неудобное положение поворотного механизма, расположение боекомплекта и т.д.) допускать САУ на войсковые испытания не стали.
Второй экземпляр САУ АТ-1 преследовали те же неудачи, что и первый. В первую очередь они были связаны с работой артиллерийской установки. Для того чтобы «спасти» свой проект специалисты Кировского завода выступили с предложением об установке на САУ собственного орудия Л-7. В отличие от пушки ПС-3, данное орудие создавалось не с нуля, его прототипом стало 76,2 мм орудие системы Тарнавского-Лендера, благодаря чему орудие Л-7 имело схожую с ним баллистику.
Хотя конструкторы заявляли о том, что данное орудие превосходит все имеющиеся танковые пушки, на деле Л-7 также обладала достаточно большим количеством недостатков. Попытка вооружить АТ-1 данным орудием не привела к успеху из-за ряда конструктивных особенностей, а заниматься проектированием новой бронерубки сочли нецелесообразным. Сопоставив все имеющиеся данные по проекту АБТУ решилось на выпуск небольшой предсерийной партии из 10 САУ АТ-1, которые оснащались пушками ПС-3, а также улучшенным шасси. Данную партию хотели использовать на расширенных полигонных и войсковых испытаниях.
Производство пушек ПС-3 планировалось наладить на Кировском заводе, корпуса САУ должны были производиться на Ижорском заводе, поставками ходовой части должен был заниматься завод №174. При этом, вместо того чтобы готовит машину к серийному выпуску и заниматься устранением выявленных недостатков артсистемы ПС-3, «кировцы» занимались усиленным продвижением своих конструкций. После неудачи с орудием Л-7 на заводе предложили попробовать ее улучшенный вариант, который получил обозначение Л-10. Однако и это орудие в рубку АТ-1 установить не получилось. Усугублялось положение тем, что завод №174 был загружен выпуском серийных танков Т-26, поэтому даже выпуск 10 шасси для САУ АТ-1 стал для него непосильной задачей.
В 1937 году ведущий конструктор по самоходным установкам завода № 185 П. Сячентов был объявлен «врагом народа» и репрессирован. Данное обстоятельство послужило причиной прекращения работ по многим проектам, которые он курировал. Среди этих проектов оказалась и САУ АТ-1, хотя Ижорский завод к тому моменту уже успел произвести 8 бронекорпусов, а завод №174 начал осуществлять сборку первых машин.
Одному из произведенных корпусов АТ-1 нашлось применение лишь 3 года спустя, во время советско-финской войны. В январе 1940 года по просьбе командиров и бойцов 35-й танковой бригады, которая вела боевые действия на Карельском перешейке, завод №174 принялся за работы по созданию «санитарного танка», который предназначался для эвакуации раненых с поля боя. Данная инициатива была одобрена начальником АБТУ РККА Д. Павловым. В качестве базы для создания машины был использован один из имеющихся на заводе корпусов АТ-1, который на месте, без каких-либо чертежей, был переделан под эвакуацию раненых. Заводчане планировали подарить санитарный танк танкистам к празднику 23 февраля, но из-за задержек с изготовлением машина на фронт так и не попала. После окончания боевых действий санитарный танк Т-26 (так он именовался в заводских документах) был отправлен в Приволжский военный округ, о дальнейшей судьбе этой разработки ничего не известно.
Подводя итог можно сказать, что АТ-1 являлся первой в СССР самоходной артиллерийской установкой. Для того времени, когда военные все еще увлекались пулеметными танкетками или танками, вооруженными 37-мм пушками, САУ АТ-1 справедливо могла считаться очень мощным оружием.
Тактико-технические характеристики: АТ-1
Масса: 9,6 т. Габаритные размеры: Длина 4,62 м., ширина 2,45 м., высота 2,03 м. Экипаж: 3 чел. Бронирование: от 6 до 15 мм. Вооружение: 76,2-мм пушка ПС-3, 7,62-мм пулемет ДТ Боекомплект: 40 выстрелов, 1827 патронов к пулемету Двигатель: рядный 4-цилиндровыйкарбюраторный воздушного охлаждения от танка Т-26 мощностью 90 л.с. Максимальная скорость: по шоссе – 30 км/час, по пересеченной местности – 15 км/ч. Запас хода: по шоссе – 140 км., по пересеченной местности – 110 км.
Модули:
Башни/орудия
Ур. | Башня | Броня (мм) | Поворот (град/сек) | Обзор (м) | Вес (кг) | Цена (кредиты) |
II | АТ-1 | 0/0/0 | 44 | 250 | 10 | 100 |
Совместимые орудия:
Ур. | Орудие | Пробитие (мм) | Урон (HP) | Скорострельн. (выстр/мин) | Разброс (м/100 м) | Сведение (с) | БК | Вес (кг) | Цена (кредиты) |
II | 45 мм 20КС | 51/84/23 | 47/47/62 | 28.57 | 0.43 | 1.7 | 80 | 250 | 2 710 |
III | 76 мм Л-10С | 66/75/38 | 110/110/164 | 12.5 | 0.55 | 2.9 | 40 | 641 | 10 310 |
IV | 57 мм ЗиС-8С | 75/112/29 | 75/75/95 | 19.35 | 0.43 | 2.3 | 60 | 400 | 22 910 |
Двигатели
Ур. | Двигатель | Мощность (л. с.) | Вероятность пожара (%) | Вес (кг) | Цена (кредиты) |
I | Т-26 | 90 | 20 | 545 | 770 |
II | Т-26Ф | 130 | 20 | 545 | 1 500 |
Ходовая часть
Ур. | Ходовая часть | Макс. нагрузка (т) | Скорость поворота (гр/сек) | Rmin | Вес (кг) | Цена (кредиты) |
II | АТ-1 | 10.17 | 30 | 0 | 1 550 | 560 |
III | АТ-1 Бис | 10.8 | 32 | 0 | 1 550 | 1 790 |
Радиостанции
Ур. | Радиостанция | Дальность связи (м) | Вес (кг) | Цена (кредиты) |
III | 71-ТК-3 | 300 | 100 | 570 |
Экипаж:
- Командир экипажа (Радист, Заряжающий);
- Наводчик;
- Механик-водитель.
Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:
Экипаж стандартный Универсальный:
1 | 2 | 3 | 4 |
На первый слот изучаем всем членам экипажа, кроме командира умение «Ремонт», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Ремонт» ускоряет ремонт поврежденных модулей, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником. Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.
- Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
- Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
- Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
Экипаж для засады-снайпер:
1 | 2 | 3 | 4 |
На первый слот изучаем всем членам экипажа умение «Маскировка», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Маскировка» уменьшит общую заметность танка, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником.Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.
- Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
- Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
- Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
История изменений:
Обновление 0.6.7
- Скорость поворота сток шасси уменьшена на 2 град/сек.
- Влияние движения на разброс для сток шасси увеличено на 5%.
- Проходимость топ шасси уменьшена на 5%.
- Скорость поворота топ шасси уменьшена на 4 град/сек.
- Влияние движения на разброс для топ шасси увеличено на 5%.
- Время прицеливания орудия 76мм Л-10-С установлено в 2 сек.
- Время прицеливания орудия 57мм ЗИС-8-С установлено в 1.5 сек.
Обновление 0.7.0
- Перевод в новую систему бронирования (16 групп + экраны).
- 4483 -> 4400 .
Обновление 0.7.5
- Уменьшена скорость поворота первой ходовой на 3 град/сек.
- Уменьшена скорость поворота второй ходовой на 3 град/сек.
- Увеличена скорость движения назад на 1 км/ч.
Обновление 0.8.0
- Разброс орудия от движения и поворота ходовой АТ-1 уменьшен на 6%.
- Разброс орудия от движения ходовой АТ-1 бис уменьшен на 6%.
- Разброс орудия 37 мм ЗиС-19С при повороте ствола уменьшен на 20%.
- Разброс орудия 45 мм 20КС при повороте ствола уменьшен на 20%.
Обновление 0.8.6
- Доходность увеличена на 10%.
Обновление 0.9.15.1
- Танк переработан в новом визуальном качестве.
Боевая эффективность
АТ-1 имеет следующие достоинства:
- хороший выбор орудий с большой скорострельностью, точностью, пробиваемостью и уроном.
- малая заметность, даже при стрельбе
- отличную подвижность и маневренность
- хороший угол горизонтальной наводки
Недостатки:
- малый обзор
- слабое бронирование
- малый запас прочности
АТ-1 не зря зовется «Царем» песочницы, ей по силам почти все танки, с которыми она может попасть в бой(исключения составляют: AMX40 и B1), поэтому главное её преимущество — орудие. Используя засадную тактику, мы нивелируем свои недостатки: броню — с помощью маскировки, обзор — с помощью стереотрубы.
Порядок исследования модулей:
Ходовая | Орудие | Двигатель | Орудие | |
Итог: Опыт: 1 410 Кредиты: 36 510 | ||||
АТ-1 Бис | 57 мм ЗиС-8С | Т-26Ф | 76 мм Л-10С | |
330 опыта — 1790 кредитов | 550 опыта — 22910 кредитов | 130 опыта — 1500 кредитов | 400 опыта — 10310 кредитов |
Подробней по исследованию.
- Ходовая АТ-1 Бис — добавит грузоподъемности, а также увеличит манёвренность танка.
- Орудие 57 мм ЗиС-8С — обладает высокой пробиваемостью и большим уроном в минуту.
- Двигатель Т-26Ф — значительно увеличивает динамику.
- Орудие 76 мм Л-10С — обладает высоким разовым уроном и требуется для получения статуса «Элитный».