Самоходная артиллерийская установка FH77 BW L52 Archer (Швеция)

САУ Archer — это новейшее шведское 155-мм многоцелевое самоходное артиллерийское орудие FH77 BW L52 Archer. Идея создания данной системы вытекает из плана реформирования вооруженных сил НАТО и повышения их мобильности. Поэтому при разработке САУ ставилось специальное требование возможности транспортировки боевой машины внутри новейшего европейского транспортного самолета Airbus A400.

История

На вооружение установка принята в 2011 г., и к концу 2014 г. планируется передать первые 24 единицы в шведские вооруженные силы. План поставок был фактически утвержден весной 2007 г., а с начала следующего года стартовало серийное производство установки.

Эту авиатранспортабельную, бронированную самоходную систему ведения артиллерийского огня предложила разработать и поставлять шведская фирма Bofors Defence, которая входит в группу компаний SAAB. За основу взяли прекрасно себя зарекомендовавшее буксируемое орудие FH77.

История[править]

Шведская компания Bofors Defence, которая входит в группу компаний SAAB, создала очередную модель самоходной артиллерийской установки — FH77 BW L52 Archer. Новая САУ составляет конкуренцию таким известным установкам калибра 152-155 мм, как из Южной Кореи, немецкая PzH 2000, созданная во Франции CAESAR и российская 2С19. Ближайшим аналогом самоходной установки можно назвать британскую самоходку M777 Portee.

FH77 BW L52 Archer была создана в процессе выполнения плана реформирования вооруженных сил НАТО и является бронированной артиллерийской системой ведения огня, способную перевозиться с помощью средних военно-транспортных самолетов и тяжелых вертолетов. Компания Bofors Defence рекомендует свою разработку для вооружения армии Швеции и не исключает поставки в другие государства.

Основой для артиллерийского комплекса стало буксируемое орудие Haubits 77B (FH77), которое нашло отражение в названии комплекса. Самоходка нового поколения FH77 BW L52 стала идеальной системой ведения огня артиллерией, которая может быть использована на Европейском театре вероятных боевых действий. Благодаря системе маскировочных накидок, установка становится примерно в три раза менее заметной, что позволяет использовать ее в боевых действиях в лесистой местности и на открытом пространстве.

Особенности

Орудие размещается в контейнере с противовесом, уменьшающим отдачу и компенсирующим удар при выстреле. Контейнер стоит на шарнирном помосте, вмонтированном в мобильную платформу.

Благодаря размещению гаубицы на шасси высокой проходимости Volvo 6×6 A30D установка боеспособна в любых погодных условиях и пригодна к применению на пересеченной местности. Archer может передвигаться даже по сугробам высотой до 1 м.

Стандартный штат боевого расчета мобильной гаубицы Archer состоит из механика-водителя, чье рабочее место располагается в передней части кабины, а также командира и наводчика, размещающихся непосредственно за водителем. Слева от командира и наводчика находятся также запасное сидение и дисплей.

Смотровая система модуля Lemur включает в себя дневную ПЗС-камеру, безопасный для зрения лазерный дальномер производства компании Thales Land and Joint CELT2 либо лазерный целеуказатель, а также тепловизор.

На дальние расстояния САУ может транспортироваться по воздуху средними военно-транспортными самолетами или тяжелыми вертолетами. Для таких перебросок можно использовать, к примеру, транспортный А400М.

Вооружение

Основой артиллерийского комплекса Archer является буксируемое орудие Haubits 77B (FH77). Отличительная особенность данной гаубицы — полная автоматизация заряжания, наводки и ведения огня. Электронные системы способны вывести установку из боевого положения за 30 с, что дает возможность, выполнив боевую задачу, вывести систему из боя раньше, чем артиллерией противника будет открыт ответный огонь.


Самоходная гаубица Archer в действии

Угол вертикальной наводки — от 0 до 70°. Диапазон углов горизонтальной наводки — ±75°. Правда, при предельном горизонтальном угле поворота максимальный угол возвышения ограничен 30°. Для повышения стабильности платформы при ведении огня в задней части машины предусмотрен опускающийся гидравлический аутригер.

Автоматическая система заряжания позволяет обойтись всего тремя членами экипажа. Ее скорострельность составляет три выстрела за 15 с при темпе стрельбы 8–9 выстрелов в минуту. Ресурс ствола, по прогнозам, составляет 3000 выстрелов (50 % — полные заряды, 25 % — средние заряды, 25 % — малые заряды) либо 1500 эквивалентных полных зарядов.

Боекомплект установки составляет 40 снарядов, из которых половина находится в автоматическом магазине пушки. Комбинированный дневной/ ночной прицел позволяет вести огонь прямой наводкой с расстояния до 2000 м.


FH77 BW L52 Archer не боится ни жары, ни холода, ни бездорожья

Фирма Bofors Defence разработала для установки Archer специальный снаряд Uniflex 2 MCS, хотя предусмотрена также возможность использования большинства стандартных иностранных артиллерийских боеприпасов, включая дальнобойный англо-американский M982 Excalibur, выпускающийся сейчас в ограниченном количестве для армий США и Швеции. Дальность стрельбы обычными боеприпасами — до 40 км, снарядом M982 Excalibur — до 60 км.

Алгоритм боя предусматривает возможность нанесения одновременного удара несколькими выстрелами (MRSI). При такой схеме ведения огня гаубица Archer производит шесть выстрелов, причем снаряды детонируют друг за другом с интервалом 8 с.

В качестве дополнительного вооружения на крыше бронированной кабины может устанавливаться тяжелый пулемет 12,7-мм калибра М2 «Браунинг» на 200 выстрелов с максимальным углом возвышения 50°. В комплекс вооружения входят также четыре гранатометные установки для метания дымовых шашек.

Возможна установка на вынесенный модуль 40-мм автоматического гранатомета на 64 выстрела с максимальным углом возвышения 70°.

Самоходная гаубица FH77BW L52 Archer (Швеция)

23 сентября в Швеции состоялось долгожданное событие. Управление министерства обороны по закупкам (Försvarets Мaterielverk) приняло первую партию самоходных гаубиц FH77BW L52 Archer («Лучник») на колесном шасси. Четыре новые боевые машины приняты на вооружение под названием Artillerisystem 08. Примерно через год шведское военное ведомство намерено получить вторую партию самоходных артиллерийских установок в составе 20 машин. Кроме того, в ближайшее время будут построены 24 САУ для Норвегии.

Долгожданной передача самоходок заказчику оказалась из-за ряда проблем технического характера. В соответствии с первыми контрактами, подписанными во время разработки, САУ Archer должны были пополнить состав вооруженных сил Швеции еще в 2011 году. Однако во время испытаний прототипов были выявлены некоторые недостатки, на исправление которых ушло определенное время. В итоге первая партия, состоящая всего из четырех предсерийных боевых машин, была передана заказчику лишь в сентябре 2013 года. В дальнейшем армия Швеции получит серийную технику.

Отдельно необходимо отметить ситуацию с артиллерией в шведской армии, сложившуюся в результате срыва сроков поставки САУ Archer. В настоящее время в вооруженных силах Швеции артиллерия представлена лишь 9-м артиллерийским полком, состоящим из двух дивизионов. К концу 2011 года ввиду выработки ресурса были списаны все имевшиеся буксируемые 155-мм гаубицы Bofors FH77B, из-за чего шведские вооруженные силы полностью лишились какой-либо полевой артиллерии. Изначально предполагалось, что новые САУ Archer заменят буксируемые гаубицы, но проблемы, сопровождавшие создание самоходки, сорвали выполнение этих планов, и в результате в течение почти двух лет армия Швеции не имела никакой артиллерии.

Проект по разработке перспективной самоходной артиллерийской установки стартовал в 1995 году. В соответствии с техническим заданием, организация-исполнитель должна была разработать САУ, вооруженную доработанной гаубицей FH77B калибра 155 миллиметров. Заказчик требовал повысить характеристики орудия путем увеличения длины ствола. Результатом модернизации гаубицы стала модификация FH77BW со стволом длиной 52 калибра. Именно такое орудие должно было использоваться в новой САУ. Кроме того, требования заказчика подразумевали использование колесного шасси.

Предварительная стадия проекта заняла несколько лет. Только в 2003 году Минобороны Швеции подписало контракт с компанией Bofors. Этим документом предусматривалось завершение проекта и последующее строительство серийных самоходок. В 2005 году были построены первые опытные образцы перспективной САУ. Испытания самоходок начались уже после преобразования компании Bofors в BAE Systems Bofors.

В качестве шасси для новой самоходной артиллерийской установки был выбран автомобиль Volvo A30D с колесной формулой 6х6. Шасси оснащается дизельным двигателем мощностью 340 лошадиных сил, который позволяет боевой машине развивать скорость на шоссе до 65 км/ч. Как утверждается, колесное шасси может двигаться по снегу глубиной до одного метра. При повреждении колес, в том числе при взрыве, САУ Archer способна в течение некоторого времени продолжать движение.

Интересной особенностью шасси САУ Archer является примененная архитектура. Автомобиль A30D выполнен по сочлененной схеме, которая улучшает маневренность. В передней части шасси, над первой осью и до узла сочленения располагается моторный отсек и кабина экипажа. Двигатель и экипаж закрыты противопульным бронированием, соответствующим уровню 2 стандарта НАТО STANAG 4569. В кабине располагаются рабочие места трех или четырех членов экипажа. В зависимости от характера выполняемой операции в экипаже может быть один или два оператора вооружения. Механик-водитель и командир присутствуют в экипаже постоянно. На крыше кабины экипажа имеется место для установки дистанционно управляемой турели Protector с пулеметом.

На заднем модуле сочлененного шасси размещаются все агрегаты орудия. Над задней осью шасси расположены механизмы подъема и поворота орудийной башни. Наведение орудия производится поворотом и подъемом всей башни. Механизмы САУ позволяют наводить орудие по вертикали в диапазоне углов от 0° до +70°. Ввиду особенностей колесного шасси углы горизонтальной наводки ограничены: Archer может обстреливать цели в переднем секторе шириной 150° (75° вправо и влево от оси). Для стабилизации машины при ведении огня используется двойной аутригер в задней части шасси. В походном положении орудийный модуль поворачивается в нейтральное положение, опуская ствол гаубицы в специальный лоток, прикрываемый крышками. Размеры базового автомобиля потребовали применить интересное решение. Так, при переводе САУ в походное положение противооткатные устройства орудия перемещают ствол в крайнее заднее положение, что позволяет уложить его в имеющийся лоток.

Колесная САУ Archer имеет достаточно крупные размеры. Максимальная длина боевой машины превышает 14 метров, ширина – 3 метра. Без использования турели Protector высота самоходки составляет 3,3 метра, а после установки этого боевого модуля увеличивается примерно на 60 см. Боевая масса САУ Archer не превышает 30 тонн. Габариты и вес самоходной артиллерийской установки FH77BW L52 позволяют перевозить ее по железной дороге. В дальнейшем для этого предполагается использовать военно-транспортные самолеты Airbus A400M.

Во время боевой работы экипаж САУ Archer постоянно находится на своих рабочих местах и не покидает их. Все операции производятся по командам с пультов управления. В связи с этим все механизмы орудийной башни работают в автоматическом режиме. Основными элементами оснащения башни являются механизмы заряжания. По имеющимся данным, вместо единой системы самоходка Archer использует два взаимодействующих друг с другом механизма. Один из них подает 155-мм снаряды. Емкость механизированной укладки – 21 снаряд. Вторая система заряжания оперирует метательными зарядами, поставляемыми в виде цилиндрических блоков со сгорающей оболочкой, напоминающих зарядный картуз. В укладке башни самоходки Archer помещается 126 блоков с метательным зарядом. При использовании транспортно-заряжающей машины с грузовым краном на полную загрузку боекомплекта уходит около восьми минут.

В зависимости от поставленной задачи экипаж самоходной гаубицы FH77BA L52 Archer может увеличивать или уменьшать общее количество метательной смеси, изменяя количество помещаемых в орудие зарядов. При максимальном количестве метательных зарядов самоходная гаубица Archer способна отправить снаряд к цели на дальность до 30 километров. Использование активно-реактивных или управляемых боеприпасов увеличивает дальность стрельбы до 60 км. Последняя заявлена для корректируемого снаряда Excalibur. САУ Archer может вести огонь прямой наводкой, но в таком случае эффективная дальность стрельбы не превышает двух километров.

Механизмы заряжания пушки обеспечивают скорострельность до 8-9 выстрелов в минуту. При необходимости экипаж самоходки может вести огонь в режиме MRSI (т.н. шквал огня), в течение небольшого времени производя шесть выстрелов. На залп в 21 выстрел (полный боекомплект) уходит не более трех минут. При разработке САУ Archer учитывалась необходимость уменьшения времени на подготовку к стрельбе и покидание позиции. В результате часть приготовлений к ведению огня самоходка может осуществлять еще на пути к позиции. Благодаря этому первый выстрел производится уже через 30 секунд после остановки в нужной точке маршрута. За это время опускается аутригер и приводится в боевое положение башня. После выполнения огневой задачи экипаж переводит боевую машину в походное положение и покидает позицию. На подготовку к уходу с позиции так же уходит около 30 секунд.

САУ FH77BW L52 Archer оснащается современной цифровой системой управления огнем. Электронное оборудование и сопряженные с ним системы позволяют экипажу осуществлять все необходимые операции, не покидая рабочие места. Кроме того, автоматика берет на себя часть важных действий, связанных с подготовкой к стрельбе: определение координат САУ, расчет необходимых углов наведения и ведение огня по алгоритму MRSI. При использовании управляемого снаряда Excalibur или ему подобного автоматика выполняет подготовку боеприпаса к стрельбе.

Как уже говорилось, первые серийные САУ Archer предполагалось поставить в войска еще в 2011 году. Однако во время разработки проявились некоторые проблемы, связанные с рядом примененных систем. На ликвидацию недочетов ушло несколько лет, что в конечном итоге привело к срыву сроков. Еще во время испытаний и доводки были подписаны первые контракты на поставку серийных боевых машин. В 2008 году Швеция заказала восемь новых САУ, Норвегия – одну. Через несколько месяцев скандинавские государства решили совместно финансировать проект. В соответствии с контрактом 2009 года компания BAE Systems Bofors должна поставить двум странам по 24 самоходные артиллерийские установки.

В настоящее время продолжаются переговоры, касающиеся возможных экспортных контрактов. САУ Archer заинтересовала военных из Дании и Канады. Эти государства ведут переговоры относительно поставки некоторого количества боевых машин. Известно, что Дания может приобрести не более двух десятков самоходок. До недавнего времени шли переговоры с Хорватией. Эта страна собиралась купить не менее 24 САУ FH77BW L52 для замены устаревающей техники советского производства. Однако экономические проблемы не позволили Хорватии приобрести шведские боевые машины. В результате длительных сравнений и переговоров хорватские вооруженные силы решили купить у Германии 18 подержанных самоходных гаубиц PzH2000. Поставка приобретенных самоходок начнется в 2014 году.

Боевые и эксплуатационные характеристики делают самоходную артиллерийскую установку FH77BW L52 Archer достойным представителем своего класса военной техники. Однако некоторые технические решения, примененные в проекте, в свое время привели к появлению нескольких затруднений. Все это могло негативно сказаться на репутации проекта. Из-за трудностей при разработке САУ Archer шведская армия на достаточно большой срок осталась без полевой артиллерии, а до начала массовых поставок новых САУ остается несколько месяцев. Нельзя не отметить, что еще до начала серийного производства самоходка Archer привлекла внимание потенциальных покупателей в лице третьих стран. Вполне возможно, что в самом ближайшем времени будут подписаны новые контракты на поставку самоходок.

По материалам сайтов: https://baesystems.com/ https://militaryparitet.com/ https://bmpd.livejournal.com/ https://army-guide.com/ https://globalsecurity.org/

Защита и модификации

Экипаж Archer размещается в бронированной кабине, обеспечивающей баллистическую защиту и оборудованной системой защиты от ОМП (химического, биологического и ядерного), а также рядом средств по уменьшению заметности. Бронирование предохраняет расчет самоходной гаубицы от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Предусмотрена также защита от взрыва осколочно-фугасных мин массой до 6 кг при наезде на них колесами гаубицы. Дистанционное управление системой заряжания и системами наведения/ведения огня также осуществляется прямо из кабины, имеющей систему климат-контроля. Внутри кабины находится емкость для воды объемом 20 л, а также водный охладитель на 10 л. Функции маскировки возложены на многоспектральный защитный комплект Barracuda.

САУ FH77 BW L52 можно, таким образом, считать идеальной артиллерийской системой нового поколения самоходных установок, созданных для применения преимущественно на европейском театре возможных военных действий. Система специальных маскировочных накидок дает возможность снизить визуальную и инфракрасную заметность самоходки практически в три раза, что позволяет использовать Archer в лесостепях и лесистой местности.

В 2009 г. для доработки защиты артиллерийской самоходной установки FH77 BW L52 Archer был подписан контракт с оборонной компанией Akers Krutburk. Приоритетное внимание в этой программе уделялось повышению защищенности тягача.

По мнению шведских военных, внедрение системы FH77 BW L52 Archer в комплексе с новым поколением «интеллектуальных» снарядов даст возможность поражать цели быстрее и гораздо эффективнее, чем сейчас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]