Ракетный комплекс M142 HIMARS (США). Характеристики и влияние на обстановку


Ракетный комплекс M142 HIMARS (США). Характеристики и влияние на обстановку

Продолжаются совместные учения сил НАТО Saber Strike 2016. В рамках этого мероприятия военнослужащие нескольких стран Североатлантического альянса в условиях полигонов на территории ряда восточноевропейских государств занимаются отработкой взаимодействия и решением поставленных учебно-боевых задач. К участию в маневрах привлечено большое количество солдат и офицеров, а также различная военная техника, принадлежащая разным странам. Две единицы боевых машин, доставленных в Восточную Европу, привлекли внимание прессы за рубежом и в нашей стране. 14 июня в аэропорту г. Таллин (Эстония) приземлился военно-транспортный самолет C-17 Globemaster III из состава 164-го транспортного авиакрыла Национальной гвардии штата Теннеси. На борту самолета находились две боевые машины типа M142 HIMARS. Эта техника, так же принадлежащая Нацгвардии была доставлена в Прибалтику для участия в текущих учениях Saber Strike 2016. В рамках учений ракетные комплексы должны были отправиться на один из полигонов, ставших площадкой для маневров, а затем атаковать условные цели.

Переброска ракетных комплексов привлекла внимание зарубежной и отечественной прессы. Так, в некоторых зарубежных изданиях участие двух систем HIMARS в прибалтийских учениях назвали «недвусмысленным сигналом Москве». Официальные лица Пентагона, в свою очередь, обошлись без подобных смелых и даже провокационных высказываний. По официальным данным, ракетные комплексы привлекаются к учениям для отработки взаимодействия армий нескольких стран и для получения опыта работы на новых полигонах.


M142 HIMARS ведет огонь. Фото Wikimedia Commons

Отзывы иностранной прессы о комплексах M142 HIMARS и их возможностях, а также о политических последствиях переброски такой техники не могут не привлекать внимания. Рассмотрим эти системы и попробуем определить, какую угрозу они могут представлять для России, будучи развернутыми в странах Восточной Европы.

Первые работы по теме HIMARS (High-Mobility Artillery Rocket System – «Высокомобильная система ракетной артиллерии») были проведены еще в восьмидесятых годах. Существовавшая в то время РСЗО M270 MLRS по своим основным характеристикам соответствовала требованиям, однако ее мобильность могла быть недостаточной для решения некоторых задач. Как следствие, требовалось создание новой аналогичной системы в более мобильном варианте. К началу девяностых годов была определена возможность создания сравнительно компактной пусковой установки с шестью направляющими для 227-мм реактивных снарядов, которую можно было размещать на авиатранспортабельном шасси.

В середине 1990 года Пентагон сформировал требования к новой реактивной системе залпового огня, отличающейся высокими подвижностью и мобильностью. Через несколько лет на испытания вышел опытный образец системы HIMARS, который, однако, заметно отличался от последующих серийных машин. В начале 1996 года фирма Lockheed Martin получила контракт на завершение проектных работ и строительство нескольких полноценных прототипов новой системы. Выполнение условий этого контракта позволило завершить проект и подготовить новые боевые машины к серийному производству. После ряда необходимых испытаний, в 2003 году, комплекс M142 HIMARS был принят на вооружение. Следует отметить, что принятие на вооружение не привело к остановке различных работ. Создание новых боеприпасов для ракетного комплекса продолжается в течение длительного времени и не останавливается до сих пор.

При разработке нового проекта HIMARS главной задачей было обеспечение высокой подвижности техники на поле боя, а также упрощение переброски военно-транспортными самолетами. Такие требования привели к выбору одного из имевшихся серийных колесных шасси. Кроме того, было решено переработать имеющуюся пусковую установку с сокращением боекомплекта в два раза. В итоге ракетный комплекс сохранил некоторые основные характеристики, а также улучшил часть других параметров.


Две боевые машины в кабине военно-транспортного самолета. Фото Army.mil

Основой для боевой машины M142 HIMARS является трехосное полноприводное шасси семейства FMTV грузоподъемностью 5 т. Базовый автомобиль строится по бескапотной компоновке и получает набор необходимых агрегатов. Так, серийная техника может получать как штатные, так и защищенные кабины экипажа. Позади кабины на шасси монтируется блок дополнительного оборудования, а грузовая площадка рамы отдана под размещение опорно-поворотного устройства с пусковой установкой.

Общая длина машины составляет 7 м, ширина 2,4 м, высота (в походном положении) – 3,2 м. Боевая масса самоходной пусковой установки с боекомплектом достигает 10,9 т. Машина способна развивать скорость до 85 км/ч и проходить на одной заправке до 480 км. Управление комплексом осуществляется экипажем из трех человек, располагающимся внутри кабины. По данным фирмы-разработчика, при необходимости все операции по управлению боевой машины могут выполняться и одним человеком.

В задней части шасси помещается опорно-поворотное устройство с приводами для горизонтального и вертикального наведения. Имеется возможность стрельбы в любом направлении с углами возвышения от -2° до +60°. Управление приводами наводки осуществляется с пульта, размещенного в кабине. Системы управления огнем комплекса M142 HIMARS унифицированы с аппаратурой комплекса MLRS.

Пусковая установка машины M142 разработана с учетом наработок по системе MLRS, а также использует некоторые ее агрегаты. Установка представляет собой U-образное устройство с креплениями для сменных пакетов направляющих. Кроме того, на верхней части пусковой установки помещается кран системы перезарядки. Такая конструкция пусковой установки позволяет комплексу HIMARS использовать стандартные транспортно-пусковые контейнеры, созданные для M270 MLRS.


Выгрузка техники в Эстонии. Фото Army.mil

Контейнер представляет собой блок из нескольких (в стандартной версии – 6) стеклопластиковых транспортно-пусковых контейнеров трубчатой конструкции с направляющими для придания ракетам вращения. Контейнеры соединяются между собой несколькими рамами-обоймами, что позволяет одновременно производить операции со всем пакетом. Боеприпасы помещаются в контейнеры на заводе-изготовителе, после чего устанавливаются герметизированные крышки. Извлечение или иное обслуживание ракет до стрельбы не предусматривается.

Для проведения перезарядки пусковая установка разворачивается назад по ходу движения, после чего из ее верхней части выдвигается опорная рама подъемного устройства. При помощи набора тросов и крюков производится подъем пакета контейнеров с грунта или с грузовой платформы транспортной машины, после чего он помещается внутрь пусковой установки. Демонтаж использованного пакета осуществляется таким же образом.

Важной особенностью реактивных систем залпового огня MLRS и HIMARS является широкая номенклатура совместимых боеприпасов. За счет отсутствия собственных пусковых направляющих машина может нести контейнеры с реактивными снарядами различных типов и разных калибров. Благодаря этому самоходная пусковая установка может нести от одной до шести ракет с разными характеристиками.

Являясь упрощенным и облегченным вариантом M270 MLRS, система M142 HIMARS сохраняет возможность применения существующих боеприпасов. Кроме того, унифицированы и новые виды реактивных снарядов. Изделия, заимствованные из существующего проекта, нередко именуются как MFOM (MLRS Family of Munitions – «Семейство боеприпасов для MLRS»). К этому семейству относятся как неуправляемые, так и управляемые системы. Все снаряды семейства MFOM имеют калибр 227 мм и длину 3,94 м, однако отличаются весом и боевой нагрузкой. Вне зависимости от типов ракет, пусковая установка HIMARS может нести боекомплект из шести снарядов.


HIMARS с защищенной кабиной. Фото Lockheedmartin.com

Для MLRS и HIMARS разработаны следующие реактивные снаряды: — M26 и его модификации. Оснащаются кумулятивно-осколочными боеприпасами в количестве от 518 до 644 штук. Дальность полета, в зависимости от модификации, составляет от 32 до 45 км; — M30. Снаряд с 404 суббоеприпасами и комбинированной системой управления на основе инерциальной и спутниковой навигации. Способен лететь на 84 км; — M31. Модификация изделия M30 с осколочно-фугасной боевой частью весом 90 кг. Остальные характеристики не меняются.

Также несколькими зарубежными государствами был разработан ряд новых реактивных снарядов, совместимых с M270 и M142. Они предназначаются для решения различных задач и отличаются разными характеристиками.

Пи необходимости системы залпового огня могут использоваться в качестве оперативно-тактических ракетных комплексов. В таком случае на пусковой установке должны монтироваться направляющие с ракетами серии AFOM (Army TACMS Family of Munitions – «Армейское семейство боеприпасов ATACMS»). Изделия этой линейки, также известные как M39 или MGM-140, представляют собой неуправляемые и управляемые ракеты с разной боевой нагрузкой и различными показателями дальности. На вооружении состоят следующие ракеты: — MGM-140A. Неуправляемая ракета с дальностью полета 128 км. Боевая нагрузка в виде 950 осколочно-фугасных суббоеприпасов; — MGM-140B. Ракета с дальностью 165 км и комбинированной инерциально-спутниковой системой управления. Несет 275 осколочно-фугасных боеприпасов; — MGM-140E. На данный момент самая совершенная разработка семейства, отличающаяся дальностью полета до 270 км. Используется система управления. К цели доставляется 227-кг осколочно-фугасная боевая часть.

После принятия комплекса M142 HIMARS на вооружение развитие боеприпасов для него не прекращалось. По этой причине разработка новых ракет того или иного назначения продолжается до сих пор. Основное внимание при этом уделяется развитию ракет MGM-140 ATACMS. Подобное вооружение позволяет решать задачи, недоступные для боеприпасов семейства MFOM, чем обуславливается повышенный интерес со стороны заказчика. Также предпринимались попытки доработать комплекс для использования имеющихся и перспективных зенитных ракет.


Процесс перезарядки. Подъемное устройство выдвинуто, пакет контейнеров готовится к загрузке. Фото Rbase.new-factoria.ru

После проведения всех необходимых испытаний новые комплексы M142 HIMARS пошла в серию. К середине двухтысячных годов эта техника поступила в войска, после чего началось ее освоение. В дальнейшем были подписаны несколько новых контрактов на поставку систем HIMARS армии, Корпусу морской пехоты и Национальной гвардии. К настоящему времени американские артиллеристы из состава различных структур получили в общей сложности 417 ракетных комплексов и значительное число боеприпасов всех совместимых типов.

Со временем часть серийной техники была отправлена в горячие точки. Так, в феврале 2010 году одно из подразделений, вооруженное M142, впервые участвовало в боевых действиях. Во время одной из операций в Афганистане были произведены два пуска ракет. Изделия серьезно отклонились от требуемой траектории, вследствие чего упали в стороне от выбранной цели и привели к гибели нескольких мирных жителей. До конца расследования эксплуатация систем HIMARS была приостановлена. В дальнейшем проблемы были решены, что позволило вернуть комплексы в эксплуатацию.

С ноября 2015 года комплексы HIMARS, отправленные в Ирак, участвуют в борьбе с террористами. За прошедшее время было выполнено несколько сотен пусков ракет разных типов по различным объектам противника. Ввиду сохранения неблагоприятной обстановке в регионе следует ожидать, что эксплуатация этих систем будет продолжаться в течение длительного времени, а общий расход боеприпасов неоднократно увеличится в сравнении с имеющимися показателями.

Несколько дней назад две боевые машины M142 HIMARS Нацгвардии штата Теннеси были переброшены в Эстонию для участия в совместных учениях НАТО Saber Strike 2016. В ходе этого мероприятия экипажи комплексов успешно справились с поставленными задачами, выполнив переброску на требуемый полигон с последующей стрельбой по учебным целям.


Пульт управления, установленный в кабине. Фото Rbase.new-factoria.ru

Ряд зарубежных средств массовой информации назвал переброску систем HIMARS в Прибалтику «сигналом для Москвы». В последнее время отношения между Россией и НАТО обострились, а регулярные учения в Восточной Европе, на минимальном расстоянии от российских границ, только ухудшают положение. Кроме того, не способствуют налаживанию отношений и недружественные публикации в зарубежной прессе.

Необходимо отметить, что авторы версии о «сигнале» в определенной мере правы. Переброска реактивных систем залпового огня действительно может расцениваться в качестве агрессивного шага, никак не способствующего разрядке обстановки. При возможности атаки целей на дистанциях от 30 до 270 км подобные комплексы могут представлять опасность для приграничных объектов. Существование широкой номенклатуры боевых частей и сравнительно высокая точность корректируемых боеприпасов только увеличивают риски, а также делают угрозу более серьезной.

Новейшие американские ракетные комплексы следует рассмотреть с российскими разработками аналогичного назначения. Прежде всего, система HIMARS заставляет вспомнить о РСЗО 9К58 «Смерч». Боевые машины этого типа способны делать залп из 12 снарядов калибра 300 мм. В зависимости от типа используемых боеприпасов, обеспечивается поражение целей на дальности до 70-90 км. К целям доставляются боевые части различных типов, как унитарные, так и кассетные с разными суббоеприпасами.

Также реализуется проект модернизации «Торнадо-С», в рамках которого обновляется система управления комплекса, а также создаются новые боеприпасы. Реактивные снаряды способны лететь на дальность до 120 км при сохранении боевых качеств на уровне существующих ракет.


РСЗО M270 MLRS стреляет ракетой семейства ATACMS. Фото Wikimedoa Commons

Боевая машина M142 HIMARS может использоваться не только в качестве реактивной системы залпового огня, но и как оперативно-тактический ракетный комплекс. В таком случае российскими аналогами комплекса могут считаться системы «Точка-У» и «Искандер». В зависимости от типа ракеты, комплекс «Точка-У» способен поражать цели на дальностях до 120 км, а «Искандер» – до 500 км. Также предложены различные боевые части ракет.

Высказываются опасения, согласно которым комплексы M142 HIMARS могут быть развернуты в Восточной Европе на постоянной основе. В таком случае понадобится некий ответ на новые угрозы. Примечательно, что один из вариантов подобного ответа уже существует. Ранее в зарубежных и отечественных источниках появлялись сведения о переброске комплексов «Искандер» в Калининградскую область. Кроме того, подобные транспортные задачи неоднократно отрабатывались в ходе учений. За счет развертывания подобных систем в западных регионах страны, в том числе в Калининградской области, обеспечивается возможность поражения целей на территории крупной части Восточной Европы.

Совокупность характеристик ракетных комплексов M142 HIMARS, а также характерные особенности самих систем и их боеприпасов, заставляют считать подобную технику достаточно серьезной угрозой, требующей ответа. Будет ли такая техника оставаться в Прибалтике, или после завершения текущих учений вернется в США – пока неизвестно. Тем не менее, подобные риски необходимо учитывать уже сейчас и строить соответствующие планы. Как дальше будет развиваться ситуация – покажет время.

По материалам сайтов: https://army.mil/ https://lockheedmartin.com/ https://tvzvezda.ru/ https://rg.ru/ https://rbase.new-factoria.ru/ https://globalsecurity.org/

Предпосылки для создания

Главная причина, по которой вооруженные силы США задумались о создании подобного комплекса – необходимость вооружения частей морской пехоты, десантников и сил быстрого реагирования мобильными пусковыми установками, которые могли бы быть переброшены по воздуху едва ли не в любую точку.

В середине 80-х компания Loral Vought Systems начала исследовать перспективу разработки шестиствольного ТПК (транспортно-пускового контейнера) для ракет 227-го калибра и его монтажа на гусеничные и колесные шасси. Программа создания артиллерийской системы высокой мобильности нацеливалась также на перспективу воздушной транспортировки системы с помощью военного самолета С-130. Операция Just Cause, которая проходила в конце 1989 года в Панаме, абсолютно ясно проиллюстрировала необходимость разработки HIMARS.

Перезарядка и управление огнем

Механизм для перезарядки (ПЗМ) выполнен в виде выдвижной консоли, оснащенной электрической лебедкой. Управлять механизмом можно как с кабины машиниста, так и посредство выносного пульта. Второй вариант особенно удобен, так как отличается наглядностью. Чтобы зарядить ТПК в обойму ПЗМ, последняя ставится в горизонтальное положение, а ее консоль выдвигается. С помощью крана контейнер поднимается и устанавливается на место. Лебедка крепится к центру тяжести контейнера.

Система управления огнем, равно как и блоки электроники и устройства связи, выполняются так же, как и у старшей БМ MLRS. Однако на сегодняшний день разработан модернизированный вариант машины, пульт управления которой имеет усовершенствованные интерфейсы. Под словом интерфейсы в данном контексте подразумевают эксплуатационные блоки и элементы.

Разработка

Летом 1990 года американская армия начала составлять требования для легковесной реактивной системы на базе шасси грузового авто. Демонстрация опытного образца состоялась в сентябре 1994 года. А через полтора года командование управляемого вооружения США заключило контракт с компаниями Fire Control и Lockheed Martin Missiles на сборку машин РСЗО HIMARS. Стоимость контракта составила 22,3 миллиарда долларов.

Согласно условиям контракта, специалисты фирмы собрали четыре опытные боевые машины. Три из них были переданы заказчику для двухгодичных испытаний, а четвертая осталась для проведения испытаний разработчиком. Летом 1998 года эксперты сухопутных войск Америки успешно провели стрелковые испытания ракеты ATACMS на базе опытного образца машины РСЗО HIMARS.

Российские аналоги

Мобильная реактивная артиллерия есть и в России. Она представлена семейством РСЗО «Торнадо». Бывает двух типов — «Град» и «Смерч». Калибр системы «Град» составляет 122 мм. Состоит она из модернизированной боевой машины, автоматизированной системы управления и неуправляемых снарядов. Это скажем так, младшая версия «Торнадо».

РСЗО «Смерч» больше похожа на американскую систему HIMARS. Калибр снарядов составляет уже 300 мм, а максимальная дальность полета – 130 км. «Смерч» запускает неуправляемые и корректируемые реактивные снаряды. В перспективе допускается возможность увеличения дальности полета в системе «Торнадо». РСЗО «Смерч» также состоит из модернизированной машины с автоматической системой наведения.

Транспортно-заряжающая машина

Что касается транспортно-заряжающей машины, то она представляет собой грузовик с бортовым краном и прицепом. Как и боевая машина, она имеет колесную формулу 6х6. Подъемно-поворотный кран располагается в задней части грузовика. С его помощь оператор осуществляет перезарядку транспортно-пусковых контейнеров. Прицеп нужен для транспортировки дополнительного ТПК.

Боевая машина может перевозиться в транспортном самолете С-130 «Геркулес». После выгрузки из него она приводится в полную готовность не более чем за 10 минут. Ракетная техника класса HIMARS очень мобильна, поэтому выполнив боевую задачу, она быстро покидает огневой рубеж. На данный момент разрабатывается вариант установки артиллерийской части системы HIMARS на модифицированное шасси автомобиля грузоподъемностью в 7 тонн.

Еще немного занимательных характеристик:

  1. Габариты машины: длина – 6949, ширина – 2400, высота – 3180 мм.
  2. Масса боевой машины без снарядов: 13696 кг. Со снарядами – порядка 16 000 кг. Шасси весит 8273, а модуль с контейнером – 2915 кг.
  3. Максимальная скорость заряженной машины – 89 км/ч. Без боеприпасов скорость больше на 5 км/ч.
  4. Максимальный уклон, который способна преодолеть машина – 60 градусов.
  5. Угол горизонтального обстрела – 280 градусов.

Ракета Р44

В 2000-х компания Lockheed Martin разработала опытный образец ракеты Р44, которая предназначалась для точного попадания в движущиеся цели с дальних дистанций, в составе боевых комплексов MLRS и HIMARS. Для ее запуска разработали специальный контейнер, вмещающий 10 ракет. Опытный образец мог работать как с помощью GPS, в режиме вспомогательного инерциального наведения, для поражения неподвижных целей, так и с головкой самонаведения для движущихся целей. Во втором случае ракета оснащалась по принципу единой многоцелевой ракеты JCM.

Опытный образец имел головку самонаведения, работающую в трех режимах:

  1. Доплеровский радиолокационный. Работает в миллиметровом диапазоне волн. Может использоваться в любых погодных условиях. Поражает движущиеся цели.
  2. Охлаждаемый инфракрасный. Определяет и классифицирует цели.
  3. Полуактивный лазерный. Поражает цели с помощью дополнительного целеуказания.

В качестве стартового ускорителя была выбрана 177-миллиметровая модель, которая отличается невысокой ценой и возможностью дальнейшей доработки. В конструкции опытного образца использовали увеличенную головную часть от ракеты Hellfire II или кумулятивную головную часть, отличающуюся наличием формирующего устройства. В перспективе предполагалась возмоность увеличение длины и массы ракеты.

В марте 2007 году появилась информация о том, что ракета успешно прошла испытания в аэродинамической трубе, статический прожиг ракетного двигателя, и летные испытания на полигоне White Sands в штате Нью-Мексико. Через месяц стало известно, что второй этап испытаний прошел не менее успешно. Во время ряда испытания опытных образцов ракеты Р44 была задействована боевая машина HIMARS, для которой и предназначаются эти ракеты.

Машина

Боевая машина представляет собой модернизированную версию 5-тонного грузовика Stewart & Stevenson с колесной формулой 6х6. Дизельный, 6,6-литровый, 6-цилиндровый газотурбинный мотор Caterpillar развивает 290 лошадиных сил. Топливный бак имеет объем в 56 галлонов. Запас хода составляет 480 км. Двигатель работает в тандеме с автоматической (вам не показалось, именно автоматической) коробкой передач на семь диапазонов. Подвеска имеет параболическую форму с листовыми рессорами. Клиренс автомобиля составляет 564 мм. Грузовик может штурмовать водные преграды глубиной до 900 мм. Экипаж состоит из трех человек: машиниста, наводчика, командира. В экстремальных условиях с задачей может справиться и один человек.

Ракетная техника

Постоянного пакета направляющих ракетная техника не имеет. В качестве направляющих применяются унифицированные одноразовые ТПК с машины системы MLRS. Пусковая установка HIMARS может стрелять любыми управляемыми и неуправляемыми ракетами системы MLRS, а также ракетами моделей MGM-140 и MGM-164 комплекса ATACMS. Когда последняя тактическая ракета запущена, отстрелянные транспортно-пусковые контейнера просто заменяют на заряженные. Зарядка и герметизация ТПК происходит в заводских условиях. Стандартные ТПК весят немногим более двух тонн и представляют собой 6 труб выполненных из стекловолокна, которые скреплены алюминиевой обоймой. Для придания снаряду при выстреле вращения, частотой 10-12 оборотов в минуту, внутри направляющих имеются спиральные полозки. Тактическая ракета запускается непосредственно с одноразового контейнера. В таких ТПК ракета может храниться по меньшей мере 10 лет, сохраняя свою боеготовность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]