Первый и странный Первому советскому авианосцу исполнилось 40 лет


Авианесущий крейсер «Киев»

Авианесущий крейсер «Киев», тематический парк

Авианесущий крейсер «Киев»

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) «Киев» являлся головным кораблем в серии из двух кораблей проекта 1143 (шифр «Кречет»), которая была построена для ВМФ СССР. Входил в состав Северного флота Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР; г. Североморск). Вторым кораблем стал ТАКР «Минск», который был списан 30 июня 1993 года.

До 28 июня 1977 года классифицировались как противолодочные крейсеры.

ТАКР «Киев» заложен 21 июля 1970 года (строительный номер 101) в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Спущен на воду 26 декабря 1972 года. Строительство завершено 28 декабря 1975 года.

В июле—августе 1976 года ТАКР «Киев» с пятью боевыми Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ совершил переход к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. На Севере в августе—декабре 1976 года были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Постановлением Правительства в феврале 1977 года ТАКР «Киев» приняли на вооружение ВМФ. Имел следующие бортовые номера: 852 (1975 год), 860 (1976 год), 812 (1977 год), 802 (1978 год), 060, 062 (1978 год), 121 (1982 год), 069 (1983 год), 051 (1985 год), 075 (1988 год).

Основные характеристики: Водоизмещение полное 30530 тонн, стандартное 41370 тонн. Длина 273,1 метра, ширина по КВЛ 31 метр, ширина полетной палубы 49,2 метра, осадка 8,95 метра. Скорость хода 32 узла. Установленная мощность 182500 л.с. (134225 кВт). Дальность плавания 8000 миль при 18 узлах. Автономность 30 суток. Экипаж: 1433 человек, в том числе 280 офицеров и 276 мичманов, плюс 430 человек авиакрыла.

Вооружение:

Ракетное вооружение: 4 × 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт».

Авиационная группа:

Авиаэскадрилья: 18 самолётов (с вертикальным взлётом и посадкой), 18 вертолётов.

На боту предусмотрен ангар размером 130 x 22,5 х 6,6 метра.

В 1977—1982 годах «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика. Во время похода с 15 декабря 1978 года по 28 марта 1979 года на самолётах Як-38 с корабля было выполнено 355 полётов. В 1982—1984 годах ТАКР прошёл средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 года в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 года. При разделе ЧФ СССР достался Украине.

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава украинского флота, после — разоружён и продан правительству КНР. 17 мая 2000 года корабль был отбуксирован из военно-морской базы Видяево, Россия в порт Тяньцзинь, КНР, где переоборудовали, как было объявлено официально, под музей, а на самом деле под увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь, где он является частью тематического парка.

В 2011 году авианосец «Киев» полностью переоборудовали в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около 15 млн долларов. В комнаты для постояльцев были переоборудованы каюты матросов. Также на бывшем авианосце обустроены рестораны.

Снаружи авианосец мало изменился — на палубе красуется старое вооружение, таким образом «Киев» выполняет в парке Binhai сразу две функции — дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР и принимает гостей, как оригинальный отель.

В 2014 году парковый комплекс, созданный на базе списанного советского авианосца «Киев», посетили 1,4 млн человек, что стало новым рекордом.

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ a b c d e «Тяжелые авианесущие крейсеры — пр. 1143» . russian-ships.info
    . 2013. архив с оригинала на 29 октября 2014 года . Проверено 6 декабря 2013 года .
  2. Из-за ограничений, наложенных Конвенцией Монтрё, ограничивающей тоннаж авианосцев, следующих через Босфор , все советские и российские авианосцы называются авианесущими крейсерами. В случае с Киевом
    это точно отражает предназначение корабля и расстановку вооружения.
  3. ^ a b Холм, Майкл (2013). «Киев-класс» . ww2.dk
    . Проверено 6 декабря 2013 года .
  4. Leisure Quest International — О компании
  5. Branigan, Tania (10 августа 2011). «Китай запускает второй авианосец — как роскошный отель» . Хранитель
    . Проверено 6 декабря 2013 года .
  • Заблоцкий, В.П. (В.П. Заблоцкий) (июль 2003 г.). «Тяжелый авианесущий крейсер« Киев » » [Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»]. Морская коллекция («Морская коллекция»)
    .

Новое поколение

На базе проекта 1123 началась разработка нового корабля — хорошо вооруженного противолодочного крейсера, на котором в качестве авиационной группы предполагалось использовать самолеты, а не вертолеты.

Мощное вооружение является отличительной чертой всех без исключения советских авианесущих кораблей. Если во флоте США авианосец выполняет исключительно роль плавучей авиабазы, а его прикрытие осуществляет мощная группа боевых кораблей, то в ВМФ СССР предпочтение отдавали авианесущим крейсерам, способным самостоятельно за себя постоять.

В задачи кораблей проекта 1143 «Кречет» должны были входить:

  • противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
  • обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
  • обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение высадки морского десанта.

Корабли проекта 1143 относили к классу тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР).

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»: в боевом составе ВМФ России

Данный корабль носил следующие названия — «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания).

Крейсер считает кораблем проекта 1143.5. Его предшественники, соответственно, в своем коде имели цифры от 1 до 4.

«Адмирал Кузнецов» предназначается для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок; имеет также задачу поддержки десантных операций. Строительство корабля был начать в сентябре 1982 года.

От предшественников корабль отличался впервые обеспеченной возможностью взлёта и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, чтобы дать возможность лётчикам провести цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов. Первым летчиком, посадившим самолет на корабль по классической схем стал летчик-испытатель Виктор Пугачев.

Авиационная группа корабля составляет около 50 самолетов и вертолетов.

4 октября 1990 года корабль переименован в очередной раз, получив свое нынешнее название.

20 января 1991 года корабль был официально сдан и зачислен в состав Северного флота.

На сегодняшний день «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — единственный действующий авианосец в составе ВМФ России. Это единственный в мире авианесущий корабль который может находиться в Чёрном море, так как по конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён, а обладающий ракетным вооружением «Адмирал Кузнецов», как уже неоднократно говорилось, считается «авианесущим крейсером».

Тяжелый авианесущий крейсер «Баку»: авианосец ВМФ Индии

Последний из кораблей проекта 1143 несколько раз менял имена. Изначально его планировалось назвать «Харьков», но затем ему дали имя «Баку», в честь лидера эсминцев проекта 38.

«Баку» был заложен в декабре 1978 года, причем дообработка его проекта продолжалась в период строительства.

Корабль спустили на волу в 1982 году, но из-за различных изменений и задержек с поставкой оборудования он вошел в боевой состав флота лишь в 1987 году. В авиагруппу «Баку» входило 20 самолетов и 16 вертолетов.

«Баку» должен был служить на Северном флоте, но командование решило совместить переход к месту приписки с боевой службой в Средиземноморье. Летом 1988 года крейсер осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й оперативной эскадры.

В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались.

В 1990 году переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».

В 1994 году начались переговоры о продаже авианесущего крейсера Индии. Переговоры длились шесть лет, после чего в 2000 году были подписаны основные документы. Но это было только начало. Согласование стоимости корабля, его модернизации, оснащения российскими самолетами длилось почти десятилетие. Еще дольше продолжалась собственно модернизация.

Лишь 3 июля 2013 года обновленный корабль вышел на ходовые испытания в Белое море.

16 ноября 2013 года корабль передан ВМС Индии, и в 2014 году прибыл к новому месту службы. Расчетный срок службы авианосца, получившего новое имя «Викрамадитья», составляет 30 лет.

Авианосец «Викрамадитья». Фото: Commons.wikimedia.org

Противолодочный крейсер «Ленинград»: разделан на металл в Индии

Второй корабль проекта 1123 был заложен на судостроительном заводе в Николаеве в январе 1965 года, и принят на вооружение 22 апреля 1969 года.

«Ленинград» защищал интересы СССР во водах Средиземного моря и Атлантики, участвовал в спасении экипажа подлодки К-19, в разминировании Суэцкого залива, акватории Красного моря и многих других операциях.

В 1990 году планировалось поставить «Ленинград» на капитальный ремонт, однако резкое сокращение военных расходов привело совсем к другому решению.

24 июня 1991 года корабль исключили из состава флота, а в канун Нового года окончательно расформировали экипаж. Церемония спуска флага прошла 5 декабря 1992 года, после чего разукомплектованный крейсер отбуксировали вглубь Северной бухты — к причалам Троицкой балки.

В ночь на 24 августа 1995 года корабль увели на буксире в Индию, где в бухте города Аланг его разделали на металл.

Противолодочный крейсер «Ленинград». Фото: Commons.wikimedia.org

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»: развлекательный аттракцион в Китае

Заложен на судостроительном заводе в Николаеве в декабре 1972 года, введен в боевой состав флота в 1978 году. Боевую службу нес в составе 175-й бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота. В 1986-1988 годах старшим помощником командира ТАВКР «Минск» служил Владимир Высоцкий, будущий адмирал и Главнокомандующий ВМФ России.

С начала 1991 года началась подготовка ТАВКР «Минск» к переходу в Николаев на Черноморский судостроительный завод для проведения неотложного среднего ремонта, который так и не был проведен.

Решение о выводе «Минска» из состава флота было принято в один день с аналогичным решением по «Киеву» — 30 июня 1993 года.

В конце 1995 года корабль был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Позже корабль был перепродан в Шэньчжэнь китайской компании Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, корабль стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне.


Авианосец «Минск»: как гордость флота стала центром развлечений в Китае Подробнее

До февраля 2016 года тематический парк Minsk World, созданный на базе корабля, находился в Шэньчжэне. Затем парк был закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, после которого он, по словам владельцев, будет перемещен в новый тематический парк в Наньтуне.

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск». Фото: www.globallookpress.com

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее

«Новороссийск» был заложен на заводе в Николаеве в сентябре 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. В результате авиационная группа «Новороссийска» составила 18 самолетов и 18 вертолетов.

В боевой состав ВМФ СССР корабль вошел в ноябре 1982 года, получил «распределение» на Тихоокеанский флот.

Первый боевой поход корабля состоялся в 1983 году, последний — в 1991-м. Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов. Из-за сокращения финансирования в 1991 году, был поставлен на отстой в бухте Постовая близ Советской Гавани Хабаровского края.

30 июня 1993 года «Новороссийск» разделил судьбу собратьев — он был исключен из состава ВМФ России.

В 1994 году продан южнокорейской за 4,314 миллиона долларов США. В 1997 году утилизирован как металлолом в южнокорейском Пхохане.

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск». Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов

Противолодочный крейсер «Москва»: разделан на металл в Индии

Головной корабль проекта 1123 был заложен в 1962 году на Николаевском судостроительном заводе. Корабль получил заводской номер 701. 14 января 1965 года ПКР «Москва» был спущен на воду. В боевой состав флота корабль вошел в 1967 году.

Статья по теме

Шоковая хирургия. Как реформировали экономику СССР На счету «Москвы» — 11 боевых служб в составе Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. В 1972 году впервые в истории отечественного флота на палубу «Москвы» совершил посадку самолёт ЯК-38 с вертикальным взлётом-посадкой. Этими самолетами впоследствии были оснащены советские авианесущие корабли следующего проекта.

26 мая 1993 года состоялся последний выход ПКР «Москва» на боевое дежурство в акваторию Чёрного моря.

В год 300-летия Российского флота первый отечественный противолодочный крейсер был списан, а 7 ноября 1996 года с флагштока торжественно спущен Военно-морской флаг СССР, так и не заменённый Андреевским.

ПКР «Москва» был продан в Индию на металлолом, и мае 1997 года отправился в свое последнее плавание. Бывшую гордость советского флота утилизировали в бухте индийского городка Аланг.


Противолодочный крейсер «Москва». Фото: РИА Новости/ Михаил Кухтарев

Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг»: авианосец ВМФ Китая

Заложен на судостроительном заводе в Николаеве в декабре 1985 года, спущен на воду в ноябре 1988 года. В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году, при 67 % технической готовности, строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 25 млн долларов, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино. Затем корабль был передан бизнесменом властям КНР.

В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке.

8 июня 2011 года начальник генерального штаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служить учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

25 сентября 2011 года авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16.

Авианосец «Ляонин». Фото: www.globallookpress.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]