Орлы и слоны
Первым русским кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот, построенный в 1669 г. на Оке, в селе Дединово и предназначавшийся для конвоирования купеческих судов их стран Востока по Каспийскому морю и Волге. Указ царя Алексея Михайловича гласил: «Кораблю, который в селе Дединове сделан … прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу, и на знаменах … нашивать орлы же» .
Так появилось первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел — геральдический символ царской власти на Руси, изображался на государственном гербе, на первых морских флагах; не случайно имя «Орел» долгое время сохранялось в русском и Советском ВМФ.
Создание сильного регулярного флота исключительная заслуга Петра I; без этого оказалась бы бессмысленной борьба за выходы к Азовскому и Балтийскому морям. Известно, что Петру удалось создать 147 линейных кораблей и фрегатов, множество мелких судов таков итог 29-летней деятельности царя-реформатора. Документы свидетельствуют, что он при давал большое значение наименованиям кораблей и судов, понимая их большую политическую важность. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота.
Петру Великому принадлежит приоритет в формировании многих традиций в определении названий различных типов кораблей и судов, а эти традиции стали впоследствии фундаментом при выработке систему наименований (номинации) в отечественном флоте. Он же заложил и ещё одну традицию — названия кораблей в России, всегда утверждал глава государства.
В именном списке судов и галер, вошедших в первое крупное соединение русского флота — Азовскую флотилию (1696-1702), на первый взгляд трудно найти какую-либо систему. Тем не менее, система была — большая часть названий была выбрана с целью выразить идеи высокого боевого духа моряков, силу и мощь русского флота.
Взять к примеру азовский баркалон под названием «Слон» («Елифант»), да и девиз у корабля под стать: «Злым — лих». Возможно, дело и не в символике, а в фамильном гербе создателя азовской флотилии — Ф.М. Апраксина, где также красуется это могучее животное. Такая вот загадка, хотя скорее всего, последний вариант все-таки притянут за уши (слоновьи, разумеется), потому что, что «слоны» в изобилии водились во всех флотах. Слишком уж впечатляющий символ и характерный — в нем и сила, и прочность, и надежность и мощь
А вот в названии «Журавль стерегущий» наверняка гармонично соединились аллегория и русский фольклор.
Символико-аллегорическая номинация, раскрытие имени через девиз, было элементом, заимствованным из западноевропейских стран.
Галерный флот при Петре I
Петровский флот начинался именно с галер, так как они наилучшим образом подходили для нужд флота. В 1710 году со всей страны собирались мастеровые для строительства гребных судов. Выбор в пользу галер объяснялся рядом причин:
- Суда универсальны и подходят как для боя, так и для патрулирования;
- Относительно дешевое производство, корабельная древесина была очень дорога, а российская сосна была не только дешевле, но и более пригодной для строительства;
- Низкая осадка, редко превышающая два метра, была очень важна, так как крупные линейные шведские корабли не могли полноценно действовать у береговой линии.
Суда вмещали до трехсот гребцов, а вес весла достигал девяносто килограмм, на каждое весло приходилось до пяти человек. Максимальная скорость хода достигала шести узлов и иногда больше, при этом гребцы делали до двадцати взмахов веслами за минуту. Так как вдоль всего борта располагались весла, то пушки располагались только в носовой части и на корме судна, что также влияло на тактику ведения боя.
Описание корпуса
У российских галер общим было лишь основное описание, это весла с боков и пушки спереди и сзади, остальное постоянно менялось от модели к модели. О первой галере, пришедшей в разобранном виде, осталось мало информации, ее можно было отнести к полугалерам, ее длина была немногим больше тридцати восьми метров, при ширине девять и осадкой в один метр восемьдесят сантиметров.
С этого момента началось строительство самых разных моделей, от двадцати до двадцати четырех банок, в длину до пятидесяти трех метров, относительно узких не больше семисот тридцати сантиметров. На вооружении они имели до двадцати семи пушек, это были первые, и последние голиафы своей эпохи позднее Петр отказался от них в пользу более скромных по размерам кораблей.
Варианты установки фальконета и пушек на носу галеры
Галеры турецкого манера имели длинный корпус и имели опасно низкий уровень бортов над водой, что часто было причиной их затопления. Спереди имелся поднятый к верху выступ, к которому крепилась фок-мачта. За этим выступом располагался помост с орудиями крупного калибра. Помост для передвижения людей вдоль корабля назывался куршеей, он был покрыт смоленым брезентом, а на корме венчался надстройкой-каютой из деревянных брусьев или дуг, на которые была натянута палатка.
Вооружение и тактика ведения боя
В связи со своей низкой вооруженностью галеры никогда не выстраивались в линию для обороны. Благодаря своим скоростным характеристикам она стала средством нападения. В передней части, как правило, находилось две-четыре пушки, которые «отстреливались» до момента тарана, да по своей тактике они чем-то напоминали японских камикадзе. Стремительно появившись из укрытия, галеры таранили противника, после чего брали неприятеля на абордаж. Часто первыми в перестрелке страдали именно гребцы, так как они не имели укрытия, отчасти из-за этого они во время атаки гребли что называется «как в последний раз» от скорости атаки зависело их выживание.
Геральдика и девизы
Особую сило это правило возымело после возвращения Петра I из первого заграничного путешествия, во время которого он увлекся эмблемами, символами и аллегориями. Вот только некоторые данные им названия, раскрываемые с помощью соответствующих девизов: «Бомба» — девиз «Горе тому, кому достанусь», «Черепаха» — «Терпением увидишь делу окончанье», «Спящий лев» — «Сердце его бдит», «Шпага» — «Покажи мне суть лаврового венца», «Три рюмки» — «Держи во всех делах меру».
Очень часто девизы и названия писались вместе на кормовых украшениях, поэтому нередко корабли наименовались девизами наравне с названиями; например, в приказе по Азовской флотилии от 26 июля 1700 г. сказано, что «… надобно морского каравана капитану Ивану Бекману на три корабля именуемые: «Смертью его исцеляются», «Крепость», «Дверь отворена», по полусажени дров для варения смолы. Первый из указанных в приказе кораблей «Скорпион», которому и принадлежит этот девиз.
28-и пушечный корабль «Штандарт»
Документы свидетельствуют, что многие названия и девизы Петр I и его помощники заимствовали из популярных западноевропейских гербовников и эмбелематических сборников. Роль основного издания, безусловно, сыграла книга «Символы и эмблематы», выпущенная в Амстердаме (1705) по специальному заказу Петра; изложенная на четырех языках, в том числе и русском, она содержала 840 рисунков с девизами и краткими аннотациями, разъяснявшими систему символико-аллегорических элементов.
Появлялись и шуточные, озорные названия: «Перинная тягота», «Заячий бег», «Цвет войны», «Ветер», «Безбоязнь», «Страх», «Весы», «На столе три рюмки», «Отворенные врата» (последнее означало открывающийся для России путь в южные моря).
Так как большинство приглашавшихся из-за границы кораблестроителей и офицеров-моряков не знали русского языка, для большего взаимопонимания многие корабли носили по два и более названий, чаще всего русское и его перевод на голландский, английский, немецкий, французский языки, например, «Баран» — «Трумель», «Еж» — «Игель», «Камень» — «Штейн». Имелись суда с тремя-четырьмя названиями: «Соединение» — «Уния» — «Ейнихкейт», «Безбоязнь» — «Сундербан» — «Сондерфрест» — «Ондерфрест», и даже с шестью: «Благое начало» — «Благословенное начало» — «Благое начинание» — «Гут анфаген» — «Гут бегин» — «Де сегел бегин».
Такое разноязычье, вполне законное, в духе тех лет, отражено многими официальными документами. Возможно, в некоторых случаях такая многоименность делалась и поощрялась Петром специально, в рекламных целях и для укрепления авторитета молодого флота.
Название построенного в 1700 году 58-пушечного корабля «Гото Предистинация» на русском языке означало «Божье сему есть предвиденье», но на корме писалось по голландски, чтобы смысл имени был более понятен европейским послам и специалистам; такое звучное и многообещающее оно имело глубоко символическое и политическое значение. Дело в том, что из соображений национального престижа постройка шла без помощи иностранных мастеров по чертежам самого Петра; этот первый «государев» корабль такого ранга создавался исключительно руками русских.
Царь придумал и кормовое украшение, которое органично сочеталось с названием — коленопреклоненная фигура апостола Петра, а за ним на фоне штилевого моря виднелись суда, по безоблачному небу летел голубь, неся в клюве миртовую ветвь. Аллегорический смысл композиции ясен: предвидение превращения России под управлением Петра в сильную морскую державу и желание скорейшего мирного разрешения войны. Впрочем, голландский атташе Ван дер Гултс, присутствовавший на спуске корабля, указал в донесении о возрастающей мощи русского флота и упомянул о постройке «очень красивого корабля» — «Явление Петра». Для него и Европы это действительно было «явление» рождение русского регулярного флота.
При строительстве крупных кораблей правило «расшифровки» названий через композиции носовых фигур и кормовых украшений стало обязательным. Чертежи, рисунки, гравюры, модели, декоративные убранства нередко дают ключ к пониманию значения каждого названия. Следует выделить ряд названий, которые еще юный царь давал первенцам различных классов кораблей.
- В 1694 году он приказал послать из Архангельска в Голландию груженные товарами два единственных военных судна — «Святой Павел» (хранитель ключей от рая, в данном случая подразумевались ключи от моря) и «Святое пророчество». Именно кораблям с такими «пророческими» названиями выпала честь первыми нести славу России по чужим морям.
- Самой первой и лучшей из спущенных в 1696 г. на Воронежской верфи галер Петр дал название «Принципиум», что в переводе с латыни означало «Начало», так отметив рождение русского галерного флота; на этом корабле царь возглавил «морской караван», направляющийся на штурм «Азова», на нем он составил «Указ по галерам», явившийся прообразом будущего первого «Морского устава».
- В 1702 г. русские войска взяли штурмом крепость Нотебург, что фактически означало следующее: после десятилетней борьбы Россия, наконец, вышла к Балтийскому морю. Двуглавый орел, изображенный на царском штандарте, держал в клювах и когтях карты уже принадлежавших России морей: Белого, Каспийского, Азовского, Балтийского. В 1703 г. это событие было отмечено постройкой первого фрегата Балтийского флота 28-пушечного «Штандарта».
- Первым линейным кораблем, построенным на Санкт-Петербургском Адмиралтействе, стал спущенный в 1712 г. 54-пушечный корабль «Полтава», названный в память о победе в крупнейшем сухо путном сражении со шведами.
- Окончание изнурительной Северной войны (1700-1721) отмечено в истории России появлением на Балтике нового 74-пушечного линейного корабля «Ништадт», названного так в честь финского города, где был заключен мирный договор.
Памятные исторические события Петр I отмечал именами кораблей, заставляя их служить славе русского флота, воспитанию патриотизма.
Вместе с тем, он мог позволить себе придумать и такие «нестандартные» названия, как «Бир-Драгерс» («Пивоносец»), «Вейн-Драгерс» («Виноносец»), «Гут-Драгерс» («Добрый вестник»), «Благодарованный триумф»; существовали и названия и на иностранный манер — «Флигель-Фам» («Летящая слава»), «Ягд-Хунд» («Охотничья собака»), «Винд-Хунд» («Борзая»).
58-и пушечный корабль «Гото Предистинация» («Божье предвидение»)
Во время создания Балтийского флота все больше появлялись черты национальных традиций, реже встречались эмблематические имена, на смену которым приходили более конкретные, обладавшие определенным духовным смыслом.
В начале XVIII века родилась традиция номинации, в которой отмечалось возвращение России на берега Балтики, освобождение исконно русских земель, возведение городов; в 1703 г. на Олонецкой верфи начали строиться фрегаты «Петербург», «Кроншлот», «Дерпт», «Нарва». Логическим продолжением этих названий можно считать «Ригу», «Выборг», «Пернов», «Ингерманланд», «Москву», «Астрахань», «Дербент» — все они выражали любовь россиян к Родине, гордость за возвращение своих исконных территорий.
Еще более широко использовались названия-топонимы при строительстве судов Каспийской флотилии в 1724 г., начало другой традиции положили первые традиции армии и флота; памятью о славных петровских баталиях стали корабли «Азов», «Полтава», «Лесное», «Гангут».
Первые русские Боевые галеры
Галеры относятся к морским парусно-гребным судам, где в качестве основной движимой силы были весла, приводимые в движение рабами, каторжниками или самими воинами. Имелись в конструкции и две три мачты с косыми парусами. Не смотря на то, что галеры использовались как торговые суда, первоочередное их назначение боевое, из-за их скорости, огромной для своего времени. Именно галеры рекордсмены по продолжительности своего существования в составе вооруженных сил своих государств, они просуществовали около полутора тысяч лет.
Галера «Двина» Россия 1721 год
Первая галера прибыла из Нидерландов в разобранном виде в конце семнадцатого века в Архангельск, но царь велел отправить ее в село Преображенское не собирая. Так эта галера стала образцом для создания еще двадцати двух судов, вставших в состав эскадры под флагами адмирала Лефорта, образец также встал в строй.
Боевое крещение
После неудачной осады Азова в 1695 году, Петр особенно загорелся созданием флота способным вести битвы с моря. Все из-за турецкого флота, который подвозил запасы к Азову по морю. За зиму построив 23 галеры по голландскому образцу, 2 галеаса, 1300 стругов, 3 сотни лодок, 4 брандера, к весне был готов новый поход.
В мае русская флотилия под командованием императора появилось под Азовом, блокируя подвоз припасов с моря и суши, после ожесточенной осады турки все-таки сдались. Это была первая победа России, одержанная благодаря усилиям флота, но настоящие битвы были еще впереди.
Битва у мыса Гангут
Одна из исторически важных морских побед была в Гангудском морском бою. Серьезная шведская группировка в составе тридцати судов, половина из которых были линейными фрегатами, была разгромлена 20 русскими судами преимущественно галерами. Петр сразу понимал, что победить вооруженного до зубов, опытного и превосходящего числом противника, лобовой атакой не взять. Самоуверенность шведов сыграла с ними злую шутку, Петр ввел противника в заблуждение, начав строить переволоку, для перетаскивания галер через перешеек. Шведский вице-адмирал Ватранг решил, что русские хотят перебросить свои силы, дабы напасть с тыла и незамедлительно отправил часть кораблей им навстречу, а часть в резерв. На руку русским сыграла и погода, установившийся перед битвой штиль сковал парусные суда, серьезно ограничив их подвижность. Застигнутые врасплох шведы не успели сгруппироваться, а прибывшие на помощь корабли контр-адмирала Таубе спешно ретировались, посчитав, что на них выдвинулась вся русская флотилия.
Цари и небожители
Петр I сам утверждал и придумывал название кораблям и судам, выбирал дни закладки и спуска на воду, что уже само по себе не могло не сказаться на использовании корабельных имен в идеологической политике; главная ее цель заключалась в поддержании господствовавшего тогда мировоззрения, пропаганде существовавшего общественно-политического строя.
Здесь тесно переплетались две тенденции — «крещение» кораблей религиозными названиями и теми, которые давались в честь царствующих особ. На этих именах воспитывались верноподданические чувства народа, представления о незыблемости монархии, божественном происхождении власти. Суда, названные в честь представителей дома Романовых, отличались особо богатым убранством — это «Принцесса Анна», «Принцесса Елизавета», «Наталья» (в честь матери Петра I), «Лизет» (в честь дочери Петра I — Елизаветы), крупнейший 100-пушечный корабль носил имя «Петр I и II».
Идея культа царской фамилии и церкви способствовала формированию традиции присвоения кораблям названий в честь святых, дни чествования которых совпадали с днем рождения или тезоименитством членов царского дома; не забывались торжества по случаю вступления на престол, совершеннолетия августейших отпрысков и, конечно же, в честь многочисленных божественных покровителей государства, армии и флота. Специально для таких случаев приурочивались закладки или спуски кораблей на воду; вот лишь некоторые из них: «Святая Екатерина», «Святой Андрей», «Святой Петр», «Святой Илья».
Или первые корабли из г. Архангельска (1715): «Гавриил», «Рафаил», «Селафаил», «Варахаил», «Архангел Михаил», «Ягудиил».
К религиозным названиям в честь святых относились прежде всего те, в дни которых происходили или становились известными какие-либо примечательные события; так, корабль «Исаак-Виктория» получил название в честь святого Исаакия, когда пришло известие о победе русской эскадры над шведами в 1717 г. Гангутская (1714) и Гренгамская (1720) победы произошли 27 июля, в день святого Пантелеймона, что дало повод спустить на воду ровно через год корабль «Пантелеймон-Виктория».
Полтавское сражение произошло в день святого Самсона, поэтому он был причислен к покровителям русского воинства, в результате на флоте появился фрегат «Самсон».
Древнейшие времена
Фактически история кораблестроения берет свое начало от небольших долбленых челнов, которые люди использовали для освоения рек и озер в незапамятные времена. Поначалу водоемы были для них исключительно охотничьими угодьями, а с развитием судостроения превратились в удобные транспортные артерии для перевозки грузов.
История кораблестроения уходит в глубокую древность, так как самые примитивные суда появились задолго до изобретения колеса, а значит и повозки. Человек начал осваивать море на самой заре своего развития. В мифологии можно встретить множество описаний путешествий по воде, нередко в них детально описывается, как люди оснащали и строили самые первые суда. Обязательно указывалось, что в этом была воля богов. Именно так обстояли дела и с Ноевым ковчегом.
История кораблестроения с древних времен фактически берет свое начало с челна, обнаруженного в районе голландского Гронингена. Приблизительно он был построен в 6 315 году до нашей эры. Уже за две с половиной тысячи лет до нашей эры морские и речные суда отличались разнообразием. Отдельные корабли и лодки делали для перевозки пассажиров и транспортировки грузов.
В движение их приводили с помощью весел, шестов и парусов. Тогда суда были преимущественно торговыми, военными и рыбацкими. Со временем появились и аналоги современных яхт, которые использовались для отдыха.
Например, император Калигула, правивший в I веке нашей эры, приказал построить судно для развлекательной поездки по озеру Нэли. Именно так историки объясняют необычную конструкцию корабля, который был плоским и широким, а его внутренний настил выложен мраморной плиткой.
Покупки и трофеи
В период царствования Петра Балтийская эскадра пополнялась кораблями, купленными за границей: «Страфорт», «Оксфорд», «Лансдоу», «Рандольф» , «Святой Яков», «Армонт», «Перл», «Леферм» и другие. Несмотря на боевые заслуги некоторых из них, эти имена в дальнейшем не передавались другим кораблям. Правда, есть судно, оставившее о себе память на карте Финского залива — в честь погибшего в ненастную погоду (1719) фрегата «Лондон» одна из котлинских мелей называется Лондонской.
Другой путь пополнения флота — боевые трофеи: всего за годы Северной войны русские захватили около 50 различных кораблей и судов среди них «Вахмейстер», «Астрильд», «Елефант», «Гедан», «Есперанс» и т.д. Большинство из них вошло в состав российского флота без изменения названий; более того, впоследствии некоторым новым судам передавались имена трофейных: «Вместо взятого в 1719 г. фрегата «Вахмейстер» сделать вновь фрегат тем же именем во столько ж пушек, во сколько тот взятый фрегат был» — гласил указ Адмиралтейств-коллегии от 18 августа 1728 г.
Традиции оставлять трофейные корабли под прежними именами про держались в военном флоте довольно долго: достаточно вспомнить те, которые плавали и воевали под русским флагом «Бриллиант» (год пленения корабля — 1734-й), «Родос» (1770), «Принц Густав» (1786), «Венус» (1789), «Ретвизан» (1790), «Сед-ель-Бахр» (1807), «Фалк» (1808), «Эмгейтен» (1808) и другие.
Корабли петровских времен
Разновидности славянских судов
В XII веке на Руси начали строить первые палубные суда. Они были предназначены для размещения воинов.
Известно, что у славян были самые разные суда. Например, одно из самых известных — шитик. Это плоскодонное судно с навесным рулем, которое было оснащено веслами и мачтой с прямым парусом.
У карбаса было две мачты, которые несли шпринтовые или прямые рейковые паруса. Три мачты имела поморская ладья, парус у нее был прямой.
Занятной яйцевидной формы была подводная часть корпуса раньшины. За счет этого она могла плавать даже при сжатии льдами, так как в этом случае ее буквально выдавливало на поверхность. Судно не подвергалось деформации, а при расхождении льдов вновь могло погрузиться в воду.
XVIII-XIX века
После смерти Петра I в истории развития кораблестроения России наметилось некоторое затишье, но оно сменилось новым подъемом во второй половине XVIII века. Его итогом стало создание полноценного Черноморского флота.
В XIX веке появилась классификация судов, которая была технически обоснована. Во времена правления императора Александра I судостроительные работы сокращались, активно велось только речное судостроение. В то время как раз появилась расшива — совершенное для своего времени деревянное грузовое судно.
В 1815 году был спущен на воду первый рейсовый пароход, который начал курсировать между Петербургом и Кронштадтом.
В 1830 году в столице российской империи было введено в эксплуатацию грузопассажирское судно «Нева», которое имело и паруса, и две паровые машины. В 1838 году успешно прошел испытания на Неве первый на планете электроход. Через десять лет инженер-генерал Иван Афанасьевич Амосов построил первый винтовой фрегат, который назвали «Архимед».
Энтузиаст корабельного дела
И развалилось бы едва начавшееся дело, если бы не упорство и настойчивость главного «прораба» ─ Афанасия Ордин-Нащокина. Именно его стараниями удалось привлечь к работе голландских мастеров, а им в помощь из Коломны и Дединова пригнать три десятка местных плотников. Кроме того, он же сумел отыскать подходящих кузнецов, пушкарей, а также резчиков по дереву и мастеров канатного дела. Бояре же «отблагодарили» его за это злобной травлей, считая выскочкой и потворщиком пустых затей. Игнорируя доброе начинание, они старались всеми силами унизить и оклеветать его реального исполнителя.
Средние века
История кораблестроения в средние века на Руси отличается появлением организованного судостроения. Считается, что оно возникло в XV веке, когда верфь для промысловых судов была основана на базе Соловецкого монастыря.
В XVI-XVII веках запорожские казаки начали массово строить «Чайки», на которых отправлялись в рейды на турок. Методика была схожа с той, что применяли киевляне. Они стремились увеличить размер судна к середине. Для этого при долблении, с боков прибивали несколько досок.
Новые центры в истории кораблестроения в России появляются при Иване Грозном при взятии им Астрахани и Казани. При Борисе Годунове были предприняты первые попытки основать военный флот. Правда, они потерпели неудачу.
В 1634 году на верфи в Нижнем Новгороде было построено первое в нашей стране морское судно зарубежной конструкции. Это сыграло важную роль в истории развития кораблестроения. Это был корабль под названием «Фридерик». К 1669 боярином Ордин-Нащокиным было завершено строительство судна «Орел».
Государево повеление
Появлению в России первого военного корабля «Орёл» предшествовали вполне мирные события. В 1664 году персидский шах Аббас II даровал российским купцам право беспошлинно торговать в его владениях. Этот знак доброй воли открывал перед Россией широкие возможности, но для их реализации предстояло решить весьма существенную проблему ─ обеспечить безопасность торговых судов на их пути через Каспий. Для этого требовался военный флот, которого тогда ещё не было, но который следовало построить.
С чего-то нужно было начать, и правивший в те годы государь Алексей Михайлович ─ отец Петра I (его портрет приведён ниже) ─ отдал повеление возвести рядом с деревней Дединово, что недалеко от того места, где Москва-река впадает в Оку (126 вёрст от столицы), судостроительную верфь, рассчитанную на постройку крупных судов. Одновременно с этим надлежало, взяв за основу западные образцы, начать закладку фрегата. Так, волею государя Алексея Михайловича был заложен корабль «Орёл», положивший начало всему будущему флоту России.
Корабль «Крепость»
«Kрепость» — первый русский военный корабль, вышедший в Черное море и посетивший Константинополь.
Построен в Паншине, недалеко от устья Дона. Длина — 37,8, ширина — 7,3 метра, экипаж — 106 человек, вооружение — 46 орудий.
Летом 1699 года «Крепость» под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы, а всей русской эскадры у Керчи вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был заключен мирный договор. Этот поход «Крепости» примечателен еще и тем, что русские моряки впервые произвели гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты, а также составили первые планы Крымского побережья.
Во время стоянки в Константинополе на борту «Крепости» побывали многие турецкие и зарубежные специалисты, давшие высокую оценку русскому судостроению. В июне следующего, 1700 года, корабль «Крепость» с 170 русскими пленными возвратился из Турции в Азов.
Шлюп «Мирный»
«МИРНЫЙ», парусный военнный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году строилось для флота вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу» При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М. П. Лазарев. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус — дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.
Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью — 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.
Размеры шлюпа «Мирный» согласно чертежу №. 21, хранящемуся в Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина -120 футов (36.6 м), ширина — 30 футов (9,15 м). осадка — 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».
Военное судостроение
На протяжении второго десятилетия XXI века, говоря о развитии судостроения в стране, в первую очередь, речь идет о военном флоте. На военно-морскую технику приходится до 70 процентов всех заказов, поступающих на заводы. При этом значительная часть военных кораблей отправляется на экспорт.
По обеспечению мира военными кораблями Россия сейчас занимает второе место в мире после США, на ее долю приходится 12% в мировом военном кораблестроении.
В настоящее время судостроительные предприятия, которые пребывали в кризисе на протяжении 90-х и даже «нулевых» годов, обеспечены заказами в полной мере. При стабильном федеральном финансировании их загрузка сохранится как минимум до 2022 года. И это самые скромные прогнозы.
В начале тернистого пути
Ранним утром 14 ноября 1667 года, отслужив молебен и благословясь, как это принято у добрых людей, приступили к закладке судна. Однако на первых же порах новоявленные корабелы столкнулись с неожиданными проблемами. Начались они с того, что коломенский лес оказался непригоден для задуманного дела, и взамен оного пришлось возить брёвна из Мурома, где их заготавливали в вотчине местного архиепископа.
Кроме того, оплошали плотники. Привычные к строительству домов и церквей, они были беспомощны на корабельной верфи и не могли взять в толк, чего от них добивался не владевший русским языком Ламберт Гельт. Пришлось их отпустить с миром, а опытных плотников выписывать из той же Голландии.
Но главной помехой начатому делу был явный саботаж со стороны боярской верхушки, по мнению которой строительство корабля «Орёл» было не решением насущной проблемы того времени, а лишь минутным капризом государя. Да и вообще, в создании военного флота бояре не видели никакого проку. Рассуждали они примерно так: «Отцы-деды жили без него, и мы проживём».
Казанский поход. 1552
Карта осады и взятия Казани. 02.10.1552 г.
В этой кампании, результатом которой стало присоединение Казанского ханства и окрестных татарских владений к Московскому государству, струги сыграли ключевую роль в перевозке войск, снаряжения и припасов по Волжской водной системе от Коломны (100 км от Москвы) до Казани и обратно. На них было доставлено 150 орудий русской осадной артиллерии, многие из которых уже тогда поражали современников своими размерами и весом. Их транспортировку, равно как и довольствие для войск, обеспечивала судовая рать. О ее численности, организационной структуре и характере комплектования точных данных нет. Ясно одно: людей и стругов для обеспечения всего Казанского похода не хватило бы, а активную роль в снабжении русских осадных войск играли купцы, доставлявшие на своих кораблях множество товаров.
Быстрота постройки и примитивизм стругов чуть было не обернулись для московского войска катастрофой: 24 августа 1552 г. поднялась сильнейшая буря, которая сопровождалась 12-часовым ливнем, что привело к затоплению многих судов с припасами. Впрочем, новая партия быстро построенных на реках Упа, Ока и Волга стругов нивелировала последствия природного катаклизма, и активное снабжение продолжилось единственно возможным водным Волжским путем. После успешного завершения кампании судовая рать начала возвращать основные силы русских войск домой.
Старинная Казань. Иллюстрация, опубликованная в «Живописном журнале». Париж, 1843
Современное состояние
После распада Советского Союза все судостроение оказалось в кризисе. Например, к 2000 году количество списанного транспортного флота превысило число новых судов в 13 раз. Более того, большинство заказов на новые суда отечественные заказчики были вынуждены размещать на зарубежных верфях.
Ситуация начала исправляться с 2007 года, когда Владимир Путин подписал указ о создании Объединенной судостроительной корпорации. Ее основной целью стало как раз гражданское судостроение. Также была принята федеральная целевая программа.
Продолжение мытарств
В таком праздничном и нарядном виде фрегат простоял у стенки судостроительной верфи ещё целый год, прежде чем смог отправиться в своё первое плаванье. Причина заключалась всё в той же медлительности и нерадивости сухопутных российских чиновников, продолжавших по-прежнему всеми доступными способами мешать делу.
Пока тянулись проволочки, местные жители успели разворовать многие железные и медные детали корабля, которые пришлось делать заново. Когда же Афанасий Ордин-Нащокин обратился в пушкарский приказ с просьбой прислать кузнецов, чтобы заново изготовить утраченное, то получил отказ. Только вмешательство самого государя заставило приказных дьяков направить в Дединово кузнеца, и то лишь одного. Голландцы хмуро взирали на происходящее вокруг, ругались на непонятном языке и грозились уехать на родину…