Истребитель модели Су-27СМ являет собой качественно новую и глубоко модернизированную версию самолета типа Су-27. Наиболее существенные отличия в этих машинах коснулись рулевой системы и системы боевой комплектации. В состав вооружения новой машины были включено качественно новое вооружение, которое может поражать объекты как на земле, так и над морем. Также новый самолет оснащен радиолокационной системой последнего поколения, которая позволяет отслеживать объекты.
Кроме того, пилоты имеют нашлемную систему, которая позволяет указывать цели. Данный самолет является достаточно новой и прогрессивной машиной, тем более что она может выполнять очень сложные летные маневры, которые не под силу ни одному иностранному аналогу. Самолет типа Су-27СМ поступил на вооружение в РФ только в 2009 году.
Фотографии
История создания
3.1 Начало разработок
В конце 60-х в нескольких государствах стартовали разработки истребителей четвертого поколения. Пионерами в этом стали Соединенные Штаты Америки, которые в 1974 году выпустили в серию истребители F-15B и 15A «Eagle».
Советский Союз ответил на это открытием конкурса на разработку перспективного фронтового истребителя, в котором приняли участие три КБ. Опытно-конструкторское бюро Сухого сначала не участвовало в проекте, так как было загружено другими разработками. Но в 1969 году в ОКБ Сухого выполнились первичные проработки по перспективным фронтовым истребителям, а спустя еще два года начались работы над изделием Т-10. Так как идея интегральной компоновки планера с треугольным крылом понравилась не всем, то в Центральном аэрогидродинамическом институте в аэродинамической трубе прошли испытания примерно 15 моделей, отличающиеся друг от друга по компоновке. После этого произошло возвращение к первому проекту, но при этом началась проработка самолета с обычной схемой, двухкилевого высокоплана с находящимися по бокам воздухозаборниками. Такой вариант стал рассматриваться из-за компоновки планера F-15, США.
Ведь от создаваемого истребителя в основном требовалось обеспечивать главенство в небе, а в этом с ним будет соперничать этот планер, который также станет его вероятным противником.
В тактике боя в небе был предусмотрен и ближний маневренный бой, который являлся главным элементом боевого применения самолета.
В 1972 году из конкурса выпали проекты Як-45 и Як-47. Конструкторское бюро МиГ предложило произвести раздел программы перспективного фронтового истребителя и одновременно работать над легким и тяжелым самолетом при наибольшей унификации оборудования, что позволит сделать процесс производства менее затратным и более быстрым. Также легкому и тяжелому истребителям будет дан свой спектр задач.
3.2 Принятие на вооружение
Серийно выпускаться истребитель Т-10С стал в 1981 году на 126 заводе (Комсомольск-на-Амуре). Неофициально поступать на вооружение Су-27 начали в 1982 году, а официально – через восемь лет, после исправления недостатков, обнаруженных при испытаниях. К этому времени истребители уже использовались свыше пяти лет. В авиации противовоздушной обороны Су-27 было присвоено обозначение Су-27П, перехватчик, а в военно-воздушных силах — Су-27С, серийный. Перехватчик не мог стрелять по целям, находящимся на земле, из-за того что имел более простое оборудование.
Продолжение «двадцать седьмого»
С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого» на заводах в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске и Новосибирске, было выпущено порядка полутора тысяч самолетов Су-27 и его модификаций, а также современные Су-30, Су-33, Су-34, Су-35.
Истребитель Су-30 стал дальнейшим продолжением «двадцать седьмого». Среди его новинок – радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Это обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение целей на больших дистанциях и в ближнем бою. Кроме того, Су-30 оборудованы мощными средствами радиоэлектронной борьбы для самообороны, как от вражеских истребителей, так и от систем ПВО. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году эксплуатацию этих самолетов начали и «Русские Витязи».
Истребители Су-30 всегда имели огромный успех на международном рынке, было создано множество экспортных модификаций: МКК – для Китая, МКМ – для Малайзии, МК2В – для Вьетнама, МКИ – для Индии. Непосредственно и сам Су-27 имел большой коммерческий успех в мире. Экспортные модификации – Су-27СК и Су-27УБК – производятся с 1991 года, а с 1998 года в Китае организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением F/J-11.
Самые молодые «наследники» Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлены новая информационно-управляющая система, новейшая РЛС «Ирбис», за сверхманевренность отвечают еще более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.
Истребитель-бомбардировщик Су-34 может нести всю номенклатуру средств воздушного поражения, при этом атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Отличительная черта этих машин – необычная для «сушек» кабина пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов решено было посадить летчиков рядом, а не друг за другом. «Нос» самолета стал шире, чем у Су-27. За такую своеобразную форму носа пилоты прозвали Су-34 «утенком».
Спустя 40 лет в небе «двадцать седьмой» все еще невозможно назвать устаревшим. Созданный по самым передовым технологиям своего времени, он прослужил не одно десятилетие, стал крепким фундаментом целой династии отечественных истребителей и заложил основы для рождения будущего воздушного бойца ВКС РФ – первого российского истребителя пятого поколения Су-57.
Вооружение и оборудование
Импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция Н001 имеет квантовую оптико-локационную станцию, оснащенную лазерным дальномером 36Ш, способным сопровождать цели в простых погодных условиях с высокой точностью. Также у РЛС есть антенна Кассегрена диаметра 1076 мм, которая может находить цели на земле и в воздухе при активных помехах. У оптико-локационной станции есть возможность сопровождать цель, находясь невдалеке от нее, при этом, не нарушая маскировку истребителя и не совершать радиоизлучение. Данные от оптико-локационной и бортовой радиолокационной станций идут на рамку индикации на лобовом стекле и индикатор прямой видимости.
4.1 Режим воздух-воздух
Для воздушных целей, при минимальных их скоростях в 210 км/ч, с вероятностью 0.5, минимальная разница носителя и цели 150 км/ч.
- Дальность обнаружения целей: класса истребитель (эффективная площадь рассеяния — 3 м² на средней высоте, свыше 1000 м), ЗПС – 25 — 35 км, ППС – 80 — 100 км, 150 км при работе в режиме дальнего обнаружения
- Нахождение до десяти целей
- Поражение одной цели
- Наведение до двух ракет на одну цель
4.2 Режим воздух-земля (только для Су-30, Су-27СМ)
- Возможно картографирование поверхности: обнаружение целей над водой и на земле в режиме картографирования с синтезированием апертуры антенны с высоким и средним разрешением, режиме картографирования реальным лучом, движущихся целей в режиме их селекции. Измерение и сопровождение координат на земле.
- Обнаружение в режиме селекции движущихся целей танка с эффективной площадью рассеяния 10 м² и свыше, передвигающегося при 15—90 км/ч
- Дальность обнаружения, км: авианосца – 350, эффективная площадь рассеяния (ЭПР) — 50000 м²; ракетного катера – 50-70, ЭПР — 500 м²; эсминца – 250, ЭПР — 10000 м²; катера – 30, ЭПР — 50 м²; железнодорожного моста – 100, ЭПР — 2000 м².
- Наработка на отказ 200 часов.
Интересные факты
— Фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачева» впервые была выполнена именно на Су-27. При этом она была выполнена летчиком-испытателем Игорем Волком, однако широкую популярность получила после того, как летчик-испытатель Виктор Пугачев продемонстрировал возможности самолета на Ле-Бурже в 1989 году. Именно тогда за ней закрепилось это название.
— Долгое время на истребителях Су-27 выступала пилотажная группа «Русские витязи». Позже летчики получили самолеты Су-30СМ и Су-35.
— Для изготовления Су-27 не использовались композитные материалы, зато 30 процентов планера и консолей изготовлены из титана.
— В США два Су-27 принадлежат частным лицам.
— Визуально Су-27 можно отличить по одноколесной передней стойке шасси (кроме Су-27К), визиру оптико-локационной станции (Су-27СМ, Су-27СМ3). Кроме того, у Су-35 нет выдвижного тормозного щитка за кабиной и чуть уменьшена площадь вертикального оперения, а Су-30 (кроме версии Су-30МК) имеет переднее горизонтальное оперение, которое отсутствует на Су-27УБ.
Модификации
- Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — основная серийная модификация, одноместный истребитель-перехватчик Военно-воздушных сил.
- Су-27СК (1991) – вариант на экспорт одноместного Су-27 (Су-27С).
- Су-27СМ (2002) — модернизация. В основном она затронула систему управления вооружением истребителя.
- Су-27СМ3 – основана на базе задела экспортных Су-27К, произведено 12 самолетов. Главные изменения следующие: усилен планер, появились двигатели АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс, имеются дополнительные точки подвески.
- Су-27СКМ (2002) – вариант Су-27СМ для продажи зарубежным государствам. По характеристикам похож на Су-30МК2, Су-30МКК.
- Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик, предназначенный для войск противовоздушной обороны. Сбивает только воздушные цели.
- Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — учебно-боевой двухместный истребитель. Необходим для обучения полетам на Су-27, в его носовой части находится радиолокационная станция РЛС Н001. Производится с 1986 года.
- Су-30 (Су-27ПУ) — двухместный самолёт целеуказания и наведения. Основан на Су-27УБ. Одновременно могут наводиться четыре перехватчика Су-27.
- Су-27УБК – вариант Су-27УБ для продажи зарубежным государствам.
- Су-33 (Т-12, Су-27К) (Flanker-D) — палубный одноместный истребитель со складными консолями крыльев. Производится с 1992 года.
- Су-33УБ (Т-12УБ, Су-27КУБ) — палубный учебно-боевой истребитель. Отличается расположением сидений бок-о-бок.
- Су-34 (Су-32ФН, Су-27ИБ) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик, в котором сиденья находятся в позиции плечом к плечу. Необходим для стрельбы по надводным или наземным объектам с высокой степенью защищенности в любое время суток. Всепогодный. Функционал такой же, как у истребителя F-15E, производства США. Первый полет выполнен весной 1990 года.
- Су-35С (Су-35БМ) (Flanker-E+) — многоцелевой истребитель. В отличие от Су-27М у него есть двигатели с системой управления вектором тяги, и нет горизонтального переднего оперения.
5.1 Украинские модификации
- Су-27УБ1М – модернизация Су-27УБ.
- Су-27УП1М – модернизация Су-27УП.
- Су-27С1М – модернизация Су-27С.
- Су-27П1М – модернизация Су-27П.
Проигрышный элемент апгрейда Су-27СМ3: обновление для галочки. Туманные перспективы поколения 4+
В ситуации, когда представители оборонного ведомства столь враждебного по отношению к Москве государства Восточной Европы, как Польша, находятся практически на финишной прямой относительно заключения с военно-промышленной корпорацией «Lockheed Martin» многомиллиардного контракта на закупку 32 перспективных малозаметных истребителей F-35A, а временное британо-японское объединение «MBDA — Mitsubihi Electric Corporation» кропотливо работает над аппаратно-программной интеграцией уникальной японской активной РГСН с АФАР в состав оборудования ракеты сверхдальнего воздушного боя »Meteor» (в рамках проекта JNAAM), особую остроту начинает приобретать вопрос расширения возможностей бортовых радиолокационных средств и ракетного вооружения класса «воздух-воздух» для тактической авиации ВКС России.
Принимая во внимание обнадёживающую информацию от начальника монтажно-испытательного производства Иркутского авиационного завода Андрея Балчугова о запуске программы глубокой модернизации истребителей переходного поколения Су-30СМ до версии «СМ1» (с заменой существующей БРЛС «Барс-Р» на более «дальнозоркий» вариант, возможно, вариант Н035 «Ирбис-Э»), можно прийти к выводу, что Минобороны России и ПАО « делают сегодня всё возможное для придания Воздушно-космическим силам РФ если не превосходства, то хотя бы уверенного паритета с Объединёнными ВВС стран НАТО. Тем не менее, учитывая нерадужные прогнозы относительно будущих темпов обновления истребительного авиапарка ВКС перспективными авиационными комплексами Су-57, способными на равных противостоять «Рапторам», «Лайтнингам», а также относительно «разморозки» проекта ракеты воздушного боя с прямоточным воздушно-реактивным двигателем РВВ-АЕ-ПД, вышеуказанный вывод, основанный на одном лишь развитии линейки Су-30СМ, едва ли можно считать объективным.
Даже если предположить, что суммарное количество машин Су-30СМ/СМ1, поступивших в строевые части ВКС и морской авиации ВМФ России, к 2022 году приблизится к 150—170 ед., а Су-35С — 100 ед., любое утверждение об их способности перехватить инициативу в борьбе за господство в воздухе на балтийском или центральноевропейском театрах военных действий будет наталкиваться на жестокую реальность, обусловленную значительным численным и частичным технологическим превосходством тактической авиации ОВВС и ОВМС НАТО и США. В частности, одни только ВВС Франции, Великобритании, Норвегии и Швеции и Польши в случае эскалации крупного конфликта на европейском ТВД после 2022 года могут задействовать в операции по формированию противовоздушного «заслона» над Северным морем, а также южной и юго-западной частями Балтийского моря порядка:
— 50—70 многофункциональных истребителей «Rafale» F3R, оснащённых современными БРЛС с АФАР RBE-2AA, а также адаптированных к применению УРВБ MBDA «Meteor»;
— 80—100 многоцелевых истребителей EF-2000 «Typhoon», большая часть которых к тому времени получит АФАР-радары «Captor-E» от «Selex» c аппаратной поддержкой ведения радиоэлектронной борьбы в версии «Radar 2 configuration» и механическим приводом доворота полотна АФАР в азимутальной плоскости (ранее классическая архитектура АФАР предусматривала лишь неподвижное полотно), а также возможность применения «прямоточных» «Метеоров» в версии программного обеспечения КУВ истребителя Block 15;
— 100 многофункциональных истребителей «Грипен» в модификациях JAS-39C/D стандарта MS20 и JAS-39E/F «Gripen-NG» (второй вариант получит перспективный АФАР-радар с увеличенными энергетическими возможностями ES-05 «Raven»);
— более 50 истребителей 5-го поколения F-35A/B, оснащённых наиболее продвинутыми РЛС с активными ФАР AN/APG-81 (наделены опцией РЭБ благодаря задействованию нескольких групп приёмо-передающих модулей), а также инфракрасными комплексами обнаружения атакующих ракет и удалённых теплоконтрастных целей AN/AAQ-37 с распределённой апертурой (представлены 6 ИК-датчиками, распределёнными по планеру машины).
Здесь стоит добавить, что специалисты британского подразделения оборонного концерна MBDA уже приступили к адаптации аэродинамической схемы ракет «Meteor» для размещения во внутренних отсеках вооружения малозаметных истребителей F-35A и F-35B, что лишь усложнит и без того непростой расклад для наших «сушек», лишенных перспективной ракеты РВВ-АЕ-ПД. Вышеуказанный список тактической авиации противника можно смело дополнить ещё и несколькими сотнями палубных многоцелевых истребителей поколения «4++» F/A-18E/F «Super Hornet» Военно-морских сил США, которые будут переброшены к европейскому ТВД (Северное и Норвежское моря) в кратчайшие сроки. Здесь-то наши ВКС и столкнутся с заметным превосходством противника, для парирования которого 200—250 Су-30СМ/1 и Су-35С, а также 50 -100 новых МиГ-35, мягко говоря, будет недостаточно.
Очевидно, что в свете подобной перспективы «в рукаве» Минобороны России уже сегодня должен быть заготовлен беспроигрышный козырь, заключающийся в возможности оперативного наращивания потенциала ВКС в выполнении задач по завоеванию превосходства в воздухе за счёт обновления и незамедлительной отправки в строевые части ВКС сотен машин 4-го поколения. И, на первый взгляд, подобный козырь у нас уже имеется. Речь идёт о глубокой модернизации авиапарка истребителей Су-27С/П до уровня Су-27СМ3. Работы в данном направлении на регулярной основе проводятся специалистами Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ) начиная с 2010 года: изначально, в рамках контракта на сборку и усовершенствование 12 не поставленных Поднебесной машинокомплектов Су-27СК, заключенного между оборонным ведомством и ПАО « в 2009 году, затем, в соответствии со вторым контрактом на обновление 36 устаревающих строевых машин Су-27С/П, подписанным весной 2015 года.
Между тем, как бы неприятно это ни звучало для нас, но полноценная и своевременная реализация даже такой, казалось бы, стандартной для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации программы, вызвала значительные затруднения, связанные с недофинансированием, что впоследствии привело к пересмотру условий контракта 2015 года и сокращению количества подлежащих модернизации истребителей Су-27С/П с 36 до 10 машин. Переработка последней машины из последнего контракта в модификацию «СМ3» была завершена в 2018 году, о чём недавно сообщил журналистам РИА Новости директор КнААЗ Александр Пекарш (филиал ПАО «).
Но давайте попытаемся на мгновенье отбросить крайне болезненный для боевого потенциала ВКС расклад с сокращением заказа на модернизацию Су-27С/П и сосредоточиться на оценке технических возможностей обновленных Су-27СМ3 (ведь за 10-летний период существования программы в КнААЗ накоплен уникальный опыт опционального обновления «Сушек», который даёт возможность скорейшего возобновления программы после заключения новых контрактов, особенно, учитывая наличие значительного количества Су-27С/П на хранении и переработку ранних версий «СМ» в «СМ3»). Основываясь на информации, полученной от официальных источников, можно сделать вывод, что радиоэлектронная «начинка» подверглась радикальному обновлению.
Во-первых, кабина пилота получила более-менее современное информационное поле, представленное 4 многофункциональными ЖК МФИ, на которых отображается не только информация о тактической воздушной и наземной/надводной обстановке, получаемая от бортовой РЛС и сторонних источников посредством бортового комплекса обмена данными K-ДлАЭ/И, но и детальная информация о местоположении источников излучения противника (радиолокационных обнаружителей, РЛС подсвета и активных радиолокационных ГСН), получаемая современной интегрированной системой предупреждения об облучении Л-150 «Пастель». В отличие от устаревшей и обладающей низким разрешением СПО-15 (Л006) «Берёза» с лампочно-звуковым индикатором оповещения об облучении и классификацией лишь 6 типов РЛ-средств, «Пастель» может смело рассматриваться как полноценный элемент тактической радиотехнической разведки, способный идентифицировать до 128 излучающих источников благодаря наличию накопителя с должным объёмом памяти.
Программное и аппаратное обновление системы управления вооружением СУВ-27Э обеспечило возможность применения ракет класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ/РВВ-СД, оснащённых активными радиолокационными ГСН, а также широкой номенклатуры вооружения класса «воздух-поверхность», включая противорадиолокационные ракеты Х-31П и противокорабельные Х-31А/АД. Не поскупились в КнААЗ и на усиление конструкции планера с одновременным добавлением узлов подвески и установкой более мощных ТРДДФ АЛ-31Ф-М1, что обеспечило истребителю: превосходную тяговооружённость в 1,22 кгс/кг при нормальной взлётной массе (соответствует уровню лучших представителей 5-го поколения); возможность маневрирования с высокими перегрузками даже при конфигурации подвески «воздух-поверхность» (естественно, с умеренным количеством размещённых ракет семейств Х-38, Х-29 и Х31); а также незначительное снижение скорости иссякания боекомплекта.
Есть и такая деталь, которая омрачила все без исключения положительные качества данной модификации «Фланкера». Речь идёт о безнадёжно устаревшей бортовой РЛС типа Н001ВЭ с антенной решёткой Кассегрена, обладающей крайне низкой помехозащищённостью, посредственной дальностью «захвата» целей типа «Рафаль» или «Тайфун» (не более 90 км), а также невозможностью обнаружения сверхмалоразмерных воздушных объектов, которые благополучно обнаруживаются радарами «Барс» и «Ирбис». Единственным реальным достоинством этой РЛС является введение режима «воздух-поверхность» за счёт внедрения т.н. обводного канала.
В случае же появления на воздушном ТВД самолётов РЭБ EA-18G «Growler», располагающих АФАР-станциями генерирования прицельных ответных и шумовых помех AN/ALQ-249 NGJ Inc. 1, пилот Су-27СМ3 не сможет рассчитывать на получение достоверных данных о воздушной и наземной обстановках от собственной РЛС Н001ВЭ и вынужден будет полагаться лишь на терминал тактической связи К-ДлАЭ/И, который будет принимать данные либо от истребителей Су-30СМ/1 и Су-35С, либо от наземного комплекса воздушной связи НКВС-27, ретранслирующего информацию о тактической обстановке от самолётов ДРЛОиУ, а также иных средств целеуказания. В данном случае, всё будет зависеть от методов защиты радиоканалов обмена данными НКВС-27, охватывающих дециметровый частотный диапазон от 960 до 1215 МГц.
Бортовая АФАР-РЛС AN/APG-63(V)3 в составе БРЭО истребителя F-15C ВВС США
Опираясь на тот факт, что НКВС-27 использует принцип кодирования радиосигнала, совпадающий с аналогичным у бортовой станцией обмена информацией С-108 истребителя Су-35С (код Рида — Соломона с одновременной псевдослучайной перестройкой рабочей частоты), можно надеяться на то, что пилот Су-27СМ3 сможет сохранять ситуационную осведомлённость даже в условиях противодействия со стороны «Гроулеров»; но к сожалению, возможность применения ракет РВВ-СД будет сводиться лишь к наведению на источник помехи, поскольку дальность эффективного действия РЛС Н001ВЭ в условиях радиопротиводействия снизится более чем в 2 раза.
Ситуация может быть легко исправлена с помощью переоснащения Су-27СМ3 радарами «Барс/Ирбис», а также более мощными вспомогательными установками ВК-150 мощностью 120 л.с. в режиме энергоузла. К сожалению, возможность внедрения данного пункта в условия контракта на модернизацию семейства Су-27С/П ни единого раза не была упомянута нашими военно-дипломатическим источником, в то время как за океаном в самом разгаре программа переоснащения строевых F-15C/D «Eagle» и F-15E «Strike Eagle» на передовые радиолокаторы с АФАР AN/APG-63(V)3 и AN/APG-82(V)1.
Источники информации: https://bmpd.livejournal.com/3550821.html https://www.militaryaerospace.com/articles/2015/11/f-15-radar.html https://vpk.name/news/174483_afar_dlya_f15.html https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1491/72661/ https://bastion-karpenko.ru/su-27sm/
Экспериментальные самолёты
- Т-10 — прототип.
- Т-10С – усовершенствованный прототип.
- Су-27 – предсерийный вариант, оборудованный двигателями АЛ-31.
- Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-34 и Су-32ФН, в котором сидения находятся рядом. Необходим для стрельбы по надводным или наземным объектам с высокой степенью защищенности в любое время суток. Всепогодный. Первый полет выполнен весной 1990 года.
- П-42 (Т-10-15) – переоборудованы из Су-27. Во второй половине 80-х на них было совершен 41 мировой рекорд высоты полета и скороподъемности, зарегестрированный Международной авиационной федерацией. Довольно сильно уменьшен вес (наибольшая взлетная масса – 14,1 т), к тому же появились форсированные двигатели.
- Су-27М (Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель. Увеличена мощность ПГО и радара. На экспорт поставлялся под обозначением Су-35. У Су-35 несколько изменены состав оборудования и конструкция в зависимости от конкретного заказчика.
- Су-35УБ (Т-10УБМ) — учебно-боевой самолёт, основанный на Су-27М, Су-30 и Су-37. Произведен в одном экземпляре.
- Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оборудованными системой управления вектором тяги или, сокращенно, УВТ б/н 711. Основан на Су-27М с ПГО. Произведен один самолет.
МОДИФИКАЦИИ СУ-27
Семейство Су-27 насчитывает множество модификаций. Внутри данного семейства самолетов прослеживается четыре «линии»:
- одноместный истребитель Су-27,
- двухместные Су-27УБ (учебно-боевой) и Су-30 (предназначен для управления действиями групп истребителей);
- палубный истребитель Су-33 (для авиагруппы ТАВКР «Адмирал Кузнецов», произведено 26 единиц);
- фронтовой бомбардировщик Су-32ФН/Су-34.
Здесь будут рассмотрены модификации одноместного истребителя Су-27.
Т-10
Первые прототипы, так и не пошедшие в серию.
Су-27 (Т-10С)
Радикально модернизированный Т-10, фактически новый самолет, буква «С» обозначает «Серийный». Практически полностью изменена форма планера, установлено крыло с прямыми законцовками. Законцовки килей первых серийных Су-27 выполнялись прямыми, позже их стали делать скошенными, менялась форма центральной хвостовой балки, с килей исчезли противофлаттерные грузы. Максимальная взлетная масса самолетов поздней постройки возросла до 33000 кг, а дальность полета до 4000 км. На части самолетов вместо внешних пилонов установлены контейнеры с аппаратурой РЭБ (на торцах крыла).
Су-27П
Одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО. Из системы управления вооружением исключена возможность работы по земле; несколько изменен состав авионики.
Су-27СК
Серийная коммерческая версия истребителя Су-27. Выпускается с 1991 года на в г. Комсомольск-на-Амуре. Часто обозначается просто как Су-27К (ранее обозначение Су-27К было принято для палубных истребителей, но потом их переименовали в Су-33).
Су-27СКМ
Экспортный вариант Су-27СКМ разработан в середине 1990-х годов, от Су-27СК он отличается обновленным составом БРЭО, количество узлов подвески ракет увеличено до 12. Ракетное вооружение самолета дополнено УР «воздух — воздух» РВВ-АЕ, управляемым вооружением класса «воздух — поверхность», включая УР Х-29Т, противокорабельные ракеты Х-31 и корректируемые бомбы с лазерным наведением КАБ-500. Боевая нагрузка увеличена до 8000 кг. Добавлена возможность подвески на подкрыльевые узлы двух топливных баков емкостью по 2000 л.
Су-27М (Су-35)
Су-27М разрабатывался с 1988 г. как многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе, обладающий еще большей маневренностью, чем Су-27. Вместе с тем его ударные возможности стали более широкими, чем у Су-27. В 1993 году данный истребитель получил обозначение Су-35.
Проекции истребителя Су-35 |
Самолет выполнен по схеме «интегральный триплан» с передним горизонтальным оперением. В конструкции планера более широко, чем в предыдущих модификациях, применяются композитные материалы.
В килях большей площади размещены дополнительные топливные баки, вместимость внутренних баков возросла на 1500 кг. Истребитель получил возможность дозаправляться в воздухе. Убираемый топливоприемник смонтирован по левому борту перед кабиной.
Бортовая аппаратура РЭБ способна осуществлять как индивидуальную, так и групповую защиту. В ограниченном объеме самолет способен вести радиотехническую разведку. На нем установлены новая оптиколокационная станция и РЛС Н-011 с дальностью обнаружения целей до 400 км, способная одновременно сопровождать до 15 целей и выполнять пуск ракет по шести из них. Самолет способен применять управляемое вооружение «воздух — поверхность». Приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины».
Сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27 и относится к поколению «4++». Его проектирование начато в 2002 г. На Су-35 использованы технологии истребителя 5-го поколения, радикально усовершенствовано БРЭО. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ АЛ-41 увеличенной тяги с поворотными в двух плоскостях соплами. Истребитель оснащен РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».
Всего построено 12 Су-27М/Су-35, часть из них передана пилотажной группе «Русские Витязи». Однако в настоящее время программа строительства истребителей Су-35 закрыта.
Су-27СМ
В 2004-2009 годах для ВВС РФ были отремонтированы и модернизированы в вариант Су-27СМ 48 истребителей Су-27. По программе так называемой «малой модернизации» заменено приборное оборудование кабин, часть БРЭО (имеется возможность обнаружения наземных и надводных целей), доработан планер; самолет получил возможность применять управляемое вооружение «воздух — поверхность».
П-42
Максимально облегченный для установки мирового рекорда скороподъемности один из первых серийных Су-27 (Т-10-15), с целью снижения массы с самолета даже смыли краску. Взлетная масса уменьшена до 14100 кг, тяга каждого двигателя на форсаже увеличена до 29,955 кН. В 1986-1988 годах на П-42 установлено 27 мировых рекордов скорости и скороподъемности.
Т-10-20
Серийный Т-10-20 был доработан в вариант для побития рекорда скорости на замкнутом 500-км маршруте; мировой рекорд установлен не был. Самолет облегчили, на крыло установлены законцовки оживальной формы (по типу первых Т10), запас топлива увеличен до 12900 кг
Т-10-24
Серийный Т-10-24 был переоборудован в летающую лабораторию для оценки влияния переднего горизонтального оперения (ПГО) на устойчивость и управляемость.
Т-10-26 (ЛЛ-УВ (КС))
Еще одна летающая лаборатория для испытаний двигателя АЛ-31Ф с экспериментальным поворотным соплом. В нее был переоборудован Т-10-24.
Су-37
В 1995 г. Су-27М под № 711 был оснащен двигателями АЛ-31 ФП с тягой по 14510 кгс на форсаже и управляемым вектором тяги. Этот истребитель получил название Су-37.
Истребитель Су-37 |
Существенно были модернизированы авионика и система управления истребителем. Приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины», оснащенной четырьмя крупноформатными цветными дисплеями и широкоугольным индикатор на лобовом стекле. Самолет оснащен квадродуплексной цифровой электродистанционной системой управления. Вместо обычной ручки управления в кабине была установлена боковая ручка-джойстик, изменены органы управления двигателями.
Истребитель Су-37 был оснащен двумя БРЛС: модернизированной импульсно-доплеровской Н011М с ФАР, расположенной в носовой части фюзеляжа, и станции обзора задней полусферы, обеспечивающей управление ракетами, запущенными в заднюю полусферу.
В состав оптико-электронных систем истребителя был включен тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем.
Самолет получил возможность дозаправки в воздухе за счет оснащения убирающейся штангой топливоприемника.
Управляемый вектор тяги позволил данному истребителю выполнять эффективные боевые маневры на околонулевых скоростях, которые просто невозможно выполнить на Су-27 с обычными двигателями. Среди них известный маневр «Чакра Фролова» («мертвая петля», только с очень маленьким радиусом, фактически разворот самолета вокруг своего хвоста), форсированный боевой разворот (за время меньше 10 с) и другие.
К сожалению, истребитель № 711 разбился при испытательном полете в 2002 г. В настоящее время программа создания Су-37 прекращена.
Китайские Су-27
В 1991 году был подписан контракт на поставку КНР 20 Су-27СК, а в 1996-й — еще на 16 Су-27СК. В Китае самолет получил обозначение J-11. Поставки начались в 1992 году. Самолеты второй партии отличались возможностью установки контейнеров РЭБ «Сорбция», усиленным шасси и возможностью применения неуправляемого вооружения «воздух — поверхность». В 1996 году Китай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны.
Китай неоднократно настаивал на модернизации J-11 путем замены РЛС Н001 на более совершенную, расширения ассортимента УР «воздух — воздух» и установки в кабине многофункциональных индикаторов. К 2006 году в вариант J-11А были доработаны около 60 J-11. В стране также велась разработка собственного варианта Су-27 с двигателями WS-10А, новой РЛС китайской конструкции и способностью применять управляемое оружие китайской разработки. Существование J-11B Китай официально подтвердил в мае 2007 года. В 2010 году было официально объявлено о поступлении на вооружение ВВС КНР истребителей J-11В, которые, якобы, ничего общего с Су-27 не имеют.
Всего на вооружении ВВС Китая сейчас находится в общей сложности 276 Су-27, Су-30 и J-11.
Сравнительные тактико-технические характеристики
9.1 Технические характеристики
- Экипаж, чел: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 1; Су-27УБ — 2
- Длина, м: проект (Т10-1) — 18,5; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 21,935
- Размах крыла, м: проект (Т10-1) — 12,7; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 14,698
- Высота, м: проект (Т10-1) — 5,2; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 5,932; Су-27УБ — 6,537
- Площадь крыла, м²: проект (Т10-1) – 48; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 62,04
- Коэффициент удлинения крыла: проект (Т10-1) — 3,38; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,5
- Коэффициент сужения крыла: проект (Т10-1) — 6,57; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,4
- Угол стреловидности: проект (Т10-1) — 45°; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 42°
- База шасси, м: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 5,8
- Колея шасси, м: проект (Т10-1) — 1,8; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 4,34
- Масса пустого, т: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С) – 16,3; Су-27СК – 16,87; Су-27УБ – 17,5
- Нормальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 18; Су-27П(С) — 22,5; Су-27СК — 23,4; Су-27СМ — 23,7; Су-27УБ — 24
- Максимальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 21; Су-27П(С) – 30; Су-27СК, Су-27СМ – 33; Су-27УБ — 30,5
- Масса топлива, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 9 400/5 240; Су-27СМ, Су-27УБ — 9 400/6 120
- Объём топлива, л: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 11 975/6 680; Су-27СМ, Су-27УБ — 11 975/7 800
- Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-31Ф
- Бесфорсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – два на 7 600
- Форсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – два на 10 300; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — два на 12 500
9.2 Лётные характеристики
- Максимальная скорость на высоте 11000 м, км/ч: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 2 500 (М=2,35); Су-27УБ — 2 125 (М=2,0)
- Максимальная скорость у земли, км/ч: проект (Т10-1) — 1 400; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 1 380
- Посадочная скорость, км/ч: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 225 – 240; Су-27УБ – 235 — 250
- Скорость сваливания, км/ч: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 200
- Радиус действия, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 440/1 680
- Практическая дальность, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1) — 800/2 400; Су-27П(С) — 1 400/3 900; Су-27СК — 1 370/3 680; Су-27СМ – нет данных/3 790; Су-27УБ — 1 300/3 000
- Практический потолок, м: проект (Т10-1) — 22 500; Су-27П(С), Су-27СК — 18 500; Су-27СМ — 18 000; Су-27УБ — 17 250
- Скороподъёмность, м/с: проект (Т10-1) – 345; Су-27П(С) – 285 – 300; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
- Длина разбега, м: проект (Т10-1) – 300; Су-27П(С) – 650 – 700; Су-27СК – 700 – 800; Су-27СМ – 650; Су-27УБ – 750 — 800
- Длина пробега, м: проект (Т10-1) – 600; Су-27П(С) – 620 – 700; Су-27СК, Су-27СМ – 620; Су-27УБ – 650 — 700
- Нагрузка на крыло, кг/м²: проект (Т10-1) – 375; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
- Тяговооружённость: проект (Т10-1) — 1,12; Су-27П(С) — 1,2; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
- Минимальный радиус виража, м: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 450
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 9 g
9.3 Вооружение
- Стрелково-пушечное: проект (Т10-1) — 30 мм пушка АО-17А; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 30 мм пушка ГШ-30-1
- Боекомплект, сн.: проект (Т10-1) – 250; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 150
- Узлов подвески вооружения: проект (Т10-1) – 8; Су-27П(С), Су-27СК – 10; Су-27СМ – 12; Су-27УБ — 10
- Боевая нагрузка, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С) — 6 000; Су-27СК, Су-27СМ — 8 000; Су-27УБ — 4 000
- Ракеты «воздух-воздух»: проект (Т10-1) – две К-25 и шесть К-60; Су-27П(С), Су-27СК — шесть Р-27 и четыре Р-73; Су-27СМ — восемь Р-27 или четыре-шесть Р-73 и восемь Р-77; Су-27УБ — шесть Р-27 и четыре Р-73
- Ракеты «воздух-поверхность»: Су-27СМ — шесть Х-29 или шесть Х-31 или две Х-59
- Неуправляемые авиационные ракеты: проект (Т10-1) — нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — восемьдесят С-8 или двадцать С-13 или четыре С-25
- Авиабомбы: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг; Су-27СМ – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг или шесть КАБ-500 или три КАБ-1500; Су-27УБ — 10 на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или пятьдесят 100 кг
9.4 Авионика
- Радиолокационная станция: проект (Т10-1) — Сапфир-23МР; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — РЛПК-27
- Диаметр антенны, мм: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 975
- Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – 40 — 70/20 – 40; Су-27П(С), Су-27СК – 80 — 100/30 – 40; Су-27СМ – нет данных; Су-27УБ – 80 — 100/30 — 40
- Количество одновременно сопровождаемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 10
- Количество одновременно атакуемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С); Су-27УБ – 1; Су-27СК — 2
- ОЭС: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ОЭПС-27
- Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 15/50
- Зона обзора по высоте: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — −15°/+60°
- Зона обзора по азимуту: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ±60°
- Нашлемная система целеуказания: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — «Щель-3УМ»