: неверное или отсутствующее изображение | В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 января 2015 года . |
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
Т-60 | |
Схема самолёта. | |
Тип | бомбардировщик |
Разработчик | ОКБ Сухого |
Главный конструктор | Н. С. Черняков |
Статус | проект закрыт |
Т-60 (самолёт)Т-60 (самолёт)
Т-60 (Т-60С)
— проект советского сверхзвукового бомбардировщика средней дальности, глубокая модернизация Су-24. Точные технические характеристики неизвестны, но считается, что это самолёт с изменяемой геометрией крыла, плоским фюзеляжем и двумя двигателями с управляемым вектором тяги; из вооружения до 6 крылатых ракет Х-101, Х-55 и Х-15, свободнопадающие авиабомбы, высокоточные боеприпасы. Инициатором проекта стало ОКБ Сухого в 1984 году, но он был отменён после окончания холодной войны в начале 1990-х годов. Бомбардировщик должен был заменить советский Су-24 в ВВС СССР.
Конструкция
Многие детали должны были быть заимствованы у самолёта Т-4 и его модификаций, новшествами, которые предполагались внедрить, были несколько спорных решений: уборка консолей крыла под фюзеляж (без учёта его реальных деформаций), применение двигателя с изменяемой степенью двухконтурности на основе так называемого «двухтрубного» двигателя. Именно из-за этого технические работы по самолёту затянулись, хотя и продолжались до конца существования СССР. Планировалось принятие самолёта на вооружение к 2003 году. Другие факты о Т-60 неизвестны и поныне. Аналитики также предполагают что самолёт разрабатывался с использованием стелс-технологии и создавался скорее для скоростного высотного полёта.
Вооружение (предполагаемое)
До 6-8 крылатых ракет Х-55 (Х-55МС, Х-65), Х-101, аэробаллистических ракет Х-15 (Х-15П), до 20 тонн бомбовой нагрузки, малогабаритные ракеты Х-41, размещённые на многопозиционных пусковых установках барабанного типа МКУ6-172.
Тактико-технические характеристики (расчётные)
Источник[1]
- Экипаж:
н/д - Длина:
40 (38) - Размах крыла:
24 м (x=70 град)/37 м (x=30 град) - Высота:
10 м - Площадь крыла:
н/д - Масса пустого:
32000 кг - Нормальная взлётная масса:
85000 кг - Максимальная взлётная масса:
н/д - Двигатели:
2 × ДТРДФ н/д
Тяга максимальная:
2 × н/д - Тяга на форсаже:
2 × 23500 кгс
Лётные характеристики (расчётные)
- Максимальная скорость на высоте:
=2,04 - Крейсерская скорость:
=2,02 - Максимальная дальность без дозаправки:
н/д - Практическая дальность без дозаправки:
6000 км - Боевой радиус:
2200 км - Продолжительность полёта:
н/д - Практический потолок:
20 000 м
Боевое крещение
Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.
На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.
Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.
Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.
Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.
К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.
Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.
На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.
Ссылки
Бомбардировщики/штурмовики Су-2 (ББ-1) • Су-7 • Су-17/Су-20/Су-22 • Су-24 • Су-25 • Су-25Т • Су-39 • Су-34 Учебные и спортивные Су-25УТГ • Су-26 • Су-28 • Су-33УБ • Су-29 • Су-31 • УТБ Экспериментальные АНТ-25¹ • АНТ-37¹ • П-1 • П-42 • Су-1 • Су-3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • Су-6 • Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-12 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • Су-28 • Су-37 • Су-47 «Беркут» • Т-4 «Сотка» • ШБ (ББ-2) Гражданские Су-38 • Су-80 • Superjet 100 Проекты КР-860 • МФП • Су-13 • С-54 • Т-60 • Ш-90 (Т-12) • SSBJ Примечания: ¹ работы под общим руководством А. Н. Туполева
Отрывок, характеризующий Т-60 (самолёт)
Капитан посмотрел на Пьера. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. – Eh bien, si vous ne m’aviez pas dit que vous etes Russe, j’aurai parie que vous etes Parisien. Vous avez ce je ne sais, quoi, ce… [Ну, если б вы мне не сказали, что вы русский, я бы побился об заклад, что вы парижанин. В вас что то есть, эта…] – и, сказав этот комплимент, он опять молча посмотрел. – J’ai ete a Paris, j’y ai passe des annees, [Я был в Париже, я провел там целые годы,] – сказал Пьер. – Oh ca se voit bien. Paris!.. Un homme qui ne connait pas Paris, est un sauvage. Un Parisien, ca se sent a deux lieux. Paris, s’est Talma, la Duschenois, Potier, la Sorbonne, les boulevards, – и заметив, что заключение слабее предыдущего, он поспешно прибавил: – Il n’y a qu’un Paris au monde. Vous avez ete a Paris et vous etes reste Busse. Eh bien, je ne vous en estime pas moins. [О, это видно. Париж!.. Человек, который не знает Парижа, – дикарь. Парижанина узнаешь за две мили. Париж – это Тальма, Дюшенуа, Потье, Сорбонна, бульвары… Во всем мире один Париж. Вы были в Париже и остались русским. Ну что же, я вас за то не менее уважаю.] Под влиянием выпитого вина и после дней, проведенных в уединении с своими мрачными мыслями, Пьер испытывал невольное удовольствие в разговоре с этим веселым и добродушным человеком. – Pour en revenir a vos dames, on les dit bien belles. Quelle fichue idee d’aller s’enterrer dans les steppes, quand l’armee francaise est a Moscou. Quelle chance elles ont manque celles la. Vos moujiks c’est autre chose, mais voua autres gens civilises vous devriez nous connaitre mieux que ca. Nous avons pris Vienne, Berlin, Madrid, Naples, Rome, Varsovie, toutes les capitales du monde… On nous craint, mais on nous aime. Nous sommes bons a connaitre. Et puis l’Empereur! [Но воротимся к вашим дамам: говорят, что они очень красивы. Что за дурацкая мысль поехать зарыться в степи, когда французская армия в Москве! Они пропустили чудесный случай. Ваши мужики, я понимаю, но вы – люди образованные – должны бы были знать нас лучше этого. Мы брали Вену, Берлин, Мадрид, Неаполь, Рим, Варшаву, все столицы мира. Нас боятся, но нас любят. Не вредно знать нас поближе. И потом император…] – начал он, но Пьер перебил его. – L’Empereur, – повторил Пьер, и лицо его вдруг привяло грустное и сконфуженное выражение. – Est ce que l’Empereur?.. [Император… Что император?..] – L’Empereur? C’est la generosite, la clemence, la justice, l’ordre, le genie, voila l’Empereur! C’est moi, Ram ball, qui vous le dit. Tel que vous me voyez, j’etais son ennemi il y a encore huit ans. Mon pere a ete comte emigre… Mais il m’a vaincu, cet homme. Il m’a empoigne. Je n’ai pas pu resister au spectacle de grandeur et de gloire dont il couvrait la France. Quand j’ai compris ce qu’il voulait, quand j’ai vu qu’il nous faisait une litiere de lauriers, voyez vous, je me suis dit: voila un souverain, et je me suis donne a lui. Eh voila! Oh, oui, mon cher, c’est le plus grand homme des siecles passes et a venir. [Император? Это великодушие, милосердие, справедливость, порядок, гений – вот что такое император! Это я, Рамбаль, говорю вам. Таким, каким вы меня видите, я был его врагом тому назад восемь лет. Мой отец был граф и эмигрант. Но он победил меня, этот человек. Он завладел мною. Я не мог устоять перед зрелищем величия и славы, которым он покрывал Францию. Когда я понял, чего он хотел, когда я увидал, что он готовит для нас ложе лавров, я сказал себе: вот государь, и я отдался ему. И вот! О да, мой милый, это самый великий человек прошедших и будущих веков.]
Вперед и вверх: за шестым поколением истребителей
«Defense News», фактически коллега «Военного обозрения», допытал главу авиационного командования США генерала Марка Келли на предмет получения информации о том, как идут работы по созданию истребителя следующего поколения из программы NGAD.
Во многих мнениях самолет называют шестым поколением. Теперь оказывается, что это не просто самолет, но и комплекс беспилотных летательных аппаратов, космических аппаратов и неких киберплатформ. С последними все совсем непонятно.
Итак, NGAD, Next Generation Air Dominance или «Воздушное превосходство нового поколения». С одной стороны, все прекрасно понимают, что это еще одна черная дыра, в которую полетят деньги бюджета, с другой – американцы в лице Келли утверждают, что программа продвинулась дальше, чем ожидали многие, а полноразмерный демонстратор NGAD уже совершил свой первый полет.
Дальше у нас будет один вопрос, который, как я думаю, понравится многим, а многих удивит.
Да, в США разработали «систему систем», как они это называют сами. Точнее, это несколько семейств, объединенных одной задачей и сведенные в единую боевую систему под единым управлением.
Истребители, беспилотники, спутники в космосе, киберплатформы. С последними надо разбираться отдельно, а вот с остальным все более или менее понятно.
Истребители при поддержке беспилотников по идее концепции смогут проникать даже в районы A2/AD – Anti-Access/Area-Denial, зоны повышенной опасности, в которую войска НАТО не могут проникнуть без неприемлемого для них ущерба даже при превосходящих силах, прорывая любые системы ПВО, уничтожая авиацию и важнейшие цели противника.
Не сильно погрешу против истины, сказав, что таких зон в мире все две: это КНР и Россия. Именно в таком порядке, потому что само по себе открытое столкновение США и РФ не представляется возможным хотя бы потому, что для этого нет весомых причин. У России нет ничего, что могло бы довести США до открытого нападения.
А вот КНР, которую в США уже открыто называют главным соперником, и который сконцентрировал на своей территории огромное количество промышленных предприятий, принадлежащих собственникам из США в том числе. «Apple», «Boeing», «Qualcomm», «General Electric» – этим компаниям будет очень непросто отказаться от китайской промышленной платформы.
Так что если кому и светит «принуждение к послушанию», так это Китаю, который все больше демонстрирует свою независимость в плане политического и экономического курса.
Смогут ли сегодня ВВС США проникнуть внутрь воздушного пространства Китая? Сошлюсь на тот же «Defense News», которые в апреле этого года писал, что силами истребителя пятого поколения F-35A Lightning II это будет сделать очень и очень сложно по многим факторам, многие из которых нами не единожды обсуждались.
«Новости обороны» отмечают, что именно эту задачу и может выполнить самолет, который создается по программе NGAD. По крайней мере, звучало слово «должен». А на долю F-35A останется противостояние с китайскими самолетами и крылатыми ракетами, защищая американские военные объекты от ударов.
То есть, по мнению американских военных, новейший F-35 уже сегодня не годится для того, чтобы выполнять задачи, действуя против развитых стран с приличной структурой ПВО и ВВС. Между тем, F-35 – это вроде бы истребитель пятого поколения. И – уже то ли устарел, то ли не вышел на уровень решения таких задач, как боевые действия в зоне A2/AD.
Шестое поколение?
Хорошо, шестое. Которое разрабатывается во многих странах, не только в США. Англия, Китай, Германия, Франция, Россия – все работают над своими проектами следующего поколения. При всем том, что еще пятое не доведено до ума. Реально ни одна страна из тех, у кого есть истребители последнего поколения, не может сегодня уверенно сказать, что все вопросы к ее самолетам сняты с повестки дня.
Но тем не менее, все бросились создавать следующее поколение.
Возникает вопрос: что такого в следующем, шестом поколении, чем оно станет отличаться от пятого?
Сегодня пятое поколение истребителей летает на близких к предельным режимам. Для человека в кабине самолета. И, несмотря на помощь компьютеров, современному летчику приходится оперировать огромным количеством информации, контролировать в полете десятки параметров, и делать это все в более короткие промежутки времени.
Собственно, конструкторы давно уже говорят об искусственном интеллекте. Да, ИИ еще не развит так, как человеческий мозг, зато ему что 10g, что 20g – все равно. Ракеты уже маневрируют с перегрузками до 20g, а немцы утверждают, что их новейшая ракета IRIS-T способна выдержать и 60g.
Получается, что базовое отличие шестого поколения от пятого в плане «выше, дальше и быстрее» — в отсутствии пилота в кабине. Или опциональное присутствие человека в самолете.
Но тогда не проще ли делать беспилотники, которые уже есть и которые не требуют систем жизнеобеспечения и спасения человека в конструкции.
И вот тогда – пожалуйста, та самая гиперзвуковая скорость, которая вроде как тоже является обязательным свойством машин 6 поколения. Абсолютной невидимости не достичь, это понятно. Но и человек в самолете, летящем со скоростью 5-6М тоже смотрится только теоретически.
Здесь NGAD смотрится более-менее вразумительно. Особенно если рассматривать «систему систем», как некий «рой». То есть, стаю беспилотных машин, разного назначения, работающих, как одно целое. Банда летающих Терминаторов. Кто-то несет ракеты, кто-то бомбы, кто-то модули РЭБ, кто-то средства связи, а кто-то контейнер с искусственным мозгом, который будет всем этим управлять.
И на некотором удалении – пара самолетов с людьми. С резервным каналом управления на тот случай, если искусственный мозг ракету словит в извилины.
Но так уже действуют современные противокорабельные или крылатые ракеты. Летят стаей, заменяют лидера, если того собьют, ведут других на цель и так далее.
Но то ракеты. Самолеты не такие быстрые, не такие незаметные. С ними действительно должно быть на следующем технологическом уровне.
Сегодня, если посмотреть на истребитель программы Penetrating Counter Air (F-X/PCA), то он должен уметь сражаться с истребителями противника, завоевывая превосходство в воздухе, сопровождать бомбардировщики, уничтожать цели различного характера на земле. Летать на большие расстояния, уметь дозаправляться в воздухе, нести много разных ракет и бомб и быть максимально незаметным для радаров.
Есть отличия от тех же F-35 или Су-57, которые предыдущего поколения? Вот именно.
Но и другие разработчики тоже не заявляют о чем-то революционном. Да, обещают более хорошие характеристики у самолетов шестого поколения, но о чем-то революционном или принципиально новом в оснащении не говорит никто.
Да, «летающее крыло» — вот единственная «новость». И тоже не из разряда новейших, эта концепция самолетов со Второй Мировой в деле.
Так что все эти разговоры о шестом поколении еще не скоро выйдут за грань разговоров. Видимо, циферка «6» в отчетах смотрится интереснее и (главное) дороже, чем «5». Или «5+». Или «5++». И очень хочется эту тему продать подороже, как не так давно британцы свой новый «Темпест» пытались за «6» выдать. Хотя он еще и как «пятерка» не летал.
В общем, шестое поколение, у которого из основных качеств только беспилотность и гиперзвук – слабый такой шаг вперед по сравнению с пятым поколением. Это просто увеличение размеров и возможностей уже существующих БПЛА, не более того.
Видимо, взлетевший демонстрационный макет в США – это да, «один маленький шаг». Но чтобы он стал действительно шагом для ВВС отдельно взятой страны, надо потратить еще много времени. И много миллиардов.
Возможно, тогда сказка о шестом поколении начнет становиться былью.