Советский легкий плавающий танк Т-38 участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол в тысяча девятьсот тридцать восьмом, во время присоединения Западной Украины в тридцать девятом, во время конфликта с Финляндией. В последний раз Т-38 использовали во время наступления на Карельском перешейке в 1944 году, на реке Свирь. Опыт войсковых испытаний Т-37А оказался разочаровывающим. Как вскоре выяснилось, конструкция машины обладала множеством недостатков. Среди них особенно
досадными были недостатки в конструкции трансмиссии, которая оказалась недостаточно надежной. Помимо этого слетали гусеницы, плавучесть амфибии оказалась недостаточной. Как следствие, КБ завода №37 получило заказ на конструирование машиныа которой были бы изжиты недостатки серийного танка. Руководил проектированием Н.Астров, работы над проектом начались в конце тридцать четвертого года. Основное внимание при проектировании уделили как уставанию выявленных недостатков, так улучшению надежности узлов и агрегатов танка.
Разработка танка и путь в серию.
В начале лета 1935 года, начались испытания новой амфибии, которая получила войсковой индекс Т-38. Общая компоновка машины в целом повторяла таковую у своего предшественника. Хотя механик-водитель находился не слева, а справа. Соответственно башню сместили влево. В конструкции танка нашли широкое применение узлы серийного Т-37А. Т-38 оказался ниже и шире, а дополнительных поплавков не имел вовсе. Вооружение оставили прежним, все тот же пулемет ДТ винтовочного калибра. Конструкция башни, за исключением некоторых деталей осталась прежней. Прежним остался и двигатель, все тот же ГАЗ-АА. Двигатель совместно с главным фрикционом и КПП расположили вдоль оси машины между местами командира и водителя. Ходовая Т-38 во многом заимствована у предшественника. В частности конструкция гусеницы и тележек подвески повторяли таковую у Т-37А. Изменения коснулись ведущего и направляющего колеса, которое по своим размерам стало аналогичным опорным каткам. Движение на воде обеспечивал трехлопастный винт, для изменения направления движения служил плоский руль. Отбор мощности для движения происходил от редуктора, укрепленного на КПП. Однако танк Т-38 оказался недостаточно надежным в эксплуатации и в период прохождения испытаний зачастую оказывался в ремонте, а не на полигоне. Но, несмотря на это двадцать девятого февраля тысяча девятьсот тридцать пятого года его приняли на вооружение, вместо Т-37А. Оба танка какое-то время одновременно состояли в производстве. Серийная машина в деталях отличалась от своего прототипа. Изменения коснулись как люка механика-водителя, так и бронекорпуса. В ходовую внесли дополнительный опорный каток. Бронекорпуса Т-38 производил исключительно Подольский завод, который к тому времени смог выпускать в достаточных количествах. В тридцать шестом году, выпустили некоторое количество Т-38 со сварными башнями из задела Т-37А, производства Ижорского завода.
Тактико-технические характеристики Т-38
ТТХ легкого плавающего танка Т-38
Боевой вес, кг. | 3160 |
Экипаж, кг. | 2 |
Длина общая, мм. | 3730 |
Ширина, мм. | 2220 |
Высота, мм. | 1660 |
Клиренс, мм. | 290 |
Ширина трака, мм. | 200 |
Вооружение | |
Пулеметов, шт х тип. | 1 х ДТ |
Патронов, шт. | 1515 |
Толщина брони. | |
Верт. корпуса, мм. | 9 |
Горизонт. корпуса, мм. | 6-4 |
Башня, мм. | 9 |
Двигатель | |
Тип. | 4т/4ц/к/ж |
Марка. | ГАЗ-АА |
Мощность макс., л.с. | 45 |
При частоте об./мин. | 2400 |
Передач КПП. | 4/1 |
Скорость макс. | 45 |
Тип топлива. | Бензин 1 сорта. |
Емкость бака, л. | 120 |
Запас хода. | |
-шоссе, км. | 240 |
-проселок, км. | 120 |
Уд. давление кгс./см.2 | 0,43 |
Преодолеваемые препятсвия. | |
Подъем, град. | 30 |
Спуск, град. | 30 |
Ров, мм. | 1400 |
Стенка, мм. | 600 |
Схема бронирования танка Т-38
Легкий танк Т-38, выпуска 1936 г.
Вид на днище. Т-38
Конструктивные особенности
В устройство трактора Т-28 заложена концепция базовой модели ДТ-24 и передовые для своего времени технические решения.
- Задействована оригинальная для своего времени схема размещения силового агрегата на полураме, составляющей одно целое с картером КПП.
- Ходовая часть с неподрессоренной подвеской и ведущими колесами заднего моста получила дополнительный запас прочности. Технические возможности 28-й модели были расширены широким диапазоном регулировки колеи ходовой части и дорожного просвета переднего моста.
- Для более эффективной эксплуатации трактора в междурядьях предлагается замена стандартных колес на комплект с узкими пневматиками. Расширение колеи за счет обратной установки колес повышает безопасность работы агрегата на крутосклонном рельефе.
- Дефицит ремонтных и расходных материалов отсутствует. Многие запчасти и узлы Т-28 унифицированы с предыдущими моделями, поэтому ремонтоспособность трактора достаточно высокая.
На базе удачной во многих отношениях модели разработано несколько модификаций, отличающихся увеличенным клиренсом, наличием переднего привода, повышенной до 40-50 л.с. мощностью силовых установок, продленным ресурсом узлов и отдельных агрегатов.
Фото: трактор Т-28
Совершенствование конструкции Т-38
Освоение танка в серии не положило конец работам по совершенствованию его конструкции. В 1936 году танк оборудовали тележками нового образца. При прохождении пробега на гарантийный километраж, тележки новой конструкции показали свое преимущество. Отчет комиссии по результатам испытаний содержал предложения установить двигатель М-1 для улучшения динамики Т-38. Помимо этого в отчете имелись замечания о том, что гусеницы все же продолжают спадать на пересеченной местности, рабочие места экипажа оставляют желать лучшего, плохо работает амортизация подвески. Следовало улучшить как плавучесть, так обзор слева по борту, для механика-водителя. В тридцать седьмом году конструкция танка претерпела некоторые изменения, наиболее значимыми были тележки нового образца и освоение в производстве радийного варианта укомплектованного радиостанцией 71-ТК-1 и штыревой антенной. Весной этого же года выпуск Т-38 пришлось остановить вследствие большого числа жалоб поступавших из армии. После летних маневров КБ завода №37 настоятельно рекомендовали провести модернизацию танка Т-38. Суть состояла в следующем:
- повышение скорости движения;
- улучшение плавучести и скорости движения на воде;
- усиление вооружения танка;
- повышение срока службы и надежности узлов и агрегатов;
- повышение удобства обсаживания;
- унификация узлов и деталей с тягачем «Комсомолец».
Процесс модернизации проходил весьма медленно. Немногочисленное КБ было загружено обеспечением производства тягача «Комсомолец» и работами по проекту танка-амфибии Т-29. Поэтому первые два модернизированных Т-38 увидели свет только весной тридцать восьмого года. Были изготовлены всего два прототипа танка –Т-38М1 и Т-38М2. Машины имели тележки от тягача «Комсомолец» и двигатель ГАЗ М-1 в 50 лс. Вариант Т-38М1 имел увеличенный по высоте на 100 мм бронекорпус, что в итоге давало увеличение водоизмещения на 600 кг. Помимо этого изменения коснулись ленивца, для уменьшения продольных колебаний, его сместили вниз на сто миллиметров вниз. Танк оборудован радиостанцией. Бронекорпус Т-38М2 увеличили на 75 миллиметров, так что прирост водоизмещения составил 450 кг. Место положения ленивца осталось прежним. Радиостанции танк не имел. В остальном танки были идентичны.
На испытаниях мая-июня тридцать восьмого года оба танка показали свое преимущество над серийным Т-38. АБТУ решило начать серийно производство Т-38М с учетом выявленных изменений, которые показались оправданными в процессе испытаний. План предусматривал к началу тридцать девятого года освоить в производстве бронекорпуса Т-38М. Однако первые корпуса смогли получить только в феврале. Как следствие первые три Т-38М покинули цеха в апреле 1938года. После прохождения испытаний интерес к этим танкам упал. Более перспективным на тот момент казался танк Т-40. Поэтому заказ ограничили опытной партией в семь машин, которые в дальнейшем использовали в качестве учебных. В 1939 году завод №37 получил предписание изготовить 122 не модернизированных Т-38, используя задел бронекорпусов сохранившийся с тридцать седьмого года. Всего за годы производства изготовили 1175 линейных танков и 165 радийных Т-38, включая 7 Т-38М.
На голом энтузиазме
К началу 1943 года сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, из-за постепенного износа имевшейся техники и в сельском хозяйстве, и на фронте возникла острая потребность в тракторах. С другой стороны, в ходе войны наступил перелом, и у государства появилась возможность выделить средства для восстановления и развития промышленности.
Разработку гусеничного трактора средней мощности, который можно было бы использовать и как пахотный, и как пропашной, поручили НАТИ. Одновременно с этим в Липецке на основе сохранившихся корпусов «Станкостроя» началось возведение завода для выпуска новой модели.
Конечно, наладить производство в условиях военного времени – непростая задача. Не хватало средств и оборудования. У завода не было цехов стального литья, поэтому многие детали приходилось завозить с других предприятий. Отсутствовали станки для холодной штампов. Вместо этого некоторые детали просто вырезали вручную.
Не хватало и кадров. Из рядов Красной армии отзывали конструкторов, технологов, рабочих тракторных заводов. Многие из сотрудников нового предприятия были частниками войны, вернувшимися по ранению. Фактически и строительство, и производство держались на одном энтузиазме. Однако завод был восстановлен в кратчайшие сроки и уже к концу 1944 года выпустил 5 машин.
Экранирование легкого танка
По итогам применения танков во время гражданской войны в Испании, во втором-третьем квартале 1938года проходили испытания Т-38 с экранированным корпусом. В соответствии с заданием усилили бортовую и лобовую броню танка. Каких-то других сведений, равно как и результатов испытаний не найдено. В 1941 году слушатели ВАММ разработали проект железобетонной брони для Т-38. По – сути это была съемная опалубка, которая давала возможность заливать броню бетоном непосредственно перед боем и демонтировать после, если в том возникнет необходимость. Однако война прервала дальнейшие работы по этой теме. Повторно к идее экранирования вернулись уже в начале войны. По проекту, разработанному в НИБТ полигона, на верхний лист Т-38 крепили 12-мм лист брони. Лист установлен таким образом, что закрывал подбашенную коробку и имел вырез для наблюдения механиком-водителем. Так же экранами прикрывали верхнюю часть борта и лба башни. Испытания обстрелом показали вполне удовлетворительный результат, но работы по этой теме были остановлены в октябре 1941 года.
Спецификации
Следующие данные относятся к модели Т-38М, тогда как данные в информационном поле относятся к первой версии Т-38 1958 года.
- Двигатель: четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель
- Тип двигателя: Д-48Л
- Мощность: 50 л.с. (37 кВт)
- Объем двигателя: 4,50 л
- Диаметр цилиндра: 105 мм
- Ход поршня: 130 мм
- удельный расход топлива : 200 г / PSh (272 г / кВтч)
- Емкость бака: 115 л
- Стартер: одноцилиндровый бензиновый двигатель ПД-10М.
- Вес двигателя: 660 кг
- Тип трансмиссии: механическая трансмиссия с пятью передними и одной задней передачами
- Максимальные скорости: вперед: 4.32-10.30 км / ч
- назад: 4,03 км / ч
Размеры и вес
- Дорожный просвет: 640 мм
- Ширина колеи: 1340 мм
- Колесная база между звездочками: 1740 мм
- Вес: 3950 кг
- Мощность-к весу : 79 кг / л.с. или 12,66 л.с. / т
- удельное давление на грунт : 0,4 кг / см²
20-мм пушка в танке. Новая попытка усилить вооружение
Новая попытка усилить вооружение Т-38 предприняли летом 1941 года. Тогда сотрудники НИБТ полигона перевооружили пару танков 20-мм пушкой ШВАК. По документам такие машины проходили какТ-38Ш либо Т-38ШВАК. Танки передали ОКБ-16, где в конструкцию внесли некоторые изменения обеспечивающие удобство заряжания, удержания и возможность ведения огня одиночными выстрелами. В начале августа пушку установили в танк и отправили на испытания. В процессе, которых выявили немало недостатков. Наиболее существенными были отсутствие пулемета, что не позволяло рационально использовать боекомплект пушки. При ведении огня из пушки очередями, имелась столь сильная вибрация, что временно заклинивало башню. Неудачная конструкция прицела не давала возможности вести огонь далее трехсот метров. Помимо этого ведение огня командиром было недостаточно удобным. Несмотря на все недостатки, опыт перевооружения признали удачным и таким образом перевооружили еще один Т-38. О дальнейших испытаниях танков данной модификации не известно. Первого октября сорок первого года, приказом наркома Малышева работы по этим танкам, а так же по экранированию Т-38 и Т-40 прекращены.
Навесное оборудование
- отвал снегоуборочный/коммунальный;
- щетка коммунальная (подходит моделям Т30, Т25, Т45);
- плуг двукорпусный/четырехкорпусный;
- картофелекопатель грохотного типа;
- картофелесажалка универсальная однорядная/двухрядная;
- фреза-культиватор (2,1 м);
- лопата совковая;
- грабли гидравлические;
- рассеиватель удобрений;
- трехрядный культиватор-окучник;
- грабли-ворошилки;
- грабли роторные;
- косилка роторная типа Заря;
- борона дисковая.
К устройствам Т-30 и модификациям успешно подходит всё навесное оборудование от тракторов и минитракторов «Беларус».
Дальнейшая модификация
Разработчики учли главные недостатки детища, выполнили ряд доработок, и в 1961 году появилась следующая модификация – трактор Т-38М.
Главным стало увеличение мощности силового агрегата до 50 л. с. Максимальная скорость возросла до 10,3 км/час.
Сделанные модернизации не позволили улучшить характеристики машины. Тем не менее долго производили на Липецком, Владимирском заводах, выпустили общим количеством 26 300 единиц в модификации Т-38, 103 800 единиц в модификации Т-38М.
Пробыв на конвейере с 1958 по 1973 год, уступила место современной и производительной технике.
Цена трактора Т-28 и его модификаций
Производство этой модели остановлено уже достаточно давно, поэтому шансы приобрести машину с нулевым пробегом минимальные. В большинстве своем, будущие владельцы реализуют свои планы покупкой подержанной машины, обладающей заданным остатком назначенного и эксплуатационного ресурса.
На тракторном рынке имеются предложения, стоимость которых варьируется в достаточно широком диапазоне. Цена трактора в удовлетворительном техническом состоянии находится в пределах 35-40 тыс. грн (1300 – 1500$), капитально отремонтированного или с комплектом рабочего оборудования на уровне 80-100 тыс. гривен (3000 – 4000$).
Большой ассортимент запасных частей предоставляет возможность полного восстановления мощностных характеристик, но экономическая сторона такого проекта частично или полностью находится в зоне риска.
Видео: обзор трактора Т-28 Х4М-А
Трактор ЛТЗ-55: технические характеристики, особенности и отзывы
Трактор ЛТЗ-55 долгие годы производился на Липецком тракторном заводе. За все время на рынок поступила не одна тысяча единиц техники. Тракторы данного класса производились по большей части как специализированная техника для сельского хозяйства и коммунальных служб. Несмотря на это, машина получила широкое распространение и в других сферах.
Данная модель сумела составить серьезную конкуренцию аналогам зарубежного производства. Выгодным отличием отечественной продукции стала цена, которая была значительно ниже, чем на импортные товары. Да и по качеству техника не уступала, а по некоторым показателям даже превосходила аналоги. Несмотря на снятие трактора с производства, на него остается спрос. Данными моделями техники пользуются во многих странах СНГ.