Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Весьма успешное применение OV-10А Bronco в Юго-Восточной Азии подогрело интерес к этому турбовинтовому штурмовику со стороны стран, имеющих проблемы с разного рода инсургентами. Одновременно с продажей базовой версии «Бронко», использовавшейся во Вьетнаме, для зарубежных покупателей были созданы экспортные модификации, отвечающие конкретным требованиям заказчика.
Впрочем, иногда «Бронко» приобретались не для борьбы с партизанами. В Luftwaffe эксплуатировались двадцать четыре OV-10A. В Западной Германии эти самолёты находились в составе 601-го тактического авиакрыла, и их главными задачами являлись разведка и наведение на цель сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Параллельно немецкие пилоты отрабатывали нанесение ударов по наземным целям и борьбу с вертолётами. После того как в ФРГ было построено достаточное число двухместных реактивных штурмовиков Alpha Jet, турбовинтовые OV-10A переделали в буксировщики воздушных мишеней, получившие после переоборудования обозначение OV-10B.
Немецкие буксировщики мишеней имели дополнительную остеклённую кабину в задней части фюзеляжа. В настоящее время эти самолёты сняты с вооружения, выкуплены частными лицами и регулярно участвуют в различных авиашоу.
Если в ФРГ двухместные турбовинтовые штурмовики совершали только тренировочные полёты, то в других странах им довелось повоевать. В начале 1970-х Королевские военно-воздушные силы Таиланда получили 32 новых OV-10C. Эта модель отличалась от OV-10А оборудованием кабины и рядом изменений, направленных на снижение стоимости эксплуатации. Основные характеристики и вооружение самолёта остались такими же, как на OV-10A.
OV-10C ВВС Таиланда
Тайские «Бронко» привлекались для патрулирования границы с Камбоджей и неоднократно атаковали вьетнамские войска, преследующие на территории Таиланда отряды красных кхмеров. Сообщается, что несколько самолётов было сбито и повреждено огнём зенитных пулемётных установок и ПЗРК «Стрела-2М». При помощи OV-10C тайские власти пытались бороться с незаконным производством опиума в районе «Золотого треугольника», расположенного в горной зоне на стыке границ Таиланда, Мьянмы и Лаоса. «Бронко» не только бомбили и обстреливали объекты, где осуществлялась переработка и хранение наркотического сырья и готовой продукции, но и в ряде случаев перехватывали самолеты, на которых наркотики транспортировались. В 2004 году восемь наименее изношенных тайских OV-10C передали Филиппинам, уцелевшие 11 самолётов списали в 2011 году.
В середине 1970-х Венесуэла купила 10 капитально отремонтированных OV-10А, через некоторое время к ним добавились 16 новых OV-10E. Неизвестно, использовались ли венесуэльские «Бронко» по своему прямому назначению (для борьбы с партизанами), но зато они активно отметились в попытке военного переворота.
OV-10А ВВС Венесуэлы
В феврале 1992 года в ходе очередного мятежа, одним из организаторов которого являлся полковник Уго Чавес, OV-10А/E путчистов совместно с лёгкими штурмовиками EMB 312 Tucano и T-2D Buckeye атаковали президентский дворец, здание МИДа и армейские казармы оставшихся верных президенту частей. В нескольких заходах мятежные пилоты обстреляли наземные цели 70-мм НАР, и сбросили 113 кг бомбы. При этом огнём 12,7-мм счетверённых зенитных пулемётных установок M45 Quadmount один «Бронко» был сбит, экипаж катапультировался и попал в плен. Ещё несколько штурмовиков получили повреждения. В тот же день пилот истребителя F-16A лейтенант Виельма сбил два OV-10E. Несмотря на очевидную угрозу в воздухе, турбовинтовые штурмовики продолжили свою работу. Однако опасность подстерегала их практически везде: огнем крупнокалиберных пулеметов был поврежден очередной OV-10E. Заглох один двигатель, но экипаж решил посадить штурмовик на другом. Казалось, удача уже близко, однако за 300 метров до полосы отказал и второй двигатель, двум летчикам ничего не оставалось, кроме как катапультироваться. Ещё один «Бронко» был поражен ракетой ЗРК «Roland». Летчик выпустил шасси и стал уходить в сторону от города, пытаясь сбить огонь. Несмотря на старание пилота, посадить штурмовик не удалось, он рухнул прямо на взлетную полосу авиабазы Баракуисименто. После провала путча несколько самолётов мятежников перелетело в Перу, но позже они были возвращены в Венесуэлу.
В настоящее время в составе ВВС Боливарианской Республики числятся четыре OV-10E. Эти самолёты 15-й авиагруппы специальных операций размещены на авиабазе Маракайбо, недалеко от границы с Колумбией. В прошлом их планировалось заменить турбовинтовыми штурмовиками бразильского производства A-29А Super Tucano. Однако сделка сорвалась из-за противодействия США.
Специально для Индонезии в 1975 году был создан штурмовик OV-10F. Всего эта страна купила 12 машин данной модификации. Наиболее заметным отличием от OV-10А стало более мощное встроенное вооружение. Вместо 7,62-мм пулемётов на OV-10F устанавливали 12,7-мм пулемёты.
В воздухе OV-10F ВВС Индонезии
В 1977 году эти самолеты разместили на авиабазе Лануд Абдулрахман Салех в Маланге. Малайзийские «Бронко» сыграли важную роль в ходе вторжения в Восточный Тимор. При этом ракетно-бомбовые удары наносились не только по позициям вооруженных восточно-тиморских формирований FALINTIL, но и по деревням с мирными жителями.
OV-10F в экспозиции Музея ВВС Индонезии
Служба OV-10F продолжалась до 2015 года, после чего они были заменены A-29А Super Tucano. До вывода из эксплуатации два индонезийских «Бронко» разбились в лётных происшествиях. В настоящее время один турбовинтовой штурмовик является экспонатом Музея ВВС Индонезии в городе Джакарте.
В 1981 году шесть бывших в употреблении OV-10А поступили на вооружении Королевских военно-воздушных сил Марокко. Эти самолёты прошли восстановительный ремонт и базировались в аэропорту двойного назначения Марракеш Менара.
OV-10А ВВС Марокко
Предполагалось, что турбовинтовые штурмовики будут использоваться против отрядов POLISARIO в Западной Сахаре. Всего для этого планировалось закупить 24 «Бронко». Двухместные турбовинтовые самолёты неплохо себя проявили в ходе действий против транспортных конвоев в ночное время. Но такие рейды были достаточно рискованными. Благодаря щедрой финансовой и технической поддержке со стороны Алжира и Ливии фронт POLISARIO имел в своём распоряжении современные системы противовоздушной обороны: 12,7- и 14,5-мм зенитные пулемёты, 23-мм спаренные зенитные установки, ПЗРК «Стрела-2М», мобильные зенитные ракетные комплексы «Оса-АКМ» и «Квадрат». Жертвами этих современных по меркам 1970-1980-х годов систем ПВО стали несколько учебно-боевых самолётов Fouga Magister, истребителей Mirage F-1 и F-5A/Е.
Вскоре после того как турбовинтовые штурмовики совершили несколько боевых вылетов, один самолёт был сбит зенитным огнём. После этого случая «Бронко» старались не привлекать для нанесения ударов в дневное время и переориентировали на ведение разведки и патрулирование заграждений построенной марокканскими военными в пустыне. Все OV-10А ВВС Марокко списали в начале 21 века.
В конце 1980-х ВВС Филиппин были вынуждены расстаться с предельно изношенными поршневыми противопартизанскими штурмовиками АТ-28D Trojan. Эти самолёты активно использовались против левых и исламских повстанцев, а также боролись с пиратством. В 1991 году Манила получила 24 OV-10А, до этого хранившихся в Дэвис Монтан. «Бронко» очень интенсивно эксплуатировались, и в середине 1990-х на Филиппины прибыло ещё 9 турбовинтовых штурмовиков. В 2004 году Таиланд для замены выработавших свой ресурс машин передал восемь OV-10C. В 2009 году девять OV-10А /С были капитально отремонтированы.
OV-10C ВВС Филиппин
Согласно заявлениям представителей Philippine Air Force, штурмовики OV-10А /С в первую очередь предназначены для обеспечения непосредственной авиационной поддержки наземных и военно-морских сил, ведения тактической воздушной разведки, нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам противника и обеспечения развертывания боеготовых сил в районах операций по требованию вышестоящего штаба. Однако фактически филиппинские «Бронко» занимались борьбой с разного рода повстанческими группировками, пресечением незаконных морских перевозок и пиратства в территориальных водах.
В начале 21 века все OV-10А/C сведены в 16-ю ударную эскадрилью Attack Eagles. Местом базирования «Атакующих орлов» являются авиабазы Данило Атьенца неподалёку от Манилы и Лумбия в провинции Восточный Мисамис.
Спутниковый снимок Google Earth: OV-10А/C на авиабазе Данило Атьенца
В 2000 году «Бронко» сыграли решающую роль в кампании по разгрому лагерей «Фронта национального освобождения Моро» (MNLF) в центральной части Минданао и в преследовании террористической группы «Абу Сайяф» на западе Минданао.
Модернизированный OV-10C ВВС Филиппин
Для продления срока службы и увеличения боевого потенциала часть филиппинских «Бронко» прошла через программу модернизации сопряженной с восстановительным ремонтом. Самолёты получили двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-67 мощностью 1020 л.с. с четырехлопастным винтами и новое бортовое оборудование.
Два противоповстанческих самолета приспособили для использования американских УАБ серии Raytheon Enchanced Paveway с лазерной системой наведения. В 2011 году 22 комплекта таких УАБ были переданы Филиппинам по программе помощи.
В начале февраля 2012 года управляемые бомбы применялись при нанесении ударов по лагерю исламских боевиков на острове Холо. Последний случай боевого применения «Бронко» на Филиппинах зафиксирован в июне 2022 года, когда «Атакующие орлы» бомбили позиции исламистских боевиков в окрестностях города Марави, на севере страны.
OV-10А ВВС Филиппин перед боевым вылетом
Согласно официальным данным, за всё время службы ни один филиппинский «Бронко» не был потерян от огня противника. Однако два самолёта разбились в лётных происшествиях. Точное число дееспособных «Бронко», имеющихся на Филиппинах, неизвестно. Ряд экспертов полагает, что в воздух для выполнения боевой задачи могут подняться 4-5 самолётов, хотя в строю числится 9 машин. Прикованные к земле штурмовики скорей всего используются как источник запчастей. В 2022 году с США обсуждался вопрос передачи нескольких модернизированных боевых самолётов OV-10G+. Машины этого типа с успехом использовались в Ираке против исламистов. Однако командование Philippine Air Force предпочло приобрести новые A-29А Super Tucano.
В 1991 году США поставили Колумбии 24 OV-10А, ещё три машины, переданные в середине 1990-х, использовались как источник запчастей. Подробностей о службе колумбийских «Бронко» в открытых источниках почти нет. Турбовинтовые штурмовики оказывали непосредственную авиационную поддержку армейским подразделениям в ходе операций против вооруженных отрядов «Революционных вооружённых сил Колумбии» (FARC) и «Армии национального освобождения» (ELN), а также применялись для пресечения наркотрафика. Во времена своего расцвета в 1990-е годы группировки FARC и ELN контролировали около 45% территории страны.
OV-10А ВВС Колумбии
Впоследствии несколько OV-10А модернизировали до стандарта OV-10D. Один самолёт был потерян в бою, ещё несколько получили тяжелые повреждения. В ноябре 2015 года, после 24 лет службы, ВВС Колумбии списали все оставшиеся самолеты OV-10. Сейчас их функции возложены турбовинтовые штурмовики бразильского производства A-29А Super Tucano.
В конце 1980-х — начале 1990-х американские подразделения специального назначения были задействованы в операциях по борьбе с производством и распространением кокаина в странах Центральной и Южной Америки. При этом им оказывали воздушную поддержку строевые эскадрильи ВВС США. Достоверно известно, что американские «Бронко» размещались на авиабазах в Колумбии и Гондурасе.
Лёгкие штурмовики OV-10А из состава 27-й авиационной эскадрильи тактической поддержки ВВС США в воздушном пространстве Гондураса, май 1988 года
В США, помимо военного использования, примерно два десятка разоруженных «Бронко» передали в пожарную авиацию. В большинстве случаев раскрашенные в красно-белый цвет OV-10А корректируют сброс огнегасящей жидкости с тяжелых самолётов и ведут поиск очагов возгорания.
Несколько машин использовалось НАСА в исследовательской программе по изучению распространения шума при полётах на малой высоте и влиянию турбулентности на управление воздушным судном при минимальной скорости полёта. Один «Бронко» оставался в эксплуатации на авиабазе НАСА в Лэнгли в 2009 году.
С учётом того, что OV-10А через два с лишним десятка лет после начала серийного производства уже не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям, встал вопрос о модернизации самолёта. В первую очередь речь шла о расширении разведывательно-поисковых возможностей. Определённые наработки для этого были выполнены незадолго до вывода американских войск из Юго-Восточной Азии. В 1972 года два переоборудованных турбовинтовых штурмовика, переданные эскадрилье VMO-2 КМП США, проходили боевые испытания в районе Да Нанга. Самолёты, оснащённые ИК-системой обзора и лазерным дальномером-целеуказателем, вели ночную охоту за грузовиками на «Тропе Хо Ши Мина». Хотя прицельно-обзорная аппаратура работала не всегда надёжно, эксперимент признали удачным. Однако в связи с окончанием боевых действий надежды руководства компании North American на крупный военный заказ не оправдались.
В начале 1970-х была предпринята попытка продать «Бронко» с ночными поисковыми системами Южной Корее. Эта страна испытывала трудности с перехватом северокорейских Ан-2, на которых забрасывали диверсантов. Тихоходные поршневые бипланы, летящие на малой высоте в ночное время, по горным распадкам не обнаруживались наземными радиолокаторами. Южнокорейских военных заинтересовал «Бронко», оснащенный ИК-системой и способный перехватывать в ночное время легкомоторные самолёты и бороться с вертолётами. Был выдан заказ на 24 самолёта, но потом его аннулировали. Вместо турбовинтовых штурмовиков Республика Корея закупила вертолёты AH-1 Cobra, а проблему обнаружения маловысотных воздушных целей стали решать путём развёртывания радиолокационных постов на вершинах горных хребтов.
В ряде источников говорится, что в 1978 году КМП США приобрел 24 модернизированных «Бронко». Есть большая вероятность, что это были самолеты, от которых отказалась Республика Корея.
OV-10D
Модернизированный штурмовик OV-10D от ранней модификации OV-10А отличался составом БРЭО, двигателями, вооружением и удлинённой носовой частью. На самолёте установили двигатели Garret T76-G-420/421 мощностью 1040 л.с. Помимо уже упомянутых ночной ИК-системы и лазерного дальномера-целеуказателя, на борту появились станция предупреждения о радиолокационном облучении, аппаратура отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей. Подсветка цели лазером позволяла использовать управляемые авиационные боеприпасы.
На некоторых самолётах в кормовой части фюзеляжа, снизу смонтировали турель с трехствольной 20-мм пушкой М-197. Штурмовики OV-10D поступили на вооружение эскадрильи VMO-2 и резервной эскадрильи Корпуса морской пехоты VMO-4. В 1985 году отрабатывались взлёт и посадка турбовинтовых OV-10D с авианосца «Саратога». В перспективе рассматривался вариант базирования «Бронко» на десантных вертолётоносцах, но в жизнь эти планы не воплотились.
«Бронко» в качестве самолётов передового авиационного наведения приняли участие в операции «Буря в пустыне» в январе—феврале 1991 года. В ходе кампании иракские средства ПВО сбили две машины.
Хотя МО США в 1990-е годы активно избавлялось от авиатехники времён вьетнамской войны и ВВС США сняли «Бронко» с вооружения в 1991 году, турбовинтовые штурмовики, пусть и в небольшом количестве, до 1995 года оставались в авиации Корпуса морской пехоты, после чего их передали на хранение. Но, судя по всему, несколько штурмовиков сохранилось в лётном состоянии в центрах боевой подготовки авиации ВМС и КМП США.
Cпутниковый снимок Google Earth: OV-10 Bronco на авиабазе Фаллон
Несмотря на солидный возраст, время от времени предпринимались попытки «реанимировать» «Бронко», поскольку потребность в самолетах такого назначения весьма ощутима. В конце 1990-х несколько штурмовиков улучшили до уровня OV-10D+. Стрелочные приборы заменили современной авионикой, в распоряжении экипажа появились новые системы связи и спутниковой навигации. Усилению подверглись фюзеляж и крыло.
Пуск НАР с OV-10D+
В 2009 году корпорация Boeing представила боевой самолёт OV-10X, в котором сохранен планер «Бронко», но установлены новые двигатели, современное бортовое оборудование, а в состав вооружения включены высокоточные средства поражения. В рамках программы Combat Dragon II штурмовик получил «стеклянную кабину», систему шифрованной радиосвязи и тактические каналы передачи данных Link-16, а также дополнительный топливный бак. В носовой части разместили оптикоэлектронную многоканальную станцию MX-15HD FLIR, которая способна обнаруживать и сопровождать цели в дневное и ночное время. В дополнение к ОЭМС пилоты используют новые нашлемные системы ночного видения Scorpion. Стоимость модернизации двух самолётов составила $20 млн.
Новая система управления огнем OV-10G+ позволяет экипажу применять малокалиберные ракеты с лазерной системой наведения, которые пришли на смену неуправляемым 70-мм НАР, также в боекомплект входят ПТУР AGM-114 Hellfire. В отношении малокалиберных авиационных боеприпасов известно, что на OV-10G+ может быть размещено до 38 таких ракет – по 19 в каждой пусковой установке. Для уничтожения укрепленных целей – бункеров, заглублённых в землю командных пунктов и железобетонных ангаров, экипажи «Бронко» могут применять бетонобойные бомбы с лазерным наведением Paveway II (вес 454 кг) или Paveway IV (вес 227 кг). Поскольку в составе СУО самолета имеется модуль системы глобального позиционирования GPS, есть возможность использования корректируемых авиабомб типа JDAM. БРЭО OV-10G+ позволяет обрабатывать информацию, поступающую с разведывательных беспилотных летательных аппаратов, используемых подразделениями ССО. Для защиты от зенитных ракет с тепловым наведением помимо ИК-ловушек возможна подвеска контейнера с лазерной системой противодействия.
Согласно информации, опубликованной в СМИ, турбовинтовые штурмовики OV-10G+ в 2015 году выполнили 132 боевых вылета в Ираке, а в 120 из них успешно поразили намеченные цели. Этими боевыми самолётами управляли летчики 6-го учебного авиационного крыла ВМС США. Немаловажным фактом является то, что стоимость лётного часа модернизированного «Бронко» обходилась многократно дешевле, чем других боевых летательных аппаратов и составляла приблизительно $1000. Для сравнения: один час использования БПЛА MQ-9A на тот момент составлял $4762, штурмовика А-10С — $17716, а «ганшипа» АС-130U — $45986.
Крупнейшим частным оператором самолётов OV-10А/D в США является компания DynCorp International. В прошлом эта компания оказывала услуги военным США в Боливии, Боснии, Сомали, Анголе, Гаити, Колумбии, Косово и Кувейте. Специалисты DynCorp International обучали технический персонал ВВС Ирака и Афганистана.
OV-10D на авиабазе Патрик
«Бронко», принадлежавшие в прошлом к Корпусу морской пехоты, по договору с Государственным департаментом США участвуют в операциях по противодействию производству наркотиков и выполняют другие деликатные миссии за пределами США. Самолёты имеют гражданские регистрационные номера и с них, согласно официальной версии, демонтировано вооружение. В то же время на нескольких OV-10D сохранены поисковые оптоэлектронные системы ночного видения. Защита кабины усилена дополнительной кевларовой бронёй. В грузовом отсеке может устанавливаться бак для дефолиантов, которыми обрабатывают плантации наркосодержащих растений. Основным местом размещения OV-10А/D компании DynCorp International является авиабаза Патрик во Флориде.
Самолёты OV-10D+ частной авиационной компании Blue Air Training
В марте 2022 года частная авиационная компания Blue Air Training приобрела семь самолетов OV-10D +/G. Кроме процесса обучения иностранных курсантов атаке наземных целей, «Бронко», на которых сохранены узлы вооружения, могут использоваться для выполнения различных миссий в странах «третьего мира» и имитации самолётов противника во время учений. Восстановительный ремонт «Бронко» осуществляется в мастерских аэропорта Чинно в Калифорнии.
Таким образом, турбовинтовой штурмовик, созданный для противодействия Вьетконгу более 50 лет назад, до сих пор остаётся востребованным. Его боевая эффективность была существенно увеличена благодаря внедрению современных прицельно-поисковых, навигационных и связных систем. Новые экономичные турбовинтовые двигатели увеличенной мощности улучшили лётные данные. Применение кевларовой и керамической брони в сочетании с аппаратурой постановки помех позволило повысить живучесть.
Разработка
В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолёта LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — лёгкий вооруженный разведывательный самолёт), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолёт должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Douglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.
Новый самолёт получил обозначение OV-10 и название «Бронко[2]». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался в качестве санитарного самолёта, как это первоначально планировалось.
В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолёты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолёт, по другим данным 356 самолётов.
Серийное производство самолёта было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолётов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями. Самолёт всё ещё находится на вооружении в ряде других стран.
Примечания
- «Норт Американ» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 385. — ISBN 5-85270-086-X.
- ↑ 12
В дословном переводе амер. англ. bronco — на западе США дикая или полудикая лошадь. Смотри:- bronco // Новый большой русско-английский словарь / Ермолович Д.И., Красавина Т.М.. — «Русский язык-Медиа», 2004.
bronco (англ.). Oxford Dictionaries Online (World English)
. Oxford University Press. Дата обращения: 30 декабря 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года. - Statement of Rear Adm. William E. Sweeney, United States Navy, Special Projects. / Hearings on Military Posture and H.R. 13456, 89th Congress, 2nd Session. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1966. — P. 7921 — 8633 p.
- Общая масса брони, включая лобовое бронестекло, составляла 158 кг. Элементы бронирования кабины: передняя и задняя броня (поперечная) толщиной 9,5 мм из гетерогенной стали DPSA, пол кабины из алюминиевой брони толщиной 12,7 мм. Поперечная броня защищала от 7,62-мм бронебойной пули при 0° при стрельбе практически в упор, и от 12,7-мм бронебойной пули при 45° с дистанции 300 м. Продольная броня (пол кабины) — от 7,62-мм пули при 45° с дистанции 300 м. R.J. Arnold Survivability Design of Forward Air Control and Light Attack Aircraft. SAE Preprints, 1969, N 690707.
- «Бронко» на Уголке Неба
- Joseph A. Personett
- Douglas A-4 Skyhawk: Attack & Close-Support Fighter Bomber. Jim Winchester. Pen and Sword. 2004. P.115
- Vietnam Air Losses, USAF, USN, USMC, Fixed-Wing Aircraft Losses in Southeast Asia 1961–1973 (2001). Chris Hobson. North Branch, Minnesota: Specialty Press. стр.269,270
- 24 февраля 1991: Four AV-8Bs and one OV-10 FAC(A) were utilized to destroy (1) FO tower, (2) mortar bunkers, (2) T-55 tanks, and (1) infantry bunker… SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
- 25 февраля 1991: As TOWs made their shift north, the TAC(A) in an OV-10 reported a build up of armored vehicles to the northeast. SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
- Venezuelan Coup Attempt, 1992
- Colombian Broncos
- Кокаиновые войны
- Fuerza Aerea Colombiana
- North American OV-10 Bronco Losses & Ejections (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2014. Архивировано 10 февраля 2014 года. - 13-FEB-1988
- 21-DEC-1977
- CNN: США задействовали против ИГ самолеты времен войны во Вьетнаме (неопр.)
(недоступная ссылка). Новости Mail.Ru. Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 12 марта 2016 года. - OV-10 Bronco // 2016
- 22-MAR-1994
- 01-APR-1997
- 09-OCT-2004
Литература
- Никольский М.
Противопартизанский «Бронко». Об американских самолётах OV-10A и OV-10D (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 8. — С. 27-30. — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=0130-2701&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 0130-2701].
Характеристики
Схема самолёта OV-10A.
Летно-технические характеристики варианта OV-10A:
- Размах крыла — 12,19 м
- Длина — 12,12 м
- Высота — 4,62 м
- Площадь крыла — 27,03 м кв.
- Масса пустого — 3161 кг
- Нормальная взлетная масса — 4494 кг
- Максимальная взлетная масса — 6552 кг
- Максимальная боевая нагрузка — 1633 кг
- Двигатели: 2 ТВД Garrett T76-G-10 (правый) и T76-G-12 (левый) (2×715 л.с.)
- Максимальная скорость у земли (без подвесок) — 452 км/ч
- Минимальная скорость устойчивого полета — 90 км/ч
- Максимальная скороподъемность — 11,8 м/с
- Боевой радиус действия (с максимальной боевой нагрузкой) — 367 км
- Перегоночная дальность — 2298 км
- Практический потолок — 8 550 м
- Длина разбега — 226 м
- Длина пробега — 226 м
- Вооружение:
- 4 пулемета М60С (7, 62 мм, 4×500 патронов)
- НАР (70 мм, 127 мм)
- бомбы Мк.81, Мк.82, Мк.83, кассетные бомбы Rockeye Mk.20, напалмовые баки
- подвесной пушечный контейнер CBU-2/A (20 мм, 300 патронов) или 3 пулеметных контейнера SUU-11B/A (7,62 мм, 1500 патронов)
- до 2 УР AIM-9
Организация производства
Примечательной особенностью производства самолёта было то обстоятельство, что в производственной цепочке вообще не было субподрядчиков, были только поставщики оборудования, кроме того, практически всё производство было сосредоточено в Огайо. В разработке и производстве штурмовиков OV-10 были задействованы следующие структуры:[3]
Генеральный подрядчик работ
- Самолёт в целом — North American Aviation Inc., Колумбус, Огайо.
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (CFE)
- Винтомоторный блок — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division[en], Виндзор-Локс, Коннектикут;
- Шасси — Cleveland Pneumatic Tool Co., Кливленд, Огайо;
- Колёса, шины, покрышки, тормозная система — B. F. Goodrich Co.[en], Трой, Огайо;
- Стартер-генератор — Lear-Siegler, Inc.[en], Кливленд, Огайо.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам (GFE)
- Авиадвигатель T76-G-6/8[en] — Garrett Corp.[en], AiResearch Manufacturing Division[en], Финикс, Аризона.
Варианты
- YOV-10A — прототип.
- OV-10А — первая и основная серийная модификация.
- OV-10B — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 6 машин.
- OV-10B(Z) — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 18 машин.
- OV-10C — экспортная модификация для ВВС Таиланда. Выпущено 32 машины.
- OV-10D — модернизированный OV-10A. Установлены тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, 20-мм пушка под фюзеляжем. Переоборудовано 17 самолётов из ранее построенных.
- OV-10D+ — модернизированный OV-10A.
- OV-10E — экспортная модификация для ВВС Венесуэлы. Выпущено 16 машин.
- OV-10F — экспортная модификация для ВВС Индонезии. Выпущено 16 машин.
- OV-10X — Боинг предлагает эту модель в качестве перспективного лёгкого штурмовика для ВВС США.
OV-10D
OV-10D является вторым поколением Bronco, созданных в рамках программы по созданию вооружённого самолёта с системой наблюдения в ночных условиях (NOGS). Модификация D использует сильно изменённый планер OV-10A с инфракрасной системой ночного видения переднего обзора с вращающейся камерой под вытянутым носом (на модели A нос был короткий и закруглённый). Модель D также имела более мощные двигатели и большие стеклопластиковые винты. Другое внешнее отличие от модели A заключалось в том, что посередине хвостовых балок был установлен автомат для сбрасывания дипольных отражателей и специальные выхлопные патрубки для снижения инфракрасной заметности ( выхлопные газы смешивались с холодным воздухом для снижения тепловой заметности).
OV-10D+
Следующей модификацией для Корпуса морской пехоты США стала модель D+. В процессе её создания модели A и D были существенно доработаны на авиационной базе морской пехоты Черри-Пойнт. Модель получила новую проводку и усиленные крылья. Также индикаторы приборов контроля параметров двигателя с круговой шкалой были заменены на цифровые индикаторы. Первый самолёт D+ был поставлен корпусу морской пехоты в конце 1979 года.
Аварии и катастрофы
Известные случаи:
24 марта 1994 года, OV-10C таиландских ВВС, взлетевший с аэродрома в Чиангмай, врезался в магазин возле городской трассы, лётчик погиб.[20]
1 апреля 1997 года, пилоты OV-10 филиппинских ВВС решили катапультироваться прямо над городом Давао, после возникших проблем с двигателем. Падающий самолёт рухнул на жилой дом, в котором находилась семья. Женщина сгорела на месте, ещё два ребёнка получили лёгкие ожоги.[21]
9 октября 2004 года в воздушном музее Янки в результате пожара сгорел музейный OV-10A «Бронко».[22]