Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны


Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны


Весьма успешное применение OV-10А Bronco в Юго-Восточной Азии подогрело интерес к этому турбовинтовому штурмовику со стороны стран, имеющих проблемы с разного рода инсургентами. Одновременно с продажей базовой версии «Бронко», использовавшейся во Вьетнаме, для зарубежных покупателей были созданы экспортные модификации, отвечающие конкретным требованиям заказчика.
Впрочем, иногда «Бронко» приобретались не для борьбы с партизанами. В Luftwaffe эксплуатировались двадцать четыре OV-10A. В Западной Германии эти самолёты находились в составе 601-го тактического авиакрыла, и их главными задачами являлись разведка и наведение на цель сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Параллельно немецкие пилоты отрабатывали нанесение ударов по наземным целям и борьбу с вертолётами. После того как в ФРГ было построено достаточное число двухместных реактивных штурмовиков Alpha Jet, турбовинтовые OV-10A переделали в буксировщики воздушных мишеней, получившие после переоборудования обозначение OV-10B.


Немецкие буксировщики мишеней имели дополнительную остеклённую кабину в задней части фюзеляжа. В настоящее время эти самолёты сняты с вооружения, выкуплены частными лицами и регулярно участвуют в различных авиашоу.

Если в ФРГ двухместные турбовинтовые штурмовики совершали только тренировочные полёты, то в других странах им довелось повоевать. В начале 1970-х Королевские военно-воздушные силы Таиланда получили 32 новых OV-10C. Эта модель отличалась от OV-10А оборудованием кабины и рядом изменений, направленных на снижение стоимости эксплуатации. Основные характеристики и вооружение самолёта остались такими же, как на OV-10A.

OV-10C ВВС Таиланда

Тайские «Бронко» привлекались для патрулирования границы с Камбоджей и неоднократно атаковали вьетнамские войска, преследующие на территории Таиланда отряды красных кхмеров. Сообщается, что несколько самолётов было сбито и повреждено огнём зенитных пулемётных установок и ПЗРК «Стрела-2М». При помощи OV-10C тайские власти пытались бороться с незаконным производством опиума в районе «Золотого треугольника», расположенного в горной зоне на стыке границ Таиланда, Мьянмы и Лаоса. «Бронко» не только бомбили и обстреливали объекты, где осуществлялась переработка и хранение наркотического сырья и готовой продукции, но и в ряде случаев перехватывали самолеты, на которых наркотики транспортировались. В 2004 году восемь наименее изношенных тайских OV-10C передали Филиппинам, уцелевшие 11 самолётов списали в 2011 году.

В середине 1970-х Венесуэла купила 10 капитально отремонтированных OV-10А, через некоторое время к ним добавились 16 новых OV-10E. Неизвестно, использовались ли венесуэльские «Бронко» по своему прямому назначению (для борьбы с партизанами), но зато они активно отметились в попытке военного переворота.

OV-10А ВВС Венесуэлы

В феврале 1992 года в ходе очередного мятежа, одним из организаторов которого являлся полковник Уго Чавес, OV-10А/E путчистов совместно с лёгкими штурмовиками EMB 312 Tucano и T-2D Buckeye атаковали президентский дворец, здание МИДа и армейские казармы оставшихся верных президенту частей. В нескольких заходах мятежные пилоты обстреляли наземные цели 70-мм НАР, и сбросили 113 кг бомбы. При этом огнём 12,7-мм счетверённых зенитных пулемётных установок M45 Quadmount один «Бронко» был сбит, экипаж катапультировался и попал в плен. Ещё несколько штурмовиков получили повреждения. В тот же день пилот истребителя F-16A лейтенант Виельма сбил два OV-10E. Несмотря на очевидную угрозу в воздухе, турбовинтовые штурмовики продолжили свою работу. Однако опасность подстерегала их практически везде: огнем крупнокалиберных пулеметов был поврежден очередной OV-10E. Заглох один двигатель, но экипаж решил посадить штурмовик на другом. Казалось, удача уже близко, однако за 300 метров до полосы отказал и второй двигатель, двум летчикам ничего не оставалось, кроме как катапультироваться. Ещё один «Бронко» был поражен ракетой ЗРК «Roland». Летчик выпустил шасси и стал уходить в сторону от города, пытаясь сбить огонь. Несмотря на старание пилота, посадить штурмовик не удалось, он рухнул прямо на взлетную полосу авиабазы Баракуисименто. После провала путча несколько самолётов мятежников перелетело в Перу, но позже они были возвращены в Венесуэлу.

В настоящее время в составе ВВС Боливарианской Республики числятся четыре OV-10E. Эти самолёты 15-й авиагруппы специальных операций размещены на авиабазе Маракайбо, недалеко от границы с Колумбией. В прошлом их планировалось заменить турбовинтовыми штурмовиками бразильского производства A-29А Super Tucano. Однако сделка сорвалась из-за противодействия США.

Специально для Индонезии в 1975 году был создан штурмовик OV-10F. Всего эта страна купила 12 машин данной модификации. Наиболее заметным отличием от OV-10А стало более мощное встроенное вооружение. Вместо 7,62-мм пулемётов на OV-10F устанавливали 12,7-мм пулемёты.

В воздухе OV-10F ВВС Индонезии

В 1977 году эти самолеты разместили на авиабазе Лануд Абдулрахман Салех в Маланге. Малайзийские «Бронко» сыграли важную роль в ходе вторжения в Восточный Тимор. При этом ракетно-бомбовые удары наносились не только по позициям вооруженных восточно-тиморских формирований FALINTIL, но и по деревням с мирными жителями.

OV-10F в экспозиции Музея ВВС Индонезии

Служба OV-10F продолжалась до 2015 года, после чего они были заменены A-29А Super Tucano. До вывода из эксплуатации два индонезийских «Бронко» разбились в лётных происшествиях. В настоящее время один турбовинтовой штурмовик является экспонатом Музея ВВС Индонезии в городе Джакарте.

В 1981 году шесть бывших в употреблении OV-10А поступили на вооружении Королевских военно-воздушных сил Марокко. Эти самолёты прошли восстановительный ремонт и базировались в аэропорту двойного назначения Марракеш Менара.

OV-10А ВВС Марокко

Предполагалось, что турбовинтовые штурмовики будут использоваться против отрядов POLISARIO в Западной Сахаре. Всего для этого планировалось закупить 24 «Бронко». Двухместные турбовинтовые самолёты неплохо себя проявили в ходе действий против транспортных конвоев в ночное время. Но такие рейды были достаточно рискованными. Благодаря щедрой финансовой и технической поддержке со стороны Алжира и Ливии фронт POLISARIO имел в своём распоряжении современные системы противовоздушной обороны: 12,7- и 14,5-мм зенитные пулемёты, 23-мм спаренные зенитные установки, ПЗРК «Стрела-2М», мобильные зенитные ракетные комплексы «Оса-АКМ» и «Квадрат». Жертвами этих современных по меркам 1970-1980-х годов систем ПВО стали несколько учебно-боевых самолётов Fouga Magister, истребителей Mirage F-1 и F-5A/Е.


Вскоре после того как турбовинтовые штурмовики совершили несколько боевых вылетов, один самолёт был сбит зенитным огнём. После этого случая «Бронко» старались не привлекать для нанесения ударов в дневное время и переориентировали на ведение разведки и патрулирование заграждений построенной марокканскими военными в пустыне. Все OV-10А ВВС Марокко списали в начале 21 века.

В конце 1980-х ВВС Филиппин были вынуждены расстаться с предельно изношенными поршневыми противопартизанскими штурмовиками АТ-28D Trojan. Эти самолёты активно использовались против левых и исламских повстанцев, а также боролись с пиратством. В 1991 году Манила получила 24 OV-10А, до этого хранившихся в Дэвис Монтан. «Бронко» очень интенсивно эксплуатировались, и в середине 1990-х на Филиппины прибыло ещё 9 турбовинтовых штурмовиков. В 2004 году Таиланд для замены выработавших свой ресурс машин передал восемь OV-10C. В 2009 году девять OV-10А /С были капитально отремонтированы.

OV-10C ВВС Филиппин

Согласно заявлениям представителей Philippine Air Force, штурмовики OV-10А /С в первую очередь предназначены для обеспечения непосредственной авиационной поддержки наземных и военно-морских сил, ведения тактической воздушной разведки, нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам противника и обеспечения развертывания боеготовых сил в районах операций по требованию вышестоящего штаба. Однако фактически филиппинские «Бронко» занимались борьбой с разного рода повстанческими группировками, пресечением незаконных морских перевозок и пиратства в территориальных водах.


В начале 21 века все OV-10А/C сведены в 16-ю ударную эскадрилью Attack Eagles. Местом базирования «Атакующих орлов» являются авиабазы Данило Атьенца неподалёку от Манилы и Лумбия в провинции Восточный Мисамис.

Спутниковый снимок Google Earth: OV-10А/C на авиабазе Данило Атьенца

В 2000 году «Бронко» сыграли решающую роль в кампании по разгрому лагерей «Фронта национального освобождения Моро» (MNLF) в центральной части Минданао и в преследовании террористической группы «Абу Сайяф» на западе Минданао.

Модернизированный OV-10C ВВС Филиппин

Для продления срока службы и увеличения боевого потенциала часть филиппинских «Бронко» прошла через программу модернизации сопряженной с восстановительным ремонтом. Самолёты получили двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-67 мощностью 1020 л.с. с четырехлопастным винтами и новое бортовое оборудование.

Два противоповстанческих самолета приспособили для использования американских УАБ серии Raytheon Enchanced Paveway с лазерной системой наведения. В 2011 году 22 комплекта таких УАБ были переданы Филиппинам по программе помощи.


В начале февраля 2012 года управляемые бомбы применялись при нанесении ударов по лагерю исламских боевиков на острове Холо. Последний случай боевого применения «Бронко» на Филиппинах зафиксирован в июне 2022 года, когда «Атакующие орлы» бомбили позиции исламистских боевиков в окрестностях города Марави, на севере страны.

OV-10А ВВС Филиппин перед боевым вылетом

Согласно официальным данным, за всё время службы ни один филиппинский «Бронко» не был потерян от огня противника. Однако два самолёта разбились в лётных происшествиях. Точное число дееспособных «Бронко», имеющихся на Филиппинах, неизвестно. Ряд экспертов полагает, что в воздух для выполнения боевой задачи могут подняться 4-5 самолётов, хотя в строю числится 9 машин. Прикованные к земле штурмовики скорей всего используются как источник запчастей. В 2022 году с США обсуждался вопрос передачи нескольких модернизированных боевых самолётов OV-10G+. Машины этого типа с успехом использовались в Ираке против исламистов. Однако командование Philippine Air Force предпочло приобрести новые A-29А Super Tucano.

В 1991 году США поставили Колумбии 24 OV-10А, ещё три машины, переданные в середине 1990-х, использовались как источник запчастей. Подробностей о службе колумбийских «Бронко» в открытых источниках почти нет. Турбовинтовые штурмовики оказывали непосредственную авиационную поддержку армейским подразделениям в ходе операций против вооруженных отрядов «Революционных вооружённых сил Колумбии» (FARC) и «Армии национального освобождения» (ELN), а также применялись для пресечения наркотрафика. Во времена своего расцвета в 1990-е годы группировки FARC и ELN контролировали около 45% территории страны.

OV-10А ВВС Колумбии

Впоследствии несколько OV-10А модернизировали до стандарта OV-10D. Один самолёт был потерян в бою, ещё несколько получили тяжелые повреждения. В ноябре 2015 года, после 24 лет службы, ВВС Колумбии списали все оставшиеся самолеты OV-10. Сейчас их функции возложены турбовинтовые штурмовики бразильского производства A-29А Super Tucano.

В конце 1980-х — начале 1990-х американские подразделения специального назначения были задействованы в операциях по борьбе с производством и распространением кокаина в странах Центральной и Южной Америки. При этом им оказывали воздушную поддержку строевые эскадрильи ВВС США. Достоверно известно, что американские «Бронко» размещались на авиабазах в Колумбии и Гондурасе.

Лёгкие штурмовики OV-10А из состава 27-й авиационной эскадрильи тактической поддержки ВВС США в воздушном пространстве Гондураса, май 1988 года

В США, помимо военного использования, примерно два десятка разоруженных «Бронко» передали в пожарную авиацию. В большинстве случаев раскрашенные в красно-белый цвет OV-10А корректируют сброс огнегасящей жидкости с тяжелых самолётов и ведут поиск очагов возгорания.


Несколько машин использовалось НАСА в исследовательской программе по изучению распространения шума при полётах на малой высоте и влиянию турбулентности на управление воздушным судном при минимальной скорости полёта. Один «Бронко» оставался в эксплуатации на авиабазе НАСА в Лэнгли в 2009 году.


С учётом того, что OV-10А через два с лишним десятка лет после начала серийного производства уже не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям, встал вопрос о модернизации самолёта. В первую очередь речь шла о расширении разведывательно-поисковых возможностей. Определённые наработки для этого были выполнены незадолго до вывода американских войск из Юго-Восточной Азии. В 1972 года два переоборудованных турбовинтовых штурмовика, переданные эскадрилье VMO-2 КМП США, проходили боевые испытания в районе Да Нанга. Самолёты, оснащённые ИК-системой обзора и лазерным дальномером-целеуказателем, вели ночную охоту за грузовиками на «Тропе Хо Ши Мина». Хотя прицельно-обзорная аппаратура работала не всегда надёжно, эксперимент признали удачным. Однако в связи с окончанием боевых действий надежды руководства компании North American на крупный военный заказ не оправдались.

В начале 1970-х была предпринята попытка продать «Бронко» с ночными поисковыми системами Южной Корее. Эта страна испытывала трудности с перехватом северокорейских Ан-2, на которых забрасывали диверсантов. Тихоходные поршневые бипланы, летящие на малой высоте в ночное время, по горным распадкам не обнаруживались наземными радиолокаторами. Южнокорейских военных заинтересовал «Бронко», оснащенный ИК-системой и способный перехватывать в ночное время легкомоторные самолёты и бороться с вертолётами. Был выдан заказ на 24 самолёта, но потом его аннулировали. Вместо турбовинтовых штурмовиков Республика Корея закупила вертолёты AH-1 Cobra, а проблему обнаружения маловысотных воздушных целей стали решать путём развёртывания радиолокационных постов на вершинах горных хребтов.

В ряде источников говорится, что в 1978 году КМП США приобрел 24 модернизированных «Бронко». Есть большая вероятность, что это были самолеты, от которых отказалась Республика Корея.

OV-10D

Модернизированный штурмовик OV-10D от ранней модификации OV-10А отличался составом БРЭО, двигателями, вооружением и удлинённой носовой частью. На самолёте установили двигатели Garret T76-G-420/421 мощностью 1040 л.с. Помимо уже упомянутых ночной ИК-системы и лазерного дальномера-целеуказателя, на борту появились станция предупреждения о радиолокационном облучении, аппаратура отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей. Подсветка цели лазером позволяла использовать управляемые авиационные боеприпасы.


На некоторых самолётах в кормовой части фюзеляжа, снизу смонтировали турель с трехствольной 20-мм пушкой М-197. Штурмовики OV-10D поступили на вооружение эскадрильи VMO-2 и резервной эскадрильи Корпуса морской пехоты VMO-4. В 1985 году отрабатывались взлёт и посадка турбовинтовых OV-10D с авианосца «Саратога». В перспективе рассматривался вариант базирования «Бронко» на десантных вертолётоносцах, но в жизнь эти планы не воплотились.


«Бронко» в качестве самолётов передового авиационного наведения приняли участие в операции «Буря в пустыне» в январе—феврале 1991 года. В ходе кампании иракские средства ПВО сбили две машины.


Хотя МО США в 1990-е годы активно избавлялось от авиатехники времён вьетнамской войны и ВВС США сняли «Бронко» с вооружения в 1991 году, турбовинтовые штурмовики, пусть и в небольшом количестве, до 1995 года оставались в авиации Корпуса морской пехоты, после чего их передали на хранение. Но, судя по всему, несколько штурмовиков сохранилось в лётном состоянии в центрах боевой подготовки авиации ВМС и КМП США.

Cпутниковый снимок Google Earth: OV-10 Bronco на авиабазе Фаллон

Несмотря на солидный возраст, время от времени предпринимались попытки «реанимировать» «Бронко», поскольку потребность в самолетах такого назначения весьма ощутима. В конце 1990-х несколько штурмовиков улучшили до уровня OV-10D+. Стрелочные приборы заменили современной авионикой, в распоряжении экипажа появились новые системы связи и спутниковой навигации. Усилению подверглись фюзеляж и крыло.

Пуск НАР с OV-10D+

В 2009 году корпорация Boeing представила боевой самолёт OV-10X, в котором сохранен планер «Бронко», но установлены новые двигатели, современное бортовое оборудование, а в состав вооружения включены высокоточные средства поражения. В рамках программы Combat Dragon II штурмовик получил «стеклянную кабину», систему шифрованной радиосвязи и тактические каналы передачи данных Link-16, а также дополнительный топливный бак. В носовой части разместили оптикоэлектронную многоканальную станцию MX-15HD FLIR, которая способна обнаруживать и сопровождать цели в дневное и ночное время. В дополнение к ОЭМС пилоты используют новые нашлемные системы ночного видения Scorpion. Стоимость модернизации двух самолётов составила $20 млн.

Новая система управления огнем OV-10G+ позволяет экипажу применять малокалиберные ракеты с лазерной системой наведения, которые пришли на смену неуправляемым 70-мм НАР, также в боекомплект входят ПТУР AGM-114 Hellfire. В отношении малокалиберных авиационных боеприпасов известно, что на OV-10G+ может быть размещено до 38 таких ракет – по 19 в каждой пусковой установке. Для уничтожения укрепленных целей – бункеров, заглублённых в землю командных пунктов и железобетонных ангаров, экипажи «Бронко» могут применять бетонобойные бомбы с лазерным наведением Paveway II (вес 454 кг) или Paveway IV (вес 227 кг). Поскольку в составе СУО самолета имеется модуль системы глобального позиционирования GPS, есть возможность использования корректируемых авиабомб типа JDAM. БРЭО OV-10G+ позволяет обрабатывать информацию, поступающую с разведывательных беспилотных летательных аппаратов, используемых подразделениями ССО. Для защиты от зенитных ракет с тепловым наведением помимо ИК-ловушек возможна подвеска контейнера с лазерной системой противодействия.

Согласно информации, опубликованной в СМИ, турбовинтовые штурмовики OV-10G+ в 2015 году выполнили 132 боевых вылета в Ираке, а в 120 из них успешно поразили намеченные цели. Этими боевыми самолётами управляли летчики 6-го учебного авиационного крыла ВМС США. Немаловажным фактом является то, что стоимость лётного часа модернизированного «Бронко» обходилась многократно дешевле, чем других боевых летательных аппаратов и составляла приблизительно $1000. Для сравнения: один час использования БПЛА MQ-9A на тот момент составлял $4762, штурмовика А-10С — $17716, а «ганшипа» АС-130U — $45986.

Крупнейшим частным оператором самолётов OV-10А/D в США является компания DynCorp International. В прошлом эта компания оказывала услуги военным США в Боливии, Боснии, Сомали, Анголе, Гаити, Колумбии, Косово и Кувейте. Специалисты DynCorp International обучали технический персонал ВВС Ирака и Афганистана.

OV-10D на авиабазе Патрик

«Бронко», принадлежавшие в прошлом к Корпусу морской пехоты, по договору с Государственным департаментом США участвуют в операциях по противодействию производству наркотиков и выполняют другие деликатные миссии за пределами США. Самолёты имеют гражданские регистрационные номера и с них, согласно официальной версии, демонтировано вооружение. В то же время на нескольких OV-10D сохранены поисковые оптоэлектронные системы ночного видения. Защита кабины усилена дополнительной кевларовой бронёй. В грузовом отсеке может устанавливаться бак для дефолиантов, которыми обрабатывают плантации наркосодержащих растений. Основным местом размещения OV-10А/D компании DynCorp International является авиабаза Патрик во Флориде.

Самолёты OV-10D+ частной авиационной компании Blue Air Training
В марте 2022 года частная авиационная компания Blue Air Training приобрела семь самолетов OV-10D +/G. Кроме процесса обучения иностранных курсантов атаке наземных целей, «Бронко», на которых сохранены узлы вооружения, могут использоваться для выполнения различных миссий в странах «третьего мира» и имитации самолётов противника во время учений. Восстановительный ремонт «Бронко» осуществляется в мастерских аэропорта Чинно в Калифорнии.


Таким образом, турбовинтовой штурмовик, созданный для противодействия Вьетконгу более 50 лет назад, до сих пор остаётся востребованным. Его боевая эффективность была существенно увеличена благодаря внедрению современных прицельно-поисковых, навигационных и связных систем. Новые экономичные турбовинтовые двигатели увеличенной мощности улучшили лётные данные. Применение кевларовой и керамической брони в сочетании с аппаратурой постановки помех позволило повысить живучесть.

Разработка

В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолёта LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — лёгкий вооруженный разведывательный самолёт), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолёт должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Douglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.

Новый самолёт получил обозначение OV-10 и название «Бронко[2]». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался в качестве санитарного самолёта, как это первоначально планировалось.

В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолёты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолёт, по другим данным 356 самолётов.

Серийное производство самолёта было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолётов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями. Самолёт всё ещё находится на вооружении в ряде других стран.

Примечания

  1. «Норт Американ» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 385. — ISBN 5-85270-086-X.
  2. 12
    В дословном переводе амер. англ. bronco — на западе США дикая или полудикая лошадь. Смотри:
    • bronco // Новый большой русско-английский словарь / Ермолович Д.И., Красавина Т.М.. — «Русский язык-Медиа», 2004.
    • bronco (англ.). Oxford Dictionaries Online (World English)
      . Oxford University Press. Дата обращения: 30 декабря 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.

  3. Statement of Rear Adm. William E. Sweeney, United States Navy, Special Projects. / Hearings on Military Posture and H.R. 13456, 89th Congress, 2nd Session. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1966. — P. 7921 — 8633 p.
  4. Общая масса брони, включая лобовое бронестекло, составляла 158 кг. Элементы бронирования кабины: передняя и задняя броня (поперечная) толщиной 9,5 мм из гетерогенной стали DPSA, пол кабины из алюминиевой брони толщиной 12,7 мм. Поперечная броня защищала от 7,62-мм бронебойной пули при 0° при стрельбе практически в упор, и от 12,7-мм бронебойной пули при 45° с дистанции 300 м. Продольная броня (пол кабины) — от 7,62-мм пули при 45° с дистанции 300 м. R.J. Arnold Survivability Design of Forward Air Control and Light Attack Aircraft. SAE Preprints, 1969, N 690707.
  5. «Бронко» на Уголке Неба
  6. Joseph A. Personett
  7. Douglas A-4 Skyhawk: Attack & Close-Support Fighter Bomber. Jim Winchester. Pen and Sword. 2004. P.115
  8. Vietnam Air Losses, USAF, USN, USMC, Fixed-Wing Aircraft Losses in Southeast Asia 1961–1973 (2001). Chris Hobson. North Branch, Minnesota: Specialty Press. стр.269,270
  9. 24 февраля 1991: Four AV-8Bs and one OV-10 FAC(A) were utilized to destroy (1) FO tower, (2) mortar bunkers, (2) T-55 tanks, and (1) infantry bunker… SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
  10. 25 февраля 1991: As TOWs made their shift north, the TAC(A) in an OV-10 reported a build up of armored vehicles to the northeast. SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
  11. Venezuelan Coup Attempt, 1992
  12. Colombian Broncos
  13. Кокаиновые войны
  14. Fuerza Aerea Colombiana
  15. North American OV-10 Bronco Losses & Ejections (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2014. Архивировано 10 февраля 2014 года.
  16. 13-FEB-1988
  17. 21-DEC-1977
  18. CNN: США задействовали против ИГ самолеты времен войны во Вьетнаме (неопр.)
    (недоступная ссылка). Новости Mail.Ru. Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 12 марта 2016 года.
  19. OV-10 Bronco // 2016
  20. 22-MAR-1994
  21. 01-APR-1997
  22. 09-OCT-2004

Литература

  • Никольский М.
    Противопартизанский «Бронко». Об американских самолётах OV-10A и OV-10D (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 8. — С. 27-30. — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=0130-2701&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 0130-2701].

Характеристики

Схема самолёта OV-10A.
Летно-технические характеристики варианта OV-10A:

  • Размах крыла — 12,19 м
  • Длина — 12,12 м
  • Высота — 4,62 м
  • Площадь крыла — 27,03 м кв.
  • Масса пустого — 3161 кг
  • Нормальная взлетная масса — 4494 кг
  • Максимальная взлетная масса — 6552 кг
  • Максимальная боевая нагрузка — 1633 кг
  • Двигатели: 2 ТВД Garrett T76-G-10 (правый) и T76-G-12 (левый) (2×715 л.с.)
  • Максимальная скорость у земли (без подвесок) — 452 км/ч
  • Минимальная скорость устойчивого полета — 90 км/ч
  • Максимальная скороподъемность — 11,8 м/с
  • Боевой радиус действия (с максимальной боевой нагрузкой) — 367 км
  • Перегоночная дальность — 2298 км
  • Практический потолок — 8 550 м
  • Длина разбега — 226 м
  • Длина пробега — 226 м
  • Вооружение:
  • 4 пулемета М60С (7, 62 мм, 4×500 патронов)
  • НАР (70 мм, 127 мм)
  • бомбы Мк.81, Мк.82, Мк.83, кассетные бомбы Rockeye Mk.20, напалмовые баки
  • подвесной пушечный контейнер CBU-2/A (20 мм, 300 патронов) или 3 пулеметных контейнера SUU-11B/A (7,62 мм, 1500 патронов)
  • до 2 УР AIM-9

Организация производства

Примечательной особенностью производства самолёта было то обстоятельство, что в производственной цепочке вообще не было субподрядчиков, были только поставщики оборудования, кроме того, практически всё производство было сосредоточено в Огайо. В разработке и производстве штурмовиков OV-10 были задействованы следующие структуры:[3]

Генеральный подрядчик работ

  • Самолёт в целом — North American Aviation Inc., Колумбус, Огайо.

Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (CFE)

  • Винтомоторный блок — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division[en], Виндзор-Локс, Коннектикут;
  • Шасси — Cleveland Pneumatic Tool Co., Кливленд, Огайо;
  • Колёса, шины, покрышки, тормозная система — B. F. Goodrich Co.[en], Трой, Огайо;
  • Стартер-генератор — Lear-Siegler, Inc.[en], Кливленд, Огайо.

Поставщики бортового оборудования по госзаказам (GFE)

  • Авиадвигатель T76-G-6/8[en] — Garrett Corp.[en], AiResearch Manufacturing Division[en], Финикс, Аризона.

Варианты

  • YOV-10A — прототип.
  • OV-10А — первая и основная серийная модификация.
  • OV-10B — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 6 машин.
  • OV-10B(Z) — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 18 машин.
  • OV-10C — экспортная модификация для ВВС Таиланда. Выпущено 32 машины.
  • OV-10D — модернизированный OV-10A. Установлены тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, 20-мм пушка под фюзеляжем. Переоборудовано 17 самолётов из ранее построенных.
  • OV-10D+ — модернизированный OV-10A.
  • OV-10E — экспортная модификация для ВВС Венесуэлы. Выпущено 16 машин.
  • OV-10F — экспортная модификация для ВВС Индонезии. Выпущено 16 машин.
  • OV-10X — Боинг предлагает эту модель в качестве перспективного лёгкого штурмовика для ВВС США.

OV-10D

OV-10D является вторым поколением Bronco, созданных в рамках программы по созданию вооружённого самолёта с системой наблюдения в ночных условиях (NOGS). Модификация D использует сильно изменённый планер OV-10A с инфракрасной системой ночного видения переднего обзора с вращающейся камерой под вытянутым носом (на модели A нос был короткий и закруглённый). Модель D также имела более мощные двигатели и большие стеклопластиковые винты. Другое внешнее отличие от модели A заключалось в том, что посередине хвостовых балок был установлен автомат для сбрасывания дипольных отражателей и специальные выхлопные патрубки для снижения инфракрасной заметности ( выхлопные газы смешивались с холодным воздухом для снижения тепловой заметности).

OV-10D+

Следующей модификацией для Корпуса морской пехоты США стала модель D+. В процессе её создания модели A и D были существенно доработаны на авиационной базе морской пехоты Черри-Пойнт. Модель получила новую проводку и усиленные крылья. Также индикаторы приборов контроля параметров двигателя с круговой шкалой были заменены на цифровые индикаторы. Первый самолёт D+ был поставлен корпусу морской пехоты в конце 1979 года.

Аварии и катастрофы

Известные случаи:

24 марта 1994 года, OV-10C таиландских ВВС, взлетевший с аэродрома в Чиангмай, врезался в магазин возле городской трассы, лётчик погиб.[20]

1 апреля 1997 года, пилоты OV-10 филиппинских ВВС решили катапультироваться прямо над городом Давао, после возникших проблем с двигателем. Падающий самолёт рухнул на жилой дом, в котором находилась семья. Женщина сгорела на месте, ещё два ребёнка получили лёгкие ожоги.[21]

9 октября 2004 года в воздушном музее Янки в результате пожара сгорел музейный OV-10A «Бронко».[22]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]