В качестве основного боевого танка в армии Израиля «Меркава» эксплуатируется с 1979 года. Удивительная компоновка данного ОБТ стала предметом для споров среди многих военных экспертов. По мнению специалистов, в конструкции танка заметна смена приоритетов. Обусловлено это тем, что во время проектировки израильские оружейные конструкторы учли все преимущества оборонительной тактики. Работая над «Меркавой», создатели постарались обеспечить экипажу максимальную защиту. В отличие от большинства основных боевых танков, для которых предусмотрено равное соотношение огневой мощи, защиты и подвижности, в израильском ОБТ в приоритете именно защита. Для нужд армии Израиля оружейной промышленностью страны производится четыре модификации этого танка. Интересную конструкцию имеет новый вариант, который значится как «Меркава-4». Информация о компоновке, вооружении и тактико-технических характеристиках данной модели ОБТ представлена в статье.
Знакомство
Танк «Меркава-4» (фото боевой техники в статье) широкая публика впервые увидела в июне 2002 года. С 2003-го ОБТ производится серийно. Как заявили в авторитетном американском военно-политическом агентстве Forecast International, из всех созданных на сегодняшний день боевых танков, «Меркава-4» — один из лучших. В переводе на русский – это боевая колесница. Как утверждают военные специалисты, основные характеристики израильского ОБТ превосходят ТТХ немецких «Леопардов». Также, по мнению экспертов, превосходит «Меркава-4» и «Т 90».
О конструкторе
«Меркава-4» (фото основного боевого танка ниже) был создан легендарным израильским генералом Исраэлем Талем. За всю свою военную карьеру этому человеку пришлось повоевать в разных частях. Также он возглавлял офицерские курсы. Таль основал бронетанковые войска ЦАХАЛ. Проанализировав Шестидневную войну и Синайскую кампанию, Исраэль Таль пришел к выводу, что состоящие на вооружении израильской армии танки не соответствуют требованиям военной доктрины страны. Армия Израиля нуждалась в принципиально новой боевой машине. В работе над ОБТ Таль учел собственный опыт и пожелания танкистов.
Меркава Mk.1
3.1 История создания
Утверждение программы разработки «Меркава» относится к лету 1970 года. Стимулом к этому послужил отказ Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Главным проектировщиком стал не инженер, а боевой офицер. Весной следующего года был выполнен стальной макет, в 1972 – велась отработка концепции переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения на измененном танке «Центурион». Через два года свет увидели два опытных образца. Четыре первых танка, выпущенные в рамках серийного производства были приняты в состав Армии обороны Израиля весной 1979 года, а осенью – приняты на вооружение.
3.2 Описание конструкции
Компоновка у танка такова, что спереди находится моторно-трансмиссионное отделение. Это дает экипажу большую безопасность. Также сильно экономится заброневой объем кормы корпуса. Главное преимущество «Меркавы» — это отсек, необходимый для перевозки раненых либо десантников. Также в нем можно размещать дополнительные боеприпасы. Такая характерность делает «Меркаву» универсальной боевой машиной, способной служить не только танком, но также и БМП, и БТР. У отсека есть в кормовой части броневая дверь, через которую экипаж в случае опасности может выбраться из танка.
О проектировании
Конструкторские работы по четвертой модели велись на базе танка «Меркава-1». Создавался новый израильский ОБТ «Mk-4» 35-ю специалистами. Использовав свой авторитет, Исраэль Таль минимизировал бюрократические нюансы. Таким параметрам, как маневренность и огневая мощь, внимания в ходе работы было уделено мало. В танке «Меркава-4» конструкторы в первую очередь сосредоточились на защите экипажа. Таль планировал создать такую боевую машину, которая, даже выходя из строя, не отнимала бы жизнь у израильских солдат. Согласно данным статистики, экипажи танков гибнут в результате детонации боеприпасов. Следовательно, в «Меркава-4» боекомплект должен быть надежно прикрытым.
Что пришлось усовершенствовать?
Производство израильского ОБТ «Меркава-4» осуществляется с учетом новейших идей танкостроения. При изготовлении корпуса применяется технология литья. Крепление брони осуществляется при помощи специальных болтовых соединений. Для «Меркава-4» (фото основного боевого танка ниже) предусмотрена полностью компьютеризированная система управления.
Для ее разработки используются, не имеющие аналогов во всем мире, новейшие конструкторские технологии израильских оружейников. Впервые за всю историю танкостроения именно в данном танке был внедрен принцип активной брони.
О компоновке
По мнению специалистов, в компоновке данной модели израильского танка имеются принципиальные отличия от аналогичных боевых машин, производимых в США и Европе.
Передняя часть «Меркавы-4» стала местом для управленческого отделения, центральная – боевого отсека, а задняя – моторно-трансмиссионной секции. Стремясь обеспечить членам экипажа дополнительную защиту, израильские конструкторы разместили двигатель спереди танка. Подобное конструкторское решение было вынужденной мерой, так как зачастую большая часть снарядов попадает именно в лобовую часть танка, и эту зону ОБТ следовало надежно укрепить.
Оценка боевой машины и ее будущее
ОБС «Меркава» — это, без сомнения, один из лучших танков современности. Он имеет определенные недостатки, вызванные, в первую очередь, его нестандартной компоновкой. Из-за расположения двигателя в передней части машины нос танка сильно перетяжелен, что создает при стрельбе сильные продольные колебания корпуса и снижает точность. Тепло от двигателя сбивают работу прицельных приспособлений.
Нынешняя масса танка достигла 70 тонн, что говорит о невозможности дальнейшего наращивания брони. Массовое внедрение на танках СУО изменило статистику попаданий, теперь их больше приходится на корпус. У «Меркавы» он защищен меньше, чем башня.
Однако общая защищенность «Меркавы», удобство работы экипажа, высокая огневая мощь перевешивает вышеуказанные недостатки. При поражении израильского танка его экипаж просто превращается в пехоту, а любое серьезное поражение советских танков (российских, украинских) практически гарантировано приводит к гибели танкистов.
О башне
Танк «Меркава Мк-4» оснащен обновленной башней, для которой предусмотрены совершенно новые броневые модули. Они охватывают крышу, борта и лобовую часть. В отличие от предыдущих вариантов ОБТ, в «Меркава Mk-4» командирский люк более массивный и содержит специальный электронный механизм, при помощи которого осуществляется его открытие-закрытие. Дополнительный люк, используемый заряжающим, в данной модели ОБТ убрали. В результате такой конструкции «Меркавы-4» для башни характерны ступенчатые очертания. Справа борта отведено место для установки пулемета, из которого можно производить стрельбу на 360 градусов. Верхняя часть башни оборудована кассетами дымового гранатомета.
Конструкция танка Merkava
Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размещена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днищу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны.
В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.
Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу. В башне размещены три члена экипажа.Командир и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа.
В боекомплект танка входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов (pf счет размещения в «десантном» отделении.
Merkava имеет по шесть опорных катков диаметром 790 мм на борт (катки взаимозаменяемы с танком Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, два передних катка имеют гидравлические амортизаторы.
Танк оснащен системой коллективной защиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.
Танк «Меркава» Mk 2
О пушке
Для «Mk-4» предусмотрена 120-миллиметровая гладкоствольная пушка. За счет ее способности выдерживать высокое давление, стало возможным производить стрельбу мощными осколочно-фугасными снарядами. Применяя такие боеприпасы, командир экипажа в зависимости от боевой задачи может запрограммировать уже зарядную пушку. Орудие оснащено интегральным теплоизоляционным кожухом, что положительно отразилось на эффективности огня. Кроме того, данный кожух предотвращает изнашивание пушки.
Танк оборудован пулеметом, калибра 7,62 мм и новым 60-миллиметровым минометом. За бронированной перегородкой в ОБТ отведено место для специального полуавтомата, отвечающего за заряжание орудия. В автомате имеется электрический барабан, рассчитанный на 10 снарядов. Они передаются танкисту автоматически. Остальные 38 содержатся в специальном защитном контейнере. Такие меры предосторожности конструкторами были предприняты с целью предотвратить детонацию снарядов внутри «Mk-4». Благодаря специальной управленческой системе предусмотрена возможность выполнять автосопровождение цели. Система представлена усовершенствованными телевизионным и тепловизионным каналами. Для наводчика и командира экипажа предусмотрено использование независимых стабилизационных прицелов.
Танки
Меркава Mk.4. Основной боевой танк. (Израиль)
Танк «Меркава Mk.4» впервые был продемонстрирован на одной из выставок 24 июня 2002 года, однако официально он был передан на войсковые испытания в декабре 2001 года. Выпуск «Меркава Mk.4» начался после снятия с конвейера модели «Меркава» Мк.3 — в начале 2003 года. 27 июля 2003 года танки «Меркава Mk.4» поступили на вооружение 1-ой учебной роты 46-го батальона 401-й бригады. По штатному расписанию летом 2004 года закончилось перевооружение батальона, а всей бригады — в начале 2005 года. До этого в 401-й бригаде стояли на вооружении танки «Магах-6» (вариант американского танка М60А1). После этого в израильские бронетанковые войска начали поступать танки лишь производства Израиля.
Военное командовании Армии обороны Израиля, считали, что в танке «Меркавы» Mk.4 «заложено все самое новое и лучшее» и, что по своим качествам танк намного превосходит прошлые модели. Это касается и его защищенности, и мощи вооружения. Например, башню оснастили новыми специальными броневыми модулями, которые закрыли не только ее лоб, борта, корму, но и всю крышу, значительно усилив защиту от снарядов, направленных из верхней сферы. По этой причине пришлось убрать люк заряжающего, а люк командира сделать более массивным, снабдив его специальным электрическим механизмом для открывания. За счет модулей изменилась конфигурация башни танка «Меркава Mk.4» — она получила «ступенчатый» силуэт.
Меркава Mk.4. Основной боевой танк. (Израиль)
Для улучшения обзора дороги и прилегающей местности на корпусе установили четыре видеокамеры, изображение с которых передаётся непосредственно на дисплей механика-водителя. Такая система TST (Tank Sight System) обеспечивает видимость днём и ночью. Она разработана фирмой Vector. Во избежание поражения командира танка при боевых действиях в городских условиях на танке предусмотрели небольшую командирскую башенку. Перенесли на крышу башни прицел наводчика.
Пушка танка Меркава Мк.4 снабжена массивной маской. Были сняты решетки забора воздуха на надгусеничных нишах, оставив лишь решетку выхлопного тракта с правого борта. Как и на ранних моделях «Меркавы», на корме башни навесили металлические антикумулятивные цепи с шарами, прикрывающие ее нижнюю часть от воздействия гранат РПГ. Для облегчения маневрирования в узких местах поставили на корпусе габаритные штыри.
Впервые в мире зарубежный танк «Меркава» Мк.4 был оснащен системой активной защиты Trophy («Трофи») производства израильских фирм RAFAEL Armament Development Authority Ltd. и Israel Aircraft Industries ELTA. Ее создание назвали в Израиле «революцией в системах защиты бронетехники». Система дала «возможность обнаруживать, определять, отслеживать и уничтожать современные противотанковые ракеты на значительной дистанции от защищаемой машины, чтобы не нанести ей ущерб». «Трофи» демонстрировалась на Второй международной выставке по конфликтам в Тель-Авиве в марте 2005 года. Надо отметить, что аналогичные системы «Дрозд» или «Арена» использовались на советских танках ещё в середине 1980-х гг. По некоторым данным — «Трофи» являлась их переработкой.
Масса системы для танка «Меркава» Мк.4 составляет 771 кг. Она имеет автоматическую перезарядку. Способна одновременно «вести» несколько ракет с разных сторон. Стоимость составляет около 200 тыс. долларов. «Трофи» дополняет система оповещения об опасности, срабатывающая при обнаружении лазерного наведения на машину.
Улучшенная гладкоствольная 120-мм пушка выдерживает повышенное давление в канале ствола, что позволяет применять разработанные фирмой Israel Military Industries (IMI) более мощные осколочно-фугасные снаряды М339 Kalanit («Актиния»). Их взрыватель программируется на определённую задачу уже в зарядной камере ствола пушки, что повышает эффективность их применения по различным целям, будь то пехота или автомашины, танки или фортификационные сооружения. В последнем случае, например, снаряд сначала пробивает преграду, и только потом внутри объекта срабатывает боеголовка, снаряжённая поражающими элементами. Полуавтомат заряжания пушки установлен за броневой перегородкой в нише башни. Его барабан на 10 выстрелов самостоятельно подает их заряжающему. Каждый из остальных 38 выстрелов упакован в защитный контейнер для предотвращения взрыва внутри корпуса в случае попадания в танк снаряда противника. Из этой же 120-мм пушки может вестись стрельба снарядами LAHAT. Они управляются по лазерному лучу и имеют полуактивную лазерную головку наведения. После вылета снаряда из ствола пушки начинает работать его маршевый двигатель, и раскрываются стабилизаторы. Тандемная кумулятивная боевая часть рассчитана на преодоление системы активной защиты цели.
Пушка имеет интегральный теплоизоляционный кожух, что повышает эффективность стрельбы из нее, а также существенно снижает износ ствола. Израильский танк «Меркава Мк.4» вооружен спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом и другим — таким же, установленным на турели по правому борту башни. Из этого пулемета командир танка может вести огонь даже дистанционно — изнутри башни, разворачивая его на 360°. Штатным является и 60-мм миномет, новой конструкции — казнозарядный. На башне смонтированы кассеты дымовых гранатометов.
Корпус танка более симметричен, чем на других модификациях танка Merkava. На верхней лобовой броневой детали отсутствует характерная выпуклость с правой стороны, имевшая место на всех ранних модификациях танка. Стопор пушки по-походному размещен по центру, а не смещен вправо, как ранее. Танк Merkava Mk4 имеет отличительную особенность — ступенчатую форму башни с кассетами дымовых гранатометов с обеих сторон башни, которые внешне отличаются от тех, что использовались на более ранних вариантах танков Merkava. На башне отсутствует люк заряжающего. На этом месте установлен независимый панорамный прицел командира в бронеколпаке.
Система управления огнем «Меркавы» Mk.4 — с автосопровождением цели. В нее входят усовершенствованные тепловизионный и телевизионный каналы. Командир и наводчик имеют независимые стабилизированные прицелы с тепловизорами. Фирма Elbit разработала для танков Merkava Mk.4 танковую информационно-управляющую систему управления (ТИУС) полем боя, которая обеспечивает постоянное наблюдение за обстановкой с постоянным отображением на электронной карте местности — на цветном дисплее. Все информационные элементы машины — датчики, дальномер, навигационное оборудование, прочая аппаратура — связаны единым алгоритмом управления, обработки и отображения полученных данных.
Меркава Mk.4. Основной боевой танк. (Израиль)
Рабочие места командира и наводчика объединены в локальную сеть и автоматически отслеживают и отображают обстановку в условиях ведения боевых действий. Это позволяет командиру быстрее оценивать обстановку и принимать правильные решения, даёт большую возможность своевременно обнаруживать и поражать цели противника. Система отображает обстановку в реальном времени и даёт возможность обмениваться информацией с экипажами других танков.
Масса танка «Меркава» Мк.4 составляет 65 т. На него поставили 1500-сильный дизель GD883 американской фирмы General Dynamics. Это — двигатель MTU883, разработанный немецкой компанией MTU Friedrichshafen и выпускаемый в США по лицензии. Новый двигатель танка Merkava Мк.4 отличается от установленных на других моделях танков:
- гораздо более высоким уровнем технического совершенства;
- улучшенными массо-габаритными показателями;
- удельными мощностными параметрами;
- топливной экономичностью.
Увеличение его литровой мощности потребовало усовершенствования системы турбонаддува с охлаждением поступающего воздуха, повышения эффективности водяного охлаждения, интенсивности масляного охлаждения поршней. В систему питания внедрены индивидуальные топливные насосы с электрогидравлической системой регулирования подачи топлива. Благодаря применению масляного поддона специальной конструкции и связанного с ним добавочного плоского масляного бака возможна работа двигателя при любых кренах и дифферентах. MTU883 выполнен в едином силовом блоке с новой автоматической трансмиссией RK325 немецкой ), гидромеханической, с гидрообъёмным механизмом поворота, имеющей пять передач. Управление силовой установкой производится компьютером, который выдает необходимую информацию о ее работе водителю танка. Выхлопной патрубок размещен на правом борту. На Мк.4 предусмотрены автоматическая система пожаротушения и система коллективной защиты от ОМП. В кормовой части с левого борта для удобства маневрирования задним ходом установлена видеокамера, выдающая изображение на монитор водителя.
Меркава Mk.4. Основной боевой танк. (Израиль)
Характеристики:
- Боевая масса, т: 65;
- Компоновочная схема: моторное отделение и отделение управления спереди, боевое отделение в середине, сзади снаряды и топливо;
- Экипаж, чел.: 4;
- Длина корпуса, мм: 7450;
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9040;
- Ширина корпуса, мм: 3720;
- Высота, мм: 2660;
- Клиренс, мм: 530 (с дополнительным бронированием днища — 430);
- Тип брони: стальная литая, разнесённая модульная четвёртого поколения, противоснарядно-противокумулятивная;
- Активная защита: да;
- Динамическая защита: нет;
- Калибр и марка пушки: 120-мм MG253;
- Тип пушки: гладкоствольная пушка — пусковая установка ПТУР «Лахат»;
- Длина ствола, калибров: 50,92;
- Боекомплект пушки: 48;
- Прицелы наводчика: дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели, командира панорамный дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели; есть резервные оптические и ИК-прицелы;
- Пулемёты: 2 × 7,62-мм FN MAG, на некоторых также 1 × 12,7-мм M2HB;
- Другое вооружение: 60-мм миномёт;
- Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом;
- Мощность двигателя, л. с.: 1500;
- Скорость по шоссе, км/ч: ~60;
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40;
- Запас хода по шоссе, км: 500;
- Удельная мощность, л. с./т: 21,4;
- Тип подвески: индивидуальная на вертикальных пружинах;
- Преодолеваемый подъём, град.: 30°;
- Преодолеваемая стенка, м: 1,2;
- Преодолеваемый ров, м: 3,0;
- Преодолеваемый брод, м: 1,4.
О двигателе и трансмиссии
Как утверждают специалисты, в 4-й модели «Меркавы» используется силовая установка, характеристики которой существенно отличаются от двигателей ранних израильских ОБТ. Показатель мощности мотора в «Mk-4» не менее 1500 л. с. Сам агрегат обладает улучшенными массово-габаритными показателями и топливной эффективностью. Усовершенствования коснулись системы, осуществляющей турбонаддув. По мнению специалистов, масляное и жидкостное охлаждение поршней в «Меркава-4» происходит интенсивнее. Система питания оборудована топливными индивидуальными насосами. Подачу топлива в танке можно регулировать.
Внедрив в ОБТ более усовершенствованный масляный поддон и дополнительный плоский масляный бак, израильским конструкторам удалось достичь нормального функционирования двигателя при любом крене боевой машины. Управление силовой установкой в «Меркава-4» компьютеризировано – вся необходимая информация выводится у водителя на мониторе.
Для 4-й модели предусмотрена пятискоростная автоматическая гидромеханическая трансмиссия, использующая гидрообъемный поворотный механизм. Изготавливается она немецкой .
Модификации танка
«Меркава Mk.1» принимала участие в Ливанской войне 1982 года, израильские конструкторы после ее окончания создали модификацию «Меркава Mk.2». В ней был учтен опыт первого боевого использования танка. Изменения коснулись защищенности машины, ее проходимости и усиления огневой мощи.
Бронирование башни было усилено с помощью дополнительных экранов с комбинированной броней, аналогично была улучшена защита бортов. Миномет перенесли внутрь башни, теперь огонь можно было вести, не покидая машину. На башню были смонтированы корзины для различного имущества, которые являлись дополнительной защитой. Для защиты от кумулятивных боеприпасов на башню подвесили шарики на цепях.
Танк получил более совершенный баллистический вычислитель и дальномер, чуть позже на него установили тепловизор.
Масса «Меркавы Mk.2» увеличилась до 65 тонн.
«Меркава Mk.3». У этой модификации борта и башню получили дополнительную броневую защиту, на танк было установлено более мощное 120-мм гладкоствольное орудие MG251. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов. На «Меркаве Mk.3» были установлены датчики лазерного излучения, что предупреждали экипаж об опасности обстрела управляемыми ракетами. Данная модификация получила СУО «Матадор-3». Масса «Меркавы Mk.3» составила 65 тонн.
«Меркава Mk.4». Был принят на вооружение в 2004 году. Его оснастили новым дизельным двигателем GD883 General Dynamics (США) с мощностью 1500 л. с. и трансмиссией Renk RK 325 (Германия) с пятью скоростями.
Значительно изменилась форма башни из-за новой конфигурации броневых модулей, а орудие получило маску. Также было усилено основное бронирование, заряжающий лишился люка, а люк командира стал настолько массивен, что открывается механически. Был улучшен обзор для механика-водителя, он получил видеокамеру заднего вида. Более надежной стала противоминная защита днища.
Командир танка получил новый панорамный прицел с тепловизором, прицел наводчика установлен на крыше. Танк оснастили новой БИУС «Цаяд».
На «Меркаву Mk.4» установили новое орудие MG253, что выдерживает более высокое давление пороховых газов. В нише башни появился автомат заряжания, в котором размещается 10 снарядов. Остальной боезапас расположен в корме танка.
КАЗ «Трофи» — это первая подобная система, которая прошла испытания в условиях реальных боевых действий.
Во время последней боевой операции ЦАХАЛа в Ливане боевики «Хезболлы» выпустили по танкам «Меркава Mk.4» более 1 тыс. ПТУР российского производства. Повреждения получили всего 22 машины (в основном старых модификаций), было потеряно 5 танков. То есть, эффективность современных российских ПТРК против «Меркавы» составила всего лишь 0,5%. Сейчас разрабатывается еще более совершенная КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»).
Стоимость одного танка «Меркаву Mk.4» составляет 3,7 млн долларов. КАЗ «Трофи» добавляет к этой сумме примерно 10%.
Об активной защите «Трофи»
Как утверждают военные специалисты, активная защита «Меркава-4», характеристики которой многими мировыми экспертами в строительстве бронетехники считаются революционными, является гордостью израильской инженерии. Боевая машина, оснащенная подобной системой, способна обнаруживать, отслеживать и уничтожать с больших расстояний современные противотанковые ракеты. Выпускается «Трофи» в Израиле. В 80-е годы аналогичная система устанавливалась на советские танки. Бытует мнение, что израильская «Трофи» — это один из усовершенствованных вариантов советских систем.
Завершение
Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой. В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает.
О дополнительных устройствах
Для защиты командира танкового экипажа создатели оснастили внутреннюю часть «Меркавы-4» специальной башенкой. Стремясь облегчить процесс управления ОБТ, конструкторы оборудовали корпус танка четырьмя видеокамерами, изображение с которых выводится на экран водителя. Судя по отзывам военнослужащих, качество картинки на экране не зависит от времени суток. Кроме того, для данного израильского танка предусмотрена специальная система, которая отвечает за автоматическое пожаротушение. Стремясь защитить нижнюю часть «Меркавы-4» от ручных противотанковых гранат, израильские оружейные инженеры на башне боевой машины установили несколько цепей с шарами. Маневрирование танка в узких местах стало возможным благодаря установленным на нем специальным габаритным штырям.
Описание конструкции
Основным отличием «Меркавы» от других современных танков является ее компоновка: мотор и трансмиссия располагается в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и заднюю часть. В кормовой части танка находится десантный отсек, в котором можно перевозить пехотинцев, раненых, дополнительные боеприпасы или сменный экипаж. Это уникальная конструкторская идея, по сути, превращает «Меркаву» в универсальную машину, способную выполнять роль БМП и БТР.
Еще одним нестандартным решением является конструкция корпуса и башни танка – они литые. Броня «Меркавы» имеет большие углы наклона, моторное отделение смещено к правому борту танка, слева находится отделение управления с местом механика-водителя. У него есть три прибора (перископа) наблюдения, но из-за смещения его рабочего места влево, обзор сильно ограничен.
Между моторным и боевым отделением установлена броневая перегородка. Основной запас топлива находится в задней части бронированных надгусеничных ниш, в их передней части находятся воздухозаборники.
Башня танка имеет клинообразную форму, что способствует увеличение количества рикошетов при попаданиях в ее переднюю часть. Башня «Меркавы» имеет разнесенное бронирование, между двумя основными стенками располагаются дополнительные элементы защиты. В задней части башни находится корзина.
В башне находятся места для трех членов экипажа: заряжающего, командира танка и наводчика. Место заряжающего расположено слева от орудия, при необходимости он может выполнять функции наводчика или водителя. Место наводчика – справа от орудия, для выполнения своих функций он располагает оптическим прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Для общего обзора есть перископический наблюдательный прибор.
Место командира находится позади и немного выше наводчика. У него установлен панорамный оптический прицел, кроме того, командир имеет доступ к данным, которые получает наводчик. Основываясь на них, он может давать целеуказания или наводить орудие.
В задней части танка находится отсек, в котором могут разместиться десантники (6 человек), четыре носилки с ранеными или дополнительный боекомплект. Тактика использования «Меркавы» не предусматривает перевозку десанта, обычно задний отсек используется для дополнительных снарядов.
«Меркава Mk.1» вооружена 105-мм пушкой М68, созданной в США и выпускаемой в Израиле по лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет термокожух. Боекомплект составляет 62 выстрела. С пушкой спарен бельгийский 7,62-мм пулемет MAG, выпускаемый по лицензии. Еще два пулемета (7,62 мм) установлены на крыше башни. Над стволом орудия находится пулемет калибра 12,7 мм, который управляется дистанционно. Также на башне установлен 60-мм миномет, его боекомплект 30 мин.
Двигатель – американский дизель AVDS-1790-5A с турбонаддувом, трансмиссия — CD-850-6B, также производства США, она доработана местными специалистами.
Подвеска пружинная, типа Кристи. На каждой стороне находится шесть обрезиненных опорных катков и пять – поддерживающих. Гусеницы цельнометаллические, их ширина составляет 640 мм.
О тактико-технических характеристиках
- «Меркава-4» является основным боевым танком.
- Вес ОБТ: 65 т.
- Боевой экипаж состоит из 4 человек.
- Общая длина танка с пушкой: 904 см.
- Длина корпуса: 760 см.
- Высота танка: 266 см.
- Показатель клиренса: 53 см.
- ОБТ «Меркава-4» способен передвигаться с максимальной скоростью 65 км/ч.
- Показатель запаса хода топлива: 500 км.
- Танк в состоянии преодолевать рвы, ширина которых не превышает 3 м и брод глубиной 138 см.
- Боевая машина оснащена стальной литой, разнесенной модульной, противоснарядной и противокумулятивной броней.
- В качестве вооружения ОБТ комплектуется модульной, комбинированной 120-миллиметровой гладкоствольной танковой пушкой MG253 и спаренным с ней зенитным пулеметом MAG, калибра 7,62 мм, а также 60-миллиметровым минометом.
- В «Меркаве-4» артиллерийская стрельба ведется унитарными с частично сгорающими гильзами боеприпасами.
- ОБТ комплектуется лазерным прицелом-дальномером с тепловизором.
- Боевая машина оборудована 12-цилиндровым четырехтактным дизелем с водяным охлаждением GD 83.
- Топливный бак танка рассчитан на 1400 л горючего.
- Мощность силовой установки: 1500 лошадиных сил.
MERKAVA Мк.1
MERKAVA Мк.1 | |
БОЕВАЯ МАССА, т: | 60 |
ЭКИПАЖ, чел.: | 4 (десант — 10) |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм | |
длина | 7450 (пушкой вперёд — 8630) |
ширина | 3700 |
высота | 2640 |
клиренс | 470 |
ВООРУЖЕНИЕ: | 105-мм пушка М68, спаренный 7,62-мм пулемёт FN MAG, два зенитных 7,62-мм пулемёта FN MAG, 60-мм миномёт |
БОЕКОМПЛЕКТ: | 62 выстрела, патронов 7,62 мм — 10000, мин-30 |
БРОНИРОВАНИЕ | |
ДВИГАТЕЛЬ | 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель AVDS-1790-6A, четырёхтактный, воздушного охлаждения с турбонаддувом; мощность 900 л.с |
ТРАНСМИССИЯ | полуавтоматическая двухпоточная гидромеханическая Allison CD-850-6BX, планетарная коробка передач, два планетарных бортовых редуктора, механизм поворота дифференциального типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | шесть сдвоенных обрезиненных катков на борт, четыре — поддерживающих, ведущее колесо — переднее, подвеска пружинная с гидроамортизаторами на 1-м и 2-м узлах |
длина гусеницы | 4520 мм |
ширина траков | 640 мм |
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч | 46 |
ЁМКОСТЬ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ, л | 1250 |
ЗАПАС ХОДА, км: | 400 |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
ширина рва | 3,0 |
высота стенки | 0,95 |
глубина брода | 1,38 |
О перевооружении
В армии Израиля «Merkava MK-4» с 2004 года используется в качестве главного бронетанкового средства. Первой в 2005 году на эти танки была переведена 401-я бригада израильской регулярной армии. В 2013 была перевооружена 7 бригада. К этому времени смена боевых машин коснулась и подразделений резерва. Боевые действия с участием новых танков позволили военным экспертам сделать определенные заключения об эффективности ОБТ и провести их модернизацию.
Ходовая часть
Создавая ходовую часть танка «Меркава», израильские военные решили взять за основу аналогичный элемент танка «Центурион». Подвеска британской машины отличается хорошей стойкостью к взрывным устройствам и минам. В ней используются спиральные пружины и отдельное крепление каждого узла подвески к корпусу посредством четырех болтов. Последняя особенность позволяет легко заменять поврежденные части, а также сделать днище корпуса V-образным, повысив тем самым его устойчивость к взрывам снизу. С каждой стороны танк имеет 6 опорных обрезиненных катков, 5 поддерживающих роликов, направляющее колесо сзади и ведущее спереди. Конструкция гусениц также была позаимствована у британского «Центуриона».
О «Сияющей молнии»
В результате модернизации израильские инженеры создали улучшенную модель танка. В технической документации новая бронированная боевая техника значится как Merkava Mk-4 Barak Zoner, что в переводе значит «сияющая молния». Упрощенно – BAZ. Для танка израильской компанией Elbit Ltd был разработан обновленный комплекс управления огнем. Внедрение данной системы дает возможным снарядам, выпущенным из боевой бронетехники, автоматически следовать за целью. В результате существенно увеличивается вероятность уничтожения мишени уже с первого выстрела. В дополнение к данному комплексу прилагается командирская панорамная оптика. Как утверждает изготовитель обновленной системы управления огнем (СУО), аббревиатура BAZ применима не только к 4-й модели «Меркавы». Данное обозначение будет использоваться ко всем моделям бронированной техники, оснащенной данной СУО.
Силами самообороны Израиля перед оружейными конструкторами была поставлена задача – провести доводку обеспечения танков до уровня BAZ. Модернизация была начата с «Меркавы-4». Всего усовершенствованию подлежало 400 единиц ОБТ данной модели. Для того чтобы соответствовать уровню BAZ, танк должен быть оснащен новой системой активной бронезащиты (САЗБ). Инсталлировать комплексы в танки начали в 1999 году. Тестировались два варианта систем: IMI и Rafael. К началу серийного производства «Меркавы-4» появился третий вариант САЗБ – Trophy. Однако финансовые затруднения в стране воспрепятствовали дальнейшим проектировочным работам по данной системе активной защиты. К моменту серийного производства Mk-4 Trophy был еще не окончен. Тем не менее израильские конструкторы предусмотрели возможность установки данной САЗБ в дальнейшем.
Инженеры остановили свой выбор на системе активной защиты ASPRO. Установка САЗБ осуществляется как на Mk-4, так и на ранние модели. Первые 30 танков, модернизированных до уровня BAZ, были готовы в 2009 году. Большую половину бронетехники удалось доработать в 2010. В 2011 году работы по доводке ОБТ были завершены.
Танк Меркава-4 — видео
Программа разработки танка «Меркава» была утверждена в августе 1970 года, вскоре после отказа Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Работы по проектированию возглавил генерал-майор Исраэль Таль, что необычно для мировой практики танкостроения. Таль был не инженером, а боевым офицером, участником всех арабо-израильских войн. Во время Шестидневной войны он командовал одной из трёх бронетанковых колонн, разгромивших египетские войска на Синае, в конце 1960-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками Армии обороны Израиля (АОИ). Стальной макет танка был изготовлен уже в апреле 1971 года, в течение 1972-го отрабатывалась концепция переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения (МТО) на переделанном танке «Центурион». В декабре 1974-го были построены два первых опытных образца. Первые 4 серийных танка были переданы АОИ в апреле 1979-го, а в октябре того же года «Меркава Mk.1» был официально принят на вооружение.
Конструкция
Характерной особенностью танка является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Уникальной особенностью танков «Меркава» является наличие в корме отсека, используемого для перевозки десанта или раненых (также в отсеке могут размещаться дополнительные боеприпасы). Эта особенность превращает «Меркаву», по сути, в универсальную боевую машину, способную выполнять, в зависимости от боевой обстановки, тактическую роль и танка, и БТР, и БМП. Отсек имеет броневую дверь в корме, позволяющую экипажу в критических ситуациях покидать танк сзади.
Корпус и башня
Корпус и башня танка — литые, имеют большие углы наклона брони (до 75—80°). Съёмный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нём простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками. Ещё одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения.
Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления. У механика-водителя установлены три неподвижных перископических прибора, причём средний может заменяться бесподсветочным прибором ночного видения. Из-за значительного смещения его рабочего места к левому борту и незначительного угла наклона верхнего бронелиста МТО обзор механика-водителя вправо сильно ограничен. Механик-водитель попадает на своё место или через кормовой люк и боевое отделение, или через сдвижной люк в верхнем бронелисте корпуса.
Основной запас топлива размещён в топливных баках, установленных в задней части бронированных надгусеничных ниш. В надгусеничных спонсонах, имеющих разнесённое бронирование, между бронелистами расположены агрегаты, повреждение которых не ведёт к потере танком боеспособности. В верхней передней части правой и левой надгусеничных ниш находятся решётки для забора воздуха, охлаждающего двигатель. Решётки для выпуска воздуха и отверстие для выброса отработанных газов находятся в боковой части правой надгусеничной ниши. Смешение выхлопных газов с охлаждающим воздухом способствует снижению заметности танка в ИК-диапазоне. Забор воздуха для питания двигателя осуществляется через решётку из зоны за ступенькой верхнего бронелиста МТО с правой стороны башни.
Башня танка «Меркава» имеет клинообразную форму, что способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. Броня башни разнесённая, в промежутке между стенками устанавливаются дополнительные защитные элементы. К кормовой нише башни крепится большая корзина.
Рабочее место наводчика расположено справа от пушки. У наводчика установлен оптический прицел с 8-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером и перископический смотровой прибор. Перед оптической головкой прицела к поверхности башни приварены специальные ребра, способствующие рикошету пуль и осколков снарядов. Информация о дальности до цели от лазерного дальномера поступает в баллистический вычислитель. Данные о скорости цели, углах крена, атмосферных условиях (скорость ветра, давление, температура) вводятся в вычислитель автоматически, а о типе снаряда и износе канала ствола — вручную. Датчики атмосферных параметров установлены на выдвижной телескопической мачте, расположенной слева в кормовой части башни.
Командир располагается сзади наводчика, его сиденье приподнято по отношению к сиденью наводчика. У командира установлен панорамный оптический прицел с переменным увеличением (от 4× до 20×). Прицел командира имеет отводы дневной и ночной оптических ветвей от прицела-дальномера наводчика, благодаря чему он может давать последнему целеуказание, а при необходимости вести огонь из пушки вместо наводчика. В дополнение к панорамному прицелу вокруг люка командира установлены пять перископических неподвижных смотровых приборов.
Место заряжающего находится слева от пушки. У него установлен один поворотный наблюдательный прибор. При необходимости заряжающий может выполнять функции механика-водителя или наводчика. Оборудование радиосвязи размещается в башне, слева от места заряжающего.
В задней части корпуса расположен отсек для размещения дополнительного боекомплекта, резервного экипажа или шести десантников. Там же можно установить четверо носилок с ранеными. В кормовом бронелисте имеется двустворчатый люк шириной 600 мм для доступа в боевое отделение. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя — вниз. Тактика использования танка «Меркава» не предусматривает перевозку солдат на поле боя. Стандартным считается экипаж из четырёх человек и размещение в кормовом отсеке боекомплекта.
В боевом и моторно-трансмиссионном отделении смонтирована быстродействующая автоматическая система пожаротушения «Спектроникс». Танк также оснащён системой защиты от оружия массового поражения. Фильтровентиляционная установка коллективного типа установлена в кормовой части корпуса. Доступ к фильтровентиляционной установке осуществляется через дверцу размером 80×80 см, которая находится справа от оси танка в кормовом бронелисте. Левая такая же дверца закрывает отсек с аккумуляторными батареями.
Вооружение
На «Меркаве» установлена американская 105-мм нарезная пушка M68 (лицензионный вариант английской L7). Все орудия для «Меркавы» изготовлены на предприятиях «Israel Military Industries» («Израильская военная промышленность»). Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от −8,5 до +20°. Ствол снабжён термоизоляционным кожухом, чтобы избежать изгиба оси ствола из-за неравномерного нагрева. Маска пушки, как и на танке «Чифтен», отсутствует. Боекомплект танка составляет 62 выстрела, однако при необходимости (в перегруз) его можно увеличить до 86 выстрелов. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов — оперённым бронебойным подкалиберным, кумулятивным, бронебойно-фугасным, дымовым и снарядом с готовыми поражающими элементами. Большая часть боезапаса (48 выстрелов) расположена в кормовой части корпуса танка в контейнерах из стекловолокна с внутренним резиновым теплоизоляционным покрытием, по четыре снаряда в каждом.
Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрогидравлические. Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок размещаются в кормовой нише башни и отделены от боевого отделения бронеперегородкой.
Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии. Пулемёт установлен слева от пушки. Ещё два таких же пулемёта смонтированы на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего. Общий боекомплект к пулемётам составляет 10 000 патронов. Над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7 мм; прицеливание крупнокалиберного пулемёта осуществляется с помощью основного прицела наводчика. 60-мм миномёт установлен на левой стороне крыши башни; стрельбу из него ведёт заряжающий из открытого люка. Боекомплект — 30 осколочно-фугасных, дымовых и осветительных мин.
Силовая установка
Двигатель — американский дизель воздушного охлаждения «Теледайн Континентал» AVDS-1790-5A с турбонаддувом. Дизель представляет собой форсированный до 900 л. с. двигатель AVDS-1790, ставившийся на американские танки M60 и израильские «Центурион» и M48. Трансмиссия также американская, Аллисон CD-850-6B, но модернизированная израильскими специалистами, полуавтоматическая, гидромеханическая, с гидрообъёмным механизмом поворота.
Ходовая часть
Подвеска независимая, пружинная типа Кристи. С каждого борта установлено по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 790 мм и по пять поддерживающих роликов: два из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы за удалённую от корпуса часть, а три — за ближайшую. Элементы подвески расположены с внешней стороны корпуса. На двух передних и двух задних узлах подвески смонтированы телескопические гидравлические амортизаторы. Динамический ход опорных катков — 210 мм. Каждый узел подвески крепится к корпусу на четырёх болтах и может быть быстро заменён при выходе из строя вследствие подрыва на мине. Ведущие колёса переднего расположения. Отказ от торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесённым бронированием днища повышает защищённость корпуса при детонации мины. Балансиры нечётных по счёту катков направлены в сторону носа танка, чётных — в сторону кормы, поэтому внешне узлы подвески попарно образуют три тележки, что может ввести в заблуждение, и в некоторых источниках указывается, что подвеска «Меркавы» балансирно-пружинная, хотя на самом деле она независимая.
Гусеницы цельнометаллические, с открытыми шарнирами. Ширина траков — 640 мм, количество траков в гусенице — 110, длина опорной поверхности — 4,52 м. Ходовая часть прикрыта шестисекционными экранами, изготовленными из стальной брони. Экраны могут откидываться вверх для доступа к элементами подвески.
Танк «Меркава» Mk.4M, оснащённый системой «Трофи»
Производство
Разработка «Меркавы» велась инженерами АОИ, под их же непосредственным контролем осуществляется производство танков.
Серийное производство «Меркава Mk.1» началось в середине 1979 года. Всего было произведено около 250 танков этой модели. Все танки «Меркава Mk.1» были частично модернизированы до уровня Mk.2 («Меркава Mk.1B»). Впервые в мире все боеприпасы имели огнестойкую упаковку. В корме имелась механизированная боеукладка на 5 снарядов.
Основная часть узлов и агрегатов танков изготавливается в Израиле частными компаниями по субподряду, однако, за отсутствием полного производственного цикла танкостроения, элементы моторно-трансмиссионной группы, такие как двигательная установка, поставляются из США (аналогичная форма американо-израильского военно-технического сотрудничества наблюдается в секторе производства истребителей «Кфир»). Данная зависимость израильской танкостроительной отрасли от внешних поставок не раз вызывала озабоченность в высших военно-политических кругах Израиля по поводу достижения промышленной автаркии в данной сфере (особенно, на случай прихода к власти в США президентской администрации, настроенной на ухудшение американо-израильских отношений и даже на ввод эмбарго на экспорт отдельных групп товаров), — в этом контексте и велась полемика между двумя основными группами интересов, первая из которых во главе с Ицхаком Рабиным, выступала за всё большую автономизацию национальной военной промышленности, вторая под руководством Шимона Переса, полагала, что достаточно будет диверсифицировать источники поступления отдельных стратегически важных ресурсов и материалов за счёт европейских стран, однако, вопрос этот так и не был решён окончательно. Собственно говоря, само решение на проектирование и создание «Меркавы» в своё время было продиктовано отказом Великобритании от совместного производства танков «Чифтен» в 1969 г., — в тот период времени создавались разнообразные международные консорциумы по разработке бронетехники и военной авиации, — Израиль участвовал в разработке «Чифтена» с 1966 г., и поскольку уже был накоплен определённый опыт в этой сфере, по инициативе генерала Исраэля Таля началось создание «Меркавы».
Сборка танков осуществляется на государственных предприятиях. Исходно сборка танков велась в сборочных цехах MASHA (латинская транслитерация аббревиатуры на ивр. в знач. «Ремонтно-восстановительные центры службы тыла АОИ»). Затем, специально для этих целей был создан государственный орган координации работ в сфере танкостроения MANTAK (аббр. «Администрация проекта «Меркава»).
«Меркава Mk.4» находится на вооружении с 2002 года; была принята на вооружение в 2004 году. По версии американского военно-аналитического агентства Forecast International танк «Меркава-4» на 2010 год является лучшим основным боевым танком в мире. 28 % деталей танка импортные, включая двигатель и трансмиссию. Подвеска танка пружинная (практически не используется в мире), обладая своими преимуществами она определённо снижает точность стрельбы в движении. Позади имеется отсек для десанта (эвакуации раненых), что резко повышает эффективность танка в целом в условиях малоинтенсивных боёв, взамен снижая защищённость танка в силу размазывания брони на больший объём.
В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. С 2011 ведётся производство только Merkava Mk.4 BAZ (начатое в 2009). К 2013 году планировалось перевооружить на «Меркава Mk.4» ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.
В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори 2010» в Париже в связи с поиском партнёра для дальнейшей модернизации. Во время выставки интерес к машине проявила российская делегация во главе с начальником вооружений В. Поповкиным, для которого устроили развёрнутую презентацию.
В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» (англ.)русск. AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на «Меркава Mk.4» установлен дизель GD883 американской (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением мощностью 1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325 немецкой фирмы Renk. В 2012 было заявлено что двигатель уже 9 лет имеет проблемы с надёжностью и требует извлечения на ремонт каждые 200 км пробега, эти данные активно перепечатывались авторитетными СМИ и на 2015 не были официально опровергнуты. В 2012 ЦАХАЛ заявил, что проблема была решена, не уточнив в каком году. Оборудование для преодоления водных преград отсутствует за не надобностью, оборудования для возможности самоокапывания также нет.
Значительно изменилась конфигурация броневых модулей башни, орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть, как на моделях Mk.3B и Mk.3D. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах (осталась только решётка выхлопа с правой стороны). Стальной лист с воздушным зазором усиливает стойкость к минам, клиренс сократился до 430 мм. Верхняя лобовая деталь теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд» («Охотник»). Модернизации подверглись миномёт и ходовая часть.
На танке установлено новое орудие MG253 (вариант немецкой пушки Rh-120), рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов (аналогично советскому Т-55), подающий снаряды заряжающему (остальные 36 в кормовой части корпуса), каждый снаряд хранится в защитном чехле. Орудие позволяет вести стрельбу ракетами LAHAT.
70-тонная (65 т — пустой вес без БК, экипажа и т. д.) «Меркава Mk.4» имеет в 1,42 раза меньшую степень защищённости (3,18 т/м³), чем 50-тонный (пустой вес — 46,5 т) Т-90 (4,54 т/м³). При этом нужно учитывать, что в связи с массовым внедрением СУО боевая статистика попадания снарядов в танк в 2000-х годах резко поменялась — теперь большинство попаданий снарядов приходится в корпус, а не в башню. Одновременно, нижний лобовой лист имеет толщину (но не эквивалент защиты) всего 100 мм и он расположен высоко, за ним находится отсек МТО и мехвод. Стрельба на ходу осложнена сильной перетяжелённостью носа. Стрельба с места осложнена выхлопом двигателя, идущим перед приборами СУО (в секторе ±15°). Элементы КАЗ расположены открыто и уязвимы для пуль и осколков (что иным КАЗ тоже свойственно).
После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка комплексом активной защиты «Трофи» израильского производства, предназначенной для уничтожения угрожающих танку снарядов ПТРК/РПГ, что сделало Mk.4 первым зарубежным ОБТ с КАЗ. Танк изначально имел возможность установки активной защиты, но вследствие недостаточного финансирования не оснащался ею. Серийное производство танков, оснащённых КАЗ «Трофи» и получивших обозначение «Меркава Mk.4M», началось в конце 2008 года, а весной 2009-го они стали поступать в войска. На танке установлено 4 РЛС, обеспечивающих круговой обзор для КАЗ, её установка добавляет к стоимости танка 10 %, расчётная цена танка — 3,7 млн $ (на середину 2000-х); также имеется акустическое обнаружение огня снайперов. Стоимость «Трофи» — 0,2 млн $, масса при установке на Mk.4 — 771 кг.
1 марта 2011 года система активной защиты была успешно испытана в боевых условиях в районе сектора Газа. В июне 2012 было завершено оснащение 401-й бригады КАЗ «Трофи».
Перспективы
В 2012 году Минобороны сформировало группу во главе с бригадным генералом запаса Диди Бен-Йоашем, которая должна была отвечать за разработку «танка будущего» для Армии обороны Израиля. Руководителям оборонной промышленности и командованию сухопутными войсками было предложено высказать своё мнение по поводу того, как должен выглядеть этот танк. Предполагалось, что он будет легче, меньше, с автоматической зарядкой и экипажем из двух человек и иметь в своём распоряжении модульную систему оружия, включающую различные его виды, в том числе ракеты. В сентябре 2013 года сайт Israel Defense сообщил, что Министерством обороны Израиля в рамках нового многолетнего плана развития ЦАХАЛа решено рассмотреть возможные альтернативы и не разрабатывать танк «Меркава» пятой модели, а продолжать производство «Меркава Mk.4». Последующим поколением будет не «Меркава-5», а танк с иными огневыми, защитными и двигательными характеристиками. Позднее было решено вернуться к МК 4.
Модернизации
— «Меркава Mk.1B» (1983) — частичная модернизация уже построенных Mk.1 до уровня Mk.2. На корзину на корме башни навешен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; СУО «Матадор Mk.1» модернизирована до уровня Mk.2 или Mk.2B. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался во внешнем исполнении (на правом борту башни), на корме корпуса нет корзин для имущества (выполняют роль противокумулятивных экранов).
— «Меркава Mk.2D» (1999) — модернизация ранее построенных «Меркава Mk.2B». Дополнительное бронирование корпуса и башни т. н. «бронёй четвёртого поколения» («Меркава Mk.1» имела броню первого поколения, Mk.2 — второго, а Mk.3 — третьего).
Кроме того, большинство резервистских «Меркава Mk.3» получили дополнительную броню крыши башни. А танки, имеющие возможность установки прицела «Баз», получили также и его.
Машины на базе
— 155-мм самоходная гаубица «Шолеф» («опытный стрелок», также известна под наименованием «Slammer») — два опытных образца были построены в 1984—1986, однако САУ не была принята на вооружение и серийно не производилась.
— БРЭМ «Намер» — создана на базе Mk.3, в серию не пошла.
— Тяжёлый бронетранспортёр «Намер» — разработка начата в 2006 году на шасси танка Mk.1, принят на вооружение ЦАХАЛ в 2008 году и серийно производится.
Об израильских боевых машинах LIC
Как утверждают специалисты, очень эффективными оказались в городских боях танки «Меркава-4» (фото данной модели израильских ОТБ в статье), модернизированные до уровня BAZ. Доработанная 4-я модель была названа LIC. Разрабатывалась она на базе танка «Меркава Марк-4». В городском танке на башенную часть израильские оружейники решили не устанавливать стандартный штатный пулемет, калибра 7,62 мм. Mk-4 LIC комплектуется 12,7- миллиметровым пулеметом, огневой удар которого обладает достаточно высокой плотностью, благодаря чему можно не применять артиллерийскую часть вооружения.
Поскольку использование танковой пушки в городских условиях может привести к значительным жертвам среди мирного населения, основное орудие в таком случае не применяется. Экипаж боевой бронемашины пользуется дистанционным модулем управления стрельбой. В данной модели танка все части, уязвимые для стрелкового оружия и осколочных гранат, надежно защищены специальной металлической сеткой. Она предназначена для защиты оптических и вентиляционных устройств, а также двигательных выхлопных отверстий.
С целью сохранить асфальтовое покрытие в городе, данная модель боевой бронетехники комплектуется специальными гусеничными башмаками. Плохая видимость и ночное время суток не препятствует успешному прохождению Mk-4 LIC по городу. При необходимости экипаж может воспользоваться светодиодной оптикой. В 2006 году с применением этих боевых машин проводились военные действия против «Хизбаллы».
Боевое применение танка Merkava
Впервые «Меркава» (Mk 1) была применена в бою во время Ливанской войны 1982 года. С израильской стороны участвовало около 200 машин этой модели (то есть все имеющиеся на тот момент), танк показал хорошую живучесть, общие потери составили 30-50 машин, а безвозвратно потерянных танков было не больше 10. Неплохой результат, однако, свидетельствует по большей части лишь о том, что все подбитые машины в ходе успешного израильского наступления остались на территории подконтрольной Израилю и были успешно отремонтированы после. Так как столкнуться с современными машинами своего класса «Меркаве» в той войне не удалось (ни одного доказательства реального боевого соприкосновения с сирийскими Т-72 нет и не было), судить о реальной боевой эффективности Mk 1 в той войне довольно трудно. Стоит отметить также, что «Меркава» Mk 1 была к тому времени техникой новой, не в полной мере опробованной, и по этой причине имел место довольно значительный процент не боевых поломок, в основном связанным с перегревом двигателя.
Как видно даже из фотографии, «Меркава» Mk 4 это уже совсем другая машина
Вторая большая война для «Меркавы» это Ливанская война 2006 года, в которой приняли участие танки моделей Mk 2-4, в количестве 200-400 машин. Снова основным противником стали не танки противника, а ПТУР — около 50 машин получили повреждения разной степени тяжести от соприкосновения с ними, при этом 5 танков было сожжено полностью. Танк действительно оправдал свое звание надежной машины: из 18 подбитых «Меркав» модели Mk.4, броня была пробита только в 6 случаях, при этом в среднем потери экипажа в «пробитых» танках составляла 1 человека.
Из эпизодических боестолкновений с применением «Меркавы» стоит отметить конфликт в Южном Ливане (1997 г.), и операции в районе сектора Газа (по 2014 г.) — во всех случаях танки поражались с помощью ПТУР различной степени «древности» и частично выходили из строя, однако случаев полного уничтожения в следствие попаданий (кроме подрыва 2-х машин на фугасах в 2002 г. в Секторе Газа) отмечено не было. С другой стороны, точными данными о потерях своей техники (особенно самой современной) Израиль не делиться ни с кем, а по утверждениям представителей организации Хезболла потери в «Мерквах» куда чувствительнее, чем это принято считать.
О моделировании бронетехники
Вниманию потребителей, увлекающихся моделированием, на прилавках специализированных магазинов представлен широкий ассортимент различных моделей боевой бронетехники. Судя по многочисленным положительным отзывам, большой популярностью пользуется продукция южно-корейской . «Меркава-4» в собранном виде представляет собой пластиковый вариант израильского танка в масштабе 1:35. Общая длина модели составляет 248 мм. Набор комплектуется:
- Специальными рамками в количестве 7 штук.
- Наклейками.
- Виниловыми траками.
- Подробной инструкцией на английском языке.
- Специальной схемой, которую рекомендуется использовать при окрашивании уже собранного танка.
Клеем и краской товар не комплектуется. Также мастеру дополнительно придется обзавестись модельным ножом, надфилем, кусачками и специальной модельной линзой.