Несмотря на небольшие размеры, государство Израиль одна из самых значимых стран. Это справедливо как к европейско-ближневосточной, так и к мировой арене. Созданное в 1948 году, оно вынуждено было с рождения бороться за независимость и право на существование. Само собой, вести борьбу невозможно без нового и современного оружия.
Одной из главных разработок израильской армии, ЦАХАЛА, является танк «Меркава». Созданный, по сути, в спешке, в условиях постоянно надвигающейся войны, этот аппарат стал одним из лучших образцов бронетехники ХХ века, и в ХХI продолжает удерживать свои позиции.
Создание «Меркавы»
С момента создания государства Израиль силами самообороны производились закупки техники за рубежом, в основном в Британии и США. Сначала это были образцы, оставшиеся со времен Второй Мировой войны. Затем на вооружение ЦАХАЛА стали поступать новейшие на тот момент образцы танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Британия отказала Израилю в поставке новой техники.
В принципе, израильский генералитет был готов к такому развитию событий. Развернувшуюся работу по созданию собственной модели танка возглавил Исраэль Таль.
На момент описываемых событий «Талик» прошел службу в Еврейском легионе британской армии в ходе Второй Мировой войны, а так же участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию использования бронетанковых сил ЦАХАЛА, а так же координировал создание «идеального» танка для действий в условиях климата Палестины.
Проект получил название «Меркава», что переводится как «колесница». Важно знать, что у названия есть религиозная подоплека. В священных еврейских текстах Меркава – колесница Бога, трон, на котором Всевышний передвигается в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в проектирование которого вложил душу один из лучших танкистов в истории.
При проектировании модели Таль основывался на общей стратегии армии обороны Израиля.
Она подразумевала осознание тотального превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а так же ведения войны «на истощение». Учитывались и все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танкам предстояло показать себя.
Машина должна была отвечать нескольким боевым параметрам. Первое, и главное, у нового танка должен был быть пониженный силуэт и небольшая башня. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий приходилась именно в башню. Пробитие брони означало в большинстве гибель или серьезные ранения для экипажа.
Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не хотели, поэтому требования учли. Другой важный момент, стрельба на дальнюю дистанцию. Израильтяне должны были выбивать танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям. Отсюда особое внимание к орудию и к подготовке наводчика.
Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году ЦАХАЛ получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.
Mark 3
System / subject | Mark 3 |
Main gun (caliber) | 120 mm |
Engine | 1,200 hp |
Transmission | Automatic, 4 gears |
Running gear | External, single, position, rotary shock absorbers |
Weight | 65 |
Turrent control | Electrical |
Fire control | Advanced computer Line of sight stab in two areas TV & thermal auto-tracker Modern laser range finder Thermal night-vision TV channel Dynamic cant angle indicator Commander’s sights |
Heavy ammunition storage | Protected container for every four rounds |
Ready to fire ammunition storage | Mechanical drum case for five rounds |
60 mm mortar | Internal |
Electromagnetic warning | Advanced |
NBC protection | Combined overpressure and air cond (in Baz tanks) |
Ballistic protection | Modular special armor |
Конструкция «Меркавы»
Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.
Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.
Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.
Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.
Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.
Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.
Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.
На машине применяется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий за счет турбонаддува мощность до 900 л.с.
Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.
Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.
Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы Браунинг, но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.
Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.
Mark 2
System / subject | Mark 2 |
Main gun (caliber) | 105 mm |
Engine | 900 hp |
Transmission | Automatic, 4 gears |
Running gear | External, double positions, linear shock absorbers |
Weight | 63 |
Turrent control | Hydraulic |
Fire control | Digital computer Laser rangefinder Thermal night vision |
Heavy ammunition storage | Protected container for every four rounds |
Ready to fire ammunition storage | Six rounds magazine |
60 mm mortar | Internal |
Electromagnetic warning | Basic |
NBC protection | Overpressure |
Ballistic protection | Laminated armor + special armor |
Модификации танка
Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:
- Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
- Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
- Mk.3, получившая модульную броню;
- Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.
Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.
Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.
Mark 1
System / subject | Mark 1 |
Main gun (caliber) | 105mm |
Engine | 900 hp |
Transmission | Semi-automatic |
Running gear | External, double positions, linear shock absorbers |
Weight | 63 |
Turrent control | Hydraulic |
Fire control | Digital computer Laser rangefinder Thermal/passive night vision |
Heavy ammunition storage | Protected container for every four rounds |
Ready to fire ammunition storage | Six round magazine |
60 mm mortar | External |
Electromagnetic warning | Basic |
NBC protection | Overpressure |
Ballistic protection | Laminated armor |
Сравнение с аналогами
Как известно, лучше всего характеристики танка выглядят, если сравнить их с аналогичными показателям у вероятного противника. Данная таблица приводит обобщенные данные самых распространённых основных танков и их модификаций.
«Меркава» (Израиль) | Т-90 (Россия) | «Абрамс» (США) | «Леопард 2» (Германия) | |
Вес, т | 70 | 46,5 | 54,4…63,1 | 50,5…63 |
Толщина брони, мм | 800 | 750 | 750-950 | лобовая 700 |
Орудие | 120-мм MG253 | 125-мм 2А46М-5 | 120-мм М256 | Rheinmetall Rh-120 мм |
Скорость, км/ч | 60 | 65-70 | 66-72 | 68-72 |
Запас хода, км | 500 | 550…650 | 440…480 | 500…550 |
Количество единиц, шт | 1970 | Более 2000 | Более 10000 | 3264 |
Как видно из таблицы, Меркава обладает невысокими ходовыми характеристиками, но сила ее в другом.
Расположение силовой установки серьезно повышает бронированность и безопасность экипажа на случай попадания средств ПТО противника. Не учитываются также развитие систем активной и динамической брони танков. Важен и момент боевого использования машин. Опыта экипажам израильских танков не занимать, чего нельзя сказать о, к примеру, немецких танкистах.
Технические характеристики
Экипаж | 4 человека |
Масса с боекомплектом | 65 тонн |
Длина танка | 7 м 45 см |
Длина с пушкой | 9 м 40 см |
Клиренс | 53 см |
Ширина по гусеницам | 3 м 72 см |
Высота по люк башни | 2 м 70 см |
ХАРАКТЕРИСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ | |
Мощь двигателя, 12-цилиндровый четырёхтактный дизель водяного охлаждения с турбонатдувом | 1500 л. с. |
Ресурс бака с дизтопливом по трассе; емкость 1400 литров | 500 км |
Скорость по трассе | 65 км/ч |
Скорость по пашне | 50 км/ ч |
Преграда угол подъема | 30 градусов |
Преграда барьер | 1 м |
Преграда ров | 3 м |
Преграда брод | 1 м 38 см |
БОЕВОЕ ВООРУЖЕНИЕ | |
Тип пушки; калибр | Гладкоствольная калибра 120 мм |
Боекомплект пушки | 10 снарядов в автомате + 36 снарядов + 14 экстренно |
Спаренный с пушкой пулемет FN MAG | 7,62 мм |
Зенитный пулемет | 7,62 мм |
Миномет | 60 мм |
ЗАЩИТА И ОБОРОНА | |
Броня стальная литая комбинированная, активная, динамическая защита. |
Боевая служба танков «Меркава»
Боевое крещение первенцы Таля получили в Ливанской войне 1982 года. Тогда, правда, новым разработкам не получилось померятся силами с советскими Т-72, стоявшими на вооружении сирийской армии. Возможно, оно и к лучшему, так как на первых машинах было огромное количество недочетов, связанных с ходовой частью и двигателями.
Вызывали вопросы и бронирование, и огневая мощь.
Это послужило причиной доработки и введения в строй последующих модификаций машины. Насчет этой войны имеется множество легенд, каждая сторона говорит о сотнях уничтоженных танков противника, поэтому верить всему просто нельзя.
С тех пор танки появляются всякий раз, когда государству Израиль грозит война. Широкое применение танки получили во время второй ливанской войны. Тогда израильские машины получили значительные повреждения, однако задумка Таля оказалась верна. Основная масса членов экипажей выжила и смогла продолжить службу.
Споры вызывает боевая эффективность машин в ходе столкновения с палестинцами. Официально потери в этой войне сводятся к легким повреждениям. Однако палестинцы утверждают, что данные ЦАХАЛА серьезно занижаются для создания ореола непобедимость «Меркавы».
М1А2 США
М1А2 (США) | |
Прибор командира, тип, марка | Панорамный комбинированный прицел CITV |
Стабилизация линии визирования | двухплоскостная независимая |
Оптический канал | Отсутствует |
Ночной канал | Тепловизор 2-го поколения |
Дальномер | Лазерный |
Прицел наводчика, тип, марка | Комбинированный, перископический GPS |
Стабилизация линии визирования | независимая поВН |
Дневной канал | оптический |
Ночной канал | тепловизор 2-го поколения |
Дальномер | лазерный |
Стабилизатор оружия, тип, марка | двухплоскостной, электромеханический |
Информационный канал управляемой ракеты | отсутствует |
Леклерк
«Леклерк» (Франция) | |
Прибор командира, тип, марка | Панорамный комбинированный прицел НL-70 |
Стабилизация линии визирования | двухплоскостная независимая |
Оптический канал | Есть |
Ночной канал | Тепловизор 2-го поколения |
Дальномер | Лазерный |
Прицел наводчика, тип, марка | Комбинированный, перископический HL-60 |
Стабилизация линии визирования | двухплоскостная независимая |
Дневной канал | оптический и телевизионный |
Ночной канал | тепловизор 2-го поколения |
Дальномер | лазерный |
Стабилизатор оружия, тип, марка | двухплоскостной, электромеханический |
Информационный канал управляемой ракеты | отсутствует |
Леклерк
«Леклерк»(Франция) | |
Индекс пушки | CN-120-26 |
Калибр, мм | 120 |
Тип ствола | гладкоствольный |
Длина трубы ствола, мм (калибров) | 6200 (52) |
Масса пушки, кг | 2740 |
Длина отката, мм | 440 |
Тип продувки канала ствола | вентиляционный |
Живучесть ствола, выстр. БПС | 400 |
Леопард
«Леопард-2А5 (6)» (Германия) | |
Прибор командира, тип, марка | Панорамный комбинированный прицел PERI-R17AL |
Стабилизация линии визирования | двухплоскостная независимая |
Оптический канал | Есть |
Ночной канал | Тепловизор 2-го поколения |
Дальномер | Лазерный |
Прицел наводчика, тип, марка | Комбинированный, перископический EMES-15 |
Стабилизация линии визирования | двухплоскостная независимая |
Дневной канал | оптический |
Ночной канал | тепловизор 2-го поколения |
Дальномер | лазерный |
Стабилизатор оружия, тип, марка | двухплоскостной, электромеханический |
Информационный канал управляемой ракеты | отсутствует |
Леопард
«Леопард 2А5(6)» (Германия) | |
Индекс пушки | Rh44 |
Калибр, мм | 120 |
Тип ствола | гладкоствольный |
Длина трубы ствола, мм (калибров) | 5300 (44) |
Масса пушки, кг | 3130 |
Длина отката, мм | 340 |
Тип продувки канала ствола | эжекционный |
Живучесть ствола, выстр. БПС | 700 |
Модернизации
- «Меркава Mk.1B», 1983 год – частично модернизированные до уровня Mk.2, ранее построенные Mk.1. Произошла замена бортовых экранов, установлен противокумулятивный экран, система управления огнем улучшена до уровня Mk.2 либо Mk.2B. Но, несмотря на эти преимущества, башня лишена дополнительного оборудования, на кормовой части нет корзин для имущества, а также по-прежнему во внешнем положении располагается миномет калибра 60-мм.
- «Меркава Mk.2D», 1999 – модернизированные, ранее построенные «Меркава Mk.2B». Броней четвертого поколения обработали башню и корпус
- Также основную часть находящихся в резерве танков получила дополнительное бронирование крыши башни. А на имеющие такую возможность танки установили прицел «Баз».
М1А2
М1А2 (США) | |
Индекс пушки | M256 |
Калибр, мм | 120 |
Тип ствола | гладкоствольный |
Длина трубы ствола, мм (калибров) | 5300 (44) |
Масса пушки, кг | 3065 |
Длина отката, мм | 305 |
Тип продувки канала ствола | эжекционный |
Живучесть ствола, выстр. БПС | 700 |