Советский танк Т 34 85 – машина, на которой можно смело въехать в историю

Разгром немецких войск под Сталинградом зимой 1943 года ознаменовал начало коренного перелома хода всей Восточной компании. Советские войска сумели не только остановить продвижение германских войск на Восток, но и нанести Германии тяжелое поражение. Символом стойкости, мужества и упорства советских войск первого периода войны стал средний танк Т-34 образца 1940 года, вооруженный 76 мм. пушкой. Несмотря на то, что эта машина вынесла на себе всю тяжесть вооруженного противостояния с панцерваффе, победным символом стал танк Т 34 85. Именно этот танк сегодня можно встретить на постаментах и обелисках практически во всех уголках страны, в музейных экспозициях и в частных коллекциях.

Такая ситуация в военной истории встречается довольно часто. Одним видам вооружения и образцам военной техники доставалась роль стать основной рабочей лошадкой, другим выпала честь принимать лавры победителей. Примерно так сложилась судьба Т 34 85 – лучшего танка Второй Мировой войны, который появился на фронте уже на завершающем этапе войны.

Подготавливаем свой рабочий стол

Первым делом Вам необходимо подготовить свой стол, на котором Вы будете работать. На нем не должно быть лишних вещей и каждый инструмент должен находиться под рукой. Не у всех есть свой рабочий стол и наверняка уже задумались над его созданием. Сделать стол не сложно — сложно выбрать для него место в доме. Идеальный вариант — это утепленный балкон, на котором Вы в любой момент сможете выполнить поделку. Я уже писал про подготовку стола в отдельной статье и постарался как можно подробнее описать весь процесс его создания. Если Вы не знаете как подготовить свое рабочее место, то прочитайте следующую Статью. После того как завершили процесс создания стола, попробуйте приступить к выбору вашей будущей поделки.

Компоновка

Компоновка

Танк Т-34 был скомпонован по классической схеме с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Форма его корпуса и башни была признана и противниками и союзниками наиболее удачной для своего времени с точки зрения снарядостойкости и считалась образцом для подражания. Но чудес не бывает, и за все приходиться платить. В данном случае — забронированным объемом. Выгодный, с точки зрения снарядостойкости, большой наклон лобовой брони вкупе с неудачным, хотя и конструктивно более простым — продольным — расположением массивного 12-цилиндрового двигателя и трансмиссии, сократил объем боевого отделения и не позволил разместить люк механика-водителя на подбашенном листе корпуса.

Средний танк Т-34 СТЗ выпуска 1942 года. 3-я гвардейская танковая бригада, Калининский фронт, весна 1942 года.

Характерные особенности танка Т-34 производства СТЗ выпуска 1942 года.

В результате люк выполнялся в лобовом листе, что существенно снижало его снарядостойкость. Боевое же отделение Т-34 было наименьшим, по сравнению со всеми средними танками, принимавшими участие во Второй мировой войне! Кроме того, из-за смещения боевого отделения в носовую часть корпуса экипаж и вооружение были подвержены воздействию продольных колебаний корпуса в большей степени, чем при переднем расположении трансмиссии.

Теснота башни и боевого отделения в целом существенно уменьшали все достоинства мощной 76-мм пушки, обслуживать которую было просто неудобно. Но главное — ограниченный объем башни не позволил разместить в ней третьего члена экипажа, и наводчик орудия совмещал свои обязанности с обязанностями командира танка, а порой и командира подразделения.

Литая «улучшенная» башня Уралмашзавода. 1942 год.

Принятые экипажами танки на железнодорожных платформах в сдаточном цеху завода № 183. Нижний Тагил, зима 1943 года.

Танк Т-34 с «улучшенной» башней из состава 106-й танковой бригады. Сентябрь 1942 года.

Справедливости ради, надо сказать, что несомненным достоинством кормового расположения моторного и трансмиссионного отделений является удобство доступа и обслуживания двигателя и агрегатов трансмиссии. Так, у Т-34 вся крыша МТО состояла либо из съемных деталей, крепившихся болтами, либо откидных на петлях.

Т-34 обр. 1942 г.

Танк Т-34 с «улучшенной» башней.

Танк Т-34 со штампованной башней производства УЗТМ покидает сборочный цех Челябинского Кировского завода, август 1943 года.

Танк Т-34 выпуска 1943 года с командирской башенкой на занятиях в одной из частей Советской Армии. 1950-е годы.

Кроме того, соседство моторного и трансмиссионного отделений позволяло разместить в последнем ряд агрегатов систем питания, смазки и охлаждения. В Т-34, например, в 1942 году в трансмиссионном отделении были размещены два немаленьких воздухоочистителя «Циклон».

Вместе с тем, кормовое расположение трансмиссии существенно усложняло приводы управления. Тяги к главному фрикциону, коробке передач и механизмам поворота танка проходили по всей длине корпуса, а доступ к ним был затруднен.

Один из первых танков Т-34-85 с пушкой Д-5Т на полигоне в Кубинке. Хорошо видны типичные лишь для этой модификации маска пушки, расположение сильно смещенных вперед командирской башенки и дополнительного топливного бака, а также выполненные из прутков рымы для демонтажа башни. Смотровая щель в левом борту башни характерна только для сормовских машин с пушкой Д-5Т.

Советские танки в горах Трансильвании. 2-й Украинский фронт, Румыния, лето 1944 года. Это машина ранних выпусков, о чем можно судить по пушке С-53, отсутствию бонок для крепления запасных траков на лобовой броне корпуса и приборам наблюдения МК-4 без крышечек.

Для предохранения от поперечного изгиба их изготавливали массивными, разделяли системой переходных валиков на ряд участков. Увеличение люфтов в шарнирных соединениях, незначительные разрегулировки приводов нарушали правильное переключение передач. Возможен был и отказ приводов управления от случайных причин: попадания посторонних предметов (например, стреляных пулеметных гильз) между тягами и днищем. По опыту эксплуатации танков с кормовым расположением трансмиссии, свыше 50 % всех неисправностей приходилось на разрегулировку приводов управления.

Нельзя признать удачным компоновочным решением и побортное расположение топливных баков, да еще в боевом отделении и без выгородок. Не от хорошей жизни танкисты стремились перед боем заполнить баки до отказа — пары солярки взрываются не хуже бензиновых, сама солярка — никогда.

В Т-34-85 был устранен основной недостаток — теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигли этого за счет увеличения диаметра башенного погона с 1420 до 1600 мм, а также установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров.

Башня с пушкой Д-5Т. У первых выпущенных машин имелся только один башенный вентилятор.

Т-34-85 позднего выпуска 1944 года. Нештатные грязевые щитки установлены, видимо, в ходе ремонта. Довольно редкий снимок, на котором хорошо видны полностью открытые «ресницы» — броневые крышки призм приборов наблюдения механика-водителя.

При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, сохранились, а отчасти даже усугубились, и все недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Если у Т-34 распределение весовой нагрузки на опорные катки было более или менее равномерным, то у Т-34-85 из-за смещенной к носу большой и тяжелой башни передние катки были перегруженными. Слишком большой вылет пушки за габариты танка приводил к опасности утыкания ее в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия, а также ограничивал свободу маневрирования в узких проходах.

Путей выхода из этого положения два: либо увеличить длину отделения управления (или боевого), что неизбежно приведет к увеличению общей длины танка и ухудшению его маневренных качеств за счет возрастания соотношения L/B — длины опорной поверхности к ширине колеи (у Т-34-85 оно близко к оптимальному — 1,5), либо кардинально изменить компоновку моторного и трансмиссионного отделений, развернув, например, двигатель поперек корпуса.

Танк Т-34-85 выпуска 1945 года в экспозиции Имперского военного музея в Лондоне. 2005 год.

Это было сделано на отечественных средних танках Т-44 и Т-54, принятых на вооружение соответственно в 1944 и 1945 годах. На столь кардинальную перекомпоновку танка Т-34 во время войны не пошли, и, наверное, это было правильным решением. Вместе с тем диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34-85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. С появлением Т-34-85 возможности модернизации «тридцатьчетверки», во всяком случае по вооружению, были исчерпаны полностью.

Выбираем качественный материал

Основной материал — это фанера. Выбор ее всегда сложен. Каждый из нас наверняка сталкивался с такой проблемой как расслаивание фанеры с торцевой части и задавался таким вопросом, от чего же такое расслаивание? Ну как же, в основном это из-за некачественной фанеры. Если Вы взяли лобзик в руки не в первый раз, то можно подобрать фанеру из остатков от предыдущей поделки. Если же Вы новичок в выпиливании и у Вас нет фанеры, то купите ее в строительном магазине. Выбрать материал для выпиливания всегда сложно. Выбирать фанеру нужно всегда внимательно, чаще смотреть на пороки дерева (сучки, трещины) и делать выводы. Сложность выбора фанеры заключается в том, что как бы ни прогадать ее пороки и срок хранения. К примеру, купили Вы фанеру, зачистили ее, перевели чертеж и вдруг она начала расслаиваться. Конечно же, такое бывало почти у каждого и это ох как неприятно. Так что лучше уделить внимание при выборе и выбрать хорошую фанеру. Я написал специальную Статью, в которой поэтапно описаны все принципы выбора фанеры.

Ситуация, в которой рождалась новая «тридцатьчетверка»

Одним из основных факторов достигнутой победы является техническое состояние Красной Армии, которая сумела к этому времени восстановить свою боеспособность. В тяжелейших условиях, сложившихся в стране в 1941-42 гг., советская экономика сумела поставить на поток выпуск основных средств вооружений, добившись количественного превосходства над противником. Советские танки Т-34-76 стали массово поступать в войска, став основной ударной силой Красной Армии. Однако вскоре количество перестало играть на руку советскому командованию.

Появление в 1943 году на советско-германском фронте новых образцов немецкой бронетанковой техники не замедлило сказаться на боеспособности советских танковых подразделений. Сначала немцы модернизировали свой танк Pz.IV, поставив на него длинноствольное 75 мм. орудие и увеличив броню. Затем в войска стали поступать новые и современные машины, танки Pz.V «Пантера» и Pz.VI «Тигр». Это была абсолютно новая техника, обладающая сильной броней и высокой огневой мощью. За счет новых танков немецкое командование надеялось переломить ход борьбы на фронте, вернуть себе утраченное военно-техническое превосходство. Апофеозом немецких бронетанковых войск должна была стать операция «Цитадель», в ходе которой немецкие войска должны были разгромить основные силы Красной Армии.

Для решения поставленных задач под Курском были сосредоточены основные силы панцерваффе. Все немецкие танковые и гренадерские дивизии, которые должны были принять участие в операции, комплектоваться новыми танками и самоходными артиллерийскими установками. На острие направления главного удара немцы сосредоточили танковые части, оснащенные модернизированными машинами Pz.IV, новенькими танками «Пантера», «Тигр» и самоходными установками «Фердинанд».

Советское командование имело полноценные танковые армии и могло противопоставить этой стальной лавине довольно внушительные силы, но только количественно. Основу танкового парка советских войск под Курском представлял собой средний танк Т-34. Обзор итогов Курской битвы, сравнение размеров потерь, понесенных советскими танковыми армиями в ходе танковых баталий на поле боя, показали масштабы отставания советской бронетанковой техники от новых немецких танков. Советскому военному руководству стало очевидно, что основной советский танк, родная и надежная тридцатьчетверка проигрывает своим конкурентам в прямом столкновении. Бронетанковые части нуждались в новой машине, способной на равных сражаться с тяжелыми немецкими танками.

Не сразу и не в один момент, такая машина появилась на фронте. На базе тридцатьчетверки был создан новый средний танк Т 34 85, машина с орудием калибра 85 мм. Этот танк стал достойным противником немецкому зверинцу на полях сражений в последующих компаниях завершающего этапа Второй мировой войны.

Зачистка фанеры

Зачищаем нашу фанеру при помощи наждачной бумаги. Как Вы уже знаете, для зачистки фанеры в выпиливании применяют «Среднезернистую» и «Мелкозернистую» шкурку. В строительных магазинах Вы наверняка видели шкурки (по-другому наждачная бумага), именно они нам и понадобятся. В работе Вам понадобится «Крупнозернистая», «Среднезернистая» и «Мелкозернистая» шкурка. У каждой из них свое свойство, но совсем разное напыление, при котором она и классифицируется. «Крупнозернистая» шкурка служит для обработки грубой фанеры, т.е. у которой множество пороков, сколов, а так же трещин. «Среднезернистая» шкурка служит для обработки фанеры после «Крупной» шкурки и имеет небольшое напыление. «Мелкозернистая» или по другому «Нулевка». Такая наждачная бумага служит завершающим процессом зачистки фанеры. Она придает фанере гладкость, а следовательно фанера будет приятна на ощупь. Шлифуйте заготовленную фанеру поэтапно, начиная со среднезернистой и заканчивая мелкой наждачной. Шлифовку осуществляйте вдоль слоев, а не поперек. Хорошо отшлифованная поверхность должна быть ровной, совершенно гладкой, глянцевой на свету и шелковистой на ощупь. Как лучше подготовить фанеру к выпиливанию и какую наждачную бумагу лучше выбрать Читайте здесь. После зачистки проверьте фанеру на заусенцы и на небольшие неровности. Если нет видимых дефектов, то можно преступать к процессу перевода чертежа.

Т-34/85 образца 1944 года, Средний танк

Поскольку танк Т-34 выпускался на разных предприятиях, между изготавливаемыми моделями и образцами имелись различия. В августе 1939 года Главный военный совет принял Т-34 в качестве основного среднего боевого танка Красной Армии. Новый проект был закончен в течение декабря 1939 года и стал известен, как танк Т-34 образца 1940 года. 19 декабря 1939 года чертежи и модели нового Т-34 были представлены Верховному командованию, которое рекомендовал новый танк к производству, несмотря на то что еще не был изготовлен опытный образец.

Дизельные двигатели. Первые серийные образцы танков Т-34 были оснащены дизельными двигателями В-2, но из-за их недостатка на танки начали устанавливать старый бензиновый двигатель М-17. Танк Т-34 испытывал такие проблемы с трансмиссией, что часто танки шли в бой с запасными деталями трансмиссии, прикрученными к крышке силового отделения стальными тросами. Т-34 образца 1940 года имел башню из катаного броневого листа и короткоствольную 76,2-мм пушку Л-11 образца 1938 года. Пушка устанавливалась в литую люльку, которая приваривалась к кожуху. Т-34 образца 1940 года стал стандартной моделью для всех вариантов танка. Они имели взаимозаменяемые элементы, в том числе двигатель, вооружения, трансмиссию и перископы. Главной заботой конструкторов была простота конструкции. Танк имел сварной корпус, выполненный из катаных стальных листов. Конструкторы применили подвеску Кристи с пятью большими сдвоенными стальными катками с каждой стороны и большим зазором между второй и третьей парами. Ведущее колесо, в целях безопасности расположенное со стороны кормы, представляло собой зубчатый барабан, применявшийся на танках серии БТ. Оно приводило в движение литые гусеницы из марганцовистой стали с центральными направляющими шипами, расположенными на чередующихся траках. Первые модели Т-34 имели башню с заметным выступом и массивный люк, занимающий всю заднюю часть башни. Танк Т-34 образца 1940 года был оснащен одним перископом, размещенным впереди слева. В конце 1941 года было выпущено небольшое количество танков, оснащенных длинноствольной 57-мм пушкой ЗИС-4, предназначенной для поражения легкобронированных целей на больших расстояниях, чем 76,2-мм пушка Л-11.

Т-34 образца 1941 года. Вторая модель Т-34 появилась в 1941 году. По существу, это был командирский танк образца 1940 года с башней из катаного броневого листа, оснащенный более мощной 76,2-мм пушкой Л/41,5 образца 1940 года. На башне сохранился тот же громоздкий люк, но некоторые варианты танка имели два прибора наблюдения. Конструкция корпуса осталась прежней, но на правой надгусеничной полке теперь устанавливался ящик для имущества. Самой примечательной чертой танков Т-34 образца 1941 года стала замена литой люльки на угловую, которая крепилась болтами. В 1942 году появились танки с литой башней и новыми, более широкими гусеницами. Некоторые танки были оснащены огнеметами (АТО-41) и бронированными бензобаками, установленными на корме.

Т-34 образца 1942 года. В 1942 году стала стандартной литая башня (в противоположность башне из катаного листа). Новая башня весила 4,4 т с диаметром кольца 1,38 м. Танк имел различные усовершенствования, сделанные с учетом опыта боевого применения. Командир танка и стрелок получили теперь по отдельному люку. Кроме того, был установлен новый корпусной 7,62-мм пулемет ДТ, более эффективный в ближнем бою. В начале 1942 года конструкторы разработали новую модель Т-34 – Т-34М. Она имела шасси, подобные шасси тяжелого танка КВ (но с катками меньшего диаметра), и совершенно новую форму корпуса и башни. Однако этот танк не был принят к производству. Единственный элемент его конструкции, который был использован для следующей модели – Т-34/76 образца 1943 года, – это башня шестиугольной формы. Как упоминалось выше, танк Т-34 образца 1943 года был разработан с учетом информации с поля боя, которая гласила, что одним из недостатков Т-34 был выступ башни, нависавший над кормовой частью корпуса. Это делало танк уязвимым перед немецкими пехотинцами из подразделений по борьбе с танками, которые забирались на танк и устанавливали плоские мины под выступ башни. Новая литая шестиугольная башня без выступа появилась на Т-34 образца 1943 года. Новая модель имела и другие новшества, в том числе увеличенный запас горючего и навариваемые компоненты броневых листов.

Танк Т-34/76Е. Последующие модели Т-34/76 лучше известны на Западе по их британской классификации. Модели Е и Г производились в 1943 году. Корпус и башня Т-34/76 остались теми же, но танк получил новые, более эффективные системы очистки воздуха и смазки. Конструкция корпуса была улучшена за счет применения метода автоматизированной сварки материалов более высокого качества, который давал соединения более высокого качества. Модель Е ясно продемонстрировала успехи советской промышленности. Стало ясно, что каждая новая модель Т-34 будет более сильной и лучше вооруженной.

Танк Т-34/76F. Модель F имела отличный от других моделей Т-34 внешний вид, в частности командирской панорамы. Главные отличия находились, однако, внутри танка Т-34/76F получил усовершенствованную и более эффективную ходовую часть. Старая четырехскоростная коробка передач была заменена на пятискоростную. Переключать передачи стало легче, скорость танка увеличилась. Были использованы усовершенствованные воздушные фильтры. Механическая часть Т-34/76F серьезно отличалась от ранних моделей Т-34. Тем не менее было изготовлено небольшое число танков этой модели, поскольку ситуация начала меняться кардинально. В 1943 году стало очевидно, что установленная на танк Т-34 76,2-мм пушка не соответствует требованиям времени. Модель получила множество усовершенствований, в том числе более мощную броню, но вооружение оставалось недостаточным. Появление немецких танков, оснащенных длинноствольными и имеющими высокую начальную скорость снаряда 75-мм и 88-мм пушками, окончательно подтвердило, что Т-34 должен получить более мощное вооружение. Результатом стало появление танка Т-34/85.

Танк Т-34/85-1. Разработанный в 1943 году Т-34/85 представлял собой перевооруженный танк Т-34 с 85-мм пушкой. Танк имел новую башню, первоначально разработанную для ганка КВ-85 с диаметром кольца 1,56 м. В увеличенной башне появилось место для еще одного члена экипажа, а командир танка получил возможность сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей, не отвлекаясь более на стрельбу из пушки. Первые Т-34/85-1 были направлены в элитные гвардейские танковые части. Новые пушки быстро доказали свою полезность. Они были разработаны на базе довоенной 85-мм зенитной пушки М1939, имели эффективную дальность стрельбы 1000 м и, как утверждалось, могли пробивать лобовую броню танков “Тигр” и “Пантера”.

Шасси и подвеска. Шасси танка Т-34, выполненные на основе системы Кристи, имели пять пар больших катков с промежутком между второй и третьей парами. Подвеска каждого катка была независимой и подвешивалась перпендикулярно на винтовой пружине внутри корпуса. Ведущая звездочка устанавливалась сзади, что снижало уязвимость. Та же система применялась на машинах серии БТ. Ведущие звездочки вращали широкие литые гусеницы из марганцовистой стали с центральными направляющими шипами, расположенными на чередующихся траках. Широкие гусеницы давали небольшое удельное давление на грунт, не превышающее 0,7-0,75 кг/см2. У британских, немецких и американских танков величина этого параметра составляла 0,95-1,0 кг/см2. Надгусеничные полки закрывали верхнюю часть системы подвески и выступали на 25 см в передней части корпуса и на 10 см – в задней. Подвеска позволяла танку Т-34 сохранять высокую скорость даже при движении по сильно пересеченной местности, в то время как широкие гусеницы танка массой 28,3 т давали возможность двигаться по грязи и глубокому снегу.

Корпус и бронирование. Корпус, спроектированный Николаем Кучеренко, нависал над гусеницами и имел наклонные борта. Он сваривался из катаных листов гомогенной стали. Толщина брони корпуса спереди составляла 45-мм, 40-мм с тыла и 20-мм сверху. Качество сварки было очень плохим, но не настолько, чтобы допускать разрушения сварных швов. Передний броневой лист толщиной 45-мм, установленный под углом 60 градусов, не имел никаких отверстий, за исключением люка механика-водителя и амбразуры шаровой пулеметной установки. В люке механика-водителя имелся перископ. Наклонная броня давала отличную защиту от снарядов и по защитным свойствам была эквивалентна вертикальной бронеплите толщиной 75-мм. Фактически танк Т-34 был самым неуязвимым в 1941 году. Крыша задней части корпуса за башней была слегка приподнята, на ней были размещены жалюзи моторного отделения и выхлопные трубы. Верхняя задняя плита и крышка двигателя крепились винтами. В случае необходимости замены двигателя или трансмиссии их можно было снять.

Двигатель. Двигатель располагался в задней части корпуса и представлял собой V-образный четырехтактный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, первоначально разработанный для танка БТ-7М. Данная версия двигателя объемом 3,8 литра была модернизирована под Т-34. При 1800 об/мин развивал мощность 493 л.с. Соотношение мощность/масса составило 18,8 л.с. на тонну, что позволяло танку Т-34 развивать скорость 54 км/ч на шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности в зависимости от ее характера при среднем расходе топлива 1,84 л/км. При движении по шоссе этот параметр значительно улучшался. Двигатель В-2 позволял также значительно увеличить запас хода Т-34 (до 464 км) по сравнению с танками, имевшими обычные бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Главный топливный бак находился внутри корпуса, четыре вспомогательных бака цилиндрической формы – на бортах и два бака меньших размеров – на корме. Трансмиссия располагалась в кормовой части корпуса и не загромождала боевое отделение и отделение управления. В начале войны трансмиссия была ненадежной, поэтому некоторые экипажи возили запасные трансмиссии, привязывая их тросами к моторному отделению.

Башня. Все модели танка Т-34 имели низкую башню. Хотя низкий силуэт башни был полезен в бою, он ограничивал склонение стволов основного и вспомогательного вооружения, особенно на обратном уклоне или при стрельбе на короткой дистанции. Кроме того, внутри башни было тесно. Из отделения управления можно было сразу попасть в башню. На более поздних моделях к башне и корпусу стали приваривать поручни для десанта.

Механик-водитель и органы управления. Место управления было отделено от моторного отделения перегородкой. Рабочее место механика-водителя располагалось в левой части корпуса. Оно было оснащено большим люком, закрепленным на шарнирах. В люке имелся перископ для наблюдения. Механик-водитель управлял танком с помощью системы с бортовым фрикционом и тормозом. Управление системой осуществлялось посредством двух управляющих рычагов и рычага переключения передач, а также педалями сцепления и ножным тормозом. Рычаги соединялись с трансмиссией в кормовой части с помощью металлических тяг, проходящих вдоль днища ганка. Для управления танком Т-34 надо было прикладывать больше физических усилий, чем для управления машинами западного производства, на которых трансмиссия и коробка передач располагались рядом друг с другом. Механикам-водителям танков Т-34 часто приходилось пользоваться деревянным молотком, если рычаги заедало. Четырех-скоростную коробку передач на 100 последних танках Т-34 образца 1943 года сменила пятискоростная. В результате стало легче переключать передачи и увеличивать скорость танка. В полу находились педали впрыска топлива, сцепления и тормоза. В днище имелась педаль (часто называемая “десантной”), которая позволяла остановить танк. Имелись также два баллона с сжатым воздухом для запуска двигателя при низких температурах.

Стрелок-радист. Рабочее место стрелка-радиста располагалось справа в передней части корпуса. Люк для покидания машины находился в днище прямо перед стрелком-радистом. Вооружение стрелка-радиста состояло из 7,62-мм танкового пулемета Дегтярева в шаровой установке с углом горизонтальной наводки 24 градуса и вертикальной наводкой от -6 до +12 градусов. Пулеметы, устанавливаемые на танки образца 1942 года, оснащались бронемаской. Несмотря на то что в начале войны на большинстве танков Т-34 радиостанции отсутствовали и из-за острого дефицита личного состава место радиста пустовало, количество оснащенных рациями танков постоянно росло. В 1941 г. машины командиров танковых рот оснащались радиостанцией 71-ТК-З. Предпринимались усилия по оснащению радиостанциями танков командиров взводов. В течение первых двух лет войны применялись также рации 71-ТК-1. Положение улучшилось, когда в конце 1942 г. началось массовое применение радиостанций 9-Р. Хотя радиус действия этих радиостанций составлял 24 км, в движении они были эффективны на расстоянии 8 км.

Немцы, уделявшие повышенное внимание обеспечению экипажей устойчивой радиосвязью, отмечали низкое качество тактического взаимодействия советских машин. Из-за отсутствия радиосвязи русским приходилось полагаться на сигналы флажками. В люке башни предусматривалось даже специальное отверстие для подачи сигналов с помощью флажков. На практике это было очень неудобно – командир взвода был слишком занят управлением собственным танком и стрельбой. Часто он просто давал команду другим экипажам следовать за ним. Ситуация улучшилась, когда объем производства радиостанций увеличился, и к лету 1943 года 75-80 процентов всех машин уже были ими оснащены. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью системы ТУП. Танковые шлемы были оборудованы наушниками и горловыми микрофонами.

Командир танка и заряжающий. Главным недостатком всех танков Т-34 была плохая эргономика башни. В башнях немецких машин находились три человека: стрелок, заряжающий и командир танка, отвечавший за наблюдение за местностью, управление экипажем и координацию действий с остальными танками подразделения. Совсем другая ситуация имела место в тесных, рассчитанных на двоих башнях Т-34. Командир имел те же задачи, что и немецкий, кроме того, он должен был вести огонь из пушки. Это – само по себе серьезное дело, которое отвлекало командира от выполнения его командирских обязанностей. Заряжание также занимало много времени. Несмотря на это, советское командование провело короткий и неудачный эксперимент, возложив ответственность за заряжание орудия вместо стрельбы на командира танка. Члены экипажа, по долгу службы находившиеся в башне, сидели на сиденьях, свешивавшихся с башенного погона. Командир сидел слева от орудия, а заряжающий, который должен был также стрелять из спаренного с пушкой пулемета, справа.

Качество оптического оборудования танка Т-34 уступало качеству оборудования немецких танков. Главный 2,5-кратный телескопический прицел ТОД-6, который устанавливали на первые модели Т-34, был позже заменен на прицел ТМФД. Танки, уходившие в бой прямо с конвейера Сталинградского тракторного завода осенью 1942 года, часто вообще не имели прицелов. Они могли стрелять только прямой наводкой. Прицеливание осуществлялось заряжающим прямо через ствол. Для наблюдения за окружающей местностью командир и заряжающий использовали перископ ПТ-6. Позже стали применяться перископы ПТ-4-7 и ПТ-5. Из-за вызванного войной дефицита часто перископы для заряжающих не устанавливались. Поле зрения перископа было очень узким, и его не могли увеличить отверстия в броне, сделанные на уровне плеч командира и заряжающего. Под отверстиями для наблюдения находились амбразуры для стрельбы из пистолета, еще одна амбразура. На более поздних моделях Т-34 эти амбразуры отсутствовали.

Многие немецкие командиры экипажей предпочитали вести бой, высунув голову из люка. Это обеспечивало им обзор на 360 градусов. Если бы это попытался сделать командир Т-34, то большой открывающийся вперед люк почти полностью перекрыл бы ему обзор. Ему пришлось бы сидеть прямо на башне, не только рискуя попасть под огонь противника, но и получить удар очень тяжелым люком. Размер люка был такой, что, будучи открыт, он открывал и заряжающего. Танки Т-34 образца 1943 года имели отдельные люки для командира и заряжающего, но только на последних моделях устанавливались приборы наблюдения, обеспечивавшие обзор на 360 градусов. Сама башня первоначально изготавливалась из катаного листа с пушкой в литой люльке. На модели 1941 года литую люльку заменили угловой люлькой на болтах. В 1942 г. на вооружение приняли литую башню с толщиной брони 52-мм, хотя она ничем не отличалась от башни из катаного листа.

Основное вооружение. Первые танки Т-34 образца 1940 года были вооружены короткой 76,2-мм пушкой Л-11 образца 1938 года с длиной ствола 30,5 калибра. В 1941 г. очень небольшое количество Т-34 было вооружено 57-мм длинноствольной пушкой большой мощности ЗИС-4, предназначенной для поражения легкобронированных целей на больших дистанциях. Большая мощность пушки компенсировала уменьшение калибра. Но Л-11 осталась стандартной пушкой для Т-34 образца 1940 г.

Однако инженеры располагали более удачной пушкой, хотя возникали затруднения бюрократического характера по ее установке. ОКБ завода № 92 во главе с конструктором В.Грабиным разработало новую 76,2-мм пушку Ф-32. Ее устанавливали на новые тяжелые танки КВ. При стрельбе по бронированным целям из-за более длинного ствола пушка показывала гораздо лучшие результаты по сравнению с Л-11, которой были оснащены танки Т-34 образца 1940 года. К концу 1940 г. сотрудник ОКБ В. Грабина, П.Муравьев, адаптировал пушку Ф-32 для установки на Т-34 и на ее базе разработал новую пушку (Ф-34 с длиной ствола 42 калибра), значительно превосходящую Л-11. По собственной инициативе В.Грабин и директор завода № 92 А. Елян начали производство Ф-34 вместе с Л-11 и отправили обе пушки на Харьковский завод, занятый изготовлением танков Т-34.

Танки этой модели (Т-34 образца 1941 г.) в основном использовались в качестве танков командиров взводов и рот и после начала германского вторжения очень хорошо показали себя в боях, благодаря возросшей огневой мощи. Сталину стало об этом известно из репортажей военных корреспондентов с передовой. Части, сражавшиеся на передовой, требовали больше танков, оснащенных эффективной пушкой Ф-34, чем Л-11, поэтому летом 1941 года Государственный Комитет Обороны окончательно утвердил пушку Ф-34 в качестве стандартной для танка Т-34. Ф-34 имела обычную полуавтоматическую казенную часть. Командир мог стрелять как вручную, так и с помощью педали; он отвечал за горизонтальное вращение башни вручную или с помощью электропривода. При стрельбе из Ф-34 эти снаряды пробивали броню немецких РzKpfw III и IV (толщина лобовой брони 50-мм) с почти любой дистанции.

Ф-34 давала Т-34 такое преимущество в дальности и поражающей силе, что немцы с превеликим трудом противостояли танку Т-34. РzKpfw IV с лобовой броней толщиной 80-мм был принят на вооружение лишь весной 1943 года. Красная Армия продолжала оставаться на лидирующих позициях – был принят на вооружение бронебойный снаряд БР-350П. Он пробивал 92-мм броню при стрельбе с дистанции 500 м – примерно на таком расстоянии ведется стрельба в танковом бою. Однако появление на фронте в 1943 году новых немецких танков, специально разработанных для борьбы с Т-34, кардинально изменило ситуацию. При стрельбе с обычной дистанции Ф-34 не могла пробить лобовую броню “Тигров” и “Пантер”. Во время сражения под Курском в июле 1943 года танки Т-34 были вынуждены приближаться к немецким танкам на дистанцию стрельбы прямой наводкой либо маневрировать таким образом, чтобы выйти им во фланг или в тыл. Проблему удалось решить, когда в конце 1943 года на вооружение была принята 85-мм пушка. Первоначально боезапас Т-34 составлял 77 выстрелов. На Т-34 образца 1943 года он был увеличен до 100 выстрелов. Стандартный боекомплект состоял из 19 выстрелов БР-350ААП, 53 выстрелов Ф-354 или ОФ-350ХЕ и 5 выстрелов СХ-350.

Дополнительное вооружение. Первые 115 танков Т-34 образца 1940 года были вооружены пулеметом ДТ в тыловой части башни для стрельбы назад. Пулемет образца 1928 года имел прицельную дальность стрельбы 800 м и скорострельность 600 выстрелов в минуту. Во избежание заедания и перегрева скорострельность снижали до 125 выстрелов в минуту. Пулемет имел выдвижной металлический приклад, деревянную пистолетную рукоятку и отдельный оптический прицел вместо устанавливаемого на пехотном пулемете диоптрического. В магазине дискового типа находилось 60 патронов, размещавшихся в два ряда. Всего в боекомплекте имелось 35 дисков, одна половина из которых хранилась в стойках на задней стенке башни, а другая – в передней части корпуса рядом с местом стрелка-радиста.

Новая шестиугольная башня. Заместителю народного комиссара обороны и начальнику Главного артиллерийского управления Г.И.Кулику танк Т-34 не нравился, поэтому он настоял на внесении различных изменений. В результате производство танков Т-34 на ранних стадиях было прервано, и Совет Народных Комиссаров приказал разработать программу усовершенствования Т-34. Усовершенствованная машина получила обозначение Т-34М. Выполнение проекта было прекращено. Морозов разработал для Т-34М новую башню с учетом недостатков, выявленных при боевом применении машин ранних моделей. Например, германские пехотинцы из команд по борьбе с танками взбирались со стороны кормы на боевую машину и устанавливали под выступ башни дисковую противотанковую мину. Кроме того, выступ образовывал ловушку, от которой попадавшие снаряды отскакивали прямо в уязвимый башенный погон. Разработанная Морозовым новая литая башня шестиугольной формы впервые была установлена на танк Т-34 образца 1943 года. Она была лишена многих недостатков: не имела выступа, была существенно проще в изготовлении и крупнее, чем башни ранних образцов. Следовательно, в башне было немного больше места для экипажа. Однако проблема маленького и перегруженного работой экипажа была окончательно решена лишь при появлении трехместной башни танка Т-34/85, производство которого началось зимой 1943 года.

Тактико-технические характеристики Т-34-85 обр. 1944 г.

Длина, м – 5,92 Длина с пушкой, м – 8,1 Ширина, м – 3,0 Высота, м – 2,72 Боевая масса, т – 32,0 Вооружение: Пушка – 1 x 85-мм С-53 Пулеметы – 2 x 7,62-мм ДТ Подвижность: Макс.скорость по шоссе, км/ч – 54 Запас хода по шоссе, км – 300-400 Бронирование: Лоб корпуса, мм – 45 Борта и корма корпуса, мм – 45 Лоб башни, мм – 40-90 Борта и корма башни, мм – 52-75 Крыша, мм – 16-20 Днище, мм – 13-20

Перевод чертежа

Для меня перевод чертежа был всегда главным процессом в работе. Я расскажу Вам пару правил, а так же советов для качественного перевода чертежа. Многие переводят чертеж на фанеру не только при помощи карандаша и копировки, но и при помощи «Черной ленты», склеивают чертеж с фанерой, затем смывают чертеж водой и на фанере остается разметка чертежа. Вообще способов много, но я расскажу о самом распространенном способе. Для перевода чертежа на заготовленную фанеру необходимо использовать копировку, линейку, острый карандаш и не пишущую ручку. Чертеж закрепите, в фанере при помощи кнопок или просто придерживайте левой рукой. Проверьте, подходит ли чертеж по габаритам. Чертеж часов расположите так, чтобы как можно экономичнее использовать лист фанеры. Переводите чертеж при помощи не пишущей ручки и линейки. Торопиться не стоит, ведь от чертежа зависит Ваша будущая поделка.

Этапы рождения новой машины

Основное требование, которое военные предъявили конструкторам танка, заключалось в повышении огневой мощи машины. Короткоствольная 76-мм пушка, стоявшая на советских машинах, не могла эффективно бороться с толстой броней новых немецких танков. Начальная скорость полета снаряда была не достаточной для пробития брони на оптимальных расстояниях для ведения танкового боя. Танку нужна была более мощная пушка, снаряды которой могли бы поражать бронированную технику противника на больших дистанциях.

Нельзя сказать, что советские танкостроители сидели все это время, сложа руки. В распоряжении конструкторов имелась готовая техническая документация на новый танк Т-43, являвшийся продолжением модели Т 34-76. Однако использовать эту машину под установку более мощной пушки оказалось невозможно. Было принято решение внести в стандартную конструкцию машины изменения, которые бы позволили установить на танк мощную длинноствольную пушку. Основная модернизация коснулась танковой башни. Корпус машины решили оставить без изменений, стараясь с появлением новой модификации не снизить основное производство. Не стали трогать и силовую установку.

Маневренность советского танка Т-34-76 была удовлетворительной, моторная база отвечала условиям эксплуатации в полевых условиях. Отличалась хорошими характеристиками и ходовая часть машины.

Новая машина получила новое обозначение Т 34 85, к которому добавились цифры 85 – калибр новой пушки. На первых чертежах модель имела увеличенную башню, в которой вместо 76-мм пушки установили 85-мм пушку Д-5Т. В дальнейшем при проектировании башни выяснилось, что это казенная часть этого орудия занимает много внутреннего башенного пространства. В окончательном варианте танк стал выпускаться с пушкой ЗИС-С-53 или просто С-53. Опытные стрельбы показали, что снаряды пушки С-53, выпущенные с дистанции 1500-2000 метров могли пробивать броневые плиты толщиной 100 мм. Подкалиберные снаряды успешно справлялись с лобовой и бортовой броней немецких танков Pz.V и Pz.IV на меньших дистанциях, 500-700 метров.

В ходе боя с немецкими тяжелыми танками во время операции «Багратион» (лето 1944 года) и на озере Балатон (март 1945 года) выяснилось, что Т 34 85 с орудием С-53 не может вести артиллерийские дуэли с немецкими танками. Для эффективного поражения немецкой бронетехники на прямых дистанциях боя требовался больший калибр, 100 мм. и выше. Участие в операциях советских самоходок СУ 100 наглядно показало, насколько важно в данном случае увеличение калибра. Советские «саушки» с дистанции в 1,5-2 км. прошивали броню немецких «пантер» и «тигров».

Если с орудием вопрос был решен достаточно быстро, то с конструированием башни конструкторам пришлось повозиться дольше. Проблема заключалась в технической необходимости увеличить погон. Танковая башня новой «тридцатьчетвёрки» имела литую конструкцию, значительно большую массу и увеличенные габариты. Форма корпуса не давала больших возможностей для технологического маневра. Параметры башенного погона для новой башни Т 34 85 были предельными. В данном случае сказалась ограниченность технологического ресурса конструкции машины для последующей модернизации.

Новая башня имела увеличенное внутреннее пространство, что позволило увеличить экипаж машины на одного человека. Рядом с командиром машины теперь находился пятый член экипажа – наводчик. Это в свою очередь улучшило качество управления танком в бою, значительно сократило время на подготовку к выстрелу.

В новой машине значительно улучшилась обитаемость пространства. Для удаления из башни пороховых газов машину оснастили мощными вентиляторами. Сверху на башне установили командирскую башенку, которая улучшила командиру машины обзорность. В отличие от своей предшественницы, машины Т-34-76, новая тридцатьчетверка выглядела более современной машиной.

Для серийного производства многие узлы машины, оборудование танка Т 34 85 было стандартизированы. Это позволило сохранить высокие темпы производства основного советского танка на протяжении всего последующего периода.

Основные тактико-технические характеристики нового танка выглядели следующим образом:

  • масса машины 32 тонны;
  • высота танка составляла 2700 мм;
  • дизельный двигатель V2 мощностью 500 л/с;
  • скорость движения по пересеченной местности составляла 30 км/ч, по шоссе – 55 км/ч;
  • запас хода 250 км;
  • вооружение машины состояло из 85 –мм пушки С-53, двух 7,62 мм курсовых пулеметов;
  • экипаж танка 5 человек.

Делая обзор тактико-технических характеристик машины можно говорить о том, что советское танкостроение перешло на качественно новый уровень. Чертежи Т 34 85 показывают, насколько новая машина была адаптирована под массовое серийное производство в условиях военного времени.

Просверливаем отверстия в деталях

Как Вы уже заметили, что в деталях присутствуют части пазов, которые необходимо выпилить изнутри. Чтобы выпилить такие детали необходимо просверлить в них отверстия про помощи ручной дрели или, как по старинке проделать отверстия шилом. Кстати, диаметр отверстия должен быть не менее 1-мм иначе можно повредить элементы чертежа, которые, увы, иногда, сложно восстановить. Чтобы при просверливании отверстий не повредить Ваш рабочий стол необходимо подложить под заготовку дощечку, чтобы не повредить рабочий стол. Просверливать отверстия одному всегда трудно и поэтому попросите товарища помочь Вам в вашем деле.

Выпиливание деталей

Правил по выпиливанию много, но основываться нужно к самым распространенным. Первым делом необходимо выпилить внутренние детали, только потом по наружному узору. При выпиливании торопиться не нужно. Главное, при выпиливании держать лобзик всегда прямо под углом 90 градусов. Выпиливайте детали по точно размеченным вами линиям. Движения лобзика должно быть всегда ровными вверх-вниз. Так же не забывайте следить за своей осанкой. Старайтесь не допускать скосов и неровностей. Если при выпиливании вы сошли с линии, не стоит переживать. Такие скосы, неровности можно удалить при помощи плоских напильников или «Крупнозернистой» шкуркой.

Зачистка Деталей

Зачищать детали будущей поделки нужно всегда тщательно. В самом начале работы Вы уже зачищали фанеру наждачной бумагой. Сейчас Вам предстоит уже малая часть зачистки фанеры. «Среднезернистой» шкуркой зачищайте ребра деталей и заднюю часть фанеры. «Мелкозернистая» шкурка считается завершающей стадией зачистки деталей. Мелкой шкуркой лучше зачищать лицевую часть деталей. При обработке фанеры не торопитесь. Можно воспользоваться и закругленным напильником, при помощи которого удобно зачищать внутреннюю часть отверстий. Старайтесь, чтобы детали получились без заусенцев и неровностей.

Творческие проекты и работы учащихся

Предложенная автором творческая работа по технологии «Модель танка Т-34 своими руками» будет интересна для учеников 3 класса, 4 класса, 5 класса, а также для всех, кто любит своими руками создавать интересные модели танков из дерева. Данная работа содержит в себе информацию о расчетах и планировании моделирования Т-34.

Подробнее о проекте:

Созданный учеником 3 класса творческий проект по технологии «Модель танка Т-34 своими руками» содержит этапы проектирования модели танка Т-34 из древесины лиственных по­род: осины и березы, используя для обработки дерева инструменты, которые представлены в школьной мастерской.
В представленном творческом проекте по технологии о моделировании танка Т-34 автор по схеме изготавливает данное изделие — модель танка из подручных материалов (дерева), которое станет прекрасным подарком. В проекте подбираются инструменты, принадлежности и оборудование для работы, грамотно описана технологическая последовательность моделирования танка Т-34 (танчика).

Оглавление

Введение 1. Эскизы деталей для танка. 2. Рекламный проспект танка. 3. Новые умения и знания, полученные при изготовлении модели танка. 4. Самостоятельная оценка модели танка. Литература Приложение

Введение

Целью творческого проекта является выполнение такого изделия, которое наиболее полно представляло мои знания, умения, навыки, приобретенные в процессе обучения на уроках технологии.

Задачи проекта:

  1. Изготовить модель танка Т-34.
  2. Совершенствовать навыки и приемы работы, полученные на уроках технологии.
  3. Больше узнать о способах расчета и планирования и работы.
  4. Оценить проделанную работу.

Обоснование темы проекта. Я решил изготовить модель танка. В магазинах можно найти самые разнообразные модели, но сде­ланные из металла стоят очень дорого, а пластмассо­вые быстро ломаются. Поэтому я решил смастерить модель своими руками. Наиболее инте­ресной для меня стала модель танка Т-34.
Для ее изготовления можно использовать лю­бые материалы: плотный картон, жесть, проволоку или древесину. Я выбрал древесину лиственных по­род осину и березу, она хорошо обраба­тывается, отдельные детали изделия можно соеди­нить с помощью клея ПВА, поверхность покрыть масляной краской. Инструменты для обработки древе­сины есть в нашей мастерской.

На изготовление модели пойдет совсем немного материала, она не будет дорогой. Для того чтобы модель было легко изготовить, нужно разработать несложную технологию ее изготовления. Если что-то в готовой модели будет выглядеть недостаточно хо­рошо, всегда есть возможность ее доработать.

Основные проблемы выполнения проекта

При выборе и выполнении изделия я должен учесть:

  • уровень своих способностей;
  • необходимость такого изделия;
  • затраты на приобретение материалов и инструменты для работы;
  • количество времени, необходимого для выполнения изделия.

При изготовлении автомобиля надо принять во внимание следующие факторы:

Выбор конструкции модели танка

Танки мы часто видим в журна­лах, на экране телевизора, и их внешний вид нам знаком. Но модель, в точности повторяющую форму реального танка, изготовить очень сложно. По­этому лучше остановиться на конструкции танка упрощенной. Чертеж танка нашел в интернете приложение рис. 1.

Эскизы деталей для танка

Разработку изделия начали с выбора имеющего материала. Плаха толщиной 50 мм. Выбираем высоту корпуса за основу. С помощью углового коэффициента производим расчет размеров нашего танка. Угловой коэффициент равен 1,6, т.е. размер с чертежа увеличиваем в 1,6 раза.

На заготовке производим разметку: отмечаем длину, ширину и высоту танка. Вырезаем танк по контуру. Вымеряем все остальные размеры по чертежу и пытаемся изготовить танк по нашим размерам. Гусеницы изготовим из деревянных брусков. Крылья изготавливаем из жести.

Эти детали крепим к корпусу с помощью гвоздей. Башня изготавливается из доски. Форму и размеры берем с чертежа. Пушку танка вытачивать на станке. В башне сверлим отверстие для пушки. В отверстие забиваем пушку, предварительно смазав клеем. Башню к корпусу креплю с помощью самореза. Красим танк масляной краской. Изготовил ящик, бак, пилу двух ручную, трос. Все это креплю на танке.

Зачистить все изделие мелкозернистой шли­фовальной шкуркой и покрыть масляной краской.

Эскизы деталей для танка

Для изготовления корпуса модели танка использована заготовка размером 220х100х50мм, 2 за­готовки для гусениц 220х30х20 мм, башня 80х 70х50 мм из осины, ствол пушки из берёзы размером 150х20х20 мм, стоимостью — 12 р.

Стоимость одного шурупа за штуку равна — 0,4 р.

Для сборки изделия на клею потребовался тюбик клея, гвозди для крепления гусениц и крыльев, полоску жести, краску на отделку изделия все принес из дому.

Стоимость материалов для изготовления модели танка составила: 12 + 0,4 = 12,4 р.

Рекламный проспект танка

Фирма ИГРУШКА предлагает разнообразные иг­рушки из древесины. Они просты, надежны, сделаны из экологически чистых материалов.

Приобретайте игрушки у нас, и вы будете приятно удивлены качеством и нашими ценами.

Новые умения и знания, полученные при изготовлении модели танка

При выполнении этой работы я узнал названия многих растений , время их цветения , место произрастания.

При изготовлении проекта я научился аккуратно выполнять работу, развил свой эстетический вкус, приобрел навык оформления проекта.

Самостоятельная оценка модели танка

Мне очень нравится мой танк. Когда я на него смотрю, вижу перед собой танк прадеда, на котором он воевал. Когда я буду служить в армии, то буду тоже управлять танком, только современным.

Проект понравился моим знакомым. Этот танк будет служить прекрасным украшением интерьера. Приложение рис. 2.

Литература

  1. Коваленко В. И., Куленёк В. В.»Объекты труда» Москва, «Просвещение» 1990год.
  2. Школа и производство 2006 год №4.
  3. Школа и производство 2001 год №7.
  4. Технология. Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков Под. ред. В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 2010

Приложение

Рис.1

Рис. 2

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Лакировка поделки

По желанию можно преобразить нашу поделку, покрыв его лаком «По дереву» лучше бесцветным. Читайте как лучше Лакировать поделку. Постарайтесь выбрать качественный лак. Лакирование производите при помощи специальной кисти «Для клея». Не торопитесь. Старайтесь не оставлять видимых разводов и царапинок на поделке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]